Получения статуса налогового резидента

Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru

Получения статуса налогового резидента

Налоговый резидент – любое лицо, которое по законодательству государства подлежит в нем налогообложению на основе своего местожительства, своего постоянного местопребывания, места своей регистрации в качестве юридического лица, места нахождения своего руководящего органа или иного аналогичного критерия.

Для налоговых резидентов своей страны, государства устанавливают одни правила налогообложения, а для нерезидентов несколько иные.

В Российской Федерации налоговыми резидентами признаются физические лица и организации.

Налоговый резидент РФ – физическое лицо

В целях исчисления налога с доходов физических лиц налоговые резиденты – это граждане, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.

Если гражданин выехал за границу для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения, а также для исполнения трудовых или иных обязанностей, связанных с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья, то период его нахождения в РФ не прерывается.

Также независимо от фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами признаются российские военнослужащие, проходящие службу за границей, и сотрудники органов госвласти и местного самоуправления, командированные на работу за пределы РФ.

Отсчет 183 дней начинается с даты пересечения границы РФ.

Следовательно, лица, которые находятся на территории РФ менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев, не являются налоговыми резидентами РФ.

Это могут быть, например, иностранные туристы, приезжающие в Россию на отдых и экскурсии, студенты, приезжающие на учебу, лица, приезжающие на работу в РФ, и др.

При этом, наличие или отсутствие у физического лица гражданства РФ не имеет значения при определении его статуса в качестве налогового резидента РФ.

Иными словами, налоговыми резидентами РФ могут быть признаны и иностранный гражданин, и лицо без гражданства.

В свою очередь, российский гражданин может не являться налоговым резидентом РФ. 

Подтверждение статуса налогового резидента РФ

Налоговое законодательство РФ не устанавливает каких-либо правил подтверждения фактического времени нахождения гражданина в РФ и не предусматривает специального порядка определения его налогового статуса.

Документами, подтверждающими фактическое нахождение граждан на территории РФ, являются:

  • сведения из табеля учета рабочего времени;
  • копии страниц паспорта с отметками органов пограничного контроля о пересечении границы;
  • данные миграционных карт;
  • документы о регистрации по месту жительства (пребывания), оформленные в порядке, установленном законодательством РФ.

Статус налогового резидента РФ для целей уплаты НДФЛ

Присвоение каждому налогоплательщику статуса резидент (не резидент) устанавливает его обязанности по выплате налога в бюджет со своего дохода, влияет на виды и методы отчислений.

В общем случае доходы физических лиц независимо от их размера облагаются по ставке 13%.

Доходы от источников в РФ, полученные физическим лицом, не признаваемым налоговым резидентом РФ, подлежат налогообложению по ставке в размере 30%.

В отношении доходов в виде дивидендов от долевого участия в деятельности российских организаций, полученных таким физическим лицом, применяется налоговая ставка в размере 15%.

Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки при определении налоговой базы, нежели 13%, налоговые вычеты, включая стандартные вычеты, не применяются. То есть доход физического лица, не признаваемого налоговым резидентом РФ, облагается по повышенной ставке и не уменьшается на налоговые вычеты.

Налоговый резидент РФ – организация

Для целей уплаты налога на прибыль налоговыми резидентами Российской Федерации признаются следующие организации:

  1. российские организации;

  2. иностранные  организации,  признаваемые  налоговыми   резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, – для целей применения этого международного договора;

  3. иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено   международным договором по вопросам налогообложения.

При этом, российскими организациями признаются – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иностранными организациями признаются –  иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

При этом налоговые резиденты – организации исчисляют налог на прибыль исходя из прибыли, полученной не только на территории России, но и в иностранных государствах.

См. также:

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Налоговый резидент: подробности для бухгалтера

  • Критерии налогового резидентства физических лиц. Центр жизненных интересов … территории РФ, влекущего приобретение статуса налогового резидента РФ, введение критерия центра жизненных … территории РФ, влекущего приобретение статуса налогового резидента РФ,
    введение критерия центра жизненных … деле гражданин Бельгии был признан налоговым резидентом Франции на основании критерия … разрешению административных споров) признал лицо налоговым резидентом Франции на основании критерия центра … которого господин Дэвис был признан налоговым резидентом США.
    Данное дело демонстрирует …
  • Налоговые обязательства при найме иностранного экскурсовода … ?
    НДФЛ.
    Физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются плательщиками НДФЛ в … обозначенное физическое лицо не признается налоговым резидентом РФ, его доходы от источников …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за сентябрь 2019 года … образования юридического лица), которая признается налоговым резидентом Российской Федерации, и хотя бы … юридического лица), которая не признается налоговым резидентом Российской Федерации.
    При решении вопроса … налогоплательщика – акционера данного общества, являющегося налоговым резидентом Германии, возникает доход в размере … том числе и не являющемуся налоговым резидентом Российской Федерации, доходов за выполнение …
  • Инвестиционный налоговый вычет в 2020 году … центров;
    8) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
    Порядок применения ИНВ
    Согласно …
  • Сотрудник-нерезидент: исчисление НДФЛ … фактического времени нахождения в РФ налоговыми резидентами РФ признаются российские военнослужащие, проходящие … Из приведенных положений следует, что налоговые резиденты – это любые люди, которые … получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ.
    Каков порядок определения времени … получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, за исключением доходов, получаемых … , если указанные граждане признаются налоговыми резидентами РФ в соответствии с положениями …
  • НДФЛ в 2018 году: разъяснения Минфина России … гражданин Республики Беларусь, признаваемый налоговым резидентом Российской Федерации, вправе претендовать … обладает физическое лицо, являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, российский налоговый … характера, физическим лицом, являющимся налоговым резидентом Российской Федерации, производится по … физическим лицом, не признаваемым налоговым резидентом Российской Федерации, подлежат обложению … иностранного государства, не являющегося налоговым резидентом Российской Федерации, в виде …
  • Общие и специальные ставки по налогу на прибыль … доходов, полученных иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами РФ в порядке, установленном ст … иностранных организаций, самостоятельно признавших себя налоговыми резидентами РФ в порядке, предусмотренном п … исключением облигаций иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами РФ), которые на соответствующие даты …
  • Как направить работника на стажировку за границей … физического лица налоговым резидентом РФ.
    По общему правилу налоговыми резидентами признаются физические … России. Соответственно, не являются налоговыми резидентами РФ физические лица, не удовлетворяющие … , жилую недвижимость), следует признавать налоговыми резидентами РФ. Впоследствии Минфин в Письме … полученных физическим лицом, являющимся налоговым резидентом РФ, возлагаются на самого налогоплательщика … когда физическое лицо, являющееся налоговым резидентом РФ, получает доход от источника …
  • ГИД по налоговым поправкам для среднего бизнеса. Зима 2019 … для физических лиц, утративших статус налогового резидента РФ. Ведь при получении … при продаже имущества
    Продажа иностранным налоговым резидентом имущества, которым он владел … на Кипре, то не являетесь налоговым резидентом РФ. Это несёт массу … в отношении КИК, признавших себя налоговыми резидентами РФ Ранее было закреплено, … в РФ, самостоятельно признавшие себя налоговыми резидентами РФ, могут применить 0% … ®: иностранная компания, признавшая себя налоговым резидентом РФ по причине нахождения в …
  • Налог на прибыль в 2017 году. Разъяснения Минфина России … Федерацией с тем иностранным государством, налоговым резидентом которого является филиал иностранного банка … /2/75684
    В случае, когда налоговый резидент Российской Федерации выплачивает доход иностранному … такой доход (его часть), являющееся налоговым резидентом Российской Федерации, при наличии в … такой доход (его часть), является налоговым резидентом Российской Федерации, выплачивающее доход иностранной …
  • Международные холдинговые компании: особенности налогообложения … и иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами РФ;
    ставки по налогу … и иностранными организациями, признаваемыми налоговыми резидентами РФ, определены в новой … иностранные организации (ИО), признаваемые налоговыми резидентами РФ, формируют стоимость имущества (имущественных … или иностранной организации, признаваемой налоговым резидентом РФ.
    Что касается стоимости имущества … компаний и иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами РФ, признается период, начинающийся …
  • Деофшоризация, КИК и обмен налоговой информацией в 2017-ом году … счетах, (бенефициарными) владельцами которых являются налоговые резиденты России.  В перечень собираемой информации … двойного налогообложения распространяются ТОЛЬКО на налоговых резидентов договаривающихся стран, являющихся конечными выгодоприобретателями …
  • Международная группа компаний (МГК): новые понятия и новое администрирование … из критериев:
    признается налоговым резидентом РФ;
    не признается налоговым резидентом РФ, подлежит налогообложению … лица) не признается налоговым резидентом РФ;
    признается налоговым резидентом РФ, подлежит налогообложению … организацией, добровольно признавшей себя налоговым резидентом РФ, представили уведомление об … организацией, добровольно признавшей себя налоговым резидентом РФ, на которого возложена … МГК по государствам (территориям), налоговыми резидентами которых являются участники МГК, …
  • Правовой статус криптовалюты … доходы, получаемые физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ, от продажи иного имущества …
  • Работаем со странами, с которыми имеются международные соглашения об избежании двойного налогообложения: какими документами подтвердить … государств справки о подтверждении статуса налогового резидента соответствующей страны для применения положений … государств справки о подтверждении статуса налогового резидента соответствующей страны для применения положений … позволяют принимать документы, подтверждающие статус налогового резидента иностранного государства, без проставления апостиля …

Источник: //www.audit-it.ru/terms/taxation/nalogovyy_rezident.html

«Уважаемый налогоплательщик, теперь Вы – налоговый резидент!». Перспектива изменения критериев признания физического лица российским налоговым резидентом

Получения статуса налогового резидента

Что изменится?

30 сентября 2019 года Правительство Российской Федерации внесло на рассмотрение в Государственную Думу проект федерального бюджета на будущие годы, вместе с которым был представлен проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов. Главной новостью документа, которую подхватили ведущие деловые СМИ, стало предложение об обновлении правил приобретения статуса налогового резидента РФ для целей НДФЛ.

  • Во-первых, срок пребывания для получения статуса будет сокращен до 90 дней.
  • Во-вторых, в российские налоговые реалии будут интегрированы критерии центра жизненных интересов физических лиц (ввиду «возросшей в последние десятилетия мобильности физических лиц»).

То есть:

Раньше и сейчасВ скором времени
Кол-во дней, чтобы стать налоговым резидентом183 дня в календарном году90 дней в календарном году
Если дней меньшеНалоговую однозначно не интересует общемировой доходНалоговая заинтересуется, где у физического лица «центр жизненных интересов» – недвижимость, семья, доход и прочее. Если в РФ, лицо также признается налоговым резидентом

Критерии «центра жизненных интересов» взяты из действующих международных налоговых соглашений РФ.

Зачем?

Как заявлено в приложении к проекту основных направлений, данная мера «позволит вовлечь более широкий круг физических лиц в российскую налоговую юрисдикцию, получить преимущественное право на налогообложение в случае возникновения споров с другими юрисдикциями, затруднит недобросовестным налогоплательщикам уклонение от налогообложения в Российской Федерации».

Таким образом, российские налоговые обязательства, в том числе обязательства по уплате НДФЛ с нераспределенной прибыли контролируемых иностранных компаний (КИК), распространятся на гораздо большее число налогоплательщиков.

Возможно, предложенные меры станут одной из самых радикальных реформ порядка определения фискальной нагрузки и налогообложения НДФЛ физических лиц в России с 2001 года, когда была введена плоская 13-% шкала (и 30% для нерезидентов).

Путь к «центру жизненных интересов»

  • 2015 год – в России появляются правила КИК. Треть из 500 самых состоятельных российских предпринимателей покинули страну (провели в РФ менее 183 дней и стали нерезидентами) для ухода от налога на прибыль КИК (данные Forbes и Reuters)
  • Середина 2015 года – первая амнистия капиталов (как предложение раскрыть активы и вернуться). Ликвидационная льгота до конца 2017 года и возможность возврата активов из офшорных юрисдикций в личную собственность резидента без последствий по НДФЛ. Только 20% собственников (по данным ведущих юридических компаний) предпочли ликвидацию иным формам налогового планирования, к примеру – переводу активов на нерезидентов.
  • Конец 2015 года – ФНС впервые пытается применить критерий «центра жизненных интересов и постоянного жилища» на территории РФ (которое подтверждается фактом местонахождения собственности на территории РФ либо действующей постоянной регистрацией)[1]. Минфин России[2] признал критерии не подлежащими применению, его поддержал Конституционный Суд[3].
  • Февраль 2019 – заканчивается второй этап амнистии капиталов, большинство декларантов не репатриировало амнистированные активы в РФ (об этом писали СМИ)
  • Июнь 2019 – А. Силуанов отмечает, что Минфин рассматривает перспективу пересмотра критериев статуса налогового резидента
  • Октябрь 2019 – Минфин заявляет, что готов отложить реформу при наличии возражений и учесть возражения бизнеса

Как резидентов идентифицируют через центр жизненных интересов за рубежом?

Опыт многих иностранных юрисдикций подтверждает, что предлагаемые критерии соответствуют мировой практике. Отбрасывая иные важные факторы, тест количества дней и центра жизненных интересов за рубежом выглядит следующим образом (примеры США, некоторых стран ЕС, БРИКС, партнеров РФ по ЕАЭС):

СтранаКол-во дней в годуКакие критерии центра жизненных интересов применяются?
Австрия6 месяцевПреимущественное пребывание; гражданство (само по себе не критерий, но применяется в спорных ситуациях)
Армения183Дом или квартира, где проживает семья или находится личное или семейное имущество; экономические связи
Беларусь183Гражданство; вид на жительство
БельгияЭкономические связи; регистрация по месту жительства; место жительства семьи (если есть брак)
Болгария183Регистрация по месту жительства; место жительства семьи и экономические связи
Бразилия183Гражданство; рабочая виза; специальные правила для граждан стран МЕРКОСУР
Великобритания->Сложная система из нескольких тестов, которая одновременно учитывает количество проведенных дней (рабочих или выходных, от 31 дня до 183 дней); экономические связи; место жительства; место жительства семьи.
Венгрия183Гражданство; ПМЖ
ГерманияДоступное для пользования ПМЖ; преимущественное пребывание*
Греция183Местонахождения активов; гражданство; место жительства семьи**; социальное страхование
Дания6 месяцевПМЖ (в собственности или арендованное)
Индия182 (или 60, если за 4 года – более 365)Отсутствуют, но есть статус «резидента, но нерезидента по обыкновению» (9 из 10 предшествующих резидентству периодов (лет) – нерезидент или менее 729 дней за 7  предшествующих резиденству периодов (лет))
Ирландия183 (или 280 за два года; мин. 30 в одном)Отсутствуют, но есть статус «резидента по обыкновению», приобретаемый после трех лет резидентства. Лицо утрачивает статус «резидента по обыкновению» после трех лет вне резидентства.
Испания183***Экономические связи
Италия183Регистрация по месту жительства; преимущественное пребывание; место жительства семьи и экономические связи
Казахстан183Гражданство; вид на жительство; место проживания семьи; ПМЖ в личной или семейной собственности
Кипр60ПМЖ (в собственности или арендованное), экономические связи
Китай183Преимущественное пребывание; место жительства семьи и экономические связи; гражданство
Люксембург6 месяцевПреимущественное пребывание
Нидерланды1 год (только для экспатов)ПМЖ, место жительства семьи и экономические связи; регистрация по месту жительства; местонахождение банковских счетов и иных активов
Польша183Экономические связи
Португалия183Преимущественное пребывание
США183****Гражданство; Наличие «грин-карты»
Финляндия6 месяцевПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение трех лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)
Франция183Место жительства семьи и экономические связи
Чехия183ПМЖ (в собственности или арендованное)
Швеция6 месяцевПМЖ; преимущественное пребывание; гражданство (для целей сохранения в течение пяти лет статуса резидента за уезжающими за рубеж гражданами)

Источник: //taxsummaries.pwc.com

Важно: критерии формирования налоговой базы резидентов/нерезидентов/«резидентов по обыкновению» могут отличаться от юрисдикции к юрисдикции

* – на практике регистрация по месту жительства (прописка) может уже интерпретироваться немецкими налоговыми органами как признак резидента, преимущественное пребывание за рубежом придется доказывать

** – греческие налоговые органы могут также ориентироваться не на место жительства семьи, а на то, в какой стране семья чаще всего проводит отпуск

*** – срок отсутствия по причине пребывания в низконалоговой юрисдикции учитывается как пребывание в Испании

**** – в США учитывается 100% дней в текущем году; 2/3 дней в прошлом году; 1/3 – в позапрошлом году

Последствия введения новых критериев. Некоторые практические аспекты

1) Резко увеличится количество ситуаций двойного резидентства и необходимости их решать. Может быть дан старт судебной практике разрешения соответствующих споров, а также взаимосогласительным процедурам (как правило, длиною в несколько лет)

2) Существенно увеличится роль, количество случаев применения и интерпретации (в том числе, в рамках административной и судебной практики) tie-breaking rules и, в перспективе, взаимосогласительных процедур. При этом надо понимать, что в РФ в течение последующих нескольких лет эти вопросы будут  регламентироваться и отрабатываться «с нуля».

3) Модель агрессивного налогового планирования «резидент нигде» потеряет свою актуальность. «Гражданам мира» придется принять трудное решение – стать российским резидентом или разорвать связь со страной.

4) Возрастет административная нагрузка на налогоплательщиков

  • Существенно увеличится число поданных налоговых деклараций по форме 3-НДФЛ (декларации новых резидентов; зачеты налогов, уплачиваемых за рубежом)
  • Увеличится количество запросов сертификатов налогового резидента физическими лицами в иностранных юрисдикциях (нужно обосновывать отсутствие обязательств резидента в РФ)
  • Постоянно проживающие за рубежом «новые» резиденты столкнутся с техническими сложностями (придется вставать на учет в российской налоговой, переводить документы, оформлять доверенности)
  • Увеличится количество споров налоговых органов и физических лиц

Остаются вопросы

  • Является ли сегодня теоретически и практически возможным эффективное администрирование новых критериев для отслеживания «новых» резидентов?

С одной стороны, мы наблюдаем рост административных возможностей налоговых органов (CRS, MCAA), с другой – придется существенно увеличить административную нагрузку для межведомственного взаимодействия и автоматизировать процессы получения информации.

  • Повысится или снизится популярность инвестиционных ВНЖ и инвестиционных паспортов?
  • Как будет выглядеть административная процедура «поиска» новых налоговых резидентов?
  • Какие критерии будут выбраны как приоритетные?

Однозначных ответов пока нет.

                                                                         Краткие выводы

  • Российская Федерация следует общемировой практике для увеличения собираемости НДФЛ и количества налогоплательщиков
  • Двойное резидентство может стать актуальной проблемой для российских собственников
  • Новые правила могут значительно увеличить административную нагрузку налоговых органов, а их должная реализация потребует качественного повышения уровня администрирования налогоплательщиков – физических лиц
  • Главное – многим собственникам капитала придется вновь задуматься о персональном налоговом планировании. Если есть риск попасть в число «новых резидентов», задуматься стоит уже сейчас

Источник: //zakon.ru/blog/2019/10/9/uvazhaemyj_nalogoplatelschik_teper_vy__nalogovyj_rezident_perspektiva_izmeneniya_kriteriev_priznaniy

Получение справки о налоговом резидентстве РФ

Получения статуса налогового резидента

Налоговое резидентство — это принадлежность физического или юридического лица к налоговой системе того или иного государства. Принадлежность к налоговой системе физического лица, ИП и юридического лица существенным образом отличаются.

Так, физическое лицо становится налоговым резидентом, если будет пребывать на территории Российской Федерации в течение 183 дней за последние 12 месяцев. Причем, гражданство, места рождения и жительства физического лица не играют никакой роли.

В налоговом праве к индивидуальным предпринимателям применяется режим, регулирующий налоговые отношения с участием физических лиц, однако по вопросу резидентства применяется режим, больше похожий на режим организаций. Так, налоговым резидентом РФ может признаваться ИП, зарегистрированный на территории РФ.

Однако любые аналоги индивидуальных предпринимателей, зарегистрированные или иным образом законно осуществляющие предпринимательскую деятельность без организации юридического лица в иностранных государствах (Например, великобританский Sole Trader) не может быть признан налоговым резидентом РФ вне зависимости от места жительства, места получения дохода и других факторов. 

Что касается юридических лиц, то в РФ налоговыми резидентами признаются следующие организации:

1) российские организации;

2) иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами РФ в соответствии с международным договором РФ вопросам налогообложения, – для целей применения этого международного договора;

3) иностранные организации, местом управления которыми является РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ по вопросам налогообложения.

Местом управления иностранной организацией признается Российская Федерация при соблюдении хотя бы одного из следующих условий в отношении указанной иностранной организации и ее деятельности:

1) исполнительный орган (исполнительные органы) организации регулярно осуществляет свою деятельность в отношении этой организации из РФ.

Регулярным осуществлением деятельности не признается осуществление деятельности в РФ в объеме существенно меньшем, чем в другом государстве;

2) главные (руководящие) должностные лица организации преимущественно осуществляют руководящее управление этой иностранной организацией в РФ.

Зачем получать сертификат налогового резидента?

Все физические лица, ИП и юридические лица обязаны платить налоги с бизнеса, трудовой деятельности, комиссий, доходов с недвижимости и т.д. При этом не играет роли, где был получен доход – на территории государства резидентства или в другом государстве.

Однако, чтобы не оказалось так, что одно и то же лицо уплачивает налог дважды – в стране своего резидентства и в стране получения дохода, между государствами заключаются двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения. Россия является участником 80 таких договоров.

Именно для того, чтобы можно было применять данные Соглашения к полученным доходам за рубежом, получают Подтверждение статуса налогового резидента.

Справка о налоговом резидентстве может понадобиться:

  • вашим иностранным контрагентам;
  • иностранным компаниям, которым Вы предоставляете какие-либо услуги;
  • в случае, если вы получаете дивиденды от иностранной компании;
  • заключаете сделки с недвижимостью, находящейся на территории иностранного государства;
  • если Вы иностранный гражданин, работающий и получающий доход на территории РФ.

Если налогоплательщик не подтвердит статус налогового резидентства, то он будет обязан платить налог в обеих странах (в стране получения  дохода и в стране резидентства). Если он не уплатит налог, то к нему будут привлекаться к ответственности, вплоть до уголовной.

Как подтвердить статус налогового резидентства?

Статус налогового резидентства в Российской Федерации подтверждается справкой о налоговом резидентстве.

Для получения данной справки необходимо обратиться в МИФНС России по ЦОД с определенным пакетом документов.

Важно! Срок рассмотрения заявления налоговым органом составляет 30 календарных дней со дня поступления всех документов в налоговую.

Компания НОРД АУТСОРСИНГ имеет многолетний опыт работы в получении справок о налоговом резидентстве РФ для физических лиц, ИП и организаций.  Мы подготовим все необходимые документы и подадим их в налоговый орган, Вам останется лишь отправить нам необходимые для подготовки документы, которые у вас уже есть, и получить саму справку по почте.

Для получения более подробной информации свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом, указанным в разделе “Контакты”.

Источник: //nordoutsourcing.ru/service/yuridicheskie-uslugi/spravka-o-nalogovom-rezidentstve-rf/

Проблемы подтверждения статуса налогового резидента в России — МО АЮР РФ

Получения статуса налогового резидента

Правовой институт налогового резидентства является одним из центральных в налоговом праве. Он тесно связан с вопросами налоговой юрисдикции государств и, таким образом, обусловливает исчисление и уплату налогов.

В государствах, принадлежащих различным правовым семьям, используются различные подходы к определению налогового резидента. Здесь можно выделить главным образом такие принципы юрисдикции, как территориальный и резидентства.

В последнем случае налоговое законодательство является экстерриториальным: налогами облагаются не только доходы, полученные на территории государства, но и доходы, полученные за его пределами. В зарубежных странах институт налогового резидентства разработан с различной степенью детализации.

Зачастую для получения статуса резидента не требуется предоставление множества документов. Кроме того, сам статус резидента может действовать несколько лет, а нахождение лица на территории государства может быть относительно непродолжительным. В связи с этим важное значение придается получению статуса налогового резидента.

Однако при получении такого статуса в правоприменительной практике могут появляться различные вопросы, касающиеся: порядка исчисления сроков нахождения физических лиц на территории государства, процедурных аспектов подтверждения статуса налогового резидента, срока действия такого статуса и т.д.

//www.youtube.com/watch?v=sVR8nVUKER0

В целях определения особенностей подтверждения статуса резидента Российской Федерации был осуществлен эксперимент.

Автор в соответствии с Информационным сообщением о процедуре подтверждения статуса резидента Российской Федерации (далее – Информационное сообщение) составил заявление о подтверждении статуса налогового резидента Российской Федерации с приложением к нему таблицы расчета времени пребывания на территории Российской Федерации; копий всех страниц общегражданских российского и заграничного паспортов. В заявлении было указано, что такое подтверждение необходимо в связи с планируемым получением дополнительного образования во Франции (Гренобль). В Информационном сообщении содержится пункт, согласно которому для российских и иностранных физических лиц в МИ ФНС России по ЦОД среди прочего предоставляются копии документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве. К таким документам относятся: договор (контракт); решение общего собрания акционеров о выплате дивидендов; документы, подтверждающие право на получение пенсии из-за границы, а также иные документы. В связи с этим можно сделать два вывода: во-первых, Информационное сообщение не является нормативным правовым актом, следовательно, не порождает каких-либо прав и обязанностей, во-вторых, перечень документов является открытым. Поскольку предполагалось получение дополнительного образования во Франции, постольку не исключалось также и возможное получение доходов на территории Французской Республики. Вместе с тем такая гипотетическая ситуация не предполагает наличия документов, обосновывающих получение доходов в иностранном государстве, но и не исключает их появления в будущем во время получения дополнительного образования. Таким образом, представить такие документы в качестве приложения к заявлению не представилось возможным. Заявление с приложением было направлено в МИ ФНС России по ЦОД через экспедицию ФНС РФ.

В МИ ФНС России по ЦОД заявление было рассмотрено, и автор получил такой ответ.

«МИ ФНС России по ЦОД, рассмотрев заявление гражданина Российской Федерации Королёва Георгия Александровича по вопросу подтверждения статуса налогового резидента Российской Федерации в связи с планируемым получением дополнительного образования (Гренобль), сообщает.

В рамках реализации межправительственных конвенций (соглашений) об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты налогов (далее по тексту межправительственные соглашения) Министерство финансов Российской Федерации, как компетентный орган, уполномочило Федеральную налоговую службу подтверждать постоянное место пребывание (резидентство) в Российской Федерации физических лиц, юридических лиц и международных организаций, имеющих такой статус по законодательству Российской Федерации.

Федеральная налоговая служба определила МИ ФНС России по ЦОД в качестве исполнителя по выдаче справок о подтверждении статуса налогового резидента Российской Федерации в отношении физических лиц (российских и иностранных), российских организаций, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и международных организаций, имеющих такой статус по законодательству Российской Федерации, для целей применения межправительственных конвенций (соглашений).

В связи с тем, что цель Вашего обращения не соответствует полномочиям МИ ФНС России по ЦОД, рассмотреть его не представляется возможным».

Как видно из этого ответа большая часть его посвящена описанию компетенции МИ ФНС России по ЦОД по выдаче подтверждения статуса налогового резидента. В нем также упоминается круг субъектов, которым выдается такое подтверждение: физические лица, юридические лица, международные организации.

Очевидно, что автор относится к физическим лицам, следовательно, вправе получить подтверждение статуса налогового резидента Российской Федерации.

Исходя из последнего предложения ответа, у МИ ФНС России по ЦОД нет таких полномочий, что логически и содержательно противоречит предыдущим предложениям ответа.

В этом контексте ключевым понятием является «цели применения межправительственных соглашений». Следует отметить, что ни в ответе, ни в иных документах не содержится разъяснение термина «цель применения межправительственных соглашений».

Таким образом, здесь можно увидеть своеобразное творчество со стороны МИ ФНС России по ЦОД, когда, по сути, осуществляется официальное толкование такого термина, однако без должной мотивировки и ссылок на какие-либо нормативные правовые акты или акты применения норм права. Кроме того, в Положении о Федеральной налоговой службе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506, не содержится норм, управомочивающих ФНС РФ и его структурные подразделения осуществлять официальное толкование международных договоров, заключенных Российской Федерацией.

Таким образом, для определения объектов и цели международных договоров можно обратиться к нескольким документам.

Согласно Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации» «международный договор Российской Федерации» означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (ст.2). Эта дефиниция международного договора полностью совпадает в своих существенных признаках с определением международного договора, содержащегося в Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. В свою очередь Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. содержит несколько положений о цели и объекте международных договоров. Согласно ст. 18 Венской конвенции государство обязано воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели. Статья 19 Венской конвенции содержит положение, согласно которому государство может формулировать оговорки к договору, при условии, если оговорка не является несовместимой с объектами и целями договора. В соответствии со ст. 41 Венской конвенции два или несколько участников многостороннего договора могут заключить соглашение об изменении договора только во взаимоотношениях между собой, если оно не затрагивает положения, отступление от которого является несовместимым с эффективным осуществлением объекта и целей договора в целом. Согласно ст. 58 Венской конвенции два или несколько участников многостороннего договора могут заключить соглашение о временном приостановлении действия положений договора только в отношениях между собой, если возможность такого приостановления предусматривается либо не запрещается договором и не является несовместимым с объектом и целями договора. Таким образом, во всех указанных статьях термины объекта и цели договора являются основным критерием законности действий государств при реализации положений международных договоров.

Вопрос цели и объекта договора находится в непосредственной связи с толкованием международных договоров. Так, согласно ст. 31 Венской конвенции договор должен толковаться добросовестно в соответствии с обычным значением, которое следует придавать терминам договора в их контексте, а также в свете объекта и целей договора.

Для более полного понимания интерпретации целей и объектов международных договоров целесообразно обратиться к материалам Комиссии международного права ООН, касающихся оговорок к международным договорам1. Специальный докладчик по этой теме – А. Пеле – в десятом докладе (2005 г.

) выразил сложившееся мнение, что толкование объекта и цели международного договора следует проводить на основании принципа постоянства. Для определения содержания целей и объекта международного договора следует установить «существенные положения договора, которые составляют его raison d'être’».

Таким образом, по мнению Комиссии международного права ООН международный договор необходимо интерпретировать как целое, включая преамбулы и приложения.

Кроме того, могут приниматься во внимание все обстоятельства заключения международного договора: подготовительные документы, его наименование, статьи, определяющие структуру договора.

В связи с указанными моментами можно рассмотреть Конвенцию между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество от 26 ноября 1996 г. В ней институт резидентства определяется следующим образом. «1. Для целей настоящей Конвенции выражение «резидент Договаривающегося государства» означает любое лицо, которое по законодательству этого государства подлежит налогообложению в нем на основании его местожительства, постоянного местопребывания, места регистрации, местонахождения руководящего органа или любого другого критерия аналогичного характера. Однако это выражение не включает лиц, подлежащих налогообложению в этом государстве только в отношении доходов из источников в этом государстве или в отношении находящегося в нем имущества.

2. В случае, когда в соответствии с положениями пункта 1 физическое лицо является резидентом обоих Договаривающихся государств, его положение определяется следующим образом:

a) оно считается резидентом того государства, в котором оно располагает постоянным жилищем; если оно располагает постоянным жилищем в обоих государствах, оно считается резидентом того государства, в котором оно имеет наиболее тесные личные и экономические связи (центр жизненных интересов);

b) если государство, в котором это лицо имеет центр жизненных интересов, не может быть определено или если оно не располагает постоянным жилищем ни в одном из государств, оно считается резидентом того государства, где оно обычно проживает;

c) если оно обычно проживает в обоих государствах или если оно обычно не проживает ни в одном из них, оно считается резидентом того государства, гражданином которого оно является;

d) если оба государства рассматривают это лицо в качестве своего гражданина или если оно не является гражданином ни одного из них, то компетентные органы Договаривающихся государств решают этот вопрос по взаимному согласию».

Как нам представляется, в преамбуле рассматриваемой Конвенции содержатся объект и цели этого международного договора: «Правительство Российской Федерации и Правительство Французской Республики, желая заключить Конвенцию об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество, согласились о нижеследующем…». Следовательно, из текста Конвенции можно сделать вывод о ее цели и объекте. Объект – заключение Конвенции об избежании двойного налогообложения, цель –предотвращение уклонения от налогов и нарушения налогового законодательства в отношении налогов на доходы и имущество. В связи с этим, заявление о подтверждении статуса налогового резидента, направленное автором в МИ ФНС России по ЦОД полностью соответствовало цели указанной Конвенции, поскольку исключало уклонение от уплаты налогов и сборов.

Кроме того, в тексте Конвенции не содержится каких-либо норм, посвященных периодам времени, за которые может подтверждаться статус резидента. Следовательно, цель этой Конвенции не заключается в ограничении прав физических лиц в получении подтверждения этого статуса, а в максимальном содействии гражданам и резидентам Договаривающихся государств в вопросах налогообложения.

Косвенно этот вывод подтверждается в тех критериях резидентства, которые закреплены в ней. В частности, определяется, что лица могут быть одновременно гражданами обоих Договаривающихся государств (ст. 1). В таком случае особое значение приобретает не ограничение прав и законных интересов физических лиц, а, напротив, максимально разумное их расширение и детализация.

Следовательно, здесь могут преобладать диспозитивные нормы, расширяющие возможности выбора. В связи с этим, представляется целесообразной некоторая корректировка российского законодательства. В частности, для снятия лишних административных барьеров можно увеличить срок действия подтверждения статуса резидента РФ на два – три года.

Таким образом, снятие административных барьеров будет способствовать более эффективному применению налогового законодательства. Кроме того, возможна и дальнейшая дифференциация института резидентства. В частности, можно создать два основных вида налогового резидентства: постоянное и временное.

В последнем случае такой правовой режим будет благоприятствовать лицам, которые часто (несколько раз за налоговый период) посещают то или иное государство и имеют там источник дохода.

В настоящее время правоприменительная практика складывается так, что все, что не разрешено, оказывается запрещенным.

1 Special Rapporteur of the UN ILC A Pellet «Tenth Report on Reservations to Treaties, Addendum I» (14 June 2005) // UN Doc A/CN.4/558/Add.1.

Источник: //alrf.msk.ru/problemy_podtverzhdeniya_statusa_nalogovogo_rezidenta_v_rossii

Криминальный мир
Добавить комментарий