Какие статьи в Конституции РФ закрепляют полномочия Верховного суда РФ?

Мгновенная смерть Конституции России

Какие статьи в Конституции РФ закрепляют полномочия Верховного суда РФ?

This text is available in English here.

СЕРГЕЙ ПАРХОМЕНКО

В первые сутки после того, как в минувшую среду Владимир Путин произнес свое очередное ежегодное Послание Федеральному собранию, по рядам российских аналитиков и политических комментаторов прокатилось нечто похожее на вздох облегчения. Людям свойственно радоваться, когда проблема, долгие годы пугавшая их неопределенностью своего исхода и туманностью своих перспектив, вдруг разрешается каким-то понятным исходом, удобным для описания и толкования.  

Почти всеобщей позицией стала уверенность в том, что Владимир Путин наконец дал ясно понять, какой из возможных путей он выбрал для того, чтобы закрепить за собой высшую власть над Россией навечно. До сих пор таких потенциально доступных путей насчитывали как минимум три:

– просто объявить себя пожизненным президентом (с более или менее грубым конституционным оформлением этой пожизненности);

– создать некий надгосударственный пост в итоге объединения с какими-либо другими территориями, ранее принадлежавшими Советскому Союзу, – скорее всего Белоруссией (с более или менее грубым принуждением этих территорий к таковому объединению);

– или наконец выстроить для себя персональную властную цитадель внутри российской государственной структуры (с более или менее грубым отъемом полномочий и привилегий у следующего президента страны, а то может быть и с окончательным упразднением президентского поста).

То есть грубость – более или менее демонстративная – признавалась неизбежной во всех трех случаях. Однако мудрецы-политологи в России не упускали случая поспорить о том, какой из трех способов все же можно считать относительно более тонким и изящным.

Теперь «проклятая неизвестность» вроде бы миновала. «Как многие эксперты-политологи предсказывали, Путин решает задачу передвинуть центр власти куда-нибудь из президентского кресла, и пересесть туда», – такие уверенные высказывания можно отыскать за последние дни у многих десятков российских аналитиков.

Между тем внимательный анализ всего того, что президент Путин обрушил на слушателей своего послания в его финальной части, посвященной, как он сам это обозначил, «вопросам государственного устройства», – не дает нам совершенно никаких оснований сделать такой однозначный вывод.

В подтверждение гипотезы о том, будто Путин сообщил о своем намерении оставить президентский пост как минимум после истечения его нынешнего мандата (весны 2024 года), а то и существенно раньше, обычно приводят три аргумента:

– Путин заявил, что он «считает целесообразным закрепить в Конституции России соответствующий статус и роль Государственного Совета», который он сам в последние годы «возродил» в виде консультативного органа с участием губернаторов российских регионов, спикеров обеих палат парламента и других чиновников высшего ранга,

– Путин заявил о намерении сократить объем президентских полномочий, передав часть их двум палатам российского Парламента, а часть, вышеупомянутому Государственному Совету,

– Путин высказался за удаление волшебного слова «подряд» из статьи Конституции, устанавливающей лимит пребывания одного лица у президентской власти («подряд» – это то  самое слово, которое счастливо позволило ему провести в президентском кресле свои первые два срока в 2000-2008 годах, а потом, после «рокировки» с участием Дмитрия Медведева, получить право на следующие два срока начиная с 2012 года).

Но начнем с Государственного Совета и убедимся, что фраза о нем – совершеннейшая пустышка: ну да, в Конституции можно написать, что в России существует такая удивительная вещь – Государственный Совет и тем «закрепить его».

А его полномочия и назначение пообещать определить когда-нибудь потом, при более удобном случае, отдельным законом.

Но откуда взялась уверенность, что именно в нем – самое надежное и мощное средоточие власти будущего пожизненного российского «фараона»? Ведь Путин вовсе ничего и нигде об этом не говорил – по меньшей мере, пока.

С сокращением президентских полномочий тоже ничего убедительного не получается.

Вроде бы Путин в одной фразе своего послания сообщает о намерении передать парламенту право «не просто согласования, а утверждения» кандидатуры премьер-министра и «всех вице-премьеров и федеральных министров», и при этом «Президент будет обязан назначить их на должность, то есть будет не вправе отклонить утверждённые парламентом кандидатуры». Однако уже в следующем абзаце оставляет за собой право увольнять и премьера, и его заместителей, и министров в любой момент и по любому поводу. Точнее даже вовсе без повода, а просто по собственному капризу, ибо именно это стоит за дипломатичной формулировкой «в связи с утратой доверия». Чего стОит обязанность соглашаться на назначение правительства парламентом, если к ней прилагается право произвольно брать это согласие обратно хоть через пять минут и сколько угодно раз подряд?

Что же до конституционного ограничения числа президентских мандатов и чудотворного «подряд», то тут получается совсем смешно.

Владимир Путин заговорил на эту тему еще в декабре минувшего года, на своей большой ежегодной пресс-конференции, сказав, что от фразы про «подряд» можно было бы и избавиться, раз она «некоторых наших политологов, общественных деятелей смущает».

Забавно, что при этом президент зачем-то сказал, будто в российскую конституцию уже вносили поправки, касавшиеся числа допустимых президентских сроков: это чистая выдумка, таких поправок никогда не было, были только изменения длительности президентского мандата с 4 до 6 лет, утвержденные специальным законом в конце 2008 года.

Но так или иначе президент теперь вернулся к этой детали конституции, не преминув заметить, что считает этот вопрос «непринципиальным». Остается загадкой, что именно «непринципиально» для Владимира Путина во фразе «не более двух сроков подряд».

Целые дивизии аналитиков почему-то моментально решили, что речь идет о наличии там «подряд», но на самом деле ровно с той же вероятностью непринципиальными Путину могли показаться и «два срока». А в чем проблема? Разве ему есть чего стесняться? Отменять так отменять, исправлять так исправлять, решать «непринципиальную» проблему – так радикально.

Тем более что к радикальному решению можно подбираться и не сразу, а в несколько последовательных шажков, чтоб никого не напугать слишком сильно…

Авторы знаменитой Конституции Югославии 1974 года почему-то могли себе позволить вписать специальную статью о том, что товарищ Иосип Броз Тито, в связи с его особыми заслугами перед югославским народом, партией и государством достоин быть избранным президентом без ограничения длительности мандата. А в Конституции России 2020 года почему такое должно быть запрещено? Да и кто запретит? Всенародных протестов на эту тему в России вроде бы не предвидится… Да и маловероятно, чтобы таким поворотом событий возмутились, например, ООН или Еврокомиссия…

Кстати, тогда же, в минувшем декабре, Путин заявил, что считает неприкосновенной в действующей Конституции России только ее первую главу, посвященную основам конституционного строя. «Всё остальное, в принципе, так или иначе менять можно», – заявил он тогда в неожиданно расслабленном тоне, заметив еще, что все эти возможные поправки, «носят уже более вкусовой характер».

Нынешнее послание Федеральному собранию наконец позволило нам составить некоторое представление о том, каковы на этот счет вкусы Владимира Путина.

В его вкусе оказалась идея наделить депутатов российского парламента правом по собственному усмотрению отрешать от полномочий судей Конституционного и Верховного суда, несмотря на то что 10-я статья действующей Конституции устанавливает независимость друг от друга законодательной, исполнительной и судебной власти.

В его вкусе оказалась идея «устранить разрыв» между государственной и муниципальной властью в России, соорудив некоторую «единую систему публичной власти», несмотря на то, что 12-я статья действующей Конституции прямо утверждает, что муниципальная власть в России не является государственной и не входит с нею в одну систему.

В его вкусе оказалась идея запретить избираться на государственные посты людям, когда либо имевшим не только параллельное гражданство, но даже и визу для длительного проживания за границей (в связи с работой или, например, учебой в зарубежном университете), несмотря на то, что 19-я статья действующей Конституции гарантирует всем гражданам России равенство прав, включая право избирать и быть избранным.

Все эти три статьи, которые, согласно открывшимся вкусам Путина, подлежат пересмотру, относятся как раз к тем самым неприкосновенным главам, в которых хранятся основы российского конституционного строя. Но тем хуже для них. Ведь с декабря по январь прошел целый месяц, а за это время вождь нации вполне мог и передумать, мало ли что он говорил в стародавние времена…

Ничто в этих намерениях спешно переписывать конституцию – без оглядки на неприкосновенность ее основополагающих глав – не позволяет нам сделать вывод, что Путин отказался от сценария с Союзным государством.

Президенту Белоруссии Александру Лукашенко совсем не время с облегчением выдыхать и расслабляться. Все эти обозначенные Путиным конституционные новации отлично пригодятся и для вечного правления с поста Председателя Госсовета союзного государства.

Более того, ничто не заставляет нас думать, что территориальные амбиции Путина ограничатся Белоруссией: Абхазия, Приднестровье, Южная Осетия, а то (при некоторых особо удачных стечениях обстоятельств) и Донбасс – вполне могут оказаться кандидатами на втаскивание их в наспех слепленную полуимперскую структуру с Путиным в роли пожизненного правителя. 

Точно так же и с продлением собственно президентских полномочий: отчего бы и не оставить их за собой пожизненно, если перекроенная конституция избавит вечного правителя от последних, даже и призрачных, сдержек и противовесов.

Единственное, в чем мы можем нисколько не сомневаться, так это в том, что действующая конституция России уже прекратила свое существование и перестала служить основой российского правопорядка в целом.

Не позже этой весны весь набор изменений в конституции будет одобрен одним общим пакетом в результате таинственного «народного ания» (не референдума, нет, об этой процедуре, дорогой, долгой и скрупулезно описанной в специальном российском законе, Путин речь не ведет – зачем так усложнять путь к таким простым и понятным решениям).

С минувшей среды и до этого самого ания в российском праве не будет существовать такого критерия, как соответствие того или иного акта конституции.

Зачем ей соответствовать, если ее все равно вот-вот изменят? К чему ограничения, навязанные вышедшим из моды и употребления архаичным документом, который никого больше не интересует?

Ведь не смутил же ни единого человека во всей российской властной вертикали тот факт, что едва отправленный в отставку бывший премьер-министр Дмитрий Медведев был назначен на важный пост Заместителя председателя Совета Безопасности России за четыре часа до того, как законопроект об учреждении этого самого поста поступил в Государственную Думу. Закон будут принимать еще несколько недель, а Медведев все это время будет как ни в чем не бывало занимать влиятельный пост, которого в принципе не существует. 

Конституция России, а вместе с нею и вся правовая система России мертва, и в ее обездвиженном теле копается «Рабочая группа», которой поручено оформить своим решением поправки к тексту.

Состав ее представляет собою словно намеренную насмешку, издевательство над общественным мнением и здравым смыслом: он определенно пришел к нам из глубокого брежневского застоя с его обыкновениями прикрывать государственные решения участием «представителей широких масс».

Здесь прыгуны с шестом, хирурги, пианисты, кинематографисты, писатели, лично командовавшие батальонами бандитов на донбасском фронте, казацкие атаманы, самопровозглашенные лидеры национальных землячеств, владельцы столичных театров на государственной дотации, ректоры третьесортных провинциальных университетов и председатели профсоюзов древнего советского образца, уже многие десятилетия не существующих в природе. Понятно, что смысл этого трагикомического сборища – послужить «хором народа», исполненной обожания толпой, падающей ниц перед Кремлевским высоким крыльцом, с которого сходит Государь, как в классической русской опере.

«Государь» не может отказать «Народу», если он «требует» от него высшей милости: не оставить в трудный час, сохранить за собой тяжкое бремя власти. Путин и не откажет ни в коем случае.

А уж о чем именно этот народ будет просить своего правителя – это народу сообщат позже.

Когда текст конституционных поправок подготовят в Правовом управлении Администрации Президента и в готовом виде этому народу вынесут из Кремля на серебряном блюде.

Что и происходит на наших глазах: на то, чтобы подготовить и предъявить публике первый вариант, кремлевским умельцам потребовалось ровно три дня.

Источник: https://www.wilsoncenter.org/blog-post/mgnovennaya-smert-konstitucii-rossii

Какие изменения в Конституцию поддержаны в первом чтении

Какие статьи в Конституции РФ закрепляют полномочия Верховного суда РФ?

Проектом предлагаются изменения в положения22-х статей глав 3–8 Конституции РФ в целях обеспечения суверенитета нашейстраны, закрепления социальных гарантий для граждан, развития политическойсистемы, в том числе путем усиления роли парламента в формировании структуры органов государственной власти, сказал Председатель Комитетапо государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников. При этом он подчеркнул, что документне затрагивает фундаментальных основ Конституции, то есть не меняет 1 и 2 главы.

Кроме того,парламентарий отметил, что предложенные поправки к Конституции потребуютвнесения изменений в ряд законов, а также принятия новыхзаконодательных актов, что будет осуществляться после внесения поправокв основной закон.

Закреплениемер соцподдержки

Устанавливается,что МРОТ не может быть ниже прожиточного минимума, и закрепляетсяобязательная индексация пенсий, пособий и иных социальных выплат.На конституционном уровне определяется, что система пенсионного обеспеченияформируется на основе принципов всеобщности, справедливостии солидарности поколений.

Верховенствороссийского права

В случаеокончательного одобрения законопроекта не будут подлежать исполнениюрешения межгосударственных органов, принятые на основании положениймеждународных договоров России в их истолковании, противоречащемКонституции РФ. Данное противоречие должно быть установлено Конституционным судом.

Новыетребования к Президенту

Усиливаютсятребования к кандидату на должность Президента РФ. Предлагаетсязакрепить требование о постоянном проживании кандидата на территорииРоссии не менее 25 лет, а также об отсутствии иностранногогражданства или вида на жительство в другом государстве, причемне только на момент участия в выборах, но и в прошлом.

Закреплениероли Госсовета

Согласнопроекту Президент формирует Государственный совет Российской Федерациив целях «обеспечения согласованного взаимодействия органов государственнойвласти, определения основных направлений внутренней и внешней политики».Статус Государственного совета будет определяться специальным федеральнымзаконом.

Проверкаконституционности законов

Законотворческаяпроцедура в отношении федеральных конституционных законови федеральных законов дополняется возможностью Президента обратитьсяв Конституционный суд с запросом о проверке конституционностиодобренного парламентом закона до его подписания.

В случаеподтверждения конституционности закона Президент его подписывает. Если жеКС РФ не подтвердит конституционность федерального конституционного законаили федерального закона, то глава государства возвращает законв Государственную Думу.

Новыетребования к чиновникам, депутатам и судьям

Вводятсяповышенные требования к лицам, осуществляющим публичную власть, полномочиякоторых непосредственно связаны с обеспечением безопасности страныи суверенитета государства.

А именно: к ПредседателюПравительства РФ и его заместителям, федеральным министрам, инымруководителям федеральных органов исполнительной власти, высшим должностнымлицам субъекта РФ, руководителям федеральных государственных органов, членамСовета Федерации, депутатам Государственной Думы, судьям.

«Им будетна конституционном уровне запрещено иметь иностранное гражданство или вид на жительство в другой стране», — поясняет Павел Крашенинников.

Усилениероли Государственной Думы

В случаеокончательного одобрения законопроекта Государственная Дума получит правоутверждать кандидатуру Председателя Правительства РФ, предлагаемую Президентом.Назначать утвержденного Председателя будет Президент.

Также Государственной Думой будутутверждаться кандидатурызаместителей Председателя Правительства и федеральных министров(за исключением отдельныхминистров, руководство деятельностью которых осуществляет Президент, в частности министров «силового блока») по представлению ПредседателяПравительства РФ.

Усилениероли Совета Федерации

Руководителифедеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров),ведающие вопросами обороны и безопасности, внутренних дел, юстиции,иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также прокуроры субъектов РФбудут назначаться Президентом РФ по итогам консультаций с СоветомФедерации.

Такжек ведениюСовета Федерации предлагается отнести прекращение по представлениюПрезидента полномочий судей Конституционного суда, Верховного Суда, судейкассационных и апелляционных судов — в случае совершения имипоступков, порочащих честь и достоинство судьи.

Изменениечисленности судей КС

Количествосудей Конституционного суда сокращается с 19 до 11. По запросу Президента РФ Конституционный суд будет проверять конституционность принятых законов как федеральных, так и региональных до их подписания.

Источник: http://duma.gov.ru/news/47599/

Глава 7. Судебная власть | Конституция Российской Федерации

Какие статьи в Конституции РФ закрепляют полномочия Верховного суда РФ?

Открытость, доступность, предсказуемость правосудия

Статья 118

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2.

Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

3. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.

Статья 119

Судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.

Статья 120

1. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

2.

Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Статья 121

1. Судьи несменяемы.

2.

Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом.

Статья 122

1. Судьи неприкосновенны.

2.

Судья не может быть привлечен к уголовной ответственности иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Статья 123

1. Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

2.

Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

3. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

4. В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

Статья 124

Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.

Статья 125

1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.

2.

Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

г) не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

в) между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.

4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.

5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.

6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.

7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Статья 126

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Статья 127

Исключена поправкой к Конституции Российской Федерации (Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации “О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации”).

Статья 128

1. Судьи Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

2.

Судьи других федеральных судов назначаются Президентом Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов устанавливаются федеральным конституционным законом.

Статья 129

1. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом.

2.

Генеральный прокурор Российской Федерации и заместители Генерального прокурора Российской Федерации назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации.

3. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектами Российской Федерации. Прокуроры субъектов Российской Федерации освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

4. Иные прокуроры, кроме прокуроров городов, районов и приравненных к ним прокуроров, назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации.

5. Прокуроры городов, районов и приравненные к ним прокуроры назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации.

Алфавитно-предметный указатель
А  Б  В  Г  Д  Ж  З  И  К  Л  М  Н  О  П  Р  С  Т  У  Ф  Ц  Ч  Я

Конституция | Оптичeская копия | Гocударственные симвoлы | Пoстановления КС | Пoстановление ВC

Источник: http://www.constitution.ru/10003000/10003000-9.htm

Право на судебную защиту

Какие статьи в Конституции РФ закрепляют полномочия Верховного суда РФ?

Статья 46 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3.

Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.».

Статья 47 Конституции РФ провозглашает:

«1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

2.Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.».

1.

Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием, и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина.

Это свидетельствует о том, что Российская Федерация не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных государственных функций.

Дело в том, что судебная защита является одним из видов государственной защиты прав и свобод человека и гражданина и представляет собой механизм принудительного обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина, установленный государством через систему специализированных государственных органов – судов.

Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения.

Таким образом, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц и отсутствуют какие-либо формализованные ограничения на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса.

Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам.

Судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, как принадлежащие индивиду в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации.

Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба, возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти. В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи, на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц.

2. Весьма важное значение в сфере усиления защиты прав и свобод личности принадлежит положению Конституции РФ о возможности обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции).

На суд как орган правосудия кроме защиты субъективных прав посредством рассмотрения дел об уголовных и административных правонарушениях, разрешения споров между участниками частноправовых отношений возлагается конституционная обязанность контролировать деятельность публичной власти в сфере признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина. Поэтому в судебном порядке могут быть обжалованы нормативные и ненормативные акты, действия или бездействие органов государственной власти и местного самоуправления, а также их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Граждане вправе обжаловать как сами решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, так и послужившую основанием совершения этих действий (решений) информацию либо то и другое одновременно.

При этом граждане освобождены от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (бездействия), однако должны доказать факт нарушения этими действиями (бездействием) своих прав и свобод.

Процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий возлагается на органы и лица, действия (бездействие) которых обжалуются.

В зависимости от вида оспариваемых актов, содержания публично-правового спора, его субъектного состава и характера обжалуемых действий таким судом может быть Конституционный Суд РФ или конституционный (уставной) суд субъекта РФ, Верховный Суд РФ и другие суды общей юрисдикции, суды арбитражной юрисдикции.

Конституционный Суд РФ обеспечивает реализацию права граждан и их объединений на судебную защиту посредством проверки конституционности федерального закона или закона субъекта Федерации, примененного в конкретном деле, осуществляемой по их жалобам на нарушение конституционных прав и свобод.

3.

Среди межгосударственных органов по защите прав и свобод человека и гражданина наиболее востребованным у российских граждан является Европейский суд по правам человека, куда они получили возможность обращаться с 5 мая 1998 года после ратификации Российской Федерацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Свою деятельность он осуществляет на основе принципа субсидиарности, подключаясь к вопросу реализации конвенционных положений, являющихся составной частью российской правовой системы, лишь в спорных ситуациях после исчерпания всех внутригосударственных средств правовой защиты.

Федеральным законом о ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод предусмотрено, что Российская Федерация признает в силу самого факта и без специального соглашения юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией этих договорных актов. Следовательно, обязательный характер на территории страны имеют и постановления Суда, принятые в отношении Российской Федерации, что непосредственно влияет на уровень судебной защиты, осуществляемой российскими судами.

4.

Статьи 7, 8 и 10 Всеобщей декларации прав человека, статья 14 Международного пакта о гражданских и политических правах и статья 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод устанавливают, что все равны перед законом и судом и что каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. По смыслу этих положений право каждого на судебную защиту посредством независимого и беспристрастного суда, компетенция которого установлена законом, означает, что рассмотрение дел должно осуществляться законно установленным, а не произвольно выбранным составом суда. Соответственно часть 1 статьи 47 Конституции РФ гарантирует, что никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Для организации судопроизводства важным является определение подсудности рассматриваемых дел в качестве суда первой инстанции, которая закреплена процессуальным законодательством. Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливает подсудность гражданских дел мировому судье (ст.

23), районному суду (ст. 24), военным и иным специализированным судам (ст. 25), судам субъектов Российской Федерации (ст. 26), Верховному Суду Российской Федерации (ст. 27).

В каждой из этих статей приводится перечень дел, подлежащих рассмотрению в соответствующем суде по первой инстанции.

Подсудность дел арбитражным судам регламентируется статьей 34 Арбитражного процессуального кодекса РФ. Дела, подведомственные арбитражным судам, рассматриваются в первой инстанции судами субъектов Российской Федерации, суда по интеллектуальным правам Российской Федерации и федеральных арбитражных судов округов.

Правовой институт подсудности позволяет установить компетенцию конкретного суда судебной системы на разрешение конкретного дела в качестве суда первой инстанции, что оказывается весьма важным в условиях существования двух параллельных судебных систем судебной власти.

Объединение двух действующих высших судебных органов позволит исключить не только конкуренцию судов двух параллельных ветвей судебной власти при принятии подсудных дел, поскольку вся судебная система станет замыкаться на один Верховный Суд Российской Федерации, но и конкуренцию судебных решений и постановлений высших судебных органов по вопросам правоприменения.

5.

В части 2 статьи 47 Конституции РФ гарантируется право обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом, причем исключительная мера наказания – смертная казнь – может быть назначена только при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей (ч. 2 ст. 20).

Значение конституционного права обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей заключается в том, что процессуальная форма суда присяжных обеспечивает более надежную защиту прав и свобод человека и гражданина от незаконного и необоснованного обвинения и уголовного наказания, уменьшает риск судебной ошибки и произвольного осуждения подсудимого.

Функционирование суда присяжных имеет важное общественно-политическое значение, заключающееся в предъявлении повышенных требований к качеству предварительного расследования и судебного разбирательства, профессионализму органов дознания, следователей, прокуроров, адвокатов и судей, соблюдению ими как своих профессиональных обязанностей, так и требований Конституции РФ и уголовно-процессуального законодательства.

Согласно статье 1 Федерального закона от 20.08.

2004 №113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» рассмотрение уголовных дел с участием присяжных заседателей федеральных судов общей юрисдикции проводится в Верховном Суде РФ, верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, автономной области и автономных округов, окружных (флотских) военных судах.

В суде присяжных полномочия в решении вопросов уголовного дела разделены между коллегией присяжных заседателей и профессиональным судьей (председательствующим). Коллегия присяжных выносит вердикт, т.е.

решение по поставленным перед ней вопросам, включая основной вопрос о виновности подсудимого. Присяжные могут вынести обвинительный или оправдательный вердикт.

Вынося обвинительный вердикт, коллегия присяжных заседателей отвечает на вопрос о том, заслуживает ли подсудимый снисхождения или особого снисхождения.

Процессуальная форма суда присяжных содержит двойной процессуальный механизм защиты невиновного человека от ошибок, обвинительного уклона профессиональных и непрофессиональных судей. Благодаря этому механизму суд присяжных по своему правозащитному потенциалу не имеет себе равных.

Эта форма судопроизводства зарекомендовала себя положительно и может быть с полным основанием отнесена к достижению судебной реформы.

Источник: https://www.altairegion22.ru/gov/administration/stuct/justice_of_the_peace/besplatnaya-yuridicheskaya-pomosch/Pravovoe-prosveshchenie/pravo-na-sudebnuyu-zashchitu.php

В госдуму внесен законопроект о поправке к конституции рф · новости архангельска и архангельской области. сетевое издание dvinanews

Какие статьи в Конституции РФ закрепляют полномочия Верховного суда РФ?

В Государственную Думу внесен проект закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти».

— Данный проект поправок подготовлен в целях реализации положений Послания Президента РФ Федеральному Собранию по итогам встречи с Президентом РФ сопредседателейрабочей группы и текстуальной проработки с Государственно-правовым управлением Президента РФ, – отметил председатель Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству,сопредседатель рабочей группы по обсуждению предложений по поправкам в Конституцию РФ Андрей Клишас. – Поправки направлены на развитие положений, закрепляющих основы конституционного строя, права и свободычеловека и гражданина. Изменения в главы 1, 2 и 9 Конституции РФ не вносятся.

В Послании говорилось о необходимости закрепления в Конституции РФ статуса и роли Государственного Совета.

Согласно поправкам, основными целями формирования Государственного Совета являются обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов публичной власти, определение основных направлений внутренней и внешней политики и приоритетных направлений социально-экономического развития государства. Статус Государственного Совета определяется федеральным законом.

В целях реализации положений Послания о необходимости закрепления более жёстких требований к лицам, претендующим на должность Президента Российской Федерации, предусматриваются изменения, согласно которым Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. 

При этом требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него иностранного гражданства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Уточняется норма о количестве сроков. Согласно новой редакции, одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.

Запрещается лицам, обозначенным в Послании Президента РФ Федеральному Собранию, иметь гражданство иностранного государства, вид на жительство, иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Поправки предполагают усиление демократических начал публичной власти, закрепление дополнительных гарантий реализации прав граждан, расширение социальных обязательств государства.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» предлагается вынести на общероссийское ание.

В целях повышения прозрачности работы силовых ведомств, правоохранительных органов, независимости органов региональной прокуратуры назначение на должность руководителей федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности, прокуроров субъектов РФ предлагается осуществлять после консультаций с Советом Федерации.

Совет Федерации также наделяется полномочиями по прекращению полномочий судей Конституционного Суда, Верховного Суда, судей кассационных и апелляционных судов в случае совершения ими проступка, порочащего честь и достоинство судьи, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным конституционным законом.

Также вводится новое понятие – сенатор Российской Федерации.

В целях повышения эффективности взаимодействия между представительной и исполнительной ветвями власти предлагается наделить Государственную Думу полномочиями по утверждению по представлению Президентом РФ кандидатуры Председателя Правительства РФ, его заместителей и ряда министров.

Один из ключевых вопросов, затронутых в Послании, касался необходимости обеспечения суверенитета при условии последовательного выполнения Россией международно-правовых обязательств.

Как следует из Послания, решения международных органов могут действовать на территории России только в той части, в которой они не влекут за собой ограничения прав и свобод человека и гражданина, не противоречат нашей Конституции.

Согласно поправкам, вносимым в статью 79 Конституции РФ, истолкование международных договоров, противоречащее Конституции РФ, не подлежит исполнению в Российской Федерации.

Предлагаемая редакция позволяет решить задачу, поставленную в Послании, и обеспечить согласованное применение положениями статей 4 (часть 2), 15 (часть 4) и 79 Конституции РФ. При этом статья 15 Конституции остаётся неизменной.

Верховенство и высшая юридическая сила Конституции на всей территории Российской Федерации будет обеспечена правовыми механизмами с помощью национальных правовых институтов.

На уровне конституционных норм закрепляется компетенция Конституционного Суда в части права разрешения вопроса о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. Обозначенные полномочия Конституционного Суда призваны обеспечить суверенитет.

Повышается роль Конституционного Суда как органа конституционного контроля, в том числе и превентивного контроля.

Конституционный Суд получит дополнительные механизмы для обеспечения конституционного правопорядка на территории нашей страны и сохранения конституционной идентичности России.

Так, предлагается закрепить право Президента РФ в определенных случаях обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности закона.

Срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным Судом. До 11 судей сокращается количество судей Конституционного Суда.

На уровне конституционных норм закрепляется компетенция Конституционного Суда в части права разрешения вопроса о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ. Обозначенные полномочия Конституционного Суда призваны обеспечить суверенитет.

В целях закрепления социальных обязательств государства предлагается установить нормы, согласно которым гарантируется МРОТ не ниже величины прожиточного минимума, индексация пенсий.

На конституционном уровне закрепляются нормы о формировании системы пенсионного обеспечения граждан на основе принципов всеобщности, справедливости и солидарности поколений и поддержании ее эффективного функционирования.

Поправки призваны повысить эффективность взаимодействия между государственными и муниципальными органами с учетом единства правовой природы органов публичной власти, как государственных, так и органов местного самоуправления. Местное самоуправление остается самостоятельным в пределах собственных полномочий.

Изменения не коснутся статьи 12 Конституции РФ, закрепляющей принцип самостоятельности местного самоуправления.

Согласно правовым позициям Конституционного Суда, самостоятельность местного самоуправления не является абсолютной, она не предполагает отрицания взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти.

Гарантии местного самоуправления дополняются правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате выполнения органами местного самоуправления во взаимодействии с органами государственной власти публичных функций и полномочий, имеющих государственное значение.

Статью 132 Конституции РФ предлагается дополнить новой частью, согласно которой органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Поправки предполагают усиление демократических начал публичной власти, закрепление дополнительных гарантий реализации прав граждан, расширение социальных обязательств государства.

Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти» предлагается вынести на общероссийское ание.

Как отметил Андрей Клишас, общероссийское ание, предусмотренное статьей 2 внесенного Президентом закона о поправке к Конституции РФ, пройдет, когда закон уже будет принят парламентом, причем ание будет проходить по закону в целом, а не по отдельным его положениям. Рабочая группа в ближайшее время обсудит процедуру ания и принципы его организации.

— Мы будем исходить из того, что в основе процедуры ания должны лежать те же базовые подходы, что и при проведении президентских выборов 2018 года. Это прозрачность, понятность и доступность ания для граждан, доверие к результатам общероссийского ания со стороны граждан страны, – подчеркнул Андрей Клишас.

Пресс-служба Совета Федерации

Источник: http://dvinanews.ru/-1t1yodef

Криминальный мир
Добавить комментарий