Малочисленные народы республика алтай как стать

Малочисленные народы республика алтай как стать

Малочисленные народы республика алтай как стать

С точки зрения депутата, это может привести к превращению в малочисленный народ уже самих алтайцев, а в перспективе – к лишению их права быть титульной нацией в республике, к ликвидации РА как отдельного субъекта федерации и слиянию с Алтайским краем.

Исполнительная власть региона пока воздерживается от решительных действий, намекая на существование более важных проблем.

В руководстве соседней национальной республики – Тувы – соглашаются с этим мнением, называя вопрос численности титульной нации лишь политическим инструментом федерального центра.

Подробности – в материале «». Но власти Республики Алтай не уделяют внимание самой главной проблеме, от которой зависит будущее алтайского народа и неизменность высокого статуса нашей территории»,

Коренные малочисленные народы России: взгляд через призму последней переписи

Причем наиболее высокие показатели числа женщин, приходящегося на каждую 1 тыс.

мужчин, у эвенов – 1 469 и саамов – 1 300. Лишь у алеутов численность мужчин выше, чем женщин.

Национальность2002 год2010 годИзменение в % АБАЗИНЫ3794243341114,2 из них на территории Карачаево-Черкесской Республики3234636919114,1 АЛЕУТЫ54048289,3 из них на территории Камчатского края44640189,9 БЕСЕРМЯНЕ3122220170,5 из них на территории Удмуртской Республики2998211170,4 ВЕПСЫ8240593672,0 из них на территориях традиционного проживания КМН7315521571,3 Республики Карелия4870342370,3 Ленинградской области2019138068,4 Вологодская область42641296,7 ВОДЬ736487,7 из них на территории Ленинградской области1233275 ДОЛГАНЫ72617885108,6 из них на территориях традиционного проживания КМН70777716109,0 Красноярского края58055810100,1 Республики Саха (Якутия)12721906149,8 ИЖОРЦЫ32726681,3

Этничность и бюрократия: заметки о солидарности коренных малочисленных народов Республики Алтай Текст научной статьи по специальности «Социология»

Однако, реальная ситуация отличается от ожидаемой.

Такие организации приобретают социальное значение, участвуя в системе бюрократических отношений, в то время как поддержание солидарности внутри групп коренных малочисленных народов происходит за счет менее формальных институтов. Основной материал для данной статьи был собран автором в рамках полевого исследования в 2010 году в городе Горно-Алтайске Республики Алтай.

Ключевые слова: коренные малочисленные народы; Республика Алтай; идентичность; льготы; правоприменение; солидарность Коренные малочисленные народы — важная и живая область антропологической работы.

Пять районов в Республике Алтай определены как территории традиционного проживания коренных малочисленных народов

Переработка продукции животноводства, включая сбор, заготовку и выделку шкур, шерсти, волоса, окостенелых рогов, копыт, пантов, костей, эндокринных желез, мяса, субпродуктов.

3. Собаководство (разведение оленегонных, ездовых и охотничьих собак). 4. Разведение зверей, переработка и реализация продукции звероводства.

5. Бортничество, пчеловодство. 6. Рыболовство (в том числе морской зверобойный промысел) и реализация водных биологических ресурсов.

11. Добыча и переработка общераспространенных полезных ископаемых для собственных нужд.

12.

Власти обсудили проблемы коренных малочисленных народов

Льготы предусмотрены в Налоговом, Водном, Земельном, Лесном кодексах Российской Федерации», — отметила Светлана Буйдышева. Финансовые инструменты поддержки реализуются в различных программах и подпрограммах.

С 2004 по 2015 годы были профинансированы проекты и мероприятия на сумму более 310,9 млн рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета 113,4 млн, республиканского бюджета– 197,5 млн. В 2013—2015 годах республика получила дополнительные средства сверх распределенных — в 2013 году 358 тыс. рублей, в 2014-м – 4,7 млн, в 2015-м – 1,6 млн рублей.

Очередная попытка возрождения Ассоциации коренных малочисленных народов Республики Алтай

и т.п. Также коренные малочисленные народы имеют право, например, выходить на пенсию в возрасте: мужчины – 55 лет, женщины – 50 лет.

Обо всем этом — наш разговор с Вячеславом Кыдатовым, одним из активных деятелей КМН РА, депутатом Государственного Собрания — Эл Курултай Республики Алтай: — Вечеслав Афанасьевич, 7 февраля планируется съезд коренных малочисленных народов Республики Алтай, расскажите подробнее об этом мероприятии? — Коренные малочисленные народы РА объединились в Ассоциацию в начале 90-х годов, целью Ассоциации было продвижение законов о КМН на территории Республики Алтай, их действие на практике, реальная помощь местным жителям. Осенью 2010 года президент Ассоциации А.И.

Сумачаков по каким-то неизвестным причинам ликвидировал Ассоциацию, в начале 2012 года на территории Республики Алтай было зарегистрировано несколько ассоциаций, простым людям было непонятно, кто реально защищает интересы КМН.

О регулировании некоторых вопросов в сфере защиты прав коренных малочисленных народов российской федерации, проживающих в республике алтай

Правительство Республики Алтай в сфере защиты исконной среды обитания, традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Республики Алтай:1) утверждает государственные программы Республики Алтай, предусматривающие мероприятия по социально-экономическому и культурному развитию коренных малочисленных народов Республики Алтай, а также использованию и охране земель традиционного природопользования коренных малочисленных народов Республики Алтай и других природных ресурсов;2) в пределах своих полномочий имеет право ограничивать хозяйственную деятельность организаций всех форм собственности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Республики Алтай;3) принимает решения об образовании территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Республики Алтай регионального значения

Старейшина тубаларов: «Законы о коренных народах у нас не действуют»

По федеральным законам «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» и «Об утверждении перечня мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов РФ» территории проживания номинально закреплены за тубаларами. На деле же эти законы у нас не действуют.

В 2009-2016 годы массивы кедровой тайги сдаются в аренду, в том числе и под рубку кедра.

А бедные тубалары вновь стали наниматься лесорубами – уже к богатым арендаторам. В последнее время в республике развивается туристический бизнес. И особенно бурно – в красивейших местах у Телецкого озера.

Началось постепенное «выдавливание» тубаларов с их родных мест.

Источник: https://pallada-sar.ru/malochislennye-narody-respublika-altaj-kak-stat-46046/

Народы Алтая

Малочисленные народы республика алтай как стать

В Алтайском крае проживает 2 419 755 человек. Подавляющее большинство в этом общем числе составляют русские, их в крае сегодня проживает 2 234 324 человек или 92,34% от общей численности населения.

Вторым по численности народом края являются немцы, их здесь проживает 50 701 человек или 2,1% населения. В крае живет много украинцев, всего 32 226 человек или 1,33% населения. Здесь проживает 7979 казахов или 0,33% населения.

Коренных алтайцев здесь проживает 1763 человека или 0,07% населения. 

В республике Алтай сегодня проживает 217 007 человек, более половины, а именно 114 802 человек или 55,68% из них русские. Коренные алтайцы живут здесь в количестве 72 841 человек или 35,33% населения.

В число алтайцев входят теленгиты — 3 648 человек или 1,77%, тубалары — 1891 человек или 0,92%, челканцы – 1113 человек или 0,54%. В республике проживает много казахов 12 524 человека или 6,07% населения.

Живут здесь кумандинцы – 1062 человека или 0,52% населения. 

Алтайцы

Коренным немногочисленным народом Алтая являются алтайцы, населяющие предгорья и высокие горы этой красивой горной страны.

В середине XIX столетия алтайцы, потомки древних джунгар, стали переходить постепенно от кочевой скотоводческой жизни к оседлой, долго делились на племена и родовые территориальные группы.

Сегодня они разделяются на несколько народностей: алтайцы, шорцы, челканцы, телеуты (телесы), кумандинцы, тубалары, урянхайцы, теленгиты. 

Происхождение алтайцев лучше всего освещает их язык. Язык алтайцев является основополагающим для многочисленных групп языков, тунгусо-манчжурских, японо-корейских, тюркско-монгольских и образует целую алтайскую языковую семью. 

Традиционным алтайским жилищем стал аил, круглое национальное жилище, взявшее свои истоки от юрт центрально-азиатских кочевников. Алтайский аил непременно шестиугольный, это сакральное число у данного народа. Строится жилище из деревянного бруса, крыша его остроконечная, в ее середине находится небольшое отверстие для выхода дыма. 

Сегодня в большинстве алтайских этнических деревень можно наблюдать соседство русского традиционного дома рядом с алтайским аилом. Аилы сегодня хозяйки используют как летнюю кухню, а живет семья в доме. Еда у данного народа в основном состоит из мяса, конины, говядины, баранины, молока и кисломолочных продуктов, сладкого и соленого теста.

Важнейшими общественными мероприятиями алтайцев-язычников являются «тяжыл-дыр», так называемый «праздник зеленых листьев». Проходит он в начале лета в новолуние и похож своим смыслом на Троицу у русских. Осенью с размахом проходит праздник «саарыл-дыр» или «праздник желтых листьев», посвященный началу зимнего сезона. 

Один раз в два года в республике проходит общенациональный праздник «Эл-Ойын». На этот праздник приезжают делегации из всех районов республики, представители Казахстана, Тувы и Монголии.

Дневная часть праздника проходит по типу старинных алтайских зайсанских спортивных игрищ, с выступлениями фольклорных коллективов и конкурсами национального костюма и горлового пения.

Вечерняя часть праздника проходит уже по-современному с выступлениями приглашенных артистов, лазерными и пиротехническими шоу.

Кумандинцы

Северная этническая тюркская группа алтайцев называется кумандинцами. Сами они себя называют куманды-кижи, тадарлар, тадар-кижи, и просто алтай-кижи. Сегодня они компактно проживают на территориях Солтонского и Красногорского районов Алтайского края, в Горно-Алтайске и Турочакском районе в верховьях и среднем течении Бии. Эта территория является исконной родной для данного народа.

Кумандинский язык входит в уйгурскую группу тюркских языков, он разделен на три обособленных говора: старобардинский, солтонский и турочакский. Письмо у кумандинцев было в начале XX столетия, но сегодня язык существует только в устном разговорном виде. 

Появились северные алтайцы кумандинцы при длительном историческом взаимодействии древних самодийских угорских племен с некоторыми тюркскими этническими группами. Долгое время до вхождения в Россию кумандинцы были «двоеданцами» и платили дань в русскую казну и джунгарам. 

Традиционными занятиями кумандинцев издавна являются скотоводство, мотыжное земледелие, рыболовство, таежная охота, пчеловодство, промысел кедрового ореха, лекарственных трав и кореньев, ягод и грибов.

В Бийске много кумандинцев работали на лесозаводе. Много кумандинцев в советские годы работали в колхозах и совхозах.

Кумандинцы для решения многочисленных вопросов самоорганизации объединились в «ассоциацию кумандинского народа». 

Основной пищей кумандинцев всегда было мясо домашних животных и таежная дичь, рыба и молочные продукты, злаки и разные съедобные растения черемша и дягиль, саранка и полевые луки, ягоды. Кандык и саранка причем методом сушки луковиц заготавливались в зиму, это было замечательное растительное сырье для приготовления каш. 

По религиозным и мировоззренческим понятиям кумандинцев мир вокруг людей населен добрыми и злыми духами, они придерживаются традиционного шаманизма. Добрые духи во главе с Бай-Ульгеном покровительствуют кумандинским родам (сеокам), именно они награждают людей даром шаманства. Противоборствует доброму Бай-Ульгену злой Эрлик, хозяин подземного мира. 

Фольклор кумандинцев изучен недостаточно, они любят петь песни, состоящие из бытовых сюжетов и четверостиший, сказки с бытовыми и волшебными сюжетами, и эпические сказания о батырах (кай). Особое место в культурном развитии и почет среди сородичей принадлежал всегда мастерам-исполнителям эпосов и сказок – кайчи и исполнителям песен под музыкальный инструмент шор – шорчи. 

Теленгиты 

Малый этнос в составе алтайского, проживающий издавна в южной части Алтайских гор, приграничных с Монголией и Китаем территориях. Их часто называют телесами, происхождение теленгиты ведут от древнего тюркского племени «теле». Племя «теле» или долгане появилось в китайских хрониках V-VI вв. н. э.

Среди теленгитов, впрочем, как и у всех алтайских малых этнических сообществ, огромную роль играет институт рода (сеока). В свете родовых отношений определяются новые браки, развиваются семейные отношения. Сегодня у теленгитов различают 18 родов-сеоков, наиболее многочисленными из них являются кобок, иркит, телес, кыпчак, сагал, моол. 

В религии теленгитов тесно сплелись традиционный шаманизм, они ощутили на себе влияние православия, буддизма (ламаизма) и так называемой «Белой веры» бурханизма. От буддистов телесы взяли календарь животных с двенадцатилетним циклом. 

Основными шаманскими культами стали культ природы или поклонение духам (ээзи). Они почитали горные высокие перевалы, преодолев которые, они всегда оставляли духу горы подарки, складывали камни (обоо), втыкали в них ветви и повязывали на них светлого тона ленты. 

Теленгиты всегда почитали водоемы, священные родники, реки и горные озера. Они считали, что у каждого водоема, у целебных источников есть своя хозяйка «Суу ээзи», представляли они хозяйку в виде юной девушки, взрослой женщины или старухи. Чем крупнее водоем, тем могущественнее и коварнее его хозяйка. 

Почитали телесы тотемных и посвященных животных, большое значение в шаманских обрядах имел схожий с тувинцами, якутами и бурятами культ собаки. Именно с собакой телесы связывают репродуктивность и весь жизненный цикл людей. Уважительно, как все кочевники, телесы относятся к огню, считают его живым существом, всегда его всячески оберегали, запрещали выносить его из жилища.

Тубалары 

Один из малых алтайских эпосов, проживающий компактно в Чойском и Турочакском районах, по берегам Бии, Большой и Малой Иши, Пыжа, Уймень, Сары-Кокша и Кара-Кокша. Сами представители народа именуют себя «туба кижи», «йыш кижи», или «тубалар».

Среди тубаларов в свое время хорошо поработали православные миссионеры, и среди этого народа большинство верующих являются православными христианами. В отдаленных селах местные жители придерживаются мнения шаманов и проводят языческие обряды.

Тубалары издавна занимаются коллективной таежной охотой. Именно поэтому они всегда почитают духа покровителя и помощника в охоте Шаныр, они считали, что он живет в глухой тайге, передвигается на диком марале, имеет посох из желтой акации. За пренебрежительное отношение к себе он мог наказать охотника, наслав на него болезни и защитив от него зверей.

Жилище тубаларов представляет собой квадратный, шести и восьмиугольный деревянный из толстых бревен аил. Он имеет крышу в виде конического, состоящего из жердей шалаша. Покрывали аил чаще всего берестой, корой и дерном. Традиционные поселения исторически и сегодня состоят из 3-5 аилов. 

Издавна тубалары занимаются мотыжным земледелием, выращивают в основном ячмень, из древности главным приемом молотьбы ячменя у них было обжигание колосьев злака на открытом огне. Разводят коров и лошадей, из кислого молока издавна изготовляли продымленные над очагом сырки и молочную слабоалкогольную водку (араку).

Тубалары искусно удят рыбу, занимаются кедровым промыслом, бортничеством, сбором трав и кореньев, ягод и дикой конопли для изготовления холста, добывали руду и плавили железо, ковали его. Испокон веков тубалары, как все кочевники, хорошо выделываю кожу, изготовляют домашнюю утварь и посуду из дерева и бересты, ткали холсты. 

Важнейшим социальным институтом, определяющим уклад жизни тубаларов, является патрилинейные рода (сеоки), внутри рода решались все важные и значимые вопросы организации жизни. Внутриродовые браки у тубаларов запрещены, не допускается в небольшой этнической общности кровосмешение. 

Loading…

Народы Алтая, Народы России, Народы Сибири

Источник: https://posibiri.ru/narody-altaya/

Криминальный мир
Добавить комментарий