Может ли учитель подать заявку на ученика?

На связи с родителями: 11 современных способов связи с родителями учеников

Может ли учитель подать заявку на ученика?

Школьный дневник считается основным документом ученика. Дневник является объектом внутришкольного контроля, поэтому все записи в нем носят официальный характер. Учитель может записывать в дневник:

  • информацию об участии ребенка в общешкольных мероприятиях;
  • замечания относительно поведения или старательности ученика;
  • благодарности;
  • поздравления с праздниками или победой ребенка на олимпиаде или в конкурсе;
  • объявления;
  • приглашения;
  • рекомендации;
  • предупреждения;
  • извещения о предстоящей совместной деятельности;

Первым «плюсом» такого способа общения является то, что родители обязаны регулярно просматривать страницы дневника и знакомиться со всей  представленной информацией. Родители ставят свою подпись в дневнике в подтверждение с ознакомлением с информацией.

Учитель может попросить родителей подписывать все важные сообщения. Таким образом, он получит свидетельство того, что мама и папа в курсе главных школьных событий. Это является важным преимуществом использования дневника для связи с родителями — официальное  доказательство того, что известие доставлено адресату. Тем более, записи сохраняются в течение всего учебного года.

К недостаткам такого способа общения относится:

  • Отсутствие оперативности — ребенок может забыть показать дневник родителям или оставит его дома. Также родители не всегда сразу же обращают внимание на записи в дневнике.
  • Большие временные затраты — в основном все сообщения учитель пишет вручную, что может занять около получаса. Иногда, если информация носит общий характер, сообщение можно распечатать и вклеить на страницы дневника, однако это тоже займет некоторое время.
  • Отсутствие конфиденциальности — дневник не является сугубо личной вещью и его содержимое может прочесть зауч, директор, учитель-предметник, другие ученики и т.д. Поэтому посредством дневника нельзя передавать информацию, носящую индивидуальный характер. 

В электронных журналах есть возможность оставлять личные сообщения родителям, комментировать оценки. Отдельные системы информируют родителей о таких активностях на смс.

Родительское собрание

Для проведения «живого» общения с родителями лучшей формой является родительское собрание. Это серьезное мероприятие, на котором обсуждаются все важные вопросы жизни класса или школы. 

 Его достоинствами являются:

  • непосредственное участие родителей в школьных делах; 
  • сплочение родительского коллектива;
  • организация многостороннего обмена мнениями относительно заявленных проблем;
  • проведение дискуссии для принятия общего решения;
  • возможность пригласить различных специалистов для выступления на собрании;
  • использование  всевозможных форм общения (коллективные, групповые, индивидуальные);
  • ход собрания и все итоговые решения протоколируются;
  • передается информация разного характера. 

К недостаткам относится:

  • необходимость длительной и серьезной подготовки к проведению собрания;
  • возможность появления конфликтных ситуаций вследствие расхождения мнений родителей;
  • недостаточная частота проведения — собрание организуется примерно один-два раза в месяц, поэтому для решения оперативных вопросов данный способ связи не подходит;
  • необязательность посещения — некоторые родители ввиду личных обстоятельств могут не прийти на собрание.

Информационный стенд

Информационный стенд является традиционным способом трансляции сообщений родителям. Обычно на нем размещают методические бюллетени с материалами рекомендательного характера. Такая форма связи носит формальный характер и имеет всего лишь пару положительных сторон:

  • можно передать большой объем информации;
  • родители имеют достаточный запас времени для ознакомления с информацией.

Школьный сайт

Еще одним официальным способом поддерживания связи с родителями является передача информации путем размещения ее на страницах сайта школы. В наше время практически каждое образовательное учреждение имеет свою веб-страницу. К преимуществам этого средства общения относятся такие моменты:

  • через сайт можно передавать не только текстовые сообщения, но и фото-, видеоматериалы;
  • для размещения записи не требуется много времени.

Вместе с тем, есть и некоторые недостатки:

  • обычно на сайтах размещается информация общешкольного значения;
  • учитель не всегда имеет доступ к администрированию сайта;
  • не все родители регулярно и в обязательном порядке просматривают содержимое веб-страницы;
  • информация сайта находится в свободном доступе для каждого, поэтому возможность личного общения отсутствует.

Организация сообщества в соцсетях

Для организации классного сообщества в соцсетях (на базе «», «В контакте» и т.д.

) необходимо создать группу с ограниченным доступом и предложить всем родителям зарегистрироваться в данном сообществе и подать заявку на вступление в группу.

Подобное сообщество можно создать и на основе файловых хостингов, предназначенных для хранения данных типа Google.Диск, однако оно будет обладать более ограниченными возможностями относительно оперативности общения.

Это многосторонний способ связи, поскольку родители не только смогут видеть сообщения, размещаемые учителем, но и комментировать их, делиться мнением друг с другом. К его положительным сторонам также относится:

  • размещаемые сообщения доступны для просмотра всем участникам группы;
  • можно вести дискуссию;
  • ознакомиться с информацией, как и написать свое мнение можно в любое удобное время суток;
  • можно выкладывать видео и фото;
  • высокая скорость доставки информации. 

Недостатками можно считать такие моменты:

  • необходимость постоянно мониторить записи в группе;
  • неофициальный статус такого общения;
  • отсутствие подтверждения того, что все родители своевременно ознакомились с сообщением;
  • невозможность обсуждать в группе информацию личного характера, однако это можно сделать путем отправки личного сообщения.

Мобильные приложения

Схожими характеристиками обладают сообщества, созданные посредством мобильных приложений типа Viber, WhatsApp и т.п. Для организации такой связи с родителями необходимо предложить им установить на своих смартфонах соответствующее программное обеспечение и зарегистрировать их в группе.

Главные достоинства:

  • данный способ предоставляет максимальную оперативность по обмену информацией;
  • с помощью таких приложений можно организовать как коллективную, так и индивидуальную рассылку сообщений;
  • высокая мобильность — используя фотокамеру телефона, можно делать фото или видео и сразу же выкладывать его в группе.    

Недостатком можно считать относительно высокую цену смартфонов вследствие чего не все родители могут позволить себе иметь подобный телефон. К тому же он должен иметь доступ к сети Интернет. 

Связь посредством телефона

Можно поддерживать связь с родителями с помощью обычного телефона посредством личного звонка. Как правило, классный руководитель имеет список номеров родителей каждого ученика и в любой момент может связаться с ними. Однако такой способ подходит только для решения самых срочных вопросов или обсуждения очень личной информации. К недостаткам можно отнести такие моменты:

  • звонок может оказаться несвоевременным, если абонент будет занят на работе или другими срочными делами — в таком случае информация может быть воспринята неадекватно;
  • индивидуальных характер связи — обзванивать придется каждого по отдельности;
  • отсутствие возможности коллективного общения;
  • денежные затраты.

С помощью мобильного телефона можно также организовать смс-рассылку сообщений, поскольку такая функция есть в каждом телефоне. При этом способе доступна только двусторонняя связь. Также к недостаткам такого способа связи следует отнести очень ограниченный объем передаваемой информации.

Электронная рассылка

Есть возможность организовать рассылку сообщений с помощью электронной почты. Для этого родителям необходимо обзавестись личными почтовыми ящиками в любой электронной почтовой системе.

Классному руководителю достаточно один раз ввести в строку рассылки адреса всех родителей и в дальнейшем письма будут отправляться одновременно на все ящики. При этом объем информации, которую можно пересылать, очень большой.

Одним из самых значимых недостатков является отсутствие коллективной площадки для общения.

Источник: https://pedsovet.su/klass/6362_sposoby_svyazi_s_roditelyami

Права и обязанности учителей в школе по закону

Может ли учитель подать заявку на ученика?

Родители учащегося часто задаются вопросом касаемо взаимоотношений между учителем и его учениками. В Российской Федерации педагогический сегмент действует на основании профессионального устава, который имеет федеральное значение. Поэтому работники сферы образования — учителя осуществляют свою деятельность в соответствии с его положениями.

Какие права и формальные обязанности имеются у преподавателей школы, будет рассказано далее.

Какие права имеет учитель в школе в 2018 году

В любой учебной организации должная программа образования предполагает в отношении преподавателей школы следующие преференции:

  • получать соразмерное денежное вознаграждения, согласно имеющейся квалификации;
  • иметь все элементарные условия для оказания образовательных услуг;
  • рассчитывать на помощь в организации учебного процесса со стороны руководителя школы;
  • пользоваться всеми социальными и материальными гарантиями, рассчитанными законом для бюджетной категории;
  • получать положенный отпуск в соответствии с графиком деятельности.

Имеет ли учитель право выгонять с урока ученика?

Такого права в отношении учителя нигде не закреплено. Если ученик систематически нарушает дисциплину, либо своими действиями мешает проведению учебного процесса, то преподаватель школы в этих случаях не сможет выгнать его из класса. Это является нарушением формальной должностной инструкции, что может послужить применением санкций в отношении специалиста.

Вместо того чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются.

О комендантском часе в СПБ для несовершеннолетних читайте по ссылке:

Есть ли право у учителя забрать телефон у ученика?

Отношения формально должны строиться на основе профессиональной преподавательской этики. Преподаватель школы, особенно в начальных классах, должен понимать, что работать ему придется в не самых легких условиях.

Но несмотря на это, применять самостоятельные меры воздействия по отношению у обучающимся нельзя. Это прописано в диспозициях методических рекомендаций за номером 351-ФЗ (МО ноябрь 2016 года).

Поэтому забирать телефон, даже на время урока — нельзя.

Скачать ФЗ № 351

В этом отношении родители задаются вопросом относительно того,имеет ли право учитель забирать телефон у ученика статья за это действие предусматривает ответственность? В первую очередь, такой статьи нет. Во-вторых, учитель должен обратиться к руководству школы с описанием сложившейся проблемы.

Законно ли повышение голоса на учеников?

Также родители интересуются, имеет ли право учитель повышать голос на ученика? В отличии от остальных оснований, здесь не следует относится к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением.

Повышение голоса, как такового, вовсе может и не быть, потому что у человека от природы голос может быть высоким.

Инструкции по охране труда в школе можно изучить и скачать бесплатно по ссылке:

Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику?

Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем:

  • нельзя делать никаких оскорбительных замечаний;
  • оказывать физическое воздействие;
  • ставить в угол;
  • выгонять из классного кабинета;
  • забирать (даже на время урока) личные вещи — телефоны, игрушки, плееры, и другие приспособления;
  • кричать с отходом от учебного процесса;
  • проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса.
  • Эти действия специалист делать не имеет права в любой школе РФ.

Ответственность за оскорбление ученика

Такая ответственность может заключаться в разовом дисциплинарном взыскании. Если указанные нарушения являются уже систематическими, то закон в этом случае предполагает ответственность в виде прямого отчисления из штата школы.

Поэтому вопрос относительно того, имеет ли учитель право оскорблять ученика при всем классе, сам по себе является неуместным. Ни наедине, ни при всем классе прямые оскорбления в адрес учащегося не допускаются.

Обязанности учителя в школе по новому закону об образовании

Последние изменения профильный закон (351-ФЗ) претерпел в ноябре 2016-го года.

В соответствии с ними, преподаватели в рамках своей формальной деятельности несут следующие условные обязанности:

  • работать в целях передачи знаний в рамках своей квалификации;
  • оценивать старания, усердие, иные качества обучающихся только по объективным критериям;
  • не использовать никакие субъективные схемы оценки знаний;
  • при нарушениях не предпринимать самостоятельных действий;
  • выходящих за обозначенные должностной инструкцией рамки, а немедленно связаться с руководством условной школы.

Популярные вопросы по данной статье Какие права у учителя в школе? В любой учебной организации преподаватель обладает следующими правами: получать денежное вознаграждение, иметь условия для оказания образовательных услуг, рассчитывать на помощь со стороны руководителя школы, пользоваться социальными и материальными гарантиями, получать положенный отпуск. Имеет ли учитель право выгнать ученика с урока? Вместо того, чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются. Позволяется ли учителю отобрать телефон у ученика? Применять самостоятельные меры воздействия по отношению к обучающимся нельзя. Это прописано в 351-ФЗ. Поэтому забирать телефон, даже на время урока – нельзя. Лучше обсудить неприемлемое поведение ученика с руководством школы и вызвать родителей в школу для решения проблемы. Имеет ли право учитель повышать голос на ученика? Не следует относиться к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением. Повышение голоса, как такового, вовсе может и не быть, потому что у человека от природы голос может быть высоким. Какие действия запрещено учителю делать по отношению к ученику? Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем: нельзя делать оскорбительных замечаний, оказывать физическое воздействие, ставить в угол, выгонять из классного кабинета, забирать личные вещи, кричать с отходом от учебного процесса, проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса. Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (9 3,44 из 5)
Загрузка…

Источник: https://classomsk.com/zashhita-prav-rabotnika-i-rabotodatelya/prava-i-obyazannosti-uchitelej-v-shkole-po-zakonu.html

До 6 ноября идет прием заявок на конкурс

Может ли учитель подать заявку на ученика?
​До 6 ноября школьные команды и педагоги из всех регионов России могут присылать заявки на конкурс “Школа” Рыбаков Фонда. Участники конкурса должны представить реальные достижения, раскрывающие потенциал ученика и преобразующие школу в центр социума.

 

В конкурсе две номинации: “Мы – школьная команда” и “Я – iУчитель”. 20 команд-победителей получат от Рыбаков Фонда по 500 тысяч рублей на развитие школы, 50 лучших учителей – по 50 тысяч рублей на реализацию профессиональных или личных планов.

Фонд создаст среду для обмена опытом и масштабирования самых эффективных социально-образовательных практик победителей.

Новый конкурс сменяет и усиливает конкурсные программы “ТОПШкола” и #iУчитель, которые Рыбаков Фонд проводил в течение трех лет. За это время в них приняли участие 1351 школа и 1882 педагога из более 80 регионов России, 63 школы реализовали социально значимые проекты, охватившие более 40 тысяч человек.

“Три года наша команда активно взаимодействовала со школами: мы лучше узнали, какие у них потребности и как Рыбаков Фонд может реально поддержать школы. На наших глазах учителя и команды школ воплощали свои проекты. Вместе с ними мы проживали этот процесс со всеми его сложностями и успехами.

И мы убедились, как важно для ученика, когда школа открыта к внешнему миру и сотрудничеству: это дает новый опыт и невероятные возможности для развития, социализации, взросления, – поясняет Екатерина Рыбакова, президент Рыбаков Фонда. – Мы считаем, что именно такие школы должны стать примером и получить признание, что за ними будущее.

Рыбаков Фонд намерен задать новый тренд, ведь школа – это не подготовка к жизни, а сама жизнь, и сила школы – в создании открытой среды, в работе с сообществом.

И, конечно, роль педагога в такой школе меняется – ему предстоит развивать в школьниках навыки XXI века, быть наставником и проводником в мир опыта и знаний, искать новые способы взаимодействия с учениками, мотивировать их задавать вопросы, общаться, раскрывать себя. Школы-сообщества в лице школьных команд и учителя-инноваторы – вот кого мы ищем и поддержим”.

Образовательным партнером конкурса выступает корпорация “Российский учебник”.

“Мы находимся в постоянном контакте с более чем третью российских педагогов и хорошо понимаем, насколько ценным может быть обмен профессиональным опытом для школ из разных уголков страны.

Сократить дистанцию между участниками образовательного процесса – молодыми и опытными педагогами, инноваторами и приверженцами классических методик, дать доступ к лучшим практикам в обучении, организации взаимодействия с учениками и родителями – наша общая задача, которая в полной мере соответствует целям этого конкурса”, – рассказал генеральный директор корпорации “Российский учебник” Александр Брычкин.

Особенность нового конкурса в том, что это конкурс реальных достижений школы в создании социально-образовательной среды, раскрывающей потенциал ученика. Такая среда формируется в тех школах, где активно действует сообщество, включающее родителей, выпускников, партнеров – всех, кто готов внести вклад в развитие школы.

Для участия в конкурсе “Школа” Рыбаков Фонда школьные команды должны показать, как они аккумулируют ресурсы, знания и таланты вокруг школы.

Заявителю нужно написать эссе о том, почему именно его школа должна стать победителем в конкурсе, а также рассказать о своем опыте взаимодействия с социумом, образовательном процессе, структуре управления школой и практиках привлечения внебюджетных ресурсов. Подать заявку может любой представитель команды по согласованию с директором.

Педагогам предстоит рассказать в эссе, почему именно они должны победить, и описать, какие собственные методики, инновационные технологии и инструменты они используют в образовательном процессе. Причем не только для передачи знаний, но и для развития метапредметных навыков учеников.

Прием заявок открыт до 6 ноября на сайте конкурса.

Каждую заявку оценят два эксперта.

Экспертный пул конкурса “Школа” Рыбаков Фонда включает более 150 человек из 45 городов, это специалисты образования, учителя, преподаватели вузов, а также представители школ, победивших в конкурсах Рыбаков Фонда или создавших эндаументы.

По итогам оценки экспертов будет сформирован рейтинговый список участников, организаторы представят его экспертному совету конкурса – известным деятелям, которые вносят вклад в развитие образования. Именно экспертный совет утвердит победителей конкурса. Итоги подведут в декабре 2019 года.

Источник: http://www.ug.ru/announcement/630

7 причин, почему учителю нужен персональный сайт

Может ли учитель подать заявку на ученика?

03.10.2018

Количество просмотров: 4289

Зачем педагогу нужен персональный сайт?

Приведем 7 основных причин, по которым педагогу важно иметь и активно развивать собственный интернет-ресурс:

1. Сайт – визитная карточка учителя, где можно рассказать о себе, своём образовании, профессиональных достижениях и педагогическом опыте, поделиться новостями и объявлениями.

2. Сайт – эффективный образовательный инструмент педагога – позволяет идти в ногу со временем, активно применять в своей работе новые технологии, использовать возможности дистанционного обучения 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

3. Сайт – удобная площадка для размещения и хранения собственных материалов: рабочие программы, планы-конспекты уроков, полезные статьи и ссылки, списки учебной и методической литературы будут всегда под рукой. При этом хранить данные можно в любых форматах – текстовые, фото, видео, презентации.

4. Сайт – актуальный ресурс для коммуникации с собственными учениками и их родителями – можно публиковать материалы для внеклассного изучения, домашние задания, тесты, важную информацию для родителей по педагогике и предмету.

5. Сайт – отличное место общения с коллегами – обмен опытом, обсуждение важных вопросов, повышение статуса в профессиональном сообществе, поддержание имиджа современного педагога.

6. Сайт – прекрасный способ организовать индивидуальную работу с учениками, проводить параллельно работу и с одарёнными детьми, и с теми, кто по каким-то причинам отстаёт от программы. Можно создать разделы и разместить подходящие задания для разных категорий учеников.

7. Наличие персонального сайта – важный момент, который обязательно учитывается при аттестации и участии в педагогических конкурсах, в том числе и «Учитель года».

Каким же должен быть персональный сайт, решающий максимум задач?

В конкурсе «Учитель года России» персональный сайт позиционируется как фактор повышения качества профессиональной деятельности педагога. Используются следующие критерии оценки сайта, на которые можно ориентироваться при разработке собственного педагогического ресурса:

  • Информационная насыщенность.
  • Безопасность и комфортность виртуальной образовательной среды.
  • Актуальность информации.
  • Эффективность обратной связи.
  • Оригинальность и адекватность дизайна.

Все эти требования были изучены специалистами нашей компании и реализованы при разработке бесплатного портала «Персональный сайт учителя».

Не у каждого преподавателя есть свободное время, а также достаточно средств, знаний и навыков для разработки современного, функционального сайта с удобной структурой и приятным дизайном.

Именно поэтому мы создали Портал «Персональный сайт учителя» – современный интернет-ресурс, на котором любой педагог может бесплатно создать и администрировать свой собственный сайт с готовой структурой и всеми необходимыми разделами.

С заполнением сайта легко справится любой преподаватель, владеющий компьютером на уровне обычного пользователя.

Адрес портала – http://obr.site/

Пример персонального сайта учителя на портале – http://teacher.obr.site/

Преимущества создания сайта педагога на портале:

  • Быстро. Вы можете создать и заполнить свой персональный сайт всего за 1 день!
  • Бесплатно. Создание сайта абсолютно бесплатно! Просто подайте заявку на портале и получите сайт с готовой структурой для заполнения.
  • Функционально. Сайт решает широкий круг профессиональных образовательных задач и отлично подходит для аттестаций и конкурсов.
  • Доступно. Благодаря простому и удобному режиму редактирования вы легко справитесь с заполнением сайта.
  • Адаптивно. Ваш сайт будет идеально отображаться на любых мобильных устройствах: смартфонах и планшетах.
  • Индивидуализировано. Возможности портала позволяют изменять визуальное оформление сайта: фон, логотип, цветовая гамма, шрифты, баннеры – всё можно настроить. 

Функциональные возможности персонального сайта учителя:

  • Раздел «Об учителе» – расскажите о себе, своём образовании, педагогическом опыте и достижениях, добавьте портфолио.
  • Размещайте ваши эссе, заметки, а также статьи в Блоге преподавателя.
  • Раздел «Ученику» – добавляйте на сайт полезную информацию для ваших учеников – учебные материалы, задания на подготовку к ЕГЭ, объявления, статьи, ссылки на важные интернет-ресурсы.
  • Раздел «Педагогам» – делитесь с коллегами методическими материалами, разработками уроков, презентациями.
  • Большие информационные возможности: Новости, Объявления, Мероприятия, Фото- и галерея.
  • Раздел «Вопрос-ответ» – отвечайте на вопросы родителей, учеников и коллег прямо на сайте.
  • Виджеты социальных сетей – добавьте ссылки на ваши страницы в соцсетях.

3 простых шага, чтобы создать свой персональный сайт учителя

1. Подать заявку на бесплатное создание персонального сайта учителя на странице http://obr.site/contact/register.php и получить подтверждение об одобрении.
 Подробная инструкция по подаче заявки https://simai.studio/learning/courses/course.php?COURSE_ID=36&LESSON_ID=449&LESSON_PATH=448.449 2.

Заполнить сайт своими данными и информацией. Подробный учебный курс по заполнению сайта доступен по ссылке https://simai.studio/learning/courses/course.php?COURSE_ID=36&INDEX=Y

3.  ссылкой на свой сайт с учениками, родителями и коллегами и использовать все возможности сайта для эффективной работы.

Как создать и заполнить сайт учителя, чтобы он был полезным для посетителей?

Читайте подробнее в статье «Как бесплатно создать персональный сайт учителя».

Персональный сайт поможет учителю создать позитивную репутацию, рассказать о профессиональном опыте, поделиться материалами и наработками, а также организовать взаимодействие с учениками, родителями и коллегами.

Мы будем признательны всем, кто готов поддержать проект своим участием, отзывами и идеями по функционалу портала. Свои пожелания отправляйте на e-mail edu@simai.ru. 

Источник: https://simai.ru/learning/articles/site/7-prichin-pochemu-uchitelyu-nuzhen-personalnyy-sayt/

«Мои педагоги – пример отношения к профессии, к ученикам, студентам, коллегам»

Может ли учитель подать заявку на ученика?

5 октября в мире отмечают День учителя. Преподаватели Вышки рассказали, как они стали учителями и что это значит для них. 

Мой переход из учеников в учителя происходил плавно и естественно: педагогическая практика на старших курсах, работа в Лицее НИУ ВШЭ, наконец, преподавание уже в университете. 

Еще до начала педагогической практики я начал работать в Институте гуманитарных историко-теоретических исследований им. А.В. Полетаева, т.е., в университете и не в статусе ученика я оказался довольно рано.

Уже имея опыт и самостоятельного исследования, и опыт выступления на конференциях, я понял, что хотел бы преподавать, но из-за некоторых институциональных ограничений довольно долго этого сделать не получалось. В этом смысле никакого осознания «по щелчку» у меня не было – я долго хотел преподавать и долго ждал.

Думаю, работа учителя связана с осознанием дополнительной ответственности. Пока учишься, чувствуешь ответственность за свое образование перед собой (и перед своими родителями). Когда учишь, понятно, испытываешь ответственность за образование других, но что важнее, на мой взгляд, это ответственность перед сообществом, дисциплиной и предметом. 

На мой взгляд, если занятия перестали порождать новое именно для преподавателя, то «учитель» в нем закончился, а сами занятия – мертвы.

Для меня преподавать – это иметь возможность постоянно «зажигать» мышление, оживлять и студентов, и самого себя, и свою дисциплину. Конечно, это требует много усилий, времени, личного участия, но оно того стоит.

Как утверждал Сократ «Неосмысленная жизнь не стоит того, чтобы быть прожитой»

Если честно, никогда не считал себя учителем, скорее – преподавателем. Мне нравится готовиться к занятиям и вести пары, это гораздо интереснее, чем быть менеджером или организатором. 

Преподавание выхватывает из суеты, дарит сосредоточенность. По своей интенсивности подготовка к занятиям отличается от плотной работы над текстом, но это что-то очень похожее.

Стать преподавателем я решил на втором курсе, когда выбрал академическую траекторию. Речь шла скорее об аспирантуре, преподавание презюмировалось, и я не был уверен, что у меня получится. Первый мой семинар по теории права был у экономистов, а это очень взыскательная и капризная публика.

Я так и не понял, если честно, что это было: до этого я вел публичные дебаты, киноклубы, какой-то заметной разницы я не увидел. На следующем семинаре на факультете госуправления было уже хорошо, что-то совсем другое.

А на следующей неделе, когда вел у политологов, пришли и кураж, и вдохновение  – даже 4 пары были не в тягость. 

Переход из учеников в учителя для меня проходил очень медленно. По сути он и не закончился, потому что я постоянно чему-либо учусь у русских и зарубежных коллег, у онлайн-лекторов, у авторов книг, которые читаю. Мне кажется, что окончательного перехода из одного агрегатного состояния в другое здесь не бывает, ты просто играешь разные роли в разных ситуациях.

Осознание того, что я стал учителем, пришло, наверное, тогда, когда я увидел, что некоторые написанные под моим руководством курсовые мне не просто нравятся, но и вызывают приятное удивление ходом мысли и неожиданными выводами и результатами, которых я и не предполагал.

И конечно же, когда студенты подходят после лекций или семинаров и задают такие умные и серьезные вопросы, на которые я даже не всегда могу ответить. Когда они просят порекомендовать, что им почитать из художественной и научной литературы, я ощущаю, что приношу пользу.

Как учитель, педагог и научный руководитель, я больше всего верю в достоинство личности и самостоятельность мышления студентов. Быть может, я идеалист, но я уверен, что наши ученики будут гораздо более знающими, гибкими, талантливыми и успешными, чем их учителя, потому что их стартовые позиции в Вышке выгодно отличаются от того, как начинали мы 15-20 лет назад. 

Мне повезло с учителями. И в школе, и в университете у меня были прекрасные педагоги, которые вложили в меня не только знания, умения, сформировали нужные профессиональные компетенции. Они были и есть для меня пример отношения к профессии, к ученикам, студентам, коллегам.

Уже 20 лет у меня диплом учителя, 10 лет назад я впервые провела семинар для учителей с позиции методиста и автора учебников, то есть я немного учитель для учителей, но до сих пор я не в полной мере избавилась от роли ученицы. 

Труд учителя – это постоянная учеба, мы должны не отставать от современных тенденций в предмете, должны осваивать новые технологии. Мы также учимся у своих студентов или учеников, потому что они все разные, со своими особенностями, потребностями и интересами. Они учат нас, как нужно учить их.

Я почувствовала себя учителем в Вышке, когда выпустила свою первую группу. Со своими студентами я провела 3 года, научила их немецкому с «нуля» и увидела результат своей работы – очень хорошее владение языком. 

Для меня быть учителем – это значит создавать атмосферу сотрудничества, доверия и поддержки, когда студенты и преподаватель вместе работают над процессом узнавания, научения, образования. На занятиях должно быть интересно обеим сторонам и каждое занятие должно быть продуктивным. 

Материал подготовила Анна Резникова. 

Иллюстрации: Мария Еремина. 

7 октября, 2019 г.

«Вышка для своих» в Telegram

Источник: https://www.hse.ru/our/news/310045148.html

Защищаем права ребенка в школе

Может ли учитель подать заявку на ученика?

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

Криминальный мир
Добавить комментарий