Получение жилья сиротой в другом регионе страны

Бесквартирных сирот уже на 45 тысяч больше

Получение жилья сиротой в другом регионе страны
Газета Экономика Печатная версия

29.05.2019 19:42:00

Растущая армия бездомной молодежи показывает настоящую заботу чиновников о демографии в РФ

Тэги: демография, детдомовцы, бездомные сироты, жилье. проверка, счетная палата

Полная Online-версия

Фото агентства городских новостей “Москва”

Российские власти говорят, что заботятся об увеличении численности населения. Но цену этим заверениям показывает шокирующая статистика растущей численности бездомных выпускников детских домов. За последнее десятилетие численность бесквартирных сирот в РФ постоянно увеличивается – несмотря на действующие обязательства властей по выдаче этим гражданам жилья. Сегодня общее число бывших детдомовцев, стоящих в очереди на предоставление жилья уверенно приближается к 300 тыс человек. Темпы же предоставления сиротам квартир продолжает снижаться. Сегодня лишь 10% очередников в итоге получают жилье. Подобное отношение к незащищенным слоям общества ставит под сомнение обозначение России как «социального государства». По данным Счетной палаты (СП) на сегодняшний день в очереди на получение жилья стоят почти 275 тыс. человек, а само расселение происходит крайне медленно. «Хотя на первый взгляд субсидии выделены – 33 млрд рублей, территорией занимаются», – заметила аудитор Счетной палаты РФ Светлана Орлова во время круглого стола по проблемам обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако по факту дети стоят в очереди по пять, по 10 лет, по 15 лет, продолжила Орлова. А если и предоставляется, то зачастую такое в котором невозможно жить. «Потому что это старое жилье, либо новое, которое разваливается», – подчеркнула она. При этом в 13 регионах РФ, по словам аудитора, проблема представления жилья детдомовцам особо остра. В СП основную проблему связывают с отсутствием жилья на рынке. «Второе, фонды для такого жилья, как для детей-сирот, не сформированы», – продолжают в СП. И ситуация с предоставлением жилья бывшим детдомовцам год от года продолжает ухудшаться. В той же Счетной палате сообщали, что на 1 января 2018 года в стране было свыше 258 тыс сирот, стоящих на учете по получению жилья. 65% из них были старше 18 лет. Несмотря на принимаемые меры, темпы предоставления жилья сиротам по-прежнему не успевают за темпами роста числа нуждающихся, делали вывод в СП.

При этом только за период с 2013 по 2015 годы численность стоящих в очереди сирот выросла на 15% – до 230 тыс. человек, сообщали ранее аудиторы. Численность детей-сирот, у которых право на обеспечение жилыми помещениями возникло и не реализовано, увеличилась за тот же период примерно на 21% – до 140,2 тыс. человек (см. «НГ» от 28.10.2016).

По данным Росстата, общая численность в стране детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 18 лет, имеющих право на социальную поддержку от государства продолжает увеличиваться. Если в 2011 году в РФ было около 297 тыс детдомовцев, то в 2018-м их численность перевалила за 480 тыс. Это значит, что в какой-то момент государству придется предоставить жилье и им тоже, а количество очередников при этом вполне может удвоиться. Подобные прогнозы вполне ожидаемы, если учесть какими темпами все-таки выдается сиротам их законное жилье. Так, в 2013-м получили жилье 23,7 тыс. детей-сирот, в 2014-м – около 28,3 тыс., в 2015-м – 26,9 тыс. чел, в 2016-м – 25,2 тыс, а в 2017-м – 27,2 тыс. Таким образом, лишь каждый десятый стоящий в очереди детдомовец в итоге получает жилье. То, что проблема год от года лишь ухудшается подтверждают и в самой Счетной палате. «Еще по итогам проверки 2016 года Счетная палата отмечала крайне низкие темпы обеспечения жильем детей-сирот. Прошло три года, а ситуация только ухудшилась. Если в 2015 году право на жилье не реализовали 79% детей-сирот, то в 2017 году – почти 83%», – замечала в январе на коллегии СП Светлана Орлова. В ведомстве Алексея Кудрина сетуют, что срок предоставления жилья детдомовцем не закреплен законодательно. В результате длительность ожидания жилья в отдельных регионах достигает 10 и более лет (в Кемеровской области – 12 лет, Забайкальском крае – 14 лет). «Забайкальский край в этом отношении вообще вопиющий пример. В 2016 году при числе очередников в 5 тысяч человек, и несмотря на выделение дополнительных средств из федерального бюджета, жилыми помещениями было обеспечено всего 19 детей-сирот, то есть в 260 раз меньше потребности», – подчеркивала Орлова. Отдельная проблема – низкое качество предоставляемого сиротам жилья. Чаще всего оказывается, что власти готовы выделить для сирот исключительно непригодное для жизни, аварийное жилье. К примеру, в одном из регионов сироту поселили в бывшую прачечную, переделанную под жилье, в другом субъекте РФ выпускников детдома поселили рядом с действующим лепрозорием. Некоторые, отчаявшись ждать квартиру, совершают преступление, дабы получить крышу над головой хотя бы в тюрьме. Мало того, эти непригодные для проживания метры могут приобретаться по заведомо завышенным ценам. В СП приводят в пример Кировскую область, где выявили покупку 131 квартиры для детей-сирот по ценам выше рыночных на сумму в 30 млн руб. Из выданных квартир – 22 являлись аварийными. При этом на сумму завышения можно было купить еще 47 квартир, обращают внимание в ведомстве. Причем значительная часть бывших воспитанников детских домов имеет на руках исполнительные листы. То есть ранее суды уже обязали местные власти предоставить сиротам законное жилье. В период с 2009 по 2017 годы количество судебных исков в связи с непредоставлением жилья сиротам, достигшим 18-летнего возраста, возросло в 18 раз, отмечают в ведомстве Кудрина. Рост судебных разбирательств привел к тому, что в 2016 году только в шести регионах жилье предоставлялось исключительно по судебным решениям, а в 2017-м – уже в девяти. Однако судебные решения зачастую нисколько не приближают детдомовцев к получению законной квартиры, которую они ждут по 10 лет. В то же время чиновники говорят, что главная проблема медленного выделения квартир для детей-сирот – недостаточность финансирования. «Несмотря на то, что ежегодно на эти цели выделяется более 30 млрд руб…, в некоторых регионах потребность в средствах превышает выделяемые объемы. На недостаточность средств указали более 30% регионов», – замечают в СП. В самом же ведомстве оценивают, чтобы обеспечить всех очередников жильем в короткие сроки потребуется почти 170 млрд руб, то есть в пять раз больше того, что выделяется обычно. Другой вопрос, если неэффективно расходуются меньшие суммы, то как сделать так, чтобы при увеличении финансирования средства действительно пошли на квартиры для сирот?

Бюджетные средства, предназначенных на покупку домов и квартир сиротам, действительно зачастую разворовываются, прямо признавали в Генеральной прокуратуре РФ. Только с 2014 по 2016 годы в ходе проверок было обнаружено свыше 83 тыс нарушений жилищных прав детей-сирот, говорили прокуроры (см «НГ» от 28.10.2016).

По мнению экспертов «НГ» сложившаяся ситуация сложно разрешима для властей на местах. «Фонда социального найма в стране очень мало, а освобождающееся жилье находится в плачевном состоянии», – признает старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Александра Бурдяк. Решить проблему могло бы строительство жилья. «Однако если в крупных городах в многоквартирной новостройке несколько квартир выделять для очередников, то субсидия может не покрыть их стоимость – фактическая цена квадратного метра будет выше среднерегиональной, заложенной в финансировании жилищных программ», – отмечает Бурдяк. В свою очередь в мелких населенных пунктах цены ниже, но многоквартирного жилья строится меньше и ожидание жилья может затянуться на годы, что и происходит, продолжает он. В то же время, ситуация с сиротами в стране лучше иных слов отражает реальный уровень развития общества, отмечает профессор Российского экономического университета им Плеханова Константин Ордов. «Социальное государство – это не лозунг, а система взаимодействия членов общества, выраженная в отношении к его самым незащищенным и нуждающимся в заботе и поддержке согражданам», – напоминает он.

По мнению ученого, рекордный профицит бюджета мог бы позволить поддержать стагнирующий строительный сектор в регионах, заменив выпадающий спрос со стороны граждан на приобретение готового жилья за госсчет. «Это позволит поддержать активность в мультиплипликативном строительном секторе и решить социальную проблему молодых и перспективных членов общества», – считает он.

Источник: http://www.ng.ru/economics/2019-05-29/1_7585_siroty.html

Как получить законное жилье от государства ребенку-сироте

Получение жилья сиротой в другом регионе страны

К сожалению, нет. Предоставление жилых помещений происходит из фонда местных властей. Следовательно, где ребенок вырос, там он и получает жилое помещение.

Ситуации бывают различными. Например, предоставление жилых помещений в домах, признанных аварийными, или помещений в которых ремонт не проводился с момента постройки дома. Бывают случаи, что предоставляемые жилые помещения просто заняты другими людьми, и выселить их оттуда практически невозможно.

В этом случае сиротам предоставляется разное жилье.

При отсутствии возможности предоставления постоянного жилья, органы власти предоставляют временное, например, общежитие, но до момента появления постоянного жилья. Если же не предоставляется никакое жилье, необходимо подготовить жалобу на действия или бездействия соответствующих органов в прокуратуру.

Жилые помещения могут быть предоставлены детям-сиротам в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Гражданский кодекс РФ предусматривает, что в тех случаях, когда законом допускается вступление в брак до достижения восемнадцати лет, гражданин, не достигший 18-летнего возраста, приобретает дееспособность в полном объеме со времени вступления в брак.

Таким образом, дети-сироты могут получить жилые помещения до достижения совершеннолетия, в том числе после заключения брака.

По общему правилу – да. В то же время жилые помещения также могут быть предоставлены детям-сиротам в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. Законодательством субъектов РФ могут быть предусмотрены иные случаи, когда жилые помещения предоставляются детям-сиротам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

Дети-сироты, достигшие возраста 18 лет и подавшие заявление в письменной форме на получение жилья, могут получить жилые помещения по окончании срока пребывания в образовательных и других организациях.

Право продажи жилого помещения, распоряжение им по своему усмотрению, принадлежит только собственнику. Учитывая указанное обстоятельство и изложенные в вопросе 10 основания и порядок приобретения права собственности на жилые помещения, предоставленные детям-сиротам, отчуждение такого имущества возможно только после перехода права собственности к такому лицу.

Принимая во внимание то обстоятельство, что жилые помещения предоставляются рассматриваемой категории лиц на основании договора найма специализированного жилого помещения, срок действия которого составляет пять лет, следовательно, до истечения указанного срока договора, приватизация жилого помещения не допускается.

По окончании срока действия договора найма орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с проживающим в нем лицом договор социального найма. После чего у такого лица возникает право на приобретение в собственность занимаемого жилого помещения в порядке приватизации.

Жилые помещения предоставляются по договору найма специализированного жилого помещения. Общий срок действия такого договора составляет 5 лет.

Если же будут выявлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости оказания содействия в решении трудной жизненной ситуации, по решению органа исполнительной власти субъекта РФ договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый 5-летний срок, но не более чем один раз.

Сам процесс оформления указанного договора (сроки и последовательность действий, иные особенности оформления и реализации договора) более детально регулируется законодательством конкретного субъекта РФ.

Следует также учитывать, что использование полученного жилого помещения по назначению будет контролироваться уполномоченным органом.

По общему правилу, с заявлением о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированного жилого помещения в письменной форме обращаются в календарном году, предшествующем году достижения детьми возраста 18 лет, законные представители детей-сирот.

В случае же достижения ребенком-сиротой возраста 18 лет, либо после приобретения им полной дееспособности до достижения указанного возраста, такой ребенок самостоятельно выступает заявителем.

Что касается сотрудников детского дома, то в силу норм Семейного Кодекса РФ, данные лица не могут являться представителями детей-сирот. Уполномоченным представителем в таком случае выступает орган опеки и попечительства.

Помимо соответствующего заявления, необходимо будет предоставить в уполномоченный орган следующие документы:

– паспорт;

– документ, подтверждающий статус сироты;

– документ, подтверждающий место жительства;

– документ, подтверждающий вступление в брак (при наличии);

– документ, подтверждающий отсутствие жилого помещения, закрепленного за сиротой (это выписка из ЕГРП о правах лица на объекты недвижимости)

-документ, подтверждающий окончание срока нахождения в образовательном или ином учреждении для детей-сирот, завершение профессионального обучения, окончание прохождения военной службы по призыву либо отбывания наказания в исправительных учреждениях;

– и иные документы.

Обращаем внимание, что перечень документов может варьироваться в зависимости от требований, предъявляемых законодательством субъектов РФ и их уполномоченных органов. Кроме того, некоторые документы запрашиваются в порядке межведомственного взаимодействия у соответствующих органов и организаций, и от заявителя не требуется их предоставление.

В каждом субъекте создается свой компетентный орган, рассматривающий данный вопрос.

Рассмотрим вопрос соответствующего обращения для получения квартиры на примере Москвы. Здесь вопросами предоставления жилых помещений детям-сиротам занимается Городская межведомственная комиссия по решению жилищных вопросов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Если ребенок-сирота воспитывается в семье, то с заявлением о предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы законный представитель должен обратиться в уполномоченный орган опеки, попечительства и патронажа в срок до 1 апреля календарного года, предшествующего году достижения ребенком возраста 18 лет.

Лица из числа детей-сирот, законные представители которых не обращались по вопросу обеспечения их жилыми помещениями, а также дети-сироты, приобретшие полную дееспособность до достижения ими возраста 18 лет, самостоятельно обращаются с заявлением о предоставлении жилого помещения.

Если вышеназванные требования не соблюдены, то ребенок-сирота имеет право отказаться от такого жилья и требовать предоставления жилого помещения, отвечающего вышеперечисленным требованиям.

В таком случае уполномоченной организацией в срок не позднее трех рабочих дней со дня проведения осмотра составляется акт о невозможности проживания в жилом помещении, и копия такого акта направляется на рассмотрение вопроса о подборе иного жилого помещения.

Отказ в предоставлении иного пригодного для жилья помещения можно оспорить в судебном порядке.

Прежде чем соглашаться на предложенную администрацией квартиру, необходимо проверить, чтобы соблюдался ряд требований.
Предоставляемое льготное жилье должно быть благоустроенным применительно к условиям населенного пункта, где оно располагается. Оно должно находиться в пределах того населенного пункта, в котором сирота имеет постоянную регистрацию.

Квартира или жилой дом должны быть обеспечены электроснабжением, водопроводом, канализацией, отоплением, а также ванной или душем, газовой или электрической плитой, горячим водоснабжением или газовой колонкой.

Все перечисленное должно находиться в рабочем состоянии. Если в населенном пункте отсутствуют централизованная система отопления, канализации, водоотведения, то в предоставляемом жилье оно может обеспечиваться другими средствами, например, газовой колонкой, уличным туалетом. В противном случае по закону жилье считается непригодным для проживания, и ребенок-сирота может от него отказаться.

Площадь жилья определяется на основе расчетной нормы, которая составляет 18 квадратных метров площади жилого помещения на одного человека.

Жилые помещения должны быть свободными от прав третьих лиц.

Если помещение предоставляется сироте после выезда предыдущих жильцов, то оно должно быть отремонтировано, заменены неисправные кухонные плиты, сантехническое и иное оборудование.

Квартиры не предоставляются в случае, если у детей-сирот имеется жилое помещение в собственности или они занимают его по договору социального найма.

Поскольку предоставление жилья сиротам граждан носит заявительный характер, то если по достижении ими 18 лет в течение 5 лет не будет подано заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, то по достижении возраста 23 лет сироты не смогут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право жилье.

Квартиры не предоставляются в случае, если у детей-сирот имеется жилое помещение в собственности или они занимают его по договору социального найма.

Поскольку предоставление жилья сиротам граждан носит заявительный характер, то если по достижении ими 18 лет в течение 5 лет не будет подано заявления о постановке на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья, то по достижении возраста 23 лет сироты не смогут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право жилье.

Да, все дети-сироты имеют право на жилье, независимо от того, воспитывались они в детском доме или были переданы на попечение родственникам.

Источник: https://realty.ria.ru/20160830/407905654.html

Дальневосточные сиротские «квадраты»

Получение жилья сиротой в другом регионе страны

ГЛАВНАЯ Аналитика 18.03.2018

Обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – обязанность государства, которая исполняется очень по-разному по всей стране.

Где-то на Дальнем Востоке проблем с этим фактически нет, но некоторые густонаселенные регионы ДФО из-за отсутствия системной работы и огромных очередей на жилье оказались в тупике, быстрый выход из которого способен без преувеличения “обрушить региональные бюджеты”.

EastRussia разбиралось в хитроумных чиновничьих схемах, причинах пробуксовки строек и обрушения зданий, а также отдельно – в ситуации, сложившейся в Приморье, где квартир ждут 6,5 тысяч человек.

primorsky.ru

БЛАГОПОЛУЧНЫЙ СЕВЕР Три дальневосточных региона могут служить образцом того, как региональные власти должны обеспечивать жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Так, вообще нет задолженности по этому показателю в Магаданской области. Колыма – один из лидеров в России. В прошлом году здесь планировали приобрести для выпускников детских домов 135 квартир. Большая часть из них должна была быть куплена в столице области – в этом регионе дети-сироты сами имеют право выбирать, где хотят жить, и чаще всего останавливают свой выбор на Магадане. Планы выполнены в полном объеме. В Камчатском крае программа по обеспечению жильем детей-сирот реализуется не менее успешно. Регион также занимает лидирующие позиции в рейтинге субъектов РФ. По итогам прошлого года в собственные квартиры въехали более 100 детей, оставшихся без попечения родителей. А всего, начиная с 2013 года, жильем на Камчатке обеспечены около 800 граждан этой категории. Причем большая часть квартир для сирот приобретается не в отдельных, специально для этого построенных домах, а в обычных жилых кварталах. Это способствует более быстрой и успешной социализации выпускников детских домов. На Сахалине ситуация обстоит настолько хорошо, что уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова сочла, что опыт региона может служить примером для всех остальных. Квартиры для детей-сирот здесь также приобретают в уже существующих жилых кварталах, и получают их практически все обратившиеся за помощью. Львиная доля средств на эти цели выделяется из областной казны. Так, в 2016 году было закуплено 258 квартир, в 2017 году – 220 квартир. 

НАПРЯЖЕНИЕ СОХРАНЯЕТСЯ

Существенно хуже обстоят дела в Амурской области. По итогам прошлого года больше всего средств было выделено на обеспечение жильем детей-сирот в столице региона. Однако отпраздновать новоселье смог лишь 41 житель Благовещенска. Чтобы сократить очередь из выпускников детских домов, были приняты дополнительные меры. В частности, в прошлом году при освоении бюджетных средств региону удалось сэкономить более 700 тысяч рублей. Эти деньги депутаты законодательного собрания Амурской области решили направить на улучшение ситуации с жильем для сирот.

Но, несмотря на все усилия, о прогрессе говорить рано. Так, лишь вмешательство прокуратуры помогло получить дом и прописку пяти выпускникам детских домов из Белогорского района.

Выросшие без попечения родителей амурчане уже завели собственных детей, но по-прежнему вынуждены были арендовать жилье. Лишь обращение в прокуратуру помогло снять квартирный вопрос.

Суд вынес решение в их пользу, и в 2017 году оно было исполнено.

https://www.youtube.com/watch?v=2FAeaAuSGTc

В Амурской области дети-сироты вообще чаще всего получают положенные по закону квадратные метры не в порядке живой очереди, а в порядке очереди, составленной из неисполненных решений суда. По чьему делу решение было вынесено раньше, тот первым и получит жилье.

Это признал даже губернатор региона Александр Козлов: «Сейчас практически во всех районных бюджетах тяжелая ситуация. Объемы финансовых средств ограничены. На сегодняшний день в администрации Свободного находятся 162 неисполненных судебных решения.

Размер финансирования в этом году позволит лишь обеспечить частично жильем детей-сирот, решения судов по которым были вынесены еще в 2013-2014 годах».

В Хабаровском крае без вмешательства прокуратуры также не обходится. Только после вмешательства правоохранительных органов к концу 2017 года удалось завершить строительство первой очереди жилого комплекса “Твердохлебово” под Хабаровском, в котором 50 квартир предназначалось для детей-сирот. Строительство началась в 2013-2014 годах, но из-за слабого контроля со стороны властей подрядчик использовал средства не по назначению, что привело к остановке стройки. Были возбуждены два уголовных дела: в отношении гендиректора застройщика ООО “Капитель” по факту растраты, в отношении бывшего министра строительства региона – по факту халатности. Обвинительные приговоры были вынесены в конце прошлого – начале этого года: предприниматель получил 4 года лишения свободы, экс-чиновник – 5,5 лет. Прокуратура края направила за прошлый год в суды 58 исков в защиту прав детей-сирот на обеспечение жильем.  На декабрь прошлого года на учете в министерстве жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края состояло почти 3,3 тыс. лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилье. Темпы строительства жилья пока не позволяют ликвидировать очередь: так, в 2018 году, по информации региональной прокуратуры, предполагалось построить не менее 450 квартир, но в ходе корректировке профильной госпрограммы эту цифру планируется довести до 580. С 2006 года хабаровское министерство ЖКХ предоставило выпускникам детских домов 1712 квартир. Тем, кто пока ожидает получения жилья, за счет регионального бюджета компенсируются расходы на аренду. В Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре им выплачивают по 10 тысяч рублей, в центрах районов – по 5 тысяч, в селах – по 2,7 тысячи рублей. Эта мера поддержки действует с 2014 года, ею воспользовались уже 1,2 тыс. человек.

ОЖИДАНИЕ ГОДАМИ

Наиболее тяжелое положение с жильем для детей-сирот сложилась в Приморском крае. Вице-губернатор Приморского края Константин Межонов признает, что проблема обеспечения жильем детей-сирот “пока еще остается одной из самых острых”: квартир ждет более 6,5 тыс. человек, и большинство из них – совершеннолетние. В регионе решили пойти по пути, уже опробованном в Хабаровском крае. В администрации Приморья с подачи краевой прокуратуры подготовили проект краевого закона о предоставлении ежемесячной компенсации из краевой казны расходов за наем или поднаем жилья на территории края, а депутаты предложили ввести упрощенный порядок передачи земли тем предпринимателям, кто готов поделиться частью квартир в построенных многоквартирных домах для детей-сирот. Пока же новые механизмы не заработали, в Приморье продолжат строить и покупать жилье для детей-сирот: Константин Межонов перечисляет планируемые к сдаче дома, в основном в поселках – не во Владивостоке. Вот только с этими действующими программами, как выяснили правоохранительные органы, не все так ладно, как кажется.  Летом 2017 года проверка прокуратуры выявила нарушения закона при покупке жилых помещений для детей-сирот за счет федерального и краевого бюджета. Распорядителем почти 660 миллионов рублей на 2017 год являлся департамент образования и науки, но подготовленных специалистов, умеющих работать с контрактной системой, в ведомстве не было. Пытаясь анализировать рынок недвижимости с помощью сайта бесплатных объявлений для определения начальной максимальной цены будущих контрактов, специалисты ведомства использовали объявления о продаже квартир по ценам значительно выше средних рыночных, рассказывает старший помощник прокурора Приморья Елена Телегина.  В результате почти по всем госконтрактам на покупку жилья для детей-сирот цены оказывались завышенными минимум на 30-50%, а то и вдвое, а объявления, на которые ориентировались чиновники, размещали анонимы. “На территории Партизанского городского округа в первом полугодии 2017 года сотрудники департамента приобрели пять квартир по цене контракта 1 179 345 рублей, в то время как аналогичные квартиры предлагались к продаже по ценам от 500 000 до 900 000 рублей”, – приводят пример в прокуратуре. В одном из поселков департамент приобрел за 973 тысячи рублей квартиру, купленную за три месяца до аукциона предыдущим собственником за 270 тысяч рублей при средней цене аналогичных объектов недвижимости в 400-600 тысяч рублей, приводит другой пример Елена Телегина. По этому факту возбуждено уголовное дело по подозрению в мошенничестве (ч. 3 ст. 159 УК РФ). Тем временем краевые власти получают от надзорного ведомства массовые иски в защиту прав детей-сирот на жилье: только с июля 2014 года по ноябрь 2017 года их было подано свыше 4,5 тысяч. В прошлом году администрация региона оштрафована по решению службы судебных приставов за неисполнение судебных решений по жилью для детей-сирот почти 4 тыс. раз на общую сумму 180,8 млн рублей. В январе этого года полномочия по приобретению жилых помещений для последующего предоставления детям-сиротам по представлению краевой прокуратуры были переданы департаменту земельных и имущественных отношений, но до 1 июля, в переходный период, вопросом продолжает заниматься департамент образования и науки. При этом средства на строительство жилья для детей-сирот в бюджете Приморья пусть и не в полном объеме, но есть. Проблема в другом. Например, на 2016 год департамент градостроительства краевой администрации мог распоряжаться суммой в 300,75 млн руб., предназначенной для строительства шести домов на 216 квартир. Но в итоге чиновники не освоили 71% средств, заключив лишь один контракт на строительство двух домов и три контракта – на разработку проектно-сметной документации. Региональное следственное управление СКР по материалами прокурорской проверки возбудило по этому факту уголовное дело по ч. 1 ст. 293 УК РФ, его расследование продолжается.  В департаменте градостроительства Приморья признают, что в 2017 году освоили лишь 42,52% средств, выделенных на строительство жилья для детей-сирот. Но ссылаются на объективные причины: невысокое качество работы муниципалитетов, подбирающих участки под будущее строительство, и долгие сроки предварительных процедур и работ. “С момента принятия комиссией решения об отборе земельного участка до выхода на этап строительно-монтажных работ необходимо минимум 230 дней. Эти сроки включают в себя 70 дней закупочных процедур на разработку проектно-сметной документации по привязке типового проекта к выбранному земельному участку, минимум 60 дней исполнения самого контракта, 30-60 дней на получение положительного заключения госэкспертизы, и еще 70 дней на закупки по этапу строительно-монтажных работ”, – объясняют в департаменте.  “Однако основной причиной неполного освоения бюджетных средств в 2017 году является тот факт, что в предыдущие годы прежним руководством департамента не проводилась комиссия по отбору земельных участков для строительства домов. В связи с чем не был определен план работы на очередной 2017 финансовый год”, – утверждают в ведомстве. Сейчас департамент отобрал 12 участков под строительство, тем самым сформировав план работы на 2018-2019 годы, уверяют чиновники. 

НЕ В СВОЮ КВАРТИРУ – А КУДА?

На эту статистику, впрочем, начинаешь смотреть другими глазами, когда вживую общаешься с записанными в очередь на получение жилья. 40-летняя Ирина (имя изменено. – EastRussia) только в прошлом году узнала, что имеет право на бесплатное получение жилья – когда оказалась в центре социальной поддержки населения для беременных девушек и мам с детьми «Живая надежда» в пригороде Владивостока. Ее мама умерла, когда девочке было 5 лет, отец, женившийся на другой женщине – когда было 16. Сын мачехи попросил выписаться, и начались скитания: работа на почте, замужество, смерть мужа, частная ферма, беременность. Сейчас вместе с годовалой дочкой Ирина уже девять месяцев живет в двухэтажном доме с мансардой. Здесь старенькая мебель – с миру по нитке, но при этом тепло, чисто и пахнет едой.  “Есть категория мальчишек и девчонок, выпускников детских домов, которым некуда пойти. Им исполнилось 18 лет, их из детского дома выпустили; в лучшем случае они поступили в учреждения профтехобразования с общежитиями. Но девочки, если они стали мамами, не смогли оставаться в общежитии. Во-вторых, многие из них побросали училища, разбрелись по городам и весям. Многим удалось в этой жизни определиться, найти себя, но не всем”, – говорит директор центра “Живая надежда” Александр Витальев. Сейчас у него живут восемь мам и 12 детей. Девушкам и женщинам помогают восстановить паспорта и другие документы, учат их готовить и вести бюджет, устраивают на работу. Здание досталось центру от гражданки Новой Зеландии Рейчел Хьюз, которая еще в 2008 году начала работать с приморскими беспризорниками, а потом уехала домой, но оставила “Живой надежде” дом.  Коллектив центра, способного принять до 15 мам, насчитывает шесть человек: кроме директора это два социальных работника, психолог, юрист и бухгалтер. Среди тех, кому они уже помогли, – 23-летняя Виктория с трехлетним сыном. Есть решение суда о том, что власти должны дать ей жильё в Большом Камне. Правда, сама девушка говорит, что хочет остаться во Владивостоке. Она училась в Уссурийске на  штукатура-маляра, потом на повара – лишь бы жить в общежитии, потом “пошла по гостям: то там переночевала, то там”. Сейчас снимает жилье за 20 тыс. руб. в месяц. “Вообще из моих знакомых детдомовцев жилье получили лишь несколько человек. И то – благодаря родным, друзьям, которые помогли выбить это жилье. Они тоже очень долго ждали, по 8-12 лет. Со мной вместе работает грузчик, которому уже 30 лет, и он до сих пор ждет квартиру”, – говорит Виктория.  Многие сироты хотели бы жилье во Владивостоке, что объяснимо, здесь вообще больше всего очередников – 854, по данным замглавы департамента образования края Натальи Василянской. Но в столице Приморья, в отличие от поселков и небольших городов, жилые объекты для этой категории граждан не строятся вообще. Правда, в департаменте градостроительства края говорят, что после окончания строительства “Комплекса Д” жилого микрорайона “Снеговая Падь” в 2019 году “будет рассмотрен вопрос о передаче в собственность Приморского края определенного числа квартир для включения в специализированный жилой фонд и последующей передачи лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей”.  Остается надеяться, что хотя бы с этой-то стройкой ничего плохого не случится.

Источник: https://www.eastrussia.ru/material/dalnevostochnye-sirotskie-kvadraty/

Имеет ли сирота право получить жилье по временной прописке

Получение жилья сиротой в другом регионе страны

Пост опубликован: Июнь 19, 2015

От: Елена
Тема: Социальное право
Регион: 69 — Тверская область

Обращение:

Имеет ли право сирота получить жилье по временной прописке.Обучается в Твери прописан г.Весьегонск.После обучения устроится на работу по основной прописке по специальности невозможно.Как быть.Подскажите.Спасибо Елена.Не оставляйте вопрос без ответа мы растеряны не зная как нам быть.

*Орфография и пунктуация авторов обращений и комментариев сохранены, редактированы персональные
данные авторов и третьих лиц в соответствии с законодательством о защите персональных данных.

Консультация юриста правового центра «Человек и Закон»

Уважаемая Елена.

В соответствии с ч.1 ст. 109.

1 Жилищного кодекса  РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда  по договорам найма специализированных жилых помещений (в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»).

Согласно ст.2 Закона Тверской области от 6 февраля 2013 г.

N 2-ЗО «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» порядок предоставления благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений устанавливается Правительством Тверской области.

Постановлением Правительства Тверской области от 26 февраля 2013 года № 62-пп «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» установлен «Порядок предоставления благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Тверская область» (далее Порядок).  Согласно п. 3 Порядка детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, территориальным органом уполномоченного органа исполнительной власти Тверской области в сфере опеки и попечительства (ТОСЗН), на территории которого находится место жительства указанных лиц, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на территории Тверской области.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Детям-сиротам предоставляются специализированные жилые помещения в виде отдельных жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

В случае невозможности предоставления включенным в список детям-сиротам благоустроенных жилых помещений в границах населенного пункта по месту их жительства, с согласия указанных лиц им предоставляются благоустроенные жилые помещения:

а) по месту их выявления и устройства под опеку (попечительство), в приемную или патронатную семью, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Тверской области;
б) по месту нахождения ранее закрепленного жилого помещения на территории Тверской области, в случае признания невозможным проживания ребенка-сироты в ранее закрепленном жилом помещении;
в) в другом населенном пункте в границах Тверской области.

В соответствии со ст. 20 Гражданского Кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Согласно ст. 2 Закона  РФ от 25.06.

1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда (служебное жилое помещение, жилое помещение в общежитии, жилое помещение маневренного фонда, жилое помещение в доме системы социального обслуживания населения и другие) либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Так называемая «временная прописка» студентов — это регистрация граждан, обучающихся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования, по месту пребывания в общежитиях (т.е. это место временного проживания).

Таким образом, место жительства и место пребывания это разные понятия.

Законодательством РФ и Тверской области, предусмотрено предоставление детям-сиротам жилого помещения только по месту их жительства (исключение только в случае невозможности предоставления по месту их жительства, см.

Порядок).  Возможность предоставления квартир сиротам, не по месту регистрации, а по выбору (например, по месту пребывания) в законодательстве не предусмотрена.

Источник: https://chelovek-zakon.ru/2015/06/19/pravovojkonsultant/imeet-li-sirota-pravo-poluchit-zhile-po-vremennoj-propiske/

Почему сироты остаются без жилья

Получение жилья сиротой в другом регионе страны

Госдума приняла закон по обеспечению квартирами детей-сирот и детей, оставшихся без родителей. Он направлен на упрощение порядка получения жилья выпускниками детских домов и начнет действовать в 2019 году.

Но финансовые проблемы останутся – у региональных властей слишком часто нет денег на выполнение соцобязательств.

Многим ли сиротам на Дальнем Востоке сегодня удается быстро получить положенные квартиры, выясняли корреспонденты “РГ”.

В прежние годы прокуратуре Якутии удавалось добиваться от местных властей 100-процентного выделения средств на строительство или покупку жилья для детей-сирот. Хотя чиновники называют сиротские квартиры “одним из самых приоритетных вопросов”, при формировании бюджета денег на них всегда не хватало. Их находили лишь после принятия мер прокурорского реагирования, порой довольно жестких.

В 2017-м, к примеру, внесенное в правительство республики представление надзорного органа не подействовало – по результатам его рассмотрения в бюджет при корректировке было добавлено всего десять процентов требуемой суммы.

В полном объеме деньги нашли под занавес года лишь после того как министрам финансов и экономики было объявлено предостережение о недопустимости нарушения законодательства.

В Прикамье строительство жилья для детей-сирот создало массу проблем

В этом году история повторяется. Изначально на решение проблемы выделили 926,4 миллиона рублей (в том числе 154,9 из федеральной казны). Этого было явно недостаточно. Местные власти привычно по­обещали, что средства по возможности добавят при корректировках бюджета.

Повод внести изменения в главный финансовый документ республики появился уже весной, поскольку доходная часть бюджета выросла на 4,2 миллиарда рублей.

Но когда начали делить эти деньги, стало ясно, что их ни на что не хватает: четыре миллиарда нужны на покрытие прошлогодних долгов, столько же на субсидии коммунальным предприятиям и еще четыре – на повышение зарплат.

В 2018-м квартиры в Якутии должны получить более 1100 детей-сирот. Однако выделенных денег хватит лишь на достройку домов, заложенных в предыдущие годы.

За бортом программы остаются 476 бывших детдомовцев, у которых право на получение жилья от государства наступило в 2018-м.

Чтобы только начать сооружать квартиры для них, нужно 605 миллионов руб­лей (30-процентный аванс строителям). Этих средств в бюджете нет.

В перспективе ситуация может оказаться еще хуже. Соответствующая госпрограмма на 2019 – 2022 годы предусматривает расходы на жилье только для 729 из 3,8 тысячи сирот. Как считают в парламенте Якутии, на республиканскую казну ложится слишком большая нагрузка.

– Обязанности и полномочия в этой сфере не могут лежать только на регионе. Должна быть равная поддержка со стороны Российской Федерации, – отмечает Юрий Николаев.

Семь тысяч на очереди

На днях в Приморье прошло очередное распределение квартир детям-сиротам. На этот раз жилье получили 25 человек. Но это капля в море – в очереди на получение жилья стоят еще семь тысяч льготников, больше, чем в любом другом регионе Дальнего Востока. С января 2016 года по июнь 2018 года в Приморском крае обеспечены жилыми помещениями 968 детей-сирот.

А в конце прошлого года край возглавил российский антирейтинг по количеству судебных решений, обязывающих региональную администрацию предоставить жилье данной категории граждан.

Как выразился тогда главный судебный пристав Приморья Алексей Кузнецов, взыскание по всем исполнительным листам способно “обрушить бюджет региона”.

Чтобы одномоментно обеспечить квартирами всех очередников, нужно 8,5 миллиарда рублей, край же ежегодно может тратить только один.

В Якутии считают, что нагрузка на республиканскую казну слишком велика и без поддержки федерального бюджета не обойтись

Но и эти деньги расходуются не так, как надо. Прокуратура неоднократно находила нарушения в действиях должностных лиц. Обвиняемой по одному из возбужденных дел стала бывшая и.о. директора департамента науки и образования края, которая не проконтролировала формирование цены контракта.

Схема выглядела так: в разных районах некие граждане скупали жилье, подходящее под программу расселения сирот. Затем, когда региональные власти объявляли аукцион на покупку, эти квартиры предлагались к продаже, но уже дороже, и край покупал их по завышенной цене.

В результате бюджет потерял более двух миллионов рублей.

По плану до конца года в Приморье должны выкупить около 300 квартир. Но часто жилье на вторичном рынке по метражу не подходит под условия госзадания, а аукционы срываются из-за отсутствия участников. В итоге региональная администрация решила строить – в ближайшие годы планируется возвести 12 домов.

Журналисты “РГ” посмотрели, в какие квартиры въезжают дети-сироты

Но к сегодняшнему дню ситуация уже накалена – люди публично высказывали свое возмущение на митинге, а в июне шесть молодых женщин даже объявили голодовку на центральной площади. Через сутки им предложили поселиться в общежитие до момента, пока не подойдет их очередь на получение квартир. Правда, некоторые их товарищи по несчастью сочли это несправедливым, а самих девчонок осудили за шантаж.

Власть же тем временем пытается найти другие способы решения проблемы. Врио губернатора Андрей Тарасенко предложил компенсировать аренду жилья. На эти цели в краевом бюджете 2018 года заложили 50 миллионов рублей.

Размер компенсации составляет пять тысяч руб­лей, если человек должен получить квартиру во Владивостоке и три – в остальных муниципалитетах.

К слову, во Владивостоке аренда “однушки” может стоить от 15 до 120 тысяч рублей.

Кроме того, Андрей Тарасенко обратился к президенту РФ с предложением ввести единовременную выплату для приобретения жилья в собственность, проще говоря, сертификат. Планируется, что Приморье может стать пилотным регионом, где будет реализован проект. В случае его успешной реализации опыт пригодится и в других регионах.

Забывают о своих квартирах

В Сахалинской области проживает чуть менее двух тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Не все они нуждаются в жилье. Если у ребенка от родителей осталась квартира, ее консервируют до совершеннолетия хозяина. Всех “безквартирных” ставят на учет в 14 лет. В этом списке более 730 детей, новоселами ежегодно становятся более двухсот.

Чиновники вовремя не выделили жилье детям-сиротам

По данным областного министерства образования, в прошлом году 256 сирот получили квартиры, в этом году в предварительных списках – 217 человек. Каждый четвертый становится жителем областного центра.

– Чтобы получить квартиру, необходимо написать заявление. Но в силу особенностей воспитания бывшие детдомовцы не привыкли заботиться о себе и иногда забывают это сделать. К примеру, уехали на материк учиться. Приходится их разыскивать, – говорит уполномоченная по правам ребенка Сахалинской области Любовь Устиновская.

Так, в самом северном районе Сахалина – Охинском – таких потерявшихся за последние годы было около десяти человек.

Источник: https://rg.ru/2018/07/26/reg-dfo/pochemu-siroty-ostaiutsia-bez-zhilia.html

Криминальный мир
Добавить комментарий