Ребенка не берут в школу

Не берут в школу. Когда это законно?

Ребенка не берут в школу

Нарушение прав ребенка: почему отказ в записи украинца в первый класс обернулся судебным процессом?

В этом году День знаний маленький Арсений из Украины снова праздновал не на линейке с одноклассниками, а дома. Прошлым летом руководство столичного ГБОУ Школа № 2065 не приняло мальчика в первый класс, объяснив родителям-иностранцам, что это невозможно, пока они не предоставят РВП или Вид на жительство в России.

Доказывая неправомерность подобного запроса, семья Ковпан дошла до суда, где представители образовательного учреждения стали утверждать, будто причина отказа на самом деле была другой – отсутствие свободных мест.

Плюс ко всему, несмотря на то, что ребенок до сих пор не записан в школу, юрист ГБОУ настаивает на том, что истцом пропущен срок на защиту прав в суде.

28 августа, за четыре дня до начала нового учебного года, Московский городской суд оставил без изменения решение Мещанского суда Москвы по вопросу доступа Арсения Ковпан к образованию. Судебная коллегия Мосгорсуда руководствовалась статьями 308 и 311 КАС РФ («Пределы рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции» и «Судебный акт суда апелляционной инстанции»).

Мещанский районный суд в апреле этого года отказал Ирине Ковпан в удовлетворении административного иска к директорам двух московских школ и Департаменту образования о незаконных действиях руководства учебных заведений и бездействия чиновников при решении вопроса о записи ее сына в первый класс.

Официальная формулировка отказа была такой: действия должностных лиц административных ответчиков «в полной мере соответствовали требованиям действующего законодательства» плюс «истек срок давности по делу», который составляет три месяца.

Хронология событий:

— Летом 2014 года семья Ковпан (Юрий, Ирина, дочь Ярослава и сын Арсений) приехали в Москву.

Накануне 1 сентября дочь пошла в школу №2065 (с которой теперь судится семья): ни РВП, ни Вид на жительство, ни регистрацию по месту пребывания или проживания, у них не спрашивали.

Все было в рамках закона: 43 статья Конституции РФ гарантирует всем (и россиянам, и иностранцам) общедоступность и бесплатность дошкольного и школьного образования.

— 24 июня 2016 года Ковпан пришли записывать в первый класс школы №2065 сына Арсения.

Внезапно родителям отказали в приеме заявления на основании отсутствия регистрации по месту жительства, которая выдается обладателям Разрешения на временное пребывание (РВП) или Вида на жительство.

У семьи была стандартная постановка на миграционный учет, которая также зовется регистрацией по месту пребывания. Юрий объяснил в школе, что даже если бы у него не было никакой регистрации, то и в этом случае ребенок имел бы право на образование.

Более того, он уточнил, что живет и работает в России абсолютно законно, имеет трудовой патент – документ, который наравне с РВП и ВЖ позволяет иностранцу легально жить и работать на территории РФ. Сотрудники школы, не разбирающиеся в миграционных законах, но взявшие на себя функции органа, который контролирует режим пребывание мигрантов в России, на эту информацию внимания не обратили.

Юрий Ковпан попросил предоставить отказ о приеме ребенка в школу в письменной форме. Бумагу родителям не дали и попросили прийти на следующий день к директору.

На встрече с главой школы Ковпан снова услышали, что их ребенка в первый класс не запишут, так как «предоставлен неполный пакет документов».

Письменно отказ директор не оформил, уверив родителей, что и не отказывает вовсе, а просто просит донести некоторые бумаги.

— 26 июня 2016 года Юрий Ковпан написал письмо (по электронной почте) в Департамент образования Москвы с просьбой дать оценку действиям представителей школы № 2065 и подсказать, как быть дальше. Департамент переслал обращение в ГБОУ, поручив сформулировать ответ.

— 5 июля 2016 из образовательного учреждения пришло письмо, в котором говорилось, что Арсения не записали в школу, так как родители якобы не предоставили сведения о регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на территории города Москвы.

Это не так. Регистрацию ребенка по месту пребывания Юрий Ковпан в школу принес, хотя это было и не обязательно.

В Приказе № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» прописано, что «Родители (законные представители) детей, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации».

То, что слово «дополнительно» нужно читать как «необязательно» в августе 2015 года подтвердил Верховный суд России.

Высший судебный орган страны, хоть и отказал Комитету «Гражданское содействие» в удовлетворении иска о признании частично недействующими абзацев Приказа №32, где говорится о регистрации, но в своем решении указал, что регистрация носит «дополнительный характер по отношению к личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка, в том числе подаваемому в форме электронного документа (абзацы первый – третий пункта 9 Порядка), не может являться основанием для отказа в приеме ребенка в образовательную организацию при наличии в ней свободных мест». Иными словами, интерпретация слова «дополнительно» как «обязательно» – неправомерна, а единственная законная причина, по которой может быть отказано в приеме ребенка в школу – отсутствие в ней свободных мест.

В Приказе № 32 прописано, что до 1 июля принимаются заявления на обучение детей, родители которых предоставили регистрацию по месту пребывания или проживания в соседних со школой домах. А вот после 1 июля принимать должны всех детей – и тех, кто зарегистрирован в другом районе или городе, и тех, кто регистрацию не предоставил.

— 28 августа 2016 года Ирина Ковпан написала письменное заявление в школу № 2065 с просьбой зачислить Арсения в первый класс, и получила отказ в связи «с отсутствием свободных мест».

В этот же день родители Арсения сделали скриншот страницы сайта школы, на которой была размещена информация о наличии свободных мест в двух первых классах образовательного учреждения.

К началу суда сервер сайта был заменен, и эти данные пропали.

Теперь в суде представители школы настаивают на том, что именно это обращение было первым, и отказ был абсолютно законным.

— Осенью 2016 года Ковпан написали письмо в Министерство образования, но там обращение рассматривать не стали и направили бумагу вниз, в Департамент, откуда пришел ответ: «родители (законные представители) должны подтвердить факт регистрации ребенка по месту жительства или по месту пребывания на закрепленной территории».

Тогда родители обратились в Комитет «Гражданское содействие», и при помощи юриста Сети «Миграция и право» Михаила Кушпеля написали письмо в прокуратуру Новомосковского административного округа. Там подтвердили, что Арсению было «неправомерно отказано в принятии заявления и в последующем зачислении» в первый класс.

Казалось бы, на этом конфликт должен был исчерпаться, но в школе, несмотря на документ, снова повторили: свободных мест нет.

Почему Департамент образования в ответ на это не предоставил информации о том, где же свободные места есть, стало понятно на заседании в Московском городском суде. В ходе своего выступления там, представитель Департамента образования Полосин М.

сказал: «На каждое обращение Ковпан мы давали ответы, и разъясняли, в том числе, что согласно статье 28 (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — прим.

ГС), зачисление детей в общеобразовательные организации является исключительно компетенции образовательных организаций».

По окончании суда представитель Департамента, которому родители Арсения хотели задать несколько вопросов относительно того, как же им действовать дальше, мгновенно покинул здание, не задерживаясь ни на секунду. Судя по всему, формальность во всем – лозунг сотрудников ведомства и их защитников.

«Когда я ознакомилась с материалами дела, я была в шоковом состоянии… Судья в своем решении указывает, что «административный истец не предоставил суду доказательств нарушения каких-либо своих прав и законных интересов оспариваемыми действиями административного ответчика».

Получается, что маленький ребенок, который получил отказ в доступе к образованию – это является нарушением прав и законных интересов как самого ребенка, так и его законных представителей», – подчеркивает адвокат «Гражданского содействия» Гульнара Бободжанова, присоединившаяся к отстаиванию права Арсения на образование в России.

Примечательно, что ни представители школы, ни Департамента не способствуют тому, чтобы Арсений начал ходить в школу. Никто не предлагает варианты, как разрешить ситуацию.

Все это время мальчик занимается с мамой дома. Но что примечательно, перевести сына на семейную форму обучения официально не получилось: в ответ на написанное заявление Ковпан получили ответ «мест нет».

«Что значит, мест нет, если нам не нужно место, речь о домашнем обучении. Они что, не читают даже заявления?», – недоумевает Ирина Ковпан.

Вероятно, с момента начала разбирательства с семьей украинцев сотрудники школьной администрации все же обратили внимание на закон и уяснили, что единственное законное основание для непринятия ребенка в школу – отсутствие свободных мест. И теперь эта формулировка кажется им своего рода оберегом.

Дарья Манина, Комитет «Гражданское содействие»

Источник: https://refugee.ru/ru/news/ne-berut-v-shkolu-kogda-eto-zakonno/

Первоклассное руководство: как в Челябинске зачислить ребёнка в школу не по прописке

Ребенка не берут в школу

Общегородской набор ведут только два челябинских лицея — № 11 и 31

Юлия Реутова

Несколько школ Челябинска уже завершили набор первоклассников по прописке и начали принимать заявления от тех, кто выбрал учебные заведения не по месту жительства. Родители будущих учеников волнуются: подготовительные курсы подходят к концу, а полной информации о зачислении ещё нет. 74.ru подробно рассказывает, как поступить не по прописке.

— Выбрать школу и устроить в неё ребёнка — сложнее, чем удачно выйти замуж, — сетует мама будущего первоклассника.

Родителям приходится разбираться в правилах приёма, потому что в учебном заведении информации о поступлении практически нет, кроме приказов. 

— Мы выбрали школу не по прописке, потому что она рядом с секцией. Это удобнее для нас. Сказали ждать 1 июля, когда начнётся приём заявлений не по закреплённой территории.

Недавно узнала, что в школе уже завершили набор по прописке. Сейчас мы все на нервах, потому что не знаем, какие в очереди.

Гарантий на поступление никто никаких не даёт, — рассказывает мама будущей первоклассницы Юлия.

— Мы выбрали школу год назад. Записались на подготовительные курсы. А теперь нам говорят, что это не гарантирует поступления в школу, — переживает другая мама.

Как традиционно объяснили в комитете по делам образования Челябинска, существует две волны поступления.

— Приём в школу начался 1 февраля. Первыми зачисляются те, кто относится к учебному заведению по закреплённой за ней территории. Эти адреса публикуются на сайте образовательной организации. С 1 июля начинается так называемый набор не по прописке. Он может начаться раньше, если школа уже набрала учеников в классы по месту жительства, — говорят в комитете по делам образования.

Раньше школы принимали заявления в бумажном виде, то есть в назначенный день родители приходили с документами и занимали место в живой очереди. Сейчас все учебные заведения обязаны принимать заявления в том числе в электронном виде.

Полина Авдошина (инфографика)

Итак, подробно рассказываем, что делать, чтобы не оказаться за бортом желаемой школы. 

Шаг 1. Штудируем сайт школы

Все учебные заведения обязаны иметь раздел «Приём в первые классы». Открываем его и изучаем порядок приёма заявлений.

Шаг 2. Подаём электронное заявление

Подать заявление можно через портал госуслуг или через сайт «Образовательные услуги Челябинской области». В комитете по делам образования советуют родителям подать два заявления — в выбранную школу и в школу по прописке — для подстраховки.

Шаг 3. Следим за новостями

Возьмите за правило открывать сайт школы ежедневно. Будьте внимательны: информация о начале приёма документов может появиться в разделе «Приём в первые классы» или в новостной ленте учебного заведения. Там также публикуется информация о днях открытых дверей для родителей будущих первоклассников.

На этих встречах вы сможете задать вопросы, оценить условия в школе, познакомиться с учителями и узнать время для индивидуальных собеседований. Тестирование при приёме в первые классы запрещено законом, тем не менее многие учебные заведения проверяют общий уровень эрудиции будущих учеников.

 

Шаг 4. Позвоните в школу

Если вы увидели, что школа уже начала приём не по прописке, не стоит уповать на то, что вы уже подали электронное заявление. Найдите контакты приёмной комиссии, позвоните, уточните, есть ли ваша заявка в системе, какие вы в очереди, когда вам нужно принести оригиналы документов.

Шаг 5. Собираем документы

Для зачисления ребёнка родители обязаны предоставить документы:

  • оригинал и копию свидетельства о рождении ребёнка;
  • оригинал и копию документа, удостоверяющего личность представителя ребёнка.

Как правило, школы назначают единый день сбора оригиналов документов или приглашают лично в назначенное время, что позволяет избежать очередей.

Шаг 6. Копим на поступление

Если удастся устроить ребёнка в выбранную школу без добровольных пожертвований, считайте, что вам крупно повезло.

Как правило, стоит подготовиться ко встрече с директором, на которой на вас посмотрят оценивающе. Затем в администрации школы или в созданном родительском комитете вам выдадут квитанцию с реквизитами.

Разбег взносов за попадание в первый класс составляет от 10 до 100 тысяч рублей.

Шаг 7. Проверяем приказ о зачислении ребёнка

Ребёнок считается зачисленным в школу только на основании приказа. Этот документ публикуется на сайте учебного заведения.

Всего в этом году челябинские школы планируют принять около 15 тысяч первоклассников. 

Источник: https://74.ru/text/education/66073369/

Школа по месту прописки – что делать, если нет мест и не берут

Ребенка не берут в школу

На сегодняшний день получение среднего образования является основной задачей любого ребёнка.

Но иногда случается так, что администрация школы отказывает в приёме, мотивируя это отсутствием мест в учебном заведении и другими неправомерными причинами.

Родители ни в коем случае не должны поддаваться на подобные уловки, и важно стараться добиться поставленной цели, поскольку путей для её исполнения предостаточно, точно так же как и мер для наказания директора и его подчинённых.

Имеют ли право школы не принимать учащихся по месту прописки?

Родители должно чётко понимать следующее: абсолютно все школы зарегистрированы в определённых микрорайонах, которые они обязаны обслуживать, поэтому любой ребёнок, проживающий в закреплённом за учебным заведением районе, имеет полное право посещать его, даже в том случае, если там не хватает мест.

Никто не имеет права вам отказать, в противном случае это можно трактовать как «прямое нарушение права на получение бесплатного образования» (выдержка из Конституции РФ).

Почему же многие школы предоставляют совершенно необоснованные причины, чтобы не брать ваше чадо к себе? Всё просто: подобные учебные заведения рассчитывают на взяточничество в особо крупных размерах, что, как известно, является ещё одним нарушением норм Конституции.

Особенно часто подобные ситуации возникают в престижных образовательных учреждениях, где созданы все условия для комфортного обучения (внеклассные кружки, высококвалифицированные учителя, бесплатный спорткомплекс и т. д.

) Попасть в такие учебные заведения достаточно трудно, но постараться и настоять на своём всё же следует.

Отсутствие взятки – основная причина “отказа” приёма в школу

Давайте рассмотрим несколько случаев. Как мы уже говорили ранее, самой распространённой ситуацией является отказ, мотивированный отсутствием свободных мест.

Но теперь-то вы знаете, что имеете полное право отдать ребёнка в данное учебное заведение несмотря ни на что.

Если директор отказывается выслушать вас, то в лёгкой форме пригрозите заявлением в Министерство образования, а после предложите ему следующие варианты:

  1. Подобрать класс в другой параллели, где есть свободные места (т. е. парты).
  2. Если таких классов нет, второй вариант предусматривает переход всех учащихся в более просторное помещение.
  3. Иногда случается так, что школьники посещают несколько кабинетов. В этом случае следует сделать так, чтобы учителя приходили к детям, а не наоборот.

Если такие предложения не помогут решить конфликт (что маловероятно), то директор как минимум должен будет пересмотреть списки учащихся из другого района и предоставить их вам. Но до такого доходит редко.

Иногда главы школ ссылаются и на другие причины, не связанные с отсутствием мест в учебном заведении. К примеру, достаточно часто отказ может быть связан с низкой успеваемостью в предшествующей школе.

В таком случае единственным правильным решением родителей будет обращение в муниципальный орган управления образованием, который контролирует работу учебного заведения.

Однако перед этим не забудьте потребовать письменный отказ от администрации школы с пояснением в двух экземплярах. Один останется у секретаря, а второй передадут вам.

Затем отправьте или отнесите данный документ в районный совет образования и уже через несколько дней вам должен будет прийти ответ. Если по каким-то причинам этого не произошло, советуем обращаться в вышестоящую инстанцию – городской совет. Крайними мерами можно считать суды и прокуратуру.

Также нередко директора просят вас подождать и уверяют, что в августе обязательно найдут место для ребёнка. Но, как показывает практика, такого никогда не случается и обнадёженные обещаниями родители вынуждены тратить своё драгоценное время на поиски других вариантов.

Решить конфликтную ситуацию можно и другим путём: после отказа вежливо попросите предоставить вам устав школы (документ, который по закону имеет каждое учебное заведение). В нём расписываются все права и обязанности администрации, учителей, рабочих и учащихся.

Но это для нас не совсем важно. информация, которую следует почерпнуть из этого документа, находится в разделе «правила приёма в школу».

Будьте уверены, после изучения бумаги вы найдёте для себя немало полезных данных, ссылка на которые позволит быстро решить проблему.

Иногда устав школы можно увидеть и в холле, но лучше попросить официальный документ

В каком случае вы можете получить обоснованный и правомерный отказ?

Сложности могут возникнуть лишь в том случае, если школа, в которую вы хотите отдать ребёнка, имеет статус «специализированная».

Да, по закону для таких случаев исключений быть не должно, поскольку деление по микрорайонам происходило ещё в советские времена, а тогда все учебные заведения были общеобразовательными.

Но за столь длительный период любое учреждение могло дополнить свой устав несколькими важными пунктами, препятствующими принятию даже по месту прописки.

Специализированные школы имеют право принимать по результатам собеседования

Но не стоит отчаиваться, вы можете попробовать отдать ребёнка и в специализированное заведение. Школьнику будет достаточно пройти собеседование, основной целью которого является проверка уровня знаний учащегося. Также в подобных школах возможен рейтинг, который и определит, сможет ли ваше чадо пройти или нет.

Не стоит забывать и о том, что конкурсная основа (согласно пункту 3 статьи 5 закона РФ об «Образовании») возможна лишь для учащихся старше первого класса.

Как видите, проблему отказа приёма в школу по месту прописки легко устранить обычным обращением в вышестоящие инстанции. Все директора прекрасно понимают, что подобные обращения могут обернуться для них не только штрафом, но и реальными судебными разбирательствами, поэтому обязательно пойдут на все уступки и возьмут ребёнка на учёбу!

Источник: https://shkolabuduschego.ru/roditelyam/chto-delat-esli-rebyonka-ne-berut-v-shkolu-po-mestu-propiski.html

Кому поможет семейная льгота при записи первоклассника

Ребенка не берут в школу

К первому чтению в Госдуме готовятся сразу два законопроекта, дающие преимущество младшим детям при поступлении в первый класс именно той школы, где уже учатся их старшие братья и сестры.

Один документ, который вносит поправки в Закон “Об образовании в РФ”, уже рассмотрел Комитет Госдумы по образованию и науке.

Другой – пакет поправок в Семейный кодекс – прошел через Комитет по вопросам семьи, женщин и детей.

Зачем это нужно? Сейчас в “началку” сначала берут ребят, которые живут рядом, на “закрепленной” территории. Если спрос повышен и мест на всех не хватило, семье предлагают другую школу. Вот и получается, что родные братья и сестры нередко учатся за несколько километров друг от друга.

Студентам официально разрешат работать в школе

В большой семье екатеринбуржцев Шанцевых четверо детей. Двое из них – школьники. Но, увы, на занятия они ходят по разным адресам: десятилетняя дочь – в 180-й лицей, а восьмилетний сын – в школу N 200.

Родители планировали отдать сына туда же, где учится дочь. В прямом смысле слова караулили день старта записи детей в первый класс: сразу же, едва пробила полночь, отправили заявку через портал госуслуг. Но – система показала ошибку.

Пришлось все начинать заново.

Только в 1.07 ночи на мониторе появилось долгожданное: “Зарегистрирована”. В итоге в электронной очереди заявка оказалась 187-й. А так как лицей набирал лишь 150 первоклашек, Шанцевы остались за его порогом…

– Нет, я очень довольна школой сына, у него хороший учитель, – делится мама Анна Шанцева. – Но как это сложно и неудобно, когда дети в разных школах! Каникулы не совпадают, так что совместный отпуск превращается в экзотику. Родительские собрания, напротив, день в день.

Две разные школы – это две разные жизни в одной семье. Каникулы – в разное время, а родительские собрания, напротив, могут совпасть день в день

В новом учебном году дочь Шанцевых продолжит заниматься в первую смену, сын – начнет во вторую. А в семье подрастает еще один школяр. И если его запишут в третью школу…

Правовые аспекты образования эксперты “РГ” разъясняют в рубрике “Юрконсультация”

– Учитывая, что право ребенка на обучение вместе с братьями и сестрами неразрывно связано с его правом жить и воспитываться в семье, с правом на общение с членами своей семьи, предлагается установить, что дети, проживающие в одной семье и имеющие общее место жительства, имеют право преимущественного приема на обучение по программам начального общего образования в государственные и муниципальные образовательные организации, в которых обучаются их братья и сестры, – говорит один из авторов инициативы поправок в Семейный кодекс председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Васильева: Школы могут сами выбрать шестидневную или пятидневную неделю

По словам заведующей кафедрой психологии казанского филиала Московского социально-гуманитарного института Людмилы Блиновой, плюсов в этих поправках очень много. Кстати, сама она принципиально искала возможность, чтобы ее внук поступил в ту же школу, где учится внучка-десятиклассница.

– Что тут хорошо? Учителям и школе не нужно тратить время для того, чтобы получить представление об особенностях ребенка из уже знакомой семьи. Родителям тоже проще: они знают педагогов. То есть контакт между школой, первоклассником и родителями устанавливается гораздо быстрее, – говорит психолог.

Поправки в Закон “Об образовании в РФ” предполагают дать преимущество и детям учителей: в ту школу, где работают их родители

Есть и другие плюсы. Старший ребенок будет чувствовать ответственность за “младшенького”. А сами братишка или сестренка будут знать, что в школе есть родной человек, который всегда может помочь и поддержать.

Кстати, законопроект, который вносит поправки в Закон “Об образовании в РФ”, предполагает, что льготу на поступление в первый класс получат младшие дети только из многодетных семей. Но что очень важно – преимущество предлагается дать и детям учителей. Причем при поступлении именно в ту школу, где работают их родители.

Поправки в Семейный кодекс – более “широкие”: льготные преимущества прописываются абсолютно для всех семей с двумя и более детьми школьного возраста.

При этом, как подчеркивают эксперты, для большинства мам и пап все-таки нет большой проблемы в том, чтобы устроить младшего ребенка в школу к старшему. Если вся семья живет вместе, если дети прописаны в доме, который находится рядом со школой – она обязана их взять.

Братишка или сестренка будет знать, что в школе есть родной человек, который поддержит. / iStock

Другое дело, если семья переезжает – и нужен перевод из класса. Здесь могут быть проблемы. Но в этом случае директор часто идет навстречу родителям.

Есть и еще один аспект. Многие элитные школы, которые занимают первые позиции в рейтингах, ведут прием не с первого класса. А, например, с пятого, с восьмого и даже с девятого. Чтобы туда попасть, приходится сдавать серьезные экзамены – и в этом случае ни о каких “семейных” преференциях речи быть не может: все решает здоровая конкуренция.

К тому же многие школы имеют свой профиль – гуманитарный или, к примеру, физико-математический.

Если у одного ребенка талант к рисованию, а у другого – к физике, нет смысла “запихивать” их в один лицей.

Источник: https://rg.ru/2019/06/03/komu-pomozhet-semejnaia-lgota-pri-zapisi-pervoklassnika.html

В школу с 6 лет. о чем нужно знать родителям первоклассников

Ребенка не берут в школу

Как объяснили в Министерстве образования и науки, дети с 2019 года обязаны идти в школу с шести лет, предает tengrinews.kz.

Если ребенку пять с половиной лет, родители по желанию могут отдать его в первый класс на год позже. Так же могут поступить и родители 6-летних. В семь лет ребенка в школу примут, однако он окажется старше своих одноклассников.

В Управлении образования Астаны объяснили, что со следующего года предшкольная подготовка будет обязательной. Перед поступлением в школу дети в обязательном порядке должны будут пройти предшкольную подготовку в детском саду, школе или же в мини-центре.

Сейчас пойти в первый класс можно без подготовки.

«Мы сейчас ориентируемся, чтобы на базе школ открывать больше предшкольных классов. У нас есть школы с нулевыми классами, но их немного, только где есть такая возможность. Те, у кого трехсменка, не могут открыть. Но есть также мини-центры.

Родитель сам решает, что делать. Либо ребенок остается в садике, идет в мини-центр, либо идет в нулевой класс в школе», – объяснила руководитель отдела стратегии, анализа цифровых технологий управления образования Астаны Жазира Асанова.

Предшкольные, или нулевые, классы были созданы, чтобы по единой программе обучить детей цифрам и алфавиту и подготовить их к первому классу. С сентября 2020 года в нулевых классах будут применять единые учебники и единые стандарты образования, а уровень воспитателей доведут до уровня учителей начальных классов.

С 10 мая прошлого года было также введено важное новшество: отменены микроучастки. Это означает, что родители могут выбирать школу независимо от адреса проживания на территории своего населенного пункта. Однако в этом случае есть риск того, что одни школы будут переполнены, а другие недоукомплектованы.

«Микроучастки отменили, но территориально все равно дети должны попадать в ту школу, которая ближе всего находится. Это с точки зрения безопасности, в первую очередь.

Мы рекомендуем родителям по возможности выбирать школы рядом с домом, если там есть места. Если школа переполнена и там действительно нет мест, то здесь может прийти мотивированный отказ.

В связи с чем школа не может взять ребенка», – отмечает Жазира Асанова.

В Управлении образования Астаны рассказали, что для этого внедряется электронная система подачи документов в школу, которая действует на базе сайта акимата.

Она показывает, сколько свободных мест в школе, и если мест нет, то и попасть туда будет невозможно. Сейчас подача документов возможна онлайн и обычным способом, можно просто принести документы в школу.

В будущем планируется еще больше упростить процедуру подачи заявлений в детские сады, школы – через мобильные телефоны.

Документы, необходимые  для поступления в школу:

1) заявление от родителей или иных законных представителей ребенка;

2) копия свидетельства о рождении ребенка;

3) справка о состоянии здоровья (форма 026/у-3);

4) фотографии размером 3х4 сантиметра – 2 штуки.

Прием документов от родителей или иных законных представителей будущих первоклассников производится с 1 июня по 30 августа ежегодно. Заявление рассматривается в течение трех дней.

Учитываются ли знания учеников при приеме в первый класс?

Согласно пункту 10 Типовых правил приема на обучение в организации образования, утвержденных постановлением правительства от 10 мая 2018 года, школы обязаны принимать в первый класс всех детей, которым исполняется шесть лет в текущем календарном году независимо от уровня подготовки.

Соответственно, никакие тесты сдавать не требуется, за исключением поступления в специализированные школы для одаренных детей. Туда набирают детей на конкурсной основе и согласно правилам этих организаций.

«В школу принимаются дети с разным уровнем подготовки. Умения писать, читать не обязательны. Но если ребенок владеет этими навыками, приветствуется, хотя бы слоговым чтением. А моторика руки должна быть развита для обучения умению писать», – пояснили в Управлении образования Астаны.

«Сейчас при приеме документов в школу при желании родителя можно провести собеседование с психологом, чтобы узнать, какие кружки ребенку посещать. Для того чтобы узнать, что бы он хотел посещать.

Сейчас современные родители по всем кружкам детей распределяют. А тут после беседы психолог может дать рекомендации исходя из особенностей личности ребенка.

Это все проводится в присутствии родителей», – также добавили в управлении.

Когда родители уже могут подыскивать школу?

Родители или законные представители ребенка имеют право выбрать любую организацию образования для обучения. С выбором школы желательно определиться до завершения сроков приема документов в школах, то есть до 30 августа. Однако подбирать школу родителям желательно за полгода, а то и год до поступления.

В Астане 85 общеобразовательных школ, также есть частные школы и специализированные. С полным списком школ можно ознакомиться на сайте столичного Управления образования.

Прием детей в школу в 6-летнем возрасте подразумевает, что они будут учиться 12 лет?

«Поэтапный переход на обновленное содержание образования по плану будет реализован в 2020 году (0+4, то есть нулевые классы войдут в уровень начального образования).

Таким образом, в 2020 году будет завершен переход на 12-летнее образование. В настоящее время в действующей редакции закона «Об образовании» нулевые классы не входят в уровень начального образования.

В связи с чем МОН будет вносить изменения в закон «Об образовании», – говорится в ответе управления образования.

Ввели ли трехъязычное образование в школах?

В государственной программе развития образования и науки на 2016-2019 годы в рамках внедрения трехъязычного образования составлен план поэтапного перехода школ города на преподавание предметов естественно-научного цикла на английском языке. В 2018-2019 учебном году в 20 школах города по естественно-математическому направлению проводится обучение на трех языках, в 61 школе внедряются элементы обучения по предметам физика, химия, биология, информатика.

Нужно ли готовить детей к переходу на латиницу?

Переход на латиницу начинается с 2020 года. Он будет проходить планомерно, поэтому дети, которые собираются идти в первый класс, пока учатся по старому алфавиту.

«Официально мы должны с 2020 до 2025 года пройти этот период. Сейчас действуют пилотные проекты по внедрению латиницы в школах и детских садах. Но там нет такого, что они на латинском занимаются, там только внедряются элементы, потому что учебников на латинице нет. Сейчас идет подготовительный период.

До 2020 года мы должны выбрать оптимальную версию перехода организаций образования на латинский алфавит. Все пилотные проекты запущены в казахоязычных учебных заведениях. В этом году планируется также запуск пилотных проектов в русскоязычных школах. Есть поэтапный переход, по которому мы будем переходить.

Сейчас пугать детей и родителей не будем», – заключила  руководитель отдела стратегии, анализа цифровых технологий управления образования

Источник: https://24.kz/ru/news/polezno-znat/item/303163-v-shkolu-s-6-let-o-chem-nuzhno-znat-roditelyam-pervoklassnikov

Предъявите ваши права. Школы ждут детей по месту регистрации

Ребенка не берут в школу

Новый порядок зачисления детей в начальную и базовую школу по месту регистрации вызвал неоднозначную реакцию. Достаточно простое и назревшее решение было направлено на самый логичный способ решить проблему. Первое – дети должны без проблем попадать в ближайшую к дому школу.

Второе – все государственные школы должны принимать детей из своего района без всяких дополнительных условий, собеседований и «взносов на шторы». Программы универсальные, требования одинаковые, да и коррупцию при зачислении ребенка в учебное заведение выносим, как принцип.

Но проект столкнулся с серьезным сопротивлением сразу по двум причинам.

Самое интересное, что новый порядок зачисления детей в школы по территориальному принципу полностью соответствует европейской практике. Есть границы «школьного района», которые определяют местные власти, гарантированное место за партой обеспечивает Закон. Украина ничем не хуже, разве что проблема с наличием мест у нас стоит острее, чем в ЕС.

Демографический кризис, а потом строительный бум привел к страшному перекосу. Если в селах и сельских районах часто катастрофически не хватало детей для того, чтобы имело смысл оставлять школу, то в крупных городах и пригородах новостройки росли, как грибы, а школы застройщики сдавать не спешили. Прибыли-то никакой.

И кризис с дефицитом мест не заставил себя ждать.

Там, где спрос превышает предложение, естественно есть коррупционный соблазн. Вот и стали государственные и коммунальные учебные заведения превращаться в «элитные», «не для всех» и «по конкурсу». Что самое смешное – без смены формы собственности, просто волей директора по согласованию с местной властью.

Быстро сложилась ситуация, что дети в Украине в принципе равны, но некоторые ровнее. И чтобы устроить ребенка в школу возле дома иногда одного желания недостаточно. Нужно пойти и поклониться директору конвертиком. Или оформить это в виде игры «подготовка к школе с репетитором». Игра, естественно, тоже платная.

В Киеве или пригородах – очень платная. Порой, сопоставима с честными расценками частных школ в области. Все, лавочка закрывается – школа по месту регистрации доступна независимо от интриг руководства и толщины кошелька родителей. И тут вместо «Перемога» раздались крики «Зрада».

И было от чего – новый подход действительно создает вполне реальные проблемы для многих.

Основанием для зачисления ребенка в школу является факт его проживания по конкретному адресу, который должен быть расположен на соответствующем участке. В качестве доказательства достаточно предъявить документ, удостоверяющий проживание.

Регистрация в паспорте отца или матери, договор аренды квартиры – что угодно. Но если регистрация по месту жительства никаких вопросов не вызывает, что для живущих в съемных квартирах это реальная проблема.

По приблизительным экспертным оценках регистрируют договора аренды квартир всего 5% проживающих.

И ты можешь пять лет прожить именно здесь, знать пофамильно всех соседей, дружить с участковым и продавцом в ларьке у подъезда, но согласно документам, зарегистрирован ты совершенно в другом городе. И приоритетное право на место за партой твоего ребенка именно там.

Для понимания – налоговая инспекция Украины борется с нелегальным рынком аренды квартир с момента своего создания и всегда проигрывает. Не хотят владельцы «лишних» квартир регистрироваться в качестве ФОПа и платить даже минимальные налоги. Не привыкли. Да и субсидию при регистрации большего количества людей можно потерять.

Понятно, что все это не очень законно, да попробуй сломай систему. И даже в случае регистрации арендодатели постараются взвалить эти дополнительные расходы на плечи арендаторов – это у нас тоже на уровне рефлекса. А Министерство образования все эти не просто сложившиеся схемы, а впечатанные в цемент неофициальные традиции ставит под удар.

Согласитесь, легко эта проблема не решается. Конфликтов будет много.

Попутно возникли и другие препятствия. Например, что делать, если территориально твой ребенок приписан к школе не с украинским языком обучения. А с русским, как это бывает в Днепре (вполне реальный пример из жизни) или с венгерским, как в Закарпатье. Согласно проекту, таких коллизий быть вообще не должно.

Территории нарезаются по школам с украинским языком, а учебные заведения с языком национальных меньшинств территориальной привязки не имеют. Тем не менее, случаи, когда детей территориально приписывают к школе с языком обучения национальных меньшинств бывают. Мириться с этим нельзя, поскольку такое решение противозаконно.

Каждый гражданин Украины имеет право на получение образования на государственном языке. Задача органов власти – обеспечить это право. Так что необходимо обращаться в местные органы власти, обязательно в письменном виде. Чтобы при необходимости добавить им бодрости с помощью прокуратуры. И на всякий случай не помешает и писать в Минобразования.

Чтобы они расшевелили своих представителей в регионе. Но в данном случае все полномочия и деньги именно в руках местной власти.

Все вполне логично, но вот беда – с местами в школах у нас хронический дефицит. И Минобразования самостоятельно решить эту проблему не сможет. В глобальных масштабах этот вопрос должны закрыть в сотрудничестве с Минрегионстроем, но это потребует времени. Впрочем, о строительстве новых школ поговорим ниже.

Из этой же проблемы «растут ноги» и у другой кризисной ситуации – что делать, когда школа возле дома есть, законное право отдать ребенка именно в нее у тебя есть, а мест уже нет. Для многоэтажных микрорайонов – тоже не редкость. Как правило это уже прокол в работе местной власти.

При нарезке школьных территорий необходимо четко представлять количество детей в конкретном округе, количество мест в школе, возможность работы во вторую смену или альтернативное решение.

Согласитесь, в каждом конкретном случае и в каждом конкретном городе Министерство не сможет дать совет лучше, чем детально владеющие вопросом местные руководители.

Все эти шероховатости и сложности необходимо решить до окончательного утверждения нового Порядка. В настоящий момент процесс еще не закончен, именно потому, что остается много вот таких конкретных вопросов на местах. Именно поэтому Минобраз старается сделать процесс обсуждения максимально открытым для всех заинтересованных сторон.

Лучше сейчас потратить время, чем потом переделывать все уже на ходу. Хотя самая большая головная боль – общая нехватка мест и сколько тут не обсуждай, в итоге придется строить новые школы. Если застройщики жилых массивов оставят хоть немного места для подобных объектов. Но это вопросы опять к местной власти и тем, кто планирует перспективный план застройки. На будущее.

В уже построенных районах ничего не изменить.

Второй проблемой стала позиция родителей, которых подталкивают к ней заинтересованные администрации элитных государственных и коммунальных школ. Мол, если брать в школу всех детей по месту регистрации без собеседований и прочих тестов, то упадет высокий уровень образования. И будут умные деточки учиться в одном классе с не такими умными.

А это уравниловка и деградация. В Минобразования на эти заявления смотрят спокойно – мол, уровень везде будет нормальным, программа одинаковая для всех и ранжировать первоклассников явный перебор. Понятно, что это объяснение устраивает не всех. Ну и директора престижных школ не в восторге от такого переворота.

Суммы «на шторы» с таким подходом могут резко сократиться.

Со второй проблемой разобраться гораздо проще. Действительно, если юному дарованию без всяких шуток тесно в государственной школе, а денег родителям не жалко – добро пожаловать в частную. Да, там может оказаться дороже, но зато все требования родительского коллектива будут учтены.

Английский ежедневно? Французский вместо физкультуры? Во втором классе три языка в качестве факультатива и программирование? Любой каприз за ваши деньги. Кстати, для первой категории это тоже решение. В частной школе спрашивают квитанцию об уплате, а не регистрацию.

Вот только как раз у первой категории, снимающей квартиру не по прихоти, а по скромности дохода, денег на частную школу может не хватить. Так что так себе решение. Не для всех, увы.

Понятно, что безболезненного решения попросту не существует. И дело не только в том, что детей больше чем мест в школах. Дело в том, что демографическая карта Украины закрашена очень неравномерно.

Молодые семьи с детьми как правило выбирают большие города, там же идет очень плотная застройка. И если в райцентре мест в школе может быть просто с избытком, то в городах-спутниках под Киевом учеба в две-три смены реальность.

Государство своими силами эту проблему когда-нибудь решит. Возможно. Точно не завтра. Даже если взять в ежовые рукавицы застройщиков – пройдет несколько лет и не коснется уже выросших «муравейников». Частные школы могли бы справиться гораздо быстрее – в течение года или двух.

Вопрос денег. В настоящий момент сумасшедшего спроса на их услуги при существующем порядке цен нет. А без этого про бурный рост можно забыть.

В Минобразования предлагают интересный и компромиссный выход. Пусть деньги ходят за ребенком. То есть условно высчитываем – сколько школьников у нас в этом году, сколько денег бюджет выделяет на каждого и эти средства направляем именно на ту школу, куда пойдет ребенок. Вот тут уже учебные заведения начнут конкурировать за школьников.

Если государство финансирует среднее образование, то пусть эти деньги распределяют не абстрактно среди учебных заведений, а по количеству детей, которые они взяли. Вот и железная мотивация строить школы не только для местных властей, но и для инвесторов. Закон заработает уже с 2019 года, а на полную имплементацию уйдет от 2 до 5 лет.

Правда, в министерстве предупреждают, что чистой уравниловки тут не будет. То есть формула «1 ребенок-ученик равняется Х гривен в учебный год на счет школы» будет применяться не в чистом виде, а с поправкой.

Потому что частные школы с высокой оплатой в основном расположены в крупных городах, а 70% государственных учебных заведений без дотаций просто не выживут.

Вопрос построения программы «деньги ходят за ребенком» настолько важный и сложный, что министерство пока не предлагает окончательное решение, а проводит широкое обсуждение. Которое в результате закончится дискуссией в парламенте.

Копий будет сломано очень много, но ошибки и поспешность в столь важном вопросе могут обойтись дороже. С другой стороны, промедление тоже чревато. Слишком долго мы откладывали решение проблемы, предпочитая делать вид, что ничего не происходит.

И спохватились в ситуации, когда система затрещала по швам, совершенно не соответствуя реальным запросам общества.

Подробно ознакомиться с проектом и обсудить его с Министерством образования можно по этой ссылке.

Кирилл Сазонов

бюджет, дети, Днепр, Кабинет Министров, Киев, недвижимость, Украина, школа

Источник: https://dengi.informator.ua/2018/04/24/predyavite-vashi-prava-shkoly-zhdut-detej-po-mestu-registratsii/

Криминальный мир
Добавить комментарий