Когда нужна доверенность председателю совета дома?

О порядке оформления полномочий(доверенности) представителей собственников помещений в многоквартирном доме

Когда нужна доверенность председателю совета дома?
19.04.2012

Жилищный кодекс РФ допускает случаи участия в отношениях, связанных с управлением многоквартирным домом представителей собственников помещений. На практике порядок оформления и объем полномочий таких представителей вызывает вопросы. В настоящей статье рассмотрим их.

О случаях, при которых возможно участие представителей собственников помещений в многоквартирном доме

Жилищный кодекс РФ прямо предусматривает следующие случаи, когда для совершения тех или иных действий от имени собственников, может быть уполномочен представитель, когда:

1) представитель действует и голосует от имени собственника на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1, 2 ст. 48 ЖК РФ);

2) представитель заключает от имени собственников договор об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (п. 3.1 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ);

3) представитель действует от имени собственников, осуществляющих непосредственное управление многоквартирным домом, в отношениях с третьими лицами (ч. 3 ст. 164 ЖК РФ);

4) председатель совета многоквартирного дома заключает от имени собственников договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в ч. 1 и 2 ст. 164 ЖК РФ (договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества и договоры энергоснабжения) (п. 3 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ);

5) председатель совета многоквартирного дома осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (п. 4 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ);

6) председатель выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в многоквартирном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг.

При этом Жилищный кодекс РФ не содержит запрета на привлечение представителя для заключения договора управления многоквартирным домом от имени собственника (собственников). На практике договоры управления часто заключаются именно представителями, определенными на общих собраниях собственников.

О лицах, которые могут быть представителями

В указанных выше случаях «1-3», а также во всех иных случаях, прямо не указанных в Жилищном кодексе РФ, представителем собственника (собственников) может быть любое лицо: как физическое лицо, в том числе, должностное, так и юридическое лицо (от имени которого действует либо руководитель, либо лицо, уполномоченное руководителем или учредительными документами данного юридического лица). Отметим, что представителем собственников помещений в многоквартирном доме может быть так же один из числа таких собственников (о такой возможности прямо говорится в ч.3 ст.164 ЖК РФ, регулирующей порядок осуществления непосредственного управления многоквартирным домом).

В указанных выше случаях «4-6» представителем собственников может быть только физическое лицо – председатель совета многоквартирного дома.

О документах, подтверждающих полномочия представителя

По нашему мнению, во всех указанных выше случаях, полномочия на совершение сделки должны основываться надоверенности, выдаваемой собственником (собственниками).

Исключение составляет только случай «1», а именно, полномочия представителя собственника на ание на общем собрании могут основываться не только на доверенности, но и на указаниях федеральных законов, актов уполномоченных на то государственных органов или актов органов местного самоуправления (например, ание представителя юридического лица или публичного образования, являющегося собственником помещения в многоквартирном доме).

Что касается случаев «4-6» (представительство председателя совета многоквартирного дома), то в п.п. 3-5 ч. 8 ст. 161.1 прямо указано на необходимость выдачи собственниками помещений доверенности председателю совета многоквартирного дома. При этом в п. 3 ч. 8 ст. 161.

1 прямо указано, что по договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями.

Для случая «2», а так же случая заключения договора управления от имени собственников лицом, не являющимся председателем совета многоквартирного дома, в Жилищном кодексе о доверенности не упоминается.

В связи с этим на практике имеют место случаи, когда представители заключают договоры управления от имени собственников только на основании решения общего собрания об определении данного представителя в качестве уполномоченного лица на заключение договора управления.

По нашему мнению, одного лишь решения общего собрания для надлежащего подтверждения полномочий представителя недостаточно.

Выбор представителя на общем собрании даже с такой, например, формулировкой решения в протоколе данного собрания как «Уполномочить ФИО на заключение договора управления от имени собственников, проавших за принятие данного решения» имеет правовое значения лишь как решение об избрании конкретного лица.

Для возможности совершения одним лицом от имени другого лица той или иной сделки статья 182 ГК РФ, регулирующая представительство, предусматривает обязательность наличия полномочия, основанного на доверенности, указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.

Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, которым фиксируется соответствующее решение об определении уполномоченного лица, не может быть отнесен ни к одному из указанных правовых оснований для возникновения полномочий представительства.

Следовательно, для заключения договора избранному на общем собрании уполномоченному лицу необходимо иметь соответствующую доверенность от собственников.

Для случая «3» (представительство при непосредственном управлении многоквартирным домом) о возможности представительства в ч. 3 ст. 164 ЖК РФ сказано следующее: «3.

На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме».

В приведенной норме используется широкая формулировка о праве представителя действоватьот имени собственниковв отношениях с третьими лицами.

Думается, что и действия по заключению от имени собственников договоров охватывается этой формулировкой. При этом из прочтения ч. 3 ст.

164 ЖК РФ можно предположить, что если уполномоченным лицом является один из собственников, то выдавать ему доверенность нет необходимости.

С этим можно согласиться, но при условии, что полномочия, закрепляемые за одним из собственников по решению общего собрания, не предполагают заключение сделок, то есть договоров от имени других собственников.

Если же одного из собственников другие собственники хотят уполномочить на заключение от их имени договоров с третьими лицами, то выдавать доверенность, по-нашему мнению, необходимо, так как при уполномочивании лица на совершении сделок должны применяться рассмотренные выше положения ГК РФ о представительстве (ст. 182 ГК РФ).

О порядке оформления доверенности собственника (собственников)

В соответствии с пунктами 1 и 2 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу.

Доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Таким образом, поскольку ни договор управления, ни договор об использовании общего имущества, ни договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества, ни договор ресурсооснабжения, ни договор управления не являются сделками, требующими нотариальной формы, то доверенность на заключение таких договор не требует нотариальной формы.

Не требуют нотариальной формы так же и доверенности на ание на общем собрании, на представительство в отношениях с третьими лицами, не предполагающее заключение сделок от имени собственников, на осуществление контроля за выполнением обязательств по заключенным договорам.

Соответственно все указанные доверенности составляются в простой письменной форме.

Доверенность должна быть подписана лицом, которым она выдается.

Соответственно, если уполномоченному лицу доверенность выдают сразу несколько собственников (например, доверенность на заключение договора управления), то все эти собственники должны подписать такую доверенность.

В противном случае, даже если собственник на общем собрании ал за выбор лица в качестве уполномоченного, но не поставил подпись в доверенности, то считается, что такой собственник доверенность не выдавал.

Следовательно, при заключении договора уполномоченным собственниками лицом, собственник, чья подпись не стоит в доверенности, не приобретает права и не становится обязанным по данному договору.

В то же время это не будет означать, что такой собственник тем самым избежит обязанности вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Однако основанием для взыскания этой платы не может быть заключенный договор. Плата должна взыскиваться в этом случаев с использованием норм о неосновательном обогащении (гл. 60 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 185 ГК РФ доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Договор управления МКД, который от имени собственников вправе заключить председатель МКД, не отнесен к сделкам, требующим нотариальной формы.

Таким образом, и сама доверенность не требует нотариального удостоверения.

О невозможности выдачи доверенности путем принятия решения собранием собственников помещений

На практике широкое распространение имеет место случай выдачи доверенности одному из собственников помещений путем принятия соответствующего решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того появилась практика когда всвязи с тем, что не реально получить доверенности от 50% собственников, для выдачи доверенности председателю Совета МКД, собственники на общем собрании выбирают собственника, наделяя его полномочиями по выдаче доверенности председателю Совета МКД от имени собственников, присутствующих на собрании.

По такой сложившейся практике прежде всего, следует отметить, что представительские полномочия выбранного лица (в т.ч. одного из собственников) на совершение сделки, сами по себе требуют доверенности от собственников.

При этом если какой-либо собственник не распишется в доверенности, выдаваемой выбранному лицу, то будет считаться, что он доверенности не выдал.

Один лишь факт присутствия на общем собрании не может подтверждать факт выдачи доверенности.

Таким образом, в любом случае выбранное лицо не вправе представительствовать при заключении сделки от имени собственника, который просто участвовал в собрании, но своей подписи непосредственно в доверенности не поставил.

Механизм, который предлагается применить в осуществляемых собственнками на общем собрании действиях, предполагает, что доверенность председателю Совета МКД осуществлять представительские функции от имени собственника выдается не этим собственником непосредственно, а неким другим собственником, имеющим полномочие на выдачу такой доверенности.

В соответствии с п. 1 ст. 185 ГК РФ доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами.

В соответствии с положениями части 8 ст. 161.1 ЖК РФ полномочия по заключению договора управления, выполнению контроля по такому договору, председатель осуществляет на основании доверенности (доверенностей), выданной (выданных) собственниками помещений в многоквартирном доме.

При этом согласно п. 3 ч. 8 ст. 161.

1 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями.

Таким образом, указанные представительские полномочия председателя Совета МКД должны исходить непосредственно от собственников.

То есть в доверенности, подписываемой собственниками, должно быть указано, что эти собственники доверяют председателю выполнять от их имени соответствующие действия. В рассматриваемом механизме такая доверенность отсутствует.

Поделитесь этой информацией:

Источник: https://jilkom.ru/detail_info_gkh.php?ELEMENT_ID=7585

Старшие по дому: деятельность советов МКД

Когда нужна доверенность председателю совета дома?

Еще в 1991 году с принятием Закона о приватизации жилых помещений, государство полностью переложило ответственность за содержание многоквартирных домов на его собственников.

Однако, понимания как реализовать эту обязанность не было ни у собственников, ни у государства, и, в реальности, управление домами оставалось в руках муниципальных предприятий, за очень редким исключением, когда наиболее организованные и продвинутые собственники с 1993 г.

начали создавать ТСЖ (кондоминиумы). Привычное нам положение дел, когда треть домов управляется ТСЖ и ЖСК, а оставшиеся 2/3 находятся в управлении УК, берет свое начало с 01.03.2005 (момента вступления ЖК РФ в силу).

Тогда ЖК РФ впервые определил 3 способа управления многоквартирными домами, а, главное, снова подчеркнул, что управление домом это не только право, но и обязанность собственников.

В той первоначальной редакции ЖК РФ было установлено, что органом управления и контроля ТСЖ является общее собрание его членов, а реализацией решения собрания занимается правление, которое избирается из самих же собственников и, по сути, является правительством в государстве (если дом воспринимать как мини государство, то правление в нем правительство, собрание членов – парламент, а председатель ТСЖ – президент). В такой структуре участие собственников в жизни дома максимальное, стопроцентное, ведь ТСЖ это и есть собственники, самостоятельно управляющие домом.

Ситуация с УК была обратной, участие собственников в жизни дома было сведено к нулю, выбор такого способа управления означал, что собственники, передав управление профессионалам (специалистам), полностью делегировали свои права и обязанности. Способ контроля над такими профессионалами ЖК РФ предусмотрен не был, хотя был необходим.

В связи с этим не на уровне закона, а на уровне бытовой жизни появилось понятие «старший по дому», а также «старший по подъезду», которые брали на себя ответственность по взаимодействию с УК и контроль над ее действиями.

Однако, поскольку такой институт как «старший по дому/подъезду» не был предусмотрен законом, то и правовых инструментов осуществления контроля над УК у таких инициативных граждан не было.

Только в 2011 году «старшим по домам/подъездам» дали правовой статус, наделили их правами и обязанностями. Федеральным законом от 04.06.2011 N123-ФЗ были внесены изменения в ЖК РФ, и появилась новая статья 161.1. «Совет многоквартирного дома».

Из содержания указанной статьи можно сделать несколько выводов:

1. Совет дома это орган контроля над УК, то есть совет дома создается только в домах, где нет ТСЖ или ЖСК.

2. Совет дома орган коллективный, количество его членов определяется собранием собственников.

3. Совет дома избирается только на общем собрании собственников. Необходимое количество для такого избрания – более 50% «ЗА» от кворума.

4. Совет дома осуществляет свои функции как коллектив граждан и не регистрируется как юридическое лицо.

5. Совет дома избирается только для данного дома, не может существовать на несколько домов.

6.

 Если в течение календарного года решение об избрании совета многоквартирного дома собственниками помещений в нем не принято или соответствующее решение не реализовано, орган местного самоуправления в трехмесячный срок созывает общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в повестку дня которого включаются вопросы об избрании в данном доме совета многоквартирного дома, в том числе председателя совета данного дома, или о созданиив данном доме товарищества собственников жилья (ч. 2 ст. 161.1.ЖК РФ).

7. Из состава совета дома избирается председатель совет дома, который осуществляет руководство текущей деятельностью совета многоквартирного дома и подотчетен общему собранию собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 6 ст. 161.1.ЖК РФ).

8. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о выплате вознаграждения членам совета многоквартирного дома, в том числе председателю совета многоквартирного дома.

Такое решение должно содержать условия и порядок выплаты указанного вознаграждения, а также порядок определения его размера (ч. 8.1. ст. 161.1.ЖК РФ).

Необходимое количество для такого избрания – более 50% «ЗА» от кворума.

9. Срок полномочий совета дома устанавливается общим собранием собственников и не ограничен по времени. Если собрание не установило срок полномочий, тогда совет дома должен переизбираться каждые 2 года. Совет дома может быть переизбран досрочно только в случае ненадлежащего исполнения своих обязанностей.

10. В соответствии с ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям совета дома относятся:

1) обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме;

2) выносит на общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в многоквартирном доме, в том числе земельным участком, на котором расположен данный дом, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, а также предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит настоящему Кодексу;

3) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;

4) представляет собственникам помещений в многоквартирном доме до рассмотрения на общем собрании собственников помещений в данном доме свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. В случае избрания в многоквартирном доме комиссии по оценке проектов договоров указанное заключение представляется советом данного дома совместно с такой комиссией;

5) осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг собственникам жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и пользователям таких помещений, в том числе помещений, входящих в состав общего имущества в данном доме;

6) представляет на утверждение годового общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отчет о проделанной работе;

7) осуществляет принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме в случае принятия соответствующего решения общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме в соответствии с пунктом 4.2 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

11. В соответствии с ч. 8 ст. 161.1. ЖК РФ к полномочиям председателя совета дома относятся:

1) до принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о заключении договора управления многоквартирным домом вправе вступить в переговоры относительно условий указанного договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме вправе вступить в переговоры относительно условий договоров, указанных в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса;

2) доводит до сведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме результаты переговоров по вопросам, указанным в пункте 1 настоящей части;

3) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, заключает на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления многоквартирным домом или договоры, указанные в частях 1 и 2 статьи 164 настоящего Кодекса.

По договору управления многоквартирным домом приобретают права и становятся обязанными все собственники помещений в многоквартирном доме, предоставившие председателю совета многоквартирного дома полномочия, удостоверенные такими доверенностями.

Собственники помещений в многоквартирном доме вправе потребовать от управляющей организации копии этого договора, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме копии договоров, заключенных с лицами, осуществляющими оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, от указанных лиц;

4) осуществляет контроль за выполнением обязательств по заключенным договорам оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 настоящего Кодекса;

5) на основании доверенности, выданной собственниками помещений в многоквартирном доме, выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг;

6) осуществляет принятие решений по вопросам, которые переданы для решения председателю совета многоквартирного дома в соответствии с решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятым в соответствии с пунктом 4.3 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса.

Огромный минус действующего законодательства в части полномочий и возможностей совета дома в том, что все перечисленные в ч. 5 ст. 161.1. ЖК РФ полномочия носят декларативный характер, многие формулировки неточные и вызывают массу вопросов.

По своей сути, даже полномочия по контролю за деятельностью УК, ничем не подкреплены, у совета нет механизмов воздействия на УК, нет инструментов (наложение санкций, распоряжение денежными средствами дома, удержание средств в связи с некачественно предоставленными услугами и т.п.).

В случае выявления советом со стороны УК каких-либо нарушений, совет с этим ничего не может сделать, только лишь обращаться в надзорные органы, но таким правом обладают и другие собственники дома. Деятельность совета дома в подавляющем большинстве случаев носит безвозмездный характер, т.к. предусмотренная в ч. 8.1. ст. 161.1.

ЖК РФ возможность установления вознаграждения членам совета дома, является лишь правом, а не обязанностью собрания, хотя с момента избрания совета дома, члены такого совета обязаны реализовывать свои полномочия.

Даже при утверждении такого вознаграждения, механизм его выплаты (должен ли заключаться договор с УК, из каких средств оплачиваются эти деньги, ведь статья «содержание дома» является целевой и не предусматривает таких расходов?) неясен. Письмом от 29.09.2015 N32395-ОГ/04 Минстрой России разъяснил один из возможных порядков оплаты вознаграждения членам и председателям советов МКД, однако письмо содержит лишь мнение Минстроя и нормативным правовым актом не является.

Источник: https://acato.ru/articles/20151012/starsie-po-domu

Роль совета МКД в управлении домом

Когда нужна доверенность председателю совета дома?

 Настоящие методические рекомендации рассматривают вопросы, связанные с реализацией полномочий советов многоквартирных домов, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, и предназначены председателям и членам советов многоквартирных домов, другим заинтересованным лицам. 

Совет многоквартирного дома – выборный орган собственников помещений в многоквартирном доме. Его создание и полномочия регулируются статьей 161.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс, ЖК).

Совет многоквартирного дома (далее – совет МКД, совет дома, совет) избирается собственниками помещений в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья (ТСЖ) и данный дом не управляется жилищным кооперативом.

Единственным органом управления таким домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (см. ч.1 ст. 44 Жилищного кодекса ) (далее – общее собрание).

 Общее собрание как орган управления принимает решения по наиболее важным вопросам, связанным с управлением многоквартирным домом. Вопросы, принятие решений по которым относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, приведены в Приложении 1.

Правовой статус совета МКД как органа, связанного с управлением многоквартирным домом, прямо не установлен Жилищным кодексом  (в отличие от комиссий собственников помещений, которые являются коллегиальными совещательными органами управления многоквартирным домом (ч. 11 ст. 161.1 ЖК). Но анализ полномочий, предоставленных совету многоквартирного дома Жилищным кодексом, показывает, что совету не передаются полномочия общего собрания принимать решения по управлению многоквартирным домом. Поэтому работа совета МКД не может заменить общего собрания. Роль совета МКД состоит в том, чтобы до общего собрания готовить предложения по вопросам, которые будут рассматриваться на общем собрании, а затем обеспечивать и контролировать выполнение решений, принятых общим собранием (таблица 1). И это очень важная роль, потому что если вопросы не проработаны заранее, на общем собрании собственникам помещений трудно принять обоснованные решения. Кроме того, как показала практика, если в доме нет постоянно действующего органа, представляющего интересы собственников, нет возможности обеспечить постоянное взаимодействие с управляющей организацией и эффективный контроль за исполнением ею обязательств по договору управления. В период между общими собраниями совет МКД является связующим звеном между собственниками помещений в доме и между собственниками помещений и управляющей организацией. Членам совета МКД и его председателю важно помнить, что они «первые среди равных». Они не решают за собственников помещений, а помогают им принять решения и осуществлять контроль за их выполнением.

Если собственники помещений в многоквартирном доме хотят детально определить, какие именно действия они поручают совету многоквартирного дома (в рамках полномочий совета МКД и его председателя, установленных Жилищным кодексом), а также в одном документе собрать решения по организационным вопросам деятельности совета, они решением общего собрания могут утвердить положение о совете многоквартирного дома. Проект такого положения приведен в Приложении 2.

Таблица 1. Полномочия совета многоквартирного дома и председателя совета многоквартирного дома  

Полномочия совета МКД Полномочия председателя совета МКД
Обеспечивает выполнение решений общего собрания собственников помещений    
Выносит на общее собрание собственников помещений в МКД в качестве вопросов для обсуждения предложения о порядке пользования общим имуществом в МКД, в том числе земельным участком, о порядке планирования и организации работ по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, о порядке обсуждения проектов договоров, заключаемых собственниками помещений в данном доме в отношении общего имущества в данном доме и предоставления коммунальных услуг, предложения по вопросам компетенции совета многоквартирного дома, избираемых комиссий и другие предложения по вопросам, принятие решений по которым не противоречит Жилищному кодексу  
Представляет собственникам помещений предложения по вопросам планирования управления многоквартирным домом, организации такого управления, содержания и ремонта общего имущества в данном доме;  
Представляет собственникам помещений до рассмотрения на общем собрании свое заключение по условиям проектов договоров, предлагаемых для рассмотрения на этом общем собрании. Вправе вступить в переговоры относительно условий договора управления многоквартирным домом (при непосредственном управлении – договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в МКД, договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления) – до принятия общим собранием собственников помещений решения о заключении договора управления многоквартирным домом. Доводит до сведения общего собрания собственников помещенийрезультаты переговоров по условиям договора управления многоквартирным домом (при непосредственном управлении – договора на содержание и ремонт общего имущества, договоров ресурсоснабжения)
Осуществляет контроль за оказанием услуг и (или) выполнением работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и за качеством предоставляемых коммунальных услуг Подписывает акты приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в МКД, акты о нарушении нормативов качества или периодичности оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, акты о непредоставлении коммунальных услуг или предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества, а также направляет в органы местного самоуправления обращения о невыполнении управляющей организацией обязательств, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса.

  Сопоставление полномочий совета МКД и председателя совета показывает, что председатель совета действует как руководитель коллегиального органа. Его полномочия вытекают из полномочий совета. Именно совет готовит предложения, представляет собственникам помещений свое заключение по условиям проектов договоров (в том числе используя результаты переговоров, проведенных председателем), осуществляет контроль за оказанием услуг и выполнением работ по договору управления домом, а председатель совета подписывает акты приемки услуг и работ, акты о нарушениях договорных обязательств и обращается в органы местного самоуправления при невыполнении управляющей организацией условий договора управления. Поэтому председатель совета МКД должен основываться не на своем единоличном решении, а на решении совета. В Жилищном кодексе кроме полномочий председателя совета МКД как руководителя совета указаны также его полномочия как доверенного лица отдельных собственников помещений, выдавших ему доверенность на заключение договора управления многоквартирным домом (на условиях, указанных в решении общего собрания), контроль за выполнением обязательств по заключенному договору, а также на выступление в суде в качестве своего представителя по делам, связанным с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг. Нужно иметь в виду, что председатель совета МКД, действуя по доверенности конкретного собственника помещения, выступает только как доверенное лицо данного собственника, а не как руководитель коллегиального органа – совета многоквартирного дома. Собственник помещения вправе выдать аналогичную по полномочиям доверенность любому лицу, а не только председателю совета МКД. При выдаче доверенностей председателю совета МКД многими собственниками помещений в доме, возможно, облегчается заключение договора управления с собственниками помещений в многоквартирном доме (потому что часть договоров подписывает одно доверенное лицо). Но это скорее облегчает процесс подписания договоров для управляющей организации. Для собственников помещений мало что меняется, просто вместо того, чтобы самим подписать договор, они подписывают доверенность другому лицу. Но права и обязанности по договору возникают именно у собственников помещений (см. пункт 2 части 8 статьи 161.1 ЖК). А председатель совета МКД, не зависимо от того, есть ли у него доверенности собственников помещений или нет, участвует в контроле за исполнением управляющей организацией обязательств по договору управления, потому что он член совета МКД – органа, у которого есть полномочие осуществлять контроль. Доверенности собственников помещений действительно нужны председателю совета МКД в случае, если он будет представлять их интересы в суде. Для исполнения полномочий, предоставленных совету многоквартирного дома, председателю совета не нужны доверенности собственников помещений. Председателю совета МКД, получившему доверенности от собственников помещений, рекомендуется четко разделять, когда он действует как участник коллегиального органа – совета МКД, а когда как доверенное лицо конкретного собственника помещения.

Полномочия председателя или члена совета многоквартирного дома могут подтверждаться выпиской из протокола общего собрания, на котором они были избраны в состав совета, подписанной председателем и секретарем общего собрания.

В выписке из протокола общего собрания должны быть указаны дата проведения общего собрания, решение об избрании собственника помещения председателем (членом) совета многоквартирного дома (с указанием адреса дома) и на какой срок избран совет дома.

Выписка из протокола общего собрания может быть заверена органом территориального общественного самоуправления или органом местного самоуправления, если представители этих органов присутствовали на общем собрании.

Источник: https://gkh.volgograd.ru/information-support/sovety-mnogokvartirnykh-domov/rol-soveta-mkd-v-upravlenii-domom/

Совет многоквартирного дома. Практические вопросы

Когда нужна доверенность председателю совета дома?

(Лейба А.) («Жилищное право», 2014, N 2)

СОВЕТ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА. ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ

А. ЛЕЙБА

Лейба Алексей, юрисконсульт ООО «Уралводоканал».

С момента принятия Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», которым в ЖК РФ была введена статья 161.1 о совете многоквартирного дома, прошло более двух лет.

Тем не менее проблема самоорганизации разрозненных собственников квартир дома при отсутствии в нем ТСЖ актуальна и у многих вызывает интерес до сих пор. О том, как реализовывались эти положения на практике, будет рассказано в настоящей статье.

ДОМОВЫЕ КОМИТЕТЫ И СТАРШИЕ ПО ДОМУ (ПРЕДЫСТОРИЯ СОЗДАНИЯ СОВЕТОВ МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА)

Статьей 19 ЖК РСФСР в свое время было предусмотрено, что домовые комитеты и другие органы общественной самодеятельности, в соответствии с положениями о них, участвуют в управлении жилищным фондом, оказывают содействие жилищно-эксплуатационным организациям в их работе по обеспечению сохранности и надлежащему использованию жилищного фонда, а также осуществляют общественный контроль за соблюдением гражданами правил пользования жилыми помещениями и содержания жилых домов. Существовали и старшие по дому (подъезду), выполнявшие подобные общественные функции. Как отмечает А. Юзиков, «их деятельность не регламентирована существующим законодательством. ЖК РФ, вступивший в силу в 2005 году, никаких упоминаний о старших по дому и домовых комитетах не содержит» . ——————————— Юзиков А. А. О замене старших по дому и домкомов на советы многоквартирных домов (на примере г. Москвы) // Вестник Екатерининского института. 2011. N 4(16).

В настоящее время статьей 161.1 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений обязаны избрать совет многоквартирного дома (далее — МКД), если в МКД не создано товарищество собственников жилья либо данный дом не управляется жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом и при этом в данном доме более чем четыре квартиры.

При этом речь идет именно о количестве квартир, а не комнат или нежилых помещений. Министерство регионального развития РФ в письме от 27.10.2012 разъяснило данные положения ЖК РФ и указало, что совет МКД — это новый институт самоорганизации собственников помещений в МКД.

Министерство также указало, что ЖК РФ предусматривает необходимость избрания совета МКД при реализации в таком доме следующих способов управления: — управление управляющей организацией (совет дома может представлять интересы собственников при заключении договора управления МКД); — непосредственное управление (контролировать заключение договоров на выполнение работ и предоставление услуг по содержанию дома) . ——————————— Официальный сайт Министерства регионального развития РФ. Доступ через http://www. minregion. ru/pressoffice/news/1635.html.

Таким образом, основная задача создания института совета МКД — организовать, объединить разобщенных собственников квартир и других помещений в одного полновластного хозяина — МКД, одновременно вытеснив такие устаревшие формы, как домовые комитеты и старшие по дому.

ВОПРОСЫ ИЗБРАНИЯ СОВЕТА МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА. СТАТУС СОВЕТА

Если собственники не проявят самостоятельности и не проведут общее собрание, на котором будет избран совет МКД, то в течение календарного года (или если соответствующее решение не реализовано) орган местного самоуправления обязан в трехмесячный срок созвать общее собрание этих собственников (ч. 2 ст. 161.1 ЖК РФ).

В повестку дня при этом включаются вопросы об избрании в данном доме совета МКД, в том числе председателя совета данного дома, или вопрос о создании в данном доме ТСЖ.

Следует иметь в виду, что в таком случае выбор председателя совета МКД будет зависеть не только от собственников помещений, поскольку влияние органов местного самоуправления в подобных случаях достаточно велико.

Поэтому в конечном итоге председателем совета может стать совсем не то лицо, которое собственники хотели бы видеть в этом качестве. При определении статуса совета МКД необходимо учитывать следующее: 1.

Поскольку совет МКД не является ни юридическим лицом, ни общественной организацией, регистрация совета, а также положения, на основании которого он действует, в органах местного самоуправления, налоговых и иных органах не осуществляется. В связи с этим И.

Миронов отмечает, что «…отсутствие предписаний о необходимости хотя бы ведения органами местного самоуправления учета избранных в конкретных многоквартирных домах советов дома, а также председателей таких советов на практике не будет способствовать их легитимному восприятию во взаимоотношениях с третьими лицами, в особенности с управляющими организациями» . ——————————— Миронов И. Б. Совет дома как способ повышения эффективности управления многоквартирным домом // Семейное и жилищное право. 2012. N 1.

2. В его состав избираются только собственники всех (жилых и нежилых) помещений, поэтому председателем совета дома может быть даже представитель юридического лица, если оно является собственником помещения в МКД. 3. ЖК РФ не устанавливает требований к минимальному или максимальному количественному составу совета МКД. Это оставлено на откуп собственников.

Например, для домовых комитетов пунктом 4 Положения о домовом комитете в государственном жилищном фонде, утвержденного Постановлением Совмина РСФСР И ВЦСПС от 09.08.1968 N 548 «Об усилении роли домовых комитетов в управлении государственным жилищным фондом», было установлено, что он должен избираться в составе не менее 7 человек . ——————————— СП РСФСР. 1968. N 15.

С. 75.

4. Избрание совета МКД собственниками помещений нескольких МКД не допускается, что установлено в ч. 3 ст. 161.1 ЖК РФ. 5. Совет МКД ни при каких обстоятельствах не подменяет собой такой высший орган управления МКД, как общее собрание собственников, поэтому вопросы исключительной компетенции не могут быть переданы совету МКД . ——————————— Миронов И. Б. Указ. соч.

Как было отмечено в Апелляционном определении Хабаровского краевого суда от 07.08.2013 по делу N 33-4823, «совет собственников МКД не является органом управления в смысле ст. 161 ЖК РФ в отличие от ТСЖ и УК, а его деятельность по управлению МКД, начислению оплаты за содержание дома, за текущий и капитальный ремонт не основана на законе.

Такой способ управления МКД, как непосредственное управление советом собственников МКД, ч. 2 ст. 161 Жилищного кодекса РФ не допускает». 6. Для подготовки предложений по отдельным вопросам, связанным с деятельностью по управлению МКД, могут избираться комиссии собственников помещений в данном доме, количество которых также не ограничено.

Они являются коллегиальными совещательными органами управления (ч. 11 ст. 161.1 ЖК РФ). Очевидно, что порядок их создания должен быть предусмотрен в соответствующих положениях о совете МКД. 7.

По общему правилу совет дома избирается сроком на 2 года, однако общим собранием может быть установлен как более короткий, так и более длительный срок, а, например, в случае принятия решения о создании в доме ТСЖ полномочия совета прекращаются досрочно.

УДОСТОВЕРЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА ДОМА

Без доверенности председатель вправе осуществлять большинство организационно-распорядительных и контрольных полномочий, перечисленных в ст. 161.1 ЖК РФ.

На основании доверенности, выданной собственниками помещений в МКД, избираемый из числа лиц данного совета председатель может заключать на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений в данном доме, договор управления МКД или договоры, указанные в ч. 1 и 2 ст. 164 ЖК РФ (при непосредственном управлении).

При этом по договору управления МКД приобретают права и обязанности все собственники помещений в МКД, предоставившие председателю совета дома такие полномочия.

Исключительно на основании доверенности, выданной собственниками помещений в МКД, председатель выступает в суде в качестве представителя собственников помещений в данном доме, при этом ЖК РФ относит к таким делам только дела, связанные с управлением данным домом и предоставлением коммунальных услуг (п. 5 ч. 8 ст. 161.1 ЖК РФ).

Однако при обращении в суд и непредставлении доверенности на представление интересов избранный председатель совета МКД действует только от своего имени и поэтому не имеет полномочий от всех собственников помещений (Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 13.08.2013 по делу N 33-6850/2013).

Что касается порядка оформления доверенности, выдаваемой председателю совета МКД, хотелось бы отметить следующее. Ввиду отсутствия регламентации такого порядка в ЖК РФ, руководитель клуба «Управдом» А. Демченко сделал запрос в Минрегион России с просьбой пояснить, как именно должна быть оформлена такая доверенность.

Из ответа за подписью директора департамента ЖКХ И. Булгаковой следует, что доверенность должна быть оформлена в соответствии со ст. 185 ГК РФ . Однако до сих пор непонятно, необходима одна доверенность, подписанная всеми собственниками (и как это технически оформлять), или все-таки нужна доверенность от каждого собственника. ——————————— Официальный сайт клуба собственников жилья «УПРАВДОМ» (г. Новосибирск). Доступ через http://clubupravdom. ru/news/sovet_mnogokvartirnogo_doma_dolzhen_poluchit_pismennye_doverennosti/2011-08-31-250#.Um-A5Np_ERA().

Полномочия председателя могут быть конкретизированы и в тексте самой доверенности. Например, в решении Арбитражного суда Саратовской области от 02.10.

2013 по делу N А57-5190/2013 было указано, что «председатель совета дома наделена полномочиями следующих действий от имени собственников помещений МКД: — вступать в переговоры относительно условий договоров на обслуживание и текущий ремонт общего имущества МКД до принятия общим собранием собственников решения о заключении этого договора; — заключать на условиях, указанных в решении общего собрания собственников помещений, с правом подписания от лица собственников договоры на обслуживание и текущий ремонт имущества МКД, осуществлять контроль за выполнением обязательств по заключенному договору на обслуживание и текущий ремонт имущества МКД, подписывать акты приемки-передачи коммунальных услуг по обслуживанию и текущему ремонту имущества, паспорта готовности дома к эксплуатации в зимний период, актов осмотра МКД и других документов, касающихся обслуживания и ремонта дома».

ОПЛАТА ТРУДА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА

По поводу оплаты труда председателя совета МКД А. Рыжов отмечает, что «четкое разграничение правовой природы совета МКД и ТСЖ делает обоснованным отсутствие в ЖК РФ указаний на оплату труда председателя совета МКД.

В этой связи единственным механизмом сбора средств на оплату труда председателя совета МКД может быть включение соответствующего пункта в договор управления таким домом, на основании которого управляющая организация станет начислять вознаграждение председателю.

Однако такой механизм порождает настолько очевидный конфликт интересов, что его невозможно рассматривать как одобряемый» . ——————————— Рыжов А. Совет многоквартирного дома // Жилищное право. 2011. N 11.

Источник: http://www.center-bereg.ru/a33.html

Криминальный мир
Добавить комментарий