Как получить среднее образование, если мне 35 лет?

Среднее образование | Министерство образования и науки

Как получить среднее образование, если мне 35 лет?

Гимназия – это следующая после основной школы общеобразовательная школа с трехлетним периодом обучения. В Эстонии исторически преобладала гимназия, в которой учеба ведется с 1-го по 12-й класс, т.е.

12 лет. Гимназий, в которых есть только гимназическая ступень (с 10-го по 12-й год обучения), мало. С 2010 года государство начало поддерживать создание государственных гимназий только с гимназической ступенью.

В гимназиях повседневная учебная работа ведется на основании школьных учебных программ, которые составляются исходя из государственной гимназической учебной программы.

Поступление в гимназию

Для поступления в гимназию необходимо свидетельство об окончании основной школы. Общие условия приема учащихся в гимназию устанавливает министр образования и науки.

Более точные условия и порядок приема в гимназию, включая порядок оценивания умений при приеме в гимназию, устанавливает управляющая школой структура или, по ее доверенности, директор гимназии.

Условия и порядок приема в школу публикуются на сайте школы.

Смена гимназии

Переход из одной гимназии в другую возможен, если в принимающей гимназии есть свободные учебные места и учащийся cоответствует установленным условиям приема.

Учащийся, прекративший учебу в гимназии, имеет право продолжить учебу в профессиональном учебном заведении, при этом прошедшее обучение засчитывается. Также возможно продолжить учебу в гимназии для взрослых с нестационарной формой обучения.

Гимназии для взрослых

В гимназии для взрослых возможность приобретения среднего образования обеспечивается всем взрослым, главным образом, в нестационарной форме обучения.

В нестационарном обучении больше внимания уделяется самостоятельной работе, количество предусмотренных государственной учебной программой для гимназии факультативных курсов меньше, учащиеся имеют возможность изучать отдельные предметы, физкультура не является обязательным предметом, получившие профессиональное среднее образование лица могут изучать предметы, необходимые для сдачи госэкзаментов или для выполнения условий приема в вузы.

Гимназию можно окончить и экстерном, т.е. обучаясь самостоятельно. В гимназии для взрослых могут учиться лица, окончившие основную школу или достигшие возраста не менее 17 лет.

В гимназии для взрослых учится около 1/6 всех обучающихся на гимназической ступени. В основном речь идет о работающих людях или о тех, кто прекратил учебу в дневной школе.

В 2013/2014 учебном году в Эстонии насчитывается 202 гимназии с дневной формой обучения и 16 гимназий для взрослых с нестационарной формой обучения.

Учебные программы

Государственная учебная программа для гимназий предусматривает обязательные для гимназической ступени учебные предметы, факультативные курсы и их обязательный объем. При составлении школьной учебной программы школы учитывают требования государственной учебной программы.

Предметы и их объем в школьной учебной программы зависят от выбора самой школы. В гимназии минимально разрешенная нагрузка составляет 96 курсов в течение трех лет, при нестационарной форме обучения – как минимум 72 курса.

В государственной учебной программе предметные программы представлены в виде курсов, каждый курс – это 35 45-минутных учебных часов.

Гимназии с нестационарной формой обучения и гимназии для детей с особыми образовательными потребностями при составлении школьных учебных программ могут не учитывать требования государственной учебной программы относительно объемов и предметов курсов по выбору. 

Оценивание учащихся осуществляется по пятибалльной системе.

Согласно закону, школа может использовать и другую систему оценивания, но при окончании гимназии или в случае, если учащийся  захочет сменить школу, оценки требуется перевести в пятибалльную систему.

Большая часть гимназий, пользующихся иной системой оценивания, ориентируются на оценочную систему вузов. В гимназии ставят оценки за курсы и итоговые оценки за ступень обучения. 

Учебные предметы и их объем в школьной учебной программе определяются исходя из выбора школы.

На гимназической ступени минимальная разрешенная учебная нагрузка учащихся составляет 96 курсов в течение трех лет, при нестационарном обучении – не менее 72 курсов.

В государственной учебной программе для гимназий предметные программы составлены в виде курсов, причем курс означает, прежде всего, учебную 35-часовую единицу (по 45 минут).

Окончание школы

С 2013/2014 учебного года организация сдачи госэкзаменов и окончания гимназии претерпела изменения. Учащемуся, выполнившему условия окончания гимназии, или экстерну выдается свидетельство об окончании гимназии.

Ученик, сдавший госэкзамены, может ознакомиться с результатами в свидетельстве о сдаче госэкзаменов, которое публикуется в электронном виде.

Данные свидетельства о сдаче госэкзаменов и свидетельство об окончании гимназии вносятся в инфосистему образования в подрегистр документов, подтверждающих образование. Свидетельство о сдаче госэкзаменов действительно только вместе со свидетельством об окончании гимназии.

Свидетельство об окончании гимназии действует как самостоятельный документ, подтверждающий образование, в т.ч. без оценочного листа и свидетельства о сдаче госэкзаменов.

С 2013/2014 учебного года свидетельство об окончании гимназии школа на основании решения педсовета выдает учащемуся:

  • оценки которого за школьную ступень хотя бы удовлетворительные или, в части факультативных курсов, удовлетворительные или «зачтено»;
  • который сдал не менее чем с удовлетворительным результатом соответствующие обязательному объему по предмету госэкзамены по эстонскому языку (как родному или как второму языку), математике и иностранному языку (английскому, французскому, русскому или немецкому);
  • который достиг не менее чем на удовлетворительных результатов на гимназическом школьном экзамене;
  • который в течение гимназического курса выполнил учебное исследование или практическую работу (за исключением тех, кто закончил школу экстерном);
  • учащемуся с особыми образовательными потребностями, которому на основании школьной учебной программы или по рекомендации консультационной комиссии в рамках индивидуальной учебной программы сокращены или заменены учебные цели государственной учебной программы для гимназий, основанием окончания школы является достижение учебных результатов, определенных школой или индивидуальной учебной программой.

Руководство для школ “Огранизация проведения исследовательских и практических работ в гимназии” (на эстонском языке)

Продолжительность учебного года

Согласно Закону об основной школе и гимназии, учебный год длится с 1 сентября текущего года по 31 августа следующего года. Учебный год состоит из учебных четвертей и школьных каникул.

В учебных четвертях в общей сложности не менее 175 учебных дней (35 недель), в выпускном классе не менее 185 учебных дней (37 недель). В день выпускного экзамена и не менее чем в течение двух дней до этого уроки не проводятся, но эти дни засчитываются как учебные дни.

Школьные каникулы, а также период выпускных экзаменов в основной школе и гимназии устанавливает министр образования и науки на каждый конкретный год.

Законодательство

Среднее образование не является обязательным.

Требования к общему среднему образованию установлены законом об основной школе и гимназии.

Требования к профессональному среднему образованию установлены законом о профессиональных учебных заведениях.

Закон о частных школах устанавливает требования к среднему образованию на тех же основаниях, что и закон об основной школе и гимназии и закон о профессиональных учебных заведениях. 

Конституция, закон об образовании и закон о защите детей также содержат параграфы, связанные с приобретением среднего образования

В Эстонии работает восемнадцать государственных гимназий, которые относятся к сфере управления Министерства образования и науки.

Для обеспечения качественного гимназического образования и эффективного функционирования школьной сети, Министерство образования и науки инициировало создание в уездных центрах государственных гимназий, в которых обучение ведется с 10-го по 12-й класс.

Первая так называемая уездная гимназия – Вильяндиская гимназия – начала работать 1 сентября 2012 года. Годом позже начали работу Ляэнемааская общая гимназия в Хаапсалу и Йыгевамааская гимназия в городе Йыгева. Осенью 2015 года открылись Йыхвиская гимназия, Пярнуская гимназия Койдулы, Тартуская Таммеская гимназия и Выруская гимназия.

Осенью 2016 года открылись Пылваская гимназия, Валгаская гимназия и Хийумааская гимназия; в 2018 году – Раплаская гимназия, Пайдеская гимназия и гимназия Виймси.

Между министерством и государственными гимназиями заключается соглашение о качестве, в котором стороны договариваются о показателях качества учебы и учебной среды.

Помимо этого, в качестве государственных гимназий действуют Реальная гимназия в Ныо (направленность на реальные и естественные науки), гимназия Ноароотси (шведский язык и культура Северных стран), Таллиннская музыкальная средняя школа (с 1-го по 12-й класс, музыкальная направленность) и находящаяся в Нарве школа языкового погружения Нарвская государственная школа Ваналинна (с 1-го по 12-й класс). Все эти гимназии работают с общегосударственным приемом учащихся.

Согласно программе упорядочения школьной сети, к 2023 году будет открыто 24 государственные гимназии, как минимум по одной в каждом уезде.

Согласно достигнутым договоренностям, в 2019 году откроется Кохтла-Ярвеская государственная гимназия. В 2021 году начнут работу государственные гимназии в Курессааре и Табасалу, в 2022 – в Раквере, Нарве и Таллинне, а в 2023 году – в Юри и Таллинне. 

Источник: https://www.hm.ee/ru/meropriyatiya/bazovoe-osnovnoe-i-srednee-obrazovanie/srednee-obrazovanie

Часто задаваемые вопросы

Как получить среднее образование, если мне 35 лет?

Вопрос:
– что нужно подготовить к  вступительным испытаниям (знания и их объем), если поступать по внутренним экзаменам Университета

Ответ:
Вы можете посмотреть программы вступительных испытаний на нашем сайте в разделе «Абитуриент 2018», в подразделе «Вступительные испытания, программы вступительных испытаний, проводимых Университетом самостоятельно»

Вопрос:
Какие нужно предоставить документы  в приемную комиссию для поступления в Университет?

Ответ:
Поступающие на программы бакалавриата или специалитета, а также на программу среднего специального образования должны предоставить в приемную комиссию документ, удостоверяющий личность, документ государственного образца о предыдущем образовании, 2 фотографии одинаковые 3х4 см. Поступающие на Педагогический факультет должны предоставить медицинскую справку 086у.

Вопрос:

Какие особенности поступления в Университет и обучения для граждан других государств.

Ответ:
Граждане других государств поступают на общих основаниях: 

  • они подают такой же перечень документов, как и граждане РФ, но для документов об образовании некоторых государств требуется получить свидетельство об эквивалентности. Эта информация обычно уточняется в приемной комиссии заранее. Также, если в документах нет страниц на русском языке, необходимо сделать перевод на русский язык, заверенный российским нотариусом: документа, удостоверяющего личность и документа об образовании;
  • необходимо сдать 3 вступительных экзамена на выбранное направление. 

Вопрос:
Я бы хотела получить заочно образование в вашем университете, чтобы вести катехизаторскую деятельность в гимназии. Посоветуйте, пожалуйста, на какой факультет можно поступить? 

Ответ:
Вы можете поступить как на направление «Теология», так и на направление «Религиоведение». Также можно поступить на различные программы факультета дополнительного образования.

Вопрос:
Возможно ли у вас обучение богословию для женщин?

Ответ:
В нашем Университете могут обучаться женщины на всех факультетах, в том числе и на Богословском факультете.

Вопрос:
Существуют ли льготы для инвалидов?

Ответ:
Абитуриенты-инвалиды I и II группы, имеющие соответствующее заключение федерального учреждения медико-социальной экспертизы и которым не противопоказано обучение в соответствующих образовательных организациях, имеют преимущественное право на зачисление в рамках квоты, выделяемой на определенное направление.

Вопрос:
Есть ли в Университете программа второго высшего образования?

Ответ:
В Университете нет программы второго высшего образования как таковой, но к нам поступают абитуриенты с высшим образованием и учатся полный срок.

Вопрос:
Возможно ли поступить в Университет, имея неполное среднее образование (9 классов)? 

Ответ:
Поступление в Университет возможно на базе 11 классов, а также на базе среднего специального образования и высшего образования.  На базе 9 классов возможно только поступление на программу среднего профессионального образования в Хоровое училище.

Вопрос:
Подскажите пожалуйста, можно ли  поступить  и учиться на руководителя Воскресной школы? 

Ответ:
Такой конкретной специальности в нашем Университете нет, но Педагогический факультет дает достаточно широкое образование, которое позволяет выпускникам работать преподавателями воскресных школ. 

Вопрос:
Есть ли возможность сдачи ЕГЭ на базе вашего вуза?

Ответ:
Нет, ЕГЭ сдается либо в школе в год ее окончания, либо в специальных учебных центрах. Эту информацию можно узнать в районных или городских департаментах образования.

Вопрос:
Подскажите, пожалуйста, такую информацию: я собираюсь поступать на зарубежную филологию. Какую математику мне надо сдавать? На сайте написано иностранный язык, русский язык и литература, про математику ничего не сказано.

Ответ:
Вы можете сдать только базовый уровень по математике для получения аттестата.

Вопрос:
Здравствуйте, я хотела бы узнать насчет предметов которые нужны при сдаче ЕГЭ. Я хочу поступить на педагогический факультет, для поступления которого нужна математика, но в каком виде ее сдавать, профиль или база?

Ответ:
На все факультеты, где одним из вступительных экзаменов указана математика, сдается профильная математика.

Вопрос:
В этом году хочу поступить к вам на Богословский факультет, специальность 45.03.01 Филология (зарубежная филология, древние языки христианского Востока).

В 2013 году закончила колледж ( специальность экономист – бухгалтер ), а в 2014 сдала ЕГЭ по русскому языку и литературе. Для поступления на данную специальность нужен еще английский язык.

Обязательно ли сдавать его в форме ЕГЭ или это можно сделать у вас? И нужно ли сдавать заново русский и литературу?

Ответ:
Вы можете сдать английский язык в Университете, русский и литературу пересдавать необязательно, но надо посмотреть какие там баллы и сравнить с нижними границами баллов на 2018-2019 учебный год.

Вопрос:
Скажите, пожалуйста, могу ли я поступить в ваш университет на бюджет, если учусь  в  другом университете на заочном обучении на бюджете? 

Ответ:
Поступить к нам на бюджет Вы не можете, т.к., во-первых, Вы уже получаете образование на бюджетном месте. Два раза государство денег на обучение одному студенту не предоставляет. Во-вторых, к нам Вы будете зачислены, если поступите, как слушатель, т.к. документы (подлинник) у Вас лежат в другом вузе. Слушатели также не могут претендовать на бюджетное место.

Вопрос:
Я бы хотел поступить на бакалавриат религиоведения заочной формы обучения. Не могли бы Вы разъяснить порядок подачи документов, сдачи вступительных испытаний? Мне 35 лет. Образование среднее.

Ответ: Вся информация по поступлению на следующий учебный год размещена на этой странице:

http://pstgu.ru/abiturient/postuplenie_v_universitet/

Если у Вас только полное среднее общее образование, то поступить Вы к нам можете только по ЕГЭ. На направление “Религиоведение” необходимо сдать ЕГЭ по трем предметам: русский язык, история России, обществознание.

ЕГЭ выпускники школ прошлых лет сдают централизованно в определенных местах. Об этом надо узнать у себя в городе или районе в департаменте образования.

Вопрос:
Я хочу поступить в ваш вуз, но я выпускница прошлых лет и не сдавала ЕГЭ в этом году, не успела подать заявку. Возможно ли поступление в ПСТГУ без ЕГЭ в этом году на основе аттестата и вступительных экзаменов?

Ответ:
По правилам приема все абитуриенты, у которых только полное среднее общее образование, независимо от года окончания школы, поступают только по ЕГЭ.

Вопрос:
Подскажите, пожалуйста, проживать в общежитии при ПСТГУ могут только студенты этого университета или возможно подселение других студентов?

Ответ:
Нет, не могут. Проживание в общежитии предусмотрено только для студентов ПСТГУ.

Вопрос:
Я в прошлом году получил высшее образование. И хотел бы узнать возможно ли получить второе высшее образование по направлению Теология на дистанционной форме обучения?

Ответ:
В Институте дистанционного обучения есть магистерская программа «Православное богословие и философия в современном дискурсе».

Она предназначена, главным образом, для работающих взрослых людей, получивших ранее базовое богословское образование и нуждающихся в углублении и практическом применении своих знаний, а также их подтверждении в виде диплома государственного образца. Бакалаврской программы по дистанционной форме обучения нет.

Вопрос:
Сейчас я выбираю православный вуз для поступления и получения 2-го высшего образования. Приоритетами для меня являются изучение Священного Писания и подготовка к дальнейшему церковному служению (диакон, священник). Порекомендуйте наиболее подходящий факультет и правила поступления.

Ответ:
Вам нужно поступать на Богословский факультет на направление «Теология». Все абитуриенты сдают 3 вступительных испытания, т.к. у Вас высшее образование, Вы можете поступать по внутренним экзаменам Университета.

На это направление необходимо сдать русский язык в форме изложения, историю России и обществознание в форме тестов.

Поскольку в дальнейшем Вы планируете принять священный сан, то, став студентом Богословского факультета, Вы сможете подать в сентябре документы в Православный Свято-Тихоновский Богословский институт (ПСТБИ), закончив который Вы получите церковный диплом, признаваемый в Русской Православной Церкви и который дает право на рукоположение.

Источник: http://abiturient.pstgu.ru/Chasto-zadavaemye-voprosy

5 историй смелых людей, которые поступили в колледж уже взрослыми

Как получить среднее образование, если мне 35 лет?

Подростки часто попадают в колледжи случайно. Например, от безысходности: когда учиться в школе больше не хочется, а кем быть — ещё не решил. Но бывает и наоборот.

Сюда приходят зрелые и даже состоявшиеся в какой-то профессии люди.

Специально для спецпроекта «Мела» и WorldSkills Russia Татьяна Волошко записала пять историй о том, как среднее профессиональное образование меняет жизни взрослых людей.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

«В семье мне говорили, что шить можно и в свободное от работы время»

Я шью всю жизнь. В детстве от меня прятали ножницы, потому что я резала всё подряд, чтобы из этих лоскутков что-нибудь сшить.

Но моё первое образование (я окончила Московскую государственную академию коммунального хозяйства и строительства) никак не связано с рукоделием. Как я там оказалась? Всё банально. В семье мне говорили, что шить можно и в свободное от работы время.

В итоге я работала и официанткой, и менеджером по рекламе, и руководителем успела побыть — но шить не переставала.

Момент истины наступил после того, как я попала в больницу. Там я совершенно точно поняла, что не хочу возвращаться ни в рекламу, ни куда-либо ещё.

Работа должна приносить удовольствие — тогда ты чувствуешь себя лучше (в том числе физически). В общем, я решила подавать заявки на конкурсы дизайнеров.

Художественное образование я получила ещё в детстве, но этого оказалось недостаточно: без профильной бумажки к участию не допускали.

Я попыталась поступить в РГУ имени Косыгина. Приёмной комиссии мои работы понравились, но меня (человека с высшим образованием) попросили сдать ЕГЭ или окончить колледж. Но, как говорится, всё что ни делается, к лучшему.

Я поступила в колледж — и сразу на второй курс. В группе я предсказуемо оказалась самой старшей. Смотрела на молоденьких девчонок и удивлялась: они совершенно не понимали, как много может дать им преподаватель.

И зачем вообще они пришли учиться.

Я не могла нарадоваться, что в сознательном возрасте учусь профессии

Меня стали отправлять от колледжа на всевозможные конкурсы и мастер-классы. Однажды пригласили на Mercedes Benz of Russia — представлять собственную коллекцию.

А это, скажу я вам, мечта любого дизайнера! Мне пришлось её отшить за две недели, и тот конкурс я выиграла (теперь меня зовут туда каждый год). Позже я выиграла обучение в Институте итальянской культуры и участие в Roma Fashion Week.

Это возможность показать свои работы знаменитым кутюрье, получить их оценку.

Я окончила лабораторию моды Вячеслава Зайцева, а сейчас учусь заочно в РГУ имени Косыгина. Но я честно скажу: профессиональные навыки мне дал именно колледж. В институте всё теория. К сожалению, историй, похожих на мою, довольно мало. Люди стесняются ломать стереотипы и очень боятся свернуть с дороги, которую выбрали однажды. Даже если это была не их дорога. И очень зря.

«В какой-то момент я понял, что хожу на работу как на каторгу»

Моя история — о выборе своего пути. Мне было около 20 лет, я уже окончил приборостроительный техникум, поступил в приборостроительную академию. И даже полгода отработал в конструкторском бюро.

Но в какой-то момент понял, что хожу на работу как на каторгу. Детали и механизмы не приносят никакого удовлетворения, они неживые. Даже страшно стало от мысли, что придётся заниматься этим всю жизнь. А я тянулся к людям. К детям.

Мне хотелось живого общения.

Мама заметила моё смятение и предложила сходить в педагогическое училище. Как сейчас помню, 18 марта я пошёл к его директору и рассказал всё как есть. Александр Иванович оказался удивительным человеком.

Он не стал просить меня дожидаться нового учебного года. Выслушал и предложил выбрать специализацию, к которой лежит душа. А потом спросил: «До среды уволишься?» Я ответил: «Да!» И в среду пришёл в колледж студентом.

Сразу на второй курс психологического факультета.

Помню, когда меня привели в мою группу, у них шёл урок хореографии. После конструкторского бюро и взрослой жизни мне это показалось чем-то невероятным. Я будто вернулся в детство.

Вообще, все предметы были очень интересными: изобразительное искусство, методики разные, трудовое обучение, много психологии. Но больше всего я любил практику. Она проходила в школе.

Я всегда старался организовать урок так, чтобы на нём была и музыка, и стихи, и картины. Мне хотелось, чтобы дети удивлялись.

Я так счастлив, что директор колледжа увидел во мне желание посвятить себя людям. Тогда — быть педагогом, вести за собой класс. После колледжа я написал программу духовно-нравственного воспитания и пошёл работать в детский сад воспитателем. А потом стал священником.

«Я поступила в колледж, когда у меня уже было два высших образования»

Я пришла за средним профессиональным образованием, когда у меня уже было два высших образования и опыт работы в рекламе СМИ. У меня родилась дочка и мне, как, наверно, любой маме девочки, захотелось её красиво наряжать.

Я стала шить для неё одежду сама — не только летнюю, но и демисезонную, и зимнюю. Эстетическая сторона — это, конечно, важно. Но качество ткани волновало меня не меньше.

Хотелось, чтобы материал был натуральным, приятным и практичным.

Незаметно для себя я стала создавать целые коллекции. Они очень нравились окружающим. Однажды кто-то сказал, что я просто обязана заняться этим профессионально и наряжать не только своего ребёнка, но и других детей. Но одно дело хобби, и совершенно другое — профессия. Передо мной встал вопрос о профессиональном образовании.

Сначала я окончила дизайнерские курсы при вузе. Но удовлетворения не получила, потому что, в принципе, не узнала ничего нового. Тогда я решила, что мне нужно именно классическое образование, и поступила в Технологический колледж № 24. Там была замечательная программа десятимесячного обучения для абитуриентов с высшим образованием.

Время учёбы в колледже было невероятно продуктивным. Я поучаствовала в региональном конкурсе и заняла первое место.

Кстати, там даже захотели купить мои модели, что укрепило во мне желание развивать свой бренд. Опыт в рекламе мне очень в этом помог.

В общем, я получила диплом колледжа и стала квалифицированным специалистом. Теперь я дизайнер детской одежды, у меня своё ателье и море творческих планов.

«Моё первое образование — педагогическое. Оно мне совсем не подошло»

По первому образованию я учитель русского и литературы. Проработав в школе несколько лет, я поняла, что это не моё. Дело не в детях, нет. Мне не подошла система. Впрочем, это в моей истории не главное.

Я ушла в декрет. У меня родился ребёнок с проблемами, которые нужно постоянно решать: дочке нужен регулярный массаж. Я отучилась на курсах и стала делать его сама.

Но чтобы зарабатывать массажем на жизнь, нужно медицинское образование. Так я поступила в московский Медицинский колледж № 5.

Первые два курса мы изучаем общую медицину, а после третьего будет распределение по специализациям. Планирую пойти на хирургическое отделение.

Я часто думаю о том, что не буду дёргать дочку вопросом: а куда ты хочешь поступать?

Не буду намекать и направлять. Если после школы она не поступит сразу, для меня это не станет трагедией. Лично мне моё первое образование совсем не подошло.

С каждым днём я всё больше и больше убеждаюсь в том, что мне нравится медицина. Мне интересно, у меня есть цель. Я думаю, многие люди после школы поступают в университеты и разочаровываются. В этом деле не надо спешить.

Во взрослом возрасте ты себя лучше понимаешь и знаешь наверняка, чем хочешь заниматься.

«После МГУ я 10 лет работала по специальности. Но материнство внесло свои коррективы»

Я окончила экономический факультет МГУ имени Ломоносова (с аспирантурой), а потом ещё и Институт экономики и права. Десять лет после МГУ я работала по специальности — сначала в крупной аудиторской компании, потом в нефтяном бизнесе. Участвовала в множестве интересных проектов и успешно развивала карьеру. Но материнство внесло коррективы в жизненные приоритеты и планы.

После родов у меня и малыша возникли проблемы со здоровьем. Сначала я отучилась на массажных курсах и на курсе, где готовили специалистов по послеродовому восстановлению. А потом поступила в акушерский колледж (собственно, на специальность «Акушерство»).

Интерес с каждым днём возрастал, опыт прибавлялся, результаты работы вдохновляли. В колледже стало окончательно понятно, что помощь здоровому и счастливому материнству и детству — мой путь. Сейчас моя работа — в том, чтобы готовить женщину к зачатию, сопровождать беременность и помогать восстановиться после родов. Диплом колледжа дал мне возможность заниматься любимым делом.

Источник: https://mel.fm/worldskills/5643198-v-kolledzh-posle-30

Сесть за парту в зрелом возрасте, когда твои дети уже поступили в вуз, — это похоже на жизненный оксюморон в духе фильма «Большая перемена».

Тем не менее сегодня более 60 бобруйчан получают общее среднее образование в СШ № 4, посещая занятия по вечерам. Звонок для них звучит ровно в 16.

30, а уроки проходят по учебным программам общеобразовательной школы. Правда, оканчивают здесь не 11, а 12 классов.

Вечерние школы существовали еще до революции, когда жизненные обстоятельства заставляли рабочих и крестьян грызть гранит науки после трудового дня.

Что же приводит нынешних учеников в «вечерку»? Мотивация теперь другая — необходимость получить не столько знания, сколько аттестат об общем среднем образовании.

Истории каждого из школьников, среди которых есть и 16-летние подростки, и 40-летние дамы, уникальны по-своему.

«Муж пока не в курсе, что я хожу в школу»

Сусанна Кубальская переехала в Бобруйск вместе с семьей из Ашхабада. 29-летняя мама двоих детей говорит, что в Туркменистане даже русские девочки выходят замуж очень рано, она стала женой в 17 лет.

К этому времени девушка успела окончить 9 классов и была уверена, что этого для счастья в жизни вполне достаточно.

Приехав в Беларусь, семья столкнулась с проблемой трудоустройства: Сусанне хоть и удалось найти место помощницы воспитателя в одном из детских садов, но хочется добиться чего-то большего.

— Учиться очень тяжело, — признается женщина, которая после работы спешит в школу, а затем мчится домой — готовить поздний ужин семье и учить уроки. — Я занимаюсь только с этого года, всего пару месяцев, но муж уже выражает недовольство.

Зато дети относятся к маминым вечерним занятиям в школе с пониманием. Старшая дочь, которая учится в 6 классе, даже помогает Сусанне с математикой и английским.

— Конечно, не обходится без шуток. Дочка может спросить: «Мама, а ты уроки сделала? Давай проверю домашнее задание!».

Сама Сусанна, которой нравится работать с детьми, не исключает, что продолжит свое образование и в будущем станет педагогом.

Схожая мечта и у 40-летней Анжелы Иваровской, которая в свое время получила среднее специальное образование, выучившись на швею, а потом ушла работать нянечкой в детский сад. Женщина убеждена, что в жизни нужно что-то менять, и теперь, когда дочь поступила в университет, самое время подумать о собственном образовании.

— Хочу попробовать себя в другом качестве. Возможно, стану педагогом.

Женщина признается, что о своем эксперименте никому не рассказывала — учебный год еще только начался, да и успехами пока хвастаться не приходится. Особенно тяжело дается математика, но Анжела убеждена: учиться никогда не поздно.

— Муж пока не в курсе, что я хожу в школу, — смеется она.

Максиму Чижонку 33 года, после школы он отучился на обувщика, а потом пошел работать на стройку. Женился, родилась дочь — стало не до науки.

— Сейчас работаю монтажником, но мои 9 классов начальство не устраивают, — признается мужчина. — Поэтому и пошел в вечерний класс школы.

После ее окончания Максим планирует остаться в строительстве, хотя и не прочь попробовать себя в сельском хозяйстве — работа на земле мужчине по душе. А еще он мечтает освоить профессию краснодеревщика.

— Хочется работать с деревяшками, но пока не знаю, что из этого получится, — улыбается мужчина.

У 17-летнего Ильи Белякова, на первый взгляд, нет вообще никаких интересов в жизни — учиться он не хочет, работать не стремится. За прогулы и неуспеваемость был отчислен из двух колледжей, обратно в родную школу парня не взяли, поэтому пришлось идти в «вечерку».

До ее окончания армия Илье не грозит, а после службы он рассчитывает устроиться на работу в автомастерскую, к родственнику.

Во время разговора Илья не перестает что-то рисовать в школьной тетради, которая, как выясняется, от корки до корки заполнена всевозможными набросками, выполненными шариковой ручкой.

Вызвать подростка на откровенный разговор непросто, но при слове «граффити» глаза у парня загораются — выясняется, что он дружит со многими любителями настенной живописи. Сам в руки баллон с краской никогда не брал, рисунки свои даже друзьям не показывает.

— У меня подруга учится в «пятнашке» (Бобруйский государственный колледж имени Ларина. — Прим. авт.), много интересного рассказывает, — наконец выдавливает из себя подросток. Становится ясно, что попасть в это учебное заведение для Ильи — предел мечтаний.

«Тот, кто не хочет учиться, не хочет учиться нигде»

— Возраст для тех, кто приходит в школу, не имеет значения, — рассказывает директор СШ № 4 Валентина Алимбочкова.

— Это и выпускники 9-х классов, которых отчислили из колледжей, и девочки, которые готовятся стать мамами и переводятся к нам из обычных школ, и взрослые самостоятельные люди, у которых уже есть семьи.

Нередко учиться приходят женщины, которые рано вышли замуж, подрастили детей и теперь решили наверстать упущенное. Приходят сами, а потом еще и мужей приводят, которым не хочется отставать от жен.

По ее словам, среди учеников есть те, кто возвращается из мест лишения свободы, встал на путь исправления и пытается найти свое место в жизни. Посещают школу и люди с серьезными заболеваниями, из-за которых в свое время поставили крест на образовании.

Отдельная категория — подростки, которые по различным причинам оказались на задворках жизни. От многих из них, чего греха таить, общеобразовательные школы и колледжи избавились с огромным облегчением.

Валентина Ивановна демонстрирует справку о неоконченном среднем специальном образовании одного из своих подопечных, где самой высокой оценкой по десятибалльной системе является двойка, а напротив многих предметов проставлены живописные нули.

Это означает, что оценить уровень знаний учащегося не представлялось возможным из-за их полного отсутствия.

— Тот, кто не хочет учиться, не хочет учиться нигде, — уверена директор школы, которая добавляет, что порядка 40% учеников «вечерки» приходится отчислять из-за неуспеваемости или же за прогулы.

Вечерние классы в СШ № 4 были созданы в 2013 году, когда в процессе оптимизации закрылись две бобруйские школы вечерней формы обучения — №№ 7 и 8. Их учеников — порядка 200 человек — объединили и отправили получать общее среднее образование в довоенном двухэтажном особняке на улице Карла Маркса.

Днем здесь не смолкают детские голоса, так как учебное заведение в первую очередь является общеобразовательной школой. А по вечерам за парты садятся взрослые — три полноценных класса. Подростки — рядом с солидными женщинами и мужчинами.

Такое соседство никого не смущает и 17-летним ученикам идет даже на пользу.

— На их выкрутасы никто внимания не обращает — вокруг же взрослые люди. Поэтому подростки приходят в школу и добросовестно работают на уроках, — рассказывает Валентина Алимбочкова. — В вечерней форме обучения для них есть свои плюсы.

«Шла на уроки и тряслась от страха — а вдруг они меня слушаться не будут?»

Различные школьные дисциплины для тех, кто учится по вечерам, в СШ № 4 преподают 9 педагогов с высшим образованием. Среди них — 3 молодых специалиста.

Хрупкая Елена Дейчик, больше похожая на подростка, с начала учебного года ведет в 10 классе «вечерки» историю. Вчерашняя выпускница говорит, что в обычных классах ей не хватило «часов», поэтому добирать их пришлось в вечерней школе.

Первые занятия, по словам учителя, были настоящей пыткой: как себя вести с людьми и чему их учить, если они чуть ли не вдвое старше?

— Шла на уроки и тряслась от страха — а вдруг они меня слушаться не будут? — вспоминает Елена и признается, что самое трудное — заинтересовать великовозрастных учеников, которым из-за житейских проблем часто не до учебы. Поэтому приходится внедрять новые формы подачи информации.

— Планируем вот смотреть на уроках фильмы исторической тематики — сейчас как раз проходим Гражданскую войну, — делится планами учитель.

— Так поставьте им «Свадьбу в Малиновке», — не могу удержаться от шутки. Класс взрывается хохотом: сорокалетние школьники прекрасно осведомлены, о чем идет речь.

Подростки же недоуменно пожимают плечами — у них совсем другие кинематографические предпочтения. Многие из них, конечно же, не слыхали и о культовом фильме «Большая перемена», где истории таких же учеников вечерней школы рассказаны с юмором и долей романтики.

Однако на любовные приключения бобруйчан, севших за парты в зрелом возрасте, все же тянет.

​​

— Однажды мужчина отпрашивается у меня с урока — говорит, нужно срочно заглянуть в соседний класс, где преподает наша Елена Николаевна, — вспоминает Валентина Ивановна. — Спрашиваю: а что вы там забыли? «Ой, так там же девки!». Думаю, какие девки? Там женщины достаточно взрослые. А ему, оказывается, учительница приглянулась.

Впрочем, до служебных романов в классах вечернего обучения за три года дело ни разу не дошло. А вот одна семейная пара среди самих школьников все же сложилась.

— Они выпустились в прошлом году. Оба молодые совсем, на занятиях и познакомились. Сейчас у них все хорошо, уже есть ребенок, — рассказывает директор школы. О судьбах своих выпускников-«вечерников» Валентина Алимбочкова знает немного: тестирование часть из них проходит и продолжает обучение, а некоторым и школьного аттестата вполне достаточно и для себя, и для работодателей.

Источник: https://news.tut.by/society/519808.html

Никогда не поздно: как кардинально сменить сферу деятельности после 40 лет

Как получить среднее образование, если мне 35 лет?

Чаще всего с кризисом среднего возраста люди сталкиваются в 35-40 лет. Первые симптомы выражаются в потере интереса к жизни, мучительных самокопаниях: «Чего я достиг? Правильно ли я живу? Этого ли я хотел?» Все это оставляет отпечаток на профессиональной жизни людей.

Именно в этот момент многие задумываются о смене рода деятельности, но главным препятствием становится страх потерять в деньгах или же просто потерпеть неудачу.

И если для мужчин желание рваться в бой, на баррикады является вполне естественным, то представительницы прекрасного пола в принципе не склонны что-то резко менять.

Женщины достаточно стабильны в своем выборе и карьерном развитии, и случаи смены профессии после 40 лет происходят довольно-таки редко, говорит Анна Михеева, директор практик рекрутинговой компании Hays.

«Чаще отмечаются переходы в рамках одной профессии, но в другие индустрии, либо смена профессии, но внутри компании.

Например, у нас был случай, когда руководитель юридического департамента сменила профессию и перешла в HR-отдел», — добавляет она.

Тем не менее все больше представительниц женского пола делают решительный шаг вперед и кардинально меняют свою жизнь. Корреспондент Forbes Woman поговорила с несколькими женщинами о том, как им удалось уйти в другую сферу, с какими сложностями они столкнулись, почему решили что-то поменять в своей жизни и карьере.

Новый поворот

Наталья Хацела проработала в качестве юриста 15 лет в таких крупных компаниях, как «Мечел», «Русал» и «Мосэнерго». Последнюю должность директора департамента налоговой политики она занимала шесть лет. Четыре года назад она ушла из юриспруденции, основала онлайн-галерею современного искусства SMART.

«В крупных структурах я работала на руководящих постах, как говорится, сидела на объективно хороших и теплых местах с кучей привилегий и более чем достойным вознаграждением. Но в какой-то момент я достигла потолка и захотела уйти в более широкую сферу, чем налоги.

Я открыла кофейню, но бизнес показался слишком мелким, пыталась организовать юридическую фирму, но мне это было на самом деле не интересно. Идея открыть галерею родилась сама собой. Несколько лет назад, когда мы с мужем обустраивали загородный дом, у меня были проблемы с выбором живописи.

У нас в стране очень неорганизованный рынок искусства, покупатель с деньгами не может совершить покупку — привык к другим условиям и сервису. Когда я решила сменить работу, меня отговаривали все, кто мог, это самый тяжелый момент в смене профессии. Но и он преодолим.

Одна подруга, которой я безмерно благодарна, не переставала повторять: «Наташа, у тебя все получится».

Марина Коноваленко по первому образованию инженер-электрик. Впоследствии защитила диссертацию по психологии, издала 11 учебников по психологии менеджмента и теории коммуникации, по которым теперь учатся более чем в 200 вузах.

«Когда я поменяла сферу, в доходе выиграла в несколько раз. Не бойтесь менять то, что вас не устраивает, исполняйте свои и только свои желания и забудьте слово «должен». Есть только замечательное слово «хочу», — говорит психолог.

Марина Фомина кардинально изменила жизнь в 47 лет. Будучи полковником полиции, она ушла в отставку с должности руководителя управления Центрального аппарата МВД России. Марина перепрофилировалась в конфликтологи и стала бизнес-тренером. По ее словам, работа заключается в том, что она помогает людям и упрощает им жизнь, делая их счастливее.

«Я построила безупречную карьеру от рядового сотрудника до руководителя управления Центрального аппарата МВД России. И работу свою я очень любила. Но в какой-то момент поняла, что достигла высшей точки своей карьеры и движение вверх, хоть и возможно, но уже бессмысленно. Разница в одну-две позиции по сравнению с тем, чего я достигла, несущественна с точки зрения масштабности решаемых задач.

МВД России — огромная неповоротливая структура, в которой реализация любого проекта обрастает бюрократией и рутиной. Энергозатраты огромны, коэффициент полезного действия минимален. Мои главные движущие силы — смысл, любовь и свобода. На госслужбе они не получают реализации. Поэтому я ушла. Сама. Никто не верил, что такое возможно.

Обычно с таких должностей уносят. Самый главный страх — остаться без средств к существованию. Я понимала, что на фрилансе я не смогу сразу зарабатывать столько, сколько привыкла. Мужа предупредила, чтобы был готов повесить меня на свою шею. Он даже обрадовался. Был страх оказаться невостребованной.

Конкуренция на рынке бизнес-тренеров и консультантов высока. Я вполне могла оказаться ненужной миру. Потом оказалось, что никакой конкуренции нет. Каждый находит то, что ему близко, а его находят клиенты.

И я знаю волшебный вопрос, который научилась задавать себе, чтобы справиться со страхом: «Что сейчас угрожает моей жизни и моему здоровью?» Если ответ «ничего», то я ныряю в этот страх».

Но что делать, если вы все-таки решились на смену профессии, но не знаете, куда двигаться дальше? Forbes Woman узнал мнение специалистов.

Директор практик рекрутинговой компании Hays Анна Михеева советует следующее:

«Определитесь с кругом интересов и перенесите их на карьерную плоскость. Попробуйте провести ревизию своих увлечений. Начните с задач, которые вдохновляли вас на текущем или прошлом месте работы, вспомните о любимых школьных предметах, книгах или ТВ-шоу.

Попробуйте перенести все свои интересы на бумагу и получите список отраслей, которые потенциально могут подойти для построения карьеры. Важно также понять, насколько востребована желаемая должность в выбранной вами области. Изучите выбранную отрасль, максимально углубившись в нее.

Следите за контентом, которым делятся лидеры рынка в социальных сетях. Это поможет расширить знания о ключевых трендах, с которыми вы должны быть знакомы. Слушайте подкасты и смотрите вебинары, которые ведут эксперты отрасли. Читайте специализированные журналы, книги, посещайте лекции и семинары.

Так вы поймете, действительно ли отрасль вам подходит».

Понять, чем вы теперь хотите заниматься, — это примерно половина пути навстречу мечте, но как устроиться на новую работу?

Елена Александрова, руководитель ASL Consulting, карьерный консультант, так комментирует ситуацию:

«Здесь есть три пути решения. Первый вариант — изучить пул компаний, которые интересны, составить резюме и подробное сопроводительное письмо, в котором стоит указать, какие задачи вы готовы решить, исходя из стратегии развития компании, взять на себя ответственность за их решение.

Второй — найти в соцсетях лицо, принимающее решение или лидера мнений компании, списаться с ним лично, найти точки соприкосновения, заинтересовать своим опытом и рассказать о том, какими знаниями и качествами вы обладаете и чем будете полезны организации.

Третий вариант — предложить взять вас на проект по временному договору. Риск компании минимальный, а у вас есть шанс показать себя с лучшей стороны и получить должность. Если вам нужен новый опыт, не бойтесь пойти на ступень ниже той должности, которую вы занимаете.

Так вы получите шанс проявить себя, показать то, на что вы способны, и, скорее всего, получите предложение о работе».

Светлана Белодед, руководитель департамента по работе с персоналом инвестиционной компании QBF, говорит, что начать путь к осуществлению мечты не поздно в любом возрасте.

«После 40 лет женщина в силах получить высшее образование и начать карьеру в совершенно новой сфере. У меня есть знакомая, которая долгое время была супругой военнослужащего и работала в армейских частях на административных позициях. Уже ближе к сорока в ее в жизни произошли очень серьезные перемены — развелась с мужем, осталась одна с двумя детьми.

В какой-то момент она поняла, что в силах исполнить свою давнюю мечту — закончить медицинский институт и стать врачом. Женщина стала студенткой очного отделения вуза, когда ей было за сорок, потом устроилась в поликлинику и стала специалистом, которого уважают коллеги и любят пациенты. Все, кто общается с ней, признают, что у нее талант к медицине.

Сейчас ей уже больше 55 лет, но она продолжает работать, не чувствуя особой усталости и не думая о пенсии. Дело, о котором она мечтала всю свою жизнь, на которое не пожалела дополнительные шесть лет в университете, вдохновляет ее и делает действительно счастливым человеком. Я считаю, что кардинально изменить сферу деятельности можно в любом возрасте.

Главное, поставить перед собой четкую цель и делать все возможное, чтобы достичь ее», — делится она.

Источник: https://www.forbes.ru/forbes-woman/360141-nikogda-ne-pozdno-kak-kardinalno-smenit-sferu-deyatelnosti-posle-40-let

Криминальный мир
Добавить комментарий