Законно ли то,что ребенка не принимают в школу?

Не берут в школу. Когда это законно?

Законно ли то,что ребенка не принимают в школу?

Нарушение прав ребенка: почему отказ в записи украинца в первый класс обернулся судебным процессом?

В этом году День знаний маленький Арсений из Украины снова праздновал не на линейке с одноклассниками, а дома. Прошлым летом руководство столичного ГБОУ Школа № 2065 не приняло мальчика в первый класс, объяснив родителям-иностранцам, что это невозможно, пока они не предоставят РВП или Вид на жительство в России.

Доказывая неправомерность подобного запроса, семья Ковпан дошла до суда, где представители образовательного учреждения стали утверждать, будто причина отказа на самом деле была другой – отсутствие свободных мест.

Плюс ко всему, несмотря на то, что ребенок до сих пор не записан в школу, юрист ГБОУ настаивает на том, что истцом пропущен срок на защиту прав в суде.

28 августа, за четыре дня до начала нового учебного года, Московский городской суд оставил без изменения решение Мещанского суда Москвы по вопросу доступа Арсения Ковпан к образованию. Судебная коллегия Мосгорсуда руководствовалась статьями 308 и 311 КАС РФ («Пределы рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции» и «Судебный акт суда апелляционной инстанции»).

Мещанский районный суд в апреле этого года отказал Ирине Ковпан в удовлетворении административного иска к директорам двух московских школ и Департаменту образования о незаконных действиях руководства учебных заведений и бездействия чиновников при решении вопроса о записи ее сына в первый класс.

Официальная формулировка отказа была такой: действия должностных лиц административных ответчиков «в полной мере соответствовали требованиям действующего законодательства» плюс «истек срок давности по делу», который составляет три месяца.

Хронология событий:

— Летом 2014 года семья Ковпан (Юрий, Ирина, дочь Ярослава и сын Арсений) приехали в Москву.

Накануне 1 сентября дочь пошла в школу №2065 (с которой теперь судится семья): ни РВП, ни Вид на жительство, ни регистрацию по месту пребывания или проживания, у них не спрашивали.

Все было в рамках закона: 43 статья Конституции РФ гарантирует всем (и россиянам, и иностранцам) общедоступность и бесплатность дошкольного и школьного образования.

— 24 июня 2016 года Ковпан пришли записывать в первый класс школы №2065 сына Арсения.

Внезапно родителям отказали в приеме заявления на основании отсутствия регистрации по месту жительства, которая выдается обладателям Разрешения на временное пребывание (РВП) или Вида на жительство.

У семьи была стандартная постановка на миграционный учет, которая также зовется регистрацией по месту пребывания. Юрий объяснил в школе, что даже если бы у него не было никакой регистрации, то и в этом случае ребенок имел бы право на образование.

Более того, он уточнил, что живет и работает в России абсолютно законно, имеет трудовой патент – документ, который наравне с РВП и ВЖ позволяет иностранцу легально жить и работать на территории РФ. Сотрудники школы, не разбирающиеся в миграционных законах, но взявшие на себя функции органа, который контролирует режим пребывание мигрантов в России, на эту информацию внимания не обратили.

Юрий Ковпан попросил предоставить отказ о приеме ребенка в школу в письменной форме. Бумагу родителям не дали и попросили прийти на следующий день к директору.

На встрече с главой школы Ковпан снова услышали, что их ребенка в первый класс не запишут, так как «предоставлен неполный пакет документов».

Письменно отказ директор не оформил, уверив родителей, что и не отказывает вовсе, а просто просит донести некоторые бумаги.

— 26 июня 2016 года Юрий Ковпан написал письмо (по электронной почте) в Департамент образования Москвы с просьбой дать оценку действиям представителей школы № 2065 и подсказать, как быть дальше. Департамент переслал обращение в ГБОУ, поручив сформулировать ответ.

— 5 июля 2016 из образовательного учреждения пришло письмо, в котором говорилось, что Арсения не записали в школу, так как родители якобы не предоставили сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на территории города Москвы.

Это не так. Регистрацию ребенка по месту пребывания Юрий Ковпан в школу принес, хотя это было и не обязательно.

В Приказе № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» прописано, что «Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации».

То, что слово «дополнительно» нужно читать как «необязательно» в августе 2015 года подтвердил Верховный суд России.

Высший судебный орган страны, хоть и отказал Комитету «Гражданское содействие» в удовлетворении иска о признании частично недействующими абзацев Приказа №32, где говорится о регистрации, но в своем решении указал, что регистрация носит «дополнительный характер по отношению к личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка, в том числе подаваемому в форме электронного документа (абзацы первый – третий пункта 9 Порядка), не может являться основанием для отказа в приеме ребенка в образовательную организацию при наличии в ней свободных мест». Иными словами, интерпретация слова «дополнительно» как «обязательно» – неправомерна, а единственная законная причина, по которой может быть отказано в приеме ребенка в школу – отсутствие в ней свободных мест.

В Приказе № 32 прописано, что до 1 июля принимаются заявления на обучение детей, родители которых предоставили регистрацию по месту пребывания или проживания в соседних со школой домах. А вот после 1 июля принимать должны всех детей – и тех, кто зарегистрирован в другом районе или городе, и тех, кто регистрацию не предоставил.

— 28 августа 2016 года Ирина Ковпан написала письменное заявление в школу № 2065 с просьбой зачислить Арсения в первый класс, и получила отказ в связи «с отсутствием свободных мест».

В этот же день родители Арсения сделали скриншот страницы сайта школы, на которой была размещена информация о наличии свободных мест в двух первых классах образовательного учреждения.

К началу суда сервер сайта был заменен, и эти данные пропали.

Теперь в суде представители школы настаивают на том, что именно это обращение было первым, и отказ был абсолютно законным.

— Осенью 2016 года Ковпан написали письмо в Министерство образования, но там обращение рассматривать не стали и направили бумагу вниз, в Департамент, откуда пришел ответ: «родители (законные представители) должны подтвердить факт регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории».

Тогда родители обратились в Комитет «Гражданское содействие», и при помощи юриста Сети «Миграция и право» Михаила Кушпеля написали письмо в прокуратуру Новомосковского административного округа. Там подтвердили, что Арсению было «неправомерно отказано в принятии заявления и в последующем зачислении» в первый класс.

Казалось бы, на этом конфликт должен был исчерпаться, но в школе, несмотря на документ, снова повторили: свободных мест нет.

Почему Департамент образования в ответ на это не предоставил информации о том, где же свободные места есть, стало понятно на заседании в Московском городском суде. В ходе своего выступления там, представитель Департамента образования Полосин М.

сказал: «На каждое обращение Ковпан мы давали ответы, и разъясняли, в том числе, что согласно статье 28 (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — прим.

ГС), зачисление детей в общеобразовательные организации является исключительно компетенции образовательных организаций».

По окончании суда представитель Департамента, которому родители Арсения хотели задать несколько вопросов относительно того, как же им действовать дальше, мгновенно покинул здание, не задерживаясь ни на секунду. Судя по всему, формальность во всем – лозунг сотрудников ведомства и их защитников.

«Когда я ознакомилась с материалами дела, я была в шоковом состоянии… Судья в своем решении указывает, что «административный истец не предоставил суду доказательств нарушения каких-либо своих прав и законных интересов оспариваемыми действиями административного ответчика».

Получается, что маленький ребенок, который получил отказ в доступе к образованию – это является нарушением прав и законных интересов как самого ребенка, так и его законных представителей», – подчеркивает адвокат «Гражданского содействия» Гульнара Бободжанова, присоединившаяся к отстаиванию права Арсения на образование в России.

Примечательно, что ни представители школы, ни Департамента не способствуют тому, чтобы Арсений начал ходить в школу. Никто не предлагает варианты, как разрешить ситуацию.

Все это время мальчик занимается с мамой дома. Но что примечательно, перевести сына на семейную форму обучения официально не получилось: в ответ на написанное заявление Ковпан получили ответ «мест нет».

«Что значит, мест нет, если нам не нужно место, речь о домашнем обучении. Они что, не читают даже заявления?», – недоумевает Ирина Ковпан.

Вероятно, с момента начала разбирательства с семьей украинцев сотрудники школьной администрации все же обратили внимание на закон и уяснили, что единственное законное основание для непринятия ребенка в школу – отсутствие свободных мест. И теперь эта формулировка кажется им своего рода оберегом.

Дарья Манина, Комитет «Гражданское содействие»

Источник: https://refugee.ru/ru/news/ne-berut-v-shkolu-kogda-eto-zakonno/

В каком случае школа может не принять ребенка

Законно ли то,что ребенка не принимают в школу?

В четверг Верховный суд России признал законным приказ Минобрнауки о порядке принятия детей в школы. Группа истцов пыталась его обжаловать, так как он, по их мнению, запрещает принимать в школы детей без прописки.

Оговорка “по их мнению” в данном случае имеет принципиальное юридическое значение. Ответчики уверяли, а с их доводами согласился и Верховный суд, что приказ на самом деле не закрывает школьные двери перед иногородними детьми.

Документ, вызвавший споры, вышел в январе прошлого года. Заявители отмечают, что при приеме детей в школу теперь прежде всего требуется регистрация по месту жительства или месту пребывания.

Иначе в приеме отказывают, и подобная ситуация, по словам истцов, возникла с 2014 года. Проблема коснулась детей как мигрантов из других стран, так и россиян, переехавших из одного региона в другой. Так рассказывают истцы.

Но, по словам ответчиков, прописку спрашивают только ради информации.

Эксперты, опрошенные “РГ”, подтвердили, что без прописки попасть в школу не так легко. “Не надо далеко ходить, могу рассказать на личном примере, – поведал один из экспертов. – Мы живем в Московской области.

В этом году моя дочь сдала экзамены в математические классы двух московских школ. Прошла и там, и там. Но в обеих школах нам сказали, что для зачисления нужна прописка, хотя бы временная. Честно говоря, я не увидел в этом большой проблемы.

Тем не менее да – без прописки в школы не берут”.

Более 98 процентов школ в РФ готовы к началу учебного года

В числе прочих заявителем по делу выступает Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам “Гражданское содействие”.

Заявители и правозащитники считают, что приказ противоречит Конституции России, Конвенции о правах ребенка и закона об образовании.

Данными нормативными документами гарантировано право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.

В свою очередь, министерство образования и науки России подчеркивает, что “свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, и отсутствие свидетельства о регистрации не может быть причиной для отказа в приеме в образовательную организацию”.

Иными словами, запрета как такового нет. Но есть разные обстоятельства, которые иногда могут помешать ребенку поступить в ту или иную школу.

Генпрокуратура проверит сомнительные обложки тетрадей

Отказать в приеме ребенка могут лишь в том случае, если в школе нет мест. Иных причин отказа не предусмотрено

“Доступ к общему образованию согласно российскому законодательству предоставляется всем детям без исключения, – уверяют в министерстве образования.

– В приеме в конкретную государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, это закреплено ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, и никаких иных причин для отказа в приказе министерства не содержится”.

Если в конкретной школе отсутствуют места, продолжают в ведомстве, то местные власти в случае поступления обращения родителя обязаны рассмотреть заявление и предоставить место в другой школе. По словам экспертов, так или иначе всегда существовала практика, когда в первую очередь в школу принимаются дети, живущие поблизости.

Вчера в ходе заседания истцы на возражения минобрнауки о неверном толковании норм оспариваемого документа ответили, что указанные пункты приказа расширяют компетенцию министерства в части установления оценки статуса иностранного гражданина на территории России.

А это, по их словам, относится к ведению иного органа исполнительной власти.

На Кубани появится сеть спецшкол для одаренных детей

В свою очередь, представители Минобрнауки отметили, что заявителями не указан нормативно-правовой акт, каким-либо образом вступающий по существу в противоречие с положениями оспариваемого приказа, ведь суть спора – в оспаривании так называемой абстрактной нормы.

К тому же ответчик подчеркивает необходимость соблюдения требований приказа, во-первых, с точки зрения закрепления детей за конкретными школами по территориальному признаку, а во вторых, с целью реализации государственной политики в сфере образования.

Ведомством были предусмотрены различные ситуации при приеме детей в школу, все они зафиксированы в оспариваемом документе, и право на образование гарантировано. А свидетельство о регистрации является лишь подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, не выступая причиной для отказа в приеме в образовательную организацию.

К тому же некоторые оспариваемые нормы, как пояснил ответчик, носят информационный характер и призваны оградить директоров школ от административной ответственности.

Источник: https://rg.ru/2015/08/27/shkola.html

Школа по месту прописки – что делать, если нет мест и не берут

Законно ли то,что ребенка не принимают в школу?

На сегодняшний день получение среднего образования является основной задачей любого ребёнка.

Но иногда случается так, что администрация школы отказывает в приёме, мотивируя это отсутствием мест в учебном заведении и другими неправомерными причинами.

Родители ни в коем случае не должны поддаваться на подобные уловки, и важно стараться добиться поставленной цели, поскольку путей для её исполнения предостаточно, точно так же как и мер для наказания директора и его подчинённых.

Имеют ли право школы не принимать учащихся по месту прописки?

Родители должно чётко понимать следующее: абсолютно все школы зарегистрированы в определённых микрорайонах, которые они обязаны обслуживать, поэтому любой ребёнок, проживающий в закреплённом за учебным заведением районе, имеет полное право посещать его, даже в том случае, если там не хватает мест.

Никто не имеет права вам отказать, в противном случае это можно трактовать как «прямое нарушение права на получение бесплатного образования» (выдержка из Конституции РФ).

Почему же многие школы предоставляют совершенно необоснованные причины, чтобы не брать ваше чадо к себе? Всё просто: подобные учебные заведения рассчитывают на взяточничество в особо крупных размерах, что, как известно, является ещё одним нарушением норм Конституции.

Особенно часто подобные ситуации возникают в престижных образовательных учреждениях, где созданы все условия для комфортного обучения (внеклассные кружки, высококвалифицированные учителя, бесплатный спорткомплекс и т. д.

) Попасть в такие учебные заведения достаточно трудно, но постараться и настоять на своём всё же следует.

Отсутствие взятки – основная причина “отказа” приёма в школу

Давайте рассмотрим несколько случаев. Как мы уже говорили ранее, самой распространённой ситуацией является отказ, мотивированный отсутствием свободных мест.

Но теперь-то вы знаете, что имеете полное право отдать ребёнка в данное учебное заведение несмотря ни на что.

Если директор отказывается выслушать вас, то в лёгкой форме пригрозите заявлением в Министерство образования, а после предложите ему следующие варианты:

  1. Подобрать класс в другой параллели, где есть свободные места (т. е. парты).
  2. Если таких классов нет, второй вариант предусматривает переход всех учащихся в более просторное помещение.
  3. Иногда случается так, что школьники посещают несколько кабинетов. В этом случае следует сделать так, чтобы учителя приходили к детям, а не наоборот.

Если такие предложения не помогут решить конфликт (что маловероятно), то директор как минимум должен будет пересмотреть списки учащихся из другого района и предоставить их вам. Но до такого доходит редко.

Иногда главы школ ссылаются и на другие причины, не связанные с отсутствием мест в учебном заведении. К примеру, достаточно часто отказ может быть связан с низкой успеваемостью в предшествующей школе.

В таком случае единственным правильным решением родителей будет обращение в муниципальный орган управления образованием, который контролирует работу учебного заведения.

Однако перед этим не забудьте потребовать письменный отказ от администрации школы с пояснением в двух экземплярах. Один останется у секретаря, а второй передадут вам.

Затем отправьте или отнесите данный документ в районный совет образования и уже через несколько дней вам должен будет прийти ответ. Если по каким-то причинам этого не произошло, советуем обращаться в вышестоящую инстанцию – городской совет. Крайними мерами можно считать суды и прокуратуру.

Также нередко директора просят вас подождать и уверяют, что в августе обязательно найдут место для ребёнка. Но, как показывает практика, такого никогда не случается и обнадёженные обещаниями родители вынуждены тратить своё драгоценное время на поиски других вариантов.

Решить конфликтную ситуацию можно и другим путём: после отказа вежливо попросите предоставить вам устав школы (документ, который по закону имеет каждое учебное заведение). В нём расписываются все права и обязанности администрации, учителей, рабочих и учащихся.

Но это для нас не совсем важно. информация, которую следует почерпнуть из этого документа, находится в разделе «правила приёма в школу».

Будьте уверены, после изучения бумаги вы найдёте для себя немало полезных данных, ссылка на которые позволит быстро решить проблему.

Иногда устав школы можно увидеть и в холле, но лучше попросить официальный документ

В каком случае вы можете получить обоснованный и правомерный отказ?

Сложности могут возникнуть лишь в том случае, если школа, в которую вы хотите отдать ребёнка, имеет статус «специализированная».

Да, по закону для таких случаев исключений быть не должно, поскольку деление по микрорайонам происходило ещё в советские времена, а тогда все учебные заведения были общеобразовательными.

Но за столь длительный период любое учреждение могло дополнить свой устав несколькими важными пунктами, препятствующими принятию даже по месту прописки.

Специализированные школы имеют право принимать по результатам собеседования

Но не стоит отчаиваться, вы можете попробовать отдать ребёнка и в специализированное заведение. Школьнику будет достаточно пройти собеседование, основной целью которого является проверка уровня знаний учащегося. Также в подобных школах возможен рейтинг, который и определит, сможет ли ваше чадо пройти или нет.

Не стоит забывать и о том, что конкурсная основа (согласно пункту 3 статьи 5 закона РФ об «Образовании») возможна лишь для учащихся старше первого класса.

Как видите, проблему отказа приёма в школу по месту прописки легко устранить обычным обращением в вышестоящие инстанции. Все директора прекрасно понимают, что подобные обращения могут обернуться для них не только штрафом, но и реальными судебными разбирательствами, поэтому обязательно пойдут на все уступки и возьмут ребёнка на учёбу!

Источник: https://shkolabuduschego.ru/roditelyam/chto-delat-esli-rebyonka-ne-berut-v-shkolu-po-mestu-propiski.html

Предъявите ваши права. Школы ждут детей по месту регистрации

Законно ли то,что ребенка не принимают в школу?

Новый порядок зачисления детей в начальную и базовую школу по месту регистрации вызвал неоднозначную реакцию. Достаточно простое и назревшее решение было направлено на самый логичный способ решить проблему. Первое – дети должны без проблем попадать в ближайшую к дому школу.

Второе – все государственные школы должны принимать детей из своего района без всяких дополнительных условий, собеседований и «взносов на шторы». Программы универсальные, требования одинаковые, да и коррупцию при зачислении ребенка в учебное заведение выносим, как принцип.

Но проект столкнулся с серьезным сопротивлением сразу по двум причинам.

Самое интересное, что новый порядок зачисления детей в школы по территориальному принципу полностью соответствует европейской практике. Есть границы «школьного района», которые определяют местные власти, гарантированное место за партой обеспечивает Закон. Украина ничем не хуже, разве что проблема с наличием мест у нас стоит острее, чем в ЕС.

Демографический кризис, а потом строительный бум привел к страшному перекосу. Если в селах и сельских районах часто катастрофически не хватало детей для того, чтобы имело смысл оставлять школу, то в крупных городах и пригородах новостройки росли, как грибы, а школы застройщики сдавать не спешили. Прибыли-то никакой.

И кризис с дефицитом мест не заставил себя ждать.

Там, где спрос превышает предложение, естественно есть коррупционный соблазн. Вот и стали государственные и коммунальные учебные заведения превращаться в «элитные», «не для всех» и «по конкурсу». Что самое смешное – без смены формы собственности, просто волей директора по согласованию с местной властью.

Быстро сложилась ситуация, что дети в Украине в принципе равны, но некоторые ровнее. И чтобы устроить ребенка в школу возле дома иногда одного желания недостаточно. Нужно пойти и поклониться директору конвертиком. Или оформить это в виде игры «подготовка к школе с репетитором». Игра, естественно, тоже платная.

В Киеве или пригородах – очень платная. Порой, сопоставима с честными расценками частных школ в области. Все, лавочка закрывается – школа по месту регистрации доступна независимо от интриг руководства и толщины кошелька родителей. И тут вместо «Перемога» раздались крики «Зрада».

И было от чего – новый подход действительно создает вполне реальные проблемы для многих.

Основанием для зачисления ребенка в школу является факт его проживания по конкретному адресу, который должен быть расположен на соответствующем участке. В качестве доказательства достаточно предъявить документ, удостоверяющий проживание.

Регистрация в паспорте отца или матери, договор аренды квартиры – что угодно. Но если регистрация по месту жительства никаких вопросов не вызывает, что для живущих в съемных квартирах это реальная проблема.

По приблизительным экспертным оценках регистрируют договора аренды квартир всего 5% проживающих.

И ты можешь пять лет прожить именно здесь, знать пофамильно всех соседей, дружить с участковым и продавцом в ларьке у подъезда, но согласно документам, зарегистрирован ты совершенно в другом городе. И приоритетное право на место за партой твоего ребенка именно там.

https://www.youtube.com/watch?v=bsRJdS3UlXc

Для понимания – налоговая инспекция Украины борется с нелегальным рынком аренды квартир с момента своего создания и всегда проигрывает. Не хотят владельцы «лишних» квартир регистрироваться в качестве ФОПа и платить даже минимальные налоги. Не привыкли. Да и субсидию при регистрации большего количества людей можно потерять.

Понятно, что все это не очень законно, да попробуй сломай систему. И даже в случае регистрации арендодатели постараются взвалить эти дополнительные расходы на плечи арендаторов – это у нас тоже на уровне рефлекса. А Министерство образования все эти не просто сложившиеся схемы, а впечатанные в цемент неофициальные традиции ставит под удар.

Согласитесь, легко эта проблема не решается. Конфликтов будет много.

Попутно возникли и другие препятствия. Например, что делать, если территориально твой ребенок приписан к школе не с украинским языком обучения. А с русским, как это бывает в Днепре (вполне реальный пример из жизни) или с венгерским, как в Закарпатье. Согласно проекту, таких коллизий быть вообще не должно.

Территории нарезаются по школам с украинским языком, а учебные заведения с языком национальных меньшинств территориальной привязки не имеют. Тем не менее, случаи, когда детей территориально приписывают к школе с языком обучения национальных меньшинств бывают. Мириться с этим нельзя, поскольку такое решение противозаконно.

Каждый гражданин Украины имеет право на получение образования на государственном языке. Задача органов власти – обеспечить это право. Так что необходимо обращаться в местные органы власти, обязательно в письменном виде. Чтобы при необходимости добавить им бодрости с помощью прокуратуры. И на всякий случай не помешает и писать в Минобразования.

Чтобы они расшевелили своих представителей в регионе. Но в данном случае все полномочия и деньги именно в руках местной власти.

Все вполне логично, но вот беда – с местами в школах у нас хронический дефицит. И Минобразования самостоятельно решить эту проблему не сможет. В глобальных масштабах этот вопрос должны закрыть в сотрудничестве с Минрегионстроем, но это потребует времени. Впрочем, о строительстве новых школ поговорим ниже.

Из этой же проблемы «растут ноги» и у другой кризисной ситуации – что делать, когда школа возле дома есть, законное право отдать ребенка именно в нее у тебя есть, а мест уже нет. Для многоэтажных микрорайонов – тоже не редкость. Как правило это уже прокол в работе местной власти.

При нарезке школьных территорий необходимо четко представлять количество детей в конкретном округе, количество мест в школе, возможность работы во вторую смену или альтернативное решение.

Согласитесь, в каждом конкретном случае и в каждом конкретном городе Министерство не сможет дать совет лучше, чем детально владеющие вопросом местные руководители.

Все эти шероховатости и сложности необходимо решить до окончательного утверждения нового Порядка. В настоящий момент процесс еще не закончен, именно потому, что остается много вот таких конкретных вопросов на местах. Именно поэтому Минобраз старается сделать процесс обсуждения максимально открытым для всех заинтересованных сторон.

Лучше сейчас потратить время, чем потом переделывать все уже на ходу. Хотя самая большая головная боль – общая нехватка мест и сколько тут не обсуждай, в итоге придется строить новые школы. Если застройщики жилых массивов оставят хоть немного места для подобных объектов. Но это вопросы опять к местной власти и тем, кто планирует перспективный план застройки. На будущее.

В уже построенных районах ничего не изменить.

Второй проблемой стала позиция родителей, которых подталкивают к ней заинтересованные администрации элитных государственных и коммунальных школ. Мол, если брать в школу всех детей по месту регистрации без собеседований и прочих тестов, то упадет высокий уровень образования. И будут умные деточки учиться в одном классе с не такими умными.

А это уравниловка и деградация. В Минобразования на эти заявления смотрят спокойно – мол, уровень везде будет нормальным, программа одинаковая для всех и ранжировать первоклассников явный перебор. Понятно, что это объяснение устраивает не всех. Ну и директора престижных школ не в восторге от такого переворота.

Суммы «на шторы» с таким подходом могут резко сократиться.

Со второй проблемой разобраться гораздо проще. Действительно, если юному дарованию без всяких шуток тесно в государственной школе, а денег родителям не жалко – добро пожаловать в частную. Да, там может оказаться дороже, но зато все требования родительского коллектива будут учтены.

Английский ежедневно? Французский вместо физкультуры? Во втором классе три языка в качестве факультатива и программирование? Любой каприз за ваши деньги. Кстати, для первой категории это тоже решение. В частной школе спрашивают квитанцию об уплате, а не регистрацию.

Вот только как раз у первой категории, снимающей квартиру не по прихоти, а по скромности дохода, денег на частную школу может не хватить. Так что так себе решение. Не для всех, увы.

Понятно, что безболезненного решения попросту не существует. И дело не только в том, что детей больше чем мест в школах. Дело в том, что демографическая карта Украины закрашена очень неравномерно.

Молодые семьи с детьми как правило выбирают большие города, там же идет очень плотная застройка. И если в райцентре мест в школе может быть просто с избытком, то в городах-спутниках под Киевом учеба в две-три смены реальность.

Государство своими силами эту проблему когда-нибудь решит. Возможно. Точно не завтра. Даже если взять в ежовые рукавицы застройщиков – пройдет несколько лет и не коснется уже выросших «муравейников». Частные школы могли бы справиться гораздо быстрее – в течение года или двух.

Вопрос денег. В настоящий момент сумасшедшего спроса на их услуги при существующем порядке цен нет. А без этого про бурный рост можно забыть.

В Минобразования предлагают интересный и компромиссный выход. Пусть деньги ходят за ребенком. То есть условно высчитываем – сколько школьников у нас в этом году, сколько денег бюджет выделяет на каждого и эти средства направляем именно на ту школу, куда пойдет ребенок. Вот тут уже учебные заведения начнут конкурировать за школьников.

Если государство финансирует среднее образование, то пусть эти деньги распределяют не абстрактно среди учебных заведений, а по количеству детей, которые они взяли. Вот и железная мотивация строить школы не только для местных властей, но и для инвесторов. Закон заработает уже с 2019 года, а на полную имплементацию уйдет от 2 до 5 лет.

Правда, в министерстве предупреждают, что чистой уравниловки тут не будет. То есть формула «1 ребенок-ученик равняется Х гривен в учебный год на счет школы» будет применяться не в чистом виде, а с поправкой.

Потому что частные школы с высокой оплатой в основном расположены в крупных городах, а 70% государственных учебных заведений без дотаций просто не выживут.

Вопрос построения программы «деньги ходят за ребенком» настолько важный и сложный, что министерство пока не предлагает окончательное решение, а проводит широкое обсуждение. Которое в результате закончится дискуссией в парламенте.

Копий будет сломано очень много, но ошибки и поспешность в столь важном вопросе могут обойтись дороже. С другой стороны, промедление тоже чревато. Слишком долго мы откладывали решение проблемы, предпочитая делать вид, что ничего не происходит.

И спохватились в ситуации, когда система затрещала по швам, совершенно не соответствуя реальным запросам общества.

Подробно ознакомиться с проектом и обсудить его с Министерством образования можно по этой ссылке.

Кирилл Сазонов

бюджет, дети, Днепр, Кабинет Министров, Киев, недвижимость, Украина, школа

Источник: https://dengi.informator.ua/2018/04/24/predyavite-vashi-prava-shkoly-zhdut-detej-po-mestu-registratsii/

В школу можно брать детей и без регистрации, решил верховный суд россии

Законно ли то,что ребенка не принимают в школу?

Суд не отменил приказ Минобрнауки о необходимости регистрации у детей при приеме в российские школы. Однако этот документ не является обязательным условием для поступления. Главное — иметь свидетельство о рождении

Сергей Фадеичев/ТАСС

Верховный суд России в четверг признал законным приказ Министерства образования и науки, по которому в российских школах с 2014 года перестали принимать детей, не имеющих регистрации по месту жительства. Однако этот документ не является обязательным условием для поступления. Главное — иметь свидетельство о рождении

Документ оспаривала благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие». Также истцами выступали гражданка Сирии Нассер Кавтхар и гражданин Узбекистана Нурбек Курбанов.

Семилетнюю дочь Нассер не взяли в первый класс в Москве из-за того, что хозяин съемной квартиры отказался прописывать мать девочки с ребенком. Она переехала в Пушкино, но и там история повторилась.

Сама женщина в прошлом году получила в России временное убежище в связи с тем, что у нее на Родине идет гражданская война. В четверг она лично приехала в суд.

Гражданин Узбекистана, отец четверых детей Нурбек Курбанов из Твери доверил представлять его интересы юристам «Гражданского содействия». Мужчина столкнулся с тем, что в середине учебного года двух его сыновей — 8-классника Нусратуллоха и 10-классника Умара — отчислили из школы после того, как выяснилось, что у детей окончился срок действия разрешения на временное проживание.

Приказ раздора

В обоих случаях директора школы оправдывали отказы пунктом 9 приказа № 32 Министерства образования и науки от 22 января прошлого года.

В нем прописан порядок для приема в общеобразовательные учреждения начального и среднего общего образования.

В документе говорится о необходимости регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, а также о том, что родители-иностранцы должны предъявить документ, подтверждающий право на пребывание в России.

По словам представителей комитета «Гражданского содействия», с начала учебного года к ним обратились порядка 40 семей мигрантов, у которых возникли проблемы с зачислением детей в школу. Аналогичные жалобы стали поступать к ним уже и от граждан России.

Представлявший интересы организации в суде адвокат Михаил Кушпель заявил, что приказ Минобрнауки противоречит статье 43 Конституции РФ, Международной конвенции «О правах ребенка» и федеральному закону РФ «Об образовании», где сказано, что каждый ребенок имеет право на образование вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, места жительства и т.п. Таким образом, по мнению истцов, обжалованный приказ противоречит основному закону страны, а также международным правовым актам.

Кушпель сообщил, что представители «Гражданского содействия» не раз пытались устроить многих детей иностранных граждан в российские школы, но успехом их попытки не увенчались, «везде идет ссылка на данный пункт приказа».

Глава «Гражданского содействия» Светлана Ганнушкина назвала «опасным для общества» принятие документа, который противоречит Конституции. Она отметила: если дети остаются предоставлены сами себе, их аккумулирует криминальная среда.

Ганнушкина считает, что государство и общество заинтересованы в том, чтобы дети иностранцев учились в российских школах. «Они становятся носителями нашей культуры и языка. В противном случае мы теряем это влияние.

Язык и культура — это большее влияние на мировое сообщество, чем политика сегодняшнего дня, которую проводит государство», — сказала правозащитница. Она сообщила, что недавно была на конференции в Туркмении, которая шла по-английски. «Дети ничего не понимают по-русски.

Мы не должны терять этот способ влияния и распространения нашей культуры», — убеждена Ганнушкина.

«Если министерство считает, что дети находятся нелегально на территории РФ — ну что ж, обратитесь в ФМС. Но это не может быть функцией Минобразования — следить за регистрацией детей», — уверена правозащитница.

По ее мнению, оспариваемый пункт приказа Минобразования должен быть, если не отменен, то изменен, или же к нему должны появиться разъяснения. «Проблемы надо решать, а не бороться с ними репрессивными методами», — отметила правозащитница.

Сложности поступления в школу

Сотрудница «Гражданского содействия» Анастасия Денисова рассказала суду, что лично общалась с директорами и юрисконсультами школ, которые отказываются брать детей без регистрации. «Они говорили мне, что не знают, как трактовать приказ, и сами крайне недовольны, что выполняют несвойственные им функции.

Они хотят заниматься учебным процессом, подготовкой 1 сентября, а не выполнять функции ФМС. Люди говорят, что хотят взять детей в школу, но не могут», — отметила Денисова. По ее словам, само слово «регистрация» трактуется директорами школ по-разному.

Некоторые из них просят предъявить у родителей годовую регистрацию на ребенка.

Также Денисова поведала о проблемах при подаче заявления о приеме в школу. По ее словам, в настоящее время оно заполняется в электронной форме на портале госуслуг. В заявлении указана графа «регистрация».

Без нее электронная система заявление просто не пропускает, а директора школ не принимают заявление лично от родителей. «Они говорят, идите в ОСИП (Окружные службы информационной поддержки).

Там объясняют: «Мы — техническая служба, мы только можем помочь вам заполнить заявление, если вы не владеете Интернетом. Мы за вас не можем написать регистрацию», — описывала сложности поступления в школу Денисова.

Представители истцов просили признать оспариваемый пункт приказа Минобрнауки частично недействующим и отменить пункт №9. В свою очередь, представитель Минобрнауки Ольга Федорова заявила, что приказ министерства правомерен и ясен.

По ее мнению, неправильная трактовка приказа не является основанием для признания его незаконным. Она заявила, что в нормативном акте «нет ни одного пункта, в котором бы говорилось отказывать в приеме детей в школы из-за отсутствия регистрации».

«Отказать в приеме ребенка в школу могут только по одной причине — из-за отсутствия в ней свободных мест», — сказала она.

Федорова отметила, что при издании приказа в министерстве учитывали: устраивать детей в школу пойдут граждане, как с регистрацией, так и без нее. «Поэтому было сформулировано два принципа.

Если ребенок проживает на данной территории, и это подтверждено документом, то самый простой способ — это предъявление регистрации по месту жительства или по месту проживания. В этом случае ребенок попадает в первый поток на зачисление», — сказала она.

В случае же если у ребенка отсутствует регистрация, то родитель или его законный представитель должны предъявить свидетельство о рождении ребенка, сообщила Федорова. «Сложно представить родителей или законных представителей ребенка без этого документа», — сказала она.

«Дополнительный» документ

В то же время представитель гражданки Сирии, член «Гражданского содействия» Анастасия Денисова обратила внимание суда на то, что свидетельство о рождении упоминается в приказе министерства лишь как дополнительный документ к свидетельству о регистрации. В ответ Федорова пояснила, что этот документ прилагается дополнительно к заявлению в школу, а вовсе не к свидетельству о регистрации. По ее мнению, это вполне ясно, и «большинство образовательных организаций понимают этот блок приказа правильно».

Федорова отметила, нормы для поступления детей в школу были приняты с учетом миграционной политики. Она заявила, что директора школ «регулярно предоставляют ответы на запросы ФМС», и, если оспариваемый пункт приказа отменить, то учителей начнут привлекать к административной ответственности по статье 18.11 КоАП (Нарушение иммиграционных правил).

Эти слова вызвали недоумение у Светланы Ганнушкиной. Председатель «Гражданского содействия» заметила, что по данной статье лицо можно привлечь к ответу только за непредоставление или несвоевременное представление в орган исполнительной власти информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства.

По ее словам, если в школу придет запрос из ФМС, педагоги и учителя должны ответить, сколько у них учатся детей без регистрации и написать: «Помогите их зарегистрировать». «Кого и за что тут могут осудить? Я не понимаю», — заметила она.

Привлеченный к спору представитель Министерства юстиции выступил на стороне Минобрнауки, как и Генеральная прокуратура. В итоге, выслушав доводы сторон, судья Юрий Иваненко иск отклонил.

Была оглашена лишь вводная часть судебного акта, поэтому неясно, какой именно из аргументов ответчика суд положил в основу своего решения.

Но судя по всему, судья согласился с доводами представителя Минобрнауки о том, что в школы можно брать детей и без регистрации, достаточно лишь заявления и свидетельства о рождении.

Кто в доме хозяин

Светлана Ганнушкина сказала Business FM, что разочарована принятым решением. Она намерена обжаловать его в апелляции. «Все, что проистекает из приказа Минобрнауки, приводит к тому, что детей без регистрации просто не берут в школы.

Ну, напишите так, чтобы людям было понятно, измените формулировку». По словам правозащитницы, она надеялась, что министерство представит в суд соответствующие письменные пояснения. «Этого было бы достаточно, чтобы отозвать нашу жалобу.

Но они просто решили показать, кто в доме хозяин», — заметила председатель «Гражданского содействия».

Стоит отметить, что Нурбек Курбанов в четверг отозвал свой иск. Это было связано с тем, что в июне этого года Заволжский суд Твери уже защитил его права и отменил приказ руководства школы № 34 об отчислении его сыновей из школы. Тогда суд пришел к выводу, что администрации учреждения не следовало брать на себя функции ФМС.

https://www.youtube.com/watch?v=wKWBxiq8D9Q

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Источник: https://www.bfm.ru/news/301434

Каков порядок приема в первый класс по месту жительства и на свободные места?

Законно ли то,что ребенка не принимают в школу?

Версия для печати

В Российской Федерации образование является доступным, обязательным и бесплатным. Родители по закону имеют право выбирать общеобразовательные учреждения. Что это означает на практике и как можно реализовать свои права?

Порядок приема в первые классы

Родители будущего первоклассника могут выбрать из двух вариантов:

1. Отдать ребенка в школу «по месту жительства», куда его обязаны принять в приоритетном порядке, без дополнительных условий, проведения отбора и вступительных испытаний.

2. Выбрать любую другую школу, независимо от места жительства, и поступать на «свободные места».

Поступаем в первый класс «по месту жительства»

Чтобы понять, к какой именно школа относится ваш дом, нужно ознакомится с приказом (распорядительным актом) о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа. Такой приказ в обязательном порядке должен публиковаться на сайтах школ.

В период с 1 февраля по 30 июня необходимо подать заявление о приеме в первый класс.

При подаче заявления заявитель должен предъявить свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания (или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории), а также документ, удостоверяющий личность и оригинал свидетельства о рождении ребенка (или документ, подтверждающий родство заявителя).

Все заявления должны быть официально зарегистрированы. В течение 7 дней после приема документов должен быть издан приказ о зачислении ребенка в первый класс.

Требования к Порядку приема заявлений в первый класс описаны в статье 55, 67 Закона «Об образовании в РФ», в Приказе Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г.

№ 32 “Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” (далее – Приказ Минобрнауки РФ № 32).

В части, которая не урегулирована законодательством, правила приема в конкретную школу устанавливаются образовательной организацией самостоятельно в соответствующих локальных актах.

Как получить свидетельство о регистрации по месту жительства?

Можно претендовать на место в школе с временной пропиской?

Может ли администрация школы отказать в приеме заявления?

Администрация школы не имеет права отказывать в приеме заявления. Заявление должны принять и зарегистрировать. Если администрация школы считает, что заявитель не имеет права на поступление в школу «по месту жительства» – она в любом случае должна принять заявление и дать ответ в письменном виде об отказе в зачислении в первый класс, указав причину отказа.

Отказ принять и зарегистрировать заявление в первый класс можно обжаловать в прокуратуру. Перед обращением в прокуратуру рекомендуем обратиться к директору школы, сославшись на необходимость соблюдения требований Закона

«Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам».

«Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу».

(Статья 2,8 Закона N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”)

Может ли администрация школы отказать в приеме в первый класс «по месту жительства»?

Школа обязана принять всех, кто проживает на закрепленной территории. В идеале при закреплении территорий за школами должно соотноситься ожидаемое количество будущих первоклассников и количество мест в школе.

Может так случиться, что поступающих «по месту жительства» окажется больше, чем количество мест (не желающих поступить, а именно прописанных на закрепленной территории). В этом случае будет иметь значение дата подачи заявления. При отсутствии свободных мест школа может отказать в приеме.

В этом случае родители могут обратиться в органы управления образованием для решения вопроса об устройстве ребенка в другую школу.

«В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования».

(п. 4 статьи 67 Закона  «Об образовании в РФ»,
п. 5 Приказа Минобрнауки РФ № 32 )

Поступаем в первый класс на свободные места

Дополнительные гарантии поступления в школу «по месту жительства» не отменяют права родителей выбирать любую организацию, осуществляющую образовательную деятельность для получения ребенком общего образования.

Для тех, кто проживает на территории, не закрепленной за школой — предусмотрен порядок поступления на свободные места.

Заявления от поступающих на свободные места принимаются с 1 июля и «до момента заполнения свободных мест», но не позднее чем до 5 сентября.

Школа может начать прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля. Об этом должно быть опубликовано соответствующее объявление на сайте школы.

Помимо заявления родители должны предъявить паспорт и оригинал свидетельства о рождении ребенка.

Существует ли закон определяющий место обучения (школу) по месту проживания?

Может ли школа проводить конкурсный отбор учащихся?

Существует ли какой-то приоритет по зачислению в 1 класс после курсов для дошкольников?

Может ли школа проводить конкурсный отбор учащихся на свободные места?

Проведение вступительных испытаний при поступлении в первый класс не допускается.

Прием на обучение по основным общеобразовательным программам проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.  В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест

(п.3 ст. 55, пп.2,4 ст. 67)

Особенности приема в первый класс иностранных граждан

Для зачисления в первый класс иностранных граждан и лиц без гражданства, родители дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя, и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

Источник: https://usperm.ru/content/postupaem-v-pervyy-klass-po-mestu-zhitelstva-i-na-svobodnye-mesta

Криминальный мир
Добавить комментарий