Можно ли привлечь председателя ЖЭК за мошенничество?

Юристы развенчали ТОП-9 мифов об ОСМД

Можно ли привлечь председателя ЖЭК за мошенничество?

1 июля в реформировании жилищного сектора Украины должен начаться весьма важный этап. Он предусматривает передачу многоэтажек в управление их жителям, что предусмотрено Законом Украины №417 “Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме”.

Последнее время начали появляться различные мифы об ОСМД.

Их собрал Национальный пресс-клуб “Украинская перспектива”, а по за развенчание взялись специалист по созданию ОСМД проекта Международной финансовой корпорации (IFC, Группа Всемирного банка) “Энергоэффективность в жилищном секторе Украины” Татьяна Гордиенко и юридический консультант общественной организации “Ресурсный центр для ОСМД” Андрей Бурый.

Миф первый: государство заставляет всех жителей многоквартирных домов создавать ОСМД

Действующее законодательство не содержит требования, которое заставляло бы жителей многоэтажек создавать ОСМД. Законом Украины “Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме” определено несколько основных форм управления многоквартирным домом:

– управление многоквартирным домом собранием совладельцев;
– управление многоквартирным домом ОСМД;
– управление многоквартирным домом управляющим.

Право выбора формы управления домом остается исключительно за совладельцами. А это значит, что такой процесс происходит без вмешательства со стороны органов государственной власти или местного самоуправления. Однако только с ОСМД совладельцы получают возможность привлекать средства местных и государственных программ на внедрение в доме энергоэффективных мероприятий.

Миф второй: ОСМД создают исключительно жители многоэтажек. Владельцы магазинов, парикмахерских, кафе и других субъектов хозяйствования, которые расположены в этих зданиях и в полной мере используют их ресурсы, к ОСМД не имеют никакого отношения

Согласно 6-й статье Закона Украины “Об объединении совладельцев многоквартирного дома”, ОСМД могут создавать только владельцы квартир и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме.

А это значит, что владельцы магазинов, парикмахерских, кафе и других субъектов хозяйствования, расположенных в многоэтажке, имеют те же права, что и владельцы квартир.

Они так же принимают непосредственное участие в создании ОСМД и так же, как и владельцы квартир, должны в обязательном порядке выполнять все решения уставных органов объединения, принятые в пределах их полномочий.

Этот подход, предусмотренный статьей 13 Закона Украины “Об объединении совладельцев многоквартирного дома”, остается неизменным, даже если ОСМД создается на базе нескольких многоэтажек.

Миф третий: совладельцы обанкротившихся ОСМД могут потерять свои дома – в качестве компенсации их передадут банкам за невозвращенные кредиты

Значительным преимуществом ОСМД есть возможность привлекать банковские кредиты.

Обычно они их направляют на утепление фасадов многоэтажек, установление в местах общего пользования энергосберегающих окон, дополнительных входных дверей, которые повышают безопасность и сохраняют тепло в подъездах, на замену электролампочек накаливания на менее энергозатратные.

ОСМД также используют банковские ссуды на закупку и монтаж индивидуальных теплопунктов, способных регулировать подачу тепла в дом с учетом имеющейся внешней температуры, на установление счетной аппаратуры общего пользования и т. д.

Однако кредитный продукт для ОСМД не предусматривает классического залога или поручительства.

А это значит, что помещения, в том числе и квартиры, не закладываются и поэтому не могут отчуждаться в случае возникновения в ОСМД проблем по обязательствам перед кредиторами.

В качестве залога используется банковский счет ОСМД. Такие условия подробно выписываются в кредитном договоре между банком и объединением.

Миф четвертый: совладельцев с ОСМД государство заставит содержать за свой счет и ремонтировать многоквартирные дома, тогда как многоэтажки без ОСМД будут удерживаться и ремонтироваться за бюджетные средства

Жители многоквартирного дома на правах собственности обладают не только жилыми или нежилыми помещениями, но также являются совладельцами общей собственности. В частности, речь идет о лестницы, лифты, чердаки, подвалы и т. д. Поэтому их обязанность – обеспечивать надлежащее состояние дома и придомовой территории, качественно содержать общее имущество.

В равной степени это касается как совладельцев ОСМД, так и жителей тех многоквартирных домов, которые этого статуса еще не получили. При этом следует понимать, что содержание многоэтажки – дело хлопотное и дорогое.

В этом смысле совладельцы ОСМД находятся в привилегированном положении. В отличие от жителей многоквартирных домов, которые не создали объединение, они могут воспользоваться программами финансовой поддержки.

Средства выделяются из государственного, а нередко – и из местных бюджетов. Последние действуют по принципу софинансирования.

Миф пятый: создание ОСМД не имеет смысла, если в многоквартирном доме живет значительное количество людей с низкими доходами. Они не способны принять полноценное участие в содержании дома и его термомодернизации и это значительно повышает соответствующие расходы других жителей

ОСМД никак не влияет на количество, размер льгот и субсидий, начисленных их совладельцам. Они их получают на общих основаниях. И в этом смысле жители многоквартирных домов, которые решились на создание объединения, и те, которые до сих пор не воспользовались такой возможностью, находятся в одинаковых условиях.

При этом чем больше льготников и субсидиантов находится в объединении, тем на большую компенсацию тела “теплого” кредита оно вправе рассчитывать. Максимальный размер может достигать 70%. Поэтому большое количество жителей с незначительными доходами не помешает созданию ОСМД.

Миф шестой: с созданием ОСМД на содержание придется брать не только дом, но и прилегающую к нему территорию, а это значительно увеличит расходы объединения. К тому же придомовой территорией могут свободно пользоваться жители соседних многоэтажек, например, для парковки своих автомобилей

За каждым многоквартирным домом закреплена придомовая территория. В большинстве случаев она имеет незначительные размеры и поэтому не создает большого финансовой нагрузки на жителей.

В Украине отсутствует единый подход к определению размера придомовой территории. И это вполне логично, потому что каждый город имеет свойственную только ему плотность застройки. Так, на западе Украины она очень высокая, в центре – умеренная, а на юге страны – незначительна. Поэтому решение о размере придомовой территории принимают местные органы власти.

ОСМД может оформлять придомовую территорию в собственность, а может этого и не делать. Это зависит от принятого им решения.

Однако всегда следует помнить, что в случае продажи жилого или нежилого помещения, доля оформленной для ОСМД придомовой территории не выделяется. Все решения по ней принимаются общими собраниями.

Они могут касаться и условий парковки автомобилей, владельцы которых живут в соседних домах.

Миф седьмой: жители многоквартирного дома, которые не изъявили желания создавать ОСМД, могут не платить взносы и не участвовать в решении вопросов относительно его содержания

Решение проблемы неплатежей в первую очередь возлагается на председателя правления ОСМД. Он должен встречаться с должниками и напоминать им о финансовых обязательствах, которые они не выполняют. А главное – председатель правления объединения должен каждый раз подчеркивать, что все совладельцы обязаны выполнять решения уставных органов ОСМД, даже если али против них.

Миф восьмой: жителям одного многоквартирного дома не стоит браться за создание ОСМД. Для них это дело окажется слишком дорогим и поэтому весьма невыгодным. Поэтому ОСМД необходимо создавать на базе сразу нескольких многоэтажек, расположенных недалеко друг от друга

По общему правилу, определенным Законом Украины “Об объединении совладельцев многоквартирного дома”, в одном многоквартирном доме может создаваться только одно объединение.

Однако статья 4 этого же закона дает возможность владельцам квартир и нежилых помещений, расположенных в двух и более многоквартирных домах, объединенных общей придомовой территорией, элементами благоустройства, оборудованием, инженерной инфраструктурой, создавать совместное объединение.

В случае создания объединения на базе двух или более многоквартирных домов ания совладельцев к нему осуществляется в каждом многоквартирном доме отдельно. Результаты ания также определяются отдельно для каждого многоквартирного дома.

Случаи создания “общих” ОСМД в Украине не редкость, хотя и не очень распространены. Дело в том, что такие подходы порождают определенные неудобства.

Так, в случае необходимости собрать общее собрание из числа жителей сразу нескольких многоэтажек бывает очень трудно.

Как следствие, определенные решения вовремя не принимаются и поэтому существующие проблемы решаются со значительным опозданием, что приводит к негативным последствиям.

Миф девятый: жители многоэтажки лишены любой возможности контролировать работу председателя правления ОСМД и влиять на нее. А это создает предпосылки для различных финансовых злоупотреблений. В частности, не исключается возможность присвоения председателем правления ОСМД общественных средств

Все решения по текущей деятельности объединения, в том числе и вопрос привлечения и использования средств, принимаются и контролируются его совладельцами. Совладельцы ОСМД реализуют свои права посредством активного участия в работе уставных органов, созданных в соответствии с законодательством и уставом объединения.

В соответствии с Законом Украины “Об объединении совладельцев многоквартирного дома”, высшим органом управления ОСМД является общее собрание. Благодаря им формируется коллективное мнение. Преимущество получают те решения, которые поддерживает большинство совладельцев.

Для руководства текущей деятельностью избирается правление ОСМД, которое является исполнительным органом объединения и подотчетным общему собранию. Обычно правление состоит из нескольких членов и председателя правления. Избрание и отзыв членов правления осуществляется общим собранием, что является дополнительным инструментом контроля за деятельностью правления со стороны совладельцев ОСМД.

Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью правления на общем собрании из числа совладельцев избирается ревизионная комиссия или ревизор. В отдельных случаях совладельцы ОСМД могут принимать решение о привлечении независимого аудитора.

Таким образом, совладельцы, которым небезразлична судьба дома и работа объединения, имеют достаточно рычагов влияния и контроля за деятельностью председателя правления, что исключает случаи присвоения им имущества и средств ОСМД.

Источник: https://news.finance.ua/ru/news/-/378626/yuristy-razvenchali-top-9-mifov-ob-osmd

О методах обмана управляющих организаций и товариществ собственников жилья со стороны мошенников и как их распознать

Можно ли привлечь председателя ЖЭК за мошенничество?

Компании, в том числе предлагающие услуги в сфере ЖКХ, для привлечения клиентов порой действуют нечестными методами. В их арсенале псевдо-официальные рассылки в адрес УО и ТСЖ, заказные отзывы, даже вымогательство. Поговорим об этих методах введения в заблуждение и о том, как не быть обманутыми.

Признаки нечестной рекламы в виде уведомлений

Одним из популярных методов обмана и давления на потенциального клиента у компаний является рассылка лже-уведомлений: электронных или бумажных.

Такая спам-рассылка обычно носит следующие признаки:

  • нет конкретной информации о получаете письма, оно безличное, рассчитанное на массовое распространение;
  • много общих ссылок на НПА, без указания конкретных статей, например: «согласно жилищному законодательству», «как указано в постановлении Правительства № 354»;
  • используются официальные бланки, печати, гербы, должности, а также штрих-коды и регистрационные номера;
  • нет сведений и контактов исполнителя письма;
  • размыто указываются нарушения и чётко – его последствия в виде штрафов;
  • предложение обратиться за платной услугой, чтобы избежать штрафа.

Одним из самых наглядных примеров таких поддельных уведомлений являются уведомления, рассылаемые коммерческими фирмами под видом официальных предупреждений о выходе из строя приборов учёта коммунальных ресурсов, необходимости их поверки или замены.

Подборка полезных для УО онлайн-семинаров от РосКвартала

Спам-рассылка от имени органа ГЖН как способ ввести в заблуждение

Порой спам-рассылка может быть сделана «от лица» надзорного ведомства, например, органа Государственного жилищного надзора или органа МСУ. Это придаёт информации в письме значимости и важности.

В мае 2018 года управляющие организации и ТСЖ по всей стране получили письма в виде предписаний жилинспекции. Авторы письма требовали от УО, чтобы до конца месяца они получили класс энергоэффективности многоквартирным домам, находящимся у них в управлении.

Предписания были оформлены с использованием государственной символики. Авторы писем ссылались на Минстрой РФ. За невыполнение требований, изложенных в письме, мошенники от имени органа ГЖИ грозили УО и ТСЖ штрафами от 25 000 до 250 000 рублей. В рассылке был указан телефон горячей линии для обращения за льготами на оформление паспорта энергоэффективности по одной из госпрограмм.

Госжилинспекция Московской области, куда по поводу таких предписаний обратились управляющие организации и ТСЖ, опубликовала на своём сайте напоминание о том, что КоАП РФ не предусматривает штрафов за неприсвоение многоквартирному дому класса энергоэффективности.

ГЖИ МО подчеркнула, что работы по определению класса энергетической эффективности выполняются ведомством на безвозмездной основе. Спам-рассылка с требованием получить для домов энергопаспорт была лишь способом ввести УО и ТСЖ в заблуждение, чтобы они воспользовались услугами отправителя письма.Проведение внеплановых проверок ГЖИ

Лже-проверки и возмездные услуги Роспотребнадзора и МЧС

Нередко мошенники представляются сотрудниками другого надзорного ведомства – Роспотребнадзора. Такие случаи фиксировались по всей стране: в Калининграде, Омске, Смоленске, Бурятии, Ставропольском крае.

Мошенники под видом инспекторов Роспотребнадзора звонили в организации с предупреждением о предстоящей проверке в сфере защиты прав потребителей, санитарного и эпидемиологического контроля. Лже-сотрудники надзорного ведомства предлагали компаниям приобрести материалы по защите прав потребителей в обмен на положительные результаты предстоящей проверки.

Проводили мошенники и сами проверки: в организации приезжали люди в форменной одежде Роспотребнадзора и выписывали штрафы в 3 000 – 5 000 рублей. Выплатить штраф можно было сразу, во время проверки.

Роспотребнадзор массово распространил информацию о мошенничестве. Ведомство напомнило, что его сотрудники не оказывают платных услуг и не действуют на возмездной основе.

О мошенниках, под видом сотрудников инспекции проверяющих соблюдение норм пожарной безопасности, сообщали региональные управления МЧС России.Как УО подготовиться к проверке требований пожарной безопасности

Вымогательство денег у ТСЖ по телефону

Государственная жилищная инспекция Владимирской области распространила в СМИ предупреждение о мошенниках, под видом сотрудников ГЖИ вымогающих у ТСЖ деньги.

Неустановленные лица звонили сотрудникам ТСЖ и от имени жилинспекции требовали предоставить на проверку документы, связанные с работой по управлению многоквартирным домом. Разговор всегда сводился к тому, что при переводе определённой суммы на счёт мобильного телефона результаты проверки будут положительными.

ГЖИ Владимирской области напомнила управляющим организациям и ТСЖ о том, что все запросы в их адрес на предоставление документов направляются только официальными уведомлениями с подписями должностных лиц. Инспекторы ведомства никогда не запрашивают сведения по телефону.

В Ленинградской области мошенники придумали новый способ обманывать председателей ТСЖ и руководителей управляющих организаций.

Неизвестные приглашали представителей организаций ЖКХ в прокуратуру, а в день визита настойчиво просили пополнить счёт мобильного, чтобы можно было связаться с представителем ведомства.

Такая ситуация произошла с 8 ТСЖ области.Проведение внеплановых документарных и выездных проверок УО

Обман при размещении отзывов – для привлечения клиентов

К нечестным методам привлечения клиентов и увеличения прибыли порой прибегают не только мошенники. Известен случай, когда на сайте компании, предлагающей услуги по размещению обязательной информации в ГИС ЖКХ, были размещены положительные отзывы с использованием фотографии председателей ТСЖ из разных регионов страны, но под вымышленными именами.

Так были использованы фото помощника одного из депутатов Госдумы РФ и бывшего председателя ТСЖ г. Томска. А использование без разрешения чужих фотографий нарушает ст. 152.1 ГК РФ «Охрана изображения гражданина».

При этом отзывы на деятельность компании носят те же признаки, что и псевдо-уведомления от официальных служб: нет конкретных фактов об услугах, приведены только общие оценочные слова и речевые штампы. Например, «поможет повысить эффективность», «упростить работу», «всё системно и упорядоченно».

О едином реестре проверок, проводимых органами надзора и контроля

Как не стать жертвами мошенников и не платить за бесплатное

Чтобы не стать жертвами мошенников и предприимчивых компаний, управляющие организации и ТСЖ должны помнить:

  1. Надзорные органы (ГЖИ, Роспотребнадзор, МЧС) не запрашивают документы и не уведомляют о проверках по телефону.

    Их взаимодействие с УО и ТСЖ происходит на основании официальных запросов и писем с подписями руководителей.

  2. Любые предложения о предоставлении платных услуг перед или во время надзорных проверок – мошенничество и нарушение закона.

  3. Если письмо, уведомление или предписание вызывает подозрение (отличается от ранее полученных писем, подписано неизвестным лицом), следует проверить его на признаки мошенничества:
  • отсутствие конкретного адресата;
  • отсутствие конкретных фактов;
  • наличие общих фраз, общих отсылок на НПА;
  • отсутствие данных об исполнителе;
  • наличие коммерческого предложения, платных услуг;
  • большое количество печатей, штампов, гербов и другое.

Если УО или ТСЖ получили уведомление или предписание с такими признаками, не следует звонить по указанным телефонам. Лучше обратиться в надзорное ведомство, от имени которого направлен документ, по официальным телефонам и уточнить, направляли ли они подобные документы. Также спорные письма можно показать юристам: они подтвердят или опровергнут изложенную в документе информацию.

Источник: https://roskvartal.ru/deyatelnost-uk/9577/o-metodah-obmana-uo-i-tszh-so-storony-moshennikov-i-kak-ih-raspoznat

Уголовная ответственность за незаконное использование финансовых средств в сфере ЖКХ

Можно ли привлечь председателя ЖЭК за мошенничество?

Учитывая социальную значимость и остроту проблем, связанных
с деятельностью системы жилищно-коммунального хозяйства, органами прокуратуры на постоянной основе принимаются меры по повышению эффективности надзора за исполнением законодательства в данной сфере.

В результате проводимых проверок прокурорами выявляются многочисленные нарушения, в том числе влекущие уголовную ответственность.

Жилищно-коммунальный комплекс представляет собой развитую систему, в которую входят не только организации ЖКХ, но и осуществляющие содержание, ремонт и модернизацию жилищного сектора, а также обслуживающие объекты инженерной инфраструктуры.

С учетом специфики рассматриваемой сферы наиболее распространенными способами совершения преступлений являются хищения денежных средств, поступающих для обеспечения нормального функционирования системы ЖКХ.

Субъектами таких преступлений являются лица, на которых возложены обязанности по приему, учету и расходованию материальных ценностей.

Наиболее распространенными способами совершения хищений являются случаи, когда сотрудники управляющих организаций либо ТСЖ:

1. составляют фиктивные договоры с последующим перечислением денежных средств с расчетного счета организации на счета аффилированных фирм (без выполнения работ, указанных в договоре, их частичным либо некачественным выполнением, с завышением стоимости или объема выполненных работ);

2. неперечисление денежных средств на нужды ЖСК, внесенных гражданами в качестве оплаты за коммунальные услуги;

3. выставление гражданам поддельных счетов за коммунальные услуги;

4. внесение ложных сведений в бухгалтерские документы (ТСЖ, УК) по оплате коммунальных услуг;

5. получение наличных денег без оформления кассового чека или путем искажения данных контрольной кассовой ленты;

6. неполное оприходование поступающих от граждан денежных средств, с их последующим хищением;

7. оплата различных штрафов, наложенных на должностных лиц, за счет денежных средств, принадлежащих ТСЖ.

При необходимой внимательности, признаки перечисленных выше способов хищений могут обнаружить собственники жилья, инициатива которых повлечет не только своевременное прекращение конкретных преступных посягательств в указанной сфере и назначение уголовного наказания виновным, но и будет способствовать предотвращению совершения новых преступлений.

Как правило, действия виновных квалифицируются как мошенничество
(ст. 159 УК РФ), присвоение и растрата (ст. 160 УК РФ) и кража (ст. 158 УК РФ).

К примеру, в июне 2016 г. председатель правления одного из ТСЖг. Саратова, используя свое служебное положение, растратил принадлежащие товариществу денежные средства в размере 6 тыс.

рублей, оплатив наложенный на него как на должностное лицо административный штраф. По приговору суда он осужден за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст.

160 УК РФ,

к 1 году лишения свободы условно.

В отдельных случаях возможно привлечение виновных лиц к уголовной ответственности за такие преступления, как злоупотребления полномочиями
(ст. 201 УК РФ), злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ), нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ), получение взятки (ст. 290 УК РФ) и другие.

За преступления в сфере ЖКХ уголовный закон предусматривает различные виды наказания (от штрафа до лишения свободы). При этом в каждом конкретном случае принимаются во внимание общественная опасность и тяжесть преступного посягательства, данные о личности виновного, размер причиненного ущерба и заглаживание вреда.

Необходимо учитывать, что назначение виновным лицам уголовного наказания не освобождает их от обязанности возместить причиненный потерпевшим материальный ущерб.

В случаях, если виновный его не возместил, разрешение этого вопроса возможно в порядке уголовного судопроизводства путем предъявления гражданского иска.

Как правило, заявить их могут сами потерпевшие (их представители).

Однако в ряде случае данное право предоставлено и прокурору.

К ним относятся гражданские иски в защиту интересов несовершеннолетних, лиц, признанных недееспособными либо ограниченно дееспособными в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством, лиц, которые по иным причинам не могут сами защищать свои права и законные интересы,
а также в защиту интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Прокурор первого отдела уголовно-судебного управления О.В. Чернова

Источник: http://www.sarprok.ru/content/ugolovnaya-otvetstvennost-za-nezakonnoe-ispolzovanie-finansovyh-sredstv-v-sfere-zhkh

Уголовная ответственность за подделку протокола общего собрания

Можно ли привлечь председателя ЖЭК за мошенничество?
30.10.

2015

Ранее в судебно-следственной практике существовал крайне неприятный казус, когда соответствующие органы отказывались возбуждать уголовные дела по статье 327 УК РФ “Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов” в том случае, когда был подделан протокол общего собрания собственников, подделаны подписи отдельных собственников, или протокол и вовсе сделан задним числом.

Причина отказа всегда была одна и та же: протокол общего собрания собственников жилья в многоквартирном жилом доме и решения собственников, по мнению органов следствия, не являлись официальными документами, тогда как соответствующая статья Уголовного кодекса гласит:

“Подделка удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков – наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.”

В результате некоторые управляющие компании или отдельные собственники подделывают протоколы собрания, нарушают процедуру проведения собрания, в результате чего собственники несут огромные убытки, но никто не несет уголовной ответственности.

В ряде подобных случаев можно было бы возбудить уголовные дела по статье 159 УК РФ “Мошенничество”, но органы правопорядка не спешат этого делать, а обманутых собственников отправляют в обычный гражданский суд самостоятельно отстаивать свои права.

На сегодняшний день, протокол общего собрания собственников многоквартирного жилого дома является официальным документом, в силу того, что это определено частью 1 статьи 46 обновленного Жилищного кодекса РФ:

“Решения и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме являются официальными документами как документы, удостоверяющие факты, влекущие за собой юридические последствия в виде возложения на собственников помещений в многоквартирном доме обязанностей в отношении общего имущества в данном доме, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей, и подлежат размещению в системе лицом, инициировавшим общее собрание.”

И с момента вступления в силу новых поправок в ЖК РФ подделка протокола общего собрания собственников подпадает под 327 статью Уголовного кодекса РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 46 обновленного Жилищного кодекса РФ:

“Копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.”

То есть, начиная с 30 июня 2015 года, после проведения общего собрания собственников МКД, инициатор собрания обязан передать копию протокола собрания собственников в свою управляющую компанию или ТСЖ не позднее чем через 10 дней после проведения собрания.

При этом начиная с 30 августа 2015 г., после получения копии протокола собрания от инициатора собрания, в течении 5 дней управляющая компания обязана передать копию этого протокола в органы государственного жилищного надзора.

Однако не стоит забывать и о том, что еще с 1 декабря 2014 года у управляющих компаний существует обязанность размещать протоколы собраний собственников на собственных сайтах в сети Интернет и на сайте https://www.reformagkh.ru/.

Обязанность инициаторов собрания размещать копии протоколов общего собрания собственников в системе ГИС ЖКХ возникает только с 1 июля 2016 года. Также, с этой даты управляющие компании могут осуществлять свою обязанность передачи копии протокола общего собрания в адрес службы жилищного надзора, передавая копию протокола собрания через систему ГИС ЖКХ.

После передачи копии протокола в органы государственного жилищного надзора, копия хранится там в течении трех лет. Если в органы государственного жилищного надзора в течении трех месяцев попадет несколько копий протоколов с одного и того же дома по собраниям со сходной повесткой, то это будет основанием для проведения внеплановой проверки.

Источник: https://irkobl.ru/sites/zhilnadzor/news/173240/?type=original

Уральские полицейские рассказали, как борются с преступлениями в ЖКХ

Можно ли привлечь председателя ЖЭК за мошенничество?

В Нижнем Тагиле суд приговорил  экс-главу ЖКХ к одному году лишения свободы: он пытался выманить деньги у строительной организации, обещая помочь в получении муниципального подряда на проведение капремонта дома.

Несмотря на то, что максимальное наказание за это преступление – до шести лет лишения свободы, а также штраф в размере до 500 тысяч рублей, в полиции отмечают, что и год тюрьмы – уже серьезный приговор. До этого работники сферы ЖКХ, похищая миллионы, отделывались мизерными штрафами и условными сроками.

Поэтому случай в Нижнем Тагиле должен послужить сигналом коммунальщикам: время безнаказанно воровать прошло.

Начальник отдела следственной части ГСУ ГУ МВД РФ по Свердловской области Андрей Грибанов рассказал “РГ” о том, какие преступления совершаются в сфере ЖКХ на Среднем Урале, почему нечистые на руку коммунальщики отделываются минимальными наказаниями и как привлечь к ответственности недобросовестные УК и ТСЖ.

Какие преступления чаще всего происходят в ЖКХ региона?

В Нижнем Тагиле осудили экс-главу ЖКХ

Андрей Грибанов: Прежде всего, это хищение средств, выделенных на ремонт жилья по государственной программе финансирования капремонтов. Организации ремонтируют дома, получают оплату, а потом выясняется, что они либо не полностью выполнили работы, либо сделали их некачественно, таким образом, причинив ущерб государству.

Нередко управляющие компании собирают с населения средства за коммунальные услуги, однако не перечисляют их поставщикам ресурсов. Например, таких случаев было много в Первоуральске. Один из директоров УК не доплатил поставщикам 53 миллиона рублей, другой – 43 миллиона. Как потом выяснило следствие, они потратили эти средства на личные нужды.

Есть случаи, когда обслуживающие организации присваивают средства жильцов, которые те перечисляют для оплаты жилищно-коммунальных услуг. Например, в том же Первоуральске директор одной из УК собирал деньги с домов, которые вообще не обслуживал.

Насколько честно работают председатели ТСЖ?

Андрей Грибанов: Как показывает практика, они тоже совершают преступления. К примеру, присваивают средства, которые жильцы перечислили для оплаты коммунальных услуг; на руки получают деньги от арендаторов помещений в доме, хотя расчет должен производиться через кассу; а также оплачивают за счет общедомовых средств штрафы, которые были наложены лично на них, а не на ТСЖ.

Судя по судебной практике, и руководители МУП не всегда работают добросовестно. Какие преступления совершают они?

Андрей Грибанов: Чаще всего – незаконно выписывают себе премии. Они не должны сами себе выплачивать вознаграждение – только своим сотрудникам. Их премируют “работодатели” – муниципальные органы.

Однако директора МУП нарушают этот закон. Премии, которые они себе выписывают, конечно, небольшие – от 5 до 10 тысяч. Тем не менее, это все равно считается хищением.

В местных администрациях потом недоумевают: какая премия, когда предприятие работает в убыток?

Кроме того, есть случаи, когда МУП похищали средства, выделенные на ремонт теплосетей.

Как жильцам привлечь к ответственности управляющую компанию или председателя ТСЖ, если есть подозрение, что они работают нечестно? Нужно сразу обращаться в полицию?

Андрей Грибанов: Лучше для начала обратиться в Госжилинспекцию. Она должна провести проверку и, если будут выявлены признаки преступления, сообщить об этом в полицию.

Надо понимать: правоохранительные органы не должны проверять, правильно ли проведен ремонт, верно ли обслуживающая организация начисляет средства – это обязанность соответствующих надзорных органов.

Полиция берется за дело только тогда, когда у жильцов есть прямые доказательства преступления: скажем, строительная организация провела капремонт и указала в актах работы, которые на деле не были выполнены, и тому есть прямое подтверждение.

Однако в любом случае можно быть уверенным, что виновные не уйдут от ответственности – сегодня сфера ЖКХ находится под особым контролем.

Вы неоднократно приводили в пример Первоуральск. Некогда он прославился на всю страну своим коммунальным беспределом. Наводить порядок на Урал приезжал сам генпрокурор России Юрий Чайка. Удалось ли в итоге справиться с самоуправством коммунальщиков?

Андрей Грибанов: Да, в Первоуральске было возбуждено немало уголовных дел против руководителей УК, виновные понесли наказание. Сейчас там стало спокойно. Теперь полиция разбирается с Артемовским, где тоже много преступлений в коммунальной сфере.

Правда ли, что, воруя миллионы, коммунальщики в итоге отделываются минимальными наказаниями?

Андрей Грибанов: К сожалению, судебная практика не способствует профилактике преступлений в ЖКХ. Несмотря на то, что это социально-значимая сфера, а суммы хищений достигают миллионы рублей, преступники не несут строгой уголовной ответственности.

Максимальное наказание, которое назначает суд  – штраф в размере 100-120 тысяч рублей.

За последние три года было только два случая, когда виновные получили реальные сроки: один из них – в Первоуральске, где директора УК приговорили к 3,5 годам лишения свободы, а второй – в Нижнем Тагиле.

Кроме того, есть случаи, когда виновные попросту освобождаются от ответственности из-за  того, что истекает срок давности преступления. Проблема в том, что хищения в коммунальной сфере выявляются не сразу. Допустим, управляющая компания несколько лет копит долг перед поставщиками.

Затем ресурсоснабжащие организации долго пытаются взыскать с нее средства через Арбитражный суд  и только потом обращаются в полицию. Мы начинаем расследовать дело, что тоже занимает определенное время. В результате, когда дело направляется в суд, уже проходит довольно большой срок.

Например, мы расследовали уголовное дело о хищении средств администрации Первоуральска, выделенных на капремонт дома в поселке Кузино.

Директор строительной компании проводил работы в 2009-2010 годах, однако выполнил их не полностью. Ущерб составил 467 тысяч рублей.

Уголовное дело в отношении него было направлено в суд в 2013 году, однако к тому моменту уже истек срок давности преступления – он составлял два года.

Почему суды настолько лояльны к вороватым коммунальщикам?

Андрей Грибанов: Надо понимать, что суд выносит решение в рамках Уголовного кодекса. Чаще всего уголовные дела в сфере ЖКХ возбуждаются по статье “причинение имущественного ущерба без признаков хищения”. Максимальное наказание по ней составляет до пяти лет лишения свободы.

Однако обвиняемые находят множество смягчающих обстоятельств: несовершеннолетние дети, положительные характеристики… В связи с этим, по-видимому, суды и не могут назначить максимальное наказание. Если бы уголовный кодекс предусматривал более суровые сроки и штрафы, то и суды выносили бы другие приговоры.

Тем не менее, радует, что виновных начали приговаривать к реальному лишению свободы. Это должно стать предупреждением для работников коммунальной сферы.

Удается ли пострадавшим в итоге вернуть средства?

Андрей Грибанов: Иски о возмещении ущерба отдельно рассматриваются в Гражданском суде. Однако проблема заключается в том, что с момента преступления проходит много времени, и виновные успевают вывести средства через аффилированные фирмы и оформить имущество на других людей. Однако сегодня одно из приоритетных направлений в работе полиции – вернуть похищенные средства.

Справка “РГ”

В 2013 году в Свердловской области количество уголовных дел в сфере ЖКХ выросло с  53 до 67 по сравнению с предшествующим годом. В суд направлено 34 дела – это на 52 процента больше, чем ранее.

В общей сложности осужден 41 работник коммунальной сферы: семь директоров МУП, десять руководителей управляющих компаний, четыре председателя ТСЖ, четыре директора подрядных организаций, два руководителя и один сотрудник расчетного центра, тринадцать работников жилищно-коммунального комплекса. Ни в одном случае суд не вынес оправдательного приговора.

Кстати

В 2011 году при главном управлении МВД России по Свердловской области была создана специализированная следственно-оперативная группа.

Она берет на заметку все преступления в коммунальной сфере, следит за тем, чтобы они своевременно расследовались и направлялись в суд, сама занимается их выявлением и расследованием, а также анализирует результаты работы и обобщает практику по этому направлению. В группу входят лучшие следователи Свердловской области.

Кроме того, МВД работает в тесной связке с прокуратурой, госжилинспекцией, росфинмониторингом, правительством Свердловской области. Правоохранители обращаются за консультацией и к специализированным коммерческим организациям.

Источник: https://rg.ru/2014/08/04/reg-urfo/jkx.html

Мошенничество в сфере коммунальных услуг: понятие, статья, подделка квитанции ЖКХ

Можно ли привлечь председателя ЖЭК за мошенничество?

Передача государством контроля над содержанием жилых домов и их придомовых территорий на откуп разнообразных управляющих компаний и товариществ собственников жилой площади, не могла оставить безучастными любителей легкой наживы путем обмана добровольных плательщиков.

Ведь укоренившееся за десятилетие убеждение в том, что платить за квартиру нужно без задержек, а то может произойти её отчуждение, устраняет необходимость прикладывать усилия для завладения чужими средствами, которое можно выполнить просто, напечатав нужную сумму в платежной квитанции и бросив её в почтовый ящик.

Особенности преступления

Спецификой подобных противозаконных манипуляций является их видимая законность, добровольность выполнения платежей и, как следствие, сложность установления признаков преступления.

Дело в том, что деньги могут похищаться опосредованно с использованием субподрядных фирм-однодневок, которые расформировываются по мере необходимости вместе с перечисленными средствами и невыполненными обязательствами.

Большое количество плательщиков даже при небольших приписках может приносить значимый неправедный доход директору управляющей компании или председателю ТСЖ, так как преступный умысел получается уловить только, когда жадность преобладает над осторожностью и хищения средств производятся сразу крупной суммой.

Способы мошенничества в сфере коммунальных услуг

Условно типология понятия мошенничества в сфере ЖКХ может быть выполнена по нескольким признакам:

  1. По субъекту мошеннических действий, которые могут осуществляться:
    • мошенничество руководством или персоналом управляющей компании ЖКХ;
    • председателем и советом товарищества из числа жителей многоквартирного дома;
    • сторонними лицами, не имеющими отношения и обслуживания жилья;
    • ответственными квартиросъемщиками и владельцами жилых помещений.
  2. По механизму обмана и введения в заблуждение, мошенничество в ЖКХ подразделяется на следующие виды:
    • приписки фактических затрат и/или содержания выполненных работ;
    • неисполнение, запланированных годовым планом, работ или их выполнение не в полном объеме, позволяющие достичь экономии;
    • манипуляции с приборами учета, в том числе присвоение разницы между учтенным и нормативным объемами поставленных энергоресурсов;
    • распространение фальшивых платежных документов с реквизитами злоумышленника;
    • использование поступивших платежей в собственных интересах, путем задержки оплаты услуг энергоснабжающей организации и открытия краткосрочного депозита;
    • банкротство или реорганизация после перераспределения денег по счетам подставных, одновременно прекращающих свое существование, фирм.

Управляющие компании

Наиболее распространенными способами присвоения денег собственников жилья, перечисляемых в качестве официальных платежей являются рассмотренные далее мошеннические схемы.

Следующее видео расскажет о том, что ждет управляющие компании за мошенничество в сфере жилищно-коммунальных услуг:

Приписки и завышение стоимости

Завышение фактической стоимости выполненных работ и оказанных услуг является наиболее распространенным способом обмана контрагента не только в сфере ЖКХ, но и в любой другой отрасли.

Подобное завышение нормальной величины расценок является, практически невозможным для доказательства, мошенничеством, так как всегда может быть обосновано более высокой нормой прибыли или накладными расходами.

Более прибыльным для нечистоплотных управляющих общедомовым имуществом является распределение средств, выделенных из федерального бюджета и некоммерческого фонда для проведения капитального ремонта.

Материалы при этом используются самые дешевые и зачастую некачественные, а исполнителями работ являются нелегальные мигранты, к тому же часть сметных объемов не исполняется вовсе, по причине их скрытого характера и невозможности проверки.

Неисполнение работ и «липовые» акты

Значимой строкой расхода любого семейного бюджета является текущее содержание жилья, направленное на поддержание исправного состояния оборудования, коммуникаций и строительных конструкций, в том числе уборку снег и вывоз мусора, а также являющееся базой для исчисления агентского сбора управляющей компании, который обычно составляет 10%. Платеж по данной строке определяется годовым планом работ, распределенным по месяцам и составляет, в зависимости от региона, от 1200 рублей в месяц и выше.

Простейший расчет показывает, что экономия в 100 рублей с квартиры в стандартной «хрущевке» с 90 квартирами, позволяет получить неучтенный доход в 9000 рублей, который увеличивается пропорционально количеству обслуживаемых объектов жилого фонда. И может превышать 100 тыс. рублей ежемесячно или 1 млн. рублей в год, что уже классифицируется как тяжкое преступление.

Доказать подобное мошенничество также достаточно трудно, потому что все работы подкрепляются завизированными актами выполненных работ и несмотря на то, что подписи принадлежат опустившимся лицам из числа жильцов, этого достаточно чтобы соблюсти видимую законность.

Разница между счетчиком и нормативом

Нежелание управляющих компаний устанавливать домовые узлы учета тепловой энергии обоснованы не столько высокой стоимостью необходимого комплекта оборудования, которая превышает 100 тыс. рублей, сколько открывающимися для мошенничества возможностями.

Так как многие собственники квартир делают ремонт, устанавливая пластиковые окна и монтируя алюминиевые радиаторы отопления, снижая тем самым потребление тепла, которое не учитывается в платежных документах, ведь норматив рассчитывается исходя из возраста и типа жилой постройки.

В то же время показания магистральных счетчиков, по которым управляющая компания платит теплоснабжающей организации, снижаются, в результате чего образуется неучтенная разница, присваиваемая нечистоплотными управленцами.

Аналогичного эффекта можно достичь и в отношении поставки других энергоносителей, в качестве которых может выступать холодная и горячая вода или природный газ, при этом обязательным условием для извлечения мошенниками прибыли является отсутствие внутриквартирных приборов учета соответствующего ресурса.

Деньги в оборот

Отсутствие строгой отчетности перед плательщиками предоставляет возможность руководству управляющей компании инвестировать, полученные от жильцов платежи на небольшой период в 2 – 3 месяца, получив при этом 2 – 3 % от суммы, которая для той же «хрущевки» с 90 квартирами в отопительный сезон составит около 300 тыс. рублей, позволив достичь ежеквартального обогащения в 9000 рублей.

Известный адвокат расскажет о том, каких мошеннических действий стоит опасаться от работников ЖКХ и о том, как себя обезопасить от них:

Как мошенники подделывают квитанции ЖКХ?

Относительная доступность почтовых ящиков в подъездах жилых домов делает возможным изъятие или фотографирование платежных документов, расчетный счет в которых, также, как и штрих-код предназначенный для считывания реквизитов получателя платежа, может быть заменен на данные злоумышленников.

Помимо подделывания настоящих квитанций, существует практика изготовления схожих по форме и содержанию платежных документов, содержащих название лже-управляющей компании, её расчетный счет и наименование услуги, которая ассоциируется у потребителя с ЖКХ.

Несмотря на кажущуюся очевидность того, что оплачивать квитанции, отличающиеся от обычного перечня, не следует, всегда находятся законопослушные граждане, которые оплачивают все поступающие для оплаты счета.

Имеются прецеденты подобных преступлений, принесших мошенникам не одну сотню тысяч дохода.

Другие преступные схемы

Помимо перечисленных вариантов мошеннических алгоритмов, возможны нечестные действия со стороны потребителей, заключающиеся в искажении показаний, установленных в квартире приборов учета при помощи:

  • создания дополнительного сопротивления механического или электрического характера, замедляющего вращение механизмов или искажающего электронный сигнал;
  • скручивания показаний различными способами, с разборкой прибора учета и без вскрытия.

Наказание и ответственность

Судебная практика классифицирует мошенничество в области ЖКХ, как предпринимательскую деятельность с признаками умышленного неисполнения договора сторон, а значит подпадающую под действие статьи 159.4 УК РФ.

  • Если факт обмана квартиросъемщиков и собственников жилых помещений установлен до 12 июня текущего года, то преступникам повезло так как они подлежат рассмотрению в контексте существующей редакции ст. 159.4, которая, в худшем случае, предусматривает заключение под стражу на срок до пяти лет с последующим двухлетним надзором со стороны полиции. Ущерб при этом должен превысить 6 млн. рублей, а срок давности составляет 6 лет.
  • Более позднее преступление будет рассмотрено под призмой ст. 159, которая позволяет суду назначить десятилетнее пребывание в местах лишения свободы за ущерб, превысивший 1 млн. рублей и срок давности определится 10 годами.

Более подробно о способах защитить себя от мошенничества в сфере ЖКХ расскажет следующий видеосюжет:

Источник: http://ugolovka.com/prestupleniya/sobstvennost/moshennichestvo/v-sfere-kommunalnyh-uslug.html

Криминальный мир
Добавить комментарий