Мошенничество в сфере оформления электронных полисов ОСАГО

Мошенники лезут в Сеть

Мошенничество в сфере оформления электронных полисов ОСАГО
Электронное ОСАГО может породить новый вид мошенничества Fotolia/Leo Lintang

Электронные полисы ОСАГО задумывались в том числе ради борьбы с мошенничеством.

Однако сами могут стать новой площадкой для мошенников и настоящей головной болью как для страховщиков, так и для страхователей. Об этом представители рынка говорили в ходе бизнес-завтрака KPMG 26 июля.

Страховщики уже сообщили о появлении нового вида посредников, часть из которых с помощью электронного ОСАГО умудряются «обуть» как компанию, так и автовладельца.

Посредники плохие и «хорошие»

Мошенничество в сфере электронного ОСАГО — явление пока не вполне очевидное и для самих страховщиков, признали в ходе дискуссии участники рынка. Рынок электронного ОСАГО в России существует только чуть больше года — первый полис был продан 1 июля 2015-го.

С 1 января 2017 года продажа электронных полисов станет обязательной для всех страховщиков, имеющих лицензию на ОСАГО (сейчас это для компании дело добровольное). Проект электронного полиса, в частности, призван снять проблему фальшивок, так как подделать электронную страховку невозможно.

Тем не менее всеобщая электронизация ОСАГО связана с рядом рисков, отметили участники обсуждения. Например, на этом рынке уже появились посредники, хотя посредничество в электронном ОСАГО прямо запрещено законом.

Так, 53% электронных полисов ОСАГО, проданных «Росгосстрахом», могли быть куплены не самими клиентами, а при помощи посредников. Индустрия «помощников» заработала на этом ориентировочно 100 млн рублей. Такую оценку озвучил на бизнес-завтраке вице-президент «Росгосстраха» Ренат Конурбаев.

Основной мотив приобретения электронных полисов ОСАГО — вовсе не «продвинутость» автовладельцев, а невозможность в ряде регионов купить полис другим способом, признал Конурбаев. Как известно, в отдельных регионах из-за убыточности бизнеса ОСАГО страховщики тем или иным способом ограничивают продажи «автогражданки».

Клиентов, которые не могут купить полис в офисе страховой компании из-за очередей, встречают возле офисов «молодые люди или девушки», которые предлагают помощь в оформлении электронного полиса на сайте компании, рассказал представитель «Росгосстраха». Стоит такая услуга, по его словам, от 500 до 3 тыс. рублей.

Всего, по его оценкам, такие «помощники» заработали на оформлении электронных полисов «Росгосстраха» порядка 100 млн рублей. Посредничество было выявлено с помощью анализа IP-адресов, с которых заводились личные кабинеты клиентов и оформлялись страховки: с одного IP-адреса могло за неделю оформляться 30—50 полисов, рассказал Конурбаев.

Основной мотив приобретения электронных полисов ОСАГО — не «продвинутость» автовладельцев, а невозможность в ряде регионов купить полис другим способом. Ренат Конурбаев, вице-президент компании «Росгосстрах»

«За время работы электронного ОСАГО было заключено более 200 тысяч полисов в стране. По нашим данным, половина заключена при помощи посредников.

Индустрия сколько заработала? По ощущениям — 100 миллионов рублей», — сообщил Конурбаев (если брать стоимость услуги посредника в 1 тыс. рублей). Он при этом отметил, что индустрия посредников пока не является организованной.

Часть из них для заведения личного кабинета используют реальный электронный адрес клиента, а часть заводят новый, рассказал он.

Основной риск в работе таких посредников — участившиеся случаи отмены трансакций, отметил Конурбаев. Клиент чаще всего рассчитывается с «помощником» наличными, а тот оплачивает полис на сайте компании со своей карты, объяснил он механику процесса.

Страхователь получает распечатку полиса и уходит, после чего посредник может отменить трансакцию по оплате, из-за чего полис становится недействительным. «Связаться с клиентом в таких случаях чаще всего не получается», — уточнил Конурбаев.

Самое неприятное — автовладелец в такой ситуации не знает, что его полис уже недействителен, добавил он.

Сервис электронного ОСАГО был доступен на сайте «Росгосстраха» с 1 июля 2015 года (с момента старта проекта е-ОСАГО) до 26 марта 2016-го. За это время компания продала 109 547 электронных полисов ОСАГО, что к настоящему моменту составляет чуть менее половины всех электронных полисов «автогражданки».

«Это (подозрение о посредничестве. — Прим. ред.) фактически было ключевым поводом, почему мы отключили сервис», — сказал вице-президент «Росгосстраха».

Чтобы избежать такой ситуации, необходимо закрепить норму о том, что оплата электронного полиса должна производиться только с той карты, которая принадлежит страхователю, считает директор дирекции информационного мониторинга департамента противодействия мошенничеству компании «ВСК» Владимир Клеев. В налоговом законодательстве четко прописано, что платеж считается принятым, если он оплачен только тем лицом, на кого выставлен счет, и никак иначе, подтвердил в ходе дискуссии один из участников рынка.

Кроме того, часть рисков при продаже электронного полиса ОСАГО подпадает под действие закона о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, рассказал Владимир Клеев.

В частности, по этому закону организация должна сообщать в Росфинмониторинг о расчетах между сторонами сделки, которые проводились с использованием расчетных счетов третьих лиц. «Если клиент платит не со своего счета, мы должны сообщить о том, что такой-то полис ОСАГО — подозрительная сделка, так как оплачен третьим лицом.

И давать данные этого лица», — пояснил Владимир Клеев, отметив, что большинство страховщиков эти требования не выполняют.

Ничего страшного?

Тенденцию покупки е-ОСАГО через посредников, с карты которых оплачивался полис, наблюдали и в страховой компании «ЭРГО», рассказали Банки.ру в компании. «Однако говорить о мошенничестве в этом случае мы не можем, поскольку отмены трансакций выявлено не было», — подчеркнули в компании.

В «АльфаСтраховании» и «Либерти Страховании» с подобными проблемами не сталкивались, сообщили Банки.ру представители компаний. Сейчас электронные полисы ОСАГО официально продают 15 компаний из 79 членов РСА.

По данным союза на вечер 26 июля, с момента старта проекта е-ОСАГО (то есть более чем за год) было реализовано 249 189 электронных полисов. Для сравнения: бумажных полисов за год оформляется около 40 млн.

В самой деятельности «помощников», которые за определенную сумму оказывают услугу по оформлению электронного полиса, ничего страшного нет, заметил в ходе бизнес-завтрака директор департамента расследований «Зетта Страхования» Тимур Ахметзянов. С точки зрения мошенничества нет большой разницы между электронной продажей и обычной агентской, считает он, так как основное мошенничество в ОСАГО находится в сфере убытков.

По данным РСА, большая часть проданных электронных полисов ОСАГО приходится как раз на самые убыточные для страховщиков регионы — Краснодарский край (60 362 полиса), Волгоградскую (28 312) и Ростовскую области (17 863).

Однако пока нет такой статистики, которая бы свидетельствовала о том, что электронные полисы ОСАГО сами по себе более убыточны, говорят участники рынка. С другой стороны, нельзя сказать, что е-ОСАГО менее убыточно, отметил представитель «АльфаСтрахования».

«Оно чуть менее затратно именно в эксплуатации, и за счет его внедрения компании получат новый инструмент небольшого сокращения расходов, что благоприятно скажется на расходах на ведение дела, которые заложены внутри тарифа на ОСАГО», — считает он.

Владелец автомобиля будет пользоваться транспортным средством с недействующим полисом, а посредник обогатится на сумму возврата премии. Александр Потитов, заместитель генерального директора Либерти Страхование

Однако и при электронной продаже есть возможные «лазейки» для жуликов, пояснил Банки.ру заместитель генерального директора «Либерти Страхования» Александр Потитов. «Первый вариант — оформление е-полиса после ДТП, в сведениях о котором время ДТП будет указано позднее фактического.

Это возможно при участии сотрудников ДПС или при оформлении ДТП по европротоколу, — рассказал он. — Второй вариант — возврат чужих денег на свой счет методом расторжения договора. Дело в том, что закон не ограничивает возможность заключать договоры ОСАГО в отношении не принадлежащих страхователю транспортных средств.

И посредник, оформляя е-полис, может указать себя в качестве страхователя, а через какое-то время обратиться к страховщику с законным требованием о расторжении полиса ОСАГО и возвратом части премии. Компания обязана произвести предусмотренные законом вычеты и вернуть оставшуюся часть премии страхователю. Полис прекратит свое действие.

Владелец автомобиля, ничего об этом не зная, будет пользоваться транспортным средством с недействующим полисом, а посредник обогатится на сумму возврата премии».

Не видят, кого страхуют

Другой риск при оформлении электронного ОСАГО — отсутствие проверки паспорта страхователя по базам МВД и ФМС, указывает Владимир Клеев из ВСК. По его словам, этим активно пользуются жулики, указывая «нужный» регион (с пониженным территориальным коэффициентом ОСАГО), и уплачивают, соответственно, пониженную страховую премию.

Недавно принятый закон позволяет страховщикам взыскать регресс (право требования, которое переходит к СК после возмещения вреда пострадавшему) с виновника ДТП в размере выплаты, если при оформлении е-полиса он указал неверные данные.

Однако на практике с помощью регресса получается взыскать не более 10% суммы, констатировал Владимир Клеев.

К тому же при электронной продаже невозможно провести верификацию диагностической карты, добавил он. Данные РСА, с которыми сверяется страховщик, позволяют лишь посмотреть, имеет ли аккредитацию конкретный оператор техосмотра.

«Но нас интересует, а проходила ли эта машина техосмотр вообще», — сказал эксперт.

Напомним, ранее РСА распространил для «продающих» сотрудников СК памятку о том, как проверить на подлинность диагностическую карту (при заключении полиса ОСАГО является обязательным документом).

Проблемой также может стать непрозрачность в вопросе проверки полиса сотрудником ГИБДД, отметили в своей презентации сотрудники компании «Ренессанс страхование».

Пока не все гаишники знают о проекте е-полиса и проверяют на подлинность такие страховки, жалуются страховщики.

Кроме того, у граждан могут возникнуть сложности из-за непростой процедуры обнаружения подделки во время ДТП, предупреждают в «Ренессанс страховании».

Банк России неоднократно заявлял о том, что с 1 января 2017 года особое внимание будет уделять бесперебойности и доступности сервиса электронного ОСАГО на сайтах компаний, и грозил лицензионными санкциями нарушителям этого требования. При этом страховщики жалуются, что если в каско они могут отказать подозрительному клиенту в заключении договора, то в ОСАГО, тем более в электронном, такой возможности нет, поскольку договор является публичным.

Кроме того, недавно был принят закон о штрафах в 300 тыс. рублей для страховых компаний за необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО.

«Все незаключенные договоры и падения сайтов будут «прилетать» не только в виде запросов от ЦБ и клиента, но еще и в виде штрафов, которые закреплены в законодательстве», — опасаются страховщики.

При этом, по словам участников рынка, на практике основной причиной невозможности заключить договор ОСАГО в электронном виде является отсутствие подтверждения данных страхователя от базы РСА.

Елена ПЕТЕШОВА, Banki.ru

Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=9103848

Мошенничество в ОСАГО. Варианты мошеннических схем

Мошенничество в сфере оформления электронных полисов ОСАГО

Самые распространенные схемы мошенничества в ОСАГО. Как избежать? Чем чревато мошенничество с ОСАГО?

Каждый автовладелец прекрасно знает, что такое ОСАГО, так как отсутствие полиса обязательного страхования гражданской ответственности – нарушение, чреватое штрафом.

Закон о данном виде автострахования призван навести порядок на дорогах, приучить водителей к исполнению правил дорожного движения.

К сожалению, автострахование очень быстро обросло огромным количеством мошеннических схем. Их своевременному раскрытию серьёзно мешает ещё и тот факт, что в сговоре может принимать участие несколько сторон – не только автовладельцы и представители автостраховщиков, но также эксперты-оценщики.

А некоторые автовладельцы, не желающие оплачивать ежегодные платежи по полисам, считают вполне нормальным согласиться на мошенническую схему – забывая при этом о том, что это уголовно наказуемо.

Цель мошенничества всегда одна — получение материальной выгоды.

Мошенничество в автостраховании — серьёзная проблема современности. Тем же, кто не хочет нарушать закон и терять свои деньги, чтобы не оказаться в неприятной ситуации и предотвратить мошенничество с полисами ОСАГО, нужно быть внимательными и юридически подкованными.

Рассмотрим самые распространенные варианты обмана в этой сфере.

Схемы мошенничества страховых компаний

Бывает, агенты-страховщики создают мошеннические схемы для обмана своих же компаний. Совместно со страхователями завышается стоимость ремонта авто после ДТП, указывается более высокая цена деталей для автомобилей, искажаются важные нюансы транспортного происшествия, указывающие на вину страхователя.

Мошенничество с полисами ОСАГО — проставление нужной даты в документе

Наличие у водителя полиса ОСАГО – бумажного или электронного – обязательное условие. За отсутствие документа или истекший срок его действия положен штраф – 800 рублей. Если водитель не вписан в полис – 500 рублей.

Однако нередки случаи когда водители, желая сэкономить, считают, что дешевле заплатить штраф, чем несколько тысяч за страховку. Однако от ДТП не застрахован никто – и даже самые аккуратные и опытные водители могут попадать в аварии.

Но если виновник ДТП оказался без страховки, ремонт пострадавшему ему придётся возмещать полностью из своих личных средств. И вот тогда те, кто хотел сэкономить, ищут любые возможности заполучить документ автострахования. Обычно это попытка оформить полис задним числом – так, чтобы на момент аварии автомобиль был якобы застрахован.

Тем не менее, провести мошенничество с полисом ОСАГО с развитием цифровых технологий становится всё сложнее и сложнее. В настоящее время не просто оформить полис на прошедшую дату, так как страховщик должен зарегистрировать выдаваемый документ в базе Российского союза автостраховщиков. А это делается только на момент запроса.

Добавление ущерба, не соответствующего реальным повреждениям

Вступив в сговор страхователь и сотрудник, занимающийся определением и урегулированием убытков страховой компании, могут зафиксировать повреждения, которых на самом деле не было. В итоге страховая выплата назначается выше – а страхователь отдаёт определённый процент сотруднику компании за подтверждение повреждений.

Искажение стоимости деталей и ремонта

Мошенничество заключается в завышении стоимости деталей для замены и ремонта. Преступление может совершаться в сговоре страхователя и агентов компании-страховщика, а также при участии сотрудников ремонтных мастерских.

Продажа поддельных полисов

Можно выделить два направления:

  • о том, что полиса автострахования поддельные, страхователи знают заранее и намеренно покупают их – для того, чтобы предъявить сотрудникам ГИБДД и избежать штрафов;
  • страхователи не знают, что имеют дело с поддельными полисами.

Во втором случае клиенты зачастую обращаются в фирмы однодневки, поддавшись на предложение приобрести страховку по более выгодной цене.

С появлением возможности приобретения электронного полиса участились случаи обмана через интернет. Мошенники создают сайты-копии известных страховых компаний, заманивают скидками, низкими ценами. Поддавшиеся на уловку водители либо ничего не получают, либо получают недействительный полис ОСАГО, по которому он не сможет рассчитывать в случае ДТП.

Чтобы не стать жертвой мошенников рекомендуется переходить на сайты страховых компаний только с официального сайта РСА, при этом нужно внимательно смотреть адрес в браузере.

Мошенничество страхователей

Проведённые Российским союзом автостраховщиков соцопросы показали, что почти треть опрошенных автовладельцев считают мошенниками непосредственно страховые компании. Поэтому, восстанавливая «справедливость», допускают мысль при случае согласиться на завышение суммы ущерба и поделиться с оценщиком или другим третьим лицом.

Размер компенсации по страховому случаю зависит от нанесённого автомобилю ущерба. Поэтому нередки случаи, когда эксперт при оценке искусственно завышает ущерб – за вознаграждение от клиента. Незаконное.

Подделка полисов

Еще один распространенный вариант мошенничества с полисами ОСАГО — получение фальшивого полиса или подделка даты его выдачи и срока действия. Делается это для того, чтобы сэкономить на приобретении автостраховки и не платить штраф сотрудникам ГИБДД.

Автовладельцы, прибегающие к подобным уловкам, надеются на «авось пронесет». А при наступлении страхового случая они будут вынуждены вступать в новые мошеннические схемы – чтобы избежать наказания и получить выплаты по страховке.

Страхование автомобиля в нескольких страховых компаниях

Несколько лет назад мошенники могли купить ОСАГО сразу в нескольких страховых компаниях. А потом пытались получить страховые выплаты в каждой из них. Сегодня такой вариант невозможен, так как создана единая база РСА. Оформление страховки проводится с обязательным запросом в базе.

Инсценировка угона

Довольно привлекательным видом мошенничества для преступников является имитация угона. Таким образом злоумышленники получают право на страховые выплаты. Фиктивный угон удобен для мошенников так как очень сложно доказать, что не было реального угона. А автомобиль, как правило, быстро разбирают на запчасти.

Мошенники в ОСАГО не работают поодиночке, так как в оформлении ДТП и последующих процедурах оценки ущерба принимают участие несколько специалистов. Поэтому реализовать схему обмана и получить выгоду без преступного сговора невозможно.

Фальсификация мошенниками обстоятельств аварии

Проводится в преступном сговоре и с сокрытием реальных фактов. Примеры фальсификаций с участием сотрудников ГИБДД:

  • перекладывание вины за аварию на другого водителя, автомобиль которого стоит дешевле,
  • подставные аварии с дорогими иномарками, которые были приобретены, как уже побывавшие в ДТП,
  • мошенниками оформляется пакет документов по аварии, которой на самом деле не было – то есть, ДТП случилось только на бумаге,
  • подлог документов, когда автовладелец представляется якобы участником аварии и предоставляет документы, которые на самом деле проходят по другому ДТП,
  • оформление ложных документов и лжесвидетельства на водителя, который на самом деле невиновен, но оформил ОСАГО.

Ответственность за нарушение закона

Правоохранительным органам не всегда удаётся доказать факт мошеннических действий со стороны страхователя или страховщика. Однако методы раскрытия незаконных схем получения выплат постоянно совершенствуются, поэтому если нарушители закона всё же будут обнаружены, то виновников накажут в соответствии с законодательством.

Мошенничество с полисом является уголовно наказуемым деянием – особенно, если речь идет о сговоре. За это положен крупный штраф и/или тюрьма. А именно:

Для одного человека:

  • штрафные в размере 120 тыс. рублей,
  • обязательные работы сроком до 45 суток при 8-ми часовой организации труда (всего – не более 360 часов),
  • исправительные работы – до года,
  • ограничение свободы до 2-х лет,
  • принудительные работы в течение этого же срока,
  • ограничение свободы передвижения сроком до 120 суток.

Для группы лиц, совершивших преступление:

  • размер штрафа – 300 тыс. рублей,
  • обязательные работы – больше в 1,5 раза,
  • исправительные работы – до 2-х лет,
  • работы по принуждению – в течение 5-ти лет и могут сопровождаться годом ограничения свободы,
  • заключение под арест – до 4-х лет.

Как ведется борьба с нарушителями

Вот лишь некоторые меры, предотвращающие мошенничество с полисами ОСАГО:

  • создана единая база Российского союза страховщиков, где есть информация по всем выданным договорам автострахования и произведённым выплатам,
  • специальные службы постоянно выявляют и блокируют сайты мошенников по продаже поддельных полисов,
  • правовой ликбез – оповещение через средства массовой информации о раскрытии схем злоумышленников – эти истории повышает грамотность автовладельцев.

Если автострахователь предполагает или уверен, что стал жертвой злоумышленников, он может оформить досудебную претензию и направить её в страховую компанию.

Если страховая компания оставит обращение без внимания – обращайтесь с исков в суд.

В процессе рассмотрения обстоятельств дела можно добиться проведения повторной экспертизы и проверить возможные нарушения, правильность проведения расчёта ущерба, а также провести проверку постановления органов ГИБДД. В случае необходимости можно ходатайствовать о предоставлении записи видеокамер, фиксирующих происходящее на месте ДТП.

Раскрытию преступлений в дано сфере могут препятствовать и сотрудники страховых агентств, и руководители, занимающие определённые посты. Они могут использовать служебное положение для сокрытия содеянного. И препятствовать проведению объективного расследования.

Однако методы раскрытия незаконных схем постоянно совершенствуются, поэтому если нарушители закона всё же будут обнаружены, то виновников накажут в соответствии с законом.

Если какое-то время назад аферисты и чувствовали себя свободно и успешно уходили от наказания, то теперь ситуация изменилась. Сегодня меры, пресекающие и предотвращающие подобного рода преступления, принимаются и на законодательном уровне, и реализуются исполнительной властью. Закон о мошенничестве в ОСАГО

Источник: https://www.vbr.ru/strahovanie/help/osago/moshenniki-osago/

Цб и страховщики перекроют новую схему мошенничества с е-осаго :: финансы :: рбк

Мошенничество в сфере оформления электронных полисов ОСАГО

Поправками предлагается дать возможность страховой компании при оформлении е-ОСАГО в случае возникновения подозрений о намеренном занижении цены полиса проводить дополнительную проверку, например соответствия VIN и госномера ТС и марки автомобиля. Или же проверить на соответствие марку и мощность авто.

Как рассказали в РСА, зачастую в заявлении указывается информация, которая явно не соответствует действительности (например, мощность двигателя внедорожника премиум-сегмента указывается в размере, сопоставимом с бюджетными малолитражками). «Данная норма призвана предоставить страховщику возможность дополнительной проверки.

Как часто и в каких именно случаях будет использовано указанное право, страховые организации определят самостоятельно», — добавили там.

Проводить дополнительную проверку предлагается «с использованием источников, содержащих информацию, имеющую значение для определения размера страховой премии», говорится в документе.

«К таким источникам относятся интерактивные сервисы федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации, общедоступные источники персональных данных, официальные данные заводов — изготовителей транспортных средств, при этом такая проверка осуществляется в срок не более 20 минут с момента получения ответа из АИС РСА», — поясняется в документе.

Кроме того, если после дополнительной проверки страховщик обнаружит нестыковки, то может затребовать у страхователя электронные копии документов на машину, подтверждающие указанные в заявлении сведения. Если и после этого сомнения не развеются, ​компания сможет не заключать договор е-ОСАГО до тех пор, пока клиент лично не явится для подтверждения данных с необходимыми документами.

Вторым пунктом предложений РСА предлагается запретить регистрировать на одну электронную почту страхователя и (или) абонентский номер более одного личного кабинета на сайте страховой (кабинет нужен для покупки электронного полиса). Сейчас с одной электронной почты и (или) абонентского номера клиент может регистрировать неограниченное количество кабинетов.

Внесенные РСА изменения делают невозможным создание на один номер телефона и (или) электронный адрес нескольких личных кабинетов страхователя ОСАГО, чем как раз и пользуются мошенники. «Данная норма направлена на борьбу с лицами, фактически предоставляющими посреднические услуги.

Как правило, объем продаж, осуществляемых такими лицами, составляет сотни договоров ОСАГО. Таким образом, необходимость постоянно изменять информацию при создании личных кабинетов может существенно затруднить деятельность посредников», — полагают в РСА.

Впрочем, там признают, что указанное изменение не препятствует указанию идентичных сведений страхователем при создании личных кабинетов на сайтах разных страховщиков.

Алексей Мальгавко / РИА Новости

Третьим пунктом предлагается сократить время заполнения заявления и заключения договора до 90 минут с момента доступа к личному кабинету (20 минут, отводимые предложенными поправками страховщику на проверку данных, сюда входят). В действующей редакции указания ЦБ у клиента это время не ограничено.

Как пояснили РБК в пресс-службе РСА, такое требование, в частности, направлено на то, чтобы ограничить мошенников, работающих одновременно на сайтах многих страховщиков и осуществляющих подбор данных для занижения цены полиса — это делается мошенниками, для того чтобы оформить как можно больше полисов е-ОСАГО сразу. «Для добросовестных страхователей указанных 90 минут вполне достаточно, чтобы, не испытывая какого-либо дискомфорта, заключить договор ОСАГО», — уточнили там. В организации также добавили, что если страхователь не уложился в 90 минут, то процедуру необходимо будет начинать с самого начала.

Как сейчас оформляется полис е-ОСАГО

Согласно порядку заключения договора ОСАГО в виде электронного документа для этого необходимо сделать следующее:

— зайти в личный кабинет на сайте страховщика (зарегистрироваться на сайте страховщика или зайти через портал государственных услуг Российской Федерации);

— в личном кабинете заполнить заявление о заключении договора.

После заполнения заявления осуществляется проверка указанных в нем данных через АИС РСА. После подтверждения соответствия представленных сведений сведениям, содержащимся в АИС РСА, либо проверки электронных копий документов страховщик отображает на сайте расчет страховой премии.

После оплаты страховой премии электронный полис направляется на адрес электронной почты страхователя и размещается в его личном кабинете. Полученный электронный полис ОСАГО необходимо распечатать и иметь при себе при управлении транспортным средством.

Электронный полис ОСАГО имеет такую же юридическую силу, как и страховой полис, оформленный на бланке строгой отчетности в офисе страховщика.

Поправки лишь частично помогут в решении проблемы с подделкой полисов e-ОСАГО, считают опрошенные РБК эксперты. В каждом из предложений они нашли свои недостатки.

Так, что касается предложения о дополнительной проверке данных о страхователе и автомобиле, то обращение к разрозненным базам госорганов и информации из открытых источников достоверной картины не даст, считают эксперты.

Каждая отдельная база из «дополнительных источников» не содержит исчерпывающей информации в отличие от, например, базы ГИБДД, которая может проверять весь необходимый перечень информации для страховщика, говорит управляющий партнер HEADS Consulting Александр Базыкин.

И еще неясно, захотят ли эти «дополнительные источники» информации, включая ГИБДД, предоставлять ее по первому требованию страховой компании, добавляет он.

Только в базе ГИБДД сейчас есть данные, которые могут подтвердить все коэффициенты, на основании которых рассчитывается премия по полису ОСАГО, — это территориальный коэффициент, марка машины и, соответственно, ее мощность, стаж водителя, говорит заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов. «База РСА, в свою очередь, хранит лишь данные VIN и госномера ТС», — поясняет он.

С ним согласен и Александр Базыкин. «Только так можно достоверно проверить данные, предоставленные страховщиком при заключении договоров е-ОСАГО через интернет», — уточняет он.

Как указывают источники РБК, у МВД есть две базы: одна — «карточка автотранспортного средства» — содержит все сведения ПТС (паспорт транспортного средства): марка, мощность, владелец и проч.; вторая — база данных по водительским правам — хранит сведения о стаже, возрасте водителя и проч.

Виктор Коротаев / «Коммерсантъ»

В МВД на момент публикации не прокомментировали возможность доступа базы РСА к базе ГИБДД.

«РСА получил доступ к существующим электронным сервисам МВД России по проверке данных о зарегистрированных транспортных средствах и их владельцах. В настоящее время РСА проводятся работы, направленные на организацию информационного взаимодействия с МВД России», — заявили в РСА.

Если все же вести речь об использовании информации из разных баз данных, то возникают и другие риски, отмечают эксперты.

«Отсутствие перечня конкретных сервисов, конкретных общедоступных источников персональных данных не дает возможности понять, где именно страховые собираются дополнительно проверять данные, введенные страхователем, и насколько эти источники информации корректны», — считает партнер FMG Group Михаил Фаткин.

«Более того, возможная некорректность, неактуальность баз данных может привести к необоснованным отказам в продаже полисов, и клиентам придется опять идти лично в страховые компании», — уточняет юрист.

Такое усложнение процесса покупки е-ОСАГО может создать риски злоупотреблений уже со стороны страховщиков, не желающих продавать ОСАГО в так называемых токсичных регионах, где наблюдается высокая убыточность по выплатам, о чем ранее писал РБК.

Суть в том, что из-за массового мошенничества под подозрением могут оказаться владельцы автомобилей, которые действительно обладают низкой мощностью и зарегистрированы в регионах с низкими коэффициентами, говорит Базыкин.

«Поэтому на практике это может привести к фактической невозможности реализации права на заключение договора ОСАГО через интернет для некоторых автовладельцев, а результаты такой проверки будут носить вероятностный характер», — заключает юрист.

Вторая поправка также несовершенна, указывают эксперты.

Из поправок следует, что по тому же абонентскому номеру или адресу электронной почты клиент может регистрировать кабинет у другого страховщика, поэтому мошенники все еще смогут иметь несколько кабинетов, говорит Михаил Фаткин.

Кроме того, возможность выбора между регистрацией на номер телефона или электронную почту также склоняет мошенников в пользу второго варианта из-за неограниченной возможности создания электронных адресов, считают эксперты.

Из-за того что есть возможность вообще регистрировать кабинет только на электронный адрес, для мошенников не составит труда зарегистрировать сразу десятки почтовых ящиков, говорит заместитель председателя правления Mains Group Павел Озеров. Эксперт уверен, что и обзавестись несколькими абонентскими номерами сейчас тоже нетрудно.

«Кроме того, давно можно купить несколько десятков сим-карт возле любого выхода метро, условно говоря, за 150 руб.», — добавляет Озеров.

Что касается третьей поправки, то ограничение времени оформления полиса до 90 минут сможет убрать 5–7% непрофессиональных мошенников, однако профессиональные мошенники с легкостью найдут способ обойти эту проблему, считает Озеров. «90 минут — достаточно большой промежуток времени, чтобы опытному мошеннику подобрать какие-либо данные и использовать их для понижения стоимости полиса», — считает он.

В пресс-службе Банка России РБК сообщили, что находятся в курсе существующей проблемы и сейчас совместно с представителями страхового сообщества и правоохранительными органами ЦБ вырабатывается комплекс мер, направленный на борьбу со страховым мошенничеством. Деталей этих мер там раскрывать не стали. В РСА РБК сообщили, что «Банк России выразил готовность учесть ряд предложений РСА, при этом диалог между Банком России и РСА относительно предложений продолжается».

Екатерина Литова

При участии: Дмитрий Серков

Источник: http://www.rbc.ru/finances/17/10/2017/59e0e1239a79471e3130199f

Осаго по-честному: что ожидает автомобилистов

Мошенничество в сфере оформления электронных полисов ОСАГО

Автовладельцам начали приходить уведомления об отсутствии полисов ОСАГО — в Москве заработала проверка с помощью дорожных камер. Это не единственное нововведение в сфере обязательного страхования автогражданской ответственности. «Известия» разбирались, как поступить, если вашего полиса нет в базе, и каких сюрпризов ожидать автовладельцам.

В колл-центр Российского союза автостраховщиков (РСА) поступают звонки от водителей, которые получили уведомления об отсутствии у них полисов ОСАГО. Для некоторых это явилось неприятным сюрпризом.

В РСА предупреждают: полисы некоторых автовладельцев могут отсутствовать в базе, так как являются поддельными.

В пресс-службе союза призвали автомобилистов проверять подлинность страховки самостоятельно, сообщает агентство городских новостей «Москва».

Пока только предупреждают

Теперь все столичные комплексы видеофиксации, находящиеся в введении ЦОДД, могут проверять у автомобилистов наличие полиса ОСАГО.

Проверка происходит в автоматическом режиме, но пока за отсутствие страховки автовладелец получит не штраф, а уведомление.

Тестовый период позволит исправить ошибки в системе — при объединении баз РСА и ГИБДД были обнаружены расхождения, из-за чего сроки запуска проекта несколько раз сдвигались.

За три месяца тестирования выявили более 700 тыс. автомобилистов, передвигающихся без полиса, но уведомления, по информации «Коммерсанта», получили только 5,5 тыс. — в РСА проверяют каждый случай вручную.

Когда и как начнут штрафовать

В ноябре пилотный период должен завершиться и за отсутствие полиса будут выписывать штраф — 800 рублей. Причем в течение 20 дней со дня вынесения постановления его можно оплатить со скидкой в 50%.

Из-за того, что новый владелец машины должен оформить ОСАГО в 10-дневный срок, в РСА установили двойную проверку. Если на 11-й день после того, как камера зафиксировала машину, полис не появится в базе, автовладелец получит штраф.

И будет получать «письма счастья» ежедневно, пока не оформит страховку.

Впрочем, некоторые считают такое наказание недостаточным. Депутат «Единой России» Сергей Вострецов предложил увеличить штраф до 5 тыс., а в парламенте Кабардино-Балкарской Республики считают, что за повторное нарушение нужно карать не только пятью тысячами, ни и в качестве альтернативы лишать прав на срок от четырех до шести месяцев.

Система будет рассылать извещения даже водителям из других регионов, но работает пока только в Москве. В будущем систему автоматической фиксации планируют запустить в Санкт-Петербурге и Казани.

Что делать, если полис оказался поддельным

Автомобилистам, купившим полис, но получившим уведомление о его отсутствии в базе, рекомендуют звонить на горячую линию РСА по федеральному номеру 8 (800) 200-22-75 или московскому (495) 641-27-85.

Статус полиса любой желающий может проверить на сайте союза, однако привязки к конкретному автомобилю и владельцу там нет. Поэтому узнать о дубле, то есть полисе с теми же серией и номером, но зарегистрированным на другую машину, невозможно.

Чтобы получить более подробную информацию, эксперты советуют направить обращение в страховую компанию либо самому прибыть в официальный офис страховщика.

Что делать, если полис всё же оказался поддельным? Ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала советует незамедлительно сообщить о случившемся в полицию, чтобы установить личность продавца подделки. В последующем к нему можно будет предъявить требование о возврате полученных денег в порядке ст. 1102 ГК РФ как неосновательное обогащение.

«Прекратите эксплуатацию автомобиля и обратитесь в официальный офис страховой компании для оформления подлинного полиса ОСАГО.

Можно обратиться к официальному страховому агенту, но предварительно попросите агента продемонстрировать доверенность от страховой компании либо агентский договор.

Впрочем, нельзя исключать вероятность подделки как доверенности, так и агентского договора. Еще один вариант, оформить полис ОСАГО в электронной форме», — рассказал «Известиям» Мацала.

Директор департамента финансовых услуг ГК «АвтоСпецЦентр» Дмитрий Мольков обратил внимание на то, что недействительным договор ОСАГО может быть оформлен и на настоящем бланке, который страховая компания, например, потеряла.

Ложные сотрудники и настоящие полисы

Тем временем автовладельцы жалуются на частые звонки мошенников, пытающихся продать полис от имени крупных страховщиков. Их легко спутать с реальными сотрудниками страховых компаний — они уверенно называют марку автомобиля, правильно рассчитывают стоимость ОСАГО и даже предупреждают о необходимости проверить полис на сайте РСА.

В начале августа выяснилось, что из страховой компании «Наско» пропали 48 300 бланков строгой отчетности ОСАГО.

Недостачу обнаружила временная администрация, введенная после того, как у страховщика 15 мая этого года была отозвана лицензия.

До этого «Национальная страховая компания Татарстан» была одним из лидеров рынка ОСАГО — за I квартал было оформлено 272 тыс. полисов — это 8-е место в России по этому показателю.

Чтобы снизить число возможных мошеннических действий с электронными полисами, с 29 октября, согласно новой редакции закона об ОСАГО, проверять сведения в заявлении на электронный полис ОСАГО будут по-новому.

Страховщик сможет потребовать сканированные копии документов, только если у него нет возможности провести проверку представленных сведений в органах власти.

Если данные не соответствуют сведениям в государственных информационных системах, страховая компания будет в праве приостановить оформление электронного полиса.

Осаго — грядут изменения

В октябре ожидается еще несколько нововведений обязательного страхования автогражданской ответственности. Например, появится оформление европротокола через портал госуслуг. В том случае когда направляемое страховщику извещение о ДТП подписывается участниками аварии в электронном виде. При этом файлы будут направлены автоматически, специальным программным обеспечением.

Осенью должно заработать новое мобильное приложение от РСА, которое позволит оформлять европротоколы в электронном виде за 15 минут. Оно будет некоторое время работать параллельно с уже существующей программой «ДТП. Европротокол», позволяющей только зафиксировать обстоятельства ДТП. Позже их планируют объединить в одну программу.

МВД планирует упростить процедуру проверки электронных полисов ОСАГО на дорогах. Законопроект вносит изменения в перечень документов, которые водитель может предъявить для проверки. По словам представителя ведомства Ирины Волк, инспектору ГИБДД можно будет предъявить не только бумажную распечатку, но и электронный документ на смартфоне.

Будут внесены изменения в бланк полиса ОСАГО, на нем перестанут указывать серию. Каждому договору теперь присваивают уникальный номер, по которому можно идентифицировать страховщика и определить подлинность договора.

Новый год — новые правила

В середине июля правительство внесло в Госдуму проект об индивидуализации тарифов ОСАГО. Согласно ему, с нового года будет отменен территориальный коэффициент, а с 1 октября 2020-го — мощностной.

Вместо них при расчете цены полиса будут учитывать стиль вождения автомобилиста и соблюдение им ПДД.

То есть грубые нарушения правил в течение года — к ним относятся проезд на красный, выезд на встречку, превышение скорости более чем на 60 км/ч, вождение в нетрезвом виде — увеличат стоимость страховки.

Продолжится расширение тарифного коридора: с 1 января — на 40% вверх и вниз и с 1 октября — еще на 30% в обе стороны. Напомним, что в настоящее время тарифный коридор установлен ЦБ в размере 2746–4942 рубля.

Что будет с ценами

По словам президента Российского союза автостраховщиков (РСА) Игоря Юргенса, расширение тарифного коридора уже увеличило конкуренцию между страховыми компаниями, в результате чего средняя цена полиса снизилась на 5–6%. Дальнейшая реформа тарифов должна усилить этот тренд.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков поддержал отмену территориального и мощностного коэффициентов, однако сомневается, что автовладельцы смогут сэкономить на цене полиса. По его словам, страховщики обязательно воспользуются расширением тарифного коридора.

«Это как с бензином: как бы ни колебалась стоимость нефти на мировом рынке, цена на топливо только растет — цитирует слова Лысакова «Парламентская газета».

Источник: https://iz.ru/911083/evgenii-bagdasarov/osago-po-chestnomu-chto-ozhidaet-avtomobilistov

Как обманывают при оформлении полисов ОСАГО

Мошенничество в сфере оформления электронных полисов ОСАГО

Если агент оформляет вам полис ОСАГО от руки, на бланке зеленого цвета и требует оплату только наличными, не связывайтесь с ним. Обманет. О признаках мошенничества при страховании автогражданской ответственности “РГ” рассказали в Главном управлении Банка России по Центральному федеральному округу.

Наш читатель, молодой автолюбитель из Тулы Андрей оформил ОСАГО в электронном виде через интернет. Однако полис оказался фальшивым. Пришлось покупать новый полис и заплатить 800 рублей штрафа за езду без страховки.

Жителю Калуги Игорю Константиновичу повезло еще меньше: он узнал, что его полис фальшивый, когда стал виновником аварии. Пришлось возмещать ущерб из своего кармана. Такое бывает: мошенники оформляют полисы на фальшивых бланках.

Используют, например, настоящие бланки, но фирмы-страховщика, которая уже закрыта. Заполняют полис с ошибками, чтобы потом признали недействительным. В интернете открывают фальшивые сайты. При расплате картой могут завладеть ее реквизитами.

К продаже электронного ОСАГО допустят посредников

Восемь правил покупки

Чтобы не купить фальшивый полис ОСАГО, заместитель начальника Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу Ирина Тимоничева советует соблюдать несколько правил.

Первое. Проверьте лицензию. Страховщик не вправе продавать полисы, если его лицензия отозвана, приостановлена или ограничена. Узнать, имеет ли компания лицензию, можно на сайте Банка России www.cbr.ru. Скачайте таблицу “Субъекты страхового дела”, найдите там нужную компанию и сверьте.

Также наличие лицензии можно проверить онлайн с помощью “Справочника участников финансового рынка” (официальная информация Банка России). Можно проверить на сайте финансовой культуры: fincult.info.

Правило второе. Покупайте в надежном месте. В офисе продаж или на официальном сайте.

Правило третье. Переходите по ссылкам на официальные сайты страховых компаний с сайта Российского союза автостраховщиков (РСА) www.autoins.ru.

Правило четвертое. Проверяйте адресную строку в браузере, в том числе при переходе на другие страницы сайта. Возникли сомнения? Прежде чем оплатить полис, позвоните в страховую компанию и все выясните.

Правило пятое. Полис в бумажном виде можно приобрести у страхагента, уполномоченного на заключение договоров ОСАГО. Чтобы избежать возможных неприятностей, проверьте наличие документов, например, заверенной копии договора об оказании услуг.

Действует агент на основании договора со страховщиком и доверенности на заключение договоров от имени компании. Также клиент вправе потребовать паспорт и сверить паспортные данные с содержанием других документов.

Магические знаки. Что написано на автомобильных покрышках

Правило шестое. Постарайтесь связаться со страховой компанией, интересы которой представляет агент, и убедитесь, что в ее штате есть такой сотрудник. На официальном сайте компании также должна присутствовать информация о сотрудниках.

Правило седьмое. Электронный полис ОСАГО приобретайте сами на сайте страховой компании. Не давайте посредникам доступ к вашему личному кабинету и персональной информации.

Правило восьмое. Проверьте полис. Уже больше года на каждом полисе, оформленном на бумажном бланке, в правом верхнем углу ставится QR-код. Это дополнительная защита от подделки.

Считайте QR-код (например, с помощью специального приложения на смартфоне) и посмотрите название страховой компании, номер полиса, дату выдачи и срок его действия. Обязательно проверьте также марку, модель, VIN-код и госномер вашей машины.

Если найдете хотя бы одну ошибку, не приобретайте полис – он не защитит вас от убытков в случае аварии по вашей вине.

Полисы ОСАГО можно также проверить на сайте РСА. Там вы узнаете, какой страховой компании он принадлежит и действует ли ее лицензия. Если полис не значится в реестре РСА, немедленно обратитесь в полицию и оформите новый страховой полис.

Как узнать сайты-клоны

Следует помнить, что закон запрещает оформлять электронные полисы через посредников, это право предоставлено только самим страховым компаниям, напоминает Ирина Тимоничева.

Список страховщиков, которые могут оформлять электронные полисы, опубликован на официальном сайте РСА.

Обычно фальшивый сайт имеет дизайн, схожий с оригиналом. Название домена отличается от настоящего на одну или несколько букв. Узнать адрес настоящего сайта можно на официальном сайте Банка России.

Одним из признаков обмана является оплата полиса онлайн, через электронный кошелек. Настоящие страховые компании проводят ее через банк

С недавнего времени в поисковой системе “Яндекс” введена маркировка сайтов страховых компаний. Она представляет собой синий кружок с галочкой и надписью “ЦБ РФ”. Увидеть значок можно в выдаче поиска напротив названия компании. Маркировка подтверждает, что это официальный сайт организации.

Пять бюджетных кроссоверов, которых не хватает в России

Иногда мошенникам удается создать возможность перехода с настоящего сайта на фальшивый. Помните, что при переходе на новые страницы ресурса меняться должны только последние буквы в адресной строке.

Одним из признаков обмана является оплата полиса, оформляемого онлайн, через электронный кошелек. Настоящие страховые компании обычно проводят оплату через банк.

Советы от ЦБ

Конечно, не стоит думать, что все страховые агенты – непременно мошенники. Но осторожность не помешает. Иногда защититься от преступника помогает простая наблюдательность, утверждает Ирина Тимоничева.

Итак, что вас должно насторожить в поведении агента?

  • Во-первых, отказ предъявить паспорт, агентский договор или выданную страховой компанией доверенность.
  • Во-вторых, оформление полиса без использования информационной базы данных Российского союза автостраховщиков (РСА), а также без диагностической карты.
  • В-третьих, заполнение документов от руки.
  • В-четвертых, оплата только наличным способом, отказ в выдаче квитанции и невозможность проведения операций по безналичному расчету.
  • В-пятых, низкая стоимость полиса (1,5-2 тысячи рублей).

Как распознать фальшивый полис

Ирина Тимоничева назвала семь примет фальшивых полисов.

  • 1. Нет водяного знака в виде логотипа РСА, который просматривается на просвет.
  • 2. Нет рельефности в изображении серии и номера документа.
  • 3. Нет металлической защитной нити, проходящей через весь бланк и прошивающей его насквозь.
  • 4. Нет QR-кода (или нечитаемый код).
  • 5. Также на подделку однозначно указывают опечатки в штампе или печати компании.
  • 6. Обратите внимание и на цвет полиса: с 2016 года он розовый, а не зеленый.
  • 7. Сегодня многие страховые компании даже в офисе выдают на руки клиентам не традиционный полис, а черно-белую распечатку электронного документа. Посмотрите, как он выглядит на мониторе компьютера.

Источник: https://rg.ru/2019/04/08/kak-obmanyvaiut-pri-oformlenii-polisov-osago.html

Криминальный мир
Добавить комментарий