Вправе ли директор школы отказать в отчислении с 10 класса, если родители и я согласны?

За что могут исключить из школы школьника в наше время – Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края

Вправе ли директор школы отказать в отчислении с 10 класса, если родители и я согласны?

Евгения Климкович

Добрый день, уважаемые родители! Согласитесь, дети все абсолютно разные. А в переходном младшем и подростковом возрасте – это вообще гремучая смесь. Наши домашние воспитанники вдруг становятся неуправляемыми, начинают конфликтовать, многие бунтуют и «забивают» на учёбу.

Иногда родители и педагоги сообща не могут справиться, настолько «достают» нерадивые ученики, тянущие вниз весь класс. Некоторые мамы и папы периодически в свой адрес слышат от желающих скинуть ненужный груз с педагогических плеч: «Исключим вашего ребёнка из школы!», радея за престиж школы.

А имеют ли право педагоги показать на школьную дверь и за что могут отчислить из школы? Сегодня материал «и нашим, и вашим», так как с одной стороны это может быть как последний действенный способ против «отрицательных элементов», когда уже ничего не помогает, и одновременно как мера противостояния для родителей, когда превышают полномочия учителя.

Мы тобой недовольны, пошёл вон!

Как часто мы сталкиваемся с тем, что педагоги в гонке за успех настоятельно «просят» родителей нерадивых учеников поменять школу.

И при этом с улыбкой требовательно объясняют, что по закону об образовании они имеют на то полное право, намерено не договаривая, при каких условиях и по каким причинам это можно воплотить в жизнь.

Наивные законопослушные родители во избежание позора и огласки идут на перевод ребёнка. А надо ли?

Гарантированное нашим детям бесплатное основное общее образование, являющееся обязательным с 1 по 9 класс, создаёт своего рода щит, который не позволяет просто так отчислить школьника, пока он не перешагнул этот обязательный порог и ещё учится в 9 классе. Как правило, не принимая во внимание второгодников, при переходе в 10-й класс всем детям исполняется 15 лет.

Именно поэтому российский законодатель установил этот возрастной ценз, до которого отчислить ну никак нельзя.

Последние законодательные нововведения касательно приписки по месту проживания к определённому учебному заведению – тоже не повод прекратить все учебные взаимоотношения по инициативе администрации школы в связи с переездом семьи. Если ученик оказался в 1 классе именно в этой школе, то и учиться он будет именно здесь, пока сами родители не решат, что ему будет лучше в другой.

Это наши с вами права, как родителей. Участь педагогов, как бы им не хотелось нас выставить за дверь, – терпеть и учить дальше.

Но что же делать учителям, когда безнаказанность учеников ставит под вопрос благополучное пребывание в стенах школы всех остальных? На это у закона об образовании есть свои нормы, которые дают не только право учиться, но и оговаривают, как надо учиться, то есть устанавливают и обязанности тоже.

Имеешь право, когда исполняешь обязанности

Основные обязанности школьников, в том числе учиться добросовестно, посещать все школьные занятия, следовать нормам устава школы, уважать окружающих и беречь школьное имущество, закреплены в Федеральном законе «Об образовании», а если быть точнее, то в его 43-й статье.

Но как можно требовать исполнения обязанностей, если не будет установлена ответственность за их неисполнение?! Потому та же самая статья содержит нормы о привлечении нерадивых учеников и их родителей к мерам дисциплинарного взыскания.

Не будем переписывать «букву закона», а простыми словами объединим скучные тезисы в доступные для понимания правила. Итак, если ваш либо соседский юный отпрыск, который уже учится в 5 классе (а стоит отметить, что для младших детишек начальной школы взыскания запрещены в принципе) решил поссориться со школьным коллективом, пренебрегая школьным уставом, что его может ожидать?

Неоднократное, а это значит – более одного раза, нарушение дисциплины может на усмотрение руководства школы закончиться замечанием или выговором. На этом меры для не достигших 15 лет заканчиваются. Такой порядок установлен Приказом Минобрнауки от 2013 года.

Что может послужить причиной для наказания? Тут учебное заведение свободно в действиях. Принятый педагогическим коллективом вместе с родительским комитетом школьный устав может наказывать за всякие проступки: за пропуски и систематические опоздания, за неуспеваемость и недостойное поведение, даже за отказ ходить в школьной форме.

А вот если непослушному школьнику уже перевалило за вышеуказанный возрастной предел, тут родителям стоит переживать. Именно с 15 лет после того, как все предыдущие меры были приняты, но не призвали к совести ученика и не поставили на путь истинный, педагоги могут задуматься об отчислении.

Принять такое кардинальное решение директор в одном лице не может. Как правило, для этого собирается педсовет школы, а если в свои 15 ребёнок не получил ещё аттестата об образовании, то выносят «приговор» обязательно с учётом мнения родителей.

Есть ли исключения из правил?

Законодатели к применению мер наказания к несовершеннолетним детям подходят очень аккуратно, и случай с отчислением из школы – не исключение.

  1. Во-первых, как мы уже говорили, детям до 15 лет показать на дверь в принципе не могут, если только попросить. Конечно, несоответствие здоровья для обучения по выбранной программе может стать поводом, чтобы сменить школу в более раннем возрасте. Например, это случается часто, когда дети учатся в школах со спортивным уклоном. Но тут, думаю, ни один родитель не станет спорить с администрацией школы и не станет врагом своему школьнику, не справляющемуся с физическими нагрузками. Совершение учеником преступления и вынесенный судом приговор тоже могут стать причиной для перевода в другое место до достижения «критического» возраста. Но всё это редкие случаи.
  2. Во-вторых, в рядах тех, к кому нельзя применять дисциплинарные меры, оказались не только дети с 1 по 4 класс, но и имеющие ограниченные возможности и нарушения психики, независимо от возраста.
  3. В третьих, для каждого наказания есть срок давности. Так вот, первоначальные замечание и выговор делаются не позднее месяца со дня обнаружения и полугода со дня совершения поступка. И когда такие сроки истекли или за хорошее поведение наказания сняты, эти случаи впоследствии не берутся в расчёт, чтобы сразу перейти к последнему этапу – отчислению. Более того, ребёнок, которого не наказывали за его проступки год после строгого порицания, считается не имеющим наказания! Придётся начинать «с чистого листа»: сначала замечание, выговор и уж только потом «на выход».

Кроме того, исключить из школы можно только тогда, когда школьник действительно представляет опасность для окружающих, оказывая на них отрицательное влияние.

Иначе родители могут доказать обратное и ребёнка в составе учащихся восстановить. Ведь всё-таки это крайняя мера, применяемая только к трудновоспитуемым.

И даже если так произошло, это вовсе не значит, что ребёнок остаётся на улице. Исключённый из школы, он становится объектом внимания местных органов в области образования, чтобы обеспечить ему дальнейшее обучение либо трудоустроить.

Очень хочется, чтобы вашей семье не пришлось столкнуться с такой проблемой ни лично, ни опосредованно принимать участие в таких процедурах в отношении других. И чем чаще мы будем задумываться не только об имеющихся у нас правах, но и о существующих обязанностях, тем реже нам придётся искать буквы закона, чтобы исправлять сложившиеся ситуации.

На сегодня все! Хотелось бы услышать ваши мнения, друзья, или жизненные истории по рассматриваемой теме. Жду комментариев.

  • Так же жду вас в числе своих подписчиков, которые всегда получают расписание выхода статей на следующую неделю и никогда не пропускают ничего важного)
  • Желаю вам учебы без проблем!
  • Ваша, Евгения Климкович!

Источник:

За что могут исключить из школы школьника в наше время

У моей приятельницы сын ходит уже в третий класс. Мальчик очень общительный, живой и активный. Ему трудно сосредоточиться и быть усидчивым во время уроков. Завуч провел аттестационные контрольные и предложил ребенка перевести в другую школу.

Знакомая не хочет, так как заведение находится рядом с домом, да и мальчик привык к детям. На вопрос: могут ли исключить ребенка из школы, пришлось усиленно поискать ответы, ведь в наше время законодательство быстро меняется. В статье обсудим основные ситуации, когда школу придется действительно менять, а также, когда не могут предложить уйти.

Случаи, когда ребенка имеют право отчислить из школы

Начнем с того, что при решении всех вопросов необходимо обращаться к законодательству. Есть ст. 61 «Об образовании в РФ», в которой перечислены все пункты. А гарантированное каждому школьнику 11 — летнее образование достаточно трудно прервать, не имея на то основательных и серьезных причин.

Есть еще и Федеральный закон «Об образовании», гарантирующий получение только девятилетнего общего образования. В 2019 г. были внесены поправки.

Что говорит закон?

Согласно новому закону ст. 61 досрочное отчисление возможно в некоторых случаях.

  • Если желает этого сам учащийся или его родители: при переезде в другой населенный пункт, в учебное заведение, где меньше детей и ближе к дому и прочее.
  • Если обучение завершено или ребенок досрочно, экстерном, закончил школу.
  • По инициативе школы — если ребенку уже исполнилось 15 лет и отчисление представлено как дисциплинарное взыскание.
  • В случае, когда не был учтен порядок зачисления и не собраны необходимые документы при поступлении в школу по вине обучающегося. Соответственно, учащийся находится в ней незаконно и должен быть отчислен.
  • Важно: школьника до 15 лет могут отчислить только с согласия родителей.

    Если инициатива исходит от школы, то какие основания могут у нее быть, касаемо вопроса о поведении и дисциплине ребенка?

    • За систематическое нарушение дисциплины.
    • Если у же были взыскания и замечания, беседы с педагогическим составом, но они не дали результатов.
    • В случае, когда нахождение данного учащегося оказывает резко отрицательное воздействие на остальных школьников, является опасным для окружающих, нарушает права учеников и преподавателей, а также не дает нормально функционировать учебной организации.

    Когда отчислить из школы ребенка не могут, учитывая любые обстоятельства

  • Учащегося, проходящего обучение в начальных классах.
  • Если у школьника ограниченные возможности.
  • В случае, когда еще не исполнилось 15 лет.
  • Если ребенок болен или в школе каникулы.
  • Подростков, учащихся в 9 классе, если они изъявили желание учиться дальше, перейти в 10 — й.
  • Учащегося, не сдавшего ОГЭ и давшего согласие остаться на второй год.
  • Право на отчисление — прерогатива и желание родителей

    Если сложилась такая ситуация в семье, что необходимо поменять школу, то ребенок, его мама и папа могут принять решение покинуть школу. Процесс это добровольный.

    Источник: https://abmrsk.ru/ugolovnoe-pravo/za-chto-mogut-isklyuchit-iz-shkoly-shkolnika-v-nashe-vremya.html

    Школа и право: консультации и советы

    Вправе ли директор школы отказать в отчислении с 10 класса, если родители и я согласны?
    Могут ли ученика выгнать из школы? Или выгнать с урока? Можно ли отказать в поступлении в школу? И что делать если школы нет поблизости?Право на образование гарантировано Конституцией. Есть фундаментальные принципы, которые обязательно должны соблюдаться:

    Право на образование должно быть доступно каждому

    Дискриминация в сфере образования запрещена
    Показать полностью…
    Образование должно быть доступно и бесплатно
    Государство обязано выделять достаточно средств для создания условий получения качественного образования в пределах федеральных стандартов
    Муниципалитет должен строить, содержать и ремонтировать школы. Мест в школах должно быть достаточно, чтобы каждый ребенок мог учиться.Если что-то пошло не так – можно обратиться за защитой своего конституционного права на образование в правоохранительные органы. Обращение в прокуратуру всегда помогает защитить права, если они грубо нарушеныПримеры таких нарушений – отказ в приеме в общеобразовательный 10-й класс из-за троек, или угрозы выгнать из школы за двойки или если вас не пускают на уроки из-за прически. Все это нарушение принципа доступности образования. Школа не может выбирать, кого она будет учить, а кого нет. Ее задача создавать возможности реализации права на образование для всех.Дискриминация – это например разные условия приема в школу для мальчиков и девочек, или отсутствие условий для обучения детей с особыми потребностями, в том числе когда они не могут продолжить обучение в ВУЗе или колледже и получить специальность.Образование должно быть доступно независимо от места жительства, дохода и уровня подготовки. Поэтому нельзя закрывать школу в поселке, если жители против. Нельзя проводить отбор в 1 класс, а учеба в колледже на бюджетных местах тоже должна быть полностью бесплатной.

    Получение образования в школе, это не одолжение, которое нужно заслужить. Это гарантированное конституцией право. Смысл и содержание деятельности органов власти и образовательных организаций состоит в том, чтобы каждый мог это право реализовать.

    Право на образование

    1 135 просмотров

    Трансформация подростковой агрессии в конструктивную активность: практическая мастерская с использованием лучшего опыта работы Фонда ЦЭС «Защита» с подростками в трудной жизненной ситуации 30 января 2020 года Фонда ЦЭС «Защита» приглашает психологов образовательных учреждений, консультантов телефонов доверия и специалистов кризисных центров принять участие в практическом мероприятии, обменяться опытом и получить методические материалы. Время и место проведения семинара: с 15.00 до 17.00 (включая небольшой кофе-брейк) по адресу: г. Пермь, ул. Газеты Звезда, 13, офис 25, коворкинг «Лаборатория настоящего» (вход со стороны ул. Газеты Звезда).

    Количество мест для участия ограничено, поэтому просим заранее подтвердить ваше участие по тел.: 8 (342) 212-21-92 или 8-91258-82818.

    Представим себе ситуацию. Старший брат учится в хорошей школе, которая не относится к месту жительства по прописке. Младший брат, будущий первоклассник, с 2020 года имеет преимущественное право на поступление в школу по новой норме закона. Но перед кем это преимущество? Перед всеми, кто идет в школу или только перед теми, кто будет поступать на свободные места?
    Показать полностью… А если все места в школе будут заполнены на момент подачи заявления – можно ли будет воспользоваться своим правом преимущественного поступления?

    Этот вопрос мы задали в Министерство просвещения РФ. Официальная позиция по этому поводу – преимущественное право сохраняется только в рамках своей очереди, то есть только перед тем, кто также поступает на свободные места.

    Порядок приема в образовательные организации вводит принцип двух этапов подачи заявлений в первые классы:

    первыми принимают заявления от всех, кто проживает на закрепленной территории

    после завершения приема по прописке принимают на оставшиеся свободные места всех остальных, не имеющих прописки на закрепленной территорииРебенок с нужной пропиской, если в этой школе у него учится старший брат или сестра, гарантированно поступит в школу в числе первых.Заявление от ребенка, который не имеет прописки на закрепленной территории, будет рассматриваться только после завершения приема заявлений от проживающих на закрепленной территории. Если после завершения приема по прописке в школе еще останутся свободные места – только после этого ребенок сможет воспользоваться своим преимущественным правом.

    Чтобы воспользоваться правом преимущественного приема в первый класс нужно вовремя подать заявление. Если заявление подано заранее в электроном виде, преимущественное право будет работать, как это и задумано, система должна сформировать очередь, отдав приоритет братьям и сестрам автоматически.

    Но если заявления принимаются в школе в порядке очереди, остается риск остаться без места, если день подачи заявления будет пропущен. Закон позволяет начать прием на свободные места раньше 1 июля, в любой момент, когда школа решит, что все дети по прописке уже заявились.

    Предсказать этот день и даже месяц родитель не имеет возможности. Явившись с заявлением в школу 1 июля он может выяснить, что прием на свободные места был начат в апреле и за это время все свободные места уже заняты. Взять и отчислить кого-то, кто был официально принят приказом директора, школа не имеет права.

    По причине отсутствия свободных мест опоздавшему родителю может быть отказано.Ожидаемо в этой части могут возникнуть конфликты. Для того чтобы люди смогли реализовать свое право преимущественного приема в первые классы, системе нужно больше прозрачности. Особенно в тех регионах, где электронная запись еще не работает.

    В своем ответе на запрос Министерство просвещения указало, что в Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32 “Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” будут внесены изменения.

    Хорошо, если изменения Порядка помогут предотвратить возможность появления спорных ситуаций.

    Текст ответа в приложении

    К слову, Министерство обязано давать разъяснения по вопросам применения профильного законодательства каждому. Вы также можете запрашивать разъяснения по любым спорным моментам и получить ответ.

    Братцы, выручайте срочно.У ребенка есть справка от офтальмолога, что сидеть он должен за первой или второй партой только на среднем ряду.В школьную медкарту это внесено.Его упорно пересаживают на боковой ряд.

    Показать полностью…Причина — жалобы соседки по парте.То есть, две четверти были проблемы, но решение приняли без нас.К классному руководителю — она же завуч — обращались трижды. К директору — один раз.

    Завтра идти на занятия — и что?

    Короче, дал жене черновик заявления директору с просьбой с этого же дня посадить согласно предписанию врача, чтобы не создавать вредные для здоровья условия обучения.С утра переписала и пошла с заявлением и с ребенком.

    Сработало.

    Добрый вечер!ребенок учится в 9 кл , может ли учитель ставить прогулки за не посещение факультатива ?

    Учащийся обязан посещать занятия, которые предусмотрены образовательной программой и учебным планом. Факультативные предметы не являются обязательными.

    В законе об образовании они позиционируются как предметы по выбору, от которых можно отказаться. Но если вы выбрали факультатив – учитель имеет право вести учет посещений.

    Также зависит от того, как в школе оформлен этот факультатив, включен ли он в образовательную программу и план внеурочной деятельности.

    ПРИЛОЖЕНИЯ НА PLAY МАРКЕТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ1. TED – более 3 000 лекций на самые разные темы с русскими субтитрами.2. Khan Academy – более 10 000 микролекций в формате видео, статей и интерактивных упражнений

    Показать полностью…3. Udemy – более 130 000 видеокурсов по программированию, дизайну, йоге, фотографии и др. 4. Duolingo – приложение для изучения иностранных языков в игровом режиме. 5. Memrise – изучение языков в развлекательной форме. Фишка – видео, записанные носителями языка.6.

    Beelinguapp: Учите языки по аудиокнигам.7. English Grammar Test — это приложение для проверки знаний английского языка.8. Учите языки с музыкой – играя с текстами любимых песен.9. Абсолютный слух – сольфеджио, тренировка слуха и ритма, теория.10.

    DailyArt – доступ к коллекциям более 500 музеев по всему миру.11. Радио Arzamas – лекции, подкасты и аудиоматериалы о культуре.12. Sololearn – приложение для изучения самых популярных языков программирования на русском языке включает короткие уроки с упражнениями.13. Программирование с нуля.

    Python, часть 1

    а также Coursera, Stepik, edX, лекторий МФТИ, MasterClass

    ЗАХОДИ И СМОТРИ – БЕСПЛАТНЫЕ КУРСЫ НА ЛЕКТОРИУМ

    1. Генетика (6 недель,Новосибирский государственный университет, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/genetics

    2. Кинематика (7 недель, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/kinematics

    Показать полностью…

    3. Астрономия (10 недель, Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/astronomy

    4. Небесная механика (7 недель, Университет ИТМО, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/skymechanics

    5. Основы робототехники (7 недель, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/robotics

    6. Русский язык как инструмент успешной коммуникации (8 недель, Томский государственный университет, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/russian

    7. История ЭВМ и программирования (5 недель, Санкт-Петербургский государственный университет, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/computerhistory

    8. Раздррроби все. Курс о том, что такое дроби, зачем они нужны и как обращаться с ними уверенно – (15 уроков, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/razdrrrobi

    9. Блокчейн и криптовалюты (19 лекций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/blockchain

    10. Управление собой, 6-8 класс (2 недели, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/selfmanagement-6-8

    11. Динамика (5 недель, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/dinamika

    12. Инженерия будущего (5 недель, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/futureengineering

    13. Биосенсоры (Новосибирский государственный университет, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/biosensors

    Источник: https://vk.com/usperm

    Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

    Вправе ли директор школы отказать в отчислении с 10 класса, если родители и я согласны?

    Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

    • на бесплатное образование;
    • на  выбор учебного заведения;
    • на выбор формы получения образования: в школе  и вне школы путем семейного образования и самообразования;
    • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
    • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
    • на  бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
    • на  участие в школьном самоуправлении;
    • на помощь учителей во время обучения;
    • на свободу совести и выражение личных убеждений;
    • на обучение в безопасных условиях;
    • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
    • на помощь школе на добровольных началах;
    • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
    • на доступ к информации;
    • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
    • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
    • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
    • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
    •  имущественные права.

    Нарушать права ребенка, в том числе и в школе,  недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

    «При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

    Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

    Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и  учитель не  допустил его до уроков. Когда ученика  не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок.

    В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие  меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой  меры,  как отстранение от урока — нет.

    Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или  ученик могут написать жалобу директору школы,  в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

    Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками  мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

    Бывает, что  учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.

     Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.

    Если такие «методы воспитания» практикуются в школе,  то это повод для родителей  обратиться в суд.

    Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель  может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

    Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.

    Это ничто иное  как   применение мер психического насилия по отношению к ученику,  унижение его чести и достоинства.

    В таком случае  родители вправе не  только обратиться к администрации школы, но и  в прокуратуру, и в суд.

    Не единичны факты, когда  школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать.

    Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей  есть все основания обратиться  с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

    Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

    В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

    Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

    Следует отметить, что  Министр образования и науки О.Ю.Васильева  считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.

    Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила  она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года.

    Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

    Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если  родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен  обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.

    Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.

    Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка,  в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в  Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные  случаи без разбирательства.

    Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

    Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно  выполнять.

    К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия  в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы,  уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,  выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами   школы, а на федеральном уровне —  законом об образовании.

    Примечание

    С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

    В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями,  ответ на свою жалобу заявитель должен получить  в срок, не превышающий 30 дней.

    Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

    Декларация прав ребенка

    Конвенция о правах ребенка

    Конституция РФ

    Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей

    Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей

    Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

    Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

    Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

    Также в блоге

    Защитим наших детей

    Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся

    Из школы в школу

    Защищаем права ребенка в школе

    Безопасность ребенка в школе

    Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

    Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

    Источник: https://eduinspector.ru/2017/02/05/kak-zashhitit-prava-rebenka-esli-oni-narushayutsya-shkoloj/

    Защищаем права ребенка в школе

    Вправе ли директор школы отказать в отчислении с 10 класса, если родители и я согласны?

    Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

    Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

    Гендерное равенство

    Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

    Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

    Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

    Что делать?

    Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

    Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

    Школа и религия

    Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

    Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

    Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

    В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

    Что делать?

    Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

    Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

    В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

    Уважение чести и достоинства школьника

    Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

    Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

    Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

     Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

    Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

    Что делать?

    Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

    В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

    Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

     Право на охрану здоровья

    Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

    Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

    Что делать?

     Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

    Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

    Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

    Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

    Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

    Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

    Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

    Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

    Что делать?

    Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

    Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

    Общественно полезный труд

    «Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

    Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

    Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

    Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

    Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

    Что делать?

    Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

    Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

    Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

    Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

    Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

    Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

    Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

    Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

    Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

    Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

    Право на образование

    Все граждане России имеют конституционное право на образование.

    Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

    Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

    Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

    Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

    Что делать?

    Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

    Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

    Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

    Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

    При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

    Защищаем права ребенка в школе

    Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

    Криминальный мир
    Добавить комментарий