Ответственность администрации за бездействие

Ответственность администрации за бездействие

Ответственность администрации за бездействие

N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

К бездействию относится также нерассмотрение или несвоевременное рассмотрение обращения граждан уполномоченным должностным лицом.

Ответственность должностных лиц и органов местного самоуправления

В соответствии с принятым в гл.

Ответственность перед населением — это ответственность депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, которая реализуется как институт отзыва данных лиц по основаниям и в порядке, установленном уставами муниципальных образований в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ. Однако, термин «население» является трудно применимым к таким категориям, как правоотношения и ответственность,

Ответственность должностных лиц местной администрации

Однако на практике эта мера воздействия используется весьма редко.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 16 октября 1997 года указал, что предусмотренная Федеральным законом

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

возможность прекращения полномочий органа местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления не противоречит Конституции Российской Федерации.

Российская Федерация вправе предусмотреть адекватные меры ответственности органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе досрочное прекращение полномочий данных органов и выборных лиц.

Само по себе досрочное прекращение полномочий не может рассматриваться как неправомерное вмешательство органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления при условии, что оно сопровождается назначением новых выборов

Ответственность органов местного самоуправления за неправомерные действия

Одним из видов неблагоприятных последствий для названных органов и должностных лиц может быть признание судом недействительными их решений и обязанность возместить ущерб, причиненный ими.

Ответственность органов местного самоуправления может наступать и в результате невыполнения ими условий договоров и соглашений с физическими и юридическими лицами (например, при осуществлении прав собственника в отношении муниципального имущества).

В практике еще очень мало судебных дел, возникающих в связи с обжалованием актов и действий органов местного самоуправления и должностных лиц. Одна из причин — недостаточная осведомленность граждан и организаций — субъектов таких правоотношений о возможности судебной защиты нарушенных прав.

Данный вывод подтверждается и тем обстоятельством, что большинство дел этой категории возбуждается по заявлениям прокуроров. Но есть примеры, когда граждане успешно отстояли свои права, нарушенные решениями местных администраций.Гражданин С.

Некоторые проблемы привлечения к ответственности главы муниципального образования

Должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед государством (ст.

70), физическими и юридическими лицами (ст. 76), депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления — перед населением (ст. 72). Дальнейшее раскрытие понятия ответственности должностных лиц органов местного самоуправления, должно происходить на уровне муниципальных образований, в частности уставов муниципалитетов.

Таким образом,

Какова ответственность за преступное бездействие по УК РФ?

Дело в том, что лишь небольшое число уголовных дел в стране (в сравнении с общим количеством) составляют дела, связанные с преступным бездействием, поскольку не каждый факт бездействия можно назвать преступным и, соответственно, наказуемым. О совершении преступного бездействия можно говорить только в том случае, если у лица имелась реальная возможность действовать, но она не была реализована.

Итак, уголовная ответственность за бездействие наступает только при наличии определенных условий, основным из которых является бездействие лица при наличии у него реальной возможности совершить необходимое действие.

Также о совершении виновного бездействия можно говорить и тогда, когда на лицо возложена обязанность по совершению какого-либо конкретного действия.

Такая обязанность может возлагаться на основании: Законодательных или иных нормативных актов.

Примером здесь может служить обязанность

Статья 425 Бездействие должностного лица

3.

Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, со­вершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо по­влекшие тяжкие последствия,— Наказываются лишением права занимать определенные должности или зани­маться определенной деятельностью, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определен­ные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

Источник: https://pallada-sar.ru/otvetstvennost-administracii-za-bezdejstvie-46046/

Ответственность за преступное бездействие: разновидности, статьи УК | Правоведус

Ответственность администрации за бездействие

Российское уголовное законодательство определяет бездействие как преступное деяние в случае, если оно повлекло за собой наступление последствий общественно опасного характера. Какая ответственность предусмотрена за данное преступление и каковы его особенности, мы расскажем в нашей статье.

Преступное бездействие, также как и действие, наказывается уголовным законодательством, поскольку несовершение действий, которые лицо должно было совершить, но умышленно не сделало этого, может повлечь причинение вреда или возникновение угрозы причинения этого вреда третьим лицам.

Однако стоит отметить, что с привлечением к уголовной ответственности за бездействие в практике сталкиваются очень редко. Это связано с тем, что лишь небольшая часть уголовных дел имеют связь с преступным бездействием, не каждый факт бездействия лица может быть назван как преступным.

О совершении преступного бездействия речь может идти только тогда, когда у лица имелась реальная возможность действовать, но он этого не сделал.

Разновидности бездействия

Преступное бездействие может быть выражено:

  • в воздержании от совершения общественно полезного действия, например – уклонение от воинской обязанности или от уплаты алиментов и другое;
  • в несовершении определенных действий, направленных на предотвращение ущерба уже существующему благу, например, – неисполнение обязанностей по охране имущества или по оказанию помощи лицам, находящимся в опасной ситуации и другое.

Бездействие лица может представлять собой, как пассивное поведение – воздержание от какого-то конкретного действия, так и сопровождаться какими-то активными действиями, связанными с уклонением от выполнения обязанностей, например, переезд в другой город или уклонение от воинской обязанности.

Кроме того, бездействие может быть разовым – одномоментным, или длящимся – длительное уклонение от выполнения обязанностей. При этом, если лицо уклоняется от выполнения обязанностей длительное время, преступное бездействие охватывает весь период.

Добровольное выполнение обязанности в этом случае может повлечь освобождение от уголовной ответственности, а в некоторых случаях даже меры поощрительного характера, в том числе денежных выплат.

Наступление ответственности за преступное бездействие

Как уже писалось выше, не все бездействие следует считать преступным и наказуемым. Лицо должно быть обязано совершить конкретное действие в силу прямого указания на это закона или иного нормативного акта, родственных либо других отношений, договорных, служебных или профессиональных обязанностей.

Как правило, банальная обязанность помогать ближнему не является правовой и носит исключительно моральный характер. Таким образом, уголовная ответственность за бездействие наступает лишь в том случае, когда на лицо возложены определенные обязанности действовать определенным образом, а он не реализовывает эти действия.

Эту обязанность могут порождать следующие юридические факты и состояния:

  • Законодательный или иной нормативный акт, например инструкция, могут возлагать совершить конкретные действия;
  • Приговор или другое решение суда, которые являются обязательными для исполнения, злостное уклонение от исполнения такого решения является преступным;
  • Родственные или другие взаимоотношения – родители, опекуны, попечители и другие лица, возложившие на себя добровольно обязанность оказывать помощь человеку, неспособному позаботиться о себе самостоятельно в силу определенных обстоятельств, несут полную ответственность за неисполнение этих обязанностей (например, мать, оставившая своего новорожденного ребенка в закрытой коляске без пищи и воды на несколько дней, в результате чего наступила смерть ребенка, будет нести уголовную ответственность за убийство);
  • Договорная, служебная, профессиональная обязанность – некоторые профессии предусматривают исполнение лицами своих обязанностей даже во внерабочее время (например, врачи и сотрудники правоохранительных органов), в других случаях ответственность наступает только за бездействие в тот момент, когда лицо находилось на рабочем месте. Кроме того, ответственность наступает за невыполнение обязанностей, которые вытекают из трудового или иного договора, например, за невыплату заработной платы или ненадлежащее хранение имущества.

Важно! Когда лицо само своими действиями поставило в опасность причинения вреда объекты охраны уголовного права, оно несет полную ответственность за возможные последствия своих действий. При этом лицо должно иметь реальную возможность совершить требуемое действие в конкретной ситуации.

Какую статью предусматривает УК РФ за бездействие

В Уголовном кодексе РФ нет отдельной статьи за преступное бездействие, следовательно, наказание за данный вид преступления будет зависть от того, какие последствия повлекло за собой несовершение лицом конкретных действий. Например:

  • если медицинским работником без уважительной причины не была оказана медицинская помощь больному человеку, в результате чего его здоровью был причинен вред средней тяжести, тяжкий вред или смерть, медика привлекут к уголовной ответственности, предусмотренной статьей 124 УК РФ;
  • в случае, если работодатель не выплачивает полностью или частично заработную плату сотрудникам, он может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 145.1 УК РФ;
  • когда гражданин не передает имеющиеся у него сведения о преступлении уполномоченному органу, он может быть привлечен к ответственности по статье 316 УК РФ (в данном случае лицо может быть освобождено от ответственности, если преступление было совершено супругом или иным близким родственником).

Ответственность должностного лица за бездействие

В вопросах ответственности за бездействие должностных лиц статья УК РФ, по которой виновному будет предъявлено обвинение, напрямую зависит от его должностных обязанностей и ситуации.

Так, например, ответственность за халатность – недобросовестное отношение лица к своим служебным обязанностям, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов других лиц, предусмотрена статьей 293 УК РФ. Кроме того, здесь можно говорить и о последствиях за несоблюдение лицом обязанности по исполнению требований охраны труда.

Когда должностное лицо было обязано соблюдать эти требования, но пренебрегло своей обязанностью, что повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека или стало причиной его смерти.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/criminal/otvetstvennost-za-prestupnoe-bezdeystvie/

Ответственность муниципальных образований

Ответственность администрации за бездействие

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления – это неблагоприятные правовые последствия за принятые ими противоправные решения, ненадлежащее осуществление своих задач и функций.

Ответственность перед населением наступает при утрате доверия населения. Порядок и условия ответственности устанавливаются в уставе муниципального образования. В качестве правовых институтов, посредством которых население может выразить недоверие, выступают местный референдум и отзыв. Кроме того, депутаты могут выразить недоверие избранному ими должностному лицу.

Институт отзыва может быть предусмотрен в уставе муниципального образования.

В случае выражения недоверия представительному органу он принимает решение о самороспуске либо его распускает глава местного самоуправления и назначает повторные выборы, не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий представительного органа.

Если недоверие выражено главе муниципального образования он сам принимает решение о добровольной отставке либо представительный орган освобождает его от должности своим решением.

Ответственность перед государством

Ответственность органов местного самоуправления и их должностных лиц перед государством наступает только в случае нарушения ими законов Федерации, субъектов Федерации, устава субъекта Федерации и устава муниципального образования.

Ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий наступает в той мере, в какой эти полномочия были обеспечены материальными и финансовыми средствами. Факт нарушения законности устанавливается только в судебном порядке.

Надзор за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления осуществляет Прокуратура РФ. Вместе с тем и иные физические и юридические лица могут обжаловать в суд или арбитражный суд решения органом и должностных лиц местного самоуправления.

На основании установленного судом нарушения законности органами или должностными лицами, законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации может обратиться в соответствующий суд за признанием несоответствия деятельности органа местного самоуправления, его выборного должностного лица законам или уставам.

Судебное заключение об этом служит основанием, чтобы рассмотреть вопрос о прекращении полномочий соответствующего органа, выборного должностного лица местного самоуправления. Прекращение полномочий и одновременное назначение новых выборов законодательным органом субъекта Федерации осуществляется в порядке, определенном законом этого субъекта.

Ответственность перед физическими и юридическими лицами

Ответственность органов местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами, как правило, вытекает из гражданско-правовых отношений и регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации.

В результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе изданием актов, не соответствующих закону или иному правовому акту, они возмещают убытки физическим и юридическим лицам.

«Незаконными» в гражданском праве признаются действия, нарушающие не только закон, но и иные нормативные акты любого уровня.

«Бездействие» предполагает невыполнение органами местного самоуправления и их должностными лицами возложенных на них обязанностей, неосуществление тех действий, которые они в соответствии с законом или иными нормативными актами обязаны были совершить.

Причем, сами должностные лица, незаконными действиями (бездействием) которых причинен ущерб, непосредственной ответственности перед потерпевшими не несут и к ним не должны предъявляться требования о возмещении ущерба. На должностные лица может быть возложена материальная ответственность соответствующими решениями органа местного самоуправления или его должностного лица. Объем имущественной ответственности за причиненный органами местного самоуправления вред, а также условия и порядок ее наступления определяется как нормами Гражданского кодекса, так и отдельных законов. Как правило, вред возмещается в полном объеме.

Гарантии местного самоуправления – это система средств и институтов, обеспечивающих реальные возможности реализации гражданами их прав на местное самоуправление, включающие следующие направления:

· обеспечение минимальных бюджетов;

· обеспечение самостоятельной деятельности в пределах своих полномочий;

· обеспечение права на компенсацию дополнительных расходов в результате решений, принятых органами государственной власти;

· законодательное установление порядка передачи органам местного самоуправления средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий;

· создание эффективной системы взаимодействия органов местного самоуправления с населением.

Особенности гарантий местного самоуправления состоят в том, что они носят государственный характер, в то время как органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Гарантии местного самоуправления принято подразделять на общие и специальные.

Общие гарантии

Общие гарантии делятся на финансово-экономические, политические, социальные и организационные.

Финансово-экономические гарантии предусматривают наличие муниципальной собственности и финансовых ресурсов, возможность нахождения в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов.

Политические гарантии основываются на демократическом характере политического режима в нашей стране и предусматривают предоставление права населению на местное самоуправление, на всемерную поддержку и защиту местного самоуправления государством.

Социальные гарантии предусматривают развитие социальной структуры местного сообщества, формирование социальных групп с определенными социально-экономическими интересами и потребностями (комитеты, комиссии, союзы, ассоциации и др.), способные участвовать и влиять на общественную жизнь.

Организационные гарантии создают условия для осуществления гражданами местного самоуправления с использованием форм непосредственной и представительной демократии. Граждане получили гарантию на местный референдум, на выборы органов и должностных лиц, на отзыв депутата и выборного должностного лица.

Специальные (юридические) гарантии

Специальные гарантии – это система правовых норм и институтов, обеспечивающих возможность эффективной реализации прав местного самоуправления. К ним относятся:

а) запрет на ограничение прав местного самоуправления. Это положение обязывает субъекты Федерации рассматривать федеральные нормы, гарантирующие права местного самоуправления, в качестве муниципально-правового минимума, ниже которого не может опускаться региональное законодательство;

б) обязательность рассмотрения обращений органов и должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти, предприятиями, учреждениями, организациями;

в) обязательность решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов и должностных лиц местного самоуправления.

Эти решения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение этих решений влечет ответственность в соответствии с законом.

г) судебная защита местного самоуправления.

Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права местного самоуправления актов органов государственной власти государственных должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений.

ГЛОССАРИЙ

Ассоциации, союзы муниципальных образований – объединения муниципальных образований, создаваемые в целях координации их деятельности, более эффективного представления своих интересов.

Внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Выборное должностное лицо местного самоуправления — должностное лицо, избранное населением непосредственно или представительным органом местного самоуправления из своего состава, наделенное, согласно уставу муниципального образования, полномочиями на решение вопросов местного значения.

Гарантии местного самоуправления — совокупность приемов, средств, способов, обеспечивающих реализацию права на местное самоуправление, его защиту.

Глава муниципального образования — выборное должностное лицо, возглавляющее деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования.

Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района.

Городское поселение – город или поселок с прилегающей территорией, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Депутат – член представительного органа поселения, муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения.

Должностное лицо местного самоуправления — выборное, либо работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-распорядительные функции в органах местного самоуправления и не относящееся к категории государственных служащих.

Европейская хартия местного самоуправления — международный документ, принятый Советом Европы в Страсбурге (5 октября 1985 г. и ратифицированный в России Федеральным законом от 11 апреля 1998 г.

Компетенция органа или должностного лица — содержание и объем властных правомочий, которые имеет орган власти или должностное лицо и которые фиксируются в соответствующем юридическом документе.

Межселенная территория – территория, находящаяся вне границ поселений.

Местное самоуправление – деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения.

Муниципальная власть — это система отношений по поводу власти, реализующая функции местного самоуправления, основанная на аппарате принуждения.

Муниципальная должность — должность, предусмотренная уставом муниципального образования, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий.

Муниципальная служба – профессиональная деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Муниципальная собственность— собственность муниципального образования.

Муниципальное образование— городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.

Муниципальный заказ – форма хозяйственно-договорных отношений между местной администрацией и предприятиями, учреждениями, организациями всех форм собственности.

Муниципальный правовой акт – решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобязательные правила или имеющее индивидуальный характер.

Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Органы местного самоуправления – избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные полномочиями по решению вопросов местного значения.

Представительный орган местного самоуправления — выборный орган местного самоуправления, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения, действующие на территории муниципального образования.

Референдум местный (местный референдум) — ание граждан по вопросам местного значения.

Сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и др. населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

Собрание (сход) граждан — форма реализации прямого волеизъявления граждан, посредством которой жители городских и сельских поселений, являющихся муниципальными образованиями участвуют в решении вопросов местного значения.

Устав муниципального образования — основной нормативно-правовой акт муниципального образования. Устав является своеобразной малой конституцией на территории муниципального образования.

Источник: https://studbooks.net/959496/pravo/otvetstvennost_munitsipalnyh_obrazovaniy

Моральный вред за бездействие должностных лиц

Ответственность администрации за бездействие

Конституция нашей страны гарантирует каждому гражданину, а равно и другим лицам, пребывающих на ее территории, защиту законных прав и интересов.

Это положение закреплено в статье 53 основного закона, юрисдикция которой распространяется на все сферы правовых взаимоотношений. В частности, данное положение Конституции РФ предусматривает ответственность государственных органов не только за неправомерные решения, но и за бездействия последних.

Ответственность по указанным основаниям несут и конкретные должностные лица, и коллегиальные органы местного самоуправления в том случае если в результате их решений произошло нарушение прав и свобод человека.

Потерпевшему предоставлено право обращения в надзорные органы и в том числе в судебные инстанции для защиты. Гражданин может обратиться в юридическую компанию и поручить ей ведение дел и представительство в суде.

Лица, пострадавшие от незаконных действий представителей государственных органов имеют право на получение денежной компенсации за причиненный им материальный вред и моральные страдания.

В судебном процессе устанавливается степенно вины каждого из ответчиков и устанавливается сумма ущерба, подлежащая компенсации виновными.

Добиться компенсации морального вреда довольно сложно вместе с тем вполне возможно, если проявить настойчивость.

Состав преступления

Представители органов власти несут ответственность за принимаемые ими решения в порядке, установленном законодательством. В зависимости от степени причиненного вреда потерпевшей стороне бездействие должностного лица могут быть квалифицированы как административное, так и уголовное правонарушение.

Состав преступления по делам такого рода включает в себя обязательные и факультативные признаки:

  1. Неисполнение субъектом своих обязанностей, что послужило причиной нанесения ущерба интересам, жизни и здоровью потершей стороны.
  2. Подозреваемый на момент совершения указанного деяние был вменяем и способен здраво оценивать возможные его последствия.
  3. Наличие прямой причинной связи между бездействием должностного лица и нарушением прав и свобод гражданина.
  4. Преступление имеет выраженный мотив и преследует вполне определенные цели, направленные на получение выгоды. При этом подозреваемый мог иметь умысел на совершение правонарушения и предвидеть возможность наступления негативных последствий. В другом случае его бездействие может быть обусловлено неосторожностью по причине недостаточного опыта или квалификации.

Применительно к понятию бездействие представителей органов коллегиального управления или государственной власти состав преступления усматривается в сознательном неисполнении своих обязанностей.

В отдельных случаях подобные деяния могут происходить по незнанию, недостаточной квалификации или отсутствию опыта. В случае судебного разбирательства вопрос о признаках состава преступления изучается с особой тщательностью. Подозреваемый может быть осужден только в том случае, если его бездействие содержит все перечисленные выше элементы.

В соответствии с уголовно-процессуальными нормами, действующими на текущий момент времени в рамках части первой 133 статься соответствующего Кодекса гражданин или иное лицо законно находящееся на территории страны имеет право на реабилитацию. В случае если негативные последствия наступили в результате бездействия отдельных представителей органов государственной власти или местного самоуправления либо их причиной стали коллегиальные решения.

Это могут быть:

  1. Возмещение материального вреда, в том числе и прибыли неполученной от всех видов деятельности, разрешенных законодательством.
  2. Гражданин восстанавливается по всех имущественных, трудовых, пенсионных и иных правах. Производится возврат наград и восстановления в воинских и специальных, в том числе и почетных званиях.
  3. Пострадавшему лицу выплачивается компенсация за причиненные моральные страдания.

Ущерб, причиненный в результате уголовного преследования вследствие бездействия должностных лиц органов охраны правопорядка, компенсируется в полном объеме вне зависимости от степени их виновности. Возмещение всех видов вреда осуществляется в полном объеме за счет средств федерального бюджета.

Согласно части четвертого того 133 статьи упомянутого кодекса возмещение вреда не производится в следующих случаях:

  1. Уголовное преследование прекращено по причине окончания сроков давности.
  2. На момент совершения правонарушения, подозреваемый, не достиг установленного законодательством возраста.
  3. Изменения действующего законодательства и отмены уголовного наказания по данной статье.

Компенсация причиненного морального вреда производится по решению суда, принятому по гражданскому иску потерпевшей стороны.

Последствия правонарушения

Преступное бездействие отдельного должностного лица может иметь разнообразные формы и выражаться в отказе от исполнения своих обязанностей или непринятии законного решения в пределах собственных властных полномочий.

В результате этого возможно наступление таких последствий:

  1. Предъявление недоказанных обвинений в совершении уголовного или административного правонарушения.
  2. Незаконное задержание и содержание под стражей или вынесения решения об ограничении свободного перемещения в виде домашнего ареста или подписки о невыезде.
  3. Безосновательное наложение административного взыскания связанного с заключением или привлечением к исправительным работам.
  4. Вынесение приговора, предусматривающего поражение в правах либо наложения ареста на имущество, либо его конфискацию.

Бездействие представителя органа власти или должностного лица местного самоуправления и степень его вины определяется вышестоящей инстанцией, прокуратурой либо решением суда.

Иск о выплате компенсации за причиненные моральные страдания в денежном выражении подается в установленном порядке и рассматривается в гражданском судебном процессе.

Заявление может быть подано лично потерпевшим либо его представителем, действующим на основании доверенности.

Как доказать?

Судебные процессы, связанные с оспариванием решений чиновников или коллегиальных органов отличаются высокой сложностью и требуют хорошего знания законодательства.

Особенно большие сложности обычно возникают в части предоставления доказательств бездействия должностных лиц, которые могут выражаться не единичными эпизодами.

Зачастую к вредным последствиям приводят систематическое невыполнение представителями органов власти своих обязанностей в течение длительного времени.

Такого рода дела рассматриваются в гражданском процессе и доказательства по делу предоставляются сторонами, а их оценка производится судьей. Последний руководствуется действующим законодательством и, в частности, 22, 23 и 25 статье Гражданско-процессуального кодекса.

Доказательствами по делам такого рода могут служить:

  1. Документы и переписка, а также оспариваемые решения должностного лица, которые привели к нарушению прав истца.
  2. Показания свидетелей и очевидцев событий, подтверждающих неисполнение представителем власти возложенных на него обязанностей.
  3. – и аудиозаписи прошедшие экспертизу на подлинность.

В гражданском процессе судом выясняется компетентность должностного лица и наличие властных полномочий достаточных для принятия решения по существу дела.

Оценивается также соблюдение порядка принятия решений по вопросу и наличие причиной связи между неисполнением обязанностей чиновников и нарушением имущественных, а также иных прав истца.

Основанием для принятия решения в его пользу могут служить любые из названных выше нарушений требований.

Сумма взыскания

Возмещение морального вреда согласно требованиям 1101 статьи Гражданского Кодекса осуществляется исключительно в форме денежных выплат. Определение суммы взыскания является исключительной компетенцией суда, который рассматривает иск к должностному лицу.

При определении размера компенсации принимаются во внимание следующие обстоятельства:

  1. Характер страданий потерпевшей стороны как физических, так и морально-нравственных.
  2. В ходе процесса рассматриваются фактические обстоятельства дела.
  3. При оценке степени ущерба учитываются индивидуальные особенности личности потерпевшего.

Ответчик до обращения истцом в суд может предложить ему иные способы компенсации причиненного ущерба.

Данное обстоятельство свидетельствует о доброй воле ответчика и учитывается судом при принятии взвешенного решения.

В отдельных случаях невыполнение чиновником предусматривает административную ответственность последних. При определении суммы компенсации в таком случае может приниматься за основу размер штрафа.

При вынесении решений по делам такого рода учитывается степень вины представителя государственной власти, а суд руководствуется принципами справедливости и разумности.

В гражданских процессах о компенсации морального вреда связанных с незаконным уголовным преследованием выплаты осуществляются из федерального бюджета, а представительство интересов Российской Федерации осуществляется Министерством финансов.

Соответственно процессы выплата компенсаций по неправомерным действиям органов местного самоуправления производится за их счет.

Как добиться возмещения?

Компенсация морального вреда, причиненного в результате бездействия представителя государственной или местной власти, осуществляется исключительно по решению суда. Пострадавшая сторона подает гражданский иск, оформленный в строгом соответствии с требованиями законодательства.

Заявление в обязательном порядке должно содержать такие сведения:

  1. Полные данные об истце и ответчике по делу с указанием адреса и наименования должности.
  2. Подробное изложение обстоятельств дела и доказательства вины указанного представителя власти.
  3. Доказательства по предъявленным обвинениям с приложением документов и других материалов.

В случае если по делу имеются свидетели, то в заявлении указываются их данные. Последние обязаны давать правдивые показания в суде обо всех известных им фактах и обстоятельствах по делу.

Добиться возмещения морального вреда по делам связанным с бездействием чиновников достаточно сложно без привлечения профессиональных юристов.

Они могут, как принимать участие в процессе, так и консультировать истца.

Нормы закона

Процессы о возмещении морального вреда проходят в рамках Гражданского и Гражданско-процессуального кодекса.

Право на защиту законных интересов граждан РФ и иностранных подданных предоставляется Основным законом нашей страны, а точнее, 53 статьей Конституции.

Законодательством четко оговорены порядок рассмотрения дел, оценки доказательств и определение размера морального ущерба, что подлежит компенсации.

В процессе принятия решения суд руководствуется требованиями 46 статьи Конституции и положениями 25 главы соответствующего процессуального кодекса.

Истцами по делам о бездействии должностных лиц могут выступать как отдельные граждане, так и юридические лица, и общественные организации.

Инстанции

Компетентность судов по рассмотрению дело о возмещении причиненного морального среда определяется специальным постановлением Пленума Верховного суда.

Гражданский иск подается в суд общей юрисдикции с уплатой соответствующей пошлины.

Указанная инстанция осуществляет судопроизводство по делам о бездействии должностных лиц органов государственной власти.

Оспаривание бездействия военнослужащих осуществляется в гарнизонных судах, подобные дела в отношении высших должностных лиц государства рассматривается Верховным судом РФ.

В субъектах федерации такие процессы подведомственны их высшим судебным инстанциям.

Мировые суды не имеют права рассмотрения дел данной категории, в том числе и связанных с бездействием службы судебных приставов.

Судебная практика РФ

В последнее время наметилась тенденция к росту активности граждан и организаций в сфере защиты своих законных интересов.

Статистика наглядно показывает увеличение количества исков о возмещении морального вреда в 2019 году приблизительно на 10 %.

При этом количество положительных решений об удовлетворении предъявленных требований полностью или частично составляет порядка 28 %.

Все чаще суды становятся на сторону потерпевших и устанавливают достаточно высокие размеры компенсаций морального вреда причиненной бездействием должностных лиц. Наибольшее количество дел связано с незаконным уголовным преследованием со стороны правоохранительных органов.

Внимание!

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Исковое заявление о возмещении морального вреда и материального ущерба Возмещение морального вреда

Источник: http://ipopen.ru/vyplaty-i-kompensacii/moralnyj-vred/moralnyj-vred-za-bezdejstvie-dolzhnostnyh-lic.html

Криминальный мир
Добавить комментарий