В каком возрасте должен пойти в школу ребенок инвалид?

«В Испании дети ходят в школу и с насморком, и даже с температурой 38»

В каком возрасте должен пойти в школу ребенок инвалид?

Этой зимой в Украине сложилась достаточно серьезная ситуация с заболеваемостью детей корью, ОРВИ и гриппом. Во многих городах на карантин уходили все школы. А министерство здравоохранения выступило с инициативой запретить невакцинированным детям посещать школы и детские сады. Собственно, подобные прецеденты уже случались.

В Одессе родители даже выходили на акции под мэрию, протестуя против таких запретов. Между тем в европейских странах прививать детей стало не только хорошей традицией. Законодательство обязывает родителей вакцинировать детей.

О том, как это происходит в Испании, «ФАКТАМ» рассказала Екатерина Чередниченко, которая полтора года назад переехала в эту страну вместе с супругом-программистом и двумя детьми.

— У нас двое детей: сыну одиннадцать лет, дочке — шесть, — рассказывает Екатерина Чередниченко. — Старший в Украине пошел в школу в семь лет и здесь должен был начать учебу с четвертого класса. Но его по возрасту взяли в пятый. А младшую определили в подготовительный класс. И знаете, что удивило? За неделю до появления детей в учебном заведении о них уже знали.

Возможно, так произошло еще и потому, что мы обосновались не в мегаполисе, а в маленьком городке Торрелавеге на севере Испании. Ученикам сообщили, что скоро в школу придут новые дети. Это делалось для того, чтобы новичков поддержали.

Дочку — она ведь еще совсем маленькая — в учебный процесс вовлекали играми, а за сыном закрепили учителя-наставника (здесь он называется «тьютор»).

Детей поразило, что в школе все улыбаются. Учителя доброжелательные и не повышают голос. А если и наказывают, то не строго. К примеру, могут вывести из класса, не более того. Здесь самое главное — социальная адаптация, чему уделяется много времени.

— То есть учат не столько наукам, сколько жить в социуме?

— Да, учебная программа, на мой взгляд, слабее, чем в Украине. Но, что самое главное, эмоционально она спокойнее. Занятия начинаются в 9.30. Дети, чьи родители работают, приходят в школу к восьми.

Учатся до часу дня, потом до 15.00 обед и фиеста (на дневной сон отводят порядка получаса). После этого до шести вечера существует что-то типа нашей продленки, дополнительные и подготовительные занятия.

* Екатерина Чередниченко: «В испанских школах учат не столько наукам, сколько умению общаться»

— Сколько вы платите за обучение?

— Дети ходят в государственную школу, так что мы платим лишь за учебники — порядка 120—150 евро в год. При этом есть возможность получить помощь на обучение от мэрии города.

Школа небольшая, по одному классу от первого до шестого включительно. Есть еще малыши, которые начиная с трех лет ходят в подготовительные классы. В первый класс берут только с шести. И выбора нет: готов ребенок или нет. Он должен идти учиться.

— В Украине этой зимой школы неоднократно закрывали на карантин из-за гриппа и ОРВИ, многие болели корью. Обязывают ли родителей в Испании вакцинировать детей?

— Да, обязывают. Педиатр, к которому мы прикреплены, попросил принести выписки о сделанных в Украине прививках — эти справки испанские врачи признают. Ну, а затем детей вакцинировали уже в Испании. Недавно сыну сделали три прививки, в том числе против менингита и полиомиелита.

При этом интересно, что в школу детей ведут и с насморком, и даже с температурой 38. А все потому, что здесь считают: таким образом организм борется с заболеванием. Украинские мамочки отправляются к педиатру, даже если у ребенка банальный насморк, чтобы потом не было осложнения, к примеру, на уши. Здесь же педиатр в подобной ситуации отвечает: когда будет проблема, тогда мы ею и займемся.

— Визиты к врачу платные?

— Государственная медицина бесплатная. Мы ходим к детскому врачу, который обслуживает район, в котором живем. И прививки, кстати, тоже бесплатные.

— Сейчас в Украине активно агитируют за то, чтобы вместе с детьми вакцинировались и взрослые. А как с этим обстоят дела в Испании?

— Сезонные вакцины делаются по желанию. Но пожилые люди активно делают прививки.

— А существуют какие-то адаптационные программы для детей-иностранцев, не знающих испанский?

— Во время учебы в пятом классе сын не проходил вместе с другими учениками полную программу. У него были дополнительные занятия по языку с педагогом-куратором. За год он поднаторел. Удивительно, что ни по-украински, ни по-русски сын читать и писать не любит. Когда предлагаю написать письмо дедушке в Украину, то он говорит, что напишет его на испанском, потому что так легче.

В первое время педагоги не только занимались с детьми, но и встречались со мной и мужем. Можно сказать, что это тоже часть программы по адаптации. Ведь на встречи с куратором приезжали и чиновники из министерства образования. В прошлом году было несколько таких встреч, на которых я рассказывала о своих детях. Для чего? Наверное, чтобы лучше понять ребенка, узнать, что ему интересно.

Вашему сыну нравятся книги Стивена Хокинга? Пожалуйста, в соседнем городе есть обсерватория, где читают интересные лекции. Мы позволили сыну взять несколько уроков серфинга (а это недешевое увлечение), и ему понравилось. Учитель узнал, принес сыну журнал и обещает летом обязательно вместе с ним покататься.

В этом году сын заканчивает шестой класс и переходит в другую школу (наша рассчитана на обучение до шестого класса включительно). Меня уже несколько раз педагоги вызывали для заполнения различных тестов — так сына готовят к новому учебному заведению. Их интересует, усидчив ли ребенок, когда делает уроки, помогает ли по дому родителям. Ведь следующий этап обучения — уже почти взрослая жизнь.

— В седьмом классе?!

— С седьмого класса в Испании начинается высшая школа (обучение идет с 7-го по 12-й класс), по окончании которой выдается диплом бакалавра. К слову, получают его не все.

В Испании никто не заставляет ученика, как в Украине, обязательно получать диплом. Это дело добровольное. Но впоследствии без документа невозможно поступить ни в колледж, ни в университет. И стать на биржу человек сможет только в статусе «рабочий».

В то же время в Испании очень развита система образования для взрослых — есть и вечерние школы, и различные курсы, куда ходит много людей, в том числе пожилых. И все это — государственная система.

— А вы ехали в Испанию со знанием языка?

— Нет, сейчас как раз учу его в вечерней школе для взрослых. Занятия там бесплатные. Каждое полугодие сдается экзамен на определенный уровень. Без знания языка хорошей работы в Испании не найти. Можно устроиться разве что чернорабочим.

А вот занятия на курсах, где можно получить специальность, уже платные. Я ходила на курсы администраторов. Мне как бывшему офисному работнику были интересны местные требования.

Потом пошла на курсы массажа и аппаратной косметологии. Курс рассчитан на пять месяцев. А стоимость одного месяца составляет 250 евро.

Есть в Испании и бесплатное государственное образование, но обучение длится два года и занимает все свободное время.

— Что вас больше всего поразило в Испании?

— Испания — страна пенсионеров. Так приятно наблюдать за сидящими в кафе старичками. Они играют в карты, пьют кофе, вино, общаются с друзьями. У пожилых женщин обязательно стильные прически, модный макияж… Выйдя на пенсию, люди продолжают жить интересной жизнью.

К тому же здесь все приспособлено для пожилых людей и инвалидов. У моей подруги, которая живет в Англии, ребенок — инвалид-колясочник.

Она ездит с ним отдыхать только в Испанию, поскольку именно здесь есть условия для людей с ограниченными возможностями: съезды, пандусы, транспорт, в который можно зайти с коляской.

Тротуары возле переходов выложены специальной плиткой — с шероховатой поверхностью. Это сделано для того, чтобы незрячие люди могли понять, где нужно переходить улицу.

— А как вам местная бюрократия?

— Мне кажется, что Испания забюрократизированная страна. У них, как в анекдоте: дайте мне справку, что мне нужна справка. Но при этом в очередях стоять не нужно, все делается в электронном виде.

У каждого государственного органа есть сайт, где, используя местный аналог нашего идентификационного номера, можно записаться на прием или заказать справку, которую позже отправят по почте.

Когда мы меняли водительские права, их оригинал нам тоже пришел по почте на домашний адрес.

Практически все денежные расчеты идут через банковскую карту. Помню, в магазине хотела расплатиться купюрой в 500 евро, но мне не смогли найти сдачу. Пришлось идти в банк и класть деньги на счет.

— За коммуналку рассчитываетесь тоже карточкой? Кстати, сколько тратите в месяц?

— Счета приходят раз в несколько месяцев. А стоимость коммунальных услуг зависит от того, в каком доме вы живете, — с центральным отоплением или без.

Мы живем в арендованной квартире, где летом очень комфортно — дом держит прохладу. Зимой отапливаем квартиру с помощью газового обогревателя. Это как печка на колесиках — куда хочешь, туда ее и ставишь.

Электрообогреватель обошелся бы недешево — электричество в Испании дорогое.

Горячую воду мы «добываем» с помощью газовых баллонов. На месяц хватает одного 20-литрового, который стоит 14 евро.

Средний счет за свет — 30 евро в месяц. Но мы везде поставили светодиодные лампочки, что позволяет экономить. За воду платим 20 евро в месяц. В этот счет также включены оплата за уборку подъезда и вывоз мусора из баков.

Кстати, в Испании мусор разрешено выбрасывать с 20.00 до 23.00. После 11 вечера приезжают мусоровозы и очищают баки. Конечно, есть разделение баков: для стекла (здесь бутылки не сдают!), для бумаги, для пластика и бытового мусора. Я мусор сортирую. Ведь пластиковые упаковки, пакеты, коробочки лучше переработать и повторно использовать.

Читайте нас в Telegram-канале, и

Источник: https://fakty.ua/260703-v-ispanii-deti-hodyat-v-shkolu-i-s-nasmorkom-i-dazhe-s-temperaturoj-38

Министерство труда и социальной защитыРеспублики Беларусь

В каком возрасте должен пойти в школу ребенок инвалид?

Не такие, как все.

«Народная газета»

Материалы «прямой линии» подготовила Ирина ДЕРГАЧ.

Определение «особенный ребенок» не должно быть диагнозом для семьи.

Более 122 тысяч белорусских детей — примерно 6,8 процента от общего количества — имеют особенности психофизического развития. Каждый из них имеет право жить в семье, посещать детский сад и учиться в ближайшей к собственному дому школе.

Готово ли наше общество убрать барьеры на пути социализации «особенных» детей, а здоровые дети — принятьне похожих на них сверстников? Остается ли у матерей тяжелых детей право на личную жизнь и профессиональную реализацию? Почему белорусские семьи покупают заграничные инвалидные коляски и самостоятельно мастерят приспособления, облегчающие их детям жизнь? На вопросы читателей «НГ» ответили начальник управления специального образования Министерства образования Антонина ЗМУШКО и консультант отдела народонаселения, гендерной и семейной политики Министерства труда и социальной защиты Светлана БЕЛАШ.

Чтобы ступеньки не стали преградой

— Александра, Минск. Сыну летом исполняется три года, у него ДЦП. С самообслуживанием у нас неплохо: кушает сам, просится в туалет, пытается ходить с поддержкой, стоять у опоры.

Но из-за того, что мой ребенок не ходит, его отказываются брать в интегрированные группы детских садов: говорят, их помещения не оборудованы под неходячих детей.
Я готова находиться в саду вместе с сыном, помогать ему.

Но в ЦКРОиР Фрунзенского района Минска сказали, что все равно раньше четырех лет ребенку направление в сад не дадут. Хотя специалисты его еще не видели, у нас комиссия назначена на 11 июня.

А.З.: Ограничений по возрасту для поступления в детские сады нет.

Действующая инструкции о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания определяет возможность нахождения детей в таких группах до 3 лет, в том числе с нарушением опорно-двигательного аппарата, и от 3 до 7 лет, с учетом основных медицинских показаний и противопоказаний. Значит, вы имеете право на интегрированную форму дошкольного образования, если нет противопоказаний. Но в детском садике должны быть созданы соответствующие условия, в том числе безбарьерная среда, воспитатели должны быть подготовлены к приему вашего ребенка. В Минске есть такие дошкольные учреждения, к сожалению, немногочисленные: детский сад № 61 в Лошице, первые его выпускники с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата учатся в начальной школе, специализированный садик № 65, детсад № 549 в Московском районе.
Конечно, дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата самая сложная для интеграции категория, в том плане, что создание безбарьерной среды требует самых больших материальных затрат. Мы ведем эту работу, хотя пока единичные дошкольные учреждения могут принимать таких детей, как ваш сын.

— Как нам быть? Я вижу, что ребенок задыхается без общения с другими детьми, что ему необходимы занятия со специалистами…

— Либо обращаться в садики, имеющие опыт интеграции таких детей, и это лучший вариант, либо настаивать, чтобы соответствующие условия были созданы в вашем дошкольном учреждении. Это отберет у вас много сил, но по закону вы имеете право на дошкольное учреждение для своего ребенка.

Начинайте с управления образования вашего района: возможно, вам подскажут подходящий садик.

Ведь, по большому счету, создать ребенку-колясочнику условия в детском саду намного проще, чем в школе: он большую часть дня будет проводить в одном помещении, его еще можно поднять вместе с коляской и перенести через порог…

— Светлана из Минска беспокоит. Скажите, почему закрываются интегрированные группы в обычных детских садах? Еще в прошлом году в столичном учреждении № 510 было две группы, с текущего года одна, и та для “легких” детей”.

А мы подходили для второй группы! Почему у нас так мало садиков для детей с особенностями моторного и психоречевого развития? Я нашла в Минске три, но туда сложно попасть даже с направлением ЦКРОиР.

Группы при районных центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации предназначены для очень тяжелых детей, с множественными нарушениями.

Куда податься мамам с остальными детками, которые зависли между понятиями “легкий”– “тяжелый”? Мы тоже хотим работать! Я согласна платить за сад, пусть в два раза дороже обычного, но пусть детки смогут получать реабилитационные процедуры, посещать занятия со специалистами, а главное, общаться со сверстниками. Неужели проще дать крошечное пособие, чем отпустить маму ребенка-инвалида зарабатывать и платить государству налоги?

— По информации Министерства образования, интегрированные группы в детских садах не закрываются, а наоборот, их количество ежегодно возрастает. В 2004 году их было 152 в 2009 — 268 групп, а в 2010 более 300 групп.

Тенденция — развивать, а не сворачивать интегрированное обучение, хотя, конечно, для дошкольников существующего количества интегрированных групп недостаточно. По статистике, в Беларуси 6,8 процента детей с особенностями психофизического развития.

Примерно 70 процентов от этого числа — дети дошкольного возраста с нарушениями речи. При должном внимании они корректируются и уже в школе идут по общей программе.

Светлана, обращайтесь в районное управление образования, ЦКРОиР, вы имеете право требовать удовлетворения потребности своей семьи в детском дошкольном учреждении. Оставьте свои данные, мы будем разбираться с вашей ситуацией.

Особый случай

— Ирина, Речицкий район. Я одна воспитываю ребенка-инвалида, которому 2,5 года. Живем в деревне, состоим на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий: у нас дом 1918 года постройки. Но в сельской местности строительство социального жилья не ведется. Возможно ли встать на учет в районном центре?

Источник: http://www.mintrud.gov.by/ru/new_url_1625678264/

Особое обучение: детям с ограниченными возможностями здоровья необходимо ходить в детсад и школу

В каком возрасте должен пойти в школу ребенок инвалид?

Большинство семей, в которых воспитываются дети с ограниченными возможностями здоровья, не любят говорить о том, что их сыновья и дочери немного не такие, как их сверстники. “Мы такие, как все. Ну, почти….”, — так сказала в разговоре со мной одна из мам, добавив, что отличие состоит лишь в том, что таким деткам требуется чуть больше внимания. Как со стороны родителей, так и педагогов.

Не все родители детей с ограниченными возможностями здоровья могут самостоятельно заниматься с детьми и добиваться прогресса. Им очень требуется помощь специалистов и педагогов. Поэтому родители всеми силами стараются отдать свое чадо в детский сад. И, как показывает практика, надежды на резкий скачек в развитии ребенка не лишены шанса воплотиться в жизнь.

В то же время возникает и другая проблема. Приведу пример следующей ситуации, которая развивалась буквально на моих глазах.

В одну из младших барнаульских групп в муниципальном дошкольном образовательном учреждении приняли мальчика, который на год был старше среднего возраста детей, посещающих ее. Несмотря на то, что мальчик был заметно крупнее и старше ребят, он не разговаривал.

Совсем. Даже отдельными словами. Во время утренников и групповых мероприятий он не участвовал в массовых мероприятиях, а лишь бегал рядом.

Кроме того, нередко он вел себя агрессивно по отношению к другим деткам, пользуясь тем, что больше и выше их. Первое время родители молча терпели это. Затем стали общаться с воспитателем, высказывая просьбы передать свое недовольство родителям мальчика. В результате дело дошло до заведующей.

Но заведующая пояснила, что не может исключить ребенка, а в группе более старшего возраста ребенок “не прижился”.

Решение о переводе ребенка в специализированный детский сад может принимать лишь психолого-медико-педагогическая комиссия, родители ребенка отказывались идти на нее, мотивируя, что у мальчика нет никаких отклонений. Так ситуация и осталась неразрешенной, мальчик по-прежнему ходил в группу.

Сама по себе эта ситуация двоякая. С одной стороны, алтайские психологи отмечают, что дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду. Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте.

Вместе с тем, специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, а также детей со сложными (множественными) нарушениями.

Такие дети в силу особенностей их психофизического развития не смогут участвовать во фронтальных, подгрупповых занятиях группы.

Как отмечается в методических рекомендациях по организации работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые образовательные потребности детей данной категории.

Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок  перестанет ощущать себя не таким как все.

Это место, где ребенок с ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

В настоящее время часто происходит так называемая стихийная интеграция детей с отклонениями в развитии, особенно в сельской местности.

Дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психоречевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей.

Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих потребностей, свои специальные образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены специальными образовательными условиями.

Отбор детей с ограниченными возможностями здоровья во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия.

Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК или направить их могут из медицинского или образовательного учреждения.

Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения.

Здесь стоит особо отметить, что для ребенка с ограниченными возможностями здоровья непрерывный процесс обучения имеет большое значение. На днях в редакцию ИА Амител обратилась бабушка ребенка с ограниченными возможностями (один из диагнозов – синдром Дауна).

В настоящее время ее внук, которому летом исполнится 7 лет, посещает специализированное детское дошкольное учреждение. Мама воспитывает ребенка и его старшего брата одна, поэтому финансовые возможности у данной семьи ограниченные.

Дополнительно водить его на платные развивающие занятия для них очень накладно.

За время посещения детсада у ребенка наметился значительный прогресс. Он уже начал говорить слова и несложные предложения, стал немного спокойнее и выполняет многие задания. Но бабушка и мама узнали, что в специализированную школу ребенок сможет пойти лишь с 8 лет после того, как пройдет психолого-медико-педагогическую комиссию, а детсад они заканчивают уже в этом году.

В результате мама и бабушка ребенка стали опасаться, что у него может произойти “провал” в развитии, так как с такими детьми необходимо постоянно заниматься специалистам. Им необходимо особое и постоянное внимание. Чтобы разобраться в этой ситуации, редакция ИА Амител обратилась в городской комитет по образованию.

“Вопрос о выборе образовательного маршрута ребенка-инвалида, ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его инклюзии в образовательную среду, должен решаться психолого-медико-педагогическими комиссиями исходя, прежде всего, из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей”, — пояснила председатель комитета по образованию Наталья Полосина.

Как подчеркивают в комитете, образование детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования. В настоящее время в Барнауле для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях города функционирует 103 группы компенсирующей направленности (для детей с нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития). Данные группы посещают 1 тыс. 375 детей. С введением в эксплуатацию МАДОУ “Детский сад №265” дополнительно будет открыто еще 3 группы компенсирующей направленности.

Кроме того, на территории города имеется положительный опыт организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования.

В городском детском оздоровительно-образовательном (профильном) центре “Потенциал” с 2011 года существует практика организации образовательной деятельности и психологической помощи детям с психоневрологическими заболеваниями, в том числе СДВГ, ЗПР, ДЦП легкой степени в группах школы раннего развития “Умка”, в которых детям оказывается психологическая, педагогическая, логопедическая помощь, организуется занятия с элементами ЛФК.

В краевом реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями “Журавлики” функционирует лекотека, которая также является одной из форм предоставления дошкольного образования, психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в режиме кратковременного пребывания.

Для детей школьного возраста функционируют 8 краевых государственных бюджетных специальных (коррекционных) образовательных учреждений (школы-интернаты). В данные учреждения принимаются дети в возрасте 7 — 9 лет по направлению Главного управления образования и молодежной политики на основании заключения центральной медико-психолого-педагогической комиссии.

Кроме того, в 10 общеобразовательных учреждениях города открыты 65 классов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья по адаптированным общеобразовательным программам (с 1 по 9 класс). Обучением по адаптированным общеобразовательным программам в общеобразовательных учреждениях охвачено 764 ребенка.

С 2011 года в рамках государственной программы “Доступная среда” на территории города реализуются мероприятия по оснащению общеобразовательных учреждений специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.

Мероприятия по формированию необходимых условий (безбарьерной среды) проведены в 13 школах (из 83), обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития (инклюзивное образование).

В данных образовательных учреждениях были проведены следующие работы: сделаны пандусы, расширены входные двери, сделаны туалет и душевая комната для детей-инвалидов. Подготовлены помещения для занятий лечебной физкультурой и психологической разгрузкой, приобретены устройства для подъема по лестницам.

В эти школы было поставлено оборудование для оснащения кабинета ЛФК, специализированное оборудование для занятий с детьми-инвалидами.

2011год2012 год2013 год2014 год2015 год
ДействующиеСозданы  условия архитектурной доступностиПланируется
МБОУ “Лицей №3”МБОУ “СОШ №60”МБОУ “СОШ №37”МБОУ”СОШ №120″МБОУ “СОШ №10”
МБОУ “СОШ №51”МБОУ “СОШ №84”МБОУ “СОШ №118”МБОУ “СОШ №49”МБОУ “СОШ №111”
МБОУ “Гимназия №40”МБОУ “СОШ №106”МБОУ “СОШ №75”МБОУ “СОШ №62”МБОУ “СОШ №91”
МБОУ “Лицей “Сигма”МБОУ “СОШ №76”МБОУ “СОШ №31”МБОУ “СОШ №54”МБОУ “Гимназия №74”
МБОУ “Лицей №122”МБОУ “Лицей №121”

общего образования и условия организации обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации.

Для учащихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях.

С 1 сентября 2010 года в Алтайском краевом педагогическом лицее на базе краевого центра дистанционного образования детей-инвалидов организовано обучение детей-инвалидов, с сохранным интеллектом, не имеющих медицинских противопоказаний для работы с компьютером, постоянно обучающихся индивидуально на дому по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования.

По данным, представленным Главным управлением образования и молодежной политики, в 2013 году количество обучающихся в данном центре составило 222 ребенка (в целом по Алтайскому краю). Это более 70% от общего числа детей-инвалидов, обучающихся постоянно на дому по общеобразовательным программам и не имеющих противопоказаний для работы за компьютером.

“Несомненно, проведенная работа позволяет реализовать право детей инвалидов на получение качественного образования.

Вместе с тем, развитие инклюзивных форм обучения инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья будет продолжено, так как реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации данной деятельности (включая наличие соответствующей материальной базы, специальных образовательных программ, подготовку педагогических коллективов, проведение разъяснительной работы с обучающимися и их родителями) должно осуществляться постепенно. Иначе подобная мера не только не позволит обеспечить полноценную инклюзию обучающихся детей-инвалидов, но и негативно скажется на качестве работы образовательных учреждений с другими обучающимися”, — подчеркнула председатель комитета по образованию Наталья Полосина.

Дошкольные образовательные учреждения, получившие финансовую поддержку в рамках краевого конкурса на реализацию программ инклюзивного образования детей дошкольного возраста, создают условия для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. В текущем году общий объем средств на реализацию мероприятий программ победителей составил 500 тыс. рублей.

Отметим, в регионе разработан проект Концепции развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014–2017 годы, обозначили проблемы подготовки и повышения квалификации педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Он проходит общественное обсуждение.

Кроме того, в крае специалисты обсуждают федеральные государственные образовательные стандарты для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ФГОС). В настоящее время эти стандарты разрабатываются ведущими специалистами страны в области коррекционной педагогики.

Редактор ИА Амител Светлана Яковлева

Источник: https://www.amic.ru/news/250067/

Дети – особенные, школы – прежние: смогут ли дети-инвалиды пойти 1 сентября в любую школу

В каком возрасте должен пойти в школу ребенок инвалид?

Новый российский образовательный стандарт вводит во всех школах страны инклюзивное образование для детей с ограниченными возможностями и особенностями развития.

Теперь ребенок практически с любым диагнозом может учиться в любой общеобразовательной школе вместе со сверстниками, до сих пор же многим полагалось только индивидуальное обучение.

Школу родители будут выбирать сами — по закону отказать им не имеют права.

Корреспондент портала «Это Кавказ» попыталась разобраться, насколько готовы к приему таких детей школы Ставропольского края, где в этом году только первоклассников из числа «особенных детей» будет около 750.

Выяснилось, что дети и их родители сталкиваются со множеством проблем: это и невозможность передвигаться на инвалидной коляске даже в школах с лифтами и пандусами, и далеко не стопроцентная уверенность, что удастся попасть в нужную школу, и отсутствие информации, из-за чего люди могут попросту не знать о том, какие возможности есть у их ребенка.

Непроходимый пандус

– Мы обеспокоены тем, что только 20% школ имеют фрагменты безбарьерной среды, – говорит заведующая сектором специального образования и здоровьесберегающих технологий Министерства образования края Наталья Тимошенко. – В этом году добавятся еще четыре школы, будут размещены подъемники для колясок, но все это не быстро делается. Только в Ставрополе 44 школы, из них 9 оборудованы для колясочников, и они уже работают с инвалидами.

Мы все понимаем, что такое безбарьерная среда – это школа, в которую ребенок приехал на коляске и чувствует себя комфортно. И в столовую может попасть, и на все этажи, посетить туалетную комнату. Нам говорят, что в крае таких школ всего 39. Но это частично оборудованные школы. Идеальной ни одной нет

Александра Будяк

Сопредседатель регионального штаба ОНФ

Едем проверять одну из оборудованных школ – 43-ю. Только что отстроенная. С пандусами. Тестировать безбарьерную среду будут два ребенка-колясочника.

Полина Аржановская пойдет в пятый класс, как раз в эту школу. У девочки редкое генетическое неизлечимое заболевание – спинальная мышечная атрофия. Развита по возрасту, но из-за болезни у нее мышечная слабость. До сих пор мама, Татьяна, возила ее через весь город в гимназию (а там еще на руках на второй этаж — лифтов нет), поэтому решили перевестись ближе к дому.

Дима Утин учится в 21-й школе, у него ДЦП. 1 сентября пойдет в седьмой класс. Родители Александр и Наталья рассказывают, что в их школе тоже нет безбарьерной среды, но переводиться пока не планируют – 21-я школа на хорошем счету, и Диме там нравится. Сюда приехали, только чтобы помочь нам провести тестирование.

Дети пытаются заехать по пандусам в здание школы, но самостоятельно сделать это не могут – мешает невысокий на первый взгляд порожек.

– Взрослый человек сможет преодолеть препятствие, ребенок же никак, – объясняет инвалид-колясочник Сергей Суров из поселка Радуга Новоалександровского района, вызвавшийся приехать и поучаствовать в тестировании.

Не готова на 100% даже лучшая школа

Родители Димы не зря никуда не хотят переводить сына из школы № 21. Три года назад она стала победителем всероссийского конкурса среди инклюзивных школ, проведенного при поддержке федерального Министерства образования и науки.

Точнее, одним из двух победителей — вторым, конечно же, была московская школа. Если 21-я школа — одна из лучших в России, то для Ставрополя ее можно считать образцово-показательной. Но и тут готовность к новым стандартам не стопроцентная.

Семикласник Дима Утин помогал корресподентам “Это Кавказ” протестировать безбарьерную среду ставропольских школ

© Лариса Бахмацкая / ТАСС

— У нас старое здание, никаких лифтов нет, — говорит директор школы Александр Кизима. И переходит к плюсам, которые, впрочем, только подчеркивают, с какими проблемами приходится сталкиваться школам. — Но у нас есть опытные преподаватели. Программа адаптирована, мы и с аутистическими особенностями берем, и с разными задержками развития.

У нас и английский преподают, ни в чем дети не ущемлены. У меня сейчас лежат четыре заявления в первый класс от родителей деток с аутическими особенностями развития. Для них нужен отдельный кабинет. Чтобы где ребенок вечером стул оставил, там утром он и стоял точно так же.

Двигать нельзя ничего…

Полный текст репортажа читайте на портале “Это Кавказ”

 

Источник: https://tass.ru/v-strane/3444483

Законодательство в области инклюзивного образования – Все включены

В каком возрасте должен пойти в школу ребенок инвалид?

Каков порядок поступления для людей с инвалидностью в средне-профессиональные и высшие учебные заведения?

Правовое регулирование:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. N 839 (высшее обр.)

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 января 2014 г. N 36 (среднее-проф. обр.)

Правила приема (в том числе – процедура зачисления) в конкретную ОООД на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, то есть устанавливаются самостоятельно и регулируются локальными нормативными актами.

Прием на обучение осуществляется на места в рамках контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований. Это означает, что каждый вуз обязан гарантировать у себя определенное количество бюджетных мест. По этим местам выделяется квота для льготных категорий абитуриентов. Вся информация об этом должна быть в общем доступе на сайте вуза.

В рамках контрольных цифр выделяются квоты приема на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета за счет бюджетных ассигнований детей-инвалидов, инвалидов I и II групп, инвалидов с детства, инвалидов вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно ИПРА не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.

Для поступления необходимо:

1.

Получить консультации у широкого спектра специалистов по образованию и специальному образованию. Для этого можно воспользоваться услугами педагогов различных образовательных организаций в т. ч. организаций дополнительного образования, педагогов специальных образовательных организаций, служб ранней помощи, педагогов негосударственных образовательных организаций, специалистов ППМС.

2. Определиться с формой получения образования, формой обучения (очная, очно-заочная, заочная, семейная, самообразование).

3. Получить информацию об имеющихся льготах.

4.

Определить варианты конкретных образовательных учреждений (при необходимости сделать официальный запрос в органы управления образованием с просьбой предоставить информацию об имеющихся образовательных организациях, посетить образовательные учреждения, пообщаться с представителем администрации, в т. ч. с целью выяснения особых условий, которые понадобятся при прохождении практики, возможностях работодателя и его ограничениях и т. п.).

5. Ознакомиться с учредительными документами и другими внутренними правилами образовательного учреждения.

6. Определить недостатки в выбранных учреждениях (шаговая, транспортная доступность, материально-техническая оснащенность, кадровый состав, возможные проблемы другого характера).

7. Получить информацию о возможности дальнейшего трудоустройства по выбранной профессии, в т. ч. при содействии образовательного учреждения.

8. Завершить оформление/переоформление ИПР (при необходимости).

9. Подать документы в интересуемое/ые образовательные учреждение/я с приложением копий необходимых документов.

Не позднее 1 марта (т.е. до начала приема документов) приемная комиссия на официальном сайте образовательной организации и информационном стенде размещает следующую информацию:

· правила приема в образовательную организацию;

· условия приема на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг;

· перечень специальностей (профессий), по которым образовательная организация объявляет прием в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности (с выделением форм получения образования (очная, очно-заочная, заочная);

· требования к уровню образования, которое необходимо для поступления (основное общее или среднее общее образование);

· перечень вступительных испытаний;

· информацию о формах проведения вступительных испытаний;

· информацию о возможности приема заявлений и необходимых документов, предусмотренных настоящим Порядком, в электронной форме;

· особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья;

· информацию о необходимости (отсутствии необходимости) прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования); в случае необходимости прохождения указанного осмотра – с указанием перечня врачей-специалистов, перечня лабораторных и функциональных исследований, перечня общих и дополнительных медицинских противопоказаний.

Не позднее 1 июня должна быть общедоступной следующая информация:

· общее количество мест для приема по каждой специальности (профессии), в том числе по различным формам получения образования;

· количество мест, финансируемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов по каждой специальности (профессии), в том числе по различным формам получения образования;

· правила подачи и рассмотрения апелляций по результатам вступительных испытаний;

· информация о наличии общежития и количество мест в общежитиях, выделяемых для иногородних поступающих.

Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов является общедоступным, за исключением случаев, когда по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации».

При поступлении в средние профессиональные образовательные учреждения в случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет бюджетных ассигнований, учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании и (или) документах об образовании и о квалификации.

ВАЖНО! Существуют особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

В ОООД должны быть созданы материально-технические условия, обеспечивающие возможность беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (в том числе наличие пандусов, подъемников, поручней, расширенных

дверных проемов, лифтов; при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже здания).

Вступительные испытания на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета для поступающих с ограниченными возможностями здоровья проводятся в отдельной аудитории (п. 88 Правил).

Число поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории не должно превышать:

– при сдаче вступительного испытания в письменной форме – 12 человек;

– при сдаче вступительного испытания в устной форме – 6 человек.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания большего числа поступающих с ограниченными возможностями здоровья, а также проведение вступительных испытаний для поступающих с ограниченными возможностями здоровья в одной аудитории совместно с иными поступающими, если это не создает трудностей для поступающих при сдаче вступительного испытания.

Допускается присутствие в аудитории во время сдачи вступительного испытания ассистента из числа работников организации или привлеченных лиц, оказывающего поступающим с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с преподавателями, проводящими вступительное испытание).

Продолжительность вступительного испытания для поступающих с ограниченными возможностями здоровья увеличивается по решению организации, но не более чем на 1,5 часа (п. 89 Правил).

Поступающим с ограниченными возможностями здоровья предоставляется в доступной для них форме информация о порядке проведения вступительных испытаний (п. 90 Правил).

Поступающие с ограниченными возможностями здоровья могут в процессе сдачи вступительного испытания пользоваться техническими средствами, необходимыми им в связи с их индивидуальными особенностями (п. 91 Правил).

Лица с ограниченными возможностями здоровья при поступлении в образовательные организации сдают вступительные испытания с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее – индивидуальные особенности) таких поступающих (п. 92 Правил).

При проведении вступительных испытаний на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования не предусмотрено выделение отдельной аудитории для поступающих с ограниченными возможностями здоровья. В остальном требования аналогичны требованиям при поступлении в вузы.

Дополнительно при проведении вступительных испытаний обеспечивается соблюдение следующих требований в зависимости от категорий лиц, поступающих с ограниченными возможностями здоровья:

а) для незрячих:

– задания для выполнения на вступительном испытании, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для незрячих (либо зачитываются ассистентом);

– письменные задания выполняются на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для незрячих, либо надиктовываются ассистенту;

– поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным

шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для незрячих;

б) для слабовидящих:

– обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

– поступающим для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство;

– задания для выполнения, а также инструкция о порядке проведения вступительных испытаний оформляются увеличенным шрифтом;

в) для неслышащих и слабослышащих:

– обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости поступающим предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

г) для лиц с тяжелыми нарушениями речи, неслышащих, слабослышащих все вступительные испытания по желанию поступающих могут проводиться в письменной форме;

д) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

– письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

– по желанию поступающих все вступительные испытания могут проводиться в устной форме.

Статья 71 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета особые права для разных категорий:

1.

Право на прием на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в пределах установленной квоты имеют дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, инвалиды вследствие военной травмы или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, которым согласно заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях.

2. Право на прием на подготовительные отделения федеральных государственных образовательных организаций высшего образования на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета имеют:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

2) дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым по заключению федерального учреждения медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях;

3) граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации по месту жительства указанных граждан.

Источник: https://inclusion24.ru/lawcards/

В школу в 6 лет: мнение психолога – телеканал «о!»

В каком возрасте должен пойти в школу ребенок инвалид?

По закону каждый ребенок имеет право пойти в школу по достижении возраста 6 лет и 6 месяцев.

Как правило, каждый год весной среди родителей шеститилеток начинается дискуссия, которая делит заботливых мам на два лагеря, и достигает своего апогея к августу.

Суть всех обсуждений сводится к тому, в каком возрасте лучше отдавать ребенка в первый класс: в шесть лет или в семь? Специально для «О!» на эту тему рассуждает семейный психотерапевт и клинический психолог Мария Меролаева.

Мария Меролаева, клинический психолог, семейный психотерапевт

Однозначно правильного ответа на вопрос «В каком возрасте лучше идти в первый класс?» нет и быть и не может. Все дети разные, каждый ребенок — уникальная личность, у которой есть свои сильные и слабые стороны. Основными ориентирами для родителей чаще всего становятся:

  • собственный опыт («Я пошел в школу в 6 лет и вырос отличным человеком!»)
  • изменение в системе образования («Учиться теперь нужно 11 лет, зачем ребенку до 18 лет за партой сидеть. Раньше сядет — раньше выйдет!»)
  • а иногда даже тщеславие и амбиции «Другие дети идут, и мой может! Что он, хуже, что ли?!»

Можно с уверенностью сказать, что ни на один из этих факторов не стоит опираться, принимая решение. Важно лишь то, насколько сам малыш готов к таким серьезным переменам в своей жизни. Без сомнения, есть дети, которые уже в 6 лет с удовольствием и интересом сядут за парту.

Они, как правило, достаточно самостоятельны, тянутся к знаниям и готовы выполнять указания учителя, их увлекает процесс учебы, им нравится заниматься по прописям, читать книги, слушать и запоминать то, что говорит педагог.

Но существуют и дети, у которых эти качества в полном объеме развиваются чуть позже, а именно — к семи годам.

Понятие «школьной зрелости» включает в себя три аспекта: интеллектуальный, эмоциональный и социальный. Только при их достаточном и гармоничном развитии стоит задуматься о том, что ребенок действительно готов пойти в первый класс.

Интеллектуальная зрелость — это то, насколько развиты мышление, речь, внимание, память, восприятие и мелкая моторика ребенка.

Может ли малыш концентрироваться на каком-то одном занятии дольше 10−15 минут? Умеет ли он писать, считать и читать? Может ли выслушать, понять и запомнить с первого раза инструкцию к заданию? Насколько хорошо развита его речь? Важно обратить внимание на четкость произношения звуков и адекватный возрасту словарный запас, а также достаточный уровень знаний о себе и окружающем мире.

Эмоциональная зрелость предполагает, что у ребенка уменьшается количество импульсивных реакций, появляется произвольность, которая позволяет и помогает ему выполнять длительное время даже не очень интересное задание. Еще одно важное умение — справляться со своими негативными эмоциями, например, проигрышем в состязании. Понаблюдайте за реакцией ребенка: сможет ли он продолжить игру, несмотря на неудачу?

Социальная зрелость — самое сложное для объяснения и диагностики понятие. Оно включает в себя навыки строить адекватные отношения со взрослыми, желание и умение общаться со сверстниками и непосредственное желание ребенка учиться в школе (то есть мотивационную готовность).

Другими словами, малыш хочет пойти в школу не потому что там «весело и можно много играть», «туда ходит старшая сестра» или ему «хочется надеть новую форму», а потому что что он действительно стремится получать новые знания, понимает назначение школы и правила учебы в ней.

Ребенку нужно понимать разницу между педагогом и близкими взрослыми, соблюдать дистанцию, проявлять уважение и придерживаться ролевой позиции ученика, уметь подчиняться требованиям и следовать правилам, которые обозначает учитель и которые негласно устанавливаются в детском коллективе.

Еще одна важная способность — умение разрешать конфликты со сверстниками. Если у ребенка есть опыт посещения любых детских дошкольных учреждений — это здорово облегчит ему процесс привыкания к школе.

Одним из важнейших факторов готовности к обучению можно назвать здоровье ребенка. Адаптация — это серьезное испытание даже для хорошо подготовленного, крепкого организма. При таком уровне стресса даже хороший иммунитет может дать сбой, и в результате вместо уроков первоклассник будет сидеть дома с простудами и инфекциями.

Обратите внимание на то, сколько занимает дорога в школу. В идеале, на нее не должно тратиться больше получаса, иначе малыш будет уставать еще до начала уроков.

И, наконец, то, о чем многие родители часто забывают, принимая решение. Каждому хочется, чтобы ребенок учился в престижном месте: кто-то выбирает языковой уклон, кто-то смотрит в сторону математической гимназии. Но на самом деле, для первоклашки самое главное — это грамотный, добрый и понимающийучитель.

Если у родителей есть хоть малейшие сомнения по поводу степени готовности малыша к школе, однозначно, стоит сходить на прием к детскому психологу и провести диагностику. А еще, важно ответить себе на вопрос «Зачем моему ребенку идти в первый класс в шесть лет? В чем будет польза для него?».

Если с ответом трудностей не возникло, то нет никаких оснований еще на год оставаться дома. Если же вы засомневались, то лучше не стоит торопиться.

Полезно будет подождать, пока организм и нервная система будущего первоклассника окрепнут, и использовать этот дополнительный год с пользой для всех — уделить внимание укреплению здоровья малыша, больше читать и развивать его кругозор.

Источник: https://www.kanal-o.ru/news/8987

Криминальный мир
Добавить комментарий