Возьмут ли ребёнка в школу, в первый класс, если мы живем без регистрации?

Приезжим здесь не место. Правила зачисления в школы хотят кардинально поменять. Что это значит для детей и родителей?

Возьмут ли ребёнка в школу, в первый класс, если мы живем без регистрации?

Новая школьная реформа вызывает много вопросов. фото: uaua.info

Министерство образования готовит школьную революцию. На официальном сайте ведомства выставлен на общественное обсуждение проект новых правил зачисления детей в младшие (1-4), базовые (5-9) и старшие (10-11) классы.

Главное нововведение – детей предлагают принимать в школы не по уму, а по прописке, отменив конкурсные отборы, на которые, по словам чиновников, “давно жалуются родители”. 

“В свое время мой ребенок не попал в ближайшую к дому школу, куда нужно было сдавать экзамены. Пришлось идти в ту, что подальше, что не совсем удобно, особенно в младших классах. Надеюсь, теперь все изменится”, – рассказала “Стране” киевлянка Анна. 

Впрочем, сами учителя предупреждают: такой подход сделает среднее образование в Украине действительно средним. “Мы не сможем гарантировать высокий уровень подготовки для всех, особенно в старших классах”, – говорит директор бориспольской гимназии “Перспектива” Неля Клименко. 

А для многих семей, которые переехали жить в другой город, но не получили там регистрацию, может стать проблемой пристроить ребенка хоть в какую-то школу. 

“Страна” разбиралась, зачем меняют школьные правила и к чему это приведет. 

По прописке и без экзаменов 

Не секрет, что школы в Украине давно поделились на элитные и “обычные”.

Существуют многочисленные рейтинги учебных заведений (как правило, они базируются на результатах внешнего независимого оценивания выпускников) и “прайсы” на поступление в лучшие учебные заведения, которые могут достигать $1 тыс. Поступить в известные лицеи и гимназии зачастую сложнее, чем в университет – конкурсы составляют по 6-10 человек на место. 

Министерство образования хочет разрушить эту схему.

“Новый порядок базируется на принципах территориальной доступности – каждая школа должна принять ребенка, который живет на территории ее обслуживания”, – поясняют в министерстве.

Формально это право действует и сейчас, но оно зачастую не выполняется.

Теперь же, как сказано в проекте, школы могут требовать, помимо основного пакета документов (заявление, свидетельство о рождении, медосмотр) паспорт одного из родителей с пропиской или справку о регистрации ребенка. В действующем законе об образовании такой нормы нет. Тем не менее родителей предупреждают об ответственности за подачу “недостоверной информации” (например, о прописке), “согласно законодательству”. 

Зачислять “своих” детей будут до 31 мая текущего года. Присутствие при этом самого ребенка необязательно. Более того, проводить конкурсный отбор – запрещено. 

В июне школы будут формировать списки зачисленных. Если при этом останутся свободные места (эту информацию обещают сделать открытой) – на них можно будет брать “чужих” детей. 

Как будут делить свободные места 

В гимназические классы (с 5 класса) предлагают сначала брать детей по месту прописки, а затем – если останутся свободные места – победителей конкурсного отбора.

В старшие лицейные классы (10-11) будут брать тех, кто закончил в этом же учебном заведении 9 классов (без учета успеваемости), и только на свободные места – по конкурсу.

Сразу стоит отметить, что история о свободных местах – чистая фикция. Как правило, в элитных школах их в принципе не бывает, так что особо рассчитывать на то, что в младших классах ребенок отучится в обычной школе возле дома, а потом перейдет в хорошую гимназию, не приходится. 

Но конкурсы должны стать более прозрачными – школы будут проводить их аудио- и видеофиксацию.

Отбирать детей станут конкурсные комиссии, а если у родителей возникнет сомнение в справедливости оценки, они могут обращаться с апелляций в районные управления образования. Там смогут не только пересмотреть работу конкретного ребенка, но и отменить результаты всего конкурса, после чего его нужно будет проводить заново. 

Также учителям запретят требовать характеристику ребенка из прежней школы и справки с места работы родителей. 

Конец элитному обучению? 

Новаторские идеи Минобразования уже разделили учителей и родителей на два лагеря: тогда как одни полностью за новую школьную справедливость, другие пророчат общее снижение качества среднего образования и проблемы с зачислением детей и, как следствие, – увеличение взяток. 

“Хорошо, что появятся четкие  правила для всех украинских школ. Понятно, что вопросы будут, но на каждую индивидуальную ситуацию ведь не напишешь закон”, – считает глава Ассоциации директоров школ Киева и директор столичной специализированной школы №85 Татьяна Федунова. 

“Сейчас в одних школах недобор учеников, а другие – перегружены и работают в две смены. При этом получается, что первые получают излишнее финансирование, а вторым не хватает средств.

Кроме того, страдает качество обучения, ведь в переполненных классах учителю сложно уделить внимание каждому.

Как бы мы ни хотели, школа, рассчитанная на 300 учеников, никак не может принять 700″, – говорит аналитик по вопросам образования Ассоциации городов Украины Людмила Мозговая. 

По ее словам, в органы управления образования поступает немало жалоб от родителей на несправедливое зачисление. “Если будут понятные правила, станет меньше возможностей  для манипулирования как со стороны родителей, так и со стороны директоров школ”, – уверена Мозговая. 

Неля Клименко рассказывает, что у них уже сейчас в очереди на зачисление в первый класс на следующий год стоит 40 детей, прописанных в других районах. Отбора для первоклассников они не проводят, так что создается “нездоровая конкуренция”.

Татьяна Федунова рассказала, что у них конкурс среди будущих первоклассников составляет 5-6 человек на место.

“Но мы не проверяем, умеет ли ребенок читать и писать – этому ведь и должны учить в школе. Важна лишь готовность изучать сразу три языка – украинский, русский и английский”, – говорит директор. По ее словам, несколько школ Киева уже с этого года будут проводить пилотный проект по электронной записи детей в очередь.

“Родители смогут заблаговременно оценить шансы и в случае необходимости выбрать другое учебное заведение”, – пояснила она. 

Но вот с отменой конкурсов в старшие классы, особенно в 10-11, Неля Клименко может поспорить.

“Как дети с посредственной успеваемостью будут осваивать углубленную программу и как при этом быть с талантливыми учениками – смогут ли учителя уделять им должное внимание? Если отменят конкурсный отбор, нужно отменять и школьные рейтинги, ведь они строятся именно на результатах школьников”, – считает она. 

Согласно рейтингу за прошлый год, лучшими отечественными школами признаны львовский физико-математический лицей при университете им. Франко, киевские лицеи “Интеллект” и “Наукова змина”, №145 и “Лидер”, физико-математический лицей при университете им. Шевченко, днепропетровский медицинский лицей, Калужская гимназия им. Бахматюка (Ивано-Франковская обл.), Черкасский физматлицей и другие.

Их выпускники получили на ВНО по 170-190 баллов из 200 возможных, а это фактически проходной билет в лучшие вузы Украины. 

Но родители стремятся любой ценой определить свое чадо в хорошую школу не только в надежде на отличные оценки в будущем. Многих привлекает еще и фактор определенной социальной среды.

К примеру, в столице считается верхом престижа “устроить” ребенка в “мажорные” Кловский лицей или лицей №100 на Подоле (примечательно, что они не попали в топ-20 киевских школ по результатам ВНО), где учатся дети “из достойных семей” (к примеру, Кловский лицей в свое время окончили дети президента Петра Порошенко).

По слухам, “благотворительные взносы” за поступление туда исчисляются сотнями долларов. 

И родители просто не верят, что в такие школы можно будет попасть “с улицы”.

“Думаю, будут проводить беседы с родителями, чьи дети по тем или иным критериям “не подходят”. Или вырастет плата для детей без прописки”, – поделилась своими опасениями со “Страной” киевлянка Оксана.

А преподаватель одной из столичных элитных школ, попросивший не называть его имени, рассказал “Стране”, что отбор в той или иной форме все равно будет, и это пойдет во благо ребенка. “Родители сами должны понимать, что нужно выбирать школу, в которой ребенок не будет чувствовать себя “белой вороной”, – сказал он. 

С другой стороны, немало и семей, которые, наоборот, не хотят отдавать детей в “мажорные” школы – ищут хорошего учителя и дружественную для ребенка атмосферу, пусть даже в самом обычном учебном заведении.

Получается, что сейчас такие “обычные” школы могут стать для них недоступными из-за отсутствия свободных мест (что вполне вероятно, к примеру, в плотно застроенных спальных районах), а элитные, по месту прописки, – окажутся слишком дорогими. 

Что делать иногородним 

Но главная проблема в новых правилах – это прописка.

В родительской общественной группе “Батьки.SOS” говорят, что новая норма рискует стать большой бедой для приезжих, которые живут в съемных квартирах, и, как правило, вообще не имеют местной регистрации. 

Им придется либо оформлять справку о регистрации ребенка по нужному адресу, либо подписывать официальный договор с арендодателем (на это идут далеко не все хозяева квартир, и такое жилье, как правило, стоит дороже), или же выбирать среди частных школ, на которые министерские правила не распространяются. 

Или же, как прогнозируют многие родители, давать взятку в школах, чтобы те устроили их ребенка, который без прописки становится фактически бесправным.

“Подтверждение места регистрации – это действительно рискованный пункт в новом порядке. Ведь часто владельцы съемных квартир не заключают договора с постояльцами. Нужен механизм фиксации фактического места проживания, скажем, такие справки должны выдавать в Центрах админуслуг”, – считает Мозговая.

Источник: https://strana.ua/articles/analysis/128367-minobrazovanija-ukrainy-predlahet-reformu-prinimat-v-shkoly-po-propiske.html

В школу не по прописке: советы мамы, прошедшей первоклассный ад – мк челябинск

Возьмут ли ребёнка в школу, в первый класс, если мы живем без регистрации?

С 1 июля начался прием заявлений в первый класс для детей, не зарегистрированных на закрепленной за школой территории

Странно, но многие родители будущих первоклассников не следуют этому элементарному совету. Дальше вопрос: какую школу выбрать? Официального рейтинга школ по результатам ЕГЭ не существует, но народная молва и сарафанное радио вам в помощь. Мы с подругой, у которой сын тоже в этом году поступает в первый класс, обегали все школы района, в сентябре побывали на всех собраниях.

– Мы вам всем очень рады, но поступить к нам невозможно, – говорила завуч в одной из школ. – Приходите на курсы будущего первоклассника, но знайте: никакой гарантии при поступлении они не дают.

То же самое сказала и другая завуч, в другой школе. При этом добавила:

– В последние годы у нас остаются места. Бились-бились родители, а четыре места в прошлом году осталось.

Отсюда второй совет: если вашему ребенку шесть с половиной, и вы планируете с сентября начать ходить на подготовительные курсы, а поступить в первый класс на следующий год, то после первого июля, спокойно, без очередей занесите заявление.

 А вдруг вам повезет? В статусных школах иногда остаются свободные места, в следующем году их может и не быть. Ведь сейчас возраста первого класса достигает волна беби-бума, когда мамы рожали, окрыленные материнским капиталом.

В 2017 году первоклашек больше, чем в 2016, а в 2018 их будет больше, чем в 2017-м. Потом эта волна спадет.

В итоге я остановилась на школе, где «в последние годы остаются места», а моя подруга пошла в другую. В той школе, что поскромнее, ей предложили схему, гарантирующую поступление: курсы плюс деньги.

– Мне секретарь говорит: «подпишите дОговор», – делилась подруга. – Ужас, конечно! Для меня это показатель уровня школы. Но там мне хоть гарантию дали, а у тебя этого нет.

Подруга подошла к делу основательно: помимо подготовительных курсов в школе записалась еще и в «Автораф»!

– Зачем, – спрашиваю, – у тебя же «гарантия»?

– Они все равно устраивают «скрытое тестирование», – отвечает подруга. – А одни курсы при школе всех знаний не дают.

Практика показала, что «Автораф» был в ее схеме совершенно лишним: занимаясь там, ребенок потерял всякий интерес к подготовительным курсам при школе, стал через раз делать домашние задания. Совет третий: не переусердствуйте! Первый класс – это еще не вуз.

Дальше наши пути разошлись. Мы исправно посещали подготовительные занятия весь год. В мае состоялось итоговое родительское собрание.

– Сейчас я зачитаю фамилии детей, которых мы с радостью примем, – объявила завуч и огласила список. Моего ребенка в этом списке не было. – Но остальные дети при поступлении имеют такие же права.

Что ж, это обнадеживало. Прием заявлений начинался в субботу. Завуч советовала прийти в пятницу вечером к школе и посмотреть, что там творится. Наша учительница, очень приятная женщина, уверяла: «Не нужно никаких ночных дежурств! Мест хватит всем».

Придя в пятницу, я обнаружила перед входом в школу, на скамеечке, две семейные пары.

– О, вы к нам на замену! – радостно воскликнула чья-то мама. – Садитесь. Представляете, тут даже сотовый телефон есть! А вы кто?

Она протянула мне список, отпечатанный на компьютере. Там было 85 фамилий. Кто раздавал порядковые номера? В зависимости от чего? И самое главное: когда это безобразие происходило?

– Еще в апреле, – сочувственно сказал мне чей-то папа и записал фамилию моего ребенка ручкой, 86-м номером. – Ну, раз вы не в списке, то можете идти. Утром приходите к восьми, раньше не надо. Все равно все будут заходить по списку.

Я пошла домой в шоке. Очевидно, этот список формировался в те моменты, когда родители сидели в коридоре и ждали своих чад. А я-то, дура, бегала в это время по магазинам. Совет четвертый: контактируйте с родителями других первоклассников, узнавайте о существовании списка.

Утром в субботу я подошла в школу. Там уже выстроилась длинная очередь, как в лихие 90-е за колбасой.

Каково же было мое удивление, когда в первых рядах этой очереди я увидела многих своих знакомых, которые – я это знаю совершенно точно – ни на какие курсы не ходили! А о существовании списка знали. Разгадка ждала меня десятью минутами спустя.

В дверь прорвалась женщина в камуфляжном костюме и с красными корочками (как потом оказалось, фальшивыми). После этого на улицу к родителям вышел директор:

– Вы сами виноваты, что ее пропустили, – наставительно сообщил он. – Но подать заявление и быть зачисленным – разные вещи, – подмигнул мужчина очереди.

То есть директор прекрасно знал о существовании списка, более того, возможно, принимал участие в его формировании.

Пока обсуждали МВД-шницу, под сурдинку в двери просочилась еще одна дама – с известного новостного сайта. Якобы, на интервью, а сама тоже подала заявление. Совет пятый: стоя в очереди, не теряйте бдительность.

– Знаете, да, что мест может не хватить? – первое, что услышала, когда очередь дошла до меня. Эти слова произносила та самая завуч, которая раньше говорила, что места остаются.

– Мы же к вам на курсы ходили! Вы нас помните? – говорю я ей.

– Помню, конечно. Но мест все равно может не хватить.

Сложно описать то ужасное состояние, когда я вышла из этой школы. Такое состояние бывало у меня только во времена учебы в школе и не посещало меня последние 20 лет! На всякий случай я пошла в другую, не надеясь уже ни на что.

– Ниче что выходной? – недовольно проворчала вахтерша в ответ на мою просьбу подать заявление. – Третьего утром приходите.

За моей спиной стоял мужчина – со списком.

– Мы тут дежурим, – пояснил он. – Можете в список свою фамилию вписать. Тут я была на тридцать шестом месте. Все лучше, чем на 86-м.

– Вы придите третьего часиков в пять утра, – продолжал напутствия мужчина. – А то, если придете в восемь, окажетесь на улице.

Я полетела на собрание в школу, куда мы ходили на курсы. На двери были вывешены списки – фамилии моего ребенка там не было.

– В августе выяснится, что кто-то не придет, и мы вам позвоним, – утешал нас директор. – Но вы не сидите, сложа руки. Подайте заявление по микрорайону.

Несколько тысяч рублей на ветер. Как будто в душу плюнули. В числе непринятых кроме моего оказался ребенок, показавший на курсах отличный результат. Всю субботу у меня раскалывалась голова.

Но надо было держать себя в руках: в понедельник предстояла новая битва. Я подошла к шести. Нас не оставили на улице, пустили в предбанник. Три часа коротали за разговорами.

А в девять всех запустили в саму школу.

– Кто по микрорайону? – спросила завуч. Вперед вышла женщина, показала прописку.

– Вы с пятнадцатого года тут прописаны, почему только сейчас спохватились? – строго отчитала маму завуч. – Вставайте теперь в общую очередь.

Та не возражала, очевидно, прописка была фальшивой. Совет шестой: не затягивайте с подачей заявления в школу по месту прописки, иначе вас и тут продинамят!

– У нас тридцать свободных мест, – продолжала завуч. – Вот вам тридцать бланков, – она протянула бумажки родительнице, державшей в руках заветный список.

Началась «раздача слонов». Родители, как дети, пытались вырвать заветный бланк, но женщина крепко держала оборону. Многие не явились. Что вы думаете, мне достался последний листок! Заполнить его я уже не могла: руки тряслись.

Я понимала, что меня спасла чистая случайность: какие-то школы принимали заявления начиная с субботы, а какие-то – с понедельника.

Мне дали бумажку с датой родительского собрания, адрес ателье, в котором нужно будет заказать форму и квитанцию на добровольное пожертвование.

– Сколько? – спросила я, ожидая услышать сумму в несколько нулей.

– Это каждый родитель решает сам.

Источник: https://chel.mk.ru/articles/2017/07/03/v-shkolu-ne-po-propiske-sovety-mamy-proshedshey-pervoklassnyy-ad.html

В школу можно брать детей и без регистрации, решил верховный суд россии

Возьмут ли ребёнка в школу, в первый класс, если мы живем без регистрации?

Суд не отменил приказ Минобрнауки о необходимости регистрации у детей при приеме в российские школы. Однако этот документ не является обязательным условием для поступления. Главное — иметь свидетельство о рождении

Сергей Фадеичев/ТАСС

Верховный суд России в четверг признал законным приказ Министерства образования и науки, по которому в российских школах с 2014 года перестали принимать детей, не имеющих регистрации по месту жительства. Однако этот документ не является обязательным условием для поступления. Главное — иметь свидетельство о рождении

Документ оспаривала благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие». Также истцами выступали гражданка Сирии Нассер Кавтхар и гражданин Узбекистана Нурбек Курбанов.

Семилетнюю дочь Нассер не взяли в первый класс в Москве из-за того, что хозяин съемной квартиры отказался прописывать мать девочки с ребенком. Она переехала в Пушкино, но и там история повторилась.

Сама женщина в прошлом году получила в России временное убежище в связи с тем, что у нее на Родине идет гражданская война. В четверг она лично приехала в суд.

Гражданин Узбекистана, отец четверых детей Нурбек Курбанов из Твери доверил представлять его интересы юристам «Гражданского содействия». Мужчина столкнулся с тем, что в середине учебного года двух его сыновей — 8-классника Нусратуллоха и 10-классника Умара — отчислили из школы после того, как выяснилось, что у детей окончился срок действия разрешения на временное проживание.

Приказ раздора

В обоих случаях директора школы оправдывали отказы пунктом 9 приказа № 32 Министерства образования и науки от 22 января прошлого года.

В нем прописан порядок для приема в общеобразовательные учреждения начального и среднего общего образования.

В документе говорится о необходимости регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания, а также о том, что родители-иностранцы должны предъявить документ, подтверждающий право на пребывание в России.

По словам представителей комитета «Гражданского содействия», с начала учебного года к ним обратились порядка 40 семей мигрантов, у которых возникли проблемы с зачислением детей в школу. Аналогичные жалобы стали поступать к ним уже и от граждан России.

Представлявший интересы организации в суде адвокат Михаил Кушпель заявил, что приказ Минобрнауки противоречит статье 43 Конституции РФ, Международной конвенции «О правах ребенка» и федеральному закону РФ «Об образовании», где сказано, что каждый ребенок имеет право на образование вне зависимости от пола, расы, национальности, языка, места жительства и т.п. Таким образом, по мнению истцов, обжалованный приказ противоречит основному закону страны, а также международным правовым актам.

Кушпель сообщил, что представители «Гражданского содействия» не раз пытались устроить многих детей иностранных граждан в российские школы, но успехом их попытки не увенчались, «везде идет ссылка на данный пункт приказа».

Глава «Гражданского содействия» Светлана Ганнушкина назвала «опасным для общества» принятие документа, который противоречит Конституции. Она отметила: если дети остаются предоставлены сами себе, их аккумулирует криминальная среда.

Ганнушкина считает, что государство и общество заинтересованы в том, чтобы дети иностранцев учились в российских школах. «Они становятся носителями нашей культуры и языка. В противном случае мы теряем это влияние.

Язык и культура — это большее влияние на мировое сообщество, чем политика сегодняшнего дня, которую проводит государство», — сказала правозащитница. Она сообщила, что недавно была на конференции в Туркмении, которая шла по-английски. «Дети ничего не понимают по-русски.

Мы не должны терять этот способ влияния и распространения нашей культуры», — убеждена Ганнушкина.

«Если министерство считает, что дети находятся нелегально на территории РФ — ну что ж, обратитесь в ФМС. Но это не может быть функцией Минобразования — следить за регистрацией детей», — уверена правозащитница.

По ее мнению, оспариваемый пункт приказа Минобразования должен быть, если не отменен, то изменен, или же к нему должны появиться разъяснения. «Проблемы надо решать, а не бороться с ними репрессивными методами», — отметила правозащитница.

Сложности поступления в школу

Сотрудница «Гражданского содействия» Анастасия Денисова рассказала суду, что лично общалась с директорами и юрисконсультами школ, которые отказываются брать детей без регистрации. «Они говорили мне, что не знают, как трактовать приказ, и сами крайне недовольны, что выполняют несвойственные им функции.

Они хотят заниматься учебным процессом, подготовкой 1 сентября, а не выполнять функции ФМС. Люди говорят, что хотят взять детей в школу, но не могут», — отметила Денисова. По ее словам, само слово «регистрация» трактуется директорами школ по-разному.

Некоторые из них просят предъявить у родителей годовую регистрацию на ребенка.

Также Денисова поведала о проблемах при подаче заявления о приеме в школу. По ее словам, в настоящее время оно заполняется в электронной форме на портале госуслуг. В заявлении указана графа «регистрация».

Без нее электронная система заявление просто не пропускает, а директора школ не принимают заявление лично от родителей. «Они говорят, идите в ОСИП (Окружные службы информационной поддержки).

Там объясняют: «Мы — техническая служба, мы только можем помочь вам заполнить заявление, если вы не владеете Интернетом. Мы за вас не можем написать регистрацию», — описывала сложности поступления в школу Денисова.

Представители истцов просили признать оспариваемый пункт приказа Минобрнауки частично недействующим и отменить пункт №9. В свою очередь, представитель Минобрнауки Ольга Федорова заявила, что приказ министерства правомерен и ясен.

По ее мнению, неправильная трактовка приказа не является основанием для признания его незаконным. Она заявила, что в нормативном акте «нет ни одного пункта, в котором бы говорилось отказывать в приеме детей в школы из-за отсутствия регистрации».

«Отказать в приеме ребенка в школу могут только по одной причине — из-за отсутствия в ней свободных мест», — сказала она.

Федорова отметила, что при издании приказа в министерстве учитывали: устраивать детей в школу пойдут граждане, как с регистрацией, так и без нее. «Поэтому было сформулировано два принципа.

Если ребенок проживает на данной территории, и это подтверждено документом, то самый простой способ — это предъявление регистрации по месту жительства или по месту проживания. В этом случае ребенок попадает в первый поток на зачисление», — сказала она.

В случае же если у ребенка отсутствует регистрация, то родитель или его законный представитель должны предъявить свидетельство о рождении ребенка, сообщила Федорова. «Сложно представить родителей или законных представителей ребенка без этого документа», — сказала она.

«Дополнительный» документ

В то же время представитель гражданки Сирии, член «Гражданского содействия» Анастасия Денисова обратила внимание суда на то, что свидетельство о рождении упоминается в приказе министерства лишь как дополнительный документ к свидетельству о регистрации. В ответ Федорова пояснила, что этот документ прилагается дополнительно к заявлению в школу, а вовсе не к свидетельству о регистрации. По ее мнению, это вполне ясно, и «большинство образовательных организаций понимают этот блок приказа правильно».

Федорова отметила, нормы для поступления детей в школу были приняты с учетом миграционной политики. Она заявила, что директора школ «регулярно предоставляют ответы на запросы ФМС», и, если оспариваемый пункт приказа отменить, то учителей начнут привлекать к административной ответственности по статье 18.11 КоАП (Нарушение иммиграционных правил).

Эти слова вызвали недоумение у Светланы Ганнушкиной. Председатель «Гражданского содействия» заметила, что по данной статье лицо можно привлечь к ответу только за непредоставление или несвоевременное представление в орган исполнительной власти информации об иностранных гражданах или лицах без гражданства.

По ее словам, если в школу придет запрос из ФМС, педагоги и учителя должны ответить, сколько у них учатся детей без регистрации и написать: «Помогите их зарегистрировать». «Кого и за что тут могут осудить? Я не понимаю», — заметила она.

Привлеченный к спору представитель Министерства юстиции выступил на стороне Минобрнауки, как и Генеральная прокуратура. В итоге, выслушав доводы сторон, судья Юрий Иваненко иск отклонил.

Была оглашена лишь вводная часть судебного акта, поэтому неясно, какой именно из аргументов ответчика суд положил в основу своего решения.

Но судя по всему, судья согласился с доводами представителя Минобрнауки о том, что в школы можно брать детей и без регистрации, достаточно лишь заявления и свидетельства о рождении.

Кто в доме хозяин

Светлана Ганнушкина сказала Business FM, что разочарована принятым решением. Она намерена обжаловать его в апелляции. «Все, что проистекает из приказа Минобрнауки, приводит к тому, что детей без регистрации просто не берут в школы.

Ну, напишите так, чтобы людям было понятно, измените формулировку». По словам правозащитницы, она надеялась, что министерство представит в суд соответствующие письменные пояснения. «Этого было бы достаточно, чтобы отозвать нашу жалобу.

Но они просто решили показать, кто в доме хозяин», — заметила председатель «Гражданского содействия».

Стоит отметить, что Нурбек Курбанов в четверг отозвал свой иск. Это было связано с тем, что в июне этого года Заволжский суд Твери уже защитил его права и отменил приказ руководства школы № 34 об отчислении его сыновей из школы. Тогда суд пришел к выводу, что администрации учреждения не следовало брать на себя функции ФМС.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Источник: https://www.bfm.ru/news/301434

Каков порядок приема в первый класс по месту жительства и на свободные места?

Возьмут ли ребёнка в школу, в первый класс, если мы живем без регистрации?

Версия для печати

В Российской Федерации образование является доступным, обязательным и бесплатным. Родители по закону имеют право выбирать общеобразовательные учреждения. Что это означает на практике и как можно реализовать свои права?

Порядок приема в первые классы

Родители будущего первоклассника могут выбрать из двух вариантов:

1. Отдать ребенка в школу «по месту жительства», куда его обязаны принять в приоритетном порядке, без дополнительных условий, проведения отбора и вступительных испытаний.

2. Выбрать любую другую школу, независимо от места жительства, и поступать на «свободные места».

Поступаем в первый класс «по месту жительства»

Чтобы понять, к какой именно школа относится ваш дом, нужно ознакомится с приказом (распорядительным актом) о закреплении образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа. Такой приказ в обязательном порядке должен публиковаться на сайтах школ.

В период с 1 февраля по 30 июня необходимо подать заявление о приеме в первый класс.

При подаче заявления заявитель должен предъявить свидетельство о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания (или документ, содержащий сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории), а также документ, удостоверяющий личность и оригинал свидетельства о рождении ребенка (или документ, подтверждающий родство заявителя).

Все заявления должны быть официально зарегистрированы. В течение 7 дней после приема документов должен быть издан приказ о зачислении ребенка в первый класс.

Требования к Порядку приема заявлений в первый класс описаны в статье 55, 67 Закона «Об образовании в РФ», в Приказе Министерства образования и науки РФ от 22 января 2014 г.

№ 32 “Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” (далее – Приказ Минобрнауки РФ № 32).

В части, которая не урегулирована законодательством, правила приема в конкретную школу устанавливаются образовательной организацией самостоятельно в соответствующих локальных актах.

Как получить свидетельство о регистрации по месту жительства?

Можно претендовать на место в школе с временной пропиской?

Может ли администрация школы отказать в приеме заявления?

Администрация школы не имеет права отказывать в приеме заявления. Заявление должны принять и зарегистрировать. Если администрация школы считает, что заявитель не имеет права на поступление в школу «по месту жительства» – она в любом случае должна принять заявление и дать ответ в письменном виде об отказе в зачислении в первый класс, указав причину отказа.

Отказ принять и зарегистрировать заявление в первый класс можно обжаловать в прокуратуру. Перед обращением в прокуратуру рекомендуем обратиться к директору школы, сославшись на необходимость соблюдения требований Закона

«Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам».

«Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу».

(Статья 2,8 Закона N 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации”)

Может ли администрация школы отказать в приеме в первый класс «по месту жительства»?

Школа обязана принять всех, кто проживает на закрепленной территории. В идеале при закреплении территорий за школами должно соотноситься ожидаемое количество будущих первоклассников и количество мест в школе.

https://www.youtube.com/watch?v=uvLMS_i-XUw

Может так случиться, что поступающих «по месту жительства» окажется больше, чем количество мест (не желающих поступить, а именно прописанных на закрепленной территории). В этом случае будет иметь значение дата подачи заявления. При отсутствии свободных мест школа может отказать в приеме.

В этом случае родители могут обратиться в органы управления образованием для решения вопроса об устройстве ребенка в другую школу.

«В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования».

(п. 4 статьи 67 Закона  «Об образовании в РФ»,
п. 5 Приказа Минобрнауки РФ № 32 )

Поступаем в первый класс на свободные места

Дополнительные гарантии поступления в школу «по месту жительства» не отменяют права родителей выбирать любую организацию, осуществляющую образовательную деятельность для получения ребенком общего образования.

Для тех, кто проживает на территории, не закрепленной за школой — предусмотрен порядок поступления на свободные места.

Заявления от поступающих на свободные места принимаются с 1 июля и «до момента заполнения свободных мест», но не позднее чем до 5 сентября.

Школа может начать прием детей, не проживающих на закрепленной территории, ранее 1 июля. Об этом должно быть опубликовано соответствующее объявление на сайте школы.

Помимо заявления родители должны предъявить паспорт и оригинал свидетельства о рождении ребенка.

Существует ли закон определяющий место обучения (школу) по месту проживания?

Может ли школа проводить конкурсный отбор учащихся?

Существует ли какой-то приоритет по зачислению в 1 класс после курсов для дошкольников?

Может ли школа проводить конкурсный отбор учащихся на свободные места?

Проведение вступительных испытаний при поступлении в первый класс не допускается.

Прием на обучение по основным общеобразовательным программам проводится на общедоступной основе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.  В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест

(п.3 ст. 55, пп.2,4 ст. 67)

Особенности приема в первый класс иностранных граждан

Для зачисления в первый класс иностранных граждан и лиц без гражданства, родители дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя, и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации.

Источник: https://usperm.ru/content/postupaem-v-pervyy-klass-po-mestu-zhitelstva-i-na-svobodnye-mesta

В каком случае школа может не принять ребенка

Возьмут ли ребёнка в школу, в первый класс, если мы живем без регистрации?

В четверг Верховный суд России признал законным приказ Минобрнауки о порядке принятия детей в школы. Группа истцов пыталась его обжаловать, так как он, по их мнению, запрещает принимать в школы детей без прописки.

Оговорка “по их мнению” в данном случае имеет принципиальное юридическое значение. Ответчики уверяли, а с их доводами согласился и Верховный суд, что приказ на самом деле не закрывает школьные двери перед иногородними детьми.

Документ, вызвавший споры, вышел в январе прошлого года. Заявители отмечают, что при приеме детей в школу теперь прежде всего требуется регистрация по месту жительства или месту пребывания.

Иначе в приеме отказывают, и подобная ситуация, по словам истцов, возникла с 2014 года. Проблема коснулась детей как мигрантов из других стран, так и россиян, переехавших из одного региона в другой. Так рассказывают истцы.

Но, по словам ответчиков, прописку спрашивают только ради информации.

Эксперты, опрошенные “РГ”, подтвердили, что без прописки попасть в школу не так легко. “Не надо далеко ходить, могу рассказать на личном примере, – поведал один из экспертов. – Мы живем в Московской области.

В этом году моя дочь сдала экзамены в математические классы двух московских школ. Прошла и там, и там. Но в обеих школах нам сказали, что для зачисления нужна прописка, хотя бы временная. Честно говоря, я не увидел в этом большой проблемы.

Тем не менее да – без прописки в школы не берут”.

Более 98 процентов школ в РФ готовы к началу учебного года

В числе прочих заявителем по делу выступает Региональная общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам “Гражданское содействие”.

Заявители и правозащитники считают, что приказ противоречит Конституции России, Конвенции о правах ребенка и закона об образовании.

Данными нормативными документами гарантировано право каждого человека на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств.

В свою очередь, министерство образования и науки России подчеркивает, что “свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, и отсутствие свидетельства о регистрации не может быть причиной для отказа в приеме в образовательную организацию”.

Иными словами, запрета как такового нет. Но есть разные обстоятельства, которые иногда могут помешать ребенку поступить в ту или иную школу.

Генпрокуратура проверит сомнительные обложки тетрадей

Отказать в приеме ребенка могут лишь в том случае, если в школе нет мест. Иных причин отказа не предусмотрено

“Доступ к общему образованию согласно российскому законодательству предоставляется всем детям без исключения, – уверяют в министерстве образования.

– В приеме в конкретную государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, это закреплено ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, и никаких иных причин для отказа в приказе министерства не содержится”.

Если в конкретной школе отсутствуют места, продолжают в ведомстве, то местные власти в случае поступления обращения родителя обязаны рассмотреть заявление и предоставить место в другой школе. По словам экспертов, так или иначе всегда существовала практика, когда в первую очередь в школу принимаются дети, живущие поблизости.

Вчера в ходе заседания истцы на возражения минобрнауки о неверном толковании норм оспариваемого документа ответили, что указанные пункты приказа расширяют компетенцию министерства в части установления оценки статуса иностранного гражданина на территории России.

А это, по их словам, относится к ведению иного органа исполнительной власти.

На Кубани появится сеть спецшкол для одаренных детей

В свою очередь, представители Минобрнауки отметили, что заявителями не указан нормативно-правовой акт, каким-либо образом вступающий по существу в противоречие с положениями оспариваемого приказа, ведь суть спора – в оспаривании так называемой абстрактной нормы.

К тому же ответчик подчеркивает необходимость соблюдения требований приказа, во-первых, с точки зрения закрепления детей за конкретными школами по территориальному признаку, а во вторых, с целью реализации государственной политики в сфере образования.

Ведомством были предусмотрены различные ситуации при приеме детей в школу, все они зафиксированы в оспариваемом документе, и право на образование гарантировано. А свидетельство о регистрации является лишь подтверждением факта проживания ребенка вблизи школы, не выступая причиной для отказа в приеме в образовательную организацию.

К тому же некоторые оспариваемые нормы, как пояснил ответчик, носят информационный характер и призваны оградить директоров школ от административной ответственности.

Источник: https://rg.ru/2015/08/27/shkola.html

Нужна ли прописка для поступления в школу или садик

Возьмут ли ребёнка в школу, в первый класс, если мы живем без регистрации?

Оправданное стремление родителей дать своему чаду самое лучшее иногда наталкивается на препоны, создаваемые территориальными ограничениями. Достаточно распространенной является ситуация, когда лучший садик или образцовая школа, в которой вы желали бы видеть своего ребенка, находится в другом районе, не совпадающим по территориальной принадлежности с вашим местом жительства.

Администрация школы или детского сада вправе отказать в приеме документов и вашего ребенка в свое учреждение, так как будет руководствоваться «Приказом Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 “Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения”.

Данный закон не относится к частным и специализированных образовательным детским учреждениям и детским садам, в которых чаще всего основой для поступления являются психологические или физические особенности ребенка и платежеспособность его родителей. Поступая в такую школу, все равно необходимо узнать, нужна ли прописка для школы, не являющейся общеобразовательным стандартным учреждением, у ее руководства.

Также необходимо будет поинтересоваться, нужна ли прописка для садика, у администрации специализированных дошкольных учреждений. В них чаще всего не требуется регистрация в указанном районе – необходимо только быть прописанным в городе.

Если же речь идет о стандартном общеобразовательном учреждении или детском садике, то поступить в него без регистрации будет достаточно проблематично. В этом случае решением будет изменение места регистрации вашего ребенка на район, прикрепленный к территории, который обслуживает учреждение, в которое вы желаете поступить.

Теоретически есть вероятность, что вопрос, возьмут ли ребенка в школу без прописки, будет решен положительно при наличии свободных мест в образовательном учреждении.

Перед тем, как устроить ребенка в школу без прописки, родителям стоит лично пообщаться с представителями администрации школы и узнать прогнозируемое заполнение ее учащимися на учебный год.

В случае если заполнение детьми, имеющими прописку в прикрепленном районе, будет полным, ситуацию решит временная прописка ребенка для школы.

Как получить временную регистрацию для школы или садика

Есть несколько вариантов решения такого вопроса, как временная регистрация в Москве для школы или посещения дошкольного детского учреждения.

Самым удобным и малопроблемным является вариант с пропиской у близкого родственника или у бабушки, если они проживают в районе с желаемым учреждением.

В этом случае проблем фактически возникнуть не должно – обратившись в территориальное отделение ФМС и оформив временную прописку для одного из законных представителей ребенка, родители получают право зарегистрировать его по указанному адресу и пользоваться всеми правами гражданина в учреждениях, разделяемых по территориальному признаку.

Если нужно прописать только несовершеннолетнего ребенка и только в определенном районе, то необходимо обратиться в суд. Он примет решение касательно вашей конкретной ситуации

Обосновав необходимость прописки и проживания ребенка в месте, отличном от места регистрации законного представителя, родители вправе получить положительное решение суда, на основании которого будет произведена прописка ребенка.

В пакет документов для этого случая необходимо будет приложить:

  • согласие родителей,
  • собственника, всех прописанных граждан,
  • копию правоустанавливающего документа на жилье,
  • решение суда,
  • свидетельство о рождении несовершеннолетнего гражданина.

Перед тем, как устроить ребенка в садик без прописки, родители вправе попытаться самостоятельно найти обменный вариант между своим районом и желаемым территориальным образованием.

Если достигнута договоренность с родителями другого малыша, которым удобнее посещать садик по вашему месту регистрации, необходимо объяснить ситуацию администрации детского сада, которая вправе будет пойти навстречу и обменять право посещения детьми детских садов в разных районах.

Если указанный вариант не найден, родителям придется искать решение с помощью временной регистрации ребенка в территориальном образовании, к которому прикреплен детский сад. Схема действий в указанном случае аналогична процедуре оформления временной прописки для школы, описанной выше.

Что делать, если вы хотите устроить ребенка в школу не по месту жительства? Ответ смотрите в этом видео:

В законе есть четкие положения о прописке несовершеннолетних детей, в нашей статье мы более подробно рассказываем о нюансах этой процедуры — https://propiskainfo.ru/2510-kak-oformlyaetsya-propiska-na-nesovershennoletnih-detei-do-14-let

Если у Вас остались вопросы, задайте их в комментриях

Источник: https://propiskainfo.ru/2579-nuzhna-li-propiska-dlya-shkoly-ili-detskogo-sada

Криминальный мир
Добавить комментарий