Побег из дома и его последствия для несовершеннолетнего

Элементарно. Что делать, если ребенок сбежал из дома

Побег из дома и его последствия для несовершеннолетнего

Близится весна, по статистике, в этот период (вторая волна побегов происходит перед началом учебного года) учащаются случаи ухода детей из дома.

В феврале из детских домов-интернатов Липецкой области сбежали трое детей. Однако, далеко не всегда уходят только воспитанники детдомов или дети из неблагополучных семей.

По данным полиции, в Липецкой области каждый год самовольно уходят из дома до 200 подростков.

Почему убегают дети?
Возраст, когда ребенок самостоятельно принимает решение убежать и делает это осознанно, наступает в 15 лет. В большинстве таких случаев проблема лежит во взаимоотношениях в семье и недосмотре со стороны родителей.

Причины могут быть самые разные — полицейским известны случаи, когда дети не возвращались со школы из-за банальной двойки, боясь наказания родителей. Также поводом для подростка может стать скандал в семье и влияние со стороны сверстников. Свою лепту вносят и социальные сети, где подростки могут спланировать побег.

Часто в этом возрасте дети начинают думать, что они уже взрослые, готовы к самостоятельной жизни и могут сами о себе позаботиться.

Но ребенок может уйти и без видимой причины, это называется «немотивированный уход». Психологи считают, что немотивированные уходы — это патология, которая говорит о психическом расстройстве. Немотивированные уходы и побеги психологически непонятны окружающим и могут быть совсем не связаны с ситуацией, в которой находился подросток перед уходом или побегом.

Как предотвратить уход ребенка из дома?
Ребенок должен осознавать, что его ждет на улице и понимать, что уход из дома в таком возрасте — это далеко не прекрасная дорога во взрослую жизнь, увлекательное путешествие и невероятные приключения, как думают многие подростки. В первую очередь родители должны объяснять ребенку, что мир полон опасностей, а у незнакомых людей не всегда добрые намерения. По данным полиции, жертвами мошенников и грабителей, чаще всего становятся именно несовершеннолетние.

За ребенком нужно следить и делать это, желательно так, чтобы чадо ничего не подозревало. Родители всегда должны знать круг общения своего ребенка, незаметно следить за тем, где он проводит свободное время, с кем и как, какие книги читает.

Также нужно отслеживать и виртуальную жизнь ребенка — какие сайты посещает, каких друзей добавляет, с кем переписывается и так далее. Также необходимо разговаривать с ребенком — отношения должны быть доверительные.

Стоит чаще общаться о том, что происходит в школе, ходить на родительские собрания, созваниваться с учителями, интересоваться, как обстоят отношения с одноклассниками. Родители обязательно должны знать контактные телефоны друзей ребенка.

Подросток вовремя не вернулся домой — что делать?
Если ребенок вовремя не пришел домой и не отвечает на телефон:

1. Нужно успокоиться и не поддаваться панике.

2. Необходимо обзвонить родственников и его друзей, позвонить классному руководителю, тренеру, учителю музыки и т.д. — в зависимости от последнего места посещения ребенка.

3. Если никто из вышеперечисленных не знает, где находится ваш ребенок — нужно немедленно звонить в полицию.

Полицейским нужно будет детально рассказать, во что был одет ребенок, предоставить его недавнее фото в обычной одежде, составить список имен и фамилий друзей и их знакомых. Также выписать всех родственников включая дальних, их адреса и телефоны.

Для сотрудников полиции может быть важна любая деталь, даже на первый взгляд незначительная, поэтому родители должны быть максимально сосредоточены. Истерика, слезы и слова «я ничего и не знаю и не помню» — вашему ребенку не помогут, а наоборот.

Как ищут подростков?
Поиск начинается со звонка на телефон полиции. Ориентировка рассылается по всем отделениям полиции и постам ГИБДД города. К родителям выезжает экипаж, для заполнения документов разрешающих все необходимые мероприятия.

Также полицейские созваниваются с волонтерами общественной организации «Поиск пропавших детей».

С согласия родителей, фото ребенка с описанием размещают на официальном сайте УМВД, на страницах официального сообщества волонтеров в социальных сетях и рассылают в СМИ.

Волонтеры и полицейские встречаются в точке сбора — как правило это последнее место, где видели ребенка. Далее волонтеры, вместе со следователем, ведущим дело, начинают сбирать информацию и прочесывать местности. Параллельно ведется работа в интернете. В среднем собирается 4-6 экипажей волонтеров по 4-5 человек. Определяется каждому своя зона поиска и ответственности.

Сотрудники полиции в первую очередь посещают последнее место нахождения ребенка и проверяют, не совершалось ли в отношении него преступление. Помимо всего прочего, подростка отслеживают по городским камерам наблюдения.

Куда бегут дети?
Полицейские знают определенные места, куда чаще всего отправляются сбежавшие подростки — как правило, это развлекательные центры и другие места массового отдыха молодежи. Поэтому у полицейских налажен контакт с охранниками ТРЦ, магазинов, дискоклубов и так далее.

Бывают случаи, когда дети с кем-то знакомятся в социальных сетях или даже влюбляются и убегают к своим виртуальным знакомым в другой город. Нередко дети отправляются к друзьям по прежнему месту жительства, если семья недавно переехала из другого города. Почти всегда сбежавшие подростки ищут знакомых.

Ребенок может уйти из дома и под влиянием более старших подростков, к примеру, убежать за компанию. Но бывает, что и просто отправляется в никуда — колесить по стране.

Что делать, чтобы больше не сбегал?
Когда убежавших подростков находят и возвращают домой, родителям рекомендуют обратиться к психологу. В случае если ребенок уходит во второй раз — это уже «синдром бродяжничества» и тут работа психолога необходима. Причем специалисты работают, как с детьми, так и с родителями.

Врачи советуют не наказывать детей после побега. Принимать любые откровения сына или дочери как признак огромного доверия.

Необходимо всегда выслушивать подростка, особенно если он хочет поделиться чем-то сокровенным.

Ни в коем случае не стоит высказывать категоричных суждений в его адрес вроде: «Я предупреждала тебя, что так получится!» Иначе можно у подростка можно отбить желание советоваться. 

Что бывает после побега?
Если подростка благополучно нашли, ничего с ним не случилось и он не успел ничего натворить, правоохранители ограничиваются разъяснительной беседой с детьми и родителями.

При неоднократных уходах из дома, подростка ставят на учет в отдел по делам несовершеннолетних.

Если подросток «в бегах» занимался бродяжничеством, попрошайничал или где-то нахулиганил, то его также поставят на учет, а родителям придется ответить за деяния ребенка по административному кодексу.

В большинстве случаев, полицейские находят подростков в течение трех суток, в редких исключениях поиск длится чуть более 10 дней. В Липецкой области не удалось найти только одного пропавшего ребенка — Данилу Белых, который пропал 2 мая 2012 года, на момент исчезновения мальчику было 10 лет, его поиски до сих пор продолжаются.

Психологи рекомендуют родителям:
1.Никогда прямо или косвенно не предлагайте побег из дома как один из вариантов решения проблемы.

Никогда не высмеивайте, не отрицайте и всегда воспринимайте всерьез любую угрозу ребенка относительно побега из дома. Немедленно сообщите ребенку спокойно и твердо, что не хотите этого побега, это будет большим несчастьем для вас и вы сделаете все возможное, чтобы этого не случилось или чтобы вернуть ребенка домой, если побег все же произойдет.

2.Предложите ребенку другие пути решения проблемы.
Если вы почувствовали, что ребенок замышляет побег или ощущает себя чужим дома, постарайтесь сделать так, чтобы жизнь в семье его больше удовлетворяла.

Когда ребенок откровенно высказывает угрозу, связанную с побегом, спросите, нет ли другого способа решить проблему. Если он не находит возможных альтернатив,предложите ему побыть некоторое время отдельно от семьи (посетить родственников или своего друга, родителям которого вы доверяете).

3.Без колебаний ищите ребенка, как только обнаружите, что побег произошел.
Каждую минуту, когда ребенок-беглец думает, что никто не беспокоится о нем, его переполняют отрицательные эмоции.

И хотя большинство убежавших детей в этом возрасте добровольно возвращаются домой в полном здравии не позже чем через сутки, все же беглецы подвергают себя огромной опасности.

Поэтому никогда не следует ждать, нужно сразу же начинать поиски вашего ребенка-беглеца, чтобы вернуть его обратно домой.

4.Когда ребенок вернется домой, выразите свою любовь к нему и радость, что он вернулся.

Ваша главная задача в этой ситуации — убедить ребенка, что возвращение домой хорошо для него, и предотвратить возможное повторение побега.

Помните, что убегающим ребенком движет ощущение, что его отвергают. Убедите вашего ребенка, что он нужен вам независимо от того, какие проблемы возникли в ваших отношениях.

5.При любой возможности старайтесь избегать наказания ребенка за побег из дома.

Наиболее вероятно, что ребенок будет чувствовать смущение от того, что ему не удалось остаться самостоятельным, и сожаление от того, что вам пришлось переживать из-за него.

Это уже само по себе достаточное наказание. Расценивайте происшествие как сигнал, что с вашей стороны необходимо большее внимание к ребенку.

При подготовке материала использовались комментарии заместителя начальника отдела организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних Светланы Ушаковой, руководителя ЛООО «Поиск пропавших детей» Вячеслава Телина, заместителя директора по психолого—педагогической и ювенальной работе Центра психолого-медико-социального сопровождения Маргариты Дунской.

Источник: https://most.tv/news/40638.html

Побег из дома: что делать и кто виноват

Побег из дома и его последствия для несовершеннолетнего

  • Рекомендации специалистов
  • подросток
  • дети в семье
  • семейные отношения

К сожалению, в том, что подросток совершает побег, действительно есть вина родителей, особенно в тех семьях, где мать и отец убеждены, что должны полностью контролировать жизнь ребенка.

Почему они убегают?

Побег из дома – для подростка одновременно и бунт, и способ манипулирования родителями: ребенок привлекает к себе внимание и пытается повысить свою ценность, демонстрируя родителям то, как плохо им будет без него.

Во многих случаях это еще и крик о помощи: столкнувшись с проблемами, но не решаясь о них рассказать, подросток пытается таким образом заявить о них.

И в этом случае задача родителей – разобраться в том, почему же их ребенку плохо.

Еще одна возможная причина побега – поиск новых ощущений. Но, как правило, она присоединяется к одному из тех мотивов, о которых было сказано выше.

Ребенок, сбежавший из дома, переживает всю гамму чувств: радость, опасность, ощущение свободы, воспоминания о трудностях в школе, проблемах с друзьями, а также осознание несправедливости, которую, как ему кажется, допустили по отношению к нему родители.

Как видно из вышесказанного, причин, по которым дети убегают из дома, много, и с каждым случаем нужно разбираться отдельно.

Побег как бунт

В ситуации, когда ребенок не стремится быть дома, подумайте, как вы относитесь к нему.

Достаточно ли у него свободы и пространства для взросления, становления как личности, для отстаивания своего мнения и взглядов на жизнь (да-да, ваш ребенок уже достаточно взрослый для того, чтобы иметь суждения, отличные от ваших)? Пересмотрите свои отношения с ребенком и попробуйте создать новые правила, возможно, более справедливые для всех. Права, которые вы предоставите ребенку, должны быть эквивалентны тем, что вы желаете иметь сами.

Не лишайте его возможности самоутвердиться. Пусть он вместе с вами обсуждает бюджет, что-нибудь планирует, научите его ставить цели и показывайте, что доверяете его мнению.

Запишите его в кружок или в спортивную секцию: человек, у которого есть дело, которое он любит и умеет делать, не испытывает потребности в постоянном самоутверждении.

Побег как крик о помощи и поиск поддержки

Многие подростки буквально измучены родителями, которые ежедневно ругают их.

У наших подросших детишек есть своя жизнь и свои проблемы, а к ним прибавляется еще и постоянное недовольство взрослых. Подростки, не чувствуя поддержки от родителей, начинают скрываться от них.

Одни просто закрываются в своей комнате и надевают наушники, слушая любимую музыку. Другие идут дальше: убегают из дома.

Разве когда мы ругаем своего ребенка, то хотим, чтобы он нас послушал? Не только. Еще мы хотим, чтобы он сделал так, как мы говорим. Но кто сказал, что родители знают проблему лучше, чем сам подросток? Налаженный контакт – это единственная возможность реально направлять ребенка, в отличие от четких команд.

Даже взрослым людям иногда не хватает признания или одобрения отца и матери. Подростку – тем более. Получила пять – само собой разумеется; получила четыре – ну, могла бы и постараться.

Выиграла областную олимпиаду – могла бы выиграть всероссийскую… Вы не должны принимать заслуги вашего подростка как должное.

Вам же самим приятно, когда вас хвалят? Вот и похвалите своего ребенка даже за незначительную победу над собой.

Если ребенку не хватает внимания – дайте его. Используя навыки активного слушания, постарайтесь вывести подростка на разговор. Не успокаивайте его, но и не ругайте – пусть выговорится.

Если же у ребенка есть проблемы в школе, в отношениях со сверстниками или в личной жизни, а налицо все признаки депрессии – идите к психологу. Затянувшееся чувство одиночества может развиться в синдром беспомощности и в будущем испортить жизнь уже взрослому человеку.

История из жизни

На прием к психологу пришли Лена и ее мама. Мама постоянно жаловалась на то, что дочка хамит или убегает из дома, хотя та делает для нее все: кормит, одевает, воспитывает. После долгих разговоров, обсуждения проблем в школе и самоощущения девочки психолог решила задать очень простой вопрос:

– А вы знаете, что любит ваша дочь?

Оказалось, что мама не знает. Достаточно было простого вопроса, чтобы понять, в чем суть проблемы. Мама воспринимает себя как машину, задача которой – проверить уроки, позвонить, покормить, постирать. Ну а как же поговорить? Узнать, чем живет ее ребенок и что чувствует.

Поверьте, вашим детям не так важен горячий обед, как разговор с вами и чувство защищенности, которое дарит теплый контакт, а не холодное позиционирование «машины». Вырастая с этим чувством незащищенности, ребенок начинает защищаться сам, как умеет. И способы защиты самые тривиальные: или агрессия, или избегание; или скандалы и драки, или побег – в комнату или из дома.

Побег как способ манипуляции

Если причина побега в том, что ребенок попросту пытается манипулировать родителями, то нередко этому предшествуют конфликты и угрозы. Причем подросток может говорить не только о том, что убежит из дома, но и о том, что наложит на себя руки.

Если вы услышали от подростка подобные угрозы впервые, отнеситесь к этому очень серьезно: выразите участие и предложите помощь. В дальнейшем, если за словами ребенка вам будет видеться реальная опасность, лучше «переволноваться», чем «недоволноваться»: отведите ребенка к психологу.

В случае, если все меры разумной предосторожности приняты, а ребенок продолжает угрожать (или начинает, что еще хуже, убегать из дома), не предпринимая никаких усилий по решению проблемы и не идя с вами на контакт, есть основания подозревать, что он вами манипулирует.

Побег из дома: кто виноват и что делать?

Побег из дома и его последствия для несовершеннолетнего

Уходы несовершеннолетних из дома становятся все более привычным делом для Северной Осетии. Только за новогодние каникулы трое подростков убежали, попав в поле зрения СМИ и блогеров.

И если раньше комментирующие граждане переживали, что детей могли похитить или втянуть в какую-то неприятную историю, то в последнее время все больше людей реагируют так: «Ремня бы им.

Как их воспитывают, вот в наши годы…» То есть все понимают, что речь идет о трудных или нервных подростках, неблагополучных семьях и т.д. Дети убегают осознанно. Но вот каковы причины этого явления и не хранит ли оно в себе большую опасность?

Почему они убегают?

По статистике Управления Министерства внутренних дел по г. Владикавказу, в прошлом году в столице республики был зафиксирован 81 факт самовольных уходов несовершеннолетних из дома и госучреждений. Факты самовольных уходов подростков находятся на особом контроле руководства городской полиции.

Во всех таких случаях сотрудниками управления незамедлительно принимаются меры по розыску, установлению местонахождения подростков и возвращению их домой. Оперативно создаются группы из числа сотрудников подразделения по делам несовершеннолетних, службы участковых уполномоченных полиции и уголовного розыска.

В большинстве случаев силами сотрудников полиции подростков находят в течение дежурных суток.

– Основная причина уходов из дома – конфликты с родителями, отсутствие взаимопонимания, стремление к независимости, самоутверждению путем подобных поступков либо, наоборот, подросток от недостатка любви таким образом привлекает внимание близкого окружения. Несовершеннолетний стремится уйти от проблем, зачастую поддаваясь эмоциям и не понимая, что вместо решения проблемы он порождает массу других.

 К сожалению, приходится констатировать факт, что в некоторых случаях родители сами подают не лучший пример своим детям, употребляя алкогольные или спиртосодержащие напитки либо наркотические средства и психотропные вещества, иногда ведут аморальный образ жизни.

Могут ли они быть авторитетом для своих детей? Конечно, нет. Добавьте теперь фактор века новых технологий, когда подростки, вместо чтения книг, «зависают» круглосуточно в социальных сетях, в различных группах асоциальной направленности.

Понимание, как им кажется, они находят у виртуальных друзей или на улице. Авторитетами становятся вовсе не родители, а посторонние лица, которые, к сожалению, зачастую имеют свои интересы, вовлекая несовершеннолетних в антиобщественный образ жизни.

В некоторых случаях склонность к бродяжничеству может быть обусловлена отклонениями в психическом развитии.

По всем подобным фактам инспекторами подразделения по делам несовершеннолетних УМВД РФ по г. Владикавказу проводится тщательный анализ, выявляются причины, которые побудили подростка уйти из дома.

Проводится необходимая работа как с родителями, так и с детьми с привлечением всех субъектов профилактики, – объясняет старший инспектор ПДН УМВД РФ по г.

Владикавказу майор полиции Инга Болатаева.

Соглашаются с представителями правоохранительных органов психологи и социальные работники. По их мнению, причины чаще всего кроются именно в семье.

Обычно поводом уйти из дома становится иг­но­рирование потребностей ребенка, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания. В основном уходят подростки 10–17 лет.

Традиционно подростковый возраст считается трудным периодом, когда ребенок, несмотря на внешнюю браваду, грубость и агрессивность, на самом деле крайне раним и беззащитен. И об этом стоит помнить родителям.

– Стоит отметить, что проблема уходов из дома – это первый звонок, который может повлечь за собой неприятные последствия.

К сожалению, сложность и опасность побегов заключается в том, что такие действия могут закрепиться как неадекватная поведенческая реакция. Они могут перерасти в такую форму, как бродяжничество.

Поэтому каждый подобный случай нуждается в тщательном анализе со стороны родителей, педагогов, социальных педагогов и других специалистов.

Сложность этой проблемы заключается еще и в том, что она может привести ребенка в преступную среду, к употреблению психотропных веществ и т.д. Когда ребенок выходит из-под контроля родителей и педагогов, он сталкивается с лицами, ведущими асоциальный образ жизни, попадает под их влияние.

И более того, сама ситуация располагает к преступной деятельности. Когда-то же он проголодается. А чтобы перекусить, ему нужны деньги.

Так и начинается мелкое воровство, – отмечает заведующий кафедрой психологии СОГПИ, внештатный эксперт-психолог Министерства образования и науки РСО-А Марина Зотова.

Основную работу с такими несовершеннолетними рекомендуется направить в первую очередь на выявление истинных причин произошедшего. Они бывают разными, но чаще всего побег дает какую-то психологическую, материальную или какую-то иную выгоду ребенку или является следствием перегрузок и недопонимания.

Я, как мои друзья

Одна из распространенных причин ухода их дома – не сложившиеся межличностные отношения со сверстниками в детском коллективе, в ближайшем социуме.

– В подростковом возрасте дети особенно чувствительны к своему социальному статусу в группе. Лидер он или не лидер, как его воспринимают сверстники. Поэтому в силу возрастной чувствительности конфликты или какие-то сложные ситуации в межличностных отношениях могут провоцировать такой поступок ребенка. По типу «ну и ладно, я без всех могу прожить», – объясняет психолог Марина Зотова.

Порой для подростка страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. И чем менее он в себе уверен, чем хуже относится сам к себе, тем более значима для него симпатия сверстников, тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.

Здесь важно развивать в ребенке уверенность, положительное отношение к себе, принятие своих качеств, особенностей, отличительных черт. Также полезно развивать в ребенке физическую силу и умение общаться.

– Многих проблем можно было бы избежать, если бы родители имели больше возможностей разговаривать со своими детьми. Почему ребенок уходит на улицу? Он находит там какие-то другие социальные контакты. В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является общение.

Не получив его дома, он компенсирует свою базовую потребность в другом месте. Поэтому родителям нужно  как можно больше общаться с ребенком, наблюдать за ним. В пределах разумного, чтобы это не переходило в жесткий, агрессивный контроль.

Так как желание избавиться от гиперопеки и гиперконтроля также может послужить причиной для бегства, – комментирует проблему Марина Зотова.

Побег как бунт

В ситуации, когда ребенок не стремится быть дома, подумайте, как вы относитесь к нему.

Достаточно ли у него свободы и пространства для взросления, становления как личности, для отстаивания своего мнения и взглядов на жизнь? Да-да, ваш ребенок уже достаточно взрослый для того, чтобы иметь суждения, отличные от ваших.

Пересмотрите свои отношения с ребенком и попробуйте создать новые правила, возможно, более справедливые для всех. Права, которые вы предоставите ребенку, должны быть эквивалентны тем, что вы желаете иметь сами.

– Очень важный посыл ребенку от родителей. Нужно просить у ребенка о помощи в каких-то своих делах, размышлениях. Не лишайте его возможности самоутвердиться.

Пусть он вместе с вами обсуждает бюджет, что-нибудь планирует, научите его ставить цели и показывайте, что доверяете его мнению.

Когда у подростка есть чувство нужности, отпадает потребность уходить, требовать таким образом к себе внимание, – рекомендует родителям психолог Марина Зотова.

https://www.youtube.com/watch?v=7Xq2FtE-TtI

Также можно записать подростка в кружок или спортивную секцию: человек, у которого есть дело, которое он любит и умеет делать, не испытывает потребности в постоянном самоутверждении.

Другой причиной для бунта может стать гиперопека или гипертребовательность родителей. Многие подростки буквально измучены родителями, которые ежедневно ругают их.

У наших подросших детей есть своя жизнь и свои проблемы, а к ним прибавляется еще и постоянное недовольство взрослых. Подростки, не чувствуя поддержки от родителей, начинают скрываться от них.

Одни просто закрываются в своей комнате и надевают наушники, слушая любимую музыку. Другие идут дальше: убегают из дома.

– Дети бегут из дома, протестуя против невыносимых условий, которые мы им создаем, не желая считаться с их мнением. Когда мы ругаем своего ребенка, то хотим, чтобы он нас послушал? Не только. Еще мы хотим, чтобы он беспрекословно исполнял то, что мы говорим.

Абсолютно уверены в своей правоте и навязываем свое, на наш взгляд, исключительно верное мнение. Налаженный контакт – это единственная возможность с умом направлять ребенка, вместо того чтобы убивать его доверие своими оценками его поведения и четкими командами.

 Ребенку нужно выговориться, а нам нужно послушать.

Даже взрослым людям иногда не хватает признания или одобрения старших. Подростку – тем более. Получила пятерку – само собой разумеется; получила четыре – могла бы и постараться.

Мы не должны принимать заслуги подростка как должное.

Нам же самим приятно, когда нас хвалят? Вот и похвалите своего ребенка даже за незначительную победу над собой, – считает мама двоих подростков Алина Кесаева.

Иногда причиной побега также могут служить непомерные интеллектуальные нагрузки, завышенные требования к ребенку. Учеба, спорт, отдых, прогулки с друзьями – везде хорош баланс. Как любой человек, подросток пытается устраниться от безысходных, на его взгляд, ситуаций и находит выход в побеге из дома и школы. Тут также важно осознать, что ему не хватает понимания родителей.

Манипуляция, провокация и психические расстройства

Если причина побега в том, что ребенок попросту пытается манипулировать родителями, то нередко этому предшествуют конфликты и угрозы. Ребенок может один раз уйти из дома и получить от этого определенную выгоду. Это может быть как некая материальная выгода, так и психологическая. Например, на него обратили внимание родители или он стал обсуждаем в среде сверстников как герой-бунтарь.

– Нужно выяснить, что стало причиной. Через доверительную беседу. В этом возрасте подростка ни в коем случае нельзя осуждать, физически наказывать. Тогда мы совсем ничего не узнаем.

Тогда подросток совершенно закроется. Тогда следующий побег может быть тяжелым, длительным, когда уже нужно подключать поисковые службы.

Многие уходы бывают именно импульсивной реакцией на наказание, особенно физическое, – объясняет психолог.

Но даже если брать в расчет, что ребенок манипулирует… Если вы услышали от подростка угрозы, в том числе о том, что он сведет счеты с жизнью, нужно отнестись к этому очень серьезно: выразить участие и предложить помощь. В дальнейшем, если за словами ребенка вам будет видеться реальная опасность, лучше «переволноваться», чем «недоволноваться». Лучше обратиться за помощью к специалисту.

– С несовершеннолетним, который однажды уже совершил побег из дома, нужна комплексная работа команды специалистов. Никак не обойтись без консультации психолога. В некоторых  случаях даже есть необходимость обратиться за помощью к психиатру.

Есть ряд психических заболеваний, который может спровоцировать побег. Кроме того, есть такая категория лиц, которые имеют патологическую склонность к бродяжничеству, это феномен из разряда клептомании.

И тут, конечно, помимо семьи, нужно привлекать к работе педагогов, социальных педагогов, специалистов.

Очень важно не создать из подростка героя. Чем больше публично обсуждаются побеги, тем больше они формируют популярность подросткам. Сбежавший становится примером для подражания. Поэтому работа должна быть тихой, – говорит Марина Зотова.

Стоит отметить, что, если никак не работать с проблемой, не налаживать взаимопонимание, мотивированные побеги из дома на фоне постоянной стрессовой ситуации могут стать привычными для несовершеннолетнего ребенка, то есть перерасти в немотивированное поведение. Тогда внезапный уход может произойти на фоне сниженного настроения, причем это изменение в настроении никак невозможно объяснить ситуацией. И легкая степень бродяжничества может плавно перерасти в тяжелую с асоциальной жизнью.

Подготовила

Екатерина ДЖИОЕВА

Источник: http://vladgazeta.online/pobeg-iz-doma-kto-vinovat-i-chto-delat/

Причины самовольных уходов несовершеннолетних из семей и учебно-воспитательных учреждений

Побег из дома и его последствия для несовершеннолетнего

Причины самовольных уходов несовершеннолетних из семей и учебно-воспитательных учреждений

Е.В. Деева Тамбовский государственный университет имени Г.Р.  Держжавина

deeva1707@rambler.ru

Современная социально-экономическая ситуация в России характеризуется неустойчивостью, неопределенностью долгосрочных экономических программ, непоследовательностью их выполнения.

Экономическая и социальная ситуация в стране складывается не в пользу широких слоев населения, большая часть которого находится за чертой бедности. Вдобавок Россия переживает период социального кризиса, идет интенсивный процесс реформирования общества.

В России почти нет слоев населения, положение которых было бы стабильным, а общие идеалы и ценности отсутствуют.

Серьезную социальную опасность представляет то, что негативные последствия таких изменений сказываются на детях, как наиболее уязвимой категории населения.

Как известно, в результате значительных изменений, произошедших в нашей стране, из которых в данном случае важно отметить, деградацию института семьи.

Потрясение устоев семьи и как общественного института, и как «ячейки» во многих аспектах ее существования и функционирования привело к появлению многочисленных фактов по всей стране, когда дети стали чаще покидать семьи сначала временно, а затем все глубже погружаясь в стихию уличной жизни больших городов. Бездействие государственных институтов, осуществлявших прежде функции регуляции и контроля в сферах образования, здравоохранения и права, прямо повлияло на распространение этого явления.

Существенными причинами увеличения безнадзорности в современных условиях называют продолжающееся ухудшение уровня жизни российских семей, падение ее нравственных устоев, нежелание многих родителей заниматься воспитанием своих детей, увеличение числа разводов и неполных семей.     Безнадзорность ребёнка или его самовольный уход из дома или  учреждения являются самой распространённой причиной совершенствования преступлений несовершеннолетними или в отношении них.

В России безнадзорность многократно претерпевала изменения как количественные, так и социальные. Было потрачено много сил и средств, однако чаще всего подход к решению проблемы был направлен на устранение последствий, а отнюдь не причин.

Первоначально отсутствие должной государственной системы и поддержки общественных начинаний, негибкость установленных институтов при изменении ситуации, постоянные задержки с принятием решений, а также углубляющийся кризис семьи так и не позволили решить проблемы безнадзорности.

Рассмотрим причины самовольных уходов несовершеннолетних из семей и учебно-воспитательных учреждений. В большинстве случаев уход из дома – это реакция ребенка на какие-то неблагоприятные обстоятельства его жизни. Стремление убежать из дома в знак протеста наиболее часто проявляется в возрасте 10-13 лет. В этот период психологический климат семьи имеет для ребенка очень большое значение.

Некоторые дети убегают из дома из-за невыносимой домашней обстановки, постоянного физического, сексуального или эмоционального насилия, совершаемого над ними. Так называемые брошенные дети, чьи родители действительно отвернулись от них, составляют абсолютное меньшинство.

В большинстве случаев побег из дома – это очень сильная эмоциональная реакция на ситуацию, из которой дети не видят иного выхода.

Большая часть побегов длится по времени не очень долго, и уже через несколько дней беглецы возвращаются домой. Но если даже такое событие произошло, то к этому тревожному сигналу надо отнестись со всей серьезностью. Угроза сбежать из дома – это тоже сигнал, который не должен быть проигнорирован.

В последние годы на улице оказываются несовершеннолетние дети, побеги совершают дети из весьма обеспеченных семей, появились целые сообщества бомжующих детей и подростков.

Отсутствие доверия и взаимопонимания родных людей, равнодушие – это причины, которые могут стать уходом ребенка из дома.

         Утверждение о самовольном уходе или о побеге как о компенсаторном поведении в конфликтной и стрессовой семейной ситуации разделяется целым рядом отечественных авторов (А. Рожков, Е. Г. Слуцкий, Б. Н. Алмазов, Л. А.

Грищенко). Они предлагают рассматривать уход из семьи как избегание конфликтов и неблагоприятной обстановки, но и одновременно с этим перемещение в среду бродяжничества с её нравами, нормами и закономерностями в поведении [3].

Как отмечает И.С. Кон, чем выше статус подростка в группе, тем он ниже вне группы.

Таким образом, уход из дома и последующая включенность в группу девиантных сверстников способствуют достижению и выражению авторитета.

Одновременно с группированием возможно проявление реакции эмансипации. В данном случае подросток преследует цель освобождения от опеки родителей и самоутверждения среди сверстников [6].

Все чаще в средствах массовой информации обсуждаются случаи домашнего насилия, пренебрежения родителей к собственным детям, деструктивных отношений между родителями и детьми. Все перечисленные проблемы сопряжены с длительным кризисом института семьи, который обусловлен социально-экономическими (сверхзанятость, низкий уровень жизни, плохие жилищные условия, безработица и т. п.

), психолого-педагогическими (педагогическая несостоятельность родителей, девиантное поведение, отсутствие психологической культуры, наличие зависимостей и т. п.) и физическими (инвалидность, наличие хронических неизлечимых заболеваний) факторами. Выделенные факторы препятствуют конструктивному взаимодействию родителей с собственными детьми и «вытесняют» ребенка из семьи на улицу.

Довольно часто обстановка в семье далека от благополучия. В силу своих морально-нравственных качеств, наличия химических зависимостей, отсутствия интереса к собственному ребенку (детям) родители реализуют деструктивные стили внутрисемейного взаимодействия.

Систематические конфликты, ссоры, выяснение отношений с помощью криков, побоев, оскорблений и унижений ребенка способствуют формированию глубокой психологической дистанции между родителями и детьми.

Отсутствие доверительных и близких отношений в семье приводит к тому, что ребенок начинает искать тех людей, которые смогли бы его понять, оказать ему поддержку, быть внимательными к нему [4].

С. А. Беличева выделила пять типов семейного неблагополучия, способного спровоцировать проявление девиантного поведения, в частности побеги из дома:

1) криминогенные семьи, члены которых совершают преступления;

2) аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются алкогольной и сексуальной деморализацией, наличием асоциальных ценностных ориентаций;

3) семьи с чрезмерным стремлением к накоплению материальных благ;

4) конфликтные семьи, взаимоотношения в которых строятся по типу соперничества и отчуждения;

5) педагогически несостоятельные семьи, применяющие неправильные методы в воспитании [1].

Таким образом, причины самовольного ухода несовершеннолетних из семьи можно классифицировать следующим образом: так называемые общие причины, которые можно объединить для всех детей, и индивидуальные.

К общим причинам роста детской безнадзорности, беспризорности,  самовольных уходов несовершеннолетних исследователи относят:

–  увеличение числа детей-сирот и детей, лишенных родительского присмотра;

–  нарушение жилищных и имущественных прав детей;

–  ухудшение материального положения значительной части населения;

–  безответственное отношение родителей к своим обязанностям по воспитанию детей, конфликты в семье, высокий уровень разводов, алкоголизм, сексуальное насилие, жестокое обращение;

–  втягивание взрослыми детей в попрошайничество, кражи;

–  низкая  эффективность  работы  органов  опеки  и  попечения,  которая  нуждается  в принципиальном  реформировании,  недостаточное  финансирование  соответствующих  учреждений, недоукомплектованность  их  специалистами,  недостаточное  финансирование  государственных программ;

–  ослабление работы по организации досуга детей по месту обучения и проживания;

–  пропаганда в средствах массовой информации насилия, растления и «легкой жизни».

Индивидуальные причины связаны с конкретной проблемой ребенка и его семьи, либо ситуации в детском учреждении[5].

Причины самовольных уходов несовершеннолетних из специальных учебно-воспитательных учреждений могут быть следующие:

-стремление встречи со своими родственниками и друзьями;

-желание пожить самостоятельно;

-нежелание соблюдать режим, предусмотренный учреждением;

-трудности в адаптации к новым условиям проживания;

-наличие отклонений в психическом развитии;

-возрастные кризисы.

Существующие на сегодняшний день меры по решению проблемы самовольных уходов несовершеннолетних малоэффективны.

Основными недостатками можно считать недостаточные социально-педагогические и психологические методы сопровождения несовершеннолетнего после первых уходов из дома, школ-интернатов, специальных учебно-воспитательных и иных детских учреждений и воздействие на факторы, способствующие дальнейшей фиксации данной формы поведения.

Своевременная социальная диагностика и адекватная профилактика позволит на ранних этапах выявить несовершеннолетних детей, склонных к данному виду нарушения поведения, и предупредить повторные самовольные уходы и их последствия.  

Литература

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.  М.: Социальное здоровье России, 1994.
  2. Белопольская Н. Л. Детская патопсихология. Хрестоматия. 2-е изд., испр., М.: Когито-Центр, 2001.
  3. Васильева В.Н., Камилова Т.Н. Беспризорность и безнадзорность в современной России: анализ причин, последствий и эффективности решений проблемы // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2009. № 1. С. 23-30.
  4. Владимирова Т. Д. Причины влечения подростков к криминальной субкультуре и опыт реабилитации : учеб. метод. пособие. Хабаровск: ХГПУ, 2004.
  5. Гоголева А. В. Аддиктивное поведение и его профилактика. 2-е изд. МПСИ, 2003.
  1. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1989.

Источник: http://www.tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/mezhdunarodnyie/stanovlenie_professii_soczialnyij_rabotnik_metodologii,_modeli_i_texnologii/3_problemyi_vnedreniya_innovaczionnyix_texnologij_v_soczialnuyu_sferu/prichinyi_samovolnyix_uxodov_nesovershennoletnix_iz_semej_i_uchebno_vospitatelnyix_uchrezhdenij

Криминальный мир
Добавить комментарий