Почему полицейский не отвечает за причинение смерти по неосторожности в ходе спецопераций?

Причинение смерти по неосторожности. адвоката по уголовным делам

Почему полицейский не отвечает за причинение смерти по неосторожности в ходе спецопераций?

Среди преступлений, которые касаются посягательства на жизнь человека, особое место занимает причинение смерти по неосторожности. В современном Уголовном Кодексе РФ ст.

109 «Причинение смерти по неосторожности» исключена из понятия убийство, что, в конечном счете, никак не повлияло на ее место в главе 16 УК РФ «Преступления против жизни и здоровья». Такое исключение декриминализировало ст. 109 УК РФ, позволив отменить определенную часть наказания.

В основу изменений легла цель построения демократического государства и усиление политики гуманизации.

Причинение смерти по неосторожности – это действие или бездействие, объективно повлекшее за собой смерть другого человека, совершаемое без умысла. Наличие грубой неосторожности или легкомыслия приводит к совершению такого преступления.

Законодательством предусмотрено, что виновный в совершении преступления причинение смерти по неосторожности, предвидел или должен был предвидеть то, что его деяние может привести к смерти другого человека, но при этом безосновательно полагал, что этого не произойдет.

От умышленного убийства причинение смерти по неосторожности отличает отсутствие намерения причинения смерти. А вина вытекает из причинения смерти и понимания виновного об опасности его поведения для жизни других людей.

Отличие причинения смерти по неосторожности от убийства с косвенным умыслом, состоит в том, что виновный в первом случае лишь предвидит возможность наступления смерти, а во втором случае предвидит непосредственную вероятность наступления данного события.

Причинение смерти по неосторожности, так же предполагает надежду виновного на предотвращение смерти потерпевшего, в то же время косвенный умысел заключается в сознательном допущении наступления смерти потерпевшего. Помимо этого, косвенный умысел, характеризуется безразличным отношением виновного к происходящему.

При убийстве с косвенным умыслом виновный не предпринимает никаких мер к предотвращению преступления и не сожалеет о случившемся.

Наказание за преступление причинение смерти по неосторожности:

  • ограничение свободы на срок до 2 лет;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

Причинение смерти по неосторожности при выполнении профессиональных обязанностей наказывается (предполагает ненадлежащее исполнение проф. обязанностей):

  • ограничением свободы на срок до 3 лет;
  • лишением свободы на срок до 3 лет.

На усмотрение суда оставлено, назначение наказания, в виде лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности на срок до 3 лет.

Ненадлежащее исполнение профессиональных обязанностей – это поведение лица, которое в полной или частичной мере, не соответствует официальным предписаниям и требованиям, предъявляемым к нему во время выполнения профессиональных функций.

Наказание за причинение смерти по неосторожности двум или более лицам, предусматривает:

  • ограничение свободы на срок до 4 лет;
  • лишение свободы на срок до 4 лет.

Так же, как и в предыдущем случае, на усмотрение суда, оставлено назначение или не назначение дополнительного наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью или занимать должности определенного характера в течение 3 лет.

Окончанием преступления является момент наступления последствий, а именно, смерти потерпевшего. Обязательное условие для квалификации преступления причинение смерти по неосторожности – наличие установленных причинно-следственных связей между деянием обвиняемого и смертью потерпевшего.

Причинами данного преступления могут быть действия или бездействия, а так же легкомыслие и небрежность виновного. Исключить вину в данном преступлении может только отсутствие предвиденья или возможности предвиденья, наступления смерти потерпевшего (ст. 28 УК РФ «Невиновное причинение вреда»).

Исходя из исследований, проведенных в области преступлений причинения смерти по неосторожности, выявлено, что чаще всего лица, совершившие такое преступления обладают широким диапазоном деформации свойств личности.

Выделяются три категории преступников: неустойчивые, случайные и злостные.

У большинства лиц, причинивших смерть по неосторожности, наблюдаются различные аномалии, не исключающие вменяемости, а именно: психопатии, алкоголизм, олигофрения и органические заболевания мозга.

https://www.youtube.com/watch?v=jI4ABLfVakY

Среди потерпевших можно выделить три группы:

  • потерпевшие, оказывавшие противодействие нарушителю;
  • потерпевшие, с виктимным поведением;
  • потерпевшие, действия которых не находятся в причинной связи с совершенным преступлением.

Чаще всего с преступлением причинение смерти по неосторожности связанным с ненадлежащим выполнением своих профессиональных обязанностей сталкиваются рабочие и служащие. Род деятельности некоторых граждан предполагает неукоснительное следование должностным инструкциям.

Так, например, врачи должны выполнять свои профессиональные обязанности, только в соответствии с предписаниями, действующими в области медицины.

Рабочие специальности, такие как: крановщик, бульдозерист, ремонтник и другие, обязывают людей быть предельно внимательными, при выполнении своих функций.

По статистике более половины преступлений по неосторожности совершается в состоянии алкогольного опьянения. Причем, пострадавшие до момента преступления, не редко сами распивают спиртные напитки с виновными, на своих рабочих местах, что, конечно же, недопустимо.

Преступления, связанные с неосторожностью и легкомыслием не редко совершаются лицами, ведущими асоциальный образ жизни. Вопреки нормам безопасности, они оборудую собственные жилища неразрешенными газовыми и электрическими приборами, а так же осуществляют действия, не поддающиеся логике и здравому смыслу, тем самым подвергая опасности не только свою жизнь, но и жизнь окружающих.

От правильной квалификации преступления зависит справедливость и соразмерность наказания деянию, в связи с этим не лишним будет обратиться за консультацией и помощью к адвокату по уголовным делам. Доказательство совершения преступления именно по неосторожности или неповинность в совершении его является приоритетной задачей адвоката по уголовным делам.

Если вы заинтересованы тематикой уголовного законодательства, советуем прочесть также “Убийство в состоянии аффекта”.

С уважением,

Адвокат по уголовным делам Виктория Демидова

Источник: http://www.legalneed.ru/info/criminallaw/neostorognoe_prichinenie_smerti/

mvd_smi2012

Почему полицейский не отвечает за причинение смерти по неосторожности в ходе спецопераций?

– Берик Байбулович, в вашем ведомстве в этом году происходят большие перемены. С чем они связаны и как отразятся на работе дорожной полиции и жизни рядовых казахстанцев?

– Сегодня обеспечение безопасности на дорогах требует принципиально новых подходов к подбору кадров, организации и оценке их деятельности. Подготовленный МВД и правительством проект закона «О дорожном движении» как раз вносит существенные изменения в деятельность дорожной полиции.

Например, в рамках проекта объединяются Правила дорожного движения и вся регламентная база по дорожному движению, его организации, созданию дорог и средств управления.

Полагаю, это поможет исключить ведомственные и правовые нестыковки, более конкретно определит сферы ответственности и в конечном итоге позволит повысить безопасность.

В настоящее время уже произошёл ряд изменений в управлении, в кадровой работе. Они направлены на повышение ответственности, прозрачности и контроля. В частности, полностью реформирована модель назначения руководителей региональных управлений дорожной полиции.

Ранее глав региональных управлений дорожной полиции назначал непосредственно начальник ДВД области или города. К сожалению, такой подход иногда приводил к определённым злоупотреблениям.

Как следствие, ответственный пост мог занять недостаточно компетентный и, мягко говоря, неэффективный руководитель.

Сегодня решение кадрового вопроса централизовано на уровне министерства. Начальника управления дорожной полиции назначает своим приказом министр внутренних дел.

Перед этим кандидатура проходит согласование всех инстанций в Астане – департаментов кадровой работы, собственной безопасности МВД, головного комитета.

Иначе говоря, и самого кандидата на серьезный пост, и всю его жизнь рассмотрят, словно под микроскопом.

На примере дорожной полиции я могу сказать, что принимаемые меры позволят нам обеспечить продвижение по службе на основании профессиональных навыков и равенства возможностей для всех кандидатов.

В то же время такой подход к кадровой политике не снимает ответственности с начальника местного ДВД за состояние криминогенной ситуации, охраны общественного порядка и обеспечение дорожной безопасности в области или городе.

– С кадровой политикой вроде бы всё понятно, но многих казахстанских автолюбителей волнуют и другие насущные вопросы. Например, потребует ли появление новых госномеров и водительских удостоверений замены старых? Ещё утверждают, что всё это просто лишняя трата бюджетных средств?

– Не совсем так, вернее, совсем не так. Дело в том, что 31 декабря 2009 года Казахстан ратифицировал Венскую Конвенцию ООН о дорожном движении, которая, по сути, требует, чтобы государственные номерные знаки соответствовали международным нормам.

Поскольку принятая в 1994 году модель госномеров решала задачи только внутри Казахстана, очевидно, что сегодня она уже не соответствует новым реалиям времени.

В последние годы резко увеличился автомобильный поток в республике и количество казахстанских автомобилей на дорогах других стран.

При этом нынешние казахстанские госномерные знаки, как известно, не предусматривают международную идентификацию страновой принадлежности автомобиля. Тогда как у наших соседей по СНГ (Россия, Беларусь, Украина, Кыргызстан, Грузия, Узбекистан и др.) такая идентификация есть.

В основу дизайна новых госзнаков как раз и легли требования Конвенции ООН. Там чётко прописано, что государственные регистрационные номерные знаки содержат изображение флага и идентификационный знак государства. Таким образом, вводимый с августа стандарт полностью соответствует международным требованиям.

Переход с литерных индексов регионов на цифровые тоже связан с удобством идентификации.

Ведь сейчас как? Почему-то Карагандинская область обозначается буквой М, Мангыстауская – R, Южно-Казахстанская – Х, то есть литеры никак не ассоциируются с названием региона.

Вводимая числовая нумерация регионов логически привязана к алфавитному списку наименований областей и городов. Такой подход тоже соответствует мировой практике.

Что касается опасений по поводу замены старых госномеров на новые, мы уже разъясняли этот вопрос, повторю ещё раз. Смена дизайна госномеров не приведёт владельцев транспортных средств к необходимости что-либо менять и уж тем более кому-то платить.

Номера нового образца будут выдаваться при постановке на учёт, начиная с августа 2012 года. Все те, чьи автомобили зарегистрированы с номерами старого образца, будут эксплуатироваться с ними или до перерегистрации автомобиля, или до физического износа номерного знака.

Никаких замен, никаких установленных сроков, очередей и т.п. не будет.

– Хорошо, а чем тогда объясняется ввод новых водительских удостоверений?

– Переход на новые водительские удостоверения также продиктован требованиями Конвенции ООН о дорожном движении.

Поправками в Конвенцию, принятыми 28 марта 2006 года и вступившими в силу 29 марта 2011 года, предусматривается введение на территории договаривающихся сторон нового образца водительского удостоверения с семью категориями (А, B, C, D, ВЕ, СЕ, DE) и шестью подкатегориями (A1, B1, C1, D1, C1E и D1E) транспортных средств.

Следует отметить, что водительские удостоверения, выданные вразрез новым требованиям Конвенции после их вступления в силу, могут признаваться недействительными на территории договаривающихся сторон. С учётом того, что это порядка 80-ти стран мира, наши граждане за рубежом могут попасть в затруднительное положение.

Поэтому, следуя международным нормам, разработанным Комитетом дорожной полиции законопроектом «О дорожном движении» предусматривается введение на территории Казахстана новых водительских удостоверений, которые, кроме основных категорий «А, В, С, D» (традиционные – от мотоциклов до автобусов), будут иметь категории «BE, CE, DE» для эксплуатации аналогичного транспорта с прицепами. Также вводятся шесть дополнительных подкатегорий «A1, B1, C1, D1, С1Е и D1E». Это мини-транспорт, который ранее не подпадал под существующие категории. Теперь он тоже регламентирован, как и везде в мире. Так к подкатегории «А1» отнесены скутеры, мокики, мопеды, «B1» – квадроциклы, трициклы и им подобные моторизованные транспортные средства. К подкатегориям «С1, D1» относятся всевозможные мини-грузовики и микроавтобусы, подкатегории с индексом «Е» в конце означают те же транспортные средства с прицепом. Новые водительские удостоверения будут выдаваться лицам, впервые их получающим. Замена удостоверений будет осуществляться по волеизъявлению лиц на добровольной основе. При этом нынешние водительские удостоверения признаются в течение срока их действия.

– Как скоро граждане смогут регистрировать транспорт, получать номерные знаки и водительские удостоверения в ЦОНах?

– Мы сейчас над этим активно работаем. До конца текущего года соответствующие пилотные проекты специализированных ЦОНов будут реализованы в городах Астане, Алматы, Актау и Караганде, в последующем и в остальных регионах страны.

Обращаю внимание читателей на то, что это будут отдельные ЦОНы, которые будут специализироваться на регистрации автомашин и выдаче водительских удостоверений.

В целом МВД готово уже сейчас начать оказывать государственные услуги по регистрации транспорта и выдаче водительских удостоверений в специализированных ЦОНах. Однако многие вопросы, связанные со строительством зданий и их обустройством, зависят от местных исполнительных органов.

– Таким образом, многие нововведения в дорожной полиции призваны приблизить нашу ситуацию к международным стандартам и нормам. Следует ли ожидать, что реформы в организации, подборе кадров как-то повлияют на снижение коррупционных проявлений в вашем ведомстве? Со стороны общества и СМИ к дорожным полицейским по-прежнему очень много претензий.

– Да, такая проблема есть, и мы с ней боремся планомерно и последовательно. Данные вопросы находятся на постоянном контроле министра внутренних дел. Есть определённые результаты.

Так нам удалось в разы сократить статистику коррупционных проявлений, и это при том, что выявляться они стали значительно лучше.

Этого мы добились за счёт тесного взаимодействия с заинтересованными ведомствами и использования современных технологий.

Новая кадровая политика должна помочь нам очистить собственные ряды от тех, кто рассматривает свою работу как кормушку. Несомненно, проводимая в стране по поручению главы государства внеочередная аттестация сотрудников правоохранительных органов также позволит существенно обновить кадровый состав дорожной полиции.

Кроме того, мы уделяем особое внимание стимулированию наших сотрудников. В прошлом году зарплата была увеличена на 30% , в текущем году планируются дополнительные прибавки к должностным окладам.

В плане искоренения коррупции немаловажно и то, что внедрение систем автоматической фиксации нарушений исключает прямой контакт с сотрудниками дорожной полиции. «Договориться», дать взятку становится невозможным.

Кроме того, начиная с этого года, мы оснащаем каждый автомобиль дорожной полиции системой независимой цифровой видеозаписи дорожной ситуации, находящейся в поле зрения камер, устанавливаемых в патрульных автомобилях.

Это позволяет отслеживать работу самих инспекторов, исключать конфликты, когда водитель не согласен с предъявленным ему фактом нарушения.

До конца текущего года будут оснащены уже 500 автомобилей, а в течение двух лет мы планируем снабдить таким оборудованием все без исключения автомобили дорожной полиции.

– Скажите, а предложенная тарификация госномерных знаков так называемого «повышенного спроса» тоже способствует снижению коррупции?

– Безусловно. Комитетом дорожной полиции МВД совместно с другими заинтересованными государственными органами были разработаны предложения по введению тарификации на номерные знаки, которые считаются престижными, такие, как 777, 111 и т.п.

Для чего мы это делаем? Если есть спрос, есть предложение, то пусть средства поступают не в карман коррупционеров, а в бюджет государства. Так делается в ряде стран мира.

Соответствующий законопроект уже разработан и в конце текущего года будет внесён на рассмотрение в парламент.

– В последнее время в Казахстане много говорят об инновациях. Дорожная полиция тоже внедряет многочисленные технические новинки. Что дают интеллектуальные системы в плане улучшения безопасности на дорогах?

– Внедрение интеллектуальных систем контроля за дорожным движением позволяет дорожной полиции реагировать практически на все нарушения, которые фиксируются видеокамерами. Благодаря им растёт дисциплина водителей.

Сейчас в ряде городов в пилотном режиме нами уже запущены такие системы, в которых каждая камера может отслеживать движение до десяти автомобилей в потоке, автоматически фиксируя каждое нарушение.

Это позволило нам значительно поднять статистику регистрации нарушений, ведь инспектор не всегда способен распознать их физически.

Помимо прочего, подобная система не только выявляет весь спектр нарушений, но и идентифицирует каждый автомобиль по всем розыскным базам данных.

– Что вы можете сказать о ситуации на дорогах республики в целом?

– В целом по республике налицо тенденция сокращения аварийности, мы отмечаем рост водительской культуры. И это во многом результат работы дорожной полиции. За последние годы мы не только расширили профилактическую работу, но и стали жёстче наказывать.

На наш взгляд, в целом нам удалось переломить правовой нигилизм на дороге и игнорирование правил как системное явление. Наиболее злостные нарушители планомерно отсеиваются. Например, если в 2007 году по республике было лишено прав управления транспортным средством 85 500 водителей, то в 2011-м – 35 240.

Практически вдвое сократилось количество административных материалов на водителей, направленных в суд: с 217 400 в 2007-м до 119 162 в 2011-м. При этом выявляемость нарушений ПДД растёт благодаря всё более активному применению технических средств и сокращению коррупции.

Так если в 2006 году было оштрафовано за различные нарушения 896 358 водителей, то в 2011-м – 1 674 427. Мы с удовлетворением отмечаем и снижение ДТП с тяжелыми последствиями. Если в 2007 году в ДТП по Казахстану погибли 4365 человек, то в 2011-м – 2707.

Результаты налицо. Будем и дальше работать в этом направлении. Порядка на дорогах будет больше.

 Карлыгаш МАМЕТОВА  

Источник: http://mvd.gov.kz/portal/page/portal/mvd/mvd_page/mvd_news_smi/mvd_smi/mvd_smi2012

Криминальный мир
Добавить комментарий