Обязан ли учитель направлять учеников в различные секции, кружки, студии?

Психолог о том, как правильно выбирать секцию для детей

Обязан ли учитель направлять учеников в различные секции, кружки, студии?

Дополнительное образование – неотъемлемое звено в образовании и развитии ребенка. Психологи утверждают: желательно, чтобы каждый ребенок в период обучения в школе, начиная со второго класса, посещал кружок, студию, секцию.

Первый класс – период адаптации, привыкания к новому режиму и условиям обучения, выстраивания новых взаимоотношений с одноклассниками, учителями и родителями.

Ребенок учится быть учеником, а это трудная работа, поэтому дополнительная нагрузка может вызвать осложнения адаптации и трудности в обучении. Поэтому дополнительную секцию стоит вносить в расписание школьника со второго класса.

Или можно начать посещать кружок, студию за год до поступления в школу.

О том, как выбрать секцию дополнительного образования, что должно быть решающим фактором и как понять, что ребенок перегружен, рассказала психолог центра детской и семейной психологии “КАРИТАС+” Людмила Слободчикова.

– Людмила Валентиновна, есть какие-то правила для выбора секции?

– Да, существуют общие правила по подбору кружков, в среднем их должно быть 1-2. Один для физического развития и поддержания физической формы, второй для развития творческих способностей, эстетического и умственного развития. Например, танцевальный кружок и шахматный клуб/робототехника или секция по плаванию и изобразительная студия или музыкальная школа и теннис.

– Что должно быть решающим фактором: удобство для родителей, близость к дому, цена или то, что хочет ребенок?

– Есть случаи, когда родители через ребенка пытаются реализовать свои несбывшиеся мечты:

– я всю жизнь мечтала научиться рисовать, поэтому…

– у нас вся семья музыканты…

Иногда родители рассматривают занятия ребенка в секции, кружке как подкрепление статуса семьи:

– я тебя в самую дорогую секцию записала..

– у тебя самый лучший тренер..

Поверьте, что бессмысленно ждать от ребенка ответственности и благодарности за реализацию целей и потребностей родителей. В результате, скорее всего, сформируется невроз и либо протестное поведение, либо тревожно-неуверенное.

Нужно понять интересы, направленность способностей ребенка (что ему быстрее и лучше всего удается) и выбрать соответствующий кружок или секцию.

– А цена и близость от дома — это важные факторы?

– Удаленность от места проживания, цена обучения и экипировки также играют немаловажную роль при выборе кружка. Зачастую бывает так, что ребенок сходит несколько раз на занятия и отказывается – не понравилось.

Поэтому первые шаги в дополнительном образовании стоит начинать в кружках и секциях, которые находятся рядом с домом, не требуют длительных перемещений и затрат.

Какой бы выбор вы ни сделали, идеальный кружок должен находиться недалеко от дома, преподаватель должен быть не только профессионалом высокого уровня, но и любить детей, а занятия в кружке должны заканчиваться не позднее 20.00.

Я знаю случаи, когда дети возвращаются домой после многочасовых репетиций перед выступлениями значительно позже – это недопустимо! Психологические и физические перегрузки обязательно проявятся в близком или далеком будущем.

– Некоторые родители стараются максимально нагрузить ребенка. Пять секций, иностранные языки, конный спорт, робототехника и так далее. Правильно ли это?

– Да, ребенок должен быть занят. Но как бы мы ни стремились развить таланты нашего ребенка, загрузить и отгородить от дурного влияния улицы, помните, что нагрузка должна соответствовать возрастным особенностям.

А занятия в кружках и секциях не должны мешать основной деятельности — учению.

Кроме того, в режиме дня ребенка должны быть прогулки на свежем воздухе, сон не менее восьми часов и, конечно же, ежедневное общение с родителями “глаза в глаза” не менее 30-40 минут.

– Иногда родители используют дополнительное образование в качестве наказания…

– Да, такие примеры есть. “Ты не справляешься с уроками – значит, не будешь ходить на секцию, ты ее не заслужил”.

Лишать ребенка образовательных занятий, которые ему нравятся, из-за неудач в школе, наверное, одна из серьезных ошибок в воспитании.

Можно загубить интерес к получению знаний, сформировать безвольную личность или спровоцировать девиантное поведение и потом жаловаться: “Ребенок ничем не интересуется, ничего не хочет”.

Иногда бывают другие ситуации: “Ты плохо закончил год, поэтому все лето будешь ходить в лингвистический лагерь”. Может ли быть польза от обучения, если оно является наказанием?

– Но в защиту тех, кто нагружает — у детей не остается времени на интернет, на “тусовки” со сверстниками в торговых центрах. Дети знают цену времени…

– Да, занимаясь в кружке, ребенок учится ценить, организовывать свое время. Формируется мотивация достижений и стремление добиваться результата, жить наполненной активной жизнью. Развиваются коммуникативные умения, творческие способности. Ребенок ориентируется в профессиях, и, что очень важно, реализуются базовые потребности подросткового возраста:

– общение со сверстниками;

– признания;

– поиск и подражание кумирам;

– активная деятельность.

Вместе с тем иногда можно услышать распространенные мифы: кружки и секции отнимают много времени, не нужно лишать ребенка детства.

Или: ребенок и без того перегружен, он практически не находится на свежем воздухе, пусть погоняет в мяч, чем томится в душном классе.

Это удобная позиция для ленивых родителей, причем идущая вразрез с потребностями ребенка: интересно учиться, исследовать, мастерить, создавая руками, высказывать идеи, спорить, отстаивать позицию, совершать каждый день маленькие открытия.

– Как понять, что ребенок перегружен?

– Что должно насторожить родителей: ребенок слишком быстро засыпает или, наоборот, долго не может успокоиться перед сном, спит на уроках, заметно снизился аппетит, стал раздражительным, плаксивым, несобранным, снизилась успеваемость.

Всегда нужно иметь в виду, что кружки и секции — это не только удовольствие, это работа, которая требует определенного приложения сил.

Если же у ребенка нет особого желания заниматься в кружке, надо ли настаивать? Как помочь ему заинтересоваться? Если же ребенок ходил в кружок и “перегорел”, надо ли его заставлять ходить туда насильно? Или стоит отвести в другую секцию?

– Если ребенку не нравится секция, стоит ли сразу ее менять?

– Детство – время проб и экспериментов.

 Ребенок может походить в один кружок 2-3 месяца, затем в другой, и это нормально! В любом случае, понравилось или не понравилось в кружке – это опыт общения с новыми людьми, планирования своего времени для того, чтобы успевать справляться со школьными и дополнительными заданиями, а также проба собственных сил и реализация желаний.

Пусть ребенок пробует себя в музыке, рисовании, танцах, актерстве, авиамоделизме, робототехнике. Даже если вам и придется поменять несколько кружков, когда-нибудь вы найдете именно тот, который поможет проявить индивидуальный потенциал. Кружок дополнительного образования ребенка – не профессия, а этап развития, шанс выбрать грамотную жизненную стратегию.

Если ребенок отказывается ходить в секцию, конечно, не стоит заставлять ходить туда насильно. Необходимо поговорить с ним о том, почему отказывается, что не устраивает, что хотел бы изменить.

Иногда причиной отказа могут быть конфликтные отношения со сверстниками, уход из кружка друга (подруги), смена педагога, повышение требований, потеря интереса. Если ситуацию изменить сложно, конечно, стоит найти другой кружок. Сегодня их выбор достаточно большой. Ребенок должен чувствовать себя комфортно и ходить на занятия с желанием.

– Так все-таки: рисование, лепка или же спортивные секции? Как выбрать секцию?

– Выбирая тот или иной кружок, родителям нужно честно ответить на вопрос: “Зачем он ребенку?”. Для общего развития? Для успехов и достижений? Для коррекции и/или преодоления каких-либо личностных особенностей ребенка и трудностей в общении?

В первом случае решается задача занятости ребенка, удовлетворения его актуальных интересов и развития общих способностей. Обычно семья идет по этому пути, если ребенок не проявляет каких-то очевидных способностей или склонностей к чему-то конкретному.

Во втором случае семья считает, что у ребенка есть способности к чему-либо, и подбирает дополнительные занятия. Предполагается высокая занятость ребенка, переход к уровню овладения навыками.

В третьем случае – возможность компенсировать особенности или трудности ребенка. Например, если ребенок стеснительный и тревожный, его записывают в театральную студию, чтобы он там раскрепостился. Не может постоять за себя? На боевые искусства.

Слабое здоровье? На плавание или фигурное катание. Проблемы с речью? На хор в музыкальную школу. Егоза и непоседа? На легкую атлетику, гимнастику, фигурное катание, любые виды спортивной стрельбы.

Любит музыку и есть чувство ритма? Это неплохо для занятий спортивными танцами.

– А если говорить про старшеклассников, как выбрать секцию подросткам?

– Потребности старшеклассников существенно отличаются от запросов детей младшего возраста. Интересы чаще всего меняются, и рисованием, бисероплетением, конструированием из бумаги их уже вряд ли можно заинтересовать.

Для подростков больше подойдут спортивные секции и кружки, программы которых больше ориентированы на получение будущей профессии и включают в себя обучение современным бизнес-технологиям и т. д.

– В чем преимущество творческих секций? Вы говорили, что у нас растет общество потребителей, поэтому важно, чтобы дети учились создавать? Почему важно, чтобы ребенок занимался в творческой студии?

– Творческая деятельность – это всегда создание нового, перенос ранее освоенного в новые условия и зачастую – выход за пределы заданной ситуации. Конечно, такие умения пригодятся и в учебной деятельности, и при решении исследовательских, практических, бытовых задач не только в детстве, но и во взрослой жизни.

В детстве и подростковом возрасте формируется ролевое поведение, и очень хорошо, когда девочки учатся рукоделию, а мальчики работают с деревом, металлом. Можно всегда показать (подарить) результаты своего творчества сверстникам, взрослым.

В современном обществе, к сожалению, преобладают потребительские мотивы – получить (приобрести) готовое и не тратить время. Творческая деятельность несет огромный развивающий эффект, формирует самооценку и самосознание: “Я хочу, я делаю, у меня получается, я могу!”.

Источник: //www.amic.ru/news/422332/

» Дополнительное образование: выбираем курсы и репетиторов

Обязан ли учитель направлять учеников в различные секции, кружки, студии?

Лепка из глины, конструирование кораблей, углубленное изучение английского, – на сегодняшний день сложно представить детское развитие без различных кружков и секций. Некоторые родители стараются найти репетитора для ребенка, однако с этим может справиться дополнительное образование школьников. Оно проводится как на базе самих школ, так и в различных образовательных центрах.

Ни для кого не секрет, что шахматист Анатолий Каспаров, актер Сергей Никоненко, режиссер Ролан Быков и многие другие талантливые люди были выходцами учреждений дополнительного образования.

В отличие от школьных уроков, которые каждый ученик вынужден посещать, независимо от собственных стремлений, желаний и способностей, курсы дополнительного образования ребенок может выбрать самостоятельно.

Они помогут ему найти и развить свои таланты.

На сегодняшний день все больше элитных образовательных учреждений, будь то школы или ВУЗы, требуют внушительное портфолио, которое невозможно составить без прохождения курсов для школьников.

Может быть, ваш ребенок имеет отличный музыкальный слух и неплохо поет? Или же он любит собирать модели самолетов? Или хочет стать экологом? Дополнительное образование поможет определить и развить таланты вашего ребенка, а также найти друзей по интересам.

Зачем нужно дополнительное образование школьникам?

Умение красиво рисовать, выигрывать на шахматных турнирах, играть на скрипке, быстро бегать, – эти и многие другие способности ваш ребенок сможет получить в заведениях дополнительного образования школьников.

К тому же различные кружки и секции также могут стать отличным подспорьем для изучения многих школьных дисциплин. Дополнительное образование может многое дать ребенку в вопросе воспитания, социализации и развития.

Выявление и развитие способностей. Ваша дочь проводит много времени за рисованием, а сын постоянно пропадает на футбольном поле? А может быть, школьник не знает, чем занять свое время? Кружки помогут вашему ребенку найти себя и развить собственный талант.

Литературные кружки, школы искусств, спортивные секции для детей, научные курсы, обучение иностранным языкам, – благодаря широкому спектру предлагаемых сегодня учреждений дополнительного образования школьник сможет подобрать кружок практически любого направления.

Социализация. Что может быть веселей и интересней, чем делать что-то в компании единомышленников?! Кружки – это не только любимое занятие, но и общение с детьми, которые увлечены тем же самым.

Обсуждать фильмы в клубе кинолюбителей, играть в баскетбол и болеть за свою команду, петь в хоре, – курсы дополнительного образования помогут ребенку завязать новые знакомства, завести друзей и взаимодействовать в обществе.

Нередко именно в учреждениях дополнительного образования школьники находят себе друзей по интересам, с которыми дружат всю последующую жизнь.

Самодисциплина. В клубах, кружках и на курсах для школьников нет строгого контроля, ребенок выбирает их, ориентируясь на свои способности и стремления. Так школьник сам заинтересован в своих успехах и достижениях, поэтому дополнительное образование развивает самоконтроль, самодисциплину и саморазвитие, которые пригодятся ему и на обычных уроках в школе, и в других областях жизни.

Профориентация. Играет ли ваш ребенок в теннис или же любит мастерить из глины, любое хобби может перерасти в профессию.

Занятия в школе, как правило, ограничены спектром определенных дисциплин, которые не дают всем и каждому раскрыть свои таланты в полной мере. Зато это позволяет школьникам дополнительное образование.

Ваш ребенок всерьез увлекается скульптурой или игрой в шахматы? Возможно, это будущий скульптор или шахматист.

Углубление и расширение знаний по основным и факультативным дисциплинам.

Курсы дополнительного образования помогают не только проявить себя и свои таланты, но и улучшить знания по тем предметам, которые значатся у учащихся в основной школьной программе.

К примеру, занятия в кружке права и экономики помогут на уроках обществознания, а кружок робототехники станет отличным помощником в изучении физики. С этой же задачей справится репетитор для ребенка. Некоторые курсы занимаются дошкольной подготовкой.

Направления дополнительного образования

Направления и программы дополнительного образования бывают совершенно различными, и каждый ребенок сможет найти что-то по душе. По своей специфике все кружки и курсы дополнительного образования делятся на несколько групп:

— Художественно-эстетическое направление (творческие студии, музыкальные и художественные школы, танцевальные, литературные, театральные кружки и т.д.

);
— Культурологическое направление (книжные клубы, музееведческие, искусствоведческие и библиотековедческие кружки, историко-культурологические центры и т.д.);
— Научно-техническое направление (компьютерные курсы, станции юных техников, кружки робототехники, конструирования самолетов, кораблей и т.

д.);
— Естественнонаучное направление (географические, физические, химические кружки, курсы астрономии, медицины и т.д.);
— Эколого-биологическое направление (станции юных натуралистов, курсы экологии и краеведения и т.д.

);
— Военно-патриотическое направление (военно-спортивные секции, историко-патриотические кружки, поисковые работы и т.д.);
— Физкультурно-спортивное направление (спортивные секции, лечебная физкультура, кружки спортивного ориентирования и туризма, занятия в спортивных залах и т.д.

);
— Социально-педагогическое направление (кружки, посвященные здоровому образу жизни, благотворительные организации, социальные молодежные движения и т.д.);
— Экономико-правовое направление (курсы экономики, политологии и права).

Организации дополнительного образования и репетиторы

Курсы дополнительного образования могут проводиться в школе, где учится ребенок, так и в других образовательных организациях. При этом посещать курсы в школе после уроков будет значительно удобнее и самому ребенку. Но, к сожалению, в школах выбор кружков бывает ограничен, и в них может не оказаться нужного курса.

Удачным вариантом станет образовательный центр с различными кружками, которые имеют общую направленность. К примеру, ваш ребенок увлекается естественными науками. Разве не здорово, если кружок химии и биологии будет находиться в одном и том же месте?! Это же касается различных школ искусств, где ребенок сможет учиться играть на музыкальном инструменте, петь и танцевать.

Особую роль в дополнительном образовании школьников играет репетиторство. Особенно это актуально в старших классах при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Также репетиторство может помочь отстающим ученикам. При выборе репетитора, обратите внимание на послужной список педагога и его рекомендации. Нередко школьные учителя также занимаются репетиторством

Осторожно, время!

Конечно, кружки и секции – это здорово: в них ребенок сможет заниматься интересным для него делом, развивать полезные навыки и находить новых друзей.

Поэтому стремление многих родителей отправить своего ребенка в кружок вполне оправдано.

Однако на сегодняшний день различные курсы для школьников превратились в модную тенденцию, а потому некоторые родители стараются направить свое чадо в как можно большее количество кружков.

При всех своих преимуществах множество кружков вовсе не пойдет ребенку на пользу, ведь у него совсем не останется свободного времени. Занятия в большинстве кружков проводится два раза в неделю, тогда как дети, серьезно занимающиеся спортом, тренируются почти каждый день. И не стоит забывать, что ребенку необходимо уделять время домашней работе, прогулкам и отдыху.

Если вы хотите отдать своего ребенка в кружок, обязательно обратите внимание на правильное распределение времени.

У школьника не должна быть загружена вся неделя! Лучше ограничиться одним-двумя кружками или секциями.

Если ваш ребенок очень активен, для всестороннего развития педагоги рекомендуют выбрать три разных курса: научный, творческий и спортивный. Большее количество кружков чревато переутомлением.

Также необходимо иметь в виду, что направление дополнительного образования ребенок должен выбрать самостоятельно, иначе он быстро забросит свое начинание.

Дополнительное образование школьников

Курсы дополнительного образования станут местом, где ваш ребенок обязательно встретит новых друзей и единомышленников. Такое обучение будет личностно значимым, повысит мотивацию и самоорганизацию школьника. Интересный кружок может стать не только местом труда, но и отдыха, ведь от любимых занятий устать невозможно.

Конструирование самолетов, игра на флейте или фигурное катание, – дополнительное образование школьников станет не только интересным времяпрепровождением, но и возможностью реализовать свои таланты и мечты. Возможно, ваш ребенок превратит детское увлечение фотографией или резьбой по дереву в профессию, в которой добьется больших успехов.

Источник: all-for-school.ru

11.05.2018 ко всем новостям

Источник: //mosobr.com/blog/336/

У нас в классе неуправляемый ребенок, который всем мешает. что делать?

Обязан ли учитель направлять учеников в различные секции, кружки, студии?

Если причина недовольства – чужой ребенок

мама второклассника

«В классе, где учится мой сын, есть совершенно неуправляемый ребенок. От его поведения страдают все: одноклассники, которых он задирает; учительница, которой он срывает уроки и грубит; дети из других классов, с которыми он не ладит на перемене.

Мы не знаем, что делать: есть же нормы поведения в обществе. Я не хочу, чтобы мои дети сталкивались с агрессией там, где должно быть безопасно и спокойно, — в школе. Недавно этот мальчик укусил девочку за руку: остался след.

Мы никогда не знаем, что услышим, когда придем забирать детей домой: толкнул ли он их сегодня, обозвал или выкинул пенал в помойку. А главное — его поведение мешает учиться другим детям: учительница половину урока проводит, успокаивая его или усаживая на место.

Развитие класса этот мальчик тормозит. Что делать — непонятно, но терпение уже заканчивается».

Родителям, которые беспокоятся о безопасности своих детей в школе, важно знать — у них есть на это право. Есть право заботиться о том, чтобы ребенок ходил в школу без страха за свое здоровье. Есть право спокойно работать, пока дети на занятиях, и не думать каждую минуту о психологическом комфорте ребенка. Именно поэтому родители вправе добиваться, чтобы в классе было спокойно.

И хотя есть мнение, что в описываемой ситуации ничего сделать нельзя, попробовать все-таки можно.

 Главное, что нужно знать и помнить: решать все конфликтные ситуации в классе можно только через администрацию и учителей. Ни в коем случае нельзя взаимодействовать с чужим ребенком напрямую. Все вопросы должны адресоваться в первую очередь классному руководителю.

 Прежде чем предпринять что-то, убедитесь, что вы не участвуете в моббинге (коллективной травле), и что лично у вашего ребенка действительно есть конфликт или проблемы с этим одноклассником.

Не поддавайтесь желанию «улучшить» атмосферу в классе общими родительскими усилиями. Довольно часто бывает, что в классе есть неудобные дети, поведение которых вполне корректируется педагогом.

Родителям со стороны они могут казаться невоспитанными, неудобными и даже срывающими уроки, однако вполне вероятно, учитель сможет адаптировать этого ребенка к школе без волны родительского негатива.

Активно действовать надо лишь в том случае, если лично вашему ребенку физически или психологически некомфортно и плохо. В этом случае родитель, как официальный представитель ребенка, может и должен защитить его права.

 Используйте административный ресурс – узнайте, как устроена в вашей школе работа с трудными детьми. Как правило, это работает так: учитель обращает внимание администрации на заявление родителей. Далее в школе собирается малый педсовет, на который приглашаются обе стороны.

На собрании конфликт разбирается. Довольно часто результатом такой встречи бывает рекомендация родителям ребенка со сложным поведением обратиться к школьному психологу или пройти медико-психологическую комиссию (в Москве она находится по адресу  ул. Фадеева, д.2).

Здесь ребенку, испытывающему трудности в освоении основной образовательной программы, развитии и социальной адаптации окажут психолого-педагогическую помощь. Назначат занятия с нейропсихологом или психологом, порекомендуют программу реабилитации или занятий и просто помогут.

Однако семья ребенка вправе не соглашаться на медико-психологическую коррекцию.

 Попытайтесь поговорить с родителями ребенка спокойно. Возможно, они делают многое из того, что ждет от них школа, и окружающим также нужно набраться терпения.

Однако если родители настроены агрессивно, разговор можно переводить в административное русло: писать заявление на имя директора и излагать свою точку зрения на происходящее.

Школа должна быть заинтересована в том, чтобы все ученики чувствовали себя спокойно, поэтому обязана отреагировать на письменное уведомление и принять меры. И хотя до 15 лет ребенка нельзя отчислить из учебного заведения, школа может пригласить социального педагога для работы с ним.

Руководитель структурного подразделения школы №2120

«В первую очередь школа, как консервативный институт, требует решения вопроса дисциплины.

Совет по профилактике и малые педсоветы школы могут рекомендовать «трудному» ребенку посещать кружки допобразования во второй половине дня, где можно проявлять свои лидерские качества.

Когда родители обращаются с просьбой перевести агрессивных детей из класса, мы объясняем, что не имеем права заниматься такой «селекцией».

Однозначно школа не должна отвергать непослушных детей, потому что в жизни будут ситуации, где уже взрослые будут сталкиваться с разными людьми, и они должны уметь с ними общаться.

В нашей школе гиперактивными детьми занимаются в основном классные руководители и их родители.

Часть занятий педагоги стараются проводить за пределами класса, например, в теплое время года – на улице, чтобы замкнутость школьной среды не довлела над психикой».

мама Жени

«С моей дочерью всегда было трудно. С первого же месяца в детском саду на нее сыпались жалобы: слишком шумная, неуправляемая, плохо слушается, на все отвлекается, не сидит во время занятий.

Помню, как на первом утреннике одна мама устроила скандал и кричала, что раз моя дочка толкает ее сына, значит дома у нас кошмар и насилие и к нам нужно направить опеку.

Просто так-то дети не толкаются! В саду и начальной школе всегда были недовольные родители, которые требовали убрать моего ребенка из коллектива.

Я не знаю, как сказать всем этим людям, что ребенком мы занимаемся: водим на занятия к нейропсихологу, работаем с другими специалистами, учим эмпатии, стараемся все держать под контролем.

А главное, что моя дочь, хоть и имеет дефицит внимания, все равно может учиться в коллективе.  Ни сад, ни школа не хотят слушать о том, что уже делается: результаты нужны мгновенно, никто не хочет ждать или помогать.

Ну и это бесконечное шушуканье за спиной: каждый детский шаг обсуждается и осуждается.

Поведение у дочки постепенно выправляется: она стала спокойнее, адаптировалась ко многим условиям, но слава «неуправляемой» за ней закрепилась.

И бороться с предвзятостью взрослых людей очень сложно: мало кто ценит ее интеллектуальные способности, все хотят, чтобы она высиживала 45 минут урока. Потому что надо.

И как я не старалась намекать учителю, что дочке нужно иногда прерваться и отдохнуть, чтобы через несколько минут снова включиться в работу, она меня так и не услышала, потому что дисциплина важнее потребностей конкретного ребенка».

Родителям, которые оказались по другую сторону баррикад, тоже непросто. С одной стороны, они не хотят афишировать в школе проблемы своего ребенка, потому что зачастую школа не готова адаптировать детей с гиперактивностью или дефицитом внимания, родители не хотят «ярлыков» и предвзятого отношения.

Кроме того, ни СДВГ, ни конфликтное поведение, ни трудная адаптация к школе не являются показанием к обучению в «специальной школе», которой так любят пугать на педсоветах. Ребенку со сложностями поведения иногда нужно ослабить режим или помочь подружиться с детьми, не требовать от него стопроцентного внимания и спрашивать по возможностям.

Лучше всего, если родители будут вести параллельную работу со специалистами (неврологом, психологом, логопедом) и помогать ребенку в адаптации.

Но если случится так, что школа все-таки пошла на конфликт, имеет смысл прислушаться к советам психиатра Елисея Осина, которые он дал на форуме для родителей детей с гиперактивностью:

 – на встрече ничего не говорить первым;

 – внимательно выслушать и записать все, что скажет школьная администрация, для этого использовать ручку и бумагу, но можно и диктофон;

 – обязательно копировать все бумаги, которые вам показывают про ребенка – докладные, объяснительные и т.д. Если они находятся в личном деле, то это про вашего ребенка, значит вы имеете к этому полный доступ;

 – прояснить и записать все предъявляемые проблемы;

 – задать вопрос о том, что было сделано для того, чтобы эти проблемы преодолеть, спросить об эффективности проведенных мероприятий;

 – задать вопрос о том, каких действий хочет от вас администрация ;

 – только после этого высказать свое мнение о том, что происходит;

 не спорить, не переходить на эмоции. Это только навредит;

 – не принимать никаких решений, сказать, что вы все выслушали и подумаете. Это сложно, но можно сказать, что вам нужно время, такой Вы человек;

 – дома все это просмотреть. Определить, есть ли в требованиях школы и администрации признаки нарушения прав Вашего ребенка на образование. Посмотреть, есть ли в рекомендациях школьной администрации разумные;

 – дальше лучше всего общаться со школой письменно – написать письмо, в котором вы выскажете свою точку зрения на происходящее, опишите то, что вы будете делать;

 – общая рекомендация — минимум эмоций, минимум споров, если споры и вести, то в бумажной форме. К сожалению, нередко школа первым шагом старается решить проблему по принципу нет ребенка — нет проблемы. Для этого она создает условия, при которых родителям и детям оставаться в школе невыносимо. Бывает, что только после того, как это не получается, школа начинает заниматься проблемой;

 – на метод «нет ребенка — нет проблемы» школа права не имеет, она должна учить всех. Для того чтобы этому воспрепятствовать, нужно показать, что вы готовы защищать своего ребенка, представлять его интересы. Но сделать это нужно как можно более деловито и спокойно.

социальный педагог школы №2025

«Существуют две причины появления симптомов агрессивного поведения – медицинского и воспитательного (педагогического) характера. Если ребенок бросается школьными предметами, раскидывает вещи, начинает сбрасывать одежду в раздевалке, пытаясь выплеснуть злость, и это не результат явной перепалки или ссоры, то мы начинаем работу с родителями и рекомендуем обратиться к психологу.

Мы можем рекомендовать сводить ребенка в центральную психолого-медико-педагогическую комиссию города Москвы, которая направит к специалистам для коррекции поведения.  Школа также сотрудничает с бесплатными психологическими центрами в каждом округе, где ребенок проходит тестирование и посещает до 10 занятий.

Бывают ситуации, когда комиссию собирают в здании школы, как правило, если работа ведется с несколькими «трудными» детьми. Если причина имеет  медицинский аспект, то школа рекомендует обратиться к специалистам медицинского профиля –  психоневрологу, психиатру.

Чем раньше проблема будет выявлена, тем больше шансов ее устранить.

В школе работает пять социальных педагогов в каждом здании комплекса. Так как агрессия является одной из форм девиантного поведения, то работа проводится по разным направлениям.

Социальные педагоги наблюдают за такими детьми, учат выстраивать правильные взаимоотношения со сверстниками методами совместных игр, мероприятий, дежурств, вовлекают таких детей в творческую и спортивную деятельность.

Например, мальчики могут посещать спортивные секции, девочки – театральную студию, вокальные кружки, рисование на базе бесплатных кружков допобразования. В индивидуальной работе социальные педагоги объясняют, как просить игрушку у другого ребенка, как вежливо себя вести, выстраивают и проигрывают правильное взаимодействие».

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

Источник: //chips-journal.ru/reviews/u-nas-v-klasse-neupravlaemyj-rebenok-kotoryj-vsem-mesaet-cto-delat

Как занятия в кружках связаны со школьной успеваемостью

Обязан ли учитель направлять учеников в различные секции, кружки, студии?

АВТОРЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Ребята с низкими оценками часто тратят свободное время на прогулки. После уроков они предоставлены сами себе. У сильных учеников досуг выглядит иначе. Они занимаются в кружках, секциях и студиях, их день четко спланирован, выяснили Катерина Поливанова, Елизавета Сивак и Михаил Лебедев, замдиректора московской школы № 777.

Во многом дело тут в семейном «бэкграунде». Уровень образования, культурные запросы и доходы родителей влияют на их отношение к учебе детей и к дополнительным занятиям.

Так, образованные и высококультурные семьи понимают, что кружки вносят свой вклад в детский кругозор, и водят ребят в центры развития.

Обеспеченные родители также создают детям условия для хорошего образования, поскольку имеют возможность платить за внешкольные занятия.

Эти две категории родителей видят в кружках и студиях ресурс помощи в учебе, способ повышения качества образования.

Не удивительно, что оправдывается теорема, доказанная еще полвека назад: дети из более образованных и состоятельных семей учатся лучше, отметили исследователи в статье «Внешкольная занятость детей».

Работа опубликована в журнале «Директор школы», № 3, март 2016 года. Эти выводы подтверждают и результаты исследования, проведенного в 2016 году в ряде московских школ.

Ребенок должен быть занят

Чем меньше у детей свободного времени — тем лучше, подчеркивали в интервью родители. Аргументы простые: если внешкольные часы у ребенка четко расписаны (исследователи называют это «организованным», или «структурированным» досугом), он становится более собранным.

Показательно, например, такое высказывание респондентки: «Когда ребенок знает, что у него есть час-полтора до тренировки, а потом у него времени не будет сделать уроки, он сделает это быстро, но сосредоточенно и хорошо». Родители расценивают дополнительное образование и как способ спасти детей от дурного влияния.

«Если я сейчас отпущу ребенка в свободное плавание, то не факт, что он выберет правильную дорогу», — заметила еще одна респондентка (см. Почему дети не ходят в кружки и секции.

Исследование показало, что между занятостью детей во внешкольное время и их успеваемостью действительно есть связь. Так, ребята с хорошими отметками (диапазон среднего полугодового балла — 4,5-5) в интервью отмечали, что их внешкольные часы четко расписаны, «свободного времени практически не остается».

Дети с низкой успеваемостью (средний полугодовой балл — ниже четырех), наоборот, больше времени пребывали «в свободном плавании» («неструктурированный» досуг).

«Такие ребята, как показало наше исследование, чаще бывают на отдаленных спортплощадках, детских площадках, стадионах и футбольных полях, чем дети с более высокой успеваемостью», — уточняет Елизавета Сивак.

В будни школьники с невысокими оценками проводили без взрослых больше времени, чем их одноклассники с высокими оценками: в среднем 2,5 часа против 1,6 часа.

Походы в кружки и их связь с учебой

Исследователи сравнили школьников с разными отметками по числу развивающих занятий, которые они посещают. Получились «убедительные данные о связи числа занятий и успеваемости».

Эта связь ярко прослеживается между детьми, которые вообще не ходят в кружки, и ребятами, которые посещают хотя бы один вид дополнительных занятий.

Если ребенок ходит хотя бы в один кружок, у него существенно выше средний полугодовой балл. Так, у учеников, которые в свободное время предоставлены сами себе, средний полугодовой балл составил 3,93.

А у детей, посещающих хотя бы один вид занятий, средний полугодовой балл — уже 4,07. У школьников, которые ходят на два вида занятий, средний балл доходит до 4,14.

Кстати, ребята, посещающие одно-два занятия, составляют большинство (64% в сумме).

Вклад кружков в копилку знаний

У детей, которые ходят на развивающие занятия, жизненный опыт богаче, комментируют значимость кружков эксперты. Такие ученики участвуют в большем количестве событий, общаются с разными людьми. Все это расширяет детский кругозор. А значит, влияет и на школьное образование, обогащает его.

Та лепта в знания, которую вносят развивающие занятия, особенно значима потому, что роль формального образования — например, школьного — уменьшается.

Исследователи объясняют это стремительным ростом объема информации, ежедневно обрушивающейся на человека.

«Расширяется наше пространство, мы знаем больше, сталкиваемся со все большим числом разных событий, — пишут Поливанова, Сивак и Лебедев. — Это снижает вклад собственно образования в наши знания».

Кроме того, школа все больше отчуждается от ребенка. Школьное содержание для современного ученика «не связано с его насущными задачами взросления», считают авторы статьи.

На занятия влияют семья и район

Пространство взросления стало крайне неоднородным, поскольку у семей очень разные характеристики и возможности: уровень образования, культурные запросы, социальный статус, доходы.

Раньше для всех детей, независимо от благосостояния их семьи, именно школа была главным источником знаний. Теперь таких источников все больше, а школьный вклад падает.

Высококультурные и обеспеченные родители, понимая значимость развивающих занятий для детей, чаще стараются инвестировать в них силы, время и деньги. Менее образованные и небогатые семьи по разным причинам реже отдают детей в кружки и студии (см. также Почему дети не ходят в кружки и секции).

Аргументы разные: от «не подходит расписание» до «талант сам пробьет себе дорогу» (см. также Социальное расслоение воспроизводится в образовании).

В то же время, образовательное неравенство может усиливать и городская среда, инфраструктура учреждений для детей (см.

также Как родители выбирают школы для детей и Уровень развития территории влияет на успехи школьников). Есть районы с богатым ассортиментом кружков (в разных городах это, как правило, центр).

Но есть и территории со скудной инфраструктурой. У ребят, живущих в них, меньше возможностей расширить свой кругозор.

Хорошо, когда родители рядом

Чем выше успеваемость, тем больше подросток указывал мест, которые он посещал вместе со взрослыми, выяснили исследователи. То есть успеваемость школьников соотносится и с тем, сколько времени они проводят с родителями.

В связи с учебой важно и то, куда именно ходят дети в свободное время: в городские организации типа кино и кафе или просто гуляют по улице.

Чем лучше подростки учатся, тем меньше они указывают мест «под открытым небом» и тем больше называют закрытые помещения (торгово-развлекательные центры, кинозалы и пр). Здесь тоже сказывается семейный бэкграунд, считают исследователи.

«У подростков-отличников в семьях с более высоким социально-экономическим статусом, вероятно, имеются карманные деньги, которые они тратят в магазинах», — пишут авторы статьи.

Школьники с низкими оценками не ходят в кружки не только потому, что у их семей меньше возможностей оплачивать занятия. Вероятно, дело еще и в приоритетах. Такие ребята могут изначально выбирать «свободное плавание» вне расписания — прогулки по району.

Однако «тусовочные» прогулки все же отличаются от походов в кафе или в кино. В этих местах есть определенные правила поведения, которые нельзя нарушать. Гуляние по улицам не накладывает таких ограничений.

Как помочь детям организовать свой досуг

Возможны разные сценарии. Два из них связаны с развитием внешкольных занятий, два — с развитием бесплатных кружков в школе.

  • Городская среда должна быть дружелюбна к детям. Она должна «приглашать их к насыщенному событиями досугу».
  • Организации дополнительного образования не должны увлекаться гонкой за результатами (этим «грешит» и обычная школа с ее олимпиадами и пр.). Ясно, что руководители кружков хотят повысить свои рейтинги. Но не все дети посещают занятия с тем, чтобы добиться выдающихся результатов. Для многих важны «познавательные пробы». И если преподаватель давит на них, они могут просто бросить дополнительные занятия.
  • Учебные заведения должны развивать бесплатные дополнительные образовательные программы. Они помогут поднять успеваемость учащихся.
  • Школа должна поддерживать ребят со слабой успеваемостью в их дополнительном образовании. Например, можно помочь им выбрать кружки, отмечать их успехи.

Статья базируется на проекте Центра исследований современного детства НИУ ВШЭ, который проводится при поддержке Департамента образования города Москвы. Проект включает анкетирование школьников и их родителей  и серии интервью с родителями и учениками.

См. также:

Почему дети не ходят в кружки и секции

Кружки и секции уберегут подростков от алкоголя

Что даст ребенку детский клуб

Занятия в кружках повышают самооценку школьников

Дополнительное образование переформатируется

Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 6 февраля, 2017 г. Образование дети образование Школа

на IQ.HSE

Источник: //iq.hse.ru/news/201469872.html

Криминальный мир
Добавить комментарий