Возможно ли на правовом уровне отказаться от предмета ОДНК в школе?

Курс православной культуры сочли давлением на детскую психику

Возможно ли на правовом уровне отказаться от предмета ОДНК в школе?

21.12.2016 00:01:00

Для религиозного предмета в школе ищут дополнительные уроки

Церковные и образовательные инстанции стараются на «отлично» выполнить задание патриарха по расширению преподавания православия в школе. Фото РИА Новости

Дискуссия, которая развернулась вокруг предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), в одной из московских школ обострилась настолько, что разрешать ее придется Генпрокуратуре.

Расширение действующего курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ) было предложено патриархом Кириллом еще в феврале 2015 года: заявив, что 34 часа недостаточно для такого предмета, глава РПЦ предложил создать полноразмерный курс, который охватывал бы весь период обучения в школе.

«Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации.

Предметная область ОДНКНР может быть реализована через включение в рабочую программу учебных предметов, содержащих вопросы духовно-нравственного воспитания», – гласит письмо Минобрнауки России.

Предполагается, что в рамках ОДНКНР можно будет выбрать «Истоки» (этот модуль имеет подзаголовок «культурологический аналог курса этики») или «Православную культуру».

Когда в конце ноября с.г. стало известно о том, что в рамках новой предметной области с 1-го по 11-й классы может быть представлена «Православная культура», внимание общества вынудило чиновников реагировать. «Рассматриваемый проект примерной программы не является обязательным и относится к числу курсов, выбираемых участниками образовательного процесса», – заявил 29 ноября с.г.

агентству Интерфакс начальник отдела по связям с общественностью Российской академии образования (РАО) Александр Стрига. Проект курса вызвал немало претензий у учебно-методического отдела РАО.

По словам заместителя президента РАО Виктора Басюка, программа уже неоднократно направлялась на переработку по результатам внешней независимой экспертизы, причем второе заочное рассмотрение программы в ноябре с.г. оставило у академии даже больше вопросов, чем первое.

«Это не первая программа по православной культуре, которую приходится править, приходили программы и по другой культуре, к ним тоже были вопросы.

Это повседневная работа экспертного сообщества», – подчеркнул Басюк, упомянув также, что региональными экспертными структурами было рассмотрено более 90 рассчитанных на разное количество часов учебных программ, среди которых были и программы по православию. От курса «открестилось» и Минобразования: его глава Ольга Васильева заявила о том, что предложения о введении урока православной культуры министерство не вносило. Департамент образования Москвы сообщил журналистам, что курсы «Православная культура» и «Истоки» в рамках указанной предметной области факультативны.

Учебник «Истоки» в рамках ОДНКНР должен служить альтернативой изучению детьми православной культуры.

Однако и родители учащихся, и религиозные деятели обеспокоены содержанием «Истоков», которое прямо называют пропагандой православия, а не культурологическим курсом знания  разной религии, как утверждают чиновники от образования.

Широкую огласку получило заявление родителей учеников школы № 2065, где данный курс апробируется, в Генеральную прокуратуру. В заявлении родителей курс назван «навязыванием религиозной идеологии», «антинаучной манипуляцией» и «давлением на детскую психику».

Протодиакон Андрей Кураев уверен, что духовная жизнь школьников не была для авторов учебника на первом месте.

«К сожалению, подобные программы часто пишутся не для детей, а для внутреннего цензора, который сидит в голове у автора, – заявил он на круглом столе, посвященном этой проблеме и прошедшем в Москве в середине декабря. – Эта программа, к сожалению, бесталанно следует данному пути.

Она не интересуется, как история топора с сохой актуализируется для ребенка, зачем это ему нужно. Детей на этих часах делают эмигрантами – давайте уедем куда-нибудь, в какие-то другие века». Кураев имеет в виду раздел программы, посвященный «сакральности» крестьянской сохи.

«Самое неприятное, что меня поразило и в программе средней, и в программе старшей школы – это итог. Все кончается рассказом о синодальном отделе по катехизации. Итог эволюции человечества: синодальные отделы Московской патриархии!» – говорит Кураев.

Ректор Московского исламского института (МИИ) Дамир Хайретдинов указал, что в нынешнем виде «Истоки» раскалывают общество по религиозному признаку. «Мы на протяжении нескольких лет работали над тем, чтобы из основ православной культуры появился общероссийский курс основ религиозной культуры и светской этики. 

Надо отдать должное, конфессии смогли договориться, из сферы выяснения отношений они перешли к работе за круглым столом. Но теперь мы опять узнаем о таких странностях», – сказал он участникам того же мероприятия. 

Ректор МИИ считает «продавливание» РПЦ своего привилегированного положения в учебных заведениях опасной практикой. «Мы, верующие мусульмане, целиком и полностью поддерживаем большинство инициатив, исходящих от Русской православной церкви в плане воспитания наших граждан, здоровой консервативности, – заявил представитель исламской общины.

– Но необходимо соблюдать здоровый баланс в отношениях между конфессиями, и для этого у нас существует множество инстанций. Я не понимаю, почему тема по внедрению очередного курса православия проходит мимо широкой прослойки общественников? Почему мы узнаем об этом из звонков наших рассерженных прихожан? Мы стоим перед задачей понять, что такое российская нация.

Если это православный сегмент, тогда давайте соглашаться с политическим оппозиционерами и их лозунгами: не нужен нам Северный Кавказ и регионы, где православного населения очень мало. То, что произошло в Москве, «выстрелит» и в регионах.

Сегодня мы будем вводить дополнительный курс основ исламской культуры в тех регионах, где русского населения осталось 2–3%, а завтра в тех, где 20–30, к чему это в итоге приведет?»

Очень скоро выяснилось, что ректор исламского института в своих предположениях был прав. 16 декабря с.г. глава Ингушетии Юнус-Бек Евкуров отдал поручение о разработке программы религиозно-культурологического развития школьников, особое внимание в контексте которого было отведено «приобщению учащихся к истинным ценностям ислама». 

Представитель родителей школы № 2065 Ирина Герасимова сообщила, что массовый отказ от изучения «Истоков» и возмущение были усугублены тем, что религиозная карта Новой Москвы, в которой расположена школа, далеко не однородна. «Родители всего класса отказались изучать этот предмет. Было заявление на имя директора, но оно было проигнорировано.

Тогда написали заявление в прокуратуру – все до единого человека. У нас полкласса мусульман, буквально на днях мальчик-пятиклассник из мусульманской семьи, соблюдающей традиции своей веры, рассказал маме: нам по рисованию задали нарисовать православный храм. Мама предлагает вариант: рисовать храм без крестов.

Мальчик рисует храм, потом добавляет кресты и объясняет: если я не нарисую кресты, то мне не поставят хорошую оценку, ведь без крестов это не похоже на храм.

Ребенок ослушался родителей, конфликт в семье, вопрос: почему учитель не разрешил мусульманам рисовать мечеть? Почему нет права выбора у родителей, почему нет права выбора у детей?» – рассказала Герасимова на круглом столе.

Доктор педагогических наук Евгений Ямбург предостерег от того, чтобы использовать религию как фундамент идеологической конструкции, на которую должна опираться нация.

«Сегодня возникает огромный соблазн подкрасить тоталитаризм, – сказал он во время своего выступления на круглом столе, – и в этом смысле религия выдается за идеологию – это очень опасная вещь. Школа  это единственное место, где дети разной национальности собираются вместе.

И мы должны быть очень аккуратны, иначе мы взорвем, а мы уже это делаем, эти школы изнутри. Поэтому ни одна конфессия не должна иметь никаких преимуществ.

Я глубоко убежден, что российская школа должна оставаться светской – это техника безопасности многоконфессионального и многонационального государства. Но быть светской  не означает быть агрессивно атеистической. Я имел счастье видеть, как работал отец Александр Мень – он никогда не путал урок и кафедру».

Поступают сведения о новых инициативах по внедрению еще более экзотических предметов «духовно-нравственной» ориентации.

19 декабря руководитель попечительского совета программы «Святость материнства» Наталья Якунина заявила, что инициатор программы – Фонд Андрея Первозванного – будет добиваться включения в школьный курс «жизненно необходимого» курса «семьеведение». По ее словам, в данный момент фонд совместно с РАО проводит мониторинг программ по «семьеведению» в регионах.

Однако ситуация вокруг «Истоков», помимо того что породила шутки про молот и соху как новые «духовные скрепы», показывает: интерес к теме и опыт преподавания ОРКСЭ не стоит рассматривать как сигнал готовности общества к принятию новых, более продолжительных и углубленных религиозно ориентированных курсов. Для этого требуются и учебники, и штат преподавателей. Без них «знание основных культурных традиций народов России» будет увеличиваться не у школьников, а у сотрудников прокуратуры.

Источник: http://www.ng.ru/ng_religii/2016-12-21/1_412_school.html

Защищаем права ребенка в школе

Возможно ли на правовом уровне отказаться от предмета ОДНК в школе?

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

Особенности правового регулирования договора об образовании в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»: анализ судебной практики

Возможно ли на правовом уровне отказаться от предмета ОДНК в школе?

В случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем и приема обучающихся за счет средств физических и (или) юридических лиц основанием возникновения образовательных отношений является договор об образовании.

В соответствии с ч. 1 ст. 54 Закона № 273-ФЗ договор об образовании заключается в простой письменной форме между:

1) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

2) организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

Договор об образовании имеет гражданско-правовую природу, являясь договором оказания возмездных услуг. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Согласно ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа, подписанного сторонами, а также путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, телетайпной, телефонной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору.

Письменная форма договора считается соблюденной, если письменное предложение заключить договор принято в порядке акцепта, выразившегося в совершении лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (уплата соответствующей суммы и т. п.

), если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте.

В соответствии с ч. 2 ст. 54 Закона № 273-ФЗ в договоре об образовании должны быть указаны основные характеристики образования, в том числе вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности), форма обучения, срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

Более подробное правовое регулирование порядок заключения договоров об образовании получил в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»[1].

Согласно п. 12 Правил оказания платных образовательных услуг

а) полное наименование и фирменное наименование (при наличии) исполнителя – юридического лица; фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя – индивидуального предпринимателя;

б) место нахождения или место жительства исполнителя;

в) наименование или фамилия, имя, отчество (при наличии) заказчика, телефон заказчика;

г) место нахождения или место жительства заказчика;

д) фамилия, имя, отчество (при наличии) представителя исполнителя и (или) заказчика, реквизиты документа, удостоверяющего полномочия представителя исполнителя и (или) заказчика;

е) фамилия, имя, отчество (при наличии) обучающегося, его место жительства, телефон (указывается в случае оказания платных образовательных услуг в пользу обучающегося, не являющегося заказчиком по договору);

ж) права, обязанности и ответственность исполнителя, заказчика и обучающегося;

з) полная стоимость образовательных услуг, порядок их оплаты;

и) сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (наименование лицензирующего органа, номер и дата регистрации лицензии);

к) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенного уровня, вида и (или) направленности);

л) форма обучения;

м) сроки освоения образовательной программы (продолжительность обучения);

н) вид документа (при наличии), выдаваемого обучающемуся после успешного освоения им соответствующей образовательной программы (части образовательной программы);

о) порядок изменения и расторжения договора;

п) другие необходимые сведения, связанные со спецификой оказываемых платных образовательных услуг.

Договор об образовании не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенного уровня и направленности и подавших заявление о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством Российской Федерации об образовании. Если условия, ограничивающие права поступающих и обучающихся или снижающие уровень предоставления им гарантий, включены в договор, такие условия не подлежат применению.

Договор заключатся по общим правилам гражданского законодательства.

До 14 лет его заключают родители (законные представители) обучающегося, в период с 14 до 18 лет формально договор заключается сами несовершеннолетним, но обязательно с письменного согласия родителей, старше же 18 лет (либо эмансипированный, вступивший в брак ранее этого возраста) договор подписывает непосредственно обучающийся.

Часто встречаются конфликтные ситуации, когда договор требует изменения в связи с тем, что изменилось законодательное регулирование того или иного вопроса. Обучающийся же (либо его законные представители) отказывается вносить изменения в договор. Такой конфликт может быть разрешен только в судебном порядке.

Зачастую также обучающийся отказывается заключать договор, когда образовательная организация настаивает на этом. Вопрос также решается в судебном порядке, однако в целом последствия будут различаться в зависимости от того, является ли заключение договора обязательным на основании ч. 2 ст.

53 Закона № 273-ФЗ. Если предполагается наличие такого договора (например, дошкольное образование или платные образовательные услуги), то до заключения договора зачисление обучающегося просто не состоится, нельзя будет издать приказ о зачислении, т.к. для его издания не будет оснований.

В договоре об образовании, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица, указываются полная стоимость платных образовательных услуг и порядок их оплаты.

Согласно ст. 424 ГК РФ в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.

2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»[2] в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочием по установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами. Таким образом, органы местного самоуправления обладают правом устанавливать тарифы на платные образовательные услуги по дополнительным общеразвивающим программам, оказываемые муниципальными общеобразовательными учреждениями. Следует отметить, что аналогичного полномочия в отношении государственных образовательных учреждений у органов государственной власти нет.

Увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения такого договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

Организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств этой организации, в том числе средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц. Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения обучающихся.

При обнаружении недостатка платных образовательных услуг, в том числе оказания их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы), заказчик вправе по своему выбору потребовать:

а) безвозмездного оказания образовательных услуг;

б) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

в) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный договором срок недостатки платных образовательных услуг не устранены исполнителем. Заказчик также вправе отказаться от исполнения договора, если им обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора.

Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг и (или) промежуточные сроки оказания платной образовательной услуги) либо если во время оказания платных образовательных услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:

  • назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить оказание платных образовательных услуг;
  • поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
  • потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;
  • расторгнуть договор.

Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с недостатками платных образовательных услуг.

Кроме того, включение в договор об образовании условий, ущемляющих права потребителей, влечет административную ответственность.

Так, Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 № 17АП-8002/2013-АКУ по делу № А50-6183/2013[3] в удовлетворении требования об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 14.

8 КоАП РФ за включение в договор условий, ущемляющих права потребителей, было отказано, поскольку подтверждены наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения и отсутствие нарушений порядка привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч. 7 ст. 54 Закона № 273-ФЗ договор об образовании прекращает свое действие в связи с получением образования (завершением обучения), а также досрочно по следующим основаниям:

а) по инициативе обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, в том числе в случае перевода обучающегося для продолжения освоения образовательной программы в другую организацию, осуществляющую образовательную деятельность;

б) по инициативе образовательной организации в случае применения к обучающемуся, достигшему возраста пятнадцати лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания, в случае невыполнения обучающимся по профессиональной образовательной программе обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы и выполнению учебного плана, а также в случае установления нарушения порядка приема в образовательную организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в образовательную организацию;

в) по обстоятельствам, не зависящим от воли обучающегося или родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося и образовательной организации, в том числе в случае ликвидации образовательной организации.

В соответствии с п. 21 Правил оказания платных образовательных услуг  по инициативе образовательной организации договор об образовании может быть расторгнут в одностороннем порядке в следующем случае:

а) применение к обучающемуся, достигшему возраста 15 лет, отчисления как меры дисциплинарного взыскания;

б) невыполнение обучающимся по профессиональной образовательной программе (части образовательной программы) обязанностей по добросовестному освоению такой образовательной программы (части образовательной программы) и выполнению учебного плана;

в) установление нарушения порядка приема в осуществляющую образовательную деятельность организацию, повлекшего по вине обучающегося его незаконное зачисление в эту образовательную организацию;

г) просрочка оплаты стоимости платных образовательных услуг;

д) невозможность надлежащего исполнения обязательств по оказанию платных образовательных услуг вследствие действий (бездействия) обучающегося.

Примерные формы договоров об образовании утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. В настоящее время утверждены следующие формы договоров:

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2014 № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования»[4];

Источник: http://xn--273--84d1f.xn--p1ai/obzor_sudprakt/osobennosti-pravovogo-regulirovaniya-dogovora-ob-obrazovanii-v-sootvetstvii-s

Школа и право: консультации и советы

Возможно ли на правовом уровне отказаться от предмета ОДНК в школе?
Могут ли ученика выгнать из школы? Или выгнать с урока? Можно ли отказать в поступлении в школу? И что делать если школы нет поблизости?Право на образование гарантировано Конституцией. Есть фундаментальные принципы, которые обязательно должны соблюдаться:

Право на образование должно быть доступно каждому

Дискриминация в сфере образования запрещена
Показать полностью…
Образование должно быть доступно и бесплатно
Государство обязано выделять достаточно средств для создания условий получения качественного образования в пределах федеральных стандартов
Муниципалитет должен строить, содержать и ремонтировать школы. Мест в школах должно быть достаточно, чтобы каждый ребенок мог учиться.Если что-то пошло не так – можно обратиться за защитой своего конституционного права на образование в правоохранительные органы. Обращение в прокуратуру всегда помогает защитить права, если они грубо нарушеныПримеры таких нарушений – отказ в приеме в общеобразовательный 10-й класс из-за троек, или угрозы выгнать из школы за двойки или если вас не пускают на уроки из-за прически. Все это нарушение принципа доступности образования. Школа не может выбирать, кого она будет учить, а кого нет. Ее задача создавать возможности реализации права на образование для всех.Дискриминация – это например разные условия приема в школу для мальчиков и девочек, или отсутствие условий для обучения детей с особыми потребностями, в том числе когда они не могут продолжить обучение в ВУЗе или колледже и получить специальность.Образование должно быть доступно независимо от места жительства, дохода и уровня подготовки. Поэтому нельзя закрывать школу в поселке, если жители против. Нельзя проводить отбор в 1 класс, а учеба в колледже на бюджетных местах тоже должна быть полностью бесплатной.

Получение образования в школе, это не одолжение, которое нужно заслужить. Это гарантированное конституцией право. Смысл и содержание деятельности органов власти и образовательных организаций состоит в том, чтобы каждый мог это право реализовать.

Право на образование

1 135 просмотров

Трансформация подростковой агрессии в конструктивную активность: практическая мастерская с использованием лучшего опыта работы Фонда ЦЭС «Защита» с подростками в трудной жизненной ситуации 30 января 2020 года Фонда ЦЭС «Защита» приглашает психологов образовательных учреждений, консультантов телефонов доверия и специалистов кризисных центров принять участие в практическом мероприятии, обменяться опытом и получить методические материалы. Время и место проведения семинара: с 15.00 до 17.00 (включая небольшой кофе-брейк) по адресу: г. Пермь, ул. Газеты Звезда, 13, офис 25, коворкинг «Лаборатория настоящего» (вход со стороны ул. Газеты Звезда).

Количество мест для участия ограничено, поэтому просим заранее подтвердить ваше участие по тел.: 8 (342) 212-21-92 или 8-91258-82818.

Представим себе ситуацию. Старший брат учится в хорошей школе, которая не относится к месту жительства по прописке. Младший брат, будущий первоклассник, с 2020 года имеет преимущественное право на поступление в школу по новой норме закона. Но перед кем это преимущество? Перед всеми, кто идет в школу или только перед теми, кто будет поступать на свободные места?
Показать полностью… А если все места в школе будут заполнены на момент подачи заявления – можно ли будет воспользоваться своим правом преимущественного поступления?

Этот вопрос мы задали в Министерство просвещения РФ. Официальная позиция по этому поводу – преимущественное право сохраняется только в рамках своей очереди, то есть только перед тем, кто также поступает на свободные места.

Порядок приема в образовательные организации вводит принцип двух этапов подачи заявлений в первые классы:

первыми принимают заявления от всех, кто проживает на закрепленной территории

после завершения приема по прописке принимают на оставшиеся свободные места всех остальных, не имеющих прописки на закрепленной территорииРебенок с нужной пропиской, если в этой школе у него учится старший брат или сестра, гарантированно поступит в школу в числе первых.Заявление от ребенка, который не имеет прописки на закрепленной территории, будет рассматриваться только после завершения приема заявлений от проживающих на закрепленной территории. Если после завершения приема по прописке в школе еще останутся свободные места – только после этого ребенок сможет воспользоваться своим преимущественным правом.

Чтобы воспользоваться правом преимущественного приема в первый класс нужно вовремя подать заявление. Если заявление подано заранее в электроном виде, преимущественное право будет работать, как это и задумано, система должна сформировать очередь, отдав приоритет братьям и сестрам автоматически.

Но если заявления принимаются в школе в порядке очереди, остается риск остаться без места, если день подачи заявления будет пропущен. Закон позволяет начать прием на свободные места раньше 1 июля, в любой момент, когда школа решит, что все дети по прописке уже заявились.

Предсказать этот день и даже месяц родитель не имеет возможности. Явившись с заявлением в школу 1 июля он может выяснить, что прием на свободные места был начат в апреле и за это время все свободные места уже заняты. Взять и отчислить кого-то, кто был официально принят приказом директора, школа не имеет права.

По причине отсутствия свободных мест опоздавшему родителю может быть отказано.Ожидаемо в этой части могут возникнуть конфликты. Для того чтобы люди смогли реализовать свое право преимущественного приема в первые классы, системе нужно больше прозрачности. Особенно в тех регионах, где электронная запись еще не работает.

В своем ответе на запрос Министерство просвещения указало, что в Приказ Минобрнауки России от 22.01.2014 N 32 “Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования” будут внесены изменения.

Хорошо, если изменения Порядка помогут предотвратить возможность появления спорных ситуаций.

Текст ответа в приложении

К слову, Министерство обязано давать разъяснения по вопросам применения профильного законодательства каждому. Вы также можете запрашивать разъяснения по любым спорным моментам и получить ответ.

Братцы, выручайте срочно.У ребенка есть справка от офтальмолога, что сидеть он должен за первой или второй партой только на среднем ряду.В школьную медкарту это внесено.Его упорно пересаживают на боковой ряд.

Показать полностью…Причина — жалобы соседки по парте.То есть, две четверти были проблемы, но решение приняли без нас.К классному руководителю — она же завуч — обращались трижды. К директору — один раз.

Завтра идти на занятия — и что?

Короче, дал жене черновик заявления директору с просьбой с этого же дня посадить согласно предписанию врача, чтобы не создавать вредные для здоровья условия обучения.С утра переписала и пошла с заявлением и с ребенком.

Сработало.

Добрый вечер!ребенок учится в 9 кл , может ли учитель ставить прогулки за не посещение факультатива ?

Учащийся обязан посещать занятия, которые предусмотрены образовательной программой и учебным планом. Факультативные предметы не являются обязательными.

В законе об образовании они позиционируются как предметы по выбору, от которых можно отказаться. Но если вы выбрали факультатив – учитель имеет право вести учет посещений.

Также зависит от того, как в школе оформлен этот факультатив, включен ли он в образовательную программу и план внеурочной деятельности.

ПРИЛОЖЕНИЯ НА PLAY МАРКЕТ ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ1. TED – более 3 000 лекций на самые разные темы с русскими субтитрами.2. Khan Academy – более 10 000 микролекций в формате видео, статей и интерактивных упражнений

Показать полностью…3. Udemy – более 130 000 видеокурсов по программированию, дизайну, йоге, фотографии и др. 4. Duolingo – приложение для изучения иностранных языков в игровом режиме. 5. Memrise – изучение языков в развлекательной форме. Фишка – видео, записанные носителями языка.6.

Beelinguapp: Учите языки по аудиокнигам.7. English Grammar Test — это приложение для проверки знаний английского языка.8. Учите языки с музыкой – играя с текстами любимых песен.9. Абсолютный слух – сольфеджио, тренировка слуха и ритма, теория.10.

DailyArt – доступ к коллекциям более 500 музеев по всему миру.11. Радио Arzamas – лекции, подкасты и аудиоматериалы о культуре.12. Sololearn – приложение для изучения самых популярных языков программирования на русском языке включает короткие уроки с упражнениями.13. Программирование с нуля.

Python, часть 1

а также Coursera, Stepik, edX, лекторий МФТИ, MasterClass

ЗАХОДИ И СМОТРИ – БЕСПЛАТНЫЕ КУРСЫ НА ЛЕКТОРИУМ

1. Генетика (6 недель,Новосибирский государственный университет, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/genetics

2. Кинематика (7 недель, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/kinematics

Показать полностью…

3. Астрономия (10 недель, Государственный астрономический институт им. П. К. Штернберга, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/astronomy

4. Небесная механика (7 недель, Университет ИТМО, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/skymechanics

5. Основы робототехники (7 недель, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/robotics

6. Русский язык как инструмент успешной коммуникации (8 недель, Томский государственный университет, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/russian

7. История ЭВМ и программирования (5 недель, Санкт-Петербургский государственный университет, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/computerhistory

8. Раздррроби все. Курс о том, что такое дроби, зачем они нужны и как обращаться с ними уверенно – (15 уроков, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/razdrrrobi

9. Блокчейн и криптовалюты (19 лекций, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/blockchain

10. Управление собой, 6-8 класс (2 недели, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/selfmanagement-6-8

11. Динамика (5 недель, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/dinamika

12. Инженерия будущего (5 недель, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/futureengineering

13. Биосенсоры (Новосибирский государственный университет, Лекториум) – https://www.lektorium.tv/biosensors

Источник: https://vk.com/usperm

Криминальный мир
Добавить комментарий