Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями

Правовые проблемы обеспечения военнослужащих жилыми помещениями

Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями

#расквартирование#жилье#субсидии#финансы#квартиры

Аннотация. В статье обозначены правовые проблем обеспечения военнослужащих жилыми помещениями. В частности, затронуты вопросы: понимания и соотношения терминов «жилища» и «жилого помещения»; нормы площади служебного жилого помещения, предоставляемого военнослужащему; учетной нормы площади жилого помещения; субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим.

Ключевые слова: жилище, жилое помещение, нормы площади служебного жилого помещения, учетная норма, субсидии, военнослужащий.

Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями имеет важное значение для государства и общества.

Значимость обеспечения военнослужащих жилыми помещениями влияет на качество и эффективность решения задач по обеспечению безопасности страны.

Этот вопрос постоянно находит отражение на страницах журнала «Военное право» (так только за последний год опубликовано не менее десятка статей на эту тему)1 .

Вместе с тем существует много проблем такого рода обеспечения, затронуть и рассмотреть все из которых в рамках одной статьи не представляется возможным. В тоже время видение таких проблем и их понимание являются необходимым условием решения этих самых проблем.

О каких проблемах и о чем, в частности, может идти речь? В первом приближении видения этих проблем, одними из них могут быть следующие. 1. Ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее — Закон о статусе военнослужащих) называется «право на жилище», а в ее содержании речь идет о праве военнослужащих на жилые помещения.

Жилище и жилое помещение это не одни и те же термины, они разные по содержанию своего смыслового объёма. Термин жилище не определяется в ни в упомянутом Законе о статусе военнослужащих, ни в ГК РФ, ни в ЖК РФ, но его легальная, законодательная дефиниция обозначена в примечании к ст. 139 УК РФ.

Здесь под жилищем понимается: 1) индивидуальный жилой дом с входящими в него жилыми и нежилыми помещениями; 2) жилое помещение независимо от формы собственности, входящее в жилищный фонд и пригодное для постоянного или временного проживания; 3) иное помещение или строение, не входящие в жилищный фонд, но предназначенные для временного проживания.

В этой трактовке нельзя однозначно понять, что же собой представляет жилище — дом, помещение, строение, и приемлемо ли оно к вопросам обеспечения военнослужащих? Иначе понимание жилища рассматривается в научной литературе.

Так, по мнению исследователей, «под жилищем следует понимать всякое (курсив – П.М.) помещение, предназначенное или приспособленное для постоянного или временного проживания людей»1 .

Авторы полагают, что «понятием «жилище» охватываются: жилые комнаты, места общего пользования (коридор, ванная, туалет, балкон, веранда), подвал, чердак, кухня, пристройки, надворные постройки хозяйственного назначения, комнаты в гостинице, санатории, дома отдыха, отдельная палата в больнице, палатка, охотничий или садовый домик»2 . Они же приравнивают к жилищу «… транспортные средства, находящиеся в частной собственности или только во владении и пользовании граждан; личные гаражи независимо от места их расположения; отдельное купе в поезде или отдельная каюта на корабле», ящики из-под холодильников, палатки, шалаши, пещеры и т.д. 3

Такой «широкий» подход к пониманию анализируемого термина позволяет довести суждения до абсурда, когда военнослужащий может быть обеспечен жилищем в виде палатки, шалаша, пещеры, ящика и т.п., что собственно не допустимо.

Поэтому следует либо легально определить термин «жилище», которое было бы приемлемым и не позволяло доводить его понимание до абсурда, либо исходить из понимания жилого помещения, закрепленное в ЖК РФ, в ч. 2 ст.

15 которого жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Можно полагать, что термины «жилище» и «жилое помещение» соотносятся как общее и част. С одной стороны, понятие жилище включает в себя, в том числе, и жилое помещение.

С другой стороны, жилище — весьма объемный по своему смысловому содержанию термин, когда относят к нему подвалы, чердаки, гаражи, пещеры, шалаши, транспортные средства, которые не могут считаться жилыми помещениями. В этой связи думается, что название ст. 15 Закона о статусе военнослужащих следует привести в соответствие с её содержанием. 2. Согласно п. 1 ст.

15 Закона о статусе военнослужащих военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Закрепленный в этом пункте названной статьи анализируемого закона термин «служебное помещение» не определяется действующим законодательством4 . Здесь же в этой норме сделана весьма абстрактная бланкетная отсылка на федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в части норм и порядка предоставления военнослужащим служебных помещений.

В самом деле, о каких федеральных законах и иных нормативных актах здесь идет речь, в которых бы были установлены нормы и порядок предоставления военнослужащим служебных жилых помещений?1 Служебные жилые помещения, согласно ст.

92, 99 и 100 ЖК РФ, отнесены к специализированному жилищному фонду; предоставляются на основании решений собственников таких помещений либо по договорам найма специализированного жилого помещения, либо для социальной защиты отдельных категорий граждан по договорам безвозмездного пользования.

К договорам найма специализированного жилого помещения применяются правила, предусмотренные ст. 65 (права и обязанности наймодателя жилого помещения по договору социального найма), ч. 3 и 4 ст. 67 (права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма) и ст.

69 (права и обязанности членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма) ЖК РФ. На основании ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры, понятие которых раскрывается в ст.

16 этого же кодекса, но по каким нормам площади служебного жилого помещения оно предоставляется военнослужащему? Применимы ли в этом случае нормы права, регламентирующие отношения по договорам социального найма жилого помещения? Если учитывать норму предоставления площади жилого помещения, предусмотренные ст.

50 ЖК РФ, то здесь такая норма точно не закреплена, а говорится о норме предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, представляющей собой минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

При этом такая норма устанавливается органом местного самоуправления (курсив — П.М.) в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Применительно к такому муниципальному образованию как город Новосибирск, норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере не менее 15 кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи, что предусмотрено п. 4.2 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска2 .

Однако, если соотносить названную норму предоставления жилого помещения по договору социального найма, т.е. не менее 15 кв. м. на одного человека на основании Решения городского Совета Новосибирска от 28 сентября 2005 № 94, и норму предоставления военнослужащему жилого помещения по договору социального найма, т.е. 18 кв. м. на основании п. 1 ст. 15.

1 Закона о статусе военнослужащих, то возникает вопрос о приоритете юридической силы этих норм? Казалось бы, что упомянутое Решение городского Совета Новосибирска от 28 сентября 2005 г. № 94 является подзаконным нормативным правовым актом, и в этом случае должны иметь приоритет по юридической силе нормы права Закона о статусе военнослужащих.

Вместе с тем Решение городского Совета Новосибирска от 28 сентября 2005 г. № 94 принято на основании требований ч. 2 ст. 50 ЖК РФ, предусматривающей право органа местного самоуправления устанавливать норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. При этом ч. 8 ст.

5 ЖК РФ закреплено, что в случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям ЖК РФ применяются норма права последнего.

Следовательно, необходимо либо п. 1 ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих привести в соответствие с ч. 2 ст. 50 ЖК, либо внести соответствующие изменения в ч. 2 ст. 50 ЖК РФ.

Если учитывать Порядок предоставления военнослужащим войск национальной гвардии России жилых помещений по договору социального найма, утвержденного Приказом Росгвардии от 28 сентября 2018 г. № 431, то здесь, во-первых, сделана отсылка к ст. 15.1 Закона о статусе военнослужащих, где речь идет о тех же 18 кв. м.

, и, вовторых, нет упоминания о служебном жилом помещении. При этом пунктом 4 названного Порядка закреплено, что в случае невозможности предоставления военнослужащим жилых помещений по нормам, установленным ст. 15.1 ФЗ о статусе военнослужащих, при их согласии могут предоставляться меньшие (курсив — П.М.) по площади жилые помещения, т.е.

тем самым нарушаются требования закона в этой части. 3. Правилами признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 г.

№ 512, не установлена конкретная учетная норма площади жилого помещения, а сделана абстрактная отсылка к «законодательству по месту прохождения военной службы». Если по этому вопросу принимать во внимание ч. 4 ст.

50 ЖК РФ, то учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Здесь же закреплено, что учетная норма устанавливается органом местного самоуправления (курсив — П.М.). Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом. В соответствии с п. 4.

1 Положения о порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом города Новосибирска, учетная норма площади жилого помещения установлена в размере 12 и менее кв. м. общей площади жилого помещения на каждого члена семьи1 . Следовательно, если военнослужащий проходит службу в воинской части, дислоцированной на территории города Новосибирска, то он будет признан нуждающимся в жилом помещении при условии проживания в жилом помещении общей площади 12 и менее кв. м. на одного члена семьи.

Если военнослужащий и члены его семьи проживают в помещении общей площадью более 12 кв. м. на каждого, то он не может быть признан нуждающимся в жилом помещении. Вместе с тем ч. 6 ст.

50 ЖК РФ установлено, что федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, законами субъектов федерации, устанавливающими порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма определенным категориям граждан могут быть установлены иные учетные нормы.

В этой связи думается, что такие учетные нормы применительно к военнослужащим должны быть унифицированы в России, и не зависеть от органов местного самоуправления, что требует также внесения изменений в упомянутые нормативные правовые акты. 4.

В пункте 10 Порядка предоставления субсидии для приобретения или строительства жилого помещения военнослужащим, утвержденного приказом Росгвардии от 28 сентября 2018 г.

N 428 закреплено, что расчет размера жилищной субсидии осуществляется жилищной комиссией в порядке, установленном Правилами, но какими именно — не указано. Возникают также и вопросы о расчете этих субсидий. Если речь идет о Правилах расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляе-

мой военнослужащим1 , то здесь нормативы общей площади жилого помещения в размере 33 и 42 кв. м. не соответствуют 18 кв. м., установленных ст. 15.1 Федерального закона о статусе военнослужащих. При этом норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилого помещения определяется Минстроем России.

По Новосибирской области такой норматив установлен ведомством на 2019 г. в размере 45 802 руб. / кв. м. Однако, реальная средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади жилого помещения в городе Новосибирске на 30 — 40 % выше установленной Минстроем России.

В других городах и поселениях России также реальная рыночная стоимость одного кв. метра существенно отличается от установленной Минстроем России. При расчете также учитываются так называемые «поправочные коэффициенты» с учетом общей продолжительности военной службы (1,85; 2,25; 2,375).

Однако, насколько научно обоснованы эти поправочные коэффициенты? 5.

Правовую основу жилищного обеспечения военнослужащих составляют: Конституция Российской Федерации, ГК РФ, ЖК РФ, Федеральный закон «О статусе военнослужащих», Федеральный закон от 20 августа 2004 г.

№ 117-ФЗ «О накопительноипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», иные законодательные акты, а также довольно обширная совокупность подзаконных нормативных правовых актов, в том числе ведомственного уровня.

В настоящее время принято и действует достаточно большое количество нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность военных организаций и военнослужащих. Количество таких нормативных актов должно приобрести качества их систематизации, в том числе и по вопросам обеспечения военнослужащих жилыми помещениями.

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=63804

Обзор судебной практики по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, Обзор судебной практики от 18 августа 2015 года

Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями

Перед изучениемОбзора рекомендуем предварительно ознакомиться с егооглавлением.

Общиеположения о жилищном обеспечении военнослужащих

Право на жилищегарантировано статьей15 Федерального закона от 27.05.

98 N 76-ФЗ “О статусевоеннослужащих”, в соответствии с данной статьей,государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилымипомещениями в форме предоставления им денежных средств наприобретение или строительство жилых помещений либо предоставленияим жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящимФедеральным законом, другимифедеральными законами и иными нормативными правовыми актамиРоссийской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

На весь срок военнойслужбы служебными жилыми помещениями обеспечиваются:

-военнослужащие, назначенные на воинские должности после полученияпрофессионального образования в военной профессиональнойобразовательной организации или военной образовательной организациивысшего образования и получения в связи с этим офицерскоговоинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие сними члены их семей;

-офицеры, заключившие первый контракт о прохождении военной службыпосле 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены ихсемей;

-прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы,являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контрактупосле 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены ихсемей.

Согласно п.14ст.

15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общуюпродолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении своенной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями ичленов их семей при перемене места жительства осуществляетсяфедеральными органами исполнительной власти, в которыхпредусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджетана строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путемвыдачи государственных жилищных сертификатов; документы о сдачежилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иномуфедеральному органу исполнительной власти, в котором федеральнымзаконом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационногоучета по прежнему месту жительства представляются указаннымигражданами и совместно проживающими с ними членами их семей приполучении жилого помещения по избранному месту жительства.

Лицам, отказавшимсяначиная со дня вступления в силу настоящего Федерального закона от предложенногожилого помещения, расположенного по месту военной службы или поизбранному до дня вступления в силу настоящего Федерального законаместу жительства, которое соответствует требованиям, установленнымзаконодательством Российской Федерации, а также изъявившим желаниеизменить место жительства,предоставляется жилищная субсидия.

Пунктом2.

1 статьи 15 указанного Федерального закона установлено, чтообеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службыпо достижении ими предельного возраста пребывания на военнойслужбе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатнымимероприятиями, общая продолжительность военной службы которыхсоставляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года былиприняты органами местного самоуправления на учет в качественуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с нимичленов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджетапо выбору гражданина, уволенного с военной службы, в формепредоставления:

жилого помещения всобственность бесплатно;

жилого помещения подоговору социального найма;

единовременной денежнойвыплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

На основании статьи15.1 Закона норма предоставления площади жилого помещения,предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственностьбесплатно или по договору социального найма, составляет 18квадратных метров общей площади жилого помещения на одногочеловека.

Военнослужащий, имеющийвоинское звание полковник, ему равное и выше, проходящий военнуюслужбу либо уволенный с военной службы по достижении им предельноговозраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или всвязи с организационно-штатными мероприятиями, командир воинскойчасти, военнослужащий, имеющий почетное звание РоссийскойФедерации, военнослужащий – преподаватель военной профессиональнойобразовательной организации или военной образовательной организациивысшего образования, военной кафедры при государственнойобразовательной организации высшего образования, военнослужащий -научный работник, имеющий ученую степень и (или) ученое звание, припредоставлении им жилого помещения, в том числе служебного жилогопомещения, имеют право на дополнительную общую площадь жилогопомещения в пределах от 15 до 25 квадратных метров.

Согласно статье44 Федерального закона от 06.02.

97 N 27-ФЗ “О внутренних войскахМинистерства внутренних дел Российской Федерации”военнослужащие внутренних войск, проходящие военную службу поконтракту в воинских частях по охране важных государственныхобъектов, специальных грузов и сооружений на коммуникациях, и членыих семей, проживающие совместно с ними и являющиеся таковыми всоответствии с Жилищным кодексомРоссийской Федерации (далее в настоящей статье- проживающие совместно с ними члены их семей), на периодпрохождения военной службы в этих воинских частях обеспечиваютсяслужебными жилыми помещениями и жилыми помещениями в общежитиях,относящимися к жилым помещениям специализированного жилищногофонда.

Обеспечение жильем при увольнении со службы

Определение Верховного Суда РФ от 24.04.2014N 210-КГ14-5

Исковыетребования: Кривцу К.Н. было отказано в предоставлении емураспределенного жилого помещения по избранному месту жительства всвязи с обеспечением ранее жильем за счет государственногожилищного фонда его жены и дочери. Истец не согласился с отказом иобратился в суд.

Позиция суда:решением Североморского гарнизонного военного суда от 27 февраля2013 года, оставленным без изменения апелляционным определениемСеверного флотского военного суда от 12 апреля 2013 года, КривцуК.Н. отказано в удовлетворении заявления.

Определениями судьиСеверного флотского военного суда от 9 июля 2013 года и судьиВерховного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2013 года впередаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседаниипрезидиума флотского военного суда и Военной коллегии ВерховногоСуда Российской Федерации заявителю и его представителюотказано.

Однако Верховный суд несогласился с выводами нижестоящих судов.

По месту жительства вКривец Н.Л. вместе с дочерью и сыном проживает в качестве членасемьи заявителя. Другого жилья на территории Российской Федерацииони не имеют. Кривец К.Н. имеет общую продолжительность военнойслужбы более 10 лет.

Согласно п.14ст.

15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общуюпродолжительность военной службы 10 лет и более, совместнопроживающих с ними членов их семей, осуществляется при получениижилого помещения по избранному месту жительства.

Таким образом, заявительправомерно поставил вопрос об обеспечении его жилым помещением поизбранному месту жительства после увольнения с военной службы сучетом супруги и дочери.

Иск обобязании предоставить жилье

Апелляционное определение Ростовскогообластного суда от 15.07.2015 по делу N 33-10482/2015

Исковыетребования: Шульженко Ю.А. обратился в суд с иском кАдминистрации г.Новошахтинска Ростовской области об обязаниипредоставить жилое помещение.

Позиция суда:Решением Новошахтинского городского суда Ростовской области от 1апреля 2015 года в удовлетворении исковых требований Шульженко Ю.А.отказано.

Вышестоящий судсогласился с нижестоящей инстанцией.

Обязательным условиемобеспечения жилым помещением граждан вышеуказанной категорииявляется принятие решения органами местного самоуправления опринятии на учет их в качестве нуждающихся в жилых помещениях ивключении их в список нуждающихся в жилых помещениях.

Однако, какследует из материалов дела, истец является включенным в списокграждан, подлежащих переселению из ветхого жилого фонда, ставшего врезультате ведения горных работ ликвидированной шахтой имени газеты”Комсомольская правда” ОАО “Ростовуголь” непригодным для проживанияпо критериям безопасности.

Как следует из материаловдела, истцу неоднократно Администрацией г.Новочеркасскаразъяснялось о том, что он может обратиться в Администрацию городас заявлением о принятии на учет в качестве нуждающегося в жиломпомещении. Сведений о том, что Шульженко Ю.А. обращался сзаявлением в Администрацию г.Новошахтинска и ему было отказано покаким-либо основаниям, у суда не имеется.

Признание недействительным решения о предоставлении жилогопомещения

1.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/420294823

Новеллы законодательства об обеспечении военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями

Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями

Гарантированное государством право на жилище является важнейшей социальной гарантией, предоставляемой военнослужащим, проходящим военную службу по контракту. Его реализация оказывает существенное влияние на морально-психологическое состояние войск, отражается на их боеготовности и определяет оценку обществом принимаемых мер по повышению привлекательности военной службы.

Для решения этой задачи в последние годы принимаются беспрецедентные меры. Динамично развивается законодательство, вводятся новые, более совершенные механизмы обеспечения жильем военнослужащих, военных пенсионеров и членов их семей.

С 1 января 2014 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 405-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» введена в действие принципиально новая форма жилищного обеспечения военнослужащих – субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 года № 76 «Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих”»  утверждены правила расчета жилищной субсидии, в соответствии с которыми ее размер определяется исходя из нормативов общей площади, стоимости одного квадратного метра жилого помещения по Российской Федерации, а также общей продолжительности военной службы (поправочный коэффициент). Учитывается также право военнослужащего на дополнительную общую площадь жилого помещения.

Установлены следующие нормативы общей площади жилого помещения: на одиноко проживающего военнослужащего – 33 кв. метра, на семью из 2 человек – 42 кв. метра, на семью из 3 и более человек – 18 кв. метров на каждого члена семьи.

При этом вышеупомянутый норматив увеличивается на 15 кв. метров при наличии у военнослужащего права на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренного пунктом 2 статьи 15.1 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

К числу таких граждан отнесены военнослужащие, имеющие воинское звание полковника, ему равное и выше, командиры воинских частей, военнослужащие, имеющие почетное звание Российской Федерации, являющиеся преподавателями военных профессиональных образовательных организаций или военных образовательных организаций высшего образования, военных кафедр при государственных образовательных организациях высшего образования, научными работниками, имеющими ученую степень и (или) ученое звание.

Поправочный коэффициент для расчета жилищной субсидии определен исходя из общей продолжительности военной службы в размерах от 1,85 до 2,75: от 10 до 16 лет военной службы – 1,85; от 16 до 20 лет – 2,25; от 20 лет до 21 года – 2,375. Начиная с 21 года, он (2,45) увеличивается на 0,075 за каждый год военной службы (до 2,75 включительно).

Порядок предоставления жилищной субсидии устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и к настоящему времени определен этими ведомствами (приказы Минобороны России от 21 июля 2014 года № 510, МВД России от 19 ноября 2014 года № 1046, ФСБ России от 15 октября 2014 года № 587 и др.). При этом использовать жилищную субсидию можно исключительно в целях приобретения или строительства жилья на условиях, при которых ее получатель утратит основания для признания его нуждающимся в жилом помещении.

Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 405-ФЗ установлены и правовые основания предоставления военнослужащим с их согласия жилых помещений общей площадью, превышающей норму предоставления площади жилого помещения (в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона
«О статусе военнослужащих» – 18 квадратных метров на одного человека).

Определено, что общая площадь жилого помещения, превышающая эту норму, оплачивается за счет собственных средств таких граждан.

Правила такой оплаты утверждены постановлением Правительства России от 24 октября 2013 года № 942 «Об утверждении Правил оплаты военнослужащими, гражданами, уволенными с военной службы, признанными нуждающимися в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, общей площади жилого помещения, превышающей норму предоставления площади жилого помещения, установленную статьей 15.1 Федерального закона “О статусе военнослужащих”».

Ранее, до их введения, нормативные акты, регламентирующие условия и порядок осуществления военнослужащими подобных платежей, в законодательстве Российской Федерации отсутствовали.

Существенные изменения в законодательство о жилищном обеспечении военнослужащих внесены Федеральным законом от 20 апреля 2015 года № 97-ФЗ «О внесении изменений в статью 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статью 15 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах следственного комитета Российской Федерации».

По сути, отменен законодательный запрет на увольнение с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на ней, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащих – граждан, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в «силовых» структурах, без предоставления им жилья или жилищной субсидии при отказе от их получения.

При этом случаи отказа законодательно приравнены к фактам непредъявления в 30-дневный срок по неуважительной причине документов, необходимых для получения жилищной субсидии либо жилого помещения, а последнее должно быть расположено по месту военной службы или избранному месту жительства и соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.

К уважительным причинам законодатель отнес периоды временной нетрудоспособности военнослужащих, пребывания их в отпуске, служебной командировке и иные обстоятельства, объективно исключающие возможность представления указанных документов.

Вместе с тем и в этих случаях гарантированное государством право на жилище за такими гражданами сохраняется: они остаются на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе, в котором предусмотрена военная служба, до полного обеспечения их жильем.

Начальник отдела организационного управления Главной военной прокуратуры полковник юстиции Игорь Сахаров

Минобороны России

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201507061311-9pjs.htm

Криминальный мир
Добавить комментарий