Порядок обеспечения квартирами при сносе аварийного жилья

Новые механизмы переселения граждан из аварийного жилья обсудили на Экспертном совете профильного комитета Госдумы

Порядок обеспечения квартирами при сносе аварийного жилья

Минстрой России разработал законопроект, предусматривающий ряд изменений в Жилищный кодекс РФ и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Они позволят выстроить новые механизмы по обеспечению устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

Сформулированные в документе нововведения обсудили на заседании Экспертного совета комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, которое состоялось 17 октября. В дискуссии принял участие заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Максим Егоров.

Проектируемые нормы призваны помочь решить целый спектр задач, которые сегодня стоят перед ведомством и регионами по выполнению мероприятий в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» нацпроекта «Жилье и городская среда».

Так, в частности, предполагается расширить сферу полномочий федеральных органов государственной власти в части жилищных отношений.

Речь идет о наделении их дополнительным полномочием по определению оснований, порядка и критериев признания многоквартирного дома (МКД) аварийным, а также отнесения домов к категории жилых зданий, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает 70%.

Субъекты Федерации наделяются правом устанавливать дополнительные меры поддержки собственников квартир по обеспечению их жилыми помещениями, но при условии, что жилое помещение, находящееся в собственности у граждан в аварийном доме, единственное. Предусматривается установление случаев и сроков предоставления маневренного фонда.

Устанавливается также условие предоставления финансовой поддержки Фонда ЖКХ на переселение граждан из аварийного жилищного фонда – целевое использование земельных участков под расселенными домами. При этом предусматривается расширение направлений расходования федеральных средств.

Это может быть субсидированная льготная ипотека, предоставляемая собственникам жилья, создание специализированного (маневренного) жилого фонда, осуществление дополнительных социальных выплат на цели обеспечения жильем собственников жилых помещений, расположенных в подлежащих расселению аварийных домах, а также предоставление субсидий застройщикам при реализации механизма по развитию застроенных территорий.

Такая мера позволит стимулировать привлечение внебюджетных средств на расселение аварийных домов.

Как ранее заявлял министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Якушев, за счет региональных программ по расселению, софинансруемых средствами национального проекта «Жилье и городская среда», предлагается предусмотреть возможность предоставления субсидий лицам, заключившим с органом местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий.

«Эти субсидии должны иметь целевое назначение и использоваться на расселение граждан, проживающих в аварийных домах, находящихся на подлежащей развитию площадке», – резюмировал министр.

Принятие законопроекта сохраняет все действующие на сегодняшний день жилищные права граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде. Те граждане, которые проживают в жилых помещениях аварийного жилого фонда на условиях договора социального найма, могут воспользоваться правом – получить пригодное для проживания помещение равнозначной площади и на тех же условиях.

Собственникам жилых помещений в аварийном многоквартирном доме сохраняются гарантии: возможность самостоятельного сноса или реконструкции многоквартирного дома в разумные сроки, выплата возмещения за изымаемое жилое помещение или предоставление взамен другого жилого помещения с зачетом его стоимости по соглашению между собственником и органом власти, осуществляющим изъятие.

«Проектируемые нормы, предусматривающие предоставление гражданам субсидий на приобретение жилых помещений, возмещение процентных расходов по ипотечным кредитам, помещений маневренного фонда, жилищного фонда социального использования дополняют действующие механизмы переселения граждан из аварийного жилья, – отметил замглавы Минстроя России Максим Егоров. – Финансовая поддержка, предоставляемая субъектам Российской Федерации, будет осуществляться в пределах средств, выделяемых в рамках реализации национального проекта «Жилье и городская среда».

Источник: https://www.minstroyrf.ru/press/novye-mekhanizmy-pereseleniya-grazhdan-iz-avariynogo-zhilya-obsudili-na-ekspertnom-sovete-profilnogo/

Прокуратура Белгородской области

Порядок обеспечения квартирами при сносе аварийного жилья

Действующее законодательство предусматривает определенный порядок признания жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу.

В случае,  если  дом признан аварийным и орган местной власти принял соответствующий нормативный акт о его расселении, жителям при переселении из ветхого и аварийного жилья должны быть предоставлены квартиры в соответствии с их правовым статусом.

Согласно пункта 1 статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением, в т.ч. в связи со сносом дома, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть:

 1) благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта;

 2) равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению;

 3) отвечать установленным требованиям;

4) находиться в границах данного населенного пункта.

Предоставить жилье могут как в новостройке, так и на базе «вторичного» жилого фонда. Основное условие предоставления такого жилья заключается в том, что жилое помещение должно быть из жилищного фонда социального использования.

Жилищный фонд социального использования – совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов (статья 19 Жилищного кодекса РФ).

Верховный суд РФ по поводу выселения и предоставления другого жилого помещения в связи со сносом дома указал, что другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в части 5 статьи 57, статье 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются (п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации»).

Под иными обстоятельствами понимаются, например, предоставление жилого помещения общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления, или невозможность заселения одной комнаты лицами разного пола (за исключением супругов).

Таким образом, при предоставлении другого жилого помещения его общая площадь должна быть равнозначна площади прежней квартиры. О жилой площади речи здесь не идет.

Количество комнат учитывается только в случае, если наниматель выселяется из коммунальной квартиры: если он занимал в коммунальной квартире 2 комнаты, тогда ему положено будет такое же количество комнат (две), но опять в коммунальной квартире; если наниматель занимал отдельную квартиру, то ему положена отдельная квартира, при этом количество комнат в ней может стать другим (п. 2 ст. 89 Жилищного кодекса РФ).

Согласно статье 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника.  В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.

При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 статьи 32 ЖК РФ соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

То есть, жилое помещение взамен изымаемого предоставляется только по соглашению с собственником с зачетом его стоимости в выкупную цену.

По общему правилу собственнику предоставляется не жилое помещение, а выкупная цена, исходя из этой цены и предоставляется жилое помещение, если на это согласен собственник.  Это может быть как одно, так и двух, трех комнатная квартира. Все зависит от стоимости этой квартиры и выкупной цены. 

Источник: http://belproc.ru/newlaw/rassel/

Из ветхих домов – в новые квартиры

Порядок обеспечения квартирами при сносе аварийного жилья

Всё меньше становится старых, ещё прошлого века, покосившихся деревянных домов с крышами, покрытыми шифером, толем и шершавым рубероидом.

 Всё больше югорчан меняют место жительства в непригодных для проживания домах на квартиры в новостройках.

Полностью избавиться в недалёком будущем от строений, не украшающих облик современного региона, – такую задачу ставят окружные власти и руководители югорских городов.

Наталья Комарова держит животрепещущий для жителей округа вопрос на личном контроле. Финансирование обеспечения югорчан жильём губернатор считает приоритетным направлением бюджетной политики Югры.

Работа в одной связке с главами всех 22 муниципалитетов региона, руководителями окружных департаментов жилищно-коммунального комплекса и энергетики, департамента строительства и Службы жилищного и строительного надзора даёт свои положительные результаты.

На днях в округе состоялась онлайн-конференция на тему «Переселение жителей Югры из ветхого и аварийного жилья», на которой присутствовала губернатор Югры Наталья Комарова.

«Мы обязаны освободиться от аварийного жилья.

Количество деревянного многоквартирного жилого фонда в Югре составляет около 3 млн квадратных метров, а 2,2 млн – это непригодное и аварийное жильё», – отметила руководитель региона.

До 500 дошло количество поступивших вопросов, комментариев с ответами и пояснениями во всех социальных сетях и мессенджерах. На 33 вопроса были даны исчерпывающие разъяснения. Ответ держали главы всех 22 муниципалитетов региона, руководители окружных профильных департаментов, а также представители федеральных и региональных ведомств.

Наш город – крупный центр нефтяной промышленности, где успешно реализуется жилищная программа по обеспечению доступным жильём его жителей. Одна из важнейших задач на сегодня – полная ликвидация строений, непригодных для проживания.

Первоначально власти города планировали ликвидировать такие строения до 2024 года.

По поручению Президента РФ Владимира Путина, при поддержке окружных властей и по решению главы города Василия Тихонова этот вопрос будет закрыт на несколько лет раньше.

Национальный проект «Жильё и городская среда» – в жизнь

Вся работа ведётся в рамках реализации национального проекта «Жильё и городская среда», на реализацию которой выделены колоссальные средства. Наталья Комарова напомнила, что Президент России Владимир Путин сообщил о выделении средств из федерального бюджета, правительства для решения жилищных вопросов.

 Более 6 миллиардов рублей дополнительно выделено муниципалитетам из регионального бюджета в 2019 году для переселения людей из аварийного жилищного фонда. Это позволит расселить свыше 100 тысяч квадратных метров жилья, где проживают 3,7 тысячи югорчан.

Общий объём субсидий из бюджета автономного округа на эти цели составляет 7 миллиардов 724 миллиона рублей. Эти средства позволят уже в текущем году переселить более 140 тысяч «квадратов» аварийного жилья, в котором проживают 5,3 тысячи человек.

 

Всего же в соответствии с адресной программой по переселению граждан из аварийного жилого фонда до 2025 года в Югре будет расселено 906 многоквартирных домов общей площадью свыше 419 тысяч квадратных метров. В новые благоустроенные квартиры переедут около 30 тысяч человек.

При этом необходимо отметить, что по объёмам расселения, предусмотренного приоритетным национальным проектом, Ханты-Мансийский автономный округ входит в тройку лидеров среди регионов страны.

Наталья Комарова, губернатор Югры:– Уже несколько лет из федерального бюджета софинансируются региональные программы по сносу аварийного жилья. Мне поступило решение Фонда содействия развитию ЖКХ о принятии нашей заявки для участия в национальном проекте, определён объём софинансирования. В ней указан каждый конкретный дом в каждом муниципалитете.

Обеспечение людей жильём, в том числе проживающих в аварийном жилом фонде, – это компетенция органов местного самоуправления. И эта программа – одна из редких, где указаны адреса каждого аварийного дома в привязке к конкретному муниципалитету.

Мы все в одной команде, поэтому очень важно понимать друг друга и должным образом реагировать на запросы югорчан.

Василий Тихонов, глава Нижневартовска:– В этом году в муниципалитете было расселено 38 домов, а это ни много ни мало 200 семей. В планах до конца 2019 года расселить 18 домов, в которых также проживает 200 семей.

Это рекордное количество для нас. Выражаю благодарность губернатору Югры Наталье Комаровой, правительству автономного округа за особое внимание к этой теме.

Если такие темпы будут сохранены, то через два года в Нижневартовске не останется ветхого жилья.

Решение принимается коллегиально

– Каков порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также жилого помещения непригодным для проживания? – поинтересовались мы у Рината Назмутдинова.

– Аварийным дом признаётся по заключению межведомственной комиссии, которая работает в рамках 47-го постановления правительства РФ от 26.01.2006, – отметил Ринат Раифович. – Прежде чем снести тот или иной дом, нужно провести большую работу.

Первым делом специалисты проводят визуальный и инструментальный осмотры жилья, учитывается состояние фундамента дома, несущих и кровельных конструкций, стеновых панелей, наличие и состояние водопровода, канализации – в общем, все условия проживания людей. Обязательно изучаются технические паспорта.

Необходимы обязательные заключения проектной организации на выявленные основания по признанию дома аварийным и подлежащим сносу, заключения Госпожнадзора, службы жилищного и строительного надзора. Только на основании всех этих документов комиссия признает дом аварийным и подлежащим сносу.

Что касается прописанных СНИП по деревянным домам, то, как правило, процент изношенности должен составлять 65%. По капитальным – блочным и кирпичным домам – это 70% и более. В данное время законодательно это не прописано, но проектным институтам, имеющим лицензию, дано право на выявление оснований для признания жилья аварийным.

После проведения обязательных процедур администрацией Нижневартовска в течение 30 дней издаётся специальное постановление о судьбе дома, и он сносится. Жилищный кодекс трактует разумные сроки, и в Нижневартовске этот срок не затягивается. Как правило, в течение года вартовчане переезжают в комфортное жильё.

 

По отдельно взятой квартире или строению критерии признания строения непригодным для проживания аналогичны вышеназванным, плюс желание хозяина, который должен написать заявление в межведомственную комиссию или МФЦ.

Коммунальные службы изучат технический паспорт, соберётся межведомственная комиссия, которая выедет на место, составит акт, на основании которого и принимается решение, признать жилое помещение непригодным для проживания или нет. Дополнительно специалисты обращаются в службу строительного и жилищного надзора, где после проверки составляется акт государственного контроля данного жилого помещения. И также постановлением городской администрации в течение 30 дней решается судьба помещения. В случае если невозможно капитально отремонтировать, такое жильё, конечно, снесут.

– Каков порядок обеспечения жилищных прав граждан при сносе и выселении из жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу?

– Как только издано постановление о сносе жилого помещения, определяются сроки расселения, приобретаются квартиры, и граждан уведомляют о сроках расселения.

Граждане, проживающие на условиях договора социального найма, получают жильё, равное ранее занимаемому жилому помещению. То есть, жили в однокомнатной квартире – получайте однокомнатную, в двухкомнатной – значит, двухкомнатную.

Но, как правило, новосёлы даже выигрывают, получая квартиры улучшенной планировки в новых домах, которые всегда предполагают дополнительные квадратные метры.

– А если ты хозяин собственного жилья, но ветхого и подлежащего под снос?

– Собственников жилья, подлежащего сносу, также заранее предупреждают о сносе и расселении.

Но у них есть выбор: можно заключить договор мены с администрацией города о переселении в новое благоустроенное жильё или получить субсидию, с помощью независимого оценщика оформив выходную стоимость своего жилья.

Но, как правило, стоимость квартир в деревянном доме ниже стоимости той, которую предоставляют будущим новосёлам в новых домах, и люди почти всегда выбирают договор мены.

Ринат Назмутдинов, заместитель директора департамента ЖКХ администрации Нижневартовска:
– На сегодня в Нижневартовске остаётся 164 дома, жилые помещения в которых признаны непригодными для проживания. Поэтапно эти дома признаются аварийными и подлежащими сносу.

 Задел в Нижневартовске хороший. Сейчас мы идём с опережением графика на год вперёд. Если заданный объём финансового обеспечения за счёт городского и окружного бюджетов сохранится, то в течение двух лет мы сможем завершить программу сноса аварийного жилищного фонда.

Клик мышкой – и информация на экране

Одна из жительниц в ходе онлайн-конференции поинтересовалась, где можно найти информацию о сроках расселения конкретного дома. С этим проблем нет.

Один клик мышкой на официальном сайте администрации Нижневартовска – и информация по переселению из аварийного жилищного фонда тут же на экране перед тобой.

В разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство» в рубрике «Информация для граждан» имеется программа по расселению граждан из аварийного жилищного фонда, где все дома, подлежащие сносу, расписаны по номерам.

Программа переселения охватывает период с 2018 по 2025-й годы и продлена до 2030 года.

Дома, признанные непригодными для проживания и аварийными, есть в посёлке Беловежский, отдельно стоящие деревянные дома в собственности граждан – в других временных посёлках… По ним также будут приниматься решения: сносить их по программе «Развитие застроенных территорий» или подводить под реновацию, либо признавать в частном порядке как подлежащие сносу ветхие деревянные строения.

Счастье есть!

Помимо вопросов и обращений в адрес участников онлайн-конференции поступали и слова благодарности за решение жилищных проблем. Одно из таких видеообращений пришло из Белоярского.

«Мы – многодетная семья, купить жильё не имеем возможности. А тут нам сообщили о предоставлении квартиры. Это стало большим и очень приятным сюрпризом, ведь до этого мы проживали в аварийных домах.

Мы очень рады большим комнатам в новой квартире», – сказали югорчане.

«Это, на мой взгляд, ожидаемая реакция людей – конечно, они счастливы, – сказала Наталья Комарова. – Я много лет работаю в органах власти, 20 лет из них – на уровне муниципалитета. Самая большая радость от проделанной властями работы – решение жилищного вопроса той или иной семьи.

В этом смысле национальный проект является тем непосредственным и понятным людям механизмом для освобождения от этой проблемы. Он носит прикладной характер». Необходимо отметить, что на каждый из вопросов, поступивших от югорчан в ходе онлайн-конференции, обязательно будет дан ответ.

Венера Галлямова, жительница дома №26 по улице Заводской:– Мы получили новую квартиру по программе переселения жителей Югры из ветхого и аварийного жилья. Прожили в старом доме 32 года.

И, конечно, долгожданное новоселье стало для нас очень радостным событием. Когда нам позвонили из управления по жилищной политике администрации Нижневартовска, я заплакала от нахлынувших чувств.

Очень довольна: жильё хорошее, тёплое.

Постфактум

В Нижневартовске этим летом будет проведена встреча с жителями аварийных домов. Таково поручение губернатора Натальи Комаровой, которая поручила главам городов провести аналогичную онлайн-конференцию уже в своих муниципалитетах.

Посмотреть полную версию онлайн-конференции «Переселение жителей Югры из ветхого и аварийного жилья» каждый интернет-пользователь может в группе «Правительство Югры» в социальной сети «ВКонтакте».

Отметим, что в дальнейшем серия подобных интернет-конференций по актуальным вопросам, поступающим от югорчан в социальных сетях, продолжится. Темы будут определяться в том числе через ание.

Источник: http://gazeta-varta.ru/articles/media/2019/7/13/iz-vethih-domov-v-novyie-kvartiryi/

Применение жилищного законодательства при переселении граждан из ветхих и аварийных домов. | Прокуратура Республики Бурятия

Порядок обеспечения квартирами при сносе аварийного жилья

Решение проблемы переселения граждан из ветхих и аварийных домов должна начинаться с признания дома непригодным для проживания в установленном законом порядке. Для густонаселенных городов данная проблема касается в основном многоквартирных домов.

Действующее жилищное законодательство предусматривает возможность признания жилого помещения непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации (ч.4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ).

Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (далее – Положение).

В соответствии с Положением орган исполнительной власти Российской Федерации создает межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации создает межведомственную комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Вопросы признания непригодными жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда отнесены к компетенции органов местного самоуправления, которые также создают в этих целях межведомственную комиссию для оценки жилых помещений.

Процедура признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу детально регламентирована Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47.

Комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

По результатам работы комиссия может принять решение о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. Данное решение отражается в заключении о признании помещения непригодным для постоянного проживания по утвержденной  форме и направляется в соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления (в зависимости от того, кем создана комиссия).

На основании полученного заключения орган государственной власти или местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

1. Если в доме, подлежащим сносу, граждане проживали по договору социального найма, то в соответствии со ст.ст.

86,89 ЖК РФ, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Такие помещения должны быть равнозначными по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Кроме того, в силу ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма гражданам, подлежащим выселению в связи со сносом дома, предоставляются вне очереди.

2. В случае признания подлежащим сносу многоквартирного дома, жилые помещения в котором принадлежат гражданам на праве собственности, должен работать механизм, предусмотренный ст. 32 Жилищного кодекса РФ.

Признание в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию (ч.10 ст. 32 ЖК РФ).

Статья 32 Жилищного кодекса РФ предусматривает изъятие жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Таким образом, органу государственной власти или местного самоуправления необходимо издать распоряжение о сносе дома, предъявить к собственникам требование о сносе. В случае неосуществления сноса собственником, необходимо принять решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд и решение об изъятии жилого помещения в связи с изъятием земли.

Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, в том числе упущенную выгоду.

По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).

Все спорны вопросы рассматриваются в судебном порядке (например, если не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа).

3. Вместе с тем изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд является лишь одним из оснований для сноса жилого дома. Жилищный кодекс РФ не регулирует порядок возмещения собственнику расходов при изъятии жилого помещения в иных случаях, в том числе если механизм, предусмотренный ст. 32 ЖК РФ не работает.

В соответствии с частью 1 статьи 7 ЖК РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

Применение аналогии к данным правоотношениям подтверждается также статьей 134 ЖК РФ, которая устанавливает порядок обеспечения членов жилищного кооператива жилыми помещениями в связи со сносом дома.

Данная норма предусматривает, что в случае сноса дома по основаниям, предусмотренным Кодексом, к выселяемым из него членам жилищного кооператива и проживающим совместно с ними членам их семей применяются правила, установленные статьями 32 и 86 ЖК РФ.

Исходя из изложенного при определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при сносе дома по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, следует руководствоваться положениями статьи 32 ЖК РФ.

Следовательно, если часть жилых помещений в подлежащем сносу доме принадлежит гражданам на праве собственности, то при изъятии у собственника жилого помещения и решении вопроса о предоставлении собственнику иного жилого помещения следует руководствоваться положениями статьи 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Указанный вывод подтвержден судебной практикой (“Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года”, “Бюллетень Верховного Суда РФ”, 2006, N 5).

4. Кроме того, применяя по аналогии нормы Жилищного кодекса РФ, вопрос с собственниками сносимых жилых помещений  может быть решен в порядке ст.ст. 86,89 ЖК РФ, т.е. путем предоставления равнозначной по общей площади квартиры по договору социального найма, которая может быть приватизирована до 01.01.2010 года.

В любом случае, поскольку жилое помещение гражданам предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий, а в связи со сносом дома, то предоставляемое жилье должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, без учета обстоятельств, влияющих на улучшение жилищных условий. (“Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2005 года”, “Бюллетень Верховного Суда РФ”, 2006, N 5).

Источник: http://prokuratura-rb.ru/?page_id=532

Особенности переселения из коммунальных квартир

Порядок обеспечения квартирами при сносе аварийного жилья

Действующими строительными нормами и правилами РФ не предусмотрено строительство такого объекта, как коммунальная квартира, что, несомненно, отвечает требованиям современного общества, поскольку каждый гражданин имеет право на достойное и комфортное проживание. Однако жилищный фонд страны все еще включает в себя огромное количество коммунальных квартир. Поэтому одной из наиболее сложных проблем по-прежнему остается урегулирование правовых вопросов, связанных с переселением граждан из таких квартир.

Компенсационный характер расселения

Хотелось бы обратить внимание на положительный опыт государственных целевых программ «Расселение из коммунальных квартир»1 и региональных адресных программ «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда».

В частности, в рамках реализации таких программ принимаются решения о переселении нанимателей из коммунальных квартир в отдельные жилые помещения за счет доплаты разницы между суммой, выделенной из соответствующего бюджета на расселение конкретной семьи, и стоимостью строительства или приобретения отдельной квартиры. Вместе с тем это, конечно, не решает проблему целиком.

Анализ и обобщение правоприменительной практики показывает, что согласно ст.

89 ЖК РФ предоставление жилого помещения при расселении из аварийного и ветхого жилого дома носит исключительно компенсационный характер и нанимателям по договору социального найма предоставляется другое равнозначное по общей площади жилое помещение, поэтому даже нахождение на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях не дает права на получение жилого помещения большего размера, то есть по норме предоставления площади жилого помещения на каждого члена семьи. Кроме того, количество комнат в предоставляемом жилом помещении должно быть таким же, как в ранее занимаемом жилом помещении. Вместе с тем не допускается уменьшение жилой площади и количества комнат за счет увеличения общей площади жилого помещения, например, кухни, коридора и санузла. Другими словами, жилищные условия нанимателя не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями проживания. Однако на практике встречаются случаи, когда при переселении из аварийного жилья нанимателям предоставляется жилое помещение большего размера по сравнению с ранее занимаемым. При этом следует учитывать, что это является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления, и зависит от соответствующей финансовой возможности, предусмотренной местным бюджетом. Сказанное можно проиллюстрировать на одном из многочисленных примеров.

Иск заявлен о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилья в виде жилой комнаты.

Как усматривается из материалов дела, наниматель и его трое несовершеннолетних детей в связи со сносом аварийного дома были выселены из занимаемой ими комнаты в коммунальной квартире с предоставлением по договору социального найма другого благоустроенного жилого помещения в виде комнаты в коммунальной квартире, равнозначной по площади занимаемому жилому помещению.

Исковые требования были удовлетворены, а в удовлетворении встречного иска нанимателя о предоставлении отдельной квартиры было отказано. При этом суд исходил из того, что жилое помещение взамен занимаемого предоставляется не в связи с улучшением жилищных условий.2

Следует учитывать, что ст. 89 ЖК РФ лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, поэтому согласно положениям ст.

18 Конституции РФ реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием предполагает обязанность судов при применении положений ст.

89 ЖК РФ исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности предоставляемого нанимателям определенного жилого помещения. Рассмотрим один из примеров.

Иск заявлен о выселении из жилого помещения с предоставлением другого жилья в виде жилой комнаты в коммунальной квартире.

В обоснование своих требований орган местного самоуправления сослался на то, что ответчики проживают на основании договора социального найма в жилом помещении, расположенном в доме, который подлежит отселению в связи со сносом, согласия на переселение в другое благоустроенное жилое помещение ответчики не дали.

В свою очередь ответчики полагают, что истец пытается выселить их в ветхое здание с износом 40%, при этом предоставляемая комната не является благоустроенным жилым помещением, так как находится в общежитии коридорного типа.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд указал на то, что предоставление гражданам в связи со сносом дома другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.3

Почему буксуют программы

Как показывает практика, к основным причинам несвоевременного выполнения мероприятий, предусмотренных региональными программами по переселению нанимателей из аварийного жилищного фонда, можно отнести следующие:

–невозможность предоставить равнозначную по площади квартиру в связи с отсутствием таковой в соответствующем районе муниципального образования;

–невозможность предоставить равнозначную по площади комнату(ы) в коммунальной квартире, поскольку квартиры такого типа уже не возводятся.

Эти причины порождают лавину несправедливости при переселении нанимателей из аварийных домов.

Так, в одних случаях гражданам, нуждающимся в социальной защите, по договору социального найма в порядке ст.

89 ЖК РФ предоставляется комната(ы) в коммунальной квартире, равнозначная по общей площади ранее занимаемой, а в других случаях, когда в жилищном фонде отсутствуют свободные комнаты, – квартира.

Подводя итог, хотелось бы отметить, что в целях обеспечения равной защиты прав нанимателей, переселяемых из аварийных коммунальных квартир, необходимо внести изменения в императивные нормы, регулирующие порядок предоставления жилого помещения при переселении нанимателей из аварийного жилищного фонда. Представляется, что такие изменения частично помогут решить проблему с коммунальными квартирами как не соответствующими понятию благоустроенности.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/354540/

Криминальный мир
Добавить комментарий