Перевод ученика в параллельный класс без его согласия

Как защитить права школьника – отвечает адвокат

Перевод ученика в параллельный класс без его согласия

Белорусское телеграфное агентство совместно с Белорусской республиканской коллегией адвокатов продолжают цикл материалов на правовую тематику “Право на защиту: советы адвоката”. В этот раз предлагаем обсудить вопросы, касающиеся защиты прав школьников.

Опытные адвокаты юридической консультации Ленинского района Гродно Юлия Антоненко, Линда Макарова и Екатерина Грицкевич расскажут о том, на какую компенсацию можно рассчитывать, если в учебном заведении получена травма, что делать, если ребенка травят одноклассники, и будет ли считаться доказательством в суде диктофонная запись с оскорблениями.

Что делать, если ребенка травят в школе? Как реагировать родителям и куда обращаться? Можно ли привлечь обидчиков к ответственности?

Травить ребенка могут психологически (включая обе крайности – как шквал оскорблений, так и бойкот), физически (поджидать в подворотне и бить), прятать, портить и воровать его вещи. Способов нарушить границы личности множество.

В таком случае следует сообщить классному руководителю и руководству учреждения образования. Также для защиты интересов ребенка можно обратиться в соответствующий орган опеки и попечительства. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика.

Если необходимо, рекомендуется обратиться к детскому психологу.

О фактах применения или угрозы применения физического насилия в отношении ребенка, оскорблений, клеветы, хулиганства, хищения имущества или его порчи, доведения до самоубийства, служебной халатности и другом стоит сообщать в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования – для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности.

Родители ребенка, на которого морально, психологически давят одноклассники, могут привлечь обидчиков только к ответственности, прямо предусмотренной законодательством.

Для этого необходимо прежде всего зафиксировать факт противоправных действий, за которые законом предусмотрена уголовная или административная ответственность. При этом важно, чтобы виновное лицо достигло возраста уголовной или административной ответственности. Например, по ст.4.3.

КоАП административной ответственности подлежит физическое лицо, достигшее ко времени совершения правонарушения 16-летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных этим кодексом.

С 14 лет административная ответственность наступает только по отдельным категориям правонарушений. В частности, за умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия, мелкое хищение, умышленное уничтожение либо повреждение имущества, жестокое обращение с животными, мелкое хулиганство.

Родители ребенка, в отношении которого совершены противоправные действия, подпадающие под уголовное или административное законодательство, могут обратиться с иском в суд о компенсации морального вреда, а также о защите чести и достоинства ребенка, если распространялись не соответствующие действительности сведения, которые порочат его честь и достоинство.

Есть ли ответственность для учителя, который не замечает такую травлю? Если он остается в стороне от конфликта, не пытаясь его как-нибудь разрешить, тем самым просто бездействует?

Учитель или воспитатель – это основное лицо, которое несет ответственность за жизнь и здоровье ребенка во время его пребывания в учебном заведении. Так, во время уроков за детьми обязан смотреть учитель, во время перемен – дежурный педагог (назначаемый директором), а в детском саду – воспитатель.

Документами, четко определяющими обязанности и ответственность учителей, воспитателей и других участников образовательного процесса, являются Кодекс об образовании, устав, правила внутреннего распорядка школы и должностные инструкции.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего распорядка школы, законных распоряжений директора, иных локальный нормативных актов, должностных обязанностей классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

Иная ответственность для учителя и руководства школы, которые не замечают такую травлю, может наступить только в случае наступления определенных неблагоприятных последствий для ребенка. Например, ст.

428 УК предусмотрена ответственность за служебную халатность, то есть в частности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение должностным лицом своих служебных обязанностей из-за недобросовестного или небрежного отношения к службе, повлекшие по неосторожности смерть человека либо иные тяжкие последствия, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере.

Как поступать, если травля ведется в соцсетях?

В подобной ситуации для установления причастных к оскорблениям и травле первоначально целесообразно обратиться в органы внутренних дел с соответствующим заявлением.

К нему следует приобщить скриншоты страниц интернет-ресурсов (социальных сетей и др.), на которых содержатся сведения, подтверждающие изложенные в заявлении факты.

Если в действиях обидчиков будет установлен состав правонарушения, они (или их законные представители) могут быть привлечены к ответственности.

Кроме того, пострадавший либо его законные представители могут обратиться в суд с исковыми требованиями об опровержении порочащих честь и достоинство учащегося сведений, а также о взыскании денежной компенсации морального вреда.

Важно помнить, что в гражданском процессе каждая сторона обязана доказать факты, на которые она ссылается в обоснование своих требований и возражений.

В том числе необходимо подтвердить характер и степень физических и нравственных страданий, перенесенных ребенком в связи с оскорблениями и травлей.

Могут ли родители перевести своего ребенка в параллельный класс, если возник конфликт с педагогом или одноклассниками?

Перевод детей в параллельный класс происходит на основании заявления родителя (-лей), поданного на имя директора школы. Заявление должно содержать:

– фамилию, имя, отчество директора, а также наименование учебного заведения, в которое подается заявление (место обучения ребенка);

– фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) родителя (-лей), а также их контактные телефоны, факсы и электронные адреса (при их наличии);

– фамилию, имя, отчество и место жительства (место нахождения) ребенка с указанием класса, в котором он обучается;

– обоснование причины перевода с указанием параллельного класса, в который родители хотели бы перевести ребенка;

– подпись родителя (родителей) и дату подачи заявления.

Директор школы принимает решение о возможности перевода с учетом наличия свободных мест в желаемом классе. Наполняемость классов установлена ст.13, 14 Кодекса Беларуси об образовании.

Может ли ребенок записывать оскорбления одноклассников или учителя на диктофон? Будет ли это считаться доказательством в суде?

По действующему законодательству аудиозапись может являться источником доказательств в гражданском, административном и уголовном процессах.

Вместе с тем для признания аудиозаписи допустимым доказательством и учета ее судом при принятии итогового решения по делу нужно, чтобы она была получена в порядке, установленном законом.

Данные требования обусловлены необходимостью соблюдения конституционного права граждан на невмешательство в их личную жизнь.

Так, по ст.229 Гражданского процессуального кодекса Беларуси не может использоваться в качестве доказательства звуко- или видеозапись, полученная скрытым путем, за исключением случаев, когда такая запись допускается законом.

Таким образом, допускается звукозапись, сделанная скрытно, но в порядке, предусмотренном законом об оперативно-разыскной деятельности, или открыто, если собеседник был предупрежден о том, что разговор записывается, и согласился на запись, либо подтвердил, что осведомлен об этом обстоятельстве. Факт осведомленности о производстве аудиозаписи должен явственно следовать из ее содержания.

Может ли учитель отбирать у школьника телефон на время урока, если он мешает учебному процессу?

В настоящее время в Беларуси нет специальных нормативных правовых актов (законов, актов Президента, постановлений правительства и т.д.), регулирующих вопросы использования мобильных телефонов учащимися в школах.

В целом порядок владения и пользования учащимися мобильными телефонами регламентируется общими нормами гражданского законодательства о праве собственности. В большинстве случаев учащийся, получивший телефон в дар от своих родителей или иных родных, является его собственником.

Любому собственнику, независимо от возраста, принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Он может по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Таким образом, временное отобрание мобильного телефона учителем – незаконная мера.

Вместе с тем в учреждениях образования могут разрабатываться и действовать локальные акты, например уставы, правила, положения, устанавливающие определенные требования к организации учебного процесса и поведению учащихся, в том числе ограничения в пользовании мобильными телефонами во время уроков. За нарушение установленных правил к учащимся в отдельных случаях могут применяться меры дисциплинарного воздействия, например, замечание или выговор.

Какие действия должен предпринять учитель, если в классе произошла кража? Имеет ли он право досматривать школьника, которого подозревает в этом преступлении, проверять его портфель?

В случае кражи учитель ставит в известность директора школы. Руководство учебного заведения информирует законного представителя (-лей) о произошедшем и решает вопрос о необходимости вызова милиции. Не стоит злоупотреблять правом на вызов сотрудников милиции. Необходимо учитывать размер похищенного имущества (ластик, ручка или это более дорогостоящие вещи).

Досмотр школьника и его вещей учителем не допускается, так как он не относится к кругу лиц, имеющих такое право.

Могут ли родители присутствовать на занятиях в школе по собственной инициативе?

Родители являются законными представителями обучающихся несовершеннолетних. К ним помимо родителей относятся усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

В законодательстве нет запрета на присутствие законных представителей на занятиях в школе. В соответствии с п.1.4 ч.1 ст.

34 Кодекса об образовании они имеют право на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся.

Если законные представители желают присутствовать на уроке, рекомендуется написать заявление на имя директора с указанием учителя и урока, который они собираются посетить.

Кто несет ответственность, если из-за драки в школе пострадал ребенок? Как поступать родителям жертвы и виновника? Предусмотрена ли компенсация, если травма получена, например, во время занятий физкультурой?

Ответственными в таком случае за противоправные действия ребенка будут его законные представители и соответствующее учреждение образования. Сами обидчики отвечают только после достижения ими 14-летнего возраста.

Если ребенка избили, необходимо сообщить классному руководителю и руководству школы, обратиться в травматологическое отделение учреждения здравоохранения, где пройти медицинское освидетельствование на наличие телесных повреждений у ребенка, а также для установления степени их тяжести, если таковые есть. При возможности стоит поговорить с законными представителями обидчика. Сообщить в органы внутренних дел по месту нахождения учреждения образования о случившемся для проведения проверки и привлечения виновных к ответственности. Обратиться при необходимости к детскому психологу.

При наличии у ребенка телесных повреждений его законные представители вправе обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, а если во время драки было повреждено имущество, то и о возмещении ущерба.

По гражданскому законодательству имущественную ответственность в таком случае за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим 14 лет (малолетним), несут его родители, усыновители или опекун, если не докажут, что вред возник не по их вине.

Несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несет ответственность за причиненный вред на общих основаниях. Если у него нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, таковой должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями, усыновителями или попечителем, если они не докажут, что вред возник не по их вине.

В случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего, не достигшего 14 лет (малолетнего) и не имеющего заработка (дохода), лицо, ответственное за причиненный вред, обязано возместить расходы, вызванные повреждением здоровья.

По достижении малолетним 14-летнего возраста, а также в случае причинения вреда несовершеннолетнему в возрасте от 14 до 18 лет, не имеющему заработка (доходов), потерпевшему обязаны возместить (помимо расходов, вызванных повреждением здоровья) также вред, связанный с утратой или уменьшением его трудоспособности, исходя из установленного законодательством пятикратного размера базовой величины.

Следует отметить, что вред, который возник вследствие умысла потерпевшего, возмещению не подлежит. Если грубая неосторожность его самого содействовала возникновению вреда или его увеличению, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

Если будет установлено, что ребенок получил травму по вине учреждения образования, то его законные представители могут обратиться в суд с иском о компенсации морального вреда, а также о возмещении вреда в случае увечья или иного повреждения здоровья несовершеннолетнего.

Если вас интересует какая-то тема, можете присылать свои вопросы и предложения по адресу advice@belta.by.-0-

Подписывайтесь на нас в

Яндекс.Дзен, Telegram и Viber!

Источник: https://www.belta.by/society/view/kak-zaschitit-prava-shkolnika-otvechaet-advokat-317848-2018/

Принят порядок перевода учащихся школ

Перевод ученика в параллельный класс без его согласия

Приказом министра народного образования (зарегистрирован Министерством юстиции 17.06.2015 г. № 2684) утверждено Положение о порядке перевода учащихся из класса в класс и из одного общего среднего образовательного учреждения в другое.

Требования Положения распространяются на общеобразовательные школы, находящиеся в ведении всех министерств и ведомств, на перевод граждан Узбекистана и лиц без гражданства, проживающих в республике.

Положение не распространяется на перевод из класса в класс и из одной школы в другую учащихся с отклонениями в физическом или психическом развитии.

Перевод учащихся из негосударственных школ в государственные осуществляется в порядке, определенном Положением, а из государственных школ в негосударственные – согласно Положению и уставу негосударственной школы.

Перевод учащихся из класса в класс и из одной школы в другую осуществляется бесплатно.

Перевод из класса в класс

Родители учащегося или заменяющие их лица по своему усмотрению вправе переводить ребенка в параллельный класс в течение учебного года или после его окончания.

Для этого они обращаются с заявлением на имя директора школы с указанием причин перевода.

Директор школы рассматривает заявление в течение одного рабочего дня со дня его принятия и издает приказ о переводе учащегося из класса в класс.

В случае превышения количества учащихся в классе установленной нормы директор школы может отказать в переводе. Об этом письменно сообщается родителям в течение 3 дней.

После издания приказа о переводе учащегося в течение 3 дней вносятся соответствующие записи в классный журнал и книгу движения учащихся.

Перевод из одной школы в другую

Родители учащегося или заменяющие их лица по своему усмотрению вправе переводить ребенка в другую школу в течение учебного года или после его окончания.

Для этого они обращаются с заявлением на имя директора школы с указанием причин перевода.

Директор школы рассматривает заявление в течение одного рабочего дня со дня его принятия и распоряжается о выдаче талона ухода из школы (по форме, установленной Положением) для представления в выбранную школу. Родители обращаются к директору выбранной школы с заявлением о приеме в школу. К нему прилагаются талон ухода и справка органа самоуправления граждан по месту жительства.

Директор выбранной школы после принятия заявления и талона ухода в этот же день выдает родителям талон прихода в школу (по форме, установленной Положением) для представления в прежнюю школу.

Директор школы, где обучается ребенок, после принятия талона прихода в школу в этот же день издает приказ об отчислении учащегося.

Директор школы ознакамливает родителей с данным приказом и представляет им следующие документы по расписке:

выписку из приказа об отчислении учащегося;

табель оценок (освоения) учащегося;

медицинскую карту учащегося.

Директор выбранной школы после принятия указанных документов в этот же день издает приказ о зачислении учащегося и в течение одного рабочего дня направляет выписку из нее в прежнюю школу. Директор данной школы обязан предпринимать все необходимые меры, чтобы переведенный ребенок не остался в стороне от учебного процесса.

После издания приказа об отчислении или зачислении учащегося в течение 3 дней вносятся соответствующие записи в классный журнал и книгу движения учащихся.

Если переведенный ребенок в течение 10 дней без причин или без предупреждения администрации школы и классного руководителя не посещает занятия, директор школы в письменном виде сообщает об этом его родителям, комиссии по делам несовершеннолетних по месту его жительства и директору прежней школы. Одновременно директор выбранной школы предпринимает меры по выявлению причин пропуска занятий и привлечению учащегося к занятиям.

Перевод в образовательное учреждение иностранного государства

Родители, уезжающие в иностранное государство для постоянного или временного жительства в целях обучения, работы, длительного лечения и в дугих целях, вправе переводить своего ребенка в образовательное учреждение данного иностранного государства.

Для этого они обращаются с заявлением на имя директора школы с указанием причин перевода. К заявлению прилагается выписка из решения комиссии по делам несовершеннолетних о даче согласия на отчисление учащегося из школы.

Директор школы рассматривает заявление в течение одного рабочего дня и издает приказ об отчислении учащегося, ознакамливает родителей с этим приказом и по расписке передает им документы учащегося.

После издания приказа об отчислении учащегося в течение 3 дней вносятся соответствующие записи в классный журнал и книгу движения учащихся.

Директор школы формирует базу данных учащихся, отчисленных в связи с переводом в образовательное учреждение иностранного государства, и в конце каждой четверти учебного года представляет ее районному (городскому) отделу методического обеспечения и организации деятельности учреждений народного образования, районному (городскому) управлению внутренних дел и районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних.

Перевод из образовательного учреждения иностранного государства

Родители вправе переводить своего ребенка-гражданина Узбекистана в школу нашей страны.

Для этого они представляют директору школы следующие документы:

заявление на имя директора;

оригинал документов об образовании в иностранном государстве и их нотариально заверенный перевод;

копию свидетельства о рождении ребенка;

медицинскую справку о здоровье ребенка;

4 цветных фотографии ребенка размером 3,5 х 4,5 см;

справку органа самоуправления граждан по месту жительства.

Директор школы рассматривает представленные документы в течение одного рабочего дня и издает приказ о зачислении учащегося.

Он также выявляет соответствие иностранной образовательной программы программе школы и предпринимает меры по устранению выявленных различий в текущем или следующем учебном году.

При отсутствии документа об образовании в иностранном государстве директор школы должен принять ребенка в класс, соответствующий его возрасту и уровню знаний.

После издания приказа о зачислении учащегося в течение 3 дней вносятся соответствующие записи в классный журнал и книгу движения учащихся.

Перевод учащихся в специализированные классы (школы) с углубленным изучением отдельных предметов, а также перевод их из специализированных классов (школ) в другие классы (школы) за нарушение правил внутреннего распорядка осуществляется согласно Положению о порядке приема учащихся в специализированные классы государственных общеобразовательных учреждений, государственные специализированные общеобразовательные учреждения с углубленным изучением отдельных предметов (от 1.02.2012 г. № 2321). Перевод учащихся из специализированных классов (школ) в другие классы (школы) по желанию родителей (не за нарушение правил внутреннего распорядка) также осуществляется в порядке, определенном Положением.

Отчисление из школы несовершеннолетних, совершивших преступление, осуществляется с согласия комиссии по делам несовершеннолетних.

Документ принят на государственном языке.

Приказ вступает в силу со дня его официального опубликования в Собрании законодательства Республики Узбекистан № 24 от 22 июня 2015 года.

Источник: https://www.norma.uz/novoe_v_zakonodatelstve/prinyat_poryadok_perevoda_uchashchihsya_shkol

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Перевод ученика в параллельный класс без его согласия

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на  выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе  и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на  бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на  участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  •  имущественные права.

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе,  недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и  учитель не  допустил его до уроков. Когда ученика  не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок.

В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие  меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой  меры,  как отстранение от урока — нет.

Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или  ученик могут написать жалобу директору школы,  в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками  мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что  учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.

 Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.

Если такие «методы воспитания» практикуются в школе,  то это повод для родителей  обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель  может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.

Это ничто иное  как   применение мер психического насилия по отношению к ученику,  унижение его чести и достоинства.

В таком случае  родители вправе не  только обратиться к администрации школы, но и  в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда  школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать.

Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей  есть все основания обратиться  с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что  Министр образования и науки О.Ю.Васильева  считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.

Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила  она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года.

Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если  родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен  обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.

Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.

Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка,  в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в  Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные  случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно  выполнять.

К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия  в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы,  уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,  выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами   школы, а на федеральном уровне —  законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями,  ответ на свою жалобу заявитель должен получить  в срок, не превышающий 30 дней.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей

Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

Также в блоге

Защитим наших детей

Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся

Из школы в школу

Защищаем права ребенка в школе

Безопасность ребенка в школе

Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Источник: https://eduinspector.ru/2017/02/05/kak-zashhitit-prava-rebenka-esli-oni-narushayutsya-shkoloj/

Школьные годы чудесные… Отвечаем на самые злободневные вопросы из школьной жизни

Перевод ученика в параллельный класс без его согласия
ПУНКТ-А https://punkt-a.info/news/glavnoe/shkolnye-gody-chudesnye-otvechaem-na-samye-zlobodnevnye-voprosy-iz-shkolnoy-zhizni

03-08-2018

Для кого-то август – это пора отпуска и безудержного веселья, но для большинства людей это начало активной подготовки к новому учебному году. Пока школьные классы белят и красят, родители, как ошпаренные (тем более что в Астраханской области этот фразеологизм приобретает буквальный смысл) затариваются канцтоварами, шьют форму и безуспешно пытаются заставить своих чад прочесть хотя бы пару глав из внушительного списка литературы на лето.  Чтобы хоть как-то скрасить нелёгкую подготовку к школе, мы собрали ответы на наиболее волнующие родителей вопросы. Возможно, благодаря нашей публикации часть проблем у наших читателей отпадёт само собой.  Действительно, некоторые родители готовы определить своего ребёнка за год до положенного срока. Между тем, приём заявлений в первый класс для граждан, проживающих на закреплённой территории (то есть микроучастке), начинается не позднее 1 февраля и завершается не позднее 30 июня текущего года. Школа может установить собственные сроки начала приема заявок, главное чтобы не позднее 1 февраля. Сроки начала приема заявок лучше уточнять непосредственно в администрации школы, либо следить за объявлениями на сайте образовательной организации. Администрация школы не вправе отказать в приеме заявления о поступлении в 10 класс только по причине плохих оценок в аттестате (“троек”).  После получения аттестата учащийся может написать заявление с просьбой принять его в 10 класс, предъявив аттестат о получении основного общего образования. Письменное заявление должно быть зарегистрировано секретарём, на копии заявления поставлен входящий номер и дата. Копия заявления будет доказательством факта обращения. Отметим, что в гимназиях, лицеях и школах с углублённым изучением предметов для зачисления в 10 класс могут проводиться экзамены, причём повышенной сложности. В этом случае приём учеников будет осуществляться по результатам этих испытаний. Тем, кто не прошёл серьёзный отбор, придётся переходить в другую школу или же поступать в ссуз.

Можно ли перевестись из техникума обратно в школу? 

Можно. По закону школа обязана обеспечить приём ВСЕХ граждан, имеющих право на получение общего образования и проживающих на территории, закреплённой за этим учреждением, или же предоставить «свободные» места, имеющиеся в этом учреждении, тем, кто на микроучастке не проживает.

  Чтобы восстановиться в школе, следует ознакомиться с условиями приёма в общеобразовательную организацию, получить из колледжа/техникума справки об освоении общеобразовательных дисциплин с указанием оценок промежуточной аттестации, подать заявление в школу с просьбой продолжить обучение.

В случае отказа администрации школы следует обратиться в орган управления образованием муниципалитета с просьбой решить вопрос об устройстве в другое общеобразовательное учреждение. Законодательство не регулирует порядок перевода учащегося из одного класса в другой или выбора учителя по предмету.

Решение принимает директор школы на основе рекомендаций совета педагогов школы или по своему усмотрению.  В учреждении может быть принят локальный акт, регулирующий процедуру перевода из одного класса в другой. Настаивать на переводе ребенка в параллельный класс родитель не может, он может только просить.

  Обязательный шаг — подача заявления в письменном виде на имя директора о переводе в другой класс. В заявлении нужно максимально корректно обосновать причину перевода (например, не сложились отношения в коллективе, выбрали другую программу). Может иметь значение согласие педагога взять на обучение учащегося в свой класс, но это согласие не имеет решающего характера.

  При принятии решения многое зависит от дополнительных факторов, например: сильный класс или слабый, загруженность одного педагога по сравнению с другим, успеваемость и дисциплина учащегося, которого хотят перевести, и т.п. С учётом этих факторов администрация школы и принимает решение. Конечно же, нет.

Учитель не имеет права не пускать на урок ни при каких обстоятельствах. Опоздание на урок не является безнаказанным, поскольку это нарушение внутреннего распорядка школы, прописанного в Уставе школы.

Учитель имеет право в такой ситуации пригласить в школу родителей или поставить в известность директора для принятия допустимых мер дисциплинарного взыскания, но никак не выгонять с урока или ставить за это оценку.
Каникулы специально предусмотрены для того, чтобы ребёнок мог отдохнуть после периода учёбы.

Это значит, что нагружать ученика можно только с его согласия, а в случае, если ребёнку нет 18, с согласия его законных представителей. То же самое касается и различных мероприятий, не предусмотренный учебным планом (походы в библиотеки, подготовка к экзаменам, новому учебному году и так далее).

Таким образом, принудительное привлечение детей к мероприятиям и выполнению ДЗ, в каникулярный период рассматривается как нарушение. Следовательно, выставлять оценки за эти задания учителя также не имеют права. Предоставление путевок осуществляется один раз в год в порядке очередности.

Для постановки на очередь в детские санатории и санаторные оздоровительные организации круглогодичного действия на санаторно-курортное лечение необходимо предоставить в министерство образования и науки Астраханской области следующие документы: 1. Паспорт заявителя (законного представителя) + копия. 2. Свидетельство о рождении (паспорт при достижении возраста 14 лет) + копия. 3. Справка из поликлиники по форме 070у. 4. Распоряжение (постановление) об опеке + копия (только для опекаемых). В настоящее время из бюджета Астраханской области не выделяются средства на организацию одноразового горячего питания (горячий завтрак) для обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

Однако предусмотрены ФЕДЕРАЛЬНЫЕ средства на бесплатное питание для следующих категорий детей:

– дети-инвалиды;
– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;
– дети с туберкулёзной интоксикацией. Таким образом, в регионе только эти дети имеют право на бесплатные завтраки в школах. Нет, таких требований в законодательстве нет, поэтому и отказ школы принять ребёнка, исходя из аргумента “он не умеет читать”, неправомерен. В приёме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест Однако гимназиям и школам с углублённым изучением дисциплин разрешено организовать свой отбор в организацию.  Кроме того, организация конкурса или индивидуального отбора допускается в образовательных организациях, интегрированных с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта или в области искусств. В таких школах отбор необходим для оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта.

Необходимо ли родителям покупать рабочие тетради?

Рабочие тетради не являются обязательным атрибутом – любой учитель может обходиться и без этого вспомогательного элемента. Ни одна школа не имеет права заставить родителей приобретать рабочие тетради за собственные счёт. 

За что родители не должны платить в школе?

Государство оплачивает расходы, которые касаются оплаты труда педагогов, приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения в соответствии с нормативами.

Муниципалитеты должны обеспечивать содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Проще говоря, родителей не могут заставить сдавать деньги на ремонт школы и класса, покупку учебников и оплату труда работников образовательной организации.

 Привлечение средств родителей не допускается на такие цели и мероприятия, как: факультативные, индивидуальные и групповые занятия, курсы по выбору за счёт часов, отведённых в основных общеобразовательных программах, обучение по общеобразовательным программам повышенного уровня в школах с углублённым изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях.

Как отличить бесплатные внеурочные занятия в начальной школе от платных образовательных услуг? Внеурочные занятия в начальной школе в объёме 10 часов в неделю предусмотрены ФГОС. Они являются частью образовательной программы и могут быть только бесплатными. Законодательство запрещает взимать плату за преподавание предметов, которые предусмотрены ФГОС, в том числе преподавать их в качестве платных образовательных услуг.

Источник: https://punkt-a.info/news/glavnoe/shkolnye-gody-chudesnye-otvechaem-na-samye-zlobodnevnye-voprosy-iz-shkolnoy-zhizni

Криминальный мир
Добавить комментарий