Понятие о судебной коллегии, судебном составе

Конституционное право (1-93 01 01, 1-93 01 03): Теоретический материал (Вопрос 1. Понятие судебной власти и конституционные принципы правосудия. Система судебной власти в Республике Беларусь)

Понятие о судебной коллегии, судебном составе
sh: 1: –format=html: not found

ВОПРОС1. ПОНЯТИЕ СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ ИКОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ. СИСТЕМА СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В РЕСПУБЛИКЕБЕЛАРУСЬ 

В соответствии со ст. 109 Конституции Республики Беларусь судебная властьв Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленномпорядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительнойвласти.

Конституция РБ судебной власти отводит одно из центральных мест, так какправосудие занимает важнейшее место среди правоохранительной деятельностигосударства.

Правовой основой судебной власти являются Конституция Республики Беларусь(глава 6 «Суд» в разделе IV), Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 29 июня 2006 г.

№ 139-З, Закон Республики Беларусь «ОКонституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г. № 2914-XII (в ред.Закона Республики Беларусь от 15.06.2009 № 26-З), Декрет Президента Республики Беларусь от 29 ноября 2013 г.

№ 6 «Осовершенствовании судебной системы Республики Беларусь», а также иные нормативные акты.

Что же представляет собой судебная власть?

Судебная власть – это система независимых судов, наделенных властными полномочиями поокончательному разрешению от имени государства правовых споров, применению мергосударственного воздействия к лицам, виновным в совершении правонарушений.

Следует отметить, что судебные органы формируются путем назначения иизбрания.

Судебная власть обладает рядом признаков:

– судебная власть есть видгосударственной власти. Она осуществляется государственными органами (судами);

– судебная властьпринадлежит только судам, которые образуются в установленном Законом «О конституционномсудопроизводстве» порядке;

– независимость, самостоятельность,обособленность судебной власти. При отправлении правосудия суды независимы, чтозакреплено в ст. 110 Конституции;

– подзаконность. В ст. 112Конституции закреплено, что «Суды осуществляют правосудие на основе Конституциии принятых в соответствии с ней иных нормативных актов;

– др.

Основная задача судов – осуществлениеправосудия.

Правосудие – этоосуществляемая судами правоохранительная деятельность, связанная срассмотрением и разрешением гражданских, уголовных, административных ихозяйственных дел.

Принципы правосудия – это основные правовыеположения, определяющие организацию и деятельность судебной власти.

Они получили законодательное закрепление в Конституции РеспубликиБеларусь и Кодексе РеспубликиБеларусь «О судоустройствеи статусе судей» от 29 июня 2006 г. № 139-З.

1. Принцип территориальностии специализации (ст.109 Конституции).

2. Принцип независимости судей и подчинение их только закону.

В ст. 110 Конституции РБ закреплено, что «судьи при осуществленииправосудия независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство вдеятельность судей по отправлению правосудия недопустимо и влечетответственность по закону».

Этот принцип обеспечивается:

-установлением законом порядка ихназначения и освобождения;

-неприкосновенностью судей;

-юридической процедуройосуществления правосудия;

-тайной совещания судей привынесении решений;

-ответственностью за неуважению ксуду;

-созданием необходимыхорганизационно-технических условий для деятельности судов.

3. Недопустимость совмещения судебной работы с предпринимательскойдеятельностью либо иной оплачиваемой работой, кроме преподавательской инаучно-исследовательской деятельностью(ст. 111 Конституции).

4. Сочетание коллегиального и единоначального рассмотрения дел в суде(ст. 113 Конституции).

5. Открытое разбирательство в суде (ст. 114 Конституции).

Слушание дел в закрытом судебном заседаниидопускается лишь в случаях определенных законом.

6. Осуществление правосудия на основе состязательности и равенствасторон (ст. 115 Конституции).

Этот принцип означает, что стороны в судебномпроцессе обладают равными правами. Ни один из участников процесса не имеетпреимущества перед другими. Функцией обвинения обладают государственныйобвинитель, потерпевший, а функцию защиту – обвиняемый, его законный представитель,защитник.

7. Обязательность судебных актов для всех граждан и должностных лиц (ч. 2 ст. 115 Конституции).

8. Право сторон на обжалование решений, приговоров и других судебныхрешений (ч. 3 с. 115Конституции).

Кроме названных существуют и другие принципы:обеспечении обвиняемом права на защиту; участие прокурора при рассмотрении делв суде; право выступать на родном языке и др.

Судебная система – это совокупность судов, осуществляющих правосудие натерритории Республики Беларусь в соответствии со своей компетенцией и вустановленном законом порядке.

В разных государствахструктура судебной системы не одинакова. Ее особенности во многом зависят отправовой системы, существующей в той или иной стране, формы ее территориальногоустройства, исторических традиций и т.д.

В каждой странесуществует, как правило, несколько видов судебных органов. Это суды общейюрисдикции, а также несколько разновидностей судов специальной юрисдикции,например, конституционной, административной, финансовой и т.д.

При этом встранах с англосаксонской правовой системой Верховный суд является не тольковысшим судом высшей юрисдикцией, но и последней инстанцией для всех судовспециальной юрисдикции.

Особенности судебных систем таких стран являются такжеотсутствие специализированных судов конституционной юрисдикции.

В европейских инекоторых других странах различные звенья судебной системы самостоятельны: судыобщей юрисдикции, а также судебные органы конституционной, административной ииной специальной юрисдикции имеют собственные высшие суды.

Особенности судебныхсистем ряда мусульманских стран является то, что наряду с государственнымисудами в них действует система шариатских судов, которые рассматривает дела наоснове принципов ислама.

В федеральныхгосударствах наряду с федеральными судами действуют суды субъектов федерации.Можно выделить централизованную и децентрализованную модели федеративныхсудебных систем.

Ярким примером децентрализованной судебной системы являютсяСША, где наряду с федеральными судами, система которых включает 4 уровня(верховный суд США, апелляционные суды, районные суды, а также мировые судьи),в каждом штате, федеральном столичном округе имеются собственные судебныесистемы, имеющие аналогичные уровни.

Примеромцентрализованной судебной системы, существующей в федеративном государстве,является судебная система ФРГ, где суды субъектов федерации одновременноявляются нижестоящими инстанциями федеральных судов.

В соответствии со ст.109 Конституции РБ система судов строится на принципах территориальности испециализации. Образование чрезвычайных судов запрещается. Ст. 116 Конституцииопределяет компетенцию Конституционного суда, а ст. 110, 115 Конституцииопределяют компетенцию общих и хозяйственных судов.

В систему судоввходят:

1. Конституционный Суд Республики Беларусь;

2. Система судов общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции состоит из:

-Верховного Суда;

-областных (Минский городской) судов,экономических судов областей (города Минска);

-районных (городских) судов.

В системе судов общейюрисдикции могут быть образованы специализированные суды (по деламнесовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые ииные).

Система общих судовстроится в соответствии с административно-территориальным делением РеспубликиБеларусь. Ее возглавляет Верховный Суд Республики Беларусь как высший судебныйорган, который осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общихсудов Республики Беларусь.

На основанииприведенного перечня судов можно утверждать, что суды, входящие в судебнуюсистему, различаются объемом компетенции, а суды, занимающие одинаковое место всудебной системе, относятся к одному звену судебной системы. Основное (первое)звено составляют районные (городские) суды, среднее (второе) звено – областныесуды и Минский городской суд. Верховный Суд Республики Беларусь образует высшее(третье) звено судебной системы.

СУДЫ ПЕРВОЙ И ВТОРОЙ ИНСТАНЦИИ.

С построением судебнойсистемы тесно связаны понятия «подсудность» и «инстанция». Под подсудностьюпонимается разграничение компетенции между судами по рассмотрению дел. 

Под инстанциейпонимается судебный орган (суд), который выполняет определенные функции поосуществлению правосудия: принятие решений по существу, проверка законности иобоснованности этих решений. По компетенции различают суды I-ойи II-ой инстанции.

Суд первой инстанцииуполномочен принимать решение по существу конкретного дела. Он исследуетдоказательства в судебном заседании, выносит решение. В зависимости отподсудности в качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, в т. ч.и Верховный Суд РБ.

Суд второй(кассационной) инстанции на основании кассационного протеста прокурора илижалоб заинтересованных лиц проверяет законность и обоснованность решений судовпервой инстанции, не вступивших в законную силу. Эти решения вступают в силу втечение 10 суток.

В этот срок можно обжаловать (опротестовать) решение суда.Суд второй инстанции вправе отменить или изменить решение или прекратитьпроизводство по делу.

Областные суды и Минский городской суд являются судамивторой инстанции по отношению к районным (городским) судам.

В уголовномсудопроизводстве широкое признание получил термин «надзорная инстанция». К нейотносятся суды, наделенные правом проверять законность и обоснованностьвступивших в законную силу решений судов первой инстанции, а также решенийсудов кассационной инстанции или нижестоящей надзорной инстанции. Например,Верховный Суд РБ в отношении областных судов и Минского городского суда.

СУДЕБНЫЕ АКТЫ.

Суды в рамках своейкомпетенции выносят:

– постановления,

– решения;

– приговоры (обвинительныйили оправдательный);

– определения.

Судебные постановленияявляются обязательными для всех граждан и должностных лиц.

Стороны и лица,участвующие в процессе, имеют право на обжалование решений, приговоров и другихсудебных постановлений.

Источник: http://sdo.institutemvd.by/mod/book/view.php?id=4817&chapterid=5375

Коллегии Верховного Суда Российской Федерации

Понятие о судебной коллегии, судебном составе

Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ
“О Верховном Суде Российской Федерации”

Статья 8. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации 1.

Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации действует в составе председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, заместителя председателя Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и десяти членов Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации из числа судей Верховного Суда Российской Федерации, избираемых Пленумом Верховного Суда Российской Федерации по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации сроком на пять лет в порядке, установленном Регламентом Верховного Суда Российской Федерации. 2. Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации: 1) рассматривает в качестве суда второй (апелляционной) инстанции в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела, подсудные Верховному Суду Российской Федерации, решения по которым в качестве суда первой инстанции вынесены судебными коллегиями Верховного Суда Российской Федерации; 2) рассматривает в пределах своих полномочий дела по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; 3) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; 4) осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами. 3. Деятельность Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации организует ее председатель, который председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Статья 9. Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации

1. Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации формируются в составе заместителей Председателя Верховного Суда Российской Федерации – председателей судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации и судей этих коллегий. 2. Председатель Верховного Суда Российской Федерации в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. 3. В судебных коллегиях Верховного Суда Российской Федерации формируются судебные составы из числа судей, входящих в состав соответствующей судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. 4. Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации формируются Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года. 5. Судебные составы судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года. Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава неоднократно.

Статья 10. Компетенция судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации

Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации: 1) рассматривают в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам дела, отнесенные к подсудности Верховного Суда Российской Федерации; 2) рассматривают в пределах своих полномочий в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации дела в апелляционном и кассационном порядке; 3) обращаются в Конституционный Суд Российской Федерации на основании части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; 4) обобщают судебную практику; 5) осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Статья 11. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

1. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации рассматривает дела: 1) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и по обращениям Председателя Верховного Суда Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в случаях, если Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков; 2) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о наложении дисциплинарных взысканий на судей; 3) по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации о результатах квалификационной аттестации судей. 2. Дисциплинарная коллегия Верховного Суда Российской Федерации действует в составе заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации – председателя Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и шести членов коллегии из числа судей Верховного Суда Российской Федерации, избираемых Пленумом Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации тайным анием с использованием бюллетеней и при соблюдении конкурсного подхода. 3. Деятельность Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации организует заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации – председатель Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, который председательствует в судебных заседаниях, информирует Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Верховного Суда Российской Федерации о деятельности Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации и осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

4. Организация деятельности Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации определяется положением о Дисциплинарной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, утверждаемым Пленумом Верховного Суда Российской Федерации.

Источник: http://www.supcourt.ru/about/structure/223/

Судебная система Республики Беларусь

Понятие о судебной коллегии, судебном составе

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:

  • социально-экономические и политические права граждан;
  • конституционный строй Республики Беларусь;
  • государственные и общественные интересы;
  • права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.

Система судов

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

  1. Системы судов общей юрисдикции.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

Судоустройство в Республике Беларусь определяется:

Система судов общей юрисдикции

Система судов общей юрисдикции состоит из:

  1. Верховного Суда Республики Беларусь;
  2. областных (Минского городского) судов;
  3. экономических судов областей (города Минска);
  4. районных (городских) судов.

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов.

Он состоит из:

  • первого заместителя Председателя;
  • заместителей Председателя;
  • судей Верховного Суда Республики Беларусь

и действует в составе:

  • судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь; 
  • судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь; 
  • судебной коллегии по экономическим делам; 
  • судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь; 
  • Президиума Верховного Суда Республики Беларусь; 
  • Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь:

  1. Рассматривает в пределах своей компетенции дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а также жалобы (протесты) на постановления областных (Минского городского) судов и постановления экономических судов областей (города Минска) по делам об административных правонарушениях.
  2. Рассматривает в соответствии с законодательными актами в пределах своей компетенции дела в апелляционном порядке.
  3. Вносит в Конституционный Суд Республики Беларусь предложения о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь.
  4. Изучает и обобщает судебную практику, ведет и анализирует судебную статистику судов общей юрисдикции и дает разъяснения по вопросам применения законодательства.
  5. Осуществляет контроль за исполнением нижестоящими судами постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
  6. Оказывает помощь судьям судов общей юрисдикции по применению законодательства.
  7. Разрабатывает предложения о совершенствовании законодательства.
  8. Изучает деятельность судов общей юрисдикции, заслушивает информацию председателей, первых заместителей, заместителей председателей и судей судов общей юрисдикции о деятельности соответствующих судов.
  9. Осуществляет организационное, материально-техническое и кадровое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также организационное и материально-техническое обеспечение органов судейского сообщества.
  10. Решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств, иностранными и международными организациями.
  11. Осуществляет иные полномочия.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:

  1. Рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские, уголовные и экономические дела.
  2. Рассматривает материалы обобщения судебной практики, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования судам общей юрисдикции разъяснения по вопросам применения законодательства.
  3. Обеспечивает приведение постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, признанных Конституционным Судом Республики Беларусь неконституционными, в соответствие с Конституцией Республики Беларусь, международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, законами, декретами и указами Президента Республики Беларусь.
  4. Рассматривает представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, содержащих разъяснения, законодательству.
  5. Рассматривает вопросы о внесении предложений о совершенствовании законодательства.
  6. Заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь о деятельности возглавляемых ими судебных коллегий, сообщения председателей нижестоящих судов о практике применения судами законодательства, исполнения постановлений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь по применению законодательства.
  7. Избирает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь секретаря Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, который освобождается от исполнения обязанностей по основной должности.
  8. Утверждает по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь Регламент Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
  9. Избирает Высшую квалификационную коллегию судей Верховного Суда Республики Беларусь из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь, представителей государственных органов, ученых-юристов, иных специалистов в области права, а также председателя и заместителя председателя Высшей квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь из числа членов этой коллегии, заслушивает информацию о деятельности Высшей квалификационной коллегии судей Верховного Суда Республики Беларусь.
  10. Утверждает порядок формирования и организации работы с резервом кадров на должности заместителей председателей, судей областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), председателей, заместителей председателей, судей районных (городских), специализированных судов.
  11. Осуществляет иные полномочия.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе:

  • Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
  • первого заместителя Председателя;
  • заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;
  • судей Верховного Суда Республики Беларусь.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь:

  1. Рассматривает в пределах своей компетенции в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам гражданские, уголовные и экономические дела.
  2. Рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, а также проекты постановлений, выносимые на рассмотрение Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.
  3. Рассматривает ходатайства о внесении предложений в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных правовых актов и в случае признания их обоснованными в десятидневный срок со дня принятия соответствующих решений обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь.
  4. Рассматривает инициативные обращения в порядке, предусмотренном Президиумом Верховного Суда Республики Беларусь.
  5. Рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь, председателей и судей нижестоящих судов.
  6. Заслушивает председателей судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь, председателей нижестоящих судов о деятельности соответственно судебных коллегий Верховного Суда Республики Беларусь, судов.
  7. Рассматривает и утверждает резерв кадров на должности заместителей председателей, судей областных (Минского городского) судов, экономических судов областей (города Минска), председателей, заместителей председателей районных (городских), специализированных судов.
  8. Рассматривает материалы о представлении к назначению на должности судей судов общей юрисдикции.
  9. Осуществляет иные полномочия.

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь.

Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально – в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.

Судам общей юрисдикции подведомственны уголовные дела и гражданские дела.

К числу гражданских дел относятся:

  • дела по спорам, возникающим из отношений:
    • отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды,  если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин;
  • дела, возникающие из административно-правовых отношений;
  • дела особого производства;
  • дела приказного производства;
  • иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Источник: http://pravo.by/gosudarstvo-i-pravo/sudebnaya-sistema/

Судебные коллегии верховного суда рф это

Понятие о судебной коллегии, судебном составе

Судебные коллегии Верховного Суда формируются из числа судей Верховного Суда в составе председателя и членов соответствующей судебной коллегии. Председатель в необходимых случаях вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.

В судебных коллегиях формируются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую судебную коллегию. Судебные составы формируются Председателем.

Судебные составы судебных коллегий возглавляют председатели судебных составов, назначаемые на должность Председателем Верховного Суда Российской Федерации сроком на три года.

Один и тот же судья может быть назначен на должность председателя судебного состава соответствующей судебной коллегии неоднократно. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его полномочия. Заместители председателя Суда. Председатели Судебных коллегий. Пленум в. РФ действует в составе Председателя в.

Участие Генерального прокурора РФ в работе Пленума обязательно. В заседаниях Пленума по приглашению Председателя Верховного Суда РФ могут участвовать судьи, члены Научно-консультативного совета при Верховном Суде РФ, представители министерств, государственных комитетов, ведомств, научных учреждений и других государственных и общественных организаций.

Полномочия ПВС РФ:1 рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики, представления Ген.

Председатель ныне Лебедев Вячеслав Михайлович Полномочия председателя ВС: 1 приносит в пределах и порядке, установленном законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;2 вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам;3 организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;;4 созывает Пленум ВС,Президиум ВС5 аспределяет обязанности между заместителями Председателя ВС РФ.

Заседания Президиума ВС РФ проводятся не реже одного раза в месяц и правомочны при наличии большинства членов Президиума. Постановление Президиума принимается большинством членов Президиума, участвующих в заседании, и подписывается Председателем ВС РФ. Президиум ВС РФ1 в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;.

Рассмотрение дел в Кассационной коллегии ВС осуществляется судебными составами. Судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии, в период между ее заседаниями участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии либо Президиума ВС РФ с соблюдением требования о недопустимости повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.

Кассационная коллегия ВС:1 рассматривает в к-ве суда второй инстанции гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления, вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией ВС в качестве суда первой инстанции;2 рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь открывшимся обстоятельствам.

Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия ВС РФ рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Файловый архив студентов. Логин: Пароль: Забыли пароль? Email: Логин: Пароль: Принимаю пользовательское соглашение. FAQ Обратная связь Вопросы и предложения. Добавил: Upload Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам. Московский государственный юридический университет им. Скачиваний: Соотношение судебной власти с другими ветвями государственной власти.

Суд как орган судебной власти. Понятие, значение и система принципов правосудия. Независимость судей и подчинение их только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах.

Система судов общей юрисдикции общая характеристика. Суды первой инстанции. Состав районного суда. Председатель районного суда, его права и обязанности.

Верховный суд республики, краевой областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа: состав, структура, полномочия.

Гарнизонный военный суд. Состав и полномочия. Состав, порядок формирования, полномочия. Верховный Суд Российской Федерации. Структура и полномочия. Судебные коллегии Верховного Суда Российской Федерации. Мировые судьи. Понятие, порядок назначения избрания и полномочия. Требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности.

Независимость и неприкосновенность судьи. Органы и полномочия. Место в судебной системе. Состав суда. Федеральная служба судебных приставов. Органы предварительного следствия.

Их задачи, система, полномочия. Органы дознания. Их задачи, система и полномочия. Прокурорский надзор за исполнением законов общий надзор. Предмет надзора и полномочия прокурора. Военная прокуратура.

Понятие, задачи, система.

Прокуратура района и приравненные к ней прокуратуры. Их состав. Федеральный закон от 31 мая г. Права и обязанности адвоката. Статус адвоката. Виды юридической помощи, оказываемой адвокатами. Система органов адвокатского самоуправления в Российской Федерации.. Система органов нотариата.

Вопрос Компетенция судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации: 1 рассматривают в качестве суда первой инстанции дела, отнесенные к их подсудности федеральными законами; 2 рассматривают в пределах своих полномочий дела в апелляционном, кассационном порядке и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам; 3 вправе обратиться на основании части 4 статьи Конституции Российской Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о конституционности закона, подлежащего применению в конкретном деле; 4 обобщают судебную практику; 5 осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами.

Пленум верховного суда РФ. Председатель верховного суда РФ.

Председатель ныне Лебедев Вячеслав Михайлович Полномочия председателя ВС: 1 приносит в пределах и порядке, установленном законом, протесты на решения, приговоры, определения и постановления по судебным делам;2 вправе приостановить исполнение решений, приговоров, определений и постановлений по судебным делам;3 организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу судебной статистики;;4 созывает Пленум ВС,Президиум ВС5 аспределяет обязанности между заместителями Председателя ВС РФ Президиум верховного суда РФ.

Судебные коллегии. Кассационная коллегия.

Президиум ВС РФ1 в пределах своих полномочий рассматривает судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам; 2 рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики, анализа судебной статистики;3 рассматривает вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата ВС РФ4 оказывает помощь нижестоящим судам в правильном применении законодательства, координируя эту деятельность с Минюстом РФ; Кассационная коллегия ВС РФ состоит из председателя Кассационной коллегии, 12 членов из числа судей ВС РФ и утверждается Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента,основанному на представлении Председателя ВС РФ и положительном заключении квалификационной коллегии судей ВС РФ.

Соседние файлы в папке Ответы на билеты по зачетам и экзаменам.

Источник: https://usluga.okd1.ru/zakon/sudebnye-kollegii-verhovnogo-suda-rf-eto/

Конституционный Закон «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»

Понятие о судебной коллегии, судебном составе

Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года № 132-II
О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан

(с изменениями и дополнениями по состоянию на 22.12.2017 г.)

Раздел 1. Общие положения

Статья 1. Судебная власть

1. Судебная власть в Республике Казахстан принадлежит только судам в лице постоянных судей, а также присяжных заседателей, привлекаемых к уголовному судопроизводству в случаях и порядке, предусмотренных законом.

Правосудие в Республике Казахстан осуществляется только судом.

Запрещается издание законодательных актов, предусматривающих передачу исключительных полномочий суда другим органам.

Никакие иные органы и лица не вправе присваивать себе полномочия судьи или функции судебной власти.

Обращения, заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими другими органами, должностными или иными лицами.

2. Судебная власть осуществляется от имени Республики Казахстан и имеет своим назначением защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, обеспечение исполнения Конституции, законов, иных нормативных правовых актов, международных договоров Республики.

Каждому гарантируется судебная защита от любых неправомерных решений и действий государственных органов, организаций, должностных и иных лиц, ущемляющих или ограничивающих права, свободы и законные интересы, предусмотренные Конституцией и законами Республики.

Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела с соблюдением всех требований закона и справедливости компетентным, независимым и беспристрастным судом.

Судебная власть осуществляется посредством гражданского, уголовного и иных установленных законом форм судопроизводства.

3. Судьи при отправлении правосудия независимы и подчиняются только Конституции и закону. Не допускается принятие законов или иных нормативных правовых актов, умаляющих статус и независимость судей.

Какое-либо вмешательство в деятельность суда по отправлению правосудия недопустимо и влечет ответственность по закону. По конкретным делам судьи не подотчетны. Обращения по судебным делам, поданные вопреки установленному порядку судопроизводства, а также по вопросам, не входящим в компетенцию суда, оставляются судом без рассмотрения или направляются в соответствующие органы.

Проявление неуважения к суду или судье влечет установленную законом ответственность.

Судебные акты и требования судей при осуществлении ими полномочий обязательны для исполнения всеми государственными органами и их должностными лицами, физическими и юридическими лицами. Неисполнение судебных актов и требований судьи влечет установленную законом ответственность.

Статья 2. Символы государственной власти

1. На зданиях судов и в залах судебных заседаний устанавливается Государственный Флаг Республики Казахстан и размещается Государственный Герб Республики Казахстан.

2. Судьи осуществляют правосудие в судейских мантиях, форма и описание которых утверждаются пленарным заседанием Верховного Суда.

Статья 3. Судебная система

1. Судебную систему Республики Казахстан составляют Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды, учреждаемые в соответствии с Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом.

Учреждение специальных и чрезвычайных судов под каким-либо названием не допускается.

2. К местным судам относятся:

1) областные и приравненные к ним суды (городской суд столицы Республики, городские суды городов республиканского значения);

2) районные и приравненные к ним суды (городской суд, межрайонный суд).

3. В Республике Казахстан могут создаваться другие суды, в том числе специализированные суды (военные, финансовые, экономические, административные, по делам несовершеннолетних и другие).

3-1. Специализированные суды образуются Президентом Республики Казахстан со статусом областного или районного суда.

4. Верховный Суд Республики Казахстан, местные и другие суды имеют печать с изображением Государственного Герба Республики Казахстан и своим наименованием.

5. Особый статус имеет суд Международного финансового центра «Астана», не входящий в судебную систему Республики Казахстан.

 Статья 4. Единство судебной системы

Единство судебной системы Республики Казахстан обеспечивается:

1) общими и едиными для всех судов и судей принципами правосудия, установленными Конституцией, настоящим Конституционным законом, процессуальными и иными законами;

2) осуществлением судебной власти в единых для всех судов формах судопроизводства, установленных законами;

3) применением всеми судами действующего права Республики Казахстан;

4) законодательным закреплением единого статуса судей;

5) обязательностью исполнения на всей территории Казахстана вступивших в законную силу судебных актов;

6) финансированием всех судов только из республиканского бюджета.

Предусмотренные настоящей статьей требования не распространяются на суд Международного финансового центра «Астана».

Статья 5. Законодательство, определяющее порядок деятельности судов и статус судей в Республике Казахстан

Судоустройство и статус судей, а также порядок отправления правосудия в Республике Казахстан определяются Конституцией, настоящим Конституционным законом и другими законодательными актами Республики Казахстан.

Раздел 2. Судебная система

Глава 1. Районные и приравненные к ним суды

Статья 6. Образование районных и приравненных к ним судов

1. Районные и приравненные к ним суды (далее – районные суды) образуются, реорганизуются, переименовываются и упраздняются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.

Президент Республики Казахстан может образовать в нескольких административно-территориальных единицах один районный суд или в одной административно-территориальной единице несколько районных судов.

2. Общее число судей для районных судов утверждает Президент Республики Казахстан по представлению Председателя Верховного Суда, согласованному с Высшим Судебным Советом.

3. Количество судей для каждого районного суда устанавливается Председателем Верховного Суда по согласованию с Высшим Судебным Советом на основании представления уполномоченного органа по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности Верховного Суда, местных и других судов (далее – уполномоченный орган).

Статья 7. Состав районного суда

1. Районный суд состоит из председателя и судей, назначаемых в установленном Конституцией и настоящим Конституционным законом порядке.

Если по штату в районном суде предусмотрен один судья (односоставный суд), он осуществляет полномочия председателя этого суда.

Источник: http://sud.gov.kz/rus/content/konstitucionnyy-zakon-o-sudebnoy-sisteme-i-statuse-sudey-respubliki-kazahstan

Криминальный мир
Добавить комментарий