Возникают ли налоговые последствия у иностранной компании?

Налоговое резидентство иностранных компаний: В каких случаях возникает и каковы налоговые последствия

Возникают ли налоговые последствия у иностранной компании?

27.01.2018 # КИК и амнистия

Если понятие «КИК» уже достаточно «на слуху», то про понятие налогового резидентства иностранных компаний многие забывают. Данное понятие было введено в 2015 году,  также  как и понятие «КИК».

В данной статье рассмотрим, что же такое налоговое резидентство иностранных компаний, какие налоговые последствия это повлечет, и можно ли их избежать.

Когда иностранную компанию можно признать налоговым резидентом РФ

Данному вопросу посвящена ст. 246.2 НК РФ.

Налоговыми резидентами РФ признаются иностранные организации, местом управления которыми является территория РФ, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения (пп. 3 п. 1 ст. 246.2 НК РФ).

Понятие управления

Управлением организацией признается принятие решений и осуществление иных действий, относящихся к вопросам текущей деятельности организации, входящим в компетенцию исполнительных органов управления (п. 2 ст. 246.2 НК РФ).

Когда местом управления признается территория РФ

 Местом управления признается Российская Федерация при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

1) исполнительный орган организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из Российской Федерации;

2) руководящие должностные лица преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в Российской Федерации.

Бывают случаи, когда нет возможности однозначно определить резидентство по критерию места управления (конфликт резидентства). В таком случае применяются дополнительные критерии. Так, организация признается налоговым резидентом, если выполняется хотя бы одно из следующих условий (п. 5 ст. 246.2 НК РФ):

  • ведение бухгалтерского (управленческого) учета организации осуществляется в Российской Федерации;
  • ведение делопроизводства организации осуществляется в Российской Федерации;
  • оперативное управление персоналом организации осуществляется в Российской Федерации.

Осуществление следующей деятельности само по себе не признается осуществлением управления в Российской Федерации (п. 3 ст. 246.2 НК РФ):

1) принятие решений по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания акционеров;

2) подготовка к проведению заседания совета директоров;

3) планирование и контроль (в частности, стратегическое планирование и бюджетирование, анализ, аудит, составление отчетности, управление рисками, привлечение финансирования).

Когда местом управления не признается территория РФ

Согласно п. 4 ст. 246.2 НК РФ местом управления иностранной компанией не признается территория РФ, если деятельность осуществляется с использованием:

  • собственного квалифицированного персонала;
  • активов в государстве (на территории) ее постоянного местонахождения, с которым имеется международный договор по вопросам налогообложения.

При этом иностранная организация представляет документальное подтверждение выполнения указанных условий.

Налоговые последствия

Иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ, приравниваются для целей налогообложения прибыли, к российским организациям (п. 5 ст. 246 НК РФ). Следовательно, у таких организаций возникает обязанность по уплате налога на прибыль по общей ставке 20%, подаче декларации по налогу на прибыль, а также ведению налогового учета.

Как иностранной компании избежать налогового резидентства

Итак, если будет доказано, что управление иностранной компанией фактически осуществляется с территории РФ, иностранную компанию можно признать налоговым резидентом РФ.

Чтобы этого избежать, следует подтвердить, что управление осуществляется преимущественно с территории иностранного государства. Необходимо арендовать офис, нанять управляющего, который будет действительно осуществлять функции по управлению на территории иностранного государства.

Также подтверждением места управления могут являться протоколы заседания совета директоров с указанием места проведения заседания на территории иностранного государства.

Если управляющим будет все-таки российский гражданин, то косвенным подтверждением того, что он осуществлял деятельность по управлению в иностранном государстве, могут быть отметки в заграничном паспорте, билеты, квитанции гостиниц. 

Как мы можем помочь?

Компания “Камертон-АК” проводит подготовку отчетности КИК с сопровождением в налоговых органах, таким образом, решая все вопросы и проблемы, которые у вас могут возникнуть с компанией в рамках российского законодательства.

Ко всем публикациям

Источник: //camer-ton.ru/index.php?id=324

Статус иностранной компании в России: КИК или налоговый резидент РФ?

Возникают ли налоговые последствия у иностранной компании?

В настоящей статье мы обратим внимание на соотношение двух способов налогообложения прибыли иностранных компаний в России, а именно –

  • режима налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК) и
  • концепции налогового резидентства РФ.

Сразу оговоримся, что при первом из них – режиме КИК – иностранная компания вообще не является налогоплательщиком в России.

В рамках режима КИК налоговую обязанность в России (причём свою личную, а не иностранной компании) исполняет контролирующее лицо, являющееся налоговым резидентом РФ и учитывающее прибыль КИК в составе своей налоговой базы – по налогу на доходы физических лиц (если контролирующим лицом является физическое лицо) либо по налогу на прибыль организаций (если контролирующим лицом выступает российская организация).     

Во втором случае – если иностранная компания признана налоговым резидентом РФ – ситуация качественно иная. Такая компания приравнивается к российским организациям для целей налога на прибыль и, соответственно, является налогоплательщиком в России со всеми вытекающими правами и обязанностями.

Несмотря на названные статусные и процедурные различия, смысл существования в налоговом законодательстве обоих институтов (антиуклонительных по своей сути) схож и заключается в попытке распространить российскую налоговую юрисдикцию на возможно большее число субъектов, так или иначе контролируемых или управляемых из России.

Однако, поскольку данные режимы существуют в законодательстве одновременно и по некоторым параметрам «пересекаются», важно понимать, в чём именно состоят их различия и как они отражаются на положении налогоплательщика.

Контролируемая иностранная компания  

Суть режима налогообложения КИК заключается в том, что прибыль КИК приравнивается к прибыли (доходу) налогового резидента РФ, контролирующего такую иностранную компанию, и учитывается при определении налоговой базы такого контролирующего лица по соответствующему налогу (налогу на прибыль или НДФЛ).

Специфичность самой концепции КИК состоит в том, что, несмотря на то, что  непосредственно налогоплательщик (налоговый резидент РФ) прибыль от своей КИК фактически не получал (в его личный доход она не поступала), для целей налогообложения сумма такой прибыли всё равно подлежит включению в его налоговую базу – в силу самого факта контроля над иностранной компанией. Другими словами, прибыль, полученная и не распределённая подконтрольной иностранной компанией, автоматически приписывается её контролирующему лицу и может подлежать налогообложению по законодательству РФ как страны налогового резидентства контролирующего лица.   

Разумеется, налогообложение прибыли КИК включает множество деталей, таких как:

  • критерии «контролирующего лица» (статья 25.13 НК РФ);
  • порядок определения суммы прибыли КИК и ее учёта при налогообложении (статьи 25.15, 309.1 НК РФ); 
  • соотношение финансового периода КИК, сроков признания дохода в виде прибыли КИК и их декларирования (статьи 25.14, 25.15 НК РФ);
  • пороговая сумма прибыли КИК, при превышении которой она подлежит учёту у контролирующего лица, – в настоящее время она составляет 10 миллионов рублей (пункт 7 статьи 25.15 НК РФ);
  • основания освобождения прибыли КИК от налогообложения – действующей редакцией НК РФ предусмотрено 9 вариантов освобождения (статья 25.13-1 НК РФ). К ним, в частности, относятся преимущественно «активный» характер доходов компании, сопоставимость иностранного налога в стране инкорпорации и др.

Поэтому,

  • при наличии контроля налогового резидента РФ над иностранной компанией в силу участия в ней или иным образом (важно иметь в виду, что «контролирующим лицом» может быть не только акционер),
  • при наличии у КИК прибыли и превышении еюустановленного законом порога и
  • при отсутствии оснований для освобождения прибыли КИК от налогообложения,

прибыль КИК декларируется контролирующим лицом в порядке и в сроки, установленные законом для представления налоговых деклараций по НДФЛ или налогу на прибыль организаций, и сумма налога уплачивается в сроки и по ставкам, предусмотренные для указанных видов налогов (для физических лиц – 13%, для организаций – 20%). В формах налоговых деклараций для сумм прибыли КИК предусмотрено отдельное поле.

Если впоследствии КИК распределит прибыль в пользу своего контролирующего лица, доход в виде такой прибыли будет освобождаться от НДФЛ (пункт 66 статьи 217 НК РФ) либо от налога на прибыль (пункт 53 статьи 251 НК РФ), поскольку его налогообложение уже состоялось – в рамках режима КИК.

Напротив, если бы КИК сразу (по результатам своего финансового года) полностью распределила свою прибыль в пользу контролирующего лица, налога к уплате в рамках режима КИК не возникло бы.

Однако, у получателя возникла бы налоговая обязанность уже непосредственно в рамках своего личного (или корпоративного) дохода. Для физических лиц ставка составит 13% (пункт 1 статьи 224 НК РФ), для юридических – 0% или 13% (подпункт 1 или 2 пункта 3 статьи 284 НК РФ).

Если в качестве дивидендов была выплачена только часть прибыли, такая часть уменьшает сумму прибыли КИК, подлежащую налогообложению в режиме КИК.      

Кроме того, сумма прибыли КИК может быть уменьшена на суммы уплаченного ею иностранного налога (в стране своего налогового резидентства) или российского налога (например, удержанного у источника выплаты в РФ налоговым агентом).

Таким образом, для контролирующих лиц (налоговых резидентов РФ) прибыль КИК подлежит налогообложению в России в любом случае.

Если она не была распределена, налогообложение осуществляется по правилам КИК по стандартным ставкам НДФЛ или налога на прибыль.

Если же прибыль распределялась, налогообложение доходов физического лица (или прибыли организации) осуществляется по ставкам, применимым к дивидендам.

Все обязанности, связанные с декларированием прибыли КИК, исполняет ее контролирующее лицо. От самой иностранной компании какого-либо взаимодействия с налоговыми органами РФ не требуется.

Иностранная компания – налоговый резидент РФ

Напомним, какие иностранные компании могут быть признаны налоговыми резидентами РФ.

Согласно пункту 1 статьи 246.2 НК РФ, наряду с российскими организациями, налоговыми резидентами РФ признаются также иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация.

Иностранная компания признается управляемой из России (пункт 2 статьи 246.2 НК РФ), если:

  • ее исполнительный орган (напр., директор, совет директоров, правление) регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой компании из Российской Федерации; и/или
  • ее главные должностные лица (лица, уполномоченные планировать и контролировать деятельность, управлять ею и несущие за это ответственность) преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной компанией в РФ.

Для признания иностранной компании налоговым резидентом РФ достаточно соблюдения одного (любого) из вышеуказанных условий. 

Если же данные условия одновременно выполняются не только в отношении России, но и какого-либо иностранного государства (чему есть документальное подтверждение), применяются дополнительные критерии (пункт 5 статьи 246.2 НК РФ):

  • ведётся ли в РФ бухгалтерский или управленческий учет организации?
  • ведётся ли в РФ делопроизводство организации?
  • осуществляется ли в РФ оперативное управление персоналом организации?

Выполнение хотя бы одного из названных условий приведет к признанию РФ местом управления иностранной компанией.

Кроме того, пункт 3 статьи 246.2 НК РФ устанавливает перечень отдельных функций, осуществление которых само по себе не приводит к признанию РФ местом управления (напр., осуществление российским взаимозависимым лицом функций по планированию и контролю за деятельностью иностранной компании). 

На практике определение места управления может быть крайне сложным и требует учета множества обстоятельств. Оно подразумевает ответы на вопросы – кем, где и как фактически осуществляется управление компанией, а также наличие документальных доказательств этих фактов.  

Иностранная компания, осуществляющая деятельность с использованием ее собственного квалифицированного персонала и активов в государстве своего постоянного местонахождения (с которым имеется международный договор РФ по вопросам налогообложения), признается управляемой из-за рубежа (пункт 4 статьи 246.2 НК РФ), и соответственно не может быть признана налоговым резидентом РФ. Всему этому также должно быть документальное подтверждение.

При наличии вышеуказанных оснований, иностранная компания, действующая в России через обособленное подразделение, вправе (но не обязана) самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ путём подачи заявления в налоговый орган. Она может признать за собой данный статус (для целей исчисления российских налогов) по своему выбору либо с 1 января текущего года, либо с момента подачи заявления.

Согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ, обособленное подразделение – это «любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца».

Таким образом, «обособленным подразделением» может быть не только аккредитованный филиал или представительство иностранной компании, но и практически любой фактически действующий офис.  

Наличие обособленного подразделения, через которое иностранная организация осуществляет деятельность в РФ, является обязательным требованием

Источник: //int.gestion.ru/news/articles/status-inostrannoy-kompanii-v-rossii-kik-ili-nalogovyy-rezident-rf/

Налоговые последствия иностранного партнерства

Возникают ли налоговые последствия у иностранной компании?

Иметь в числе своих контрагентов иностранные компании не только выгодно, но и престижно. Однако такое сотрудничество сопряжено с определенными налоговыми последствиями. Чтобы бизнес-партнерство не обернулось для российских организаций проблемами с налоговиками, мы расскажем, на что нужно обратить внимание бухгалтеру при работе с зарубежными фирмами.

Агент или не агент? Вот в чем вопрос

В ряде случаев российская компания при выплате дохода иностранному контрагенту должна выполнить обязанности налогового агента по налогу на прибыль, то есть исчислить налог, удержать его из выплачиваемых доходов и перечислить в бюджет. Давайте разберемся, кто является налоговым агентом, а кто нет.

Ведь осуществление расчетов с иностранным контрагентом далеко не во всех случаях возлагает на российскую организацию обязанности налогового агента по налогу на прибыль.

Внимание на статус

Если иностранная компания осуществляет свою предпринимательскую деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, она самостоятельно исполняет обязанности налогоплательщика по налогу на прибыль (п. 1 ст. 307 НК РФ).

Понятие постоянного представительства иностранной организации на территории РФ для целей налогообложения прибыли приведено в п. 2 ст. 306 НК РФ.

Под ним понимается филиал, представительство, отделение, бюро, контора, агентство, любое другое обособленное подразделение или иное место деятельности, через которое зарубежная компания регулярно осуществляет предпринимательскую деятельность на территории России. При этом деятельность иностранного представительства должна быть связана:

  • с пользованием недрами и (или) использованием других природных ресурсов;
  • проведением предусмотренных контрактами работ по строительству, установке, монтажу, сборке, наладке, обслуживанию и эксплуатации оборудования, в том числе игровых автоматов;
  • продажей товаров с расположенных на территории России и принадлежащих этой организации или арендуемых ею складов;
  • осуществлением иных работ, оказанием услуг, ведением иной деятельности (исключение — деятельность подготовительного и вспомогательного характера при отсутствии признаков постоянного представительства).

При образовании постоянного представительства иностранная организация обязана встать на учет в российском налоговом органе (п. 1 ст. 83 НК РФ, приказ Минфина России от 30.09.2010 № 117н).

Чтобы у налогового органа не возникло претензий, российской организации для освобождения от обязанностей налогового агента нужно получить от иностранного контрагента подтверждение, что он состоит на учете в налоговых органах РФ.

Им является нотариально заверенная копия свидетельства о постановке иностранной организации на учет в налоговых органах, оформленная не ранее чем в предшествующем налоговом периоде. Именно такое требование содержится в подп. 1 п. 2 ст. 310 НК РФ.

Поскольку иностранный контрагент сам заинтересован в получении полной суммы вознаграждения — без удержания налога российской стороной, проблем с получением от него копии свидетельства возникнуть не должно.

Все зависит от вида дохода

Если же у иностранной компании нет постоянного представительства на территории РФ, то возникновение обязанностей налогового агента у российской организации зависит от конкретного вида выплачиваемых доходов. Российская организация является налоговым агентом в том случае, если выплаты, производимые в пользу иностранных компаний, признаются доходами от источников в РФ (п. 1 ст. 310 НК РФ).

Перечень таких доходов установлен в п. 1 ст. 309 НК РФ. В нем перечислены «пассивные» доходы, получение которых не связано с ведением иностранной организацией предпринимательской деятельности в России.

К ним отнесены дивиденды, доходы в виде распределения в пользу иностранной организации прибыли и имущества, процентные доходы, доходы от использования в РФ прав на объекты интеллектуальной собственности, штрафные санкции за нарушение российскими лицами договорных обязательств. Кроме того, в данный перечень включены доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50% активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ (финансовых инструментов, производных от таких акций (долей)), а также доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося на территории РФ.

Что касается вознаграждения, выплачиваемого иностранным организациям за выполнение работ (оказание услуг), то доходами от источников признаются выплаты от сдачи в аренду или субаренду имущества, используемого на территории РФ, и выручка от международных перевозок.

А вот доходы, полученные иностранной организацией от продажи товаров или иного имущества, не указанного в п. 1 ст. 309 НК РФ, осуществления работ, оказания услуг на территории РФ, не приводящие к образованию постоянного представительства в РФ, обложению налогом у источника выплаты не подлежат (п. 2 ст. 309 НК РФ).

Соответственно при выплате доходов, не поименованных в п. 1 ст. 309 НК РФ, у российской организации не возникает обязанностей налогового агента.

Проблемы открытого перечня доходов

Стоит отметить, что перечень доходов от источников РФ, предусмотренный п. 1 ст. 309 НК РФ, не является закрытым. Последним подпунктом в нем указаны «иные аналогичные доходы» (подп. 10 п. 1 ст. 309 НК РФ). Столь не­определенная формулировка и порождает на практике многочисленные споры.

Источник: //www.eg-online.ru/article/185054/

Какие налоговые последствия могут возникнуть при перечислении доходов иностранных компаний — Audit-it.ru

Возникают ли налоговые последствия у иностранной компании?

Центр структурирования бизнеса и налоговой безопасности

taxCOACH

Сотрудничая с иностранными компаниями, необходимо адекватно отслеживать, какие налоговые последствия могут возникнуть при перечислении доходов в их пользу.

В статье речь пойдет о концепции «фактического права на доход» (ФПД), и смеем Вас уверить, что Вам нужно прочитать ее, если:

  • небезразличные Вам российские юридические лица выплачивают «пассивные» доходы (дивиденды, проценты, роялти) иностранным партнерам;
  • Ваши компании покупают товары у иностранных поставщиков, в высокой степени независимости которых можно усомниться;
  • Вы задумываетесь о том, что интересного в плане налогообложения можно получить, включив иностранную компанию в структуру своего бизнеса.

В общем смысле, суть правила о ФПД сводится к следующему: льготы в соответствии с Соглашением об избежании двойного налогообложения распространяются ТОЛЬКО на налоговых резидентов договаривающихся стран, являющихся конечными выгодоприобретателями выплачиваемого дохода, а не промежуточным звеном (посредником, подставным лицом).

Традиционно считается, что правила ФПД должны учитываться только теми российскими компаниями, которые выплачивают зарубеж «пассивные» доходы (дивиденды, проценты, роялти).

В момент выплаты они должны определить, надо ли удерживать в качестве налогового агента налог с доходов иностранной компании.

Активные же иностранные компании, то есть ведущие традиционную торговую деятельность, не подпадают под действие правил о ФПД.

Смуту в эту ставшую привычной «расстановку сил» внесла Федеральная налоговая служба в очередном грозящим стать эпохальным письме: [1]

Правила ФПД применяются «как в спорах, касающихся правомерности применения налоговых льгот (пониженных налоговых ставок, освобождений от налогообложения) российскими компаниями, выплачивавшими за рубеж пассивные доходы, так и при выявлении схем по выводу из-под налогообложения доходов от деятельности на территории РФ путем перевода в оффшорные или низконалоговые юрисдикции.

Иными словами, случаи перевода части рентабельности в низконалоговые юрисдикции за счет использования, например, торгового посредника также подпадают под оценку сквозь призму этих правил. 

Признаки фактического получателя дохода

Минфин и ФНС в своих циркулярах регулярно ужесточают перечень требований, которым должен соответствовать фактический получатель дохода.[2]

В соответствии с последними разъяснениями ФНС РФ для применения льгот, установленных Соглашением, необходимо доказать:

  • Деловую цель и соответствие формы сделки ее истинному содержанию и намерениям сторон;
  • Традиционно – самостоятельность получателя в распоряжении полученным доходом.

Таким образом, хотя само понятие ФПД неразрывно связано исключительно со вторым пунктом («самостоятельность получателя»), налоговая служба неразрывно оценивает и сделку, в рамках которой происходит движение денежных средств.

Оценка деловой цели сделки

Очевидно, что оценке деловой цели и оценке взаимоотношений сторон сейчас и в будущем будет уделяться не меньше внимание, нежели признакам несамостоятельности («кондуитности»).

Основной целью сделок не должно быть выведение дохода, полученного в России, из-под налогообложения и формальное совершение операций в целях использования преимуществ по международному соглашению.

Среди «пассивных» доходов под угрозу попадают прежде всего проценты по займам и роялти:

  • займы могут быть признаны искусственными и переквалифицированы в долгосрочные инвестиции (вклады в уставный капитал), по котором начисление процентов не производится. О таких случаях мы писали здесь.
  • а роялти – необоснованными, например, в связи с тем, что товарный знак давно использовался налогоплательщиком и лишь формально принадлежит иностранной компании.

Кроме того, ФНС упоминает:

  • оплату консультационных услуг, оказываемых иностранной компанией;
  • перепродажу долей/акций/иного имущества в короткий промежуток времени, когда основная наценка оседает в иностранной юрисдикции и выпадает из-под налогообложения в РФ.

Оценка «самостоятельности» иностранного контрагента

На сухом «налоговом» языке это значит, что налогоплательщик должен доказать, что иностранный контрагент не является кондуитной компанией, то есть не является «всего лишь посредником».

Итак, при выплате дохода в пользу иностранной компании, российский налогоплательщик должен запросить у нее доказательства того, что она является ФПД, то есть имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться этим доходом. Получатель дохода не должен обладать признаками всего лишь посредника, который прикрывает настоящего выгодоприобретателя выплачиваемого дохода.

Льготы по налоговому соглашению должны предоставляться лишь компаниям:

  • имеющим экономическое присутствие в стране резидентства;
  • обладающим широкими полномочиями по распоряжению доходом;
  • использующим доход в предпринимательской деятельности иностранной компании (получающим экономическую выгоды от дохода).

За последние годы сложился некий алгоритм, по которому налоговые органы анализируют деятельность иностранной компании:

1. Обстоятельства создания иностранной компании. Например, налоговый орган непременно упомянет, если компания зарегистрирована непосредственно перед заключением договора с российским контрагентом, а ее директором и секретарем являются сотрудники какой-либо консалтинговой компании, оказывающей услуги по регистрации и обслуживанию юридических лиц.

Иногда эти же лица возглавляют сотни других организаций;

2. Имеющиеся материальные, нематериальные и трудовые ресурсы. Также как в России, отсутствие офиса (арендных, коммунальных платежей, расходов на связь и т.п.), солидного штата сотрудников наталкивают на мысль, что компания является «полочной», то есть не ведет самостоятельную деятельность.

3. Анализ денежных потоков с точки зрения «транзитности» платежей, распоряжения полученным доходом. Классическими вариантами «транзитных» перечислений стали выплаты по лицензионным договорам, договорам займа или распределение прибыли в пользу компаний, которые зарегистрированы в классических офшорных территориях.

Дивиденды

Проценты

Роялти

На сегодняшний день такие варианты все больше становятся нежизнеспособными.

К слову, кипрские власти, понимая ускользающие доходы от финансовых услуг и тенденции международного налогового контроля, на протяжении последних лет вносят в законодательство изменения, стимулирующие отказаться от «транзитных» структур.[3] В этом случае весь доход оседает в кипрских компаниях.

4. Анализ характера финансово-хозяйственной деятельности иностранной компании.

Не всякая предпринимательская деятельность иностранной компании подтверждает ее самостоятельность.

Например, «деятельность, осуществляемая только в виде инвестиций и финансирования компаний группы (холдинга) или взаимозависимых, аффилированных компаний, не свидетельствует об осуществлении самостоятельной предпринимательской деятельности».

Следующие виды дохода от предпринимательской деятельности также не будут признаны существенными:

  • доход от оказания информационно-консультационных услуг, 
  • доход в виде положительной курсовой разницы от купли-продажи иностранной валюты, 
  • доход в виде высокой процентной ставки по вкладам, 
  • разовая покупка привилегированных акций, 
  • владение акциями и долями аффилированных компаний.

Письмо Федеральной налоговой службы от 28 апреля 2018 г. N СА-4-9/8285@ 

Российские налоговые органы не согласятся с тем, что иностранная компания ведет самостоятельную предпринимательскую деятельность, если:

  • основная прибыль иностранной компании формируется за счет перечисленного дохода с территории РФ;
  • доход складывается только из дивидендов и процентов по займам, выданным аффилированным организациям;
  • или иные основания получения дохода носят незначительный характер;
  • большая часть дохода перенаправляется дальше по цепочке учредителям или компаниям, входящим в группу; 
  • у компании отсутствуют существенные финансовые, коммерческие риски; 
  • отсутствуют платежи, характерные для нормальной хозяйственной деятельности, либо объем операционных расходов является незначительным и компания несет только административные расходы, обусловленные формальным выполнением требований страны инкорпорации (регистрационные взносы, содержание офиса, минимальные социальные отчисления).

5. Анализ налоговых обязательств иностранной компании в отношении полученного дохода и при его дальнейшем (транзитном) перечислении 

Так, например, на Кипре отсутствует «налог у источника» при перечислении «пассивных» доходов в пользу офшорных территорий, в которых и вовсе налогообложение фактически отсутствует. 

Еще пример нестандартного подхода налогового органа.

Прежде, чем перейти к нему, немного теории. Дело в том, что на Кипре есть специфичный налог – взнос на оборону, который подлежит уплате при получении некоторых видов доходов.

В частности, если кипрская компания помимо своей основной операционной торговой деятельности единоразово выдала займ независимой компании, может возникнуть налог на оборону. Ставка составляет 30 %, при этом расходы не учитываются.

То есть он уплачивается со всего размера полученных процентов.

Необходимость уплаты 30 % с полученного процентного дохода вряд ли можно назвать привлекательной перспективой. Однако законы Кипра предусматривают два основания для освобождения процентного дохода от налога на оборону:

  1. Доход в виде процентов получен в рамках «обычной коммерческой деятельности». Иными словами, финансирование третьих лиц является основной деятельностью компании. Это процентный доход банков и прочих кредитных организаций, неустойка по договору поставки и пр.

  2. Проценты при финансировании предприятий одной группы компаний.

Для освобождения от налога на оборону достаточно иметь заключение кипрского аудитора, который будет знать, что предприятия в реальности имеют общего бенефициара.

Итак, возвращаемся к примеру.[4]

Налоговый орган, доказывая, что кипрский займодавец не является фактическим получателем дохода, ссылался в том числе на отсутствие факта уплаты сбора на нужды обороны на Кипре с этого дохода.

Логика предельно проста: чтобы иметь основания освобождения от этого сбора компания должна подтвердить один из двух фактов: (1) доход от заемного финансирования является для нее «обычным» или (2) осуществляется финансирование в рамках группы компаний.

Кипрская компания – займодавец не включена в реестр финансовых и инвестиционных компаний, заявлена как «промышленная» компания, а это значит… 

Это означает, утверждает налоговый орган, что оснований для освобождения от сбора на оборону не было. Тем самым, кипрский контрагент уклоняется от исполнения налоговых обязательств в своей стране, так как не считает доход «своим».

За кадром остается негласный вывод о том, что сбор на оборону не был уплачен как раз по причине «финансирования предприятий одной группы компаний», что является косвенным доказательством подконтрольности иностранного займодавца и российского заемщика одному бенефициару.

Анализ деятельности иностранной компании по такому алгоритму должен создать у налогового органа и суда уверенность, что эта компания представляет собой отдельную бизнес-единицу с самостоятельной целью.

Если же она является технической, обслуживает интересы собственной группы и аффилированных с ней лиц, ей может быть отказано в использовании преимуществ международных соглашений об избежании двойного налогообложения.

Если иностранный контрагент не подтвердил статус ФПД..

Если после изучения представленных документов, российская компания придет к выводу, что ее иностранный контрагент не является конечным выгодоприобретателем дохода, то есть ФПД, она не применяет Соглашение при выплате «пассивного» дохода и действует по одному из следующих сценариев:

1) Если российское лицо знает, что конечным получателем дохода является российский резидент, то:

  • налог у источника (то есть налог за иностранную компанию) при выплате доходов не удерживается при условии обязательного уведомления налогового органа по месту своего нахождения о причинах неудержания (подп. 1 п. 4 ст. 7 НК РФ, Письмо ФНС России от 20.04.2015 г. № ГД-4-3/6713@);

Источник: //www.audit-it.ru/articles/finance/a106/957422.html

Налоговые последствия для иностранного владельца квартиры в России

Возникают ли налоговые последствия у иностранной компании?

Обратились ко мне с просьбой рассказать, какие налоги придётся платить иностранному гражданину в России, если он купить здесь квартиру.

Посмотрела и ужаснулась размерам налогов, которые придётся этому иностранцу платить в случае продажи квартиры в России.

Стала размышлять, как же оформить недвижимость, чтобы платить более реальные суммы налогов. Делюсь с вами результатом своего анализа.

Итак, в случае приобретения жилой недвижимости нерезидентом в России (обращаю внимание, что нерезидент – это не просто иностранец, а лицо, которое не проживает на территории РФ более 183 дней в году), у него возникают следующие налоговые обязательства:

  1. Оплата налога на недвижимость (ставка налога определяется на основании стоимости недвижимого имущества и субъекта РФ, где оно расположена, но не может превышать 2%). Оплачивается ежегодно по месту нахождения недвижимости. Правило общее для всех, размер налоговой ставки зависит только объекта недвижимости и региона его нахождения.
  2. В случае продажи квартиры – оплата налога с дохода, полученного от продажи недвижимости. И тут случается самое страшное. Дело в том, что ставка налога на прибыль для нерезидента равна 30% (п.3, ст. 224 НК РФ). При этом данная сумма налога взымается со всей выручки от продажи квартиры (без вычета расходов на её приобретение), поскольку налоговый вычет, предусмотренный п. 3, ст. 220 НК РФ не применяется к нерезидентам (п.4, ст. 210 НК РФ). Продавец квартиры должен самостоятельно заполнить и подать налоговую декларацию по месту регистрации недвижимости (в этой же налоговой он должен стоять на налоговом учёте как владелец недвижимости с момента, как стал собственником этого имущества).
  3. Отдельно стоит обратить внимание, что НДС с продажи жилой недвижимости не уплачивается (пп.22, п.3, ст. 149 НК РФ).

Итого получается, что, если нерезидент купил в Москве квартиру за 6 000 000 рублей, а потом спустя годы продал её за 7 000 000 рублей, он обязан будет оплатить налог по ставке 30% с 7 000 000 рублей.

Никакие вычеты и льготы, применимые к налоговым резидентам (вычет стоимости документарно подтверждённых расходов на приобретение недвижимости, освобождение от налога в случае владения более 3х лет (применимо к физическим лицам налоговым резидентам)) применяться не будут.

Как же избежать таких «драконовских мер». Есть несколько вариантов:

  1. На момент продажи квартиры стать налоговым резидентом России (т.е. прожить более 183 дней в течение непрерывных 12 месяцев до момента продажи квартиры). Но этот вариант не для всех приемлем.
  2. Зарегистрировать квартиру (оформить покупку квартиры) на российскую компанию (например, учредить общество с ограниченной ответственностью и стать в ней единственным учредителем). Налоговая ставка с продажи в таком случае будет равна 20% (либо в случае применения упрощённой системы налогообложения (УСН): 6% на всю сумму выручки или 15% на прибыль (выручка минус расходы)) и облагаться этой ставкой будет только доход от продажи, а не вся выручка. Однако здесь есть две сложности:
  • Как потом полученные с продажи средства выводить из ООО. Как вариант – дивиденды, но тогда надо оплатить налог у источника (стандартная ставка 15%, может применяться пониженная ставка, предусмотренная соглашением об избежании двойного налогообложения со страной, резидентом которой является владелец квартиры). Однако таким образом можно вывести только чистую прибыль компании, а не всю выручку от продажи. Остальные средства надо выводить путём ликвидации ООО, как ликвидационную массу и опять же платить налог у истопника в России.
  • Деятельность ООО надо поддерживать, вести бухгалтерский учёт, подавать ежеквартальные отчётности, платить авансом налоги, пенсионные и социальные отчисления с работника (как минимум это Генеральный директор) – достаточно много дополнительной административной работы и затрат на содержание.

3. Оформить покупку квартиры на иностранную компанию (компанию, зарегистрированную по месту регистрации и проживания нерезидента). В налоговом плане не будет особых отличий от российской компании: прибыль с продажи облагается налогом по ставке 20%, если не брать оффшорные государства (облагается доход минус расход).

При этом иностранной компании, которая не будет вести деятельность на территории РФ через постоянное представительство, достаточно просто встать на налоговый учёт по месту нахождения недвижимого имущества для оплаты налога на недвижимость.

При этом никаких отчётностей и иных деклараций (помимо декларации на недвижимое имущество, подаваемой один раз в момент первой оплаты налога на имущество) подавать в российские налоговые органы не понадобится, что сильно упрощает жизнь иностранца по сравнению с ситуацией, когда учреждается российское ООО.

Вопрос налогообложения иностранных компаний регулируется ст. 309, вопрос вычета из налогооблагаемой базы расходов регулируется ст. 268 НК РФ.

Подытожим: если вы иностранец, постоянно проживающий за пределами Российской Федерации, то при покупке квартиры в России оптимальное всего будет оформить её на иностранное юридическое лицо.

В таком случае вы будете платить налоги на имущество, как все, не должны будете отчитываться о своей деятельности в России и в случае продажи оплатите налог по стандартной налоговой ставке 20% с применением всех предусмотренных налоговых вычетов (при условии предоставления документарного подтверждения несения расходов, которые вы планируете вычесть из прибыли с продажи). Поэтому покупку квартиры лучше сразу оформлять на это иностранное юридическое лицо и хранить все документы. При этом в случае продажи налог с вас должен будет удержать покупатель, выступая налоговым агентом (если же покупателем будет выступать физическое лицо или другое иностранное лицо-нерезидент, то налог иностранная компания оплатить самостоятельно по месту налоговой регистрации в России).

Буду признательна за комментарии специалистов, которые на практике сталкивались с данным вопросом налогообложения иностранцев и могут предложить иные варианты легальной налоговой оптимизации.

Источник: //zakon.ru/Blogs/nalogovye_posledstviya_dlya_inostrannogo_vladelca_kvartiry_v_rossii/72749

Криминальный мир
Добавить комментарий