В каких случаях можно потребовать перерасчет по ИПУ, если дом рассчитывается по нормативам?

В каких случаях перерасчет жкх — это законно?

В каких случаях можно потребовать перерасчет по ИПУ, если дом рассчитывается по нормативам?

Никак не могу понять, как рассчитывают плату за коммунальные услуги. Их ведь сейчас оказывают всякие частные фирмы, а не государство. Получается, что они могут назначить любую сумму? И еще иногда в квитанции вписывают какой-то перерасчет. Это как раз потому, что эти частники цены повышают?

С уважением к вам,
К. А.

В плату за коммунальные услуги входит плата за горячую и холодную воду, канализацию, электроэнергию, газ, теплоснабжение и вывоз мусора.

Жильцы платят по тарифам, которые установили органы государственной власти субъектов России или органы местного самоуправления.

Размер платы считают исходя из объема услуг, которые вы потребили. Его определяют по показаниям счетчиков. Если счетчики не установлены, то рассчитают по нормативам.

Еще плату могут повысить, если собственник жилья два раза или больше не пустил в дом представителя энергоснабжающей компании, который пришел проверять счетчики.

Получается, что по закону энергоснабжающие компании могут брать с абонентов плату только за определенное количество ресурсов — по счетчику или нормативу. Стоимость этих ресурсов рассчитывается по тарифам, и лишь изредка, в установленных законом случаях, можно применять повышающий коэффициент.

Перерасчет платы за коммунальные услуги возможен тоже в редких, ограниченных законом случаях. Расскажу, в каких случаях вам законно сделают перерасчет ЖКХ.

Компания-поставщик коммунальных услуг имеет право проверять состояние приборов учета: исправны ли они, не истек ли срок проверки, совпадают ли показания приборов с теми, что вы подаете каждый месяц.

Если при проверке выяснится, что прибор учета исправен, но при этом его показания расходятся с представленными, плату за услугу пересчитают. Рассчитывать будут по показаниям счетчика.

Если поставщик услуг обнаружит, что какой-то жилец незаконно подключился к внутридомовым инженерным системам, минуя счетчик, он составит об этом акт. Нарушителя обяжут устранить нарушение. Плату пересчитают.

Если мощность несанкционированно подключенного оборудования определить невозможно, плату доначислят исходя из объема потребленных услуг. Его определят на основании норматива и умножат на 10 — это повышающий коэффициент. Если в квартире никто не живет, объем коммунальных услуг рассчитают по количеству собственников жилья.

Если проверяющие обнаружат, что жилец подкрутил счетчики, плату тоже пересчитают. Исходить будут из нормативов потребления, их тоже умножат на 10. Если нет сведений о количестве постоянных и временных жильцов, объем коммунальных услуг посчитают по числу собственников жилья.

Если в квартире нет счетчиков по технической причине — когда конструкция коммуникаций объективно не позволяет установить прибор учета, а жильцы временно уезжают на срок более пяти календарных дней, — можно сделать перерасчет. День отъезда и день возвращения домой не учитываются. Если техническая возможность установки у жильца есть, просто ему не хочется с этим связываться, перерасчета не будет.

Если у вас из крана вместо горячей течет еле теплая вода или больше суток дома нет света, плату за некачественные или неоказанные услуги должны уменьшить.

Если в вашем доме стоят общедомовые приборы учета тепла, а в квартирах индивидуальных счетчиков нет, зато есть распределители, то плату за отопление вам посчитают по среднемесячным объемам потребления за предыдущий год. Если прошлогодних сведений нет, посчитают по нормативам и тарифу на тепловую энергию.

Как видите, перерасчет делают в ситуациях, не связанных с повышением цен. Если абонент нарушил условия договора или решил обмануть энергоснабжающую компанию. И наоборот, если поставщик услуг не выполнил обещанное или человек просто какое-то время не пользовался коммунальными услугами.

Эти случаи перерасчетов законны, но если вам кажется, что вам насчитали больше положенного, потребуйте сверку расчетов. Если заключали договор напрямую с энергоснабжающей организацией, подайте заявление туда.

Если договор от всех жильцов заключали через ТСЖ, УК или ЖСК, сверяться надо с ними.

Заявление можете отправить почтой — письмом с описью вложения и уведомлением о вручении — или отнести в офис и отдать под подпись на втором экземпляре.

Если вам не покажут расчеты и не объяснят, откуда взялись суммы перерасчета, сможете через суд заставить коммунальщиков сделать это. Документ, подтверждающий, что вы к ним обращались, надо будет приложить к заявлению.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, кредитной истории или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/pereraschitali/

Не хотите переплачивать за отопление – почитайте новые правила

В каких случаях можно потребовать перерасчет по ИПУ, если дом рассчитывается по нормативам?

Что делать, если в квитанции на оплату коммунальных услуг сумма завышена, хотя с этого года собственники квартир не должны платить за тепло сверх положенного?

С 1 января 2019 г. начали действовать изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

Так удалось решить проблему, которая касалась тысяч жителей: они были вынуждены платить за отопление не по показаниям индивидуальных приборов учета, а по усредненным нормативам потребления.

Это происходило потому, что их права были поставлены в зависимость от недобросовестного поведения соседей, у которых индивидуальные приборы учета отсутствовали.

Начисление платы за полученную тепловую энергию производится по показаниям приборов учета тепла. Существуют общедомовые и индивидуальные приборы учета.

Первые предназначены для учета потребления тепловой энергии всем многоквартирным домом за расчетный период, а вторые – в каждой квартире.

Расчет за отопление производится исходя из количества тепла, потребленного за определенный период, по цене, указанной в договоре о предоставлении коммунальных услуг.

Ранее действовали правила, которыми устанавливалось, что если хотя бы один индивидуальный прибор учета в многоквартирном доме вышел из строя, то остальные индивидуальные приборы не используются для расчета платы за отопление.

К примеру, в доме, оборудованном общедомовым прибором учета отопления, один из жильцов не следил за исправностью индивидуального прибора, из-за чего он вышел из строя.

После этого все добросовестные жители дома автоматически становились обязанными оплачивать отопление по установленным нормам, а не по показаниям своих индивидуальных приборов учета.

В большинстве случаев это приводило к увеличению суммы, указанной в квитанции. 

Новыми правилами установлена возможность расчета размера платы за отопление по показаниям индивидуальных приборов в домах, которые оснащены общедомовым прибором учета тепловой энергии и в которых не все помещения оборудованы индивидуальными приборами.

То есть теперь вне зависимости от того, все ли квартиры оборудованы индивидуальными приборами учета, жители будут оплачивать только то тепло, которым они воспользовались.

Таким образом, собственники получили «тепловую независимость» от своих соседей и вправе подать заявление на перерасчет оплаты, если до этого они за отопление переплачивали.

Также новыми Правилами предоставления коммунальных услуг установлено, что платить за отопление только мест общего пользования смогут собственники жилых помещений, которые перешли на индивидуальное отопление, т.е. демонтировали приборы централизованного отопления, и собственники помещений, в которых технической документацией на дом не предусмотрены приборы отопления.

Ранее они оплачивали централизованное отопление как своей квартиры, так и мест общего пользования, а также за свой счет обеспечивали эксплуатацию индивидуальных источников тепловой энергии.

То есть жители, которые перешли на индивидуальное отопление, демонтировав централизованное, к примеру убрав из своей квартиры все батареи, должны были платить за отопление не только общего имущества дома, но и принадлежащих им квартир.

Тем самым они фактически оплачивали ту услугу, которая им не оказывалась.

Теперь эта проблема решена.

Если собственник квартиры решил отключиться от общего централизованного отопления и обогревать свое помещение индивидуально, к примеру с помощью обогревателя «ветерок», то он не должен оплачивать централизованное отопление по нормативу, рассчитанному исходя из площади своей квартиры, как это было раньше. Он будет оплачивать отопление только небольшой части дома, относящейся к местам общего пользования (подъезд, лестничная площадка).

Рассмотренные изменения нашли свое отражение в законопроекте о внесении изменений в ст. 157 Жилищного кодекса. В нем предлагается уточнить порядок расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме.

В законопроекте указывается, что размер платы за отопление рассчитывается в порядке, который предусматривается Правилами предоставления коммунальных услуг, с учетом площади помещения собственника и объема потребленной им тепловой энергии. Объем потребления предлагается определять исходя из показаний коллективного или индивидуальных приборов учета либо одновременно обоих. 

В случае принятия законопроекта вопрос порядка оплаты коммунальных услуг по отоплению будет решен окончательно. Так удастся исключить ситуации, когда собственники помещений в многоквартирных домах переплачивают за услуги, которые им фактически не оказывались либо оказывались в меньшем объеме.

Хотя поправки в Жилищный кодекс еще не приняты, и можно предположить, что вступят они в силу только с конца 2019 г., новые Правила уже действуют и обязательны для исполнения, поэтому собственники помещений в многоквартирных домах уже вправе рассчитывать на все благоприятные изменения.

Несмотря на то что изменения в Правила уже вступили в силу, возможны ситуации, когда в квитанциях сумма за отопление остается завышенной.

Такое может случиться из-за технических ошибок при формировании квитанций, по причине неосведомленности управляющей компании об изменениях законодательства либо осознанных злоупотреблений со стороны управляющей компании, рассчитывающей на незнание граждан о вступлении в силу нового порядка расчета платы за отопления.

В случае обнаружения в квитанции необоснованно высокой суммы необходимо обратиться в управляющую компанию, обслуживающую дом, с заявлением о перерасчете платы за отопление. В нем необходимо сослаться на постановление правительства1, которым были изменены Правила предоставления коммунальных услуг, а также сообщить о намерении обратиться в суд в случае отказа в удовлетворении заявления.

Если эти доводы окажутся неубедительными и заявление останется без удовлетворения, то необходимо обратиться в суд по своему месту жительства (месту нахождения помещения, с которым связан спор) с исковым заявлением к управляющей компании об обязании произвести перерасчет платы за коммунальную услугу (отопление).

1 Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2018 г. № 1708 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме».

Источник: https://www.advgazeta.ru/ag-expert/advices/ne-khotite-pereplachivat-za-otoplenie-pochitayte-novye-pravila/

Перерасчет платы за отопление: образец заявления и правила составления

В каких случаях можно потребовать перерасчет по ИПУ, если дом рассчитывается по нормативам?

Система центрального отопления в большинстве случаев характеризуется частыми сбоями в работе и несоблюдением норм. Тогда владельцы квартир могут поднять вопрос об изменении суммы оплаты. Существует определенная процедура, которая позволяет сделать перерасчет платы за отопление: образец заявления и правила составления позволят выполнить ее надлежащим образом.

Нормы централизованного отопления

Прежде чем узнать, как делается перерасчет за отопление – необходимо ознакомиться с нормами центрального теплоснабжения. Ненадлежащее качество предоставляемых услуг может стать причиной изменения суммы оплаты Управляющей Компании.

Перерасчет услуг отопления

Первое и необходимое условие для нормального проживания в квартире – поддержание нужного уровня температуры.

Так как правильно сделать перерасчет за отопление можно только после ознакомления с нормами теплоснабжения – необходимо найти соответствующий нормативный документ. В настоящее время им является постановление Правительства РФ №354 от 06.05.2011.

Любые расхождения от требований, отписанных в нем, могут стать основанием для перерасчета по отоплению.

Этот документ определяет следующие правила теплоснабжения многоквартирных домов:

  • Температура днем в жилых комнатах. Ее минимальное значение для помещений, находящихся в середине зданий рано +18°С. Для угловых комнат этот показатель выше и должен составлять +20°С;
  • Температура ночью в жилых комнатах. Она может быть на три градуса ниже дневной нормы;
  • Снижение температуры на улице до -30°С. В этот период повышаются нормы обогрева с +18°С до +20°С и с +20°С до +22°С соответственно. Это может быть одним из факторов как добиться перерасчета за отопление;
  • Суммарное время без отопления в течение месяца. Согласно нормативам за это период допускается отсутствие теплоснабжения на срок не более 24 часов суммарно. Однако факт отключения должен быть зафиксирован. Иначе невозможно будет сделать перерасчет за некачественное отопление;
  • Допустимое время разового отключения. Оно не должно быть дольше 16 часов. При этом допускается продолжительное отключение только в том случае, если температура на улице не опустилась ниже -12 °С.

Несоблюдение этих показателей является основанием для требования перерасчета коммунальных платежей за отопление. Но для этого необходимо правильно оформить заявление и приложить необходимые подтверждающие документы.

Если в квартире проходит несколько стояков и один из них не работает – перерасчет за отсутствие отопления не выполняется, пока поддерживается нужный уровень температуры. Поэтому возможно частичная остановка теплоснабжения в отопительный период.

Когда можно оформить перерасчет платы за отопление

Заявление на перерасчет платы за отопление может быть написано на основании постановления №307 от 23.05.2006. В нем определены ситуации, когда у компании, предоставляющей услуги центрального теплоснабжения, можно требовать изменения суммы оплаты. Поэтому перед тем как написать заявление на перерасчет отопления рекомендуется детально ознакомиться с этим документом.

Квитанция с перерасчетом отопления

Его основные положения определяют порядок выполнения этой процедуры и перечень необходимых действий. Зачастую работники ЖКХ не знают содержание этого документа и отказываются произвести перерасчет за отопление.

В случае возникновения подобной ситуации можно обратиться в вышестоящую инстанцию или Общество защиты прав потребителей. Примечательно, что образец заявления о перерасчете платы за отопление может быть заполнен не только в случае перебоев в теплоснабжении. Есть ряд других ситуаций, когда можно уменьшить сумму оплаты за ЖКХ.

Написание заявления на перерасчет платы за отопление возможно при возникновении таких ситуаций:

  • Выход из строя одного или нескольких радиаторов. В этом случае понижается теплоотдача системы и тем самым ухудшается качество услуги;
  • Оформление субсидии. Если после этого приходят кавитации с прежними суммами – необходимо правильно сделать перерасчет за отопление. Для этого составляется заявление с приложением копий документов о положенной субсидии;
  • Низкое качество предоставляемых услуг. К ним относятся отклонения от норм, которые были описаны выше. Однако нужно правильно выбрать основание для перерасчета по отоплению, так как возможен ряд спорных моментов.

Важно, чтобы при наступлении одной из этих ситуаций были оформлены подтверждающие документы. Только тогда будет применена формула перерасчета за отопление. Если сбои в теплоснабжении произошли по причине поломки – обязательно составляется акт, копия которого должна находиться у собственника квартиры.

Для определения недолжной степени нагрева радиаторов следует вызвать комиссию из ЖЭКА или УК. Они с помощью аппаратуры определят температуру воздуха в жилых помещениях. Во время выполнения этих действий рекомендуется сверять фактические данные с указанными в акте.

На его основании можно произвести перерасчет за отопление.

Перерасчет может быть выполнен только один раз в год. Поэтому перед началом процедуры нужно тщательно подготовиться, так как будет большая бумажная волокита. Прежде всего необходимо для себя определить целесообразность ее проведения.

Возможные причины отказа в перерасчете за отопление

Схема центрального отопления

Но не всегда написанное заявление на перерасчет отопления буде имеет силу. Существует ряд обстоятельств, при которых уменьшение денежной суммы не будет выполнено. В этом случае следует проанализировать все возможные спорные моменты и точно определить, что закон находится на стороне собственника квартиры.

В каких случаях делается перерасчет за отопление и возможны ли спорные моменты? Для их выявления следует внимательно ознакомиться с договором поставки услуг теплоснабжения. В нем четко определены права и обязанности сторон.

В обязательном порядке изучаются пункты о некачественном предоставлении услуг и порядок компенсации. Именно там должен быть описан четкий механизм перерасчета за некачественное отопление.

Если же представители ЖЭКа отказываются признавать факт несоблюдения договора – это может стать причиной судебного разбирательства.

Сложно или практически невозможно добиться перерасчета за отопление в следующих случаях:

  • Большие тепловые потери в квартире. Они могут быть обусловлены плохим качеством оконных или дверных конструкций, отсутствием утепляющего слоя на стенах. Но вместе с этим теплоотдача отопительных приборов должна быть на требуемом уровне;
  • Воздушные пробки в стояках. Это также является спорным вопросом о перерасчете за отсутствие отопления. Для удаления воздушных пробок из однотрубной системы представителям ЖЭКа необходимо обеспечить доступ в квартиру, где они расположены. Это не всегда возможно;
  • Уменьшение теплоотдачи в радиаторах. Это также является спорным вопросом о перерасчете коммунальных платежей за отопление. Номинально за состоянием отопительных приборов должны следить работники ЖЭКа. Но они могут сказать, что хозяина не было дома в положенное время. Зачастую компромисс находится методом временной установки промывочных кранов.

Если перебои в работе отопления обусловлены этими обстоятельствами – не рекомендуется добиваться перерасчета за теплоснабжение. В итоге сумма оплаты останется прежним. При этом собственник квартиры потеряет свое время и может быть часть средств на проведение экспертизы.

Причина отказа в произведении перерасчета за отопление не должна расходиться с действующими законами и нормами. Поэтому в случае неправильного решения необходимо провести повторное разбирательство, но уже на другом, более высоком уровне.

Правила заполнения заявления на перерасчет за отопление

Перед составлением заявления на перерасчет платы за теплоснабжение следует засвидетельствовать факт некачественного предоставления этой услуги. Подтверждающим документом в этом случае является акт, который могут составить представители ЖЭКа или Управляющей Компании.

Пример бланка заявления на перерасчет

Альтернативным вариантом является привлечение 2-х соседей, председателя совета дома или старшего по подъезду. При соблюдении эти условий составленный акт может быть приложен написанному заявлению на перерасчет теплоснабжения.

В документе необходимо указать точный адрес, характеристики помещения и текущее значение температуры. Основным затруднением является уровень используемых приборов – они должны пройти обязательную поверку.

Это факт указывается в акте, который служит основанием для перерасчета за некачественное теплоснабжение.

В стандартном образце заявления о перерасчете платы за отопление должны быть следующие пункты:

  • Правильно заполненная «шапка». В ней указывается, кому арестовывается заявление и от кого;
  • Причина пересмотра оплаты за отопление. Чаще всего это несоблюдение температурного режима. Обязательно прописываются точное время и даты, когда было зафиксировано отклонение. В противном случае не будет делаться перерасчет за отопление;
  • Требования перерасчета. Указать период, за который нужно повести изменение суммы оплаты;
  • Возможные последствия отказа. В этом пункте можно упомянуть, что согласно законодательству за каждый день некачественно предоставленной услуги предполагается пеня в размере трех процентов от ее стоимости;
  • Список прилагаемых документов. Главным основанием для перерасчета по теплоснабжению служит составленный заранее акт. Важно, чтобы он был написан правильно и без неточностей.

Последний пункт наиболее важен, нежели заполнение образца заявления о перерасчете платы за теплоснабжение. Техническая составляющая вопроса является определяющей. Поэтому рекомендуется предварительно проконсультироваться в ЖЭКе или Управляющей Компании, предоставив им копию документа.

Время принятия решения о перерасчете за отсутствие теплоснабжения составляет 10 рабочих дней. Дополнительно к документу можно приложить самостоятельные расчеты. Это позволит придать значимости составленному документу и в некоторой степени послужит сверкой при принятии окончательного решения.

При подаче заявления на перерасчет коммунальных платежей за теплоснабжение нужно потребовать копию, но с «мокрой» печатью организации. Также необходимо узнать входящий номер при регистрации заявления.

Пример перерасчета услуг отопления

Ключевым моментом при желании изменить сумму оплаты за теплоснабжение являются самостоятельные вычисления. В настоящее время не существует общей формулы перерасчета за отопление, так как причины инициации этого процесса могут быть разными – от низкой температуры в радиаторах до полного отключения теплоснабжения.

Приборы учета тепла в квартире

Если в квартире установлены тепловые счетчики, то отказ перерасчета за отопление может быть аргументирован тем, что клиент платит только за фактическое тепло. Такая позиция является в корне неправильной.

Ведь помимо этого существуют нормы теплоснабжения, которые должны неукоснительно соблюдаться. Поэтому если в квартире тепловые потери не превышают требуемый показатель – можно на основе составленного акта сделать самостоятельный расчет.

Его выполнение состоит из следующих действий.

  1. Вычисление разницы между нормированной и фактической температурой в квартире в ночное и дневное время.
  2. Время, в течение которого было зафиксировано нарушение правил теплоснабжения. Указывается в часах.
  3. Размер положенной месячной платы.
  4. Вычисление суммы перерасчета. За каждый час отклонений сумма ежемесячной платы может быть уменьшена на 0,15% за каждый градус. Фактически необходимо ежемесячный платеж умножить на 0,15%, на количество чалов отклонения от нормы и его величину (градусы). Это выполняется отдельно для дневного и ночного времени.

Таким образом можно самостоятельно рассчитать сумму компенсации за ухудшение жилищных условий. Важно, чтобы это было предельно точно, имелись все документы для подтверждения снижения комнатной температуры.

В видеоматериале показа пример расчета паты за отопление с полными выкладками:

Источник: https://strojdvor.ru/otoplenie/otoplenie-v-kvartire/poryadok-pererascheta-platy-za-otoplenie-normativnye-akty-pravila-sostavleniya-zayavleniya/

Должна ли ресурсоснабжающая организация делать перерасчёт при отрицательном объёме коммунальных ресурсов на содержание общего имущества дома

В каких случаях можно потребовать перерасчет по ИПУ, если дом рассчитывается по нормативам?

До середины 2018 года суды, разбирая споры между управляющими организациями и РСО по вопросу перерасчётов по факту образования отрицательных объёмов ОДН, решали дело в пользу поставщиков ресурсов. Читайте о том, как эту тенденцию изменило решение, вынесенное ВС РФ в июне 2018 года.

Пп рф № 124 не обязывает рсо учитывать отрицательные одн в следующих периодах

Управляющая домом организация, товарищество или жилищный кооператив вне зависимости от наличия прямого договора собственников помещений в доме с РСО обязаны заключить с поставщиком ресурсов договор ресурсоснабжения в целях поставки ресурсов для содержания общего имущества МКД (п. 4 ПП РФ № 124).

В соответствии с пп. «а» п. 21-1 ПП РФ № 124, при наличии в доме установленного общедомового прибора учёта коммунальных ресурсов объём КР на СОИ равен разнице между показаниями ОДПУ и суммой потребления ресурсов в помещениях собственников, определяемой по показаниям ИПУ или расчётными методами согласно п.п. 59, 60 ПП РФ № 354.

Если объём потребления ресурсов в жилых и нежилых помещениях собственников окажется больше, чем объём КР по общедомовому прибору учёта, то в результате образуются так называемые отрицательные ОДН.

Такое возможно, если потребители неверно передали показания в предыдущем или текущем периоде, либо объём индивидуального потребления производился расчётными методами из-за отсутствия показаний установленного ИПУ или отсутствия счётчика.

Если объём КР на СОИ в результате расчётов оказался отрицательным, РСО принимает эту сумму равной нулю в соответствии с пп. «а» п. 21-1 ПП РФ № 124.

И чаще всего в следующем расчётном периоде поставщик ресурсов не учитывает эти отрицательные объёмы и не делает перерасчёт в пользу УО, ссылаясь на то, что это не предусмотрено в ПП РФ № 124.

О расчёте платы за КР на СОИ при наличии в доме «умного» счётчика

Ранее суды отказывали УО в перерасчёте в связи с минусовыми КР на СОИ

Если в расчётах между УО и РСО появился вопрос об отрицательных ОДН и поставщик ресурсов отказался учитывать их в последующих периодах, управляющие организации нередко отказывались вносить оплату по договорам ресурсоснабжения, требуя перерасчёта. Подобные споры переносились в залы суда.

До июня 2018 года, как правило, требования управляющих организаций к РСО сделать перерасчёт платы за КР на содержание общего имущества дома с учётом отрицательных объёмов ресурсов суды отклоняли.

Их решения основывались на нормах п. 21-1 ПП РФ № 124, где действительно не закреплена обязанность поставщика ресурсов делать перерасчёт, если в предыдущих периодах объём КР на СОИ оказывался отрицательным.

Так, согласно материалам дела №А26-13472/2017 поставщик электроэнергии подал иск к одной из управляющих организаций Карелии с требованием полностью оплатить задолженность двух расчётных периодов за ресурсы, поставленные по договору ресурсоснабжения в целях содержания общего имущества в МКД.

Суды первой инстанции и апелляции посчитали, что УО неправильно трактует нормы законодательства, настаивая на обязанности РСО сделать перерасчёт в случае, если объём электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды, принял «отрицательное» значение.

Суды отметили, что суммы, возникшие в результате выявления «отрицательного баланса по МКД» при расчёте объёма обязательств управляющей организации по договору с РСО в последующих периодах не участвуют. Иск поставщика электроэнергии был удовлетворён.

К подобному выводу пришёл и суд первой инстанции по делу №А67-1077/2018, который ссылался на п. 21-1 ПП РФ № 124 и отмену распределения отрицательного ОДН в связи с признанием недействующим п. 47 ПП РФ № 354 после вступления в силу ПП РФ № 1498.Могут ли отличаться тарифы на СОИ для жилых и нежилых помещений в МКД

Верховный суд РФ обязал РСО учитывать отрицательные ОДН при расчётах

Управляющие организации, пытаясь добиться от РСО перерасчёта в связи с отрицательными объёмами КР на СОИ, натыкались на нормы ПП РФ № 124 и проигрывали суды. Но ситуация изменилась после того, как ВС РФ 20 июня 2018 года принял решение по делу №АКПИ18-386.

Управляющая организация из Белгородской области обратилась в Верховный суд РФ с требованием признать недействительным п. 21-1 ПП РФ № 124, на который суды ссылаются при отказе в перерасчёте объёмов КР на СОИ при отрицательном ОДН.

ВС РФ, рассмотрев обстоятельства дела, в иске УО отказал, однако сделал существенные замечания, которые изменили судебную практику в пользу управляющих организаций и ТСЖ:

  1. Положения пп. «а» пункта 21-1 ПП РФ № 124 о нулевом объёме коммунального ресурса на СОИ не исключают перерасчёт по договору ресурсоснабжения в следующих периодах.
  2. В случае образования отрицательного ОДН объём КР на СОИ, подлежащий оплате управляющей организацией в следующих расчётных периодах, уменьшается на получившуюся «минусовую» разницу.
  3. Подобный перерасчёт исключает для РСО возможность получить плату за не оказанные услуги, устраняет несоответствие фактического потребления КР, вызванного невозможностью одновременно снять показания со всех приборов учёта.

Сформировалась положительная для УО судебная практика о перерасчётах в связи с отрицательными ОДН

Выводы ВС РФ о том, что поставщик ресурсов должен уменьшать объёмы КР на СОИ в периоде, следующем за периодом с отрицательным объёмом ОДН, позволили управляющим организациям подать апелляции на уже существующие решения судов, которые ранее отказали им в иске.

В уже упомянутом деле №А67-1077/2018 в ноябре 2018 года апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции, постановив РСО сделать перерасчёт платы, которую УО должна внести за поставленные на содержание общего имущества дома ресурсы, с учётом отрицательных объёмов, полученных в предыдущих периодах.

В деле № А17-9233/2017 апелляционный суд в постановлении от 16 ноября 2018 года отметил, что если по итогам расчётного периода объём ресурса на ОДН имеет отрицательное значение (меньше 0), то в этом периоде ОДН признается равным 0. В следующем периоде (периодах), если объём КР на СОИ имеет положительное значение (больше 0), оно подлежит уменьшению на ранее полученное отрицательное значение объёма этих ресурсов.

Уменьшить сумму долга УО за ресурсы, поставленные РСО на содержание общего имущества многоквартирных домов, постановили суды разных инстанций в делах № А67-4295/2018 и № А67-5467/2017.Плюсы и минусы установки в многоквартирном доме «умных» счётчиков

Уо должна требовать перерасчёт при минусовых объёмах кр на сои

После решения ВС РФ от 20.06.2018 года по делу №АКПИ18-386 активно начала складываться положительная для управляющих организаций и ТСЖ практика в спорах об отрицательных объёмах коммунальных ресурсов, потреблённых на содержание общего имущества собственников в многоквартирных домах.

Чтобы не попасть в ситуацию, когда поставщик ресурсов принуждает управляющую организацию оплатить объём КР на СОИ без учёта ранее полученных отрицательных показателей, УО следует:

  1. Вести учёт и контроль показаний, снятых с ОДПУ и ИПУ, установленных в домах под её управлением.
  2. Проверять сделанные РСО расчёты и вести учёт отрицательных объёмов КР на СОИ по каждому дому отдельно.
  3. При получении отрицательной разницы между показаниями ОДПУ и суммой объёмов потребления в помещениях собственников проверять, чтобы в последующем периоде поставщик ресурсов при объёме КР на СОИ более 0 учёл отрицательные показатели прошлого месяца.

Если РСО отказывается делать перерасчёт, то управляющая организация может поступить двумя способами: отказаться платить за завышенные объёмы ресурсов, ожидая, когда поставщик обратится в суд, либо же подать иск и потребовать от ресурсоснабжающей организации учесть в расчётах отрицательные ОДН.

Источник: https://roskvartal.ru/dogovor-uk-s-rso/10064/dolzhna-li-rso-delat-pereraschyet-pri-otricatelnom-obyeme-kr-na-soi

Ловушка коммунальщиков: почему не делают перерасчет за воду, если показания счетчика переданы с перерывом в полгода?

В каких случаях можно потребовать перерасчет по ИПУ, если дом рассчитывается по нормативам?

22.11.2019

Вода / Счетчики холодной и горячей воды

Ситуация: собственники квартиры много месяцев (полгода, к примеру) не передавали показания счетчиков воды. Коммунальщики перевели квартиру на оплату воды по нормативам. Результат – цифры в строках горячее и холодное водоснабжение заметно выросли. И это сподвигло жильцов наконец передать показания счетчиков.

Реальное потребление воды, как и следовало ожидать, оказалось намного меньше, чем было насчитано по нормативам. По логике, собственникам квартиры положено сделать перерасчет. Однако коммунальщики возвращать переплаченные деньги отказались. На каком основании? И можно ли все-таки добиться перерасчета в такой ситуации?

Долго не подавали показания счетчиков воды: что говорит действующее законодательство?

Порядок расчетов между собственником квартиры и исполнителем коммунальном услуги (сейчас это чаще всего управляющая компания дома) описывается в «Правилах предоставления коммунальных услуг». Их актуальная версия доступна по ссылке http://docs.cntd.ru/document/902280037

В частности, п. 59 Правил утверждает, что в случае если показания счетчика не были переданы, то плата за потребленную коммунальную услугу (в данном случае – водоснабжения), первые три месяца рассчитывается, исходя среднего потребления в предыдущий период (берется полгода).

А п. 60 уточняет, что по истечении трехмесячного срока плата за воду начисляется, исходя из действующих в регионе нормативов потребления.

Таким образом, логика выстраивается следующая: в случае не передачи показаний счетчика первые три месяца плату за воду начисляют по «среднему», а затем по нормативу.

Что происходит, когда собственник квартиры возобновляет передачу показаний прибора учета? Эта ситуация вроде бы как описывается в п. 61 Правил. Дословно это выглядит следующим образом:

… Если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов…

Иными словами, если у исполнителя коммунальных услуг (под «исполнителем» в данном случае понимается либо управляющая компания, либо водоканал) имеются одни показания, а при проверке счетчика выясняются другие, то во внимание принимаются фактические показания. Соответственно, должен быть произведен перерасчет за оказанные услуги по водоснабжению.

И логичным выглядит допущение, что такой же порядок действует и в случае, если показания прибора учета получены не в ходе проверки, а непосредственно от собственника квартиры. Однако в реальности нередко происходит по-другому.

Коммунальщики используют лазейку, которую открывает п. 31 все тех же Правил. В нем, среди прочего, говорится, что исполнитель коммунальной услуги обязан:

… принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, сеть Интернет и др.) и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания …

Ключевой здесь является фраза «за тот расчетный период» (т.е. месяц), за который сняты показания.

Эту фразу (при желании) можно понять и так, что перерасчитывать плату за воду по нормативу, начисленную за прошлые месяцы, исполнитель коммунальных услуг, вроде как, и не обязан. Она же была начислена не за тот месяц, когда были сняты показания счетчика.

Соответственно, логика выстраивается такая: в месяцы, когда показания счетчика не передавались, расчет может идти либо по-среднему, либо по нормативу. И даже когда показания все-таки передаются, то они используются лишь как «начальные» для того, чтобы насчитать по счетчику плату за воду уже для следующего месяца. Если, конечно, потребитель эти показания в следующем месяце передаст.

Источник: http://energovopros.ru/issledovania/2379/2415/49737/

Непредставление сведений о показаниях ИПУ

В каких случаях можно потребовать перерасчет по ИПУ, если дом рассчитывается по нормативам?

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные ПП РФ от 06.05.

2011 № 354 (далее — Правила 354) устанавливают, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) приборомучета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. В настоящей статье рассмотрим порядок расчета размера платы за коммунальную услугу в случае непредставления потребителем показаний индивидуального или общего (квартирного) прибораучета (далее — ИПУ).

Передача показаний ИПУ

Подпункт «к(1)» пункта 33 Правил 354 устанавливает:
«Потребитель имеет право:

к(1)) при наличии индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать полученные показания исполнителю или уполномоченному им лицу не позднее даты, установленной договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг».

При этом исполнитель согласно подпункту «ж» пункта 31 Правил 354 обязан принимать от потребителей показания ИПУ. Необходимо отметить, что принимать переданные показания — это обязанность исполнителя, а вот передача показаний ИПУ — это право потребителя, а не обязанность.

Исполнитель при этом имеет право проверять достоверность передаваемых потребителем сведений о показаниях ИПУ (подпункт «г» пункта 32 Правил 354) и даже несет обязанность такую проверку осуществлять (подпункт «б» пункта 82 Правил 354), а потребитель, соответственно, несет обязанность допускать исполнителя в занимаемое помещение для снятия показаний ИПУ, но не чаще 1 раза в 3 месяца (подпункт «ж» пункта 34 Правил 354).

Таким образом, потребитель имеет право передать показания ИПУ не позднее даты, установленной договором, а исполнитель обязан такие показания принять. При этом исполнитель имеет право и обязанность проверять достоверность передаваемых потребителем сведений, а потребитель обязан допустить исполнителя в занимаемое помещение, но не чаще 1 раза в 3 месяца.

Необходимо отметить, что в обязанности исполнителя, кроме того, входит уведомление о сроках и порядке снятия потребителями показаний ИПУ и передачи сведений исполнителю. Такое уведомление должно не реже 1 раза в квартал указываться в платежных документах (подпункт «з» пункта 31 Правил 354).

Последствия непредставления показаний ИПУ

Если потребитель не предоставил сведения о показаниях ИПУ в установленные договором сроки, тогда в соответствии с подпунктом «б» пункта 59 Правил 354 плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям ИПУ за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора составил меньше 6 месяцев, то за фактический период работы ИПУ, но не менее 3 месяцев. Расчет по среднемесячному объему производится начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета, до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Если по истечении указанных трех расчетных периодов потребитель так и не предоставил сведения о показаниях ИПУ, тогда в соответствии с пунктом 60 Правил 354 размер платы за коммунальную услугу рассчитывается исходя из норматива потребления коммунальной услуги. При этом повышающий коэффициент не применяется!

Применение в расчетах показаний ИПУ, представленных позднее установленного срока

Необходимо отметить, что в случае перехода на расчет по среднемесячному объему потребления коммунального ресурса и при последующем переходе на расчет по нормативу предоставление потребителем показаний ИПУ не влечет за собой никаких перерасчетов. Перерасчет в этом случае Правилами 354 не предусмотрен.

Показания, переданные потребителем, в этом случае учитываются как начальные показания ИПУ, применяемые для определения размера платы за коммунальную услугу в расчетном периоде, следующем за тем расчетным периодом, в котором потребитель передал сведения о показаниях ИПУ.

Нормы, дословно устанавливающей применение переданных потребителем показаний ИПУ в качестве начальных показаний для расчета в следующем периоде, Правила 354 не содержат.

Однако, из совокупности положений Правил 354 следует, что исполнитель обязан принять переданные потребителем показания ИПУ и обязан применить эти показания в расчетах, при этом проведение перерасчета за предыдущие расчетные периоды исходя из переданных с нарушением установленного срока показаний ИПУ, Правила 354 не предусматривают.

Источник: https://acato.ru/articles/20170227/raschet-pri-nepredstavlenii-pokazanij-ipu

Криминальный мир
Добавить комментарий