Какую сумму я должен оплатить по суброгации?

После ДТП страховая подала на меня в суд, что делать?

Какую сумму я должен оплатить по суброгации?

Присылайте документы по Вашему судебному делу на нашу электронную почту, и мы подробно расскажем о перспективах судебного дела в случаях, когда страховая компания подала на Вас в суд).

Если Ваш вопрос касается Европротокола, то жмите сюда.

Примерно 30-40% звонков, поступающих к нам, начинаются со слов: «2-3 года назад (более трех лет назад), я был виновником ДТП, у потерпевшего было КАСКО и он отремонтировал свой автомобиль в страховой компании «N». Теперь эта «N» страховая компания подала на меня в суд о возмещении ущерба, причиненного в результате ДТП, в порядке суброгации (и это не ругательное слово)».

Понятие суброгации

Суброгация (лат. subrogatio — замена) — переход к страховщику, выплатившему страховое возмещение, права требовать компенсацию с лица, ответственного за ущерб, причиненный страхователю в пределах возмещенного.

То есть, страховая компания «N» имеет право требовать с Вас компенсацию, что не накладывает на Вас обязанность платить все, что страховщики просят в своем иске.

Как долго ждать претензию или иск?

Срок исковой давности по таким делам равен трем годам и страховые компании стараются к окончанию этого срока подавать иски на ничего не подозревающих автолюбителей, с расчетом на Вашу забывчивость и беспечность.

Вы вспоминаете, что действительно, было дело, на осмотр поврежденного авто Вас никто не приглашал, а откуда взялась львиная доля повреждений, и, как следствие, сумма исковых требований, Вы представления не имеете. Тут же Вы начинаете себя корить, что не позаботились о расширении лимита по ОСАГО, прикидывать в течение какого срока у Вас получится возместить указанную сумму и каким образом…

Тут стоит остановиться.

Будьте бдительны и внимательны!

В 90% случаев иск по суброгации подаёт страховое коллекторское агентство.  Чаще всего это “Центр долгового управления” (ЦДУ), “Бизнес коллекшн групп”, ООО “Реновацио”, ЦАП “Ваше право”.

Во-первых, обратите внимание на дату подачи искового заявления. Она не должна превышать трех лет со дня, случившегося по Вашей вине ДТП.

В связи с тем, что дел таких много, то  страховые коллекторы иногда не успевают подать иск в срок, поэтому, хоть и редко, но у Вас есть шанс выиграть дело по суброгации вообще без юристов.

При просрочке исковой давности вы можете просто подать заявление о применении срока исковой давности.

Во-вторых, вспомните обстоятельства ДТП. Не всегда нарушение Вами пункта ПДД равно виновности в причинении ущерба.

А в-третьих, также, как страховая компания хочет обмануть Вас, точно также она завышает сумму ущерба, которую требует с Вас в порядке суброгации.

Как вести себя в подобной ситуации?

В любом случае отстаивать свои права в суде или в досудебном порядке Вам придется. Нужно будет пройти от начала и до конца все судебные заседания самому или, выдав доверенность юристу, иначе из-за Вашей неявки будет вынесено заочное решение, согласно которому будут удовлетворены полностью требования страховой компании «N», какими бы необоснованными они ни были.

ПРИМЕР УСПЕШНОГО РЕШЕНИЯ ПО ДЕЛУ О СУБРОГАЦИИ

“Подводные камни” этой процедуры

В суде по суброгации Вы имеете право:

Главное в этом «бою» – владеть законодательной базой, так как именно по Вашему незнанию законов иски такого рода удовлетворяются в пользу страховой компании, что накладывает на Вас обязанность выплачивать в копилку страховой компании невероятно завышенные суммы.

Что дальше?

  1. Вам нужно ознакомиться с экспертизой или ремонтными документами, на основании которых рассчитана цена иска. 
  2. Понять насколько перечень повреждений соответствует действительным повреждениям автомобиля.

Иногда очевидно, что перечисленные в экспертном заключении повреждения по Вашей вине просто не могли быть образованы, например, в том случае, когда Вы совершили столкновение с потерпевшим, въехав ему в задний бампер справа, а в экспертизе фигурирует передняя левая фара.

Бывает, сумма ущерба завышена так, что намного превышает стоимость автомобиля, а бывает, что после ДТП страховая компания требует взыскать с виновника стоимость ущерба без учета эксплуатационного износа деталей – неправильно.

Внимание!

Так же стоит помнить о существовании годных остатков, которые в натуре (и это не блатной жаргон), либо в денежной форме, Вы имеете право требовать на основании закона.

Ознакомившись с этими документами, Вы можете прийти к выводу, что необходимо ходатайствовать о проведении судебной экспертизы. Правда придется ее оплатить, но в некоторых случаях законодательством предусмотрено освобождение от оплаты, уменьшение размеров оплаты, рассрочка.

Судебная экспертиза, как правило, проясняет ситуацию, но и среди экспертов случаются малообразованные специалисты. В том случае, если именно такой встретился на Вашем пути, представив суду необоснованное заключение, не нужно опускать руки, нужно бороться и отстаивать свои права.

Примеры из реальной жизни

В нашей практике были случаи, когда суд при вынесении решения не учитывал результаты и судебной экспертизы, если она реально не соответствует указанным выше параметрам. Главное – грамотно и обоснованно написанный отзыв (рецензия) на заключение эксперта.

Судебные разбирательства по суброгации в большинстве своем имеют массу тонкостей и нюансов, могут обернуться неожиданными открытиями, как для Вас, так и для страховой компании.

Поэтому рекомендуем не заниматься самодеятельностью, а обратиться к компетентным специалистам (хотя бы за бесплатной консультацией), которые «собаку съели» на такого рода делах и будут «отстаивать права и интересы заказчика, реализовывать мероприятия, с той оперативностью и степенью заботливости, разумности и добросовестности, как если бы они отстаивали свои собственные права и интересы» (цитата из п.3.1.3. нашего договора на оказание юридических услуг).

Кто возместит мои затраты?

В случае если дело будет рассмотрено в Вашу пользу, расходы на юридические услуги, согласно статье 100 ГПК РФ, будут возмещены Вам пропорционально либо в разумных пределах.

В том случае, если по независящим от Вас обстоятельствам решение судом первой инстанции уже вынесено и вынесено не в Вашу пользу, не отчаивайтесь, всякое незаконно вынесенное решение можно обжаловать в суд вышестоящей инстанции.

Уникально предложение для тех, на кого подала в суд страховая компания.

Наш опыт показывает, что в случае, когда на виновника ДТП подает страховая компания пострадавшего, где была застрахована его машина по КАСКО (суброгация), весь судебный процесс ограничивается в среднем максимум тремя заседаниями. В связи с этим мы решили оптимизировать стоимость затрат на юристов по таким категориям дел.

Мы поможем!

Вне зависимости от размера ущерба, который с Вас требуют в суде, за нашу работу Вы заплатите всего 6000 рублей за выезд в суд по г. Москве (область 7000 рублей).

В стоимость входят:

  • представление интересов в суде;
  • составление заявлений, ходатайств, возражений на заседание;
  • анализ документов;
  • консультация юриста.

Предложение постоянное.

Образец ответа на претензию страховой (скачать).

Источник: https://xn--80aagwcmqkqjjc5b8c.xn--p1ai/stati/35-posle-dtp-strahovaja-podala-na-menja-v-sud-chto-delat

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

Какую сумму я должен оплатить по суброгации?

Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.

В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.

Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71

Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/poterpevshim-v-dtp-na-zametku-novaya-sudebnaya-praktika-vzyskaniya-s-vinovnika-dtp-ushherba-sverx-straxovogo-vozmeshheniya-bez-ucheta-iznosa-detalej-i-zapchastej/

Суброгация: если виноват в ДТП,а выплаты по ОСАГОне хватило

Какую сумму я должен оплатить по суброгации?

В рамках ОСАГО страховщик виновника аварии оплачивает ущерб по «железу» в пределах 400 тысяч рублей. Расходы сверх лимита компенсирует водитель, спровоцировавший происшествие. А если на момент аварии у потерпевшего был полис КАСКО, виновнику придётся разбираться ещё и со страховой компанией, продавшей добровольную автостраховку.

После выплаты по договору КАСКО страховщик вправе требовать с виновника аварии компенсации своих затрат. Данное право называется «суброгация», оно закреплено на законодательном уровне.

Таким образом, не стоит особо удивляться, если через некоторое время после аварии придёт письмо от компании потерпевшего с требованием возместить имущественный ущерб. Конечно же, это возможно лишь при превышении размера максимального возмещения по автогражданке. Казалось бы, в этой ситуации уже ничего не поделаешь, ведь закон на стороне страховой компании.

На деле можно полностью перекрыть риск расходов вследствие суброгации. Об этом следует позаботиться ещё до наступления страхового события.

Единственный способ защиты от суброгации – это покупка полиса ДСАГО. Наличие такой страховки автоматически переадресовывает все имущественные претензии в компанию, оформившую договор ДСАГО.

При этом стоимость восстановления машины должна укладываться в размер максимальной выплаты по добровольной автогражданке. Лимит ответственности по ДСАГО определяется при оформлении полиса. Следовательно, нужно заранее прикинуть размер максимально возможного ущерба вследствие дорожной аварии.

В идеале лимит ответственности по такой страховке должен соответствовать максимальной цене самого дорогостоящего автомобиля. Соответственно, в небольших населенных пунктах лимит по полису ДСАГО может быть ниже, чем в крупных городах. Не секрет, что на дорогах мегаполисов огромное множество дорогих иномарок.

Если же автовладелец решил обойтись без полиса ДСАГО, а в дальнейшем стал виновником «сверхлимитной» аварии, придётся частично оплачивать расходы на ремонт машины потерпевшего. При этом в некоторых случаях можно слегка снизить затраты.

Если есть сомнения, что возмещения по ОСАГО окажется достаточно, стоит поддерживать связь с потерпевшим. Подобный подход позволит заблаговременно узнать о превышении размера максимального возмещения по автогражданке. В таком случае следует связаться со страховщиком потерпевшего, чтобы решить вопрос о суброгации в досудебном порядке.

Конечно же, нужно непременно получить финансовые документы об оценке ущерба. В зависимости от обстоятельств дела это могут быть следующие бумаги:

  1. Счёт или смета СТОА.
  2. Заключение эксперта.
  3. Калькуляция страховщика.

Часто страховые компании завышают стоимость восстановительного ремонта, а в некоторых случаях идут на подлог. Следовательно, стоит тщательно проанализировать финансовой документ на предмет соответствия действительности. Для этого потребуются специальные знания, поэтому желательно обратиться к экспертам.

Нередко виновники дорожных происшествий игнорируют вышеописанные действия, а через некоторое время получают письменную претензию от страховщика потерпевшего. В некоторых случаях страховые компании вовсе обходятся без таких писем, то есть сразу обращаются в суд.

В таком случае водитель-виновник получает судебную повестку. При наличии подобных обстоятельств стоит заблаговременно ознакомиться с материалами дела. Это позволит продумать линию защиты, а также даст шанс на уменьшение расходов. Последнее возможно, когда страховщик явно завысил размер возмещения.

Также следует обратить внимание на срок исковой давности. По договорам страхования этот срок составляет три года.

Если юристы страховщика не успели уложиться в отведенное время, судья должен отклонить иск по ходатайству ответчика.

Если же иск подан без нарушения срока давности и нет оснований для уменьшения суммы возмещения, остаётся только добиваться рассрочки.

Следует это сделать именно в ходе судебной тяжбы, ведь после получения исполнительного листа страховщик вряд ли даст ответчику время на погашение задолженности.

Таким образом, чтобы не нажить проблем с судебными приставами, в ходе заседания нужно предоставить документы, подтверждающие затруднительное материальное положение виновника аварии. Также следует заблаговременно продумать график погашения задолженности. При соблюдении этих условий судья вполне может предоставить рассрочку.

Отдельного внимания заслуживает упрощённая процедура оформления дорожной аварии, чаще именуемая «Европротокол». Если участники происшествия обойдутся без вызова инспектора ГИБДД, пострадавшему оплатят ремонт в рамках возмещения по автогражданке на сумму не более пятидесяти тысяч рублей. То же самое касается денежной выплаты.

Однако иногда этой суммы оказывается недостаточно для полноценного ремонта машины. В таком случае потерпевший вправе требовать разницу между страховой выплатой и стоимостью ремонта непосредственно с виновника аварии. Соответственно, после урегулирования убытка в рамках договора КАСКО это право переходит к страховщику.

Можно гарантировано защитить себя от суброгации при упрощённом оформлении аварии. Для этого следует взять с потерпевшего расписку о том, что он не имеет имущественных претензий к виновнику аварии в части, превышающей максимальную выплату по «Европротоколу».

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_osago/stat_vyplaty_ne_hvatilo

Гуманизм вне закона

Какую сумму я должен оплатить по суброгации?

Закон наделяет страховую компанию правом взыскать с пострадавшего в ДТП гражданина сумму ущерба, причиненного компании по его вине. Страховщики считают эту практику справедливой, защитники граждан – мародерской. Ситуация заставила высказаться Минфин, «Союз пешеходов» и ВСС. Их взгляды разошлись.

Право страховщиков на суброгацию стало предметом спора о том, насколько закон должен быть справедлив. В проекте АСН «Народный рейтинг страховых компаний» недавно появилась история, в которой женщина рассказывает о гибели в ДТП трех человек. 50-летний мужчина не вписался в поворот, выехал на встречную полосу и попал под фуру. Он, жена и ребенок, находившиеся в машине, погибли на месте. Поскольку водитель даже не пытался уйти от столкновения, очевидцы полагают, что он либо уснул, либо ему стало плохо. Каско фуры было застраховано в «Ингосстрахе». Страховщик потребовал от наследников погибшего возместить свой убыток. Счет на 1,3 млн р. получили старики-инвалиды (78 и 80 лет) и два сына погибшего (21 год, 17 лет).

Катализатором проблемы стал случай взыскания ущерба с пострадавшего в ДТП пешехода, по вине которого был причинен ущерб застрахованной в «Ингосстрахе» машине. Автовладелец сбил несовершеннолетнюю девушку. Вины водителя в этом ДТП установлено не было.

Страховщик выплатил своему клиенту возмещение по каско и потребовал от девушки и ее родителей возместить свой убыток в порядке суброгации. Суды всех инстанций поддержали «Ингосстрах». Пострадавшая через Конституционный суд потребовала признать неконституционными нормы Гражданского кодекса (ГК), на которых основано это решение.

Суд отказался принять ее жалобу. Он указал, что ГК не освобождает от ответственности потерпевшего, который сам виновен в причинении вреда, даже если вред причинен источнику повышенной опасности, каковым является автомобиль. Тогда в защиту пострадавшей девушки выступило общественное движение «Союз пешеходов».

Оно решило добиться запрета на взыскание суброгации в подобных случаях, и направило соответствующие письма в Минфин и администрацию президента РФ. Как сообщается на сайте «Союза пешеходов», недавно союз получил из администрации президента ответ на свое обращение. В нем излагается позиция Минфина по данному вопросу. В письме отмечается, что ст.

965 ГК предусматривает право требования страховщиком от лица, ответственного за убытки, возмещения суммы, выплаченной страхователю. Однако:

«Исходя из главенства Конституции Российской Федерации, возмещение вреда жизни и здоровью должно иметь приоритет по сравнению с возмещением вреда, причиненного транспортному средству. По мнению Минфина России, суброгация в отношении пешехода за причиненный транспортному средству вред не имеет оснований.

В целях исключения практики применения суброгационных требований к потерпевшему пешеходу или его родственникам за повреждение транспортного средства в связи с несоблюдением им правил дорожного движения, повлекших причинение вреда его здоровью или жизни, Минфином России направлено в Российский Союз Автостраховщиков соответствующее обращение»,

– говорится в выдержке из письма, опубликованной на сайте «Союза пешеходов».

«Союз пешеходов» – межрегиональное общественное движение, заявленная цель которого – защита прав «наиболее уязвимой категории участников дорожного движения». Движение насчитывает около 500 человек. Его возглавляет Владимир Соколов.

«Союз пешеходов» настаивает на необходимости изменения Гражданского кодекса с тем, чтобы страховщики лишились права предъявлять суброгационные требования к пострадавшим в ДТП пешеходам.

Кроме того, он добивается внесения изменений в закон об ОСАГО, предлагая предусмотреть выплату страховщиками предварительных компенсаций за тяжкий или средний вред здоровью всем пострадавшим в ДТП гражданам.

По мнению союза, такая компенсация должна выплачиваться без подтверждающих документов и составлять от 20% до 40% от максимального размера страхового возмещения.

С этой позицией не согласен Всероссийский союз страховщиков (ВСС). На днях он направил в Минфин письмо, в котором отстаивает право страховщика на суброгацию. В нем ВСС ссылается на упомянутую выше ст. 965 ГК, а также на ст. 1064 ГК, согласно которой причиненный вред должен быть полностью возмещен лицом, его причинившим. «Положения статьи 1064 во взаимосвязи с другими положениями главы 59 ГК РФ не освобождают от ответственности потерпевшего, который одновременно сам виновен в неосторожном причинении вреда чужому имуществу, представляющем собой источник повышенной опасности», – говорится в письме союза на имя заместителя руководителя департамента финансовой политики Минфина Веры Балакиревой. Опрошенные АСН страховые юристы считают позицию Минфина сомнительной. «Пешеход – тоже участник дорожного движения, и должен соблюдать правила дорожного движения. Если автомобиль не застрахован по каско, то его владелец может взыскать сумму причиненного ущерба с пешехода напрямую. Почему же это надо запрещать страховщику?» – недоумевает руководитель ООО «Страховое право» Кирилл Гацалов.   «Спорить о том, должен ли страховщик взыскивать суброгацию с виновного в ДТП пешехода – это то же самое, что рассуждать,  насколько закон должен быть справедлив. Чтобы эту суброгацию с пешеходов не взыскивали, нужно вносить изменения в ГК. Вместо того, чтобы заявлять, что суброгация не имеет оснований, Минфин мог бы инициировать внесение таких поправок», – говорит управляющий партнер адвокатского бюро «Филипков и партнеры» Вадим Филипков.

По данным ГИБДД, за январь – июль 2013 г. из-за нарушения правил дорожного движения пешеходами произошло 12 875 ДТП. В них погибло 2 055 человек и было ранено 11 412 человек.

Наше агентство в соцсетях:

Нашли ошибку в тексте — выделите нужный фрагмент и нажмите Сtrl+Enter

© «Агентство страховых новостей», 2019. Все права защищены.

Источник: http://www.asn-news.ru/news/42683

Суброгация по КАСКО: за все платит виновник

Какую сумму я должен оплатить по суброгации?

Что бы там не говорили про тяготы автогражданки, автовладелец, оказавшись однажды виновником ДТП, испытывает «чувство глубокого удовлетворения» от наличия у себя полиса ОСАГО . Обычно водителя, причинившего вред, волнует единственный вопрос – размер нанесенного им ущерба.

Вдруг он окажется значительным, и положенных по полису ОСАГО 400 000 рублей на ремонт не хватит? Поэтому, когда выясняется, что потерпевший является счастливым обладателем страховки КАСКО (которая, конечно же, «покроет» любой ущерб), виновник облегченно вздыхает: «Повезло!»

Далее события неизбежно развиваются следующим образом. Пострадавший в аварии автовладелец, не имея к виновнику никаких претензий, обращается в свою страховую компанию и с помощью КАСКО спокойно решает все свои финансовые проблемы.

Виновник ДТП, в свою очередь, чувствует себя в полной безопасности, будучи уверенным, что разбитый из-за него автомобиль благополучно отремонтирован.

Но спустя некоторое время, может быть год или два, он внезапно получает так называемое «письмо счастья» – претензию от страховой компании потерпевшего с требованием возместить ей в порядке суброгации денежные средства, выплаченные клиенту по полису КАСКО .

Понятие «суброгация» регламентируется статьей 965 ГК РФ и означает, что страховщик после компенсации убытков автовладельцу, пострадавшему в аварии не по своей вине, имеет законное право вернуть потраченные деньги.

Денежные средства должно возместить лицо, причинившее ущерб, т.е. с виновник ДТП. Проще говоря, если в нашем примере ущерб потерпевшему составил 600 000 рублей, страховая компания выплачивает своему клиенту означенную сумму по полису КАСКО.

После этого, воспользовавшись своим правом на суброгацию, требует всю сумму с виновника ДТП. Правда, поскольку у виновника всё-таки имелась действующий полис «автогражданки», сначала последовало обращение к его страховщику. Тот возместил 400 000 рублей в рамках лимита выплаты по ОСАГО.

Но вот остальные 200 000 рублей виновнику придется компенсировать из собственных средств.

С 2011 года абсолютно все страховые компании повсеместно пользуются своим правом на суброгацию.

Поэтому любой участник дорожного движения (и водитель, и пешеход), ставший виновником ДТП, может столкнуться с необходимостью платить по счетам страховой компании.

Поэтому, нужно быть не только морально готовым к подобному развитию событий, но и примерно ориентироваться в теме. Это непременно поможет отстоять свои права и свести материальные потери к минимуму. Итак, важно понимать следующие моменты:

Прежде всего, следует знать, что срок исковой давности по суброгации составляет три года с момента ДТП.

Но при этом ни в коем случае нельзя надеяться на то, что если страховщик обратился в суд позже обозначенного срока (редко, но случается), то ему автоматически откажут в иске. Претензию страховой компании игнорировать нельзя.

Как правило, при молчании или отсутствии ответчика суд склонен удовлетворять требования страховой компании, хотя прекрасно понимает, что та нарушила сроки.

Для того чтобы страховщик получил 100-процентный отказ, необходимо заявить в суде об истечении срока исковой давности суброгации, причем сделать это до вынесения постановления.

При суброгации в КАСКО, как правило, применяется досудебный порядок разбирательства. То есть, страховщик не вызывает виновника непосредственно в суд, а для начала отправляет ему досудебную претензию, в которой предлагает возместить ущерб добровольно.

Причем делается это обычно спустя 2 – 2,5 года после происшествия, когда виновник окончательно расслабился и позабыл не только все обстоятельства, но и сам факт ДТП. Тем не менее, ему предстоит решить, насколько требуемая сумма реальна и обоснована.

Стоит ли бороться за свои права или целесообразнее попытаться, например, попросту договориться о рассрочке платежа. В этом вопросе страховщики обычно охотно идут навстречу.

Еще надо заметить, что иногда для демонстрации серьезности своих намерений бывает достаточно обратиться к юристу, который не только сумеет договориться с компанией о рассрочке, но и убедит ее «скостить» определенную сумму.

Адекватным страховщикам лишние судебные разборки со строптивыми ответчиками ни к чему, так как гораздо проще переключить свое внимание на более «перспективных» клиентов.

Нередко страховая компания, выдвигая претензию, ограничивается скромным листочком, в котором напоминает об аварии, невнятно перечисляет соответствующие статьи закона, а в заключении неожиданно резюмирует, что «задолженность перед компанией составляет энную сумму». Такое требование считается необоснованным, потому что страховщик обязан предоставить полный пакет документов, как то:

  1. Документы, которые подтверждают размер ущерба: акт осмотра ТС независимыми экспертами с полным описанием повреждений и фотографиями в оригинале, расчет стоимости ремонта или квитанции об его оплате.
  2. Документы, подтверждающие виновность в аварии: справку о ДТП, постановление об административном правонарушении или постановление суда.
  3. Документы, подтверждающие право на суброгацию: копия ПТС транспортного средства, копия полиса и квитанция об оплате, копия заявления страхователя о наступлении страхового случая.
  • Страховщик получает право на суброгацию только после выплаты компенсации потерпевшему.
  • Соответственно, размер денежной претензии к виновнику должен находиться в пределах оплаченной ранее суммы ущерба.
  • Еще один важный момент: водитель, ставший виновником ДТП при исполнении служебных обязанностей, не должен платить по суброгации, эта ответственность лежит на его работодателе.

По статистике, в каждом третьем случае обращения в порядке суброгации страховые компании так или иначе пытаются завысить требуемую с виновника сумму возмещения ущерба.

Для этого они, например, предоставляют калькуляции сомнительного происхождения, которые грамотный специалист легко оспорит в досудебном разбирательстве или непосредственно в суде. Поэтому не надо без вопросов идти на поводу у страховщика.

Если есть хоть малейшие сомнения в реальности суммы ремонта, нужно тщательно проанализировать все документы, касающиеся оценки убытка, и проверить правильность всех расчетов:

  • Соответствуют ли произведенные ремонтные работы повреждениям, указанным в справке о ДТП. Может обнаружатся ничем необоснованные повреждения?
  • Не фигурируют ли в перечне заменяемых деталей лишние запчасти?
  • Не посчитаны ли одни и те же запчасти несколько раз?
  • Соответствуют ли реальности стоимость деталей/запчастей и стоимость нормо-часа и прочее.

Случается, что надеясь на юридическую и техническую некомпетентность виновника ДТП, страховые компании, выдвигая суброгационные требования, идут на прямой подлог документов.

Так, например, пострадавший автовладелец, недовольный выплатой, проводит свою независимую экспертизу, согласно которой ущерб оценивается в разы больше.

Но страховая компания, заплатив клиенту по оценочному акту своего, «карманного», эксперта, в порядке суброгации предъявляет документы от независимой экспертизы, организованной именно клиентом.

Оказавшись однажды виновником ДТП, нельзя обольщаться, что КАСКО пострадавшей стороны избавит вас от всех расходов, потому что его страховая компания оплатит стоимость ремонта вместо вас.

Если на момент аварии у вас имелся полис ОСАГО и есть подозрение, что ущерб превысит 400 000 рублей, разумнее всего взять ситуацию под свой контроль, чтобы в дальнейшем максимально обезопасить себя от завышенных требований чересчур прытких страховщиков. Для этого надо постараться:

  • Поддерживать постоянную связь с потерпевшим.
  • Присутствовать на всех проводимых осмотрах поврежденного авто, причем лучше всего делать это вместе со своим специалистом-оценщиком. Можно сделать копию отчета эксперта и обратиться с ней к другому оценщику, чтобы в дальнейшем иметь возможность оспорить акт осмотра потерпевшего и ходатайствовать о назначении судебной экспертизы.
  • По возможности контролировать процесс составления калькуляции.

Никто не застрахован от мошенников. Если вы принимаете решение добровольно возместить пострадавшей стороне убытки, нужно обязательно взять расписку о передаче денег и отсутствии претензий.

В противном случае, может оказаться, что в дальнейшем потерпевший автовладелец получит деньги по полису КАСКО от своей СК, которая, в свою очередь, выставит вам через пару лет счет в порядке суброгации.

Таким образом, придется возмещать убытки в двойном размере.

До недавнего времени гарантией не оказаться под бременем суброгации в случае виновности в ДТП являлся полис ДСАГО (добровольного страхования автогражданской ответственности), который расширял ответственность по автогражданке до 500 000 рублей и более.

Но в настоящий момент, когда ситуация с ОСАГО напряженная, практически все страховые компании приостановили продажи страховок ДСАГО. Хотя, возможно, когда-нибудь ситуация вернется в привычное русло.

Пока же, если дело дошло до суброгации, не отчаивайтесь и используйте все шансы, чтобы минимизировать сумму, затребованную страховой компанией.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_kasko/stat_subrogaciya

Суброгация в ОСАГО

Какую сумму я должен оплатить по суброгации?

Автострахование позволяет компенсировать затраты владельцев транспортных средств (ТС) при их повреждении. В то же время законодательство дает определенные права и страховщикам. Суброгация по ОСАГО с виновника ДТП – это один из таких вариантов. Для того чтобы страхователь был готов к возможным финансовым потерям, надо понимать правила и порядок ее начисления и взимания.

Что такое суброгация по ОСАГО?

Возможность суброгации по автострахованию устанавливает ст.965 ГК РФ. В полном соответствии со смыслом слова «суброгация» (с латинского языка subrogatio — замена), данная процедура означает замену потерпевшей стороны.

Право получения возмещения понесенных убытков переходит от непосредственного пострадавшего к страховой компании (СК), произведшей страховую выплату.

Смысл суброгации вполне логичен. Страховщик выплачивает пострадавшему в ДТП автомобилисту и, компенсируя ущерб страхователю, несет определенные убытки, т.е. сам становится пострадавшей стороной.

Естественно, что он требует компенсации своих затрат с виновной стороны, т.е. виновника аварии. Далее, срабатывает ОСАГО. Если виновник имеет полис, то СК, оформившая его, выплачивает пострадавшему страховщику сумму в пределах 400 000 рублей. Когда этой суммы не хватает для покрытия страховых выплат, разницу виновник ДТП будет оплачивать из собственного кармана.

Принцип суброгации позволяет справедливо и на законном основании компенсировать потерпевшему нанесенный ущерб. В то же время он исключает двойные выплаты пострадавшей стороне.

В каком случае могут выставить суброгацию к виновнику аварии?

Для задействования правила выставления суброгации виновнику ДТП должны соблюдаться следующие условия:

  1. Пострадавший владелец ТС имеет действующий договор ОСАГО с СК.
  2. Страховщик полностью выплатил пострадавшему страховую сумму, рассчитанную в полном соответствии с действующими нормативно-правовыми документами.
  3. Виновник ДТП установлен, что зафиксировано в документе (акте) правоохранительного органа (ГИБДД).
  4. Сумма страховой выплаты превышает предельную сумму, которую в соответствии с Законом должна выплатить СК, оформившая полис ОСАГО виновнику.
  5. Срок давности суброгации – 3 года с момента выплаты страховки.
  6. Выставляемая виновнику сумма не должна превышать сумму непосредственного ущерба потерпевшего. В нее не могут включаться дополнительные убытки, понесенные СК (пени, штрафы, судебные издержки и т.д.).

Суброгация может выставляться любому виновнику ДТП. Это может быть водитель другого ТС, велосипедист, пешеход, коммунальная служба и т.д. Наличие у виновника полиса ОСАГО не обязательно.

Более того, при его отсутствии вся сумма компенсации начисляется ему. Если виновником аварии становится водитель-сотрудник организации, то суброгация выставляется юридическому лицу-владельцу ТС.

Еще один вариант – наличие нескольких виновников ДТП. В этом случае должна устанавливаться степень вины каждого из них. Суброгация выставляется пропорционально доказанной доли вины в общем ущербе пострадавшей стороны.

Главные отличия суброгации от регресса

Права СК на компенсацию своих убытков по страховым платежам могут реализовываться в форме суброгации или регресса. Между ними существуют такие основные различия:

  • регрессия применяется к виновнику ДТП, который является клиентом данной СК, при нарушении условий договора с его стороны. Суброгация выставляется любому виновнику аварии, независимо от того, кто выдал полис или имеется ли он;
  • сумма суброгации строго ограничена ущербом, понесенным владельцем ТС, а регресс включает все убытки страховщика;
  • срок выставления регрессии начинается с момента ДТП, а суброгации – с момента выплаты страховой суммы.

Страхователю следует внимательно относиться к указанным понятиям. Для исключения лишних убытков надо четко разграничивать возможность их применения.

Каким образом можно избежать суброгации?

Любой участник дорожного движения должен понимать, что он может понести финансовые убытки, если он стал виновником ДТП, даже при наличии полиса ОСАГО. Самый верный способ исключения их – соблюдение ПДД и содержание автомобиля в хорошем техническом состоянии, что позволит избежать аварий.

Суброгация выставляется только при превышении суммы ущерба лимитной суммы страховой выплаты по ОСАГО, а значит, следует выбирать варианты дополнительного автострахования, увеличивающие компенсационные выплаты (например, КАСКО, ДСАГО и т.д.). Это позволяет избежать прямых потерь из собственного кармана. При наличии претензии со стороны СК рекомендуется обратиться за помощью к опытному юристу.

Что нужно делать при суброгации от страховой компании к виновнику аварии?

При получении требования суброгации важно помнить, что это законное право страховщика и его нельзя игнорировать. Однако правильность выставления и начисленную сумму можно оспорить.

Прежде всего, следует приготовить:

  1. Документ, подтверждающий степень виновности (справка ГИБДД, судебное решение).
  2. Документы, регулирующие права СК по выставлению суброгации (договор, законодательные акты).
  3. Документы, устанавливающие сумму компенсации (в т.ч. расчет).

Путем проведения тщательного анализа (лучше с привлечением специалистов) следует проверить следующие данные:

  • характер и степень повреждений ТС, учтенные при расчете. Их соответствие протоколу ДТП;
  • объективность экспертной оценки ущерба;
  • включение необоснованных затрат, не касающихся прямого ущерба пострадавшего;
  • учет естественного, физического износа ТС по соответствующему коэффициенту.

Важно! Если возникли серьезные подозрения, то стоит позаботиться о проведении собственной, независимой экспертизы.

Как можно оспорить законность выплат?

При определении серьезных нарушений в расчете суброгации по любому из приведенных выше пункту виновник ДТП может оспорить законность начисленных выплат. Первый шаг – досудебное разбирательство.

Он направляет встречную претензию в СК, выставившую суброгацию. В ней четко излагаются доказательства допущенных нарушений и неточностей. Лучше всего претензию вручить лично, переговорив с представителем страховщика. Компании нет смысла ввязываться в судебные разбирательства, и проблему можно решить мирным путем.

Если СК не желает принимать претензию или отказывает в ее удовлетворении, то потребуется следующий шаг – суд. Недовольная сторона подает исковое заявление с указанием сути требования и доказательством допущенных нарушений. Окончательное решение выносит судья.

Как оспорить виновность?

Суброгация может выставляться только виновнику ДТП, причем пропорционально вине конкретного участника. Важно объективно установить истинного виновника и степень виновности.

Оспаривать виновность целесообразно в таких обстоятельствах:

  1. Несогласие с причинами ДТП, изложенными в акте.
  2. Отсутствие связи между нарушением ПДД и факта аварии.
  3. Нарушения, допущенные официальными лицами при составлении акта.
  4. Обоюдная вина участников ДТП.

Оспаривание вынесенного решения о виновности можно во внесудебном или судебном порядке. Вначале, следует направить жалобу в вышестоящее подразделение ГИБДД. Срок такого обжалования устанавливается 10 дней. Если обнаруживаются признаки преступления, то заявление подается в прокуратуру.

В суд участник ДТП может обращаться после отказа в ГИБДД или сразу, напрямую. Иск подается в районный суд по месту расположения учреждения, вынесшего решение о виновности. Порядок судебного обжалования регламентируется гл.30 АПК РФ. Срок рассмотрения – 5 суток с момента подачи заявления.

Для объективного анализа аварийной ситуации важно помнить о таких условиях:

  • нельзя менять положение автомобиля до прибытия сотрудников ГИБДД;
  • точная фиксация времени ДТП;
  • участие в рассмотрении ситуации 2-х свидетелей;
  • составление точной схемы расположения участников аварии, а также дорожной разметки и знаков;
  • наличие косвенных участников аварии.

Обжаловать виновность в суде можно даже после признания ее на месте ДТП, но в отказе после тщательного анализа ситуации. Оспорить вину в таком случае можно в течение 10 дней, а при проведении специальной, независимой экспертизы – в течение 60 дней с момента признания вины.

Как производится расчет суммы суброгации?

Источник: https://avtourist-gibdd.ru/altajskij-kraj/subrogacziya-v-osago

Криминальный мир
Добавить комментарий