Можно ли к первой претензии отправить через день дополнительную?

Сессия глазами преподавателя

Можно ли к первой претензии отправить через день дополнительную?

 Анна Архангельская. Sinergia-lib.ru

— Что такое сессия с точки зрения преподавателя? Бедствие или праздник?

— Надо начать с того, что я терпеть не могу сессии. Потому что в это время я стабильно задаю сама себе два вопроса.

Первый из них звучит: «Я же это говорила?», а второй — «Я это говорила?» На самом деле, я просто не люблю спрашивать так, чтобы от результата ответа что-то зависело — например, оценка, стипендия и общая картина успеваемости.

Мне гораздо проще, когда разговор ведется в непринужденном ритме семинара, чем в стрессовом и для той и для другой стороны режиме экзаменационной сессии.

— Вопрос в лоб: кому труднее на сессии — студенту или преподавателю?

— Когда я была студенткой, мне казалось, что труднее студенту. А теперь мне кажется, что труднее преподавателю. Поскольку студенткой я была шесть лет, а преподавателем уже одиннадцатый год, мне всё больше кажется, что труднее преподавателю.

— Сдавать недолго, долго нужно готовиться. Приходится ли преподавателю готовиться к экзаменам?

— Когда я начинала принимать экзамены, еще в позднеаспирантском возрасте, мне приходилось готовиться.

Принимали мы обычно с лектором вдвоем, иногда слушали оба одного студента, иногда рассаживались по разным концам аудитории и слушали двоих параллельно. Тогда мне приходилось просматривать билеты.

Не так, конечно, как когда я сама готовилась отвечать, а чтобы иметь возможность задать логичные дополнительные вопросы, построить для себя «план прослушивания потенциального ответа».

Помню, когда мы принимали древнерусскую литературу с Владимиром Владимировичем Кусковым, автором учебника (это был, наверное, последний год, когда он читал лекции, и первый год, когда я принимала экзамены), я очень боялась, что, задав какой-нибудь дополнительный вопрос и не услышав правильного ответа от студента, он повернется ко мне и скажет: «Ну, Анна Валерьевна, объясните коллеге, что я имел в виду». Владимир Владимирович был, конечно, опытным человеком и преподавателем, он таких вещей себе не позволял и, как я теперь понимаю, никогда бы не позволил. Но я помню, что мне эта мысль добавляла адреналина.

Сейчас все-таки готовиться к экзаменам уже не нужно. Всё уже многажды проговорено и в лекционных курсах, и на семинарах, и на кафедральных обсуждениях. Так что готовлюсь теперь только к занятиям.

Оценки от двух до пяти

— Когда Вы ставите оценку, Вы помните, что тройка — это семестр без стипендии и т.п.?

— Держать это в голове, к сожалению, приходится. Я уже давно говорю о том, что надо платить стипендию всем, в том числе и троечникам, чтобы преподаватели не оказывались заложниками ситуации, не чувствовали себя монстрами, обрекающими студентов почти что на голодную смерть. Всем понятно, что жить на стипендию нельзя, но понятно, что без стипендии жить труднее.

В последнее время мы стоим перед фактом, что студенты хотят получать почти исключительно пятерки, о чем заявляют преподавателю довольно недвусмысленно и откровенно — кто в начале, кто в середине, кто ближе к концу ответа.

Честно говоря, я сама не люблю ставить плохие оценки, а тройка, хотя оценка положительная — оценка для меня плохая. С другой стороны, если это на самом деле «три» — то это будет «три» несмотря ни на что. А если очень хочется в аспирантуру, придет на пятом курсе и пересдаст.

Однако чтобы поставленная мною тройка оказалась единственной — один случай был, кажется, за десять лет.

— Сейчас, Вы сказали, все хотят получать только пятерки. Десять лет назад были скромнее?

— С присущей моему возрасту критичностью мне положено ворчать, что мы-то были, конечно, гораздо скромнее. Я и правда не могу вспомнить, чтобы у нас в группе вымогательство оценок было системой. Сейчас в некоторых группах это действительно становится обыденностью.

То есть народ начинает плакать, спрашивать: «А почему ей пять, а мне четыре?» Начинают говорить вещи, которые я совсем не люблю, типа: «Она списала, а ей пять, а я не списывала, а мне четыре».

Разговор переводится в какую-то малоприятную тональность, которой я всегда стараюсь избежать.

Естественно, мне свойственно иметь иллюзии, что в наши времена этого не то чтобы совсем не было, но хотя бы было не столько и не так заметно. По крайней мере, кажется, не секрет, что за последние десять лет количество красных дипломов растет.

Показатель ли это более высокого интеллектуального уровня нынешнего поколения студентов — не знаю, не берусь сказать, но преподаватели жалуются. Конечно, не в каждой группе это норма, но случаи такие довольно часты.

Пожалуй, и это добавляет к моей нелюбви к сессии красок и оттенков.

— Что нужно учудить, чтобы пойти у Вас на пересдачу?

— Во-первых, нужно сказать что-нибудь вроде того, что Иван Грозный вместе с Владимиром Святым крестили Русь в XVI веке. То есть продемонстрировать, что ты в принципе не понимаешь, о чем идет речь, не знаешь, откуда списывать, даже когда есть возможность списать.

Либо нужно поразить меня какой-нибудь вопиющей наглостью вроде «Я вообще не знаю, зачем мне это надо, и в гробу я видел Ваш предмет». Такого я тоже не люблю. Есть еще один способ, хотя, наверное, непедагогично об этом говорить…

Если человек очень хочет пятерку, а отвечает на четыре с минусом, тогда по его просьбе я могу поставить неудовлетворительную оценку и принять пересдачу.

«Автомат» — мечта студента

— Ставите ли Вы оценки «автоматом»?

— «Автоматов» я не ставлю. Почему? Из вредности, наверное. С одной стороны, я не зверствую на экзамене.

С другой стороны, я считаю, что именно за три дня перед экзаменом человек по большей части и формирует для себя окончательно цельную картину, систему и логику предмета, которые в результате и должны сохраниться в памяти.

Он забудет какие-то факты, мелочи и детали, что в какой главе байроновского «Дон-Жуана», но система у него останется в голове.

И мне кажется, что если остановиться на уровне прослушанных лекций, проработанных семинаров, но без этой последней подготовки, то это будет удар по формированию системы. Поэтому я думаю, что если человек хорошо работал, для него, как правило, во благо поработать и еще немножко и без проблем сдать экзамен. По крайней мере, на меня пока не обижались, что я не ставлю «автоматы» и мучаю всех на экзамене.

 Анна Архангельская с выпускницами. Sinergia-lib.ru

— Многие преподаватели называют «автоматом» оценку, которая ставится уже в день экзамена, после трехдневной финальной подготовки, а иногда и после вытягивания билета, но без прослушивания ответа.

— Мне кажется, что в такой ситуации хорошему студенту это может быть даже обидно. По крайней мере, я знаю хороших студентов, которые на это обижались. Как всегда в моих поступках, в моем решении не ставить «автоматы» больше ощущений, чем логики.

Может быть, со временем это изменится. Но сейчас я считаю, что экзамен должен быть сдан.

Зачеты, может быть, я бы и ставила по результатам работы в семестре, но пока мне приходилось принимать зачеты только по лекционным курсам, а ставить автоматы за посещаемость — совершенно нелепая вещь.

Кто посещал — к экзамену готов?

— Если Вы впервые видите человека на экзамене, он имеет столько же шансов на высокую оценку, сколько посещавшие лекции и семинары?

— Да конечно же! Ради Бога! Я помню, что когда я начинала работать преподавателем, я даже говорила в своих группах: «Если вам неинтересно, вы вполне можете не ходить — если считаете, что прочитаете тексты из списка, учебник, и вам этого будет достаточно, чтобы сдать экзамен. Никаких претензий формального свойства я к вам иметь не буду».

Другое дело, что в силу обстоятельств после занятия определенной административной должности (заведующей учебной частью) я поняла, что в моих устах это может быть расценено как разрешение распространить эту вольность не только на мой предмет. А это неправильно: каждый преподаватель для себя сам решает этот вопрос.

Конечно, если я человека вижу в первый раз, мне будет более интересно посмотреть, как он владеет материалом, который я пытаюсь спросить.

Если человек всё прочитал, всё понял и ориентируется — не вижу никаких оснований не поставить ему ту оценку, которой он заслуживает.

По крайней мере, сводить личные счеты — «Ах, вы на мои семинары не ходили, я вам поставлю на балл ниже» — я считаю неправильным, недостойным, да и ненужным. Мы оцениваем знания, а не то, «ходил он на меня или не ходил».

— Было сказано, что если человек ходил на лекции, работал на семинарах, то ему легко будет сдать экзамен. Но часто учебная программа семестра разительно отличается от того, что выносится на экзамен. Хорошо, если треть вопросов звучит на лекциях, и хорошо, если четверть на семинарах. Не знаю, бывает ли так на других факультетах. Это нормально?

— Первое побуждение — сказать, что это ненормально и надо стремиться основные вещи охарактеризовать хотя бы на лекциях. Конечно, нельзя успеть объять необъятное и за 16-18 лекций и семинаров охватить всё. Но основные направления должны быть даны.

С другой стороны, в связи с Болонской конвенцией всё время говорится о том, что и формат лекций, и формат занятий в группах должен быть иным. Большую часть курса студенты должны осваивать самостоятельно, приходя к преподавателю с вопросами по поводу прочитанного.

Представьте: получает человек задание, читает текст и десять книжек про текст, приходит и говорит: «Профессор, я не понял одного…» Профессор на этот вопрос отвечает и дает следующее задание.

Наверное, нельзя вместить всё в лекции и семинары, но и, с другой стороны, неправильно, чтобы в экзаменационные билеты входило исключительно и только то, что было на лекциях и семинарах.

Я прекрасно помню, как прекрасный Николай Алексеевич Федоров — чудесный Николай Алексеевич Федоров — замечательный Николай Алексеевич Федоров читал нам античную литературу. Весь семестр говорили о Греции.

А по Риму он прочитал одну или две лекции, сказав: «А дальше вы сами». В итоге мы прекрасно знали Грецию, и никто так и не выучил Рим. Поэтому первый вопрос билета отвечали прекрасно, а второй — как могли. Когда настолько велик разрыв — это неправильно, мне кажется.

С другой стороны, определенное количество текстов и проблем, полуобязательной, полудополнительной литературы должно оставаться для самостоятельной работы.

— Чего нельзя сделать за 18 семинаров, то можно за три дня?

— Но в идеале-то мы исходим из того, что у нас и 18 лекций, и 18 семинаров, и три дня. Тогда многое можно.

— Часто билеты с такими новостями — вроде незнакомых имен писателей, которые написали толстые романы, — появляются на последнем семинаре.

— Вот это неправильно. Список обязательной и дополнительной литературы должен быть дан в начале, на первой лекции. Если это историко-литературный курс — то список текстов.

Перечень вопросов тоже должен появляться как можно раньше, хотя сама я, грешным делом, обычно порождаю его во второй половине семестра.

Для себя я мотивирую это тем, что важно понять, что мы успеваем проговорить на лекциях, до самого ли конца мы дойдем, насколько дробно можно дать одни темы, насколько надо обобщить другие: как раз для того, чтобы не было разительных отличий между лекциями, семинарами и списком вопросов.

Sinergia-lib.ru 

— Часто лектор — на своей волне, практические занятия — на своей волне, а список вопросов вообще зав. кафедрой составляет. Даже списки литературы сильно отличаются по одному и тому же предмету.

— Есть проблема, связанная с тем, что почти каждый курс, будь он лекционный или практический, в университете, как правило, авторский. То есть каждый преподаватель строит его, исходя из своих приоритетов, представлений, предпочтений, своего видения литературной ситуации или, например, фонетических школ.

Например, я своим студентам в курсе древнерусской литературы даю гораздо больше работы с текстами, чем коллеги, которые предпочитают, допустим, обсуждение научной литературы — монографий и статей, или подробно рисуют на доске схему гипотезы Шахматова о происхождении «Повести временных лет», за которой я обычно отсылаю к учебнику.

Действительно, каждому что-то более интересно, а что-то менее, и на семинарах хочется обсудить то, что греет душу, что дорого.

Думаю, стремиться надо к некоему разумному компромиссу. Должны быть учтены системные вещи, без которых нельзя, нравятся они или не нравятся. И в то же время должен быть определенный простор. Ситуация облегчается тем, что обычно экзамен принимает тот же преподаватель, который вел семинары.

Это позволяет корректировать даже такие сложные случаи, когда билеты составляются заведующим кафедрой, допустим, давно уже не читающим именно этот курс.

Но я согласна, что шок, иногда возникающий у студента на последней лекции или семинаре при получении списка вопросов, который изрядно отличается от всего, что было до того, — это сильное ощущение, и лучше бы нам этого избегать. Нервные клетки же не восстанавливаются.

Беседовала Александра Сопова

Продолжение следует…

Впервые опубликовано 12 января 2009 года

Источник: //www.taday.ru/text/159098.html

Правила

Можно ли к первой претензии отправить через день дополнительную?

Частные:
Правила перевозки пассажиров и багажа перевозчика “АВТОБУС-ТУР”
Порядок реализации билетов, правила перевозки пассажиров и багажа (ООО “Украинские линии”)
Порядок реализации билетов, правила перевозки пассажиров и багажа (ООО “Эльбрус – транс”)

Общие правила:
Правила перевозки пассажиров на международных рейсах
Правила перевозки багажа
Дополнения к правилам перевозки пассажиров для билетов, приобретенных в интернете
Поездка пассажиров с ограниченными возможностями передвижения и инвалидностью
Политика конфиденциальности

Правила перевозки пассажиров на международных рейсах

1.1. Время отправления – местное время, указанное в билете как самое раннее возможное время отправления автобуса, которое может изменяться на более позднее по независящим от перевозчика причинам.

1.2. Отклонения от графика движения (опоздание) – отклонением от графика движения считается превышение запланированного на поездку времени на 10%, но не менее одного часа.

1.3. Скидка – снижение цены, предоставляемое определенным категориям пассажиров, а также в случае различных акций и особых ситуаций.

1.4. Багаж – вещи пассажира, предусмотренные для провоза в багажном отделении автобуса.

1.5. Билет – договор между Пассажиром и Перевозчиком, дающий пассажиру право на использование автобусной поездки в соответствии с данными, зарегистрированными в билете (именем, фамилией пассажира; маршрутом поездки; датой и временем).

1.6. Цена билета – стоимость перевозки Пассажира в указанное в билете место.

1.7. Поездка – движение по маршруту в одном направлении от начального до конечного пункта (включая смены автобусов/пересадки).

1.8. Доверенные представительства ECOLINES – доверенные фирмы и филиалы ECOLINES, которые представляют перевозчика в Латвии (в Риге, Лиепае и Даугавпилсе), в Литве (в Вильнюсе, Каунасе и Мариямполе), в Эстонии (в Таллинне), в России (в Санкт-Петербурге, Москве, Пскове, Калининграде), в Беларуси (в Минске). Полная контактная информация на www.ecolines.net в разделе контакты.

1.8.1. Перевозчики ECOLINES – Перевозчики, в своей деятельности использующие торговую марку ECOLINES, в Латвии- SIA” Norma-A”; в России- ООО «Амрон»; в Эстонии- OU “ Ecolines Estonia”; в Литве UAB “Transinesta” , в Польше «Ecolines Polska», в Болгарии Ecolines Bulgaria; в Беларуси «Автобус-Тур», в Украине «Украинские Линии».

1.9. Опоздание – см. Отклонение от графика движения.

1.10. Расписание – график движения, содержащий время, место и последовательность остановок на маршруте, а также дни и время осуществления перевозки.

1.11. Маршрут – установленный путь следования автобуса между определенными пунктами.

1.12. Перевозчик – организация, предприниматель, взявший на себя обязательство перевозки по заказу, договору с пассажиром или на другом правовом основании.

1.13. Пассажир – физическое лицо, использующее автотранспортное средство для поездки и перевозки багажа, а также другие предлагаемые перевозчиком услуги в соответствии с договором (билетом) или на другом правовом основании.

1.14.

Время прибытия – ориентировочное время прибытия автобуса в конкретный город, из расчета необходимого времени на прохождение соответствующего промежутка пути, при соблюдении ПБДД и принимая во внимание дорожные и другие обстоятельства. Указанное время прибытия является местным временем конкретного региона. Время прибытия может измениться по независящим от Перевозчика непредвиденным причинам.

1.15. бонусная программа- /исключен 2.10.2017/ см. Система лояльности

1.16. Действительные проездные документы – документы, позволяющие пересекать внутренние и внешние границы страны, срок годности которых не истек или не истечёт во время предполагаемой поездки. Подробнее см. п.3.2.2.

1.17. Поездка с открытой датой – оплаченное право Пассажира совершить поездку по указанному в билете маршруту в удобное время при условии, что в выбранный день есть данный маршрут и свободное место в салоне автобуса.

1.18. Ручная кладь – небольшие вещи личного пользования, не превышающие размеры 45 см х 35 см х 20 см и вес 5 кг (верхняя одежда, женская сумка, бутылка воды, зонтик, ноутбук и т.д.). Ручная кладь располагается под ногами или на багажной полке. За сохранность ручной клади во время рейса, в том числе остановок и границ, отвечает сам Пассажир. 

1.19. Пересадка – смена автобусов в рамках одной поездки.

1.20. Система лояльности- разработанная перевозчиками программа по предоставлению дополнительных выгод для пассажиров (скидок, кэшбэков, ваучеров). Подробнее в разделе Система лояльности.

1.21. Мобильное приложение ECOLINES – разработанное программное обеспечение для приобретения билетов ECOLINES на мобильных телефонах и планшетах.

2.1. Настоящие правила определяют права, обязанности и ответственность Пассажира и Перевозчика и распространяются на проезд в автобусах ECOLINES.

Для билетов, купленных по акциям, возможны специальные правила, о которых Пассажира информируют отдельно, и которые указываются в билете, купленном по акции.

Если в специальных правилах определен другой порядок, в таком случае необходимо применять эти уточняющие правила.

2.2. В случае внесения в правила перевозки Пассажиров каких-либо изменений, для билетов, купленных ранее, в силе остаются правила, действовавшие на момент приобретения билета.

2.3. Выдержка из правил, размещенная на обложке билета, носит только информационный характер. При возникновении спорных ситуаций по вопросам применения настоящих правил между Пассажиром и Перевозчиком, следует придерживаться полного текста указанных правил.

2.4. В случае если какой-либо пункт настоящих правил противоречит действующим законодательствам и правовым актам, то относительно данного пункта действуют правила, предусмотренные в нормативных актах, однако другие пункты правил остаются действительными.

2.5. Действия правил перевозки пассажиров ECOLINES и багажа распространяются на все билеты, приобретенные через мобильное приложение ECOLINES.

3.1. Пассажир обязан сохранять билет до окончания поездки и предъявлять его по требованию службы контроля.

3.2. Пассажир должен явиться к месту отправления автобуса, указанному в билете, заблаговременно, но не позднее, чем за 10 минут до указанного в билете времени отправления автобуса.

3.2.1. На посадке Пассажир обязан предъявить действительные проездные документы. (Подробнее о действительных проездных документах см. п. 3.2.2).

Пассажир предупрежден о том, что при отказе предъявить документы или при отсутствии какого-либо из документов, перевозчик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор с Пассажиром.

Перевозчик имеет право также отказать в поездке, если у экипажа автобуса есть подозрения, что проездные документы могут вызвать у Пассажира проблемы с пограничными службами и задержку во время прохождения границ..

3.2.2. Действительные проездные документы – документы, позволяющие Пассажиру пересекать внутренние и внешние границы страны, срок годности которых не истек или не истечёт во время предполагаемой поездки. Документами являются:

  • Паспорт или ID карта гражданина страны ЕС для въезда и/или проезда по территории стран ЕС, стран Шенгена или др. стран, если внутреннее законодательство страны не предусматривает наличие у пассажира других проездных документов.
  • Паспорт и виза, вклеенная в данный паспорт – для въезда и/или проезда по территории страны, на которую распространяется установленный законодательством страны визовый режим; миграционная карта.
  • Детский паспорт, проездной документ ребенка и виза, вклеенная в данный паспорт, – для въезда и/или проезда, пребывания на территории страны, на которую распространяется визовый режим, установленный законодательством страны.
  • Для проезда с детьми возможно наличие дополнительных проездных документов, а именно свидетельства о рождении, нотариально заверенной доверенности от родителей, свидетельства о разводе, решение суда и т.д. Перечень данных документов зависит от законодательства страны, из которой или в которую въезжает ребенок.
  • Дипломатический паспорт, служебный паспорт и виза, в случае, если это предусмотрено законодательством страны следования либо транзитных стран.
  • Свидетельство на возвращение (оформляется консульским учреждением)

3.3. В случае неявки пассажира в пункт отправления согласно информации в билете, поездка в одном направлении, включая пересадки/смены автобуса, аннулируется, деньги за аннулированную поездку не возвращаются.

3.4.1. Время прибытия и время отправления для всех остановок, которые не являются конечными пунктами, можно уточнить в представительствах ECOLINES, или послав SMS, следуя инструкции на билете.

3.4.2. Автобус делает остановки по маршруту согласно расписанию, учитывая обстоятельства непреодолимой силы (см. п.7.8.1). Продолжительность остановок объявляется водителем или стюардессой. По истечении этого времени автобус уезжает, а опоздавший Пассажир продолжает маршрут самостоятельно без компенсации проезда.

3.5. Бесплатно разрешается перевозить три единицы багажа, вес каждой единицы не превышает 30 кг, и ручную кладь, которая должна находиться в салоне автобуса у пассажира. Подробнная информация  в Правилах перевозки багажа.

3.6.1. Дополнительный багаж принимается к перевозке только при наличии свободного места в багажном отделении автобуса и за отдельную плату. Свободное место в багажном отделении определяет водитель на посадке, принимая во внимание общее количество Пассажиров в автобусе, распределение по городам и другие факторы.

3.6.2. Перевозчик имеет право отказать Пассажиру в провозе дополнительного багажа.

Если в этом случае Пассажир принимает решение отказаться от поездки, стюардесса делает отметку на билете, и Пассажир с таким билетом имеет право, доплатив 10% от стоимости билета, перенести дату поездки. Данная услуга возможна только в доверенных представительствах ECOLINES.

Такие билеты нельзя сдать и получить компенсацию. Более подробная информация о перевозке багажа и о тарифах доступна в представительствах ECOLINES, в автобусах или на сайте www.ecolines.net.

3.7.1. Перевозчик несет ответственность только за наличие единицы багажа, который принял для перевозки, т.е. пассажиру был выдан документ (багажная наклейка), подтверждающий прием багажа.

В том случае, если багаж утерян полностью или частично, ему был нанесен ущерб, Перевозчик несет ответственность только за восстановительную стоимость, за вычетом амортизации, в размере такой суммы ущерба, которая указана в документах и/или с помощью других правомочных методов доказательств.

3.7.2. Перевозчик не берет на себя ответственность за нанесение какого-либо ущерба вещам, которые не допускаются к перевозке в багажном отделении автобуса согласно п. 3.9.2, а также за бьющиеся, быстропортящиеся, неправильно упакованные, ценные (деньги, документы, электронные и технические средства и т.д.) предметы.

3.7.3. Перевозчик рекомендует вещи, имеющие особую ценность, застраховать.

Перевозчик не берет на себя ответственность за незначительную или поверхностную порчу зарегистрированного багажа, в частности за сломанные колеса и ручки, утерянные обвязочные ремни и мелкие повреждения, такие как порезы, царапины, заломы или пятна, которые появились в ходе обычной амортизации и использования во время поездки. За сохранность ручной клади отвечает сам пассажир.

3.8.

Если Пассажир является на посадку в грязной одежде, в нетрезвом состоянии (включая последствия употребления алкогольных напитков/ наркотических средств) или другим образом угрожающем или ограничивающем безопасность, здоровье или комфорт других Пассажиров и/или экипажа, ведет себя неадекватно, агрессивно, подозрительно или не имеет при себе документов, необходимых для пересечения границы, перевозчик имеет право в одностороннем порядке расторгнуть договор на осуществление перевозки. В таком случае Пассажир не допускается к поездке. Стюардесса, водитель или другой представитель перевозчика делает отметку о причине расторжения договора на билете, и пассажир с таким билетом, в случае претензии, обращается в представительство ECOLINES для рассмотрения конкретного случая.

3.9. Во время рейса пассажирам запрещено:

3.9.1. Перевозить животных и птиц,

3.9.2. Перевозить вещества и предметы, опасные для жизни и здоровья человека, а также вещества и предметы, которые могут нанести вред имуществу других Пассажиров.

3.9.3. Распивать алкогольные напитки.

3.9.4. Курить в салоне и в туалете автобуса.

3.9.5. Своим поведением мешать работе экипажа или создавать неудобства другим Пассажирам.

3.9.6. Класть ноги на сидения или загораживать проход в автобусе.

3.9.7. Лежать на сиденьях или на полу автобуса.

3.9.8. В целях безопасности самого Пассажира, а также во избежание причинения ущерба другим пассажирам и транспортному средству запрещается во время движения автобуса передвигаться по салону автобуса и стоять в проходах.

3.10.1 Если у Пассажира во время поездки возникают проблемы с государственными инстанциями, а также, если пассажир нарушает правила перевозки, экипаж автобуса имеет право самостоятельно высадить данного Пассажира из автобуса или обратиться в правоохранительные органы и действовать в соответствии с их указаниями. В таких случаях стоимость поездки не возвращается.

3.10.2. Пассажир обязан возместить Перевозчику убытки, возникшие по причине прибытия Пассажира на границу страны следования (страны транзита) на транспортном средстве перевозчика, следующего по маршруту, без документа (паспорт и/или виза, иной документ), дающего право на въезд в страну следования (страну транзита).

3.10.3. Пассажир должен бережно обращаться с оборудованием автобуса, не допускать его порчи. Пассажир несет материальную ответственность за ущерб, причинённый транспортному средству, и обязан возместить его Перевозчику.

3.11. Особые правила:

3.11.1. Пассажиры с номерами мест от 1 до 4 должны быть пристегнуты, если в автобусе предусмотрены ремни безопасности.

3.11.2. Места с номерами от 1 до 4 не могут занимать Пассажиры младше 14 лет.

3.11.3. Дети до 12 лет допускаются к поездке только в сопровождении совершеннолетнего лица.

3.11.4 // исключен с 15.05.2018

3.11.5. При приобретении для одного Пассажира нескольких мест, каждое дополнительное место необходимо оплачивать по тарифу “Pers >60, disabled, additional seat”, другие скидки не применяются.

Источник: //ecolines.net/ru/ru/info/pravila

Алгоритм взыскания неустойки по ДДУ с застройщика

Можно ли к первой претензии отправить через день дополнительную?

Права дольщиков по ДДУ

▶ Договор участия в долевом строительстве (ДДУ)

▶ Общий алгоритм взыскания неустойки по ДДУ

▶ Формула расчёта суммы неустойки по ДДУ

▶ Пример расчёта суммы неустойки по ДДУ

▶ Убытки при просрочке передачи по ДДУ

▶ Что делать, если был заключен договор уступки прав по ДДУ?

Досудебный порядок

▶ Как написать претензию застройщику о выплате неустойки?

▶ Как правильно отправить застройщику претензию о неустойке?

▶ Как не нужно отправлять претензию о неустойке по ДДУ?

Подготовка к суду

▶ Когда лучше арбитраж, а когда общая юрисдикция?

▶ Какой суд общей юрисдикции выбрать для обращения с иском?

▶ Штраф 50 % от неустойки

▶ Когда можно рассчитывать на положительный исход дела?

▶ Документы для иска о взыскании неустойки по ДДУ

Судебное разбирательство и исполнение решения

▶ Судебные заседания по делу

▶ Как получить решение суда?

▶ Самый быстрый способ исполнения судебного решения

Предприниматели, занимающиеся созданием объектов недвижимости (застройщики), часто осуществляют свою деятельность, используя заемные средства. По этой причине, если курс валюты растет или возникают финансовые проблемы, обусловленные другими факторами, строительство затягивается или вовсе останавливается.

Российские законы однозначно говорят о том, что если застройщик не передал дольщику квартиру в срок, указанный в Договоре долевого участия, то такое пренебрежение своими обязательствами даёт право дольщику на взыскание неустойки.

Договор участия в долевом строительстве (ДДУ)

Договор долевого участия в строительстве – выгодный и удобный инструмент приобретения жилья. В настоящий период времени достаточно часто в своей жизни можно встретиться с понятием «ДДУ» или «договор долевого участия». Безусловно, это связано со стремительно развивающимся рынком недвижимости, ввиду чего у человека возникает ряд вопросов относительно данного понятия.

Долевое строительство регулирует Федеральный закон от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Именно данный нормативно-правовой акт определяет важные нормы закона относительно ДДУ.

Как показывает практика, строительные организации зачастую стремятся обойти этот законодательный акт.

Они создают кооперативы, не заключая с клиентами договоров долевого участия, или предлагают подписывать договор предварительно, не регистрируя его в Росреестре.

В случае если застройщик пользуется подобной тактикой, осуществить взыскание неустойки (пени) по договору долевого участия (ДДУ) может быть не так легко. Если же договор подписан и зарегистрирован в Росреестре, процесс упрощается.

Как же получить неустойку с застройщика? Если правильно выполнить все действия, взыскать неустойку по договору ДДУ вполне реально.

Общий алгоритм взыскания неустойки по ДДУ

Направление застройщику претензии

Выбор схемы работы

(арбитраж или общая юрисдикция)

Направление застройщику претензии

Выбор схемы работы

(арбитраж или общая юрисдикция)

Анализируя взыскание неустойки, следует, во-первых, выделить досудебный порядок. Грамотно составленная претензия – залог Вашего успеха, показывает практика.

Составляя претензию, ссылаемся на статью 6 214-ФЗ, указываем требуемую по закону сумму неустойки и статью 310 Гражданского кодекса РФ, а также срок ввода строения в эксплуатацию, имеющийся в вашем договоре. Претензию передавать лично в руки, под роспись нет смысла.

Её необходимо направить на юридический адрес и адрес из договора, если он отличается от юридического (хотя бы даже одной буквой или цифрой).

Во-вторых, судебный порядок (так, необходимы, например, следующие документы: копия ДДУ, копии платежных документов (подтверждающие выплату в соответствии с рассматриваемым договором), документы, которые могут подтвердить дополнительные расходы; в случае заключения договора переуступки – его копия; документ, подтверждающий передачу претензионной жалобы). В случае истечения периода и невыполнения застройщиком своих обязательств (то есть в добровольном порядке выплатить пени по рассматриваемого договору) накладывается штраф (плюс 50% к взысканным суммам).

Формула расчёта суммы неустойки по ДДУ

Несмотря на достаточно полную теоретическую базу в рамках данного вопроса, не всегда всё так очевидно.  Подробнее мы разбирали эти вопросы в статьях про расчёт периода просрочки сдачи квартиры и расчёт неустойки за просрочку сдачи квартиры. В данном разделе мы расскажем про расчёт суммы неустойки по ДДУ более кратко.

Размер пени по ДДУ, которую нерадивый исполнитель обязан выплатить гражданам – участникам долевого строительства, рассчитывается по такой формуле:

1/150 Х СР Х КДП Х ЦД, где

СР – ставка рефинансирования Банка России,

КДП – количество дней просрочки,

ЦД – цена договора.

С 1 января 2016 года ставкарефинансирования в расчётах – то же самое, что и ключевая ставка, которая на момент написания статьи равна 7 %. Если застройщик прописывает в договоре иное, с ним можно судиться.

Поскольку цены на недвижимость исчисляются миллионами рублей, то и сумма неустойки получается весьма внушительной. Так, если квартира стоит 3 миллиона рублей, то возмещение составит 1800 рублей за каждый день просрочки. 

Произвести правильные расчеты неустойки по ДДУ порой не помогает даже калькулятор. Далее рассмотрим более подробный расчет пени за просрочку. 

Пример расчёта суммы неустойки по ДДУ

Расчеты регламентируются 214-ФЗ. Важна их правильность, т.к. застройщик часто не отрицает факт нарушения сроков, но хочет уменьшить штраф.

Допустим, в городе «A» РФ есть застройщик «B». В соответствии с условиями договора «B» необходимо получить разрешение на ввод объекта «C» в эксплуатацию во втором квартале 2019 года. «C» передается в рамках акта приема-передачи в течение 2 месяцев, то есть крайний день передачи «C» в эксплуатацию – 31.08.2019:

Источник: //xn----8sbgfumfxnk8g9a.xn--p1ai/vzyskanie-neustoiki-po-ddu-s-zastrojshchika

Некоторые практические вопросы отправки претензий

Можно ли к первой претензии отправить через день дополнительную?
Направление претензии стороне договора, не желающей исполнять свои обязательства, – важная стадия досудебного разрешения спора, которую нередко недооценивают. Однако с учетом явных плюсов, которые можно извлечь из результатов ее проведения, этой стадией разрешения спора лучше не пренебрегать.

И если в крупных компаниях претензионной работой нередко занимается специальный отдел, то индивидуальному предпринимателю не всегда бывает просто разобраться во всех нюансах.

В данной статье мы не будем останавливаться на содержании претензии1, а отметим некоторые положительные эффекты от осуществления претензионной работы,рассмотрим ряд практических вопросов, которые могут возникнуть у предпринимателей при отправке претензии, а также расскажем о том, какие подводные камни их могут ожидать и как их избежать.

Порядок досудебного урегулирования споров может быть предусмотрен как непосредственно законом2, так и гражданско-правовым договором. Если такой порядок установлен, то согласно п. 5 ст. 4 АПК РФ спор передается на разрешение арбитражного суда только после соблюдения данного порядка. Таким образом, в этих случаях соблюдение претензионного порядка является обязательным. Однако на практике могут возникнуть и иные задачи, оказать помощь в решении которых может именно претензионная работа.

Так, при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательства у стороны, чьи интересы нарушены, в большинстве случаев возникает необходимость в решении следующих задач:

  • стимулировать контрагента исполнить нарушенное обязательство (как правило, именно на это надеются многие предприниматели, направляя претензию),
  • продемонстрировать серьезность своих намерений по отношению к стороне, нарушившей обязательство (что бывает полезно, если контрагентов много и не все из них исполняют свои обязательства надлежащим образом),
  • зафиксировать просрочку контрагента (далее об этом будет сказано более подробно),
  • выяснить позицию контрагента по имеющемуся спорному вопросу (что может быть очень кстати, если дело дойдет до суда, а такое развитие событий никогда нельзя исключать и лучше «подложить соломки» заранее).

На сегодняшний день используются различные способы воздействия на недобросовестного конкурента, и некоторые из них выходят за рамки правового поля. При этом правильное осуществление претензионной работы поможет решить задачи из приведенного выше перечня достаточно эффективно и не нарушая закон.

В какой форме направлять претензию?

Один из важных вопросов при подготовке претензии – в какой форме ее направлять. Лучший вариант – письменная форма.

Письменная форма претензии подтвердит серьезность ваших намерений и может стать дополнительным стимулом для исполнения контрагентом своих договорных обязательств.

Она предполагается при установлении претензионного порядка рассмотрения споров (в большинстве случаев) и рекомендуется в ситуациях, когда необходимо зафиксировать просрочку контрагента.

Так, если в договоре не был определен срок для исполнения обязательства, то в соответствии со ст.

314 ГК РФ обязательство, не исполненное в разумный срок, должник обязан исполнить в семидневный срок со дня предъявления кредитором требования о его исполнении (если обязанность исполнения в другой срок не вытекает из закона, иных правовых актов, условий обязательства, обычаев делового оборота или существа обязательства). Наиболее надежной формой такого требования является именно письменная форма. Этой точки зрения придерживаются и ведущие специалисты в области гражданского права3. Примером такого требования как раз может быть претензия. Для чего подобная фиксация необходима? Фиксация просрочки исполнения обязательства контрагентом имеет значение для определения момента, с которого начисляются пени.

Обратите внимание: определенное исключение установлено для договоров поставки.

Так, в отношении договора поставки действует специальное правило: если соглашением сторон порядок и форма расчетов в договоре поставки не определены, расчеты должны осуществляться платежными поручениями (п. 1 ст. 516 ГК). При этом в п. 16 постановления Пленума ВАС от 22.12.

1997 г.

№ 18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки» разъясняется, что при расчетах за товар платежными поручениями покупатель должен оплатить товар непосредственно после получения товара, и просрочка с его стороны наступает по истечении предусмотренного срока на осуществление банковского перевода, исчисляемого со дня, следующего за днем получения товара покупателем (получателем).

При этом предельный срок для проведения расчетных операций не должен превышать двух операционных дней в пределах одного субъекта РФ и пяти операционных дней в пределах РФ4. Следовательно, просрочка должника по договору поставки наступает по истечении указанных сроков.

Еще один явный плюс письменной претензии – возможность получения ответа контрагента в той же форме (например, указав в претензии срок для ответа, и то, что ответ должен быть дан также в письменной форме).

Принцип отправки или принцип доставки?

Допустим, подготовлена письменная аргументированная претензия. Достаточно ли только отправить претензию или необходимо подтверждение о ее получении контрагентом?

Хотя в нашем законодательстве «принцип доставки» претензии напрямую не закреплен, на практике именно ему желательно отдать предпочтение. Иными словами, важно иметь подтверждение того, что контрагент претензию получил.

Например, это имеет значение при соблюдении претензионного порядка рассмотрения споров, когда установлен срок для ответа на претензию. Недобросовестный контрагент может утверждать, что претензию он не получал, и настаивать на том, что обязательный претензионный порядок не был соблюден.

В этом случае шансы на то, что суд примет исковое заявление и долг удастся вернуть, очень шаткие.

Подтверждение факта получения претензии контрагентом необходимо и когда одной из целей претензионной работы является фиксация просрочки должника. В данной ситуации юридические последствия возникают не с момента предъявления требования кредитором, а с момента его получения должником.

Для того чтобы избавить себя от данной части проблем в договоре, заключаемом с контрагентом, это можно четко прописать, например, предусмотрев, что все уведомления, требования, запросы и иные письменные обращения считаются сделанными с момента получения стороной, которой они адресованы.

Какой способ отправки претензии предпочтителен?

Иногда претензию отправляют факсом, электронной почтой, курьерской службой. Но все эти способы крайне ненадежны и не смогут обеспечить весомые доказательства получения претензии контрагентом. С этой точки зрения можно отметить два наиболее надежных способа доставки: а) собственным курьером (обратите внимание – не курьерской службой), б) почтой.

Вариант с курьером предпочтителен, если контрагенты находятся в одном населенном пункте. В этом случае необходимо, чтобы представитель контрагента на втором экземпляре претензии поставил отметку о ее получении.

Однако недобросовестный контрагент впоследствии может утверждать, что человек, чья подпись стоит на втором экземпляре претензии, не имеет к нему никакого отношения.

Как защититься? Поскольку курьер не может знать лично всех работников контрагента, для него желательно подготовить список должностных лиц, которым можно отдать претензию (например, по убыванию должностей, начиная с генерального директора).

А также отдельно отметить тех лиц, которым претензию нельзя вручать ни в коем случае (например, представителям охранного предприятия, которые охраняют вход в здание и по сути никакого отношения к организации контрагента не имеют).

Курьера следует проинструктировать и о том, что должна включать «отметка» на вашем экземпляре претензии, а именно: дату, должность того, кто получил претензию, его Ф.И.О. и желательно печать.

Допустим, несмотря на все предпринятые меры предосторожности, контрагент и в суде будет продолжать придерживаться своей позиции (т.е. настаивать на том, что человек, поставивший свою подпись на втором экземпляре претензии, у него не работал). В такой ситуации можно ходатайствовать о направлении запроса в налоговую инспекцию и ПФР.

Если контрагент живет в другом населенном пункте или нет возможности отправить претензию с курьером – прямой путь на почту.

При отправлении по почте лучший вариант – отправление заказным письмом с описью вложения и с уведомлением о вручении.

В этом случае вторая сторона будет лишена возможности ссылаться на то, что в конверте оказались белые листы (как ни абсурдно это звучит, но на практике бывает и такое).

Отправляя претензию почтой, предприниматель может столкнуться с тем, что его контрагент не находится по адресу доставки (либо существует реальная возможность такой ситуации). В этом случае можно рекомендовать отправить копии претензии по всем известным адресам контрагента: юридическому адресу, адресу, указанному в договоре, на бланках, на сайте в Интернете и др.

Еще одно слабое место, которым может воспользоваться недобросовестная сторона договора, – заявить, что на уведомлении о вручении нет подписи уполномоченного лица о получении. Но и в этом случае можно защитить свои интересы.

Так, в постановлении ФАС Центрального округа от 23.05.2005 г. по делу № А08-12474/04-22 отмечается, что доводы об отсутствии подписи в уведомлении о вручении почтового отправления не могут быть приняты судом во внимание.

Правилами оказания услуг почтовой связи при получении почтового отправления не предусмотрено обязательной подписи получающего лица в уведомлении о вручении почтового отправления. Кроме того, сам бланк уведомления о вручении почтового отправления не предусматривает эту подпись.

В уведомлениях о вручении почтового отправления указывается лишь фамилия лица, получившего почтовое отправление, а факт получения корреспонденции удостоверяется соответствующей подписью ответственного работника отделения связи.

Какие плюсы можно извлечь из ответа контрагента?

Прежде всего из ответа контрагента станет ясна его позиция по данному проблемному вопросу. Кроме того, из ответа можно извлечь еще несколько положительных моментов.

Во-первых, ответ контрагента может подтвердить тот факт, что он признает договор. Это будет определенной страховкой в том случае, если впоследствии недобросовестная сторона договора решит отказаться от исполнения обязательства, указав, что договор был подписан неуполномоченным лицом (например, генеральным директором, уже сложившим свои полномочия).

Последствия заключения сделки неуполномоченным лицом предусматривает ст.

183 ГК РФ, согласно которой при отсутствии или превышении полномочий действовать от имени другого лица сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку (в случае с генеральным директором сделка будет считаться заключенной с ним лично, а не с юридическим лицом). Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.

Ответ контрагента по существу полученной претензии может быть рассмотрен именно как одобрение сделки, что лишит его возможности ссылаться на ст. 183 ГК РФ (даже при наличии оснований). На это прямо указано в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 23.10.2000 г. № 57 «О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации».

Как быть, если и ответ на претензию подписан неуполномоченным лицом?

В Информационном письме Президиума ВАС РФ № 57 отмечается, что действия работников контрагента исходя из конкретных обстоятельств дела могут свидетельствовать об одобрении при условии, что эти действия входили в круг их служебных (трудовых) обязанностей или основывались на доверенности либо полномочие работников на совершение таких действий явствовало из обстановки, в которой они действовали.

Во-вторых, признание контрагентом своего долга влечет прерывание срока исковой давности. По общему правилу срок исковой давности составляет три года. Согласно ст.

203 ГК РФ течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.

Перерыв исковой давности означает, что после перерыва срок исковой давности начинает течь с самого начала и время, истекшее до перерыва, в новый срок не засчитывается.

Источник: //www.delo-press.ru/articles.php?n=7249

Криминальный мир
Добавить комментарий