Правомерен ли отказ в трудоустройстве гражданки Украины при наличии ВНЖ?

Воссоединение Семьи в Германии

Правомерен ли отказ в трудоустройстве гражданки Украины при наличии ВНЖ?

Как иностранцу перевезти в Германию супруга и детей. Условия для воссоединения семьи, список необходимых документов.

Воссоединение семьи в Германии жителям-иностранцам и бюргерам гарантируется законом о защите семьи и брака. Гарантия не означает отсутствие каких-либо требований. Напротив, правила переезда иммигрантов по семейным обстоятельствам обязывают выполнить ряд условий.

Вариантов воссоединения иностранцев в Германии несколько:

  • переезд к супругу-немцу, иностранцу с паспортом ЕС или гражданина третьих стран
  • несовершеннолетний ребёнок соединяется с родителем
  • родитель из-за границы едет к ребёнку

В каждом случае применяются разные параграфы закона о иммиграции в Германию, но ряд условий общий:

  • Совместное проживание запрашивается исходя из искренних побуждений, а не по причине желания заполучить немецкий ВНЖ. Подозрения на фиктивный брак также исключают разрешение на въезд для иностранного супруга.
  • Переезд происходит к человеку, имеющему в Германии официальное место жительства.
  • Бюргер не совершал противоправных действий.
  • Цель воссоединения – жить вместе с членом семьи, ведя совместное хозяйство.
  • В наличии достаточная жилая площадь.
  • Если житель Германии получает пособие по безработице или социальную помощь как неработоспособный, приезд родни вправе запретить.

Воссоединение супругов

Запросить воссоединение может обладатель немецкого паспорта или гражданства другой страны ЕС, постоянно пребывающий в ФРГ, а также иностранец, имеющий

К супругу едущему из-за границы предъявляется два стандартных требования:

  • старше 18 – совершеннолетие с точки зрения немецкого законодательства
  • немецкий на уровне А1

Отказ в воссоединении семьи при браке после переезда

Люди нередко откладывают оформление официальных отношений на потом. Миграция часто становится катализатором брака. После переезда по работе возникает вопрос о воссоединении семьи и когда выясняется, что без свидетельства о браке второй половине уехать в Германию практически нереально, подаётся заявление в ЗАГС.

Проблема случается, если свадьба назначена на дату после официального отъезда рабочего иммигранта. Например, программист получает контракт на работу, переезжает в Германию, через пару месяцев возвращается и вступает в законный брак. После этого супруги подают документы в посольство на воссоединение семьи – и получают отказ:

К сожалению, сегодня по Вашему делу пришел отказ из ведомства по делам иностранцев, так как Ваше бракосочетание происходило уже после въезда Вашего супруга в Германию и Ваш супруг недавно находится в Германии. Таким образом, условия для получения Вами визы в рамках воссоединения семьи не выполнены.

Мы советуем Вам отозвать Ваше дело.
Другой возможности для Вас получить национальную визу в рамках воссоединения на сегодняшний момент к сожалению нет.

Для того чтобы отозвать заявление Вам необходимо написать заявление от руки, подписать его, проставить дату, отсканировать и отправить на по электронной почте.

С уважением,Mit freundlichen Grüßen,Ihre Visastelle,Abteilung für nationale Visa

Botschaft der Bundesrepublik Deutschland

При выяснении чётких причин отказа в немецком ведомстве по делам иностранцев идёт ссылка на §30 AufenthG:

(1) 3. d): seit zwei Jahren eine Aufenthaltserlaubnis besitzt…

Это предложение существует в законе с 2004 года, но применялось не часто. Понятно, что иностранца отказ расстроит и может сподвигнуть к отъезду из Германии.

Действия немецких чиновников нелогичны. С одной стороны через день в немецких медиа утверждают, что иностранцы двигают немецкую экономику и надо создать атмосферу доброжелательности. С другой – запрещать воссоединение семьи, если брак заключён после переезда – верный способ огорчить не только приехавших мигрантов, но и тех кто только задумывался о работе в Германии.

Желающим уехать надо учитывать этот факт и стараться оформить брачные отношения до отъезда, чтобы не оказаться в числе “воюющих” за воссоединение иммигрантов.

Требования по знанию немецкого языка

Выполнение второго условия подтверждается путём предъявления сертификата А1 – начальный. Что означает такая степень владения немецким описано в общеевропейской системе оценки знания иностранных языков.

Чтобы получить сертификат, надо сдать экзамен при организациях:

  • telc
  • TestDaF
  • институт им. Гёте
  • ÖSD

От требования к знания языка освобождаются:

  • по состоянию здоровья – хроническая болезнь, инвалидность, душевное расстройство, прочие заболевания, подтверждённые заключением врача;
  • семьи обладателей Голубой Карты
  • супруги предпринимателей, учёных и высококвалифицированных работников – §§19-21 AufenthG, если на момент въезда в Германию первого члена семьи свидетельство о браке уже на руках;
  • если по мнению обрабатывающего документы чиновника, не должно возникнуть сложностей в интеграции – отдаётся на откуп работнику посольства;
  • когда посещение курсов и экзаменов ограничено тяжёлой жизненной ситуацией или совокупностью бытовых неурядиц, например, отдалённостью места учёбы, наличием маленьких детей.

Рекомендую не уповать на пункты об освобождении. Язык всё равно пригодится.

Лучше получить сертификат и оказаться освобождённым от предъявления, чем не получить и остаться без визы.

Воссоединение детей с родителями в Германии

К детям до 16 языковых требований нет. Но в Германии 100% детей по закону обязаны ходить в школу. Без языка детям школьного возраста придётся тяжело.

В школу ребёнка отправляют сразу после переезда. Язык придётся усваивать по ходу изучения остальных предметов. Возможно, обучение начнётся классом ниже, чем на Родине. Шансы попасть в гимназию для не владеющих немецким стремятся к нулю, что негативно сказывается на перспективе получения высшего образования.

Возраст 16-18 – тяжёлый случай. Впускают при условии хорошего прогноза на интеграцию – равно знанию немецкого на высоком уровне. Решение зависит от конкретного чиновника.

Полностью проблематика переезда ребёнка рассмотрена в подробной статье – как перевезти детей в Германию.

Достаточная жилая площадь

Если супруга совершеннолетняя и знает немецкий, то остаётся лишь найти жильё. Главный пункт: жилищные условия должны быть подходящими для проживания всех членов семьи.

Доказать это можно путём предъявления контракта на аренду жилья и прилагающегося к нему описания жилой площади Wohnraumbescheingung. Формуляр для описания своего жилья можно взять в ратуше, а можно найти в интернете.

В нём описывается количество комнат и площадь каждой комнаты. Важная деталь: формуляр должен быть подписан как арендатором, так и владельцем жилья.

Как правило, подходящим считается жильё если его площадь составляет как минимум 12 кв.м. на каждого жильца старше 6 лет и как минимум 10 кв.м. на каждого ребёнка младше 6 лет. То есть стандартной семье “папа + мама + двое детей(8 и 10 лет)” требуется жилая площадь минимум 48 кв.м. Это очень низкая граница, на самом деле большинство двухкомнатных квартир имеют площадь от 50 кв.м.

Получение визы

Дальше надо подавать документы на получение визы в посольство Германии. Процедуру получения визы нужно уточнять в своём посольстве. Много информации есть на сайтах посольств. Рассматривать анкеты могут довольно долго, потому что теперь решение о воссоединении семьи принимает не само посольство, а ведомство по делам иностранцев в Германии.

15-07-2019, Степан Бабкин

Источник: //www.tupa-germania.ru/immigratsiya/kak-perevezti-semju-v-germaniju.html

Разъяснение руководителя ФМС России о применении ФЗ-115

Правомерен ли отказ в трудоустройстве гражданки Украины при наличии ВНЖ?

Здравствуйте, уважаемые коллеги, иностранные граждане и посетители данного Сообщества.

Прошу прощения за то, что публикую очень часто разную информацию, но в связи с вступлением в силу изменений миграционного законодательства, почти каждый день появляется новая информация знать которую должны как сами иностранные граждане, так и работодатели, привлекающие иностранный персонал.

На днях у нас появился внутренний документ ФМС России, который предназначен руководителям территориальный органов ФМС России. В нем содержится очень важная информация, поэтому публикую его здесь целиком.

Начальникам (руководителям) территориальных органов ФМС России23.01.2015 г. № КР-1/2/2-691 «О применении норм 115-ФЗ»

Уважаемые коллеги!

В целях формирования единообразной правоприменительной практики норм Федерального закона от 25 июля 1992 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) разъясняем следющее:

1. Патенты, срок действия которых до 1 января 2015 года продлен уплатой налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа (от 1 до 3 месяцев), продолжают действовать в течение срока, на который они были продлены (в течение срока, за который был уплачен налог), либо до их аннулирования, без возможности продления после 1 января 2015 года.

2. Иностранные граждане, имеющие действительный патент (с учетом разъяснений ФМС России от 23 декабря 2014 г.

№ КР-1/4-20267) или разрешение на работу, выданные в 2014 году, а также въехавшие на территорию Российской Федерации в 2014 году и срок временного пребывания которых не истек, имеют право лично либо через лицо, выступающее в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в качестве представителя данного иностранного гражданина (в случае установления субъектом Российской Федерации уполномоченной организации — лично через такую организацию) обратиться за получением нового патента без учета требований пункта 2 ст. 13.3 Федерального закона (в течение 30 календарных дней со дня въезда в Российскую Федерацию), но не позднее 10 рабочих дней до истечения срока действия вышеуказанных документов и срока временного пребывания в Российской Федерации. При этом в миграционной карте должна быть указана «работа» целью визита в Российскую Федерацию.

3.

В целях поддержания стабильной миграционной обстановки и предоставления трудовым мигрантам необходимого периода для адаптации к условиям реализации новой патентной системы в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Федерального закона срок временного пребывания в Российской Федерации иностранных граждан, имеющих патент, выданный в 2014 году, срок действия которого закончился либо закончится в 2015 году, продлевать на тридцать дней со дня окончания срока действия ранее выданного патента для возможности определения своего дальнейшего правового статуса на территории Российской Федерации.

По истечении обозначенного выше срока иностранные граждане при условии отсутствия оснований для продления им срока временного пребывания в Российской Федерации, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны незамедлительно выехать за пределы территории Российской Федерации.

4. До поступления бланков патентов нового образца, предусмотренных приказом ФМС России от 1 декабря 2014 г.

№638, оформление патентов осуществляется на бланков патентов старого образца, изготовленных в соответствии с приказом ФМС России от 5 июля 2013 г.

№ 303, с обязательным внесением в поле «Особые отметки» категории работодателей (физическое лицо или юридическое лицо), что не исключает возможность иностранных граждан работать как у физических, так и у юридических лиц.

5. При приеме документов на оформление патента или разрешения на работу допускается принятие сертификатов государственного образца о владении русским языком, знании истории России и основ законодательства Российской Федерации, выданных для оформления разрешения на временное проживание или вида на жительство.

6.

В соответствии с пунктом 8 статьи 13 Федерального закона работодатели или заказчики работ (услуг) обязаны уведомлять о заключении трудового договора со всеми категориями иностранных граждан, как осуществляющих трудовую деятельность на основании патента и разрешении на работу, так и без документов, разрешающих осуществление трудовой деятельности (гражданами республик Армении, Беларусь, Казахстан, либо осуществляющими трудовую деятельность в соответствии с пунктом 4 статьи 13 Федерального закона).

В этой связи прошу организовать разъяснительную работу с работодателями, в том числе с использованием средств массовой информации.

7. Иностранные граждане, прибывшие в Российскую Федерацию в порядке, требующем получения визы, документы о подтверждении владения русским языком, знания истории России и основ законодательства Российской Федерации обязаны предоставить в территориальный орган ФМС в течение тридцати дней со дня фактической выдачи им разрешения на работу.

Руководитель К.О. Ромодановский

Источник: //hr.superjob.ru/trudovaya-migraciya/razyasnenie-rukovoditelya-fms-rossii-o-primenenii-fz-115-o-pravovom-polozhenii-inostrannyh-grazhdan-1836/

Отказать нельзя принять, или В каких случаях отказ в приеме на работу правомерен

Правомерен ли отказ в трудоустройстве гражданки Украины при наличии ВНЖ?

Любое проявление дискриминации в сфере труда запрещено. Однако, как показывает практика, случаи отказа соискателям в приеме на работу далеко не всегда законны и обоснованы.

Отрицательный ответ при попытке трудоустроиться чаще других рискуют получить лица, обладающие в силу своего семейного положения или состояния здоровья дополнительными трудовыми гарантиями: например, беременные и имеющие детей женщины, инвалиды, чья трудоспособность ввиду перенесенных заболеваний несколько снизилась. Устроиться на работу проблематично и тем, чей возраст близится к пенсионному.

Действующее законодательство предполагает свободу нанимателя в заключении трудового договора с претендентами на вакантное рабочее место: прием на работу конкретного соискателя является правом, а не обязанностью нанимателя. Вместе с тем отказ в трудоустройстве должен быть грамотно обоснован.

Дискриминация под запретом

Статья 41 Конституции Республики Беларусь (далее — Конституция) гарантирует гражданам Республики Беларусь право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, то есть право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Каждый имеет равные возможности при заключении трудового договора без какой-либо дискриминации. Так, ч. 1 ст. 14 Трудового кодекса Республики Беларусь запрещает ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от определенных факторов.

Если отказ в приеме на работу ограничивает право человека на труд, он, согласно нормам действующего законодательства о труде, является неправомерным.

В частности, незаконным следует считать отказ в трудоустройстве:

  • соискателю по причине возрастных ограничений, семейного положения, наличия или отсутствия детей;
  • гражданину, не имеющему регистрации по месту нахождения организации-нанимателя;
  • соискателю, который был направлен на должность по решению суда, обязывающего нанимателя заключить с ним трудовой договор;
  • кандидату, который был избран на должность или получил право на ее замещение по результатам конкурса.

Не считается обоснованным отказ в приеме на работу по мотиву привлечения к уголовной ответственности родственников лица, претендующего на занятие должности, а также по состоянию здоровья, если оно не является препятствием к выполнению соответствующих трудовых обязанностей.

Согласно ч. 3 ст. 14 ТК не считаются дискриминацией любые различия, исключения, предпочтения и ограничения:

1) основанные на свойственных данной работе требованиях;

2) обусловленные необходимостью особой заботы государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите (женщины, несовершеннолетние, инвалиды, лица, пострадавшие от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и др.).

Деловые качества работника

Законодательство о труде не конкретизирует, что именно относится к деловым качествам работника.

Представляется, что под такими качествами следует понимать способность лица выполнять определенные трудовые функции с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств.

С этой точки зрения к деловым качествам следует относить наличие определенного образования, специальности, квалификации, опыта работы, личностные качества работника (например, коммуникабельность, умение работать в команде, организаторские способности и т.д.).

С учетом специфики работы по имеющейся вакансии наниматель может предъявить дополнительные требования к кандидатам (в частности, владение иностранным языком, компьютерная грамотность, наличие водительского удостоверения и т.д.).

Оценить деловые качества соискателя возможно несколькими способами.

Например, документ об образовании будет являться подтверждением наличия у кандидата требуемых профессиональных знаний; на основании записей в трудовой книжке можно сделать вывод о практическом стаже работы по специальности, о прежних местах работы и занимаемых должностях.

С целью получения более полного представления о деловых качествах кандидата наниматель дополнительно может применить анкетирование, собеседование, тестирование, практические задания, проведение деловых игр и т.д.

На практике нередко возникает вопрос о возможности проверки личностных качеств потенциального работника с помощью полиграфа, или так называемого детектора лжи, получившего широкое применение в государственных службах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (органах внутренних дел, органах безопасности, пограничных войсках и др.).

Действующее законодательство закрепляет возможность такой процедуры в отношении кандидатов лишь в случаях их трудоустройства:

  • в Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь согласно Инструкции о порядке проведения опроса с использованием полиграфа при отборе кандидатов на службу в Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь[1];
  • органы пограничной службы согласно Инструкции о порядке и условиях использования в органах пограничной службы Республики Беларусь технических средств (полиграфа)[2];
  • Следственный комитет Республики Беларусь согласно Инструкции о порядке отбора кандидатов на службу в Следственный комитет Республики Беларусь, в том числе проведения в отношении их специальной проверки и использования технических средств (полиграфа)[3];
  • органы внутренних дел согласно Инструкции о порядке проведения органами внутренних дел Республики Беларусь опроса граждан с использованием полиграфа[4];
  • органы государственной безопасности Республики Беларусь согласно Инструкции о порядке проведения органами государственной безопасности Республики Беларусь опроса с использованием полиграфа[5];
  • органы финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь согласно Инструкции о порядке проведения органами Комитета государственного контроля опроса с использованием полиграфа[6].

В иных случаях тестирование соискателей посредством применения полиграфа возможно исключительно при наличии на то их согласия.

А нанимателям, использующим такой метод проверки будущих сотрудников, следует иметь в виду отсутствие какой-либо доказательственной силы подобных испытаний и, следовательно, невозможность обосновать отказ в приеме на работу, опираясь исключительно на полученные в ходе их результаты.

Кому наниматель отказать не вправе

В силу требований ч. 1 ст. 16 ТК запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора с гражданами:

1) направленными на работу комитетом по труду, занятости и социальной защите Минского городского исполнительного комитета, управлениями (отделами) по труду, занятости и социальной защите городских, районных исполнительных комитетов (далее — органы по труду, занятости и социальной защите) в счет брони, а также с лицами, обязанными возмещать расходы, затраченные государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, и направленными органами по труду, занятости и социальной защите в организации, включенные в перечень организаций независимо от форм собственности для трудоустройства таких лиц, определяемый в установленном законодательством порядке.

Источник: //otdelkadrov.by/number/2016/3/Otkazat_nelzya_prinyat_ili_V_kakih_sluchayah_otkaz_v_prieme_na_rabotu_pravomeren/

Пенсионное обеспечение граждан, прибывших из стран СНГ

Правомерен ли отказ в трудоустройстве гражданки Украины при наличии ВНЖ?

Ольга Васильевна, прошу Вас дать разъяснение по следующей теме: миграция населения бывших республик Союза ССР происходит постоянно, в том числе и лиц пожилого возраста. Как же решается вопрос их пенсионного обеспечения?

 Этот вопрос решается в соответствии с международными договорами между государствами – бывшими союзными республиками.

Первый такой документ – Соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения»- был принят 13 марта 1992 года.

Его участниками в настоящее время являются 8 государств: Российская Федерация, Казахстан, Украина, Армения, Таджикистан, Туркменистан, Киргизия, Узбекистан.

Основная норма Соглашения от 13 марта 1992 года – осуществление пенсионного обеспечения по законодательству того государства, на территории которого гражданин постоянно проживает в момент назначения пенсии. Эта норма относится не только к тем, кто впервые приобрел право на пенсию, но и к тем, кто ее уже получал в государстве прежнего проживания.              

 В практическом плане это означает, например, по прибывшим из вышеперечисленных государств в Российскую Федерацию, что все документы истребуются вновь и их оценка на пригодность для назначения пенсии оценивается по нормам российского пенсионного законодательства.

     Будет ли назначена пенсия, если прибывший не является гражданином Российской Федерации?

     Согласно российскому законодательству право на пенсионное обеспечение наряду с гражданами РФ имеют также  иностранные граждане и лица без гражданства, если они постоянно проживают на территории Российской Федерации. Постоянное проживание подтверждается Видом на жительство с отметкой о регистрации по месту жительства.

     Гражданам России, в том числе переехавшим из бывших союзных республик, пенсия назначается и при отсутствии регистрации по месту жительства. Для них достаточно регистрации по месту пребывания или месту фактического проживания, но при условии снятия с регистрационного учета

по месту жительства в государстве прежнего проживания.

      В связи с переездом пенсионера по старости на постоянное проживание в Россию ему прекратили выплату пенсии, допустим, в Казахстане.

Переезд,  обустройство, получение необходимых документов для оформления пенсии по новому месту жительства занимает немалое количество времени, а назначение трудовой пенсии по старости по законодательству РФ производится с даты подачи заявления со всеми необходимыми документами. Получается, что за какой-то промежуток времени он теряет пенсионное обеспечение?

     Соглашение от 13.03.1992 г. позволяет минимизировать потери:  российская пенсия того же вида, какую он получал в государстве прежнего проживания, будет ему назначена с даты прекращения выплаты, но не более чем за 6 месяцев до месяца регистрации по месту жительства в Российской Федерации.

     Есть еще вариант сохранения непрерывного пенсионного обеспечения при переезде – не сниматься с пенсионного учета по прежнему месту жительства до окончательного решения всех проблем по обустройству в другом государстве.

     Необходимо ли привозить с собой пенсионное дело?

     На усмотрение заявителя. Обязательны сведения о виде пенсии и дате прекращения ее выплаты, они содержатся в материалах дела, но их можно подтвердить также и справкой из пенсионирующего органа по прежнему месту жительства. Могут быть использованы из пенсионного дела подлинные документы о стаже и заработке, если они соответствуют требованиям российского законодательства.

     В каком порядке рассматриваются документы, представленные для назначения пенсии на иностранном языке?

     Документы, выданные на иностранных языках в государствах – участниках Соглашения от 13.03.

1992, принимаются для назначения пенсии при условии, если верность их перевода засвидетельствована нотариусами, занимающимися частной практикой, нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, а также консульскими учреждениями Российской Федерации.

Нотариус свидетельствует верность перевода с одного языка на другой, если владеет соответствующими языками. Если нотариус не владеет этими языками, перевод может быть сделан переводчиком, подлинность подписи которого свидетельствует нотариус.

     Каких документов для назначения российской пенсии чаще всего недостает у переселившихся из стран СНГ?

     Чаще всего проблемы возникают по справкам о заработной плате. Согласно законодательству РФ среднемесячный заработок для исчисления пенсии определяется по одному из 2-х вариантов: либо за 2000 – 2001 годы по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе Пенсионного фонда РФ, либо за любые 60 месяцев работы подряд до 2002 года.

     Первый вариант для прибывших в настоящее время из другого государства чаще всего не используется вследствие отсутствия сведений о них в системе персонифицированного учета Пенсионного фонда нашей страны, а для второго варианта своевременно справка, как правило, заявителем не представляется, ее приходится запрашивать дополнительно, при этом полномочные органы другого государства не всегда откликаются оперативно. Поэтому очень желательно, чтобы решивший переехать в Российскую Федерацию гражданин прежде всего уточнил, какие документы ему понадобятся, и получил их до выезда. Кроме того, ему необходимо знать, как должны быть оформлены эти документы: что касается справок о заработной плате, например, то в ней обязательны наименование организации, номер и дата выдачи, полные ФИО, помесячные данные о сумме заработка и о названии валюты, в которой заработок выплачивался, основание выдачи справки, подписи руководителя и главного бухгалтера с расшифровкой, заверенные печатью предприятия.

     В справках о периодах работы помимо всего прочего обязательно должна быть указана дата рождения работника.

     Участниками Соглашения от 13.03.1992 являются 8 бывших союзных республик. Как вопросы пенсионного обеспечения решаются с остальными?

Источник: //krasnoturinsk.me/cgi-bin/news/index.pl?id=8171

Отказ в приеме на работу: причины, ответственность работодателя | Правоведус

Правомерен ли отказ в трудоустройстве гражданки Украины при наличии ВНЖ?

Все граждане Российской Федерации имеют одинаковые права на рабочее место, следовательно, отказ от приема на работу должен иметь законное обоснование.

В нашей статье мы расскажем, какой отказ в приеме на работу будет считаться незаконным, а какой обоснованным, мотивированным отказом.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Согласно нормам Трудового кодекса РФ и Конституции РФ каждый человек имеет право сам выбирать себе трудовую деятельность в соответствии со своими желаниями и способностями, выбирать место работы, а при трудоустройстве рассчитывать на равные права при заключении трудового договора с работодателем, в независимости от вероисповедания, своего статуса или занимаемого положения. Статьей 64 Трудового кодекса РФ установлен запрет на необоснованный отказ работодателя в приеме на работу нового сотрудника. Принимая на работу сотрудника, работодатель должен оценивать его деловые качества, и если кандидат не соответствует требованиям, только тогда он вправе отказать ему в трудоустройстве, при этом, уведомив его об объективных причинах отказа. При необоснованном отказе в приеме на работу соискатель вправе обжаловать действия работодателя в судебном порядке.

Кому нельзя отказывать от работы?

Помимо принципов в вопросе необоснованного отказа в приеме на работу статья 64 ТК устанавливает группы лиц, которым обоснованно отказать можно только в связи с отсутствием каких-либо профессиональных особенностей, это:

  • работники, которые устраиваются на работу по письменному приглашению работодателя, предварительно уволившись с предыдущей работы;
  • беременные женщины, равно как имеющие детей, если эти особенности имели влияние на решение работодателя в отношении приема на работу кандидата.

Причины отказа в приеме на работу: неправомерные и дискриминационные мотивы

Если каким-либо образом отказ в приеме на работу ограничивает право человека на труд, такой отказ согласно нормам действующего трудового законодательства признается неправомерным. Так, незаконным считается отказ в трудоустройстве:

  • соискателю по причине возрастных ограничений, национальности, вероисповедания, расы, политических убеждений, языка и иных признаков, которые не связаны с профессиональными качествами кандидата;
  • беременной или имеющей детей женщине;
  • гражданину России, по каким-либо причинам не имеющего регистрации по месту жительства/пребывания или по месту нахождения работодателя;
  • ВИЧ-инфицированному соискателю по причине его заболевания;
  • соискателю в зависимости от его принадлежности либо непринадлежности к профсоюзу;
  • лицу, имеющему статус инвалида и направленного на трудоустройство по квоте рабочих мест;
  • соискателю, который был направлен на должность по решению суда, обязывающего работодателя заключить с ним трудовой договор;
  • кандидату, который был избран на должность или получил право на ее замещение в результате конкурса;
  • работнику, который был приглашен на должность в порядке перевода (если он пришел для трудоустройства в течении месяца с момента увольнения с прежнего места работы).

Ответственность за необоснованный отказ в приеме на работу

Незаконный или немотивированный отказ работодателя в трудоустройстве соискателя может повлечь за собой дисциплинарную, административную и даже уголовную ответственность.

Так, к виновным должностным лицам компаний, которые привлечены к дисциплинарной ответственности применяют взыскания в виде выговора, замечания ил увольнения. Также, согласно статье 5.

27 КоАП РФ при нарушении законодательства о труде и об охране труда предусмотрен штраф:

  • для должностного лица – 5000 рублей;
  • для организаций – 30000-50000 рублей либо приостановление хозяйственной деятельности организации на срок до 90 суток.

Важно! Повторное нарушение законодательства о труде и охране труда одним и тем же лицом влечет его дисквалификацию на срок до 3-х лет.

Уголовная ответственность предусмотрена за отказ в заключении трудового договора с беременной женщиной или кандидатом, имеющим детей до 3-х лет. На виновного может быть наложен штраф до 200 000 рублей или в размере заработной платы, а также другого дохода осужденного за период 18 месяцев или назначены обязательные работы на срок до 180 часов.

Обоснованные и законные причины для отказа в приеме на работу

Работодатель, принявший решение отказать соискателю в приеме на работу, должен опираться на законодательные документы, акты, при их соответствии, следует указывать в письменном отказе, чтобы правильно аргументировать свою точку зрения. Основные нормативно-правовые акты, на которые работодатель имеет право ссылаться при мотивированном отказе в приеме на работу в зависимости от ситуации:

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

  • лицам младше 16 лет и 14 лет, при отсутствии согласия родителей, работодатель вправе отказать в трудоустройстве в соответствии со ст. 63 Трудового кодекса РФ;
  • гражданину может быть мотивированно отказано в приеме на работу, если не предоставлены все необходимые документы – статья 65 Трудового кодекса РФ:
    • документ, удостоверяющий личность соискателя;
    • свидетельство пенсионного страхования;
    • документ об образовании и наличии специальных знаний;
    • справка о наличии/отсутствии судимости или факта уголовного преследования (по запросу)
    • документ воинского учета;
    • трудовая книжка.
  • женщине работодатель может отказать в трудоустройстве, если присутствуют особые условия труда, например, перенос тяжестей сверх установленной нормы – статья 253 ТК РФ;
  • несовершеннолетний соискатель может получить обоснованный отказ, если условия труда сложные и вследствие их осуществления могут нанести вред организму и развитию человека – статья 265 ТК РФ;
  • в случае отказа несовершеннолетнего соискателя от прохождения полного медицинского осмотра работодатель вправе отказать претенденту в трудоустройстве – статья 266 ТК РФ;
  • согласно нормам Федерального закона № 58 государственными служащими могут быть только те лица, которые говорят на русском языке;
  • соискатели, которые ранее были дисквалифицированы (о чем имеется запись в трудовой книжке), могут получить мотивированный отказ в работе – статья 3.11 КоАП РФ;
  • если соискатель ранее был наказан ограничением на какую-либо должность, на новом месте работе ему могут отказать на законных основаниях – ст.ст. 44, 47 УК РФ;
  • законный отказ в трудоустройстве могут получить люди, которые не могут занимать определенную должность в силу наличия у них психиатрических показателей – эпилептики, люди с дефектами речи, наркоманы, алкоголики и т.д. – Постановление № 377;
  • иностранные граждане могут быть не трудоустроены на должность, которая предусматривает связь с государственной тайной – Постановление № 775.

Кроме того, работодатель может мотивировать отказ в приеме на работу и другими законными основаниями, не имеющими подкрепления нормами документов, но не менее весомыми для нормальной работы организации в дальнейшем, это:

  • отсутствие у соискателя определенного образования, квалификации и других профессионально-квалификационных качеств;
  • отсутствие практического опыта работы в данной сфере;
  • отсутствие у соискателя специальных знаний и навыков, позволяющих занять вакантную должность;
  • отсутствие у соискателя определенных личностных качеств, которые необходимы для выполнения работы в рамках данной должности, например, не умение находить компромиссы, что может создать определенные сложности в общении с клиентами и т.д.;
  • при наличии заключения врачебной комиссии о состоянии здоровья кандидата, которое не позволяет ему занимать данную должность;
  • отсутствие вакантной должности на момент обращения соискателя, что должно быть подтверждено штатным расписанием;
  • проведение собеседования с лицом, который не был уполномочен на это.

Как оформляет отказ в приеме на работу

Как правило, если соискателю отказывают в приеме на работу, работодатель сообщает ему об этом устно. Однако, кандидат вправе потребовать от работодателя письменного объяснения.

Статья 64 Трудового кодекса РФ устанавливает точный срок, в период которого работодатель должен предоставить соискателю письменный отказ в приеме на работу – это семь рабочих дней со дня предъявления требования о его предоставлении.

Чтобы оформить письменный отказ по всем правилам, его необходимо дополнить следующими реквизитами:

  • указывается полное наименование организации;
  • ставится подпись руководителя или уполномоченного лица, ответственного за прием и увольнение работника;
  • заверяется печатью организации или отдела кадров организации.

Как уже было сказано выше, уведомление обязательно должно содержать описание причины отказа в трудоустройстве с соблюдением всех правовых норм и не содержать дискриминационных формулировок, по возможности указать норму закона.

Важно! Если работодатель не может доказать мотивированную причину отказа, его поведение может трактоваться, как необоснованный отказ в приеме на работу, что может привести к обращению соискателя в суд.

Законом не устанавливается необходимость в регистрации документа, но кадровые работники рекомендуют не отступать от этого правила и обязательно внести документ в журнал регистрации исходящей корреспонденции с указанием реквизитов, способа и даты направления письма соискателю, особенно, если документ направляется почтовым отправлением. Документ следует отправлять почтой с описью во вложении и уведомлением о вручении.

Отказ в приеме на работу: несоответствии деловых качеств

Данная причина мотивированного отказа в приеме на работу очень распространена, поскольку она не требует указания условий, установленных федеральными законами.

Однако, соответствующее Постановление Верховного суда РФ обязывает работодателя при выборе этой причины, предоставить полное обоснование своей точки зрения.

Помимо изучения предоставленных документов, для проведения анализа личных и деловых качеств кандидата, работодатель имеет право провести тестирование претендента, провести конкурс между кандидатами и сравнить их результаты, провести детально интервью с большим количеством разнообразных вопросов.

Споры об отказе в приеме на работу

В соответствии с частью 6 статьи 64 ТК РФ, если по мнению соискателя, отказ в приеме на работу является незаконным и необоснованным, он вправе обжаловать это решение работодателя в суде.

При этом, согласно статьи 3 ТК РФ, лицо, считающее, что оно подверглось дискриминации со стороны работодателя при приеме на работу, вправе требовать в судебном порядке устранить указанное нарушение, а также возмещения ущерба и компенсации морального вреда.

Важно! Вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора решается в суде только при рассмотрении конкретного дела, поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, когда работодатель не вправе отказать соискателю при трудоустройстве.

Статьи 381 и 391 Трудового кодекса РФ устанавливают, что трудовой спор об отказе в приеме на работу относится к компетенции районных судов. Иск к организации предъявляется соискателем по месту ее нахождения (ст. 28 ГПК РФ).

Поскольку любой гражданский процесс носит состязательный характер, работник обязан доказать обстоятельства, имеющие юридическое значение для данного спора – несоответствие данного отказа действующим нормам трудового российского законодательства, а работодатель предоставить имеющиеся возражения – доказать законность своих действий, в частности тот факт, что деловые качества претендента на должность не соответствуют требованиям работодателя к кандидату.

Важно! Законодатель очень тонко подходит к трудовым спорам в вопросе отказа в приеме на работу, поскольку заключение трудового договора с конкретным претендентом является для работодателя правом, а не обязанностью. Пленум Верховного Суда РФ дал разъяснение: при рассмотрении подобных дел, суду необходимо установить – делалось ли работодателем предложение об имеющихся у него вакансиях (например, объявлено по радио, помещено объявление в газетах и других средствах массовой информации, сообщение о вакансии было передано в органы службы занятости и другое), велись ли прямые переговоры с претендентом о приеме на работу и по каким основаниям было принято решение об отказе в трудоустройстве.

Решение суда об удовлетворении требований истца является основанием для возникновения трудовых отношений.

Удовлетворяя иск лица, суд признает отказ в приеме на работу незаконным и необоснованным, и, тем самым, обязывает работодателя заключить трудовой договор с претендентом в порядке, предусмотренном статьей 68 ТК РФ.

В частности, в решении суда может быть указано, с какого числа работник должен приступить к выполнению должностных обязанностей на новой работе.

+7 (499) 288-21-46
Круглосуточно

Источник: //pravovedus.ru/practical-law/employment/otkaz-v-prieme-na-rabotu/

Криминальный мир
Добавить комментарий