Как определяются размеры долей в жилье по соглашению?

Заключение соглашений в отношении жилых помещений, находящихся в общей собственности, в целях определения размера и изменения долей в праве общей собственности

Как определяются размеры долей в жилье по соглашению?

Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Администрацией, должностными лицами исполнительной власти, государственными гражданскими служащими органа государственной власти в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке.

Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.

Заявитель может обратиться с жалобой, в том числе в следующих случаях:

  • нарушение срока регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной услуги;
  • нарушение срока предоставления государственной услуги;
  • требование у заявителя документов, не предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги;
  • отказ в приеме документов, предоставление которых предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга для предоставления государственной услуги, у заявителя;
  • отказ в предоставлении государственной услуги, если основания отказа не предусмотрены федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • затребование с заявителя при предоставлении государственной услуги платы, не предусмотренной нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга;
  • отказ органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, государственного гражданского служащего органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга в исправлении допущенных опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах либо нарушение установленного срока таких исправлений.

В случае если жалоба подается через представителя заявителя, также представляется документ, подтверждающий полномочия на осуществление действий от имени заявителя. В качестве документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени заявителя, может быть представлена:

  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность (для физических лиц);
  • оформленная в соответствии с законодательством Российской Федерации доверенность, подписанная руководителем заявителя или иным уполномоченным лицом в соответствии с законом и учредительными документами (для юридических лиц);
  • копия решения о назначении или об избрании либо приказа о назначении физического лица на должность, в соответствии с которым такое физическое лицо обладает правом действовать от имени заявителя без доверенности.

Жалоба может быть подана заявителем:

При личном приеме заявителя в письменной форме на бумажном носителе в орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга, в месте предоставления государственной услуги (в месте, где заявитель подавал запрос на получение государственной услуги, нарушение порядка предоставления которой обжалуется, либо в месте, где заявителем получен результат указанной государственной услуги).

Время приема жалоб должно совпадать со временем предоставления государственных услуг.

Жалоба в письменной форме может быть также направлена по почте.

В случае подачи жалобы при личном приеме заявитель представляет документ, удостоверяющий его личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В электронной форме в орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга, с использованием сети Интернет (в том числе посредством электронной почты), официального сайта органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга — Администрации, федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru), Портала «Государственные и муниципальные услуги (функции) в Санкт‑Петербурге».

При подаче жалобы в электронной форме документы могут быть представлены в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, при этом документ, удостоверяющий личность заявителя, не требуется.

Жалоба может быть подана заявителем через МФЦ.

При поступлении жалобы МФЦ обеспечивает ее передачу в орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга в порядке и сроки, которые установлены соглашением о взаимодействии между МФЦ и органом исполнительной власти Санкт‑Петербурга, но не позднее следующего рабочего дня со дня поступления жалобы.

Жалоба на нарушение порядка предоставления государственной услуги МФЦ рассматривается органом исполнительной власти Санкт‑Петербурга. При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в органе исполнительной власти Санкт‑Петербурга.

Жалоба на решения и действия (бездействие) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, его должностных лиц, государственных гражданских служащих рассматривается органом исполнительной власти Санкт‑Петербурга.

Жалобы на решения, принятые руководителем органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, подаются вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга в соответствии с распоряжением Губернатора Санкт‑Петербурга от 12.11.2014 №14‑рг «О распределении обязанностей между вице‑губернаторами Санкт‑Петербурга», или в Правительство Санкт‑Петербурга.

В случае если жалоба подана заявителем в орган, в компетенцию которого не входит принятие решения по жалобе, в течение трех рабочих дней со дня ее регистрации указанный орган направляет жалобу в уполномоченный на ее рассмотрение орган и в письменной форме информирует заявителя о перенаправлении жалобы.

При этом срок рассмотрения жалобы исчисляется со дня регистрации жалобы в уполномоченном на ее рассмотрение органе.

Жалоба, поданная заявителем в МФЦ на организацию предоставления государственных услуг МФЦ, за исключением жалоб на нарушение порядка предоставления государственной услуги, рассматривается МФЦ в соответствии с действующим законодательством.

Жалоба должна содержать:

  • наименование органа, предоставляющего государственную услугу, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга либо государственного гражданского служащего органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, решения и действия (бездействие) которых обжалуются;
  • фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), сведения о месте жительства заявителя — физического лица либо наименование, сведения о месте нахождения заявителя — юридического лица, а также номер (номера) контактного телефона, адрес (адреса) электронной почты (при наличии) и почтовый адрес, по которым должен быть направлен ответ заявителю; сведения об обжалуемых решениях и действиях (бездействии) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга либо государственного гражданского служащего органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга;
  • доводы, на основании которых заявитель не согласен с решением и действием (бездействием) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга либо государственного гражданского служащего органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга. Заявителем могут быть представлены документы (при наличии), подтверждающие доводы заявителя, либо их копии.

Заявитель имеет право на получение информации и документов, необходимых для обоснования и рассмотрения жалобы.

Жалоба, поступившая в орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга, подлежит регистрации не позднее следующего рабочего дня со дня ее поступления.

Жалоба подлежит рассмотрению должностным лицом, наделенным полномочиями по рассмотрению жалоб, в течение пятнадцати рабочих дней со дня ее регистрации, если более короткие сроки рассмотрения жалобы не установлены органом исполнительной власти Санкт‑Петербурга.

В случае обжалования отказа органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должностного лица органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга в приеме документов у заявителя либо в исправлении допущенных опечаток и ошибок или в случае обжалования нарушения установленного срока таких исправлений жалоба рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня ее регистрации.

По результатам рассмотрения жалобы орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга принимает одно из следующих решений:

  • удовлетворяет жалобу, в том числе в форме отмены принятого решения, исправления допущенных Администрацией опечаток и ошибок в выданных в результате предоставления государственной услуги документах, возврата заявителю денежных средств, взимание которых не предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Санкт‑Петербурга, а также в иных формах;
  • отказывает в удовлетворении жалобы.

При удовлетворении жалобы орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга принимает исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений, в том числе по выдаче заявителю результата государственной услуги, не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Не позднее дня, следующего за днем принятия решения, заявителю в письменной форме и по желанию заявителя в электронной форме направляется мотивированный ответ о результатах рассмотрения жалобы.

В ответе по результатам рассмотрения жалобы указываются:

  • наименование органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, должность, фамилия, имя, отчество (при наличии) его должностного лица, принявшего решение по жалобе;
  • номер, дата, место принятия решения, включая сведения о должностном лице, решение или действие (бездействие) которого обжалуется;
  • фамилия, имя, отчество (при наличии) или наименование заявителя;
  • основания для принятия решения по жалобе;
  • принятое по жалобе решение;
  • в случае если жалоба признана обоснованной, — сроки устранения выявленных нарушений, в том числе срок предоставления результата государственной услуги;
  • сведения о порядке обжалования принятого по жалобе решения.

Ответ по результатам рассмотрения жалобы подписывается уполномоченным на рассмотрение жалобы должностным лицом органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга.

По желанию заявителя ответ по результатам рассмотрения жалобы может быть представлен не позднее дня, следующего за днем принятия решения, в форме электронного документа, подписанного электронной подписью уполномоченного на рассмотрение жалобы должностного лица и (или) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, вид которой установлен законодательством Российской Федерации.

В случае установления в ходе или по результатам рассмотрения жалобы признаков состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, или признаков состава преступления должностное лицо, уполномоченное на рассмотрение жалоб, незамедлительно направляет имеющиеся материалы в органы прокуратуры.

Орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга отказывает в удовлетворении жалобы в следующих случаях:

  • наличие вступившего в законную силу решения суда, арбитражного суда по жалобе о том же предмете и по тем же основаниям;
  • подача жалобы лицом, полномочия которого не подтверждены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • наличие решения по жалобе, принятого ранее в соответствии с нормативными требованиями в отношении того же заявителя и по тому же предмету жалобы.

Орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга вправе оставить жалобу без ответа в следующих случаях:

  • наличие в жалобе нецензурных либо оскорбительных выражений, угроз жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи;
  • отсутствие возможности прочитать какую‑либо часть текста жалобы, фамилию, имя, отчество (при наличии) и (или) почтовый адрес заявителя, указанные в жалобе.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце втором настоящего пункта, орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга сообщает гражданину, направившему жалобу, о недопустимости злоупотребления правом.

В случае оставления жалобы без ответа по основаниям, указанным в абзаце третьем настоящего пункта, орган исполнительной власти Санкт‑Петербурга в течение семи дней со дня регистрации жалобы сообщает об этом гражданину, направившему жалобу, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

Порядок обжалования решения по жалобе.

Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано вице‑губернатору Санкт‑Петербурга, непосредственно координирующему и контролирующему деятельность органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга (191060, Смольный, Администрация Губернатора Санкт‑Петербурга; E‑mail: ukog@gov.spb.ru; телефон: 576‑70‑42), в Правительство Санкт‑Петербурга, а также в суд, в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.

Информирование заявителей о порядке подачи и рассмотрения жалобы на решения и действия (бездействие) органа исполнительной власти Санкт‑Петербурга, его должностных лиц, государственных гражданских служащих осуществляется посредством размещения информации на Портале.

Консультирование заявителей о порядке обжалования решений и действий (бездействия) осуществляется также по телефонам, адресам электронной почты, а также при личном приеме.

Источник: https://gu.spb.ru/188517/

Управление Росреестра по Пермскому краю

Как определяются размеры долей в жилье по соглашению?

Нюансы выделения долей членам семьи в жилом помещении, приобретенном с использованием средств материнского капитала

В конце мая 2019 года Управление Росреестра по Пермскому краю провело «горячую» телефонную линию по актуальным в настоящее время вопросам заключения супругами договоров о приобретении недвижимости.

Большинство позвонивших интересовалось порядком заключения соглашения о выделении долей всем членам семьи во исполнение обязательства по материнскому капиталу.

Родители обязаны выделить доли детям (всем, в том числе рожденным в будущем) в жилом помещении, приобретенном с использованием средств материнского капитала, определив размер долей каждому члену семьи по соглашению. Причем собственностью наделяются не только дети, но и супруг, если он еще не является собственником этого жилья.

Если доли родителей в праве собственности на жилье, приобретенное за счет средств маткапитала, еще не определены (т.е.

имеет место совместная собственность без распределения долей либо титульным собственником помещения является один из супругов), соглашение об определении размера долей может включать в себя условия о разделе совместно нажитого супругами имущества, на основании которых выделяется доля второму супругу (мужу или жене).

Либо сначала придется разделить жилое помещение по соглашению о разделе совместно нажитого в период брака имущества и выделить долю второму супругу, а затем будет необходимо распределить доли супругов между детьми.

Важно. Раздел имущества супругов может происходить не только по нотариальному соглашению о разделе общего имущества, но и путем заключения брачного договора, а также в судебном порядке.

Если же родители уже наделены общей долевой собственностью, то они могут сразу заключить соглашение для наделения долями детей.

Имущество, нажитое супругами в период брака — это их совместная собственность (при отсутствии брачного договора, который содержит иные условия). Поэтому на жилое помещение, приобретенное в браке и за счет средств маткапитала, распространяется режим совместной собственности, а его раздел должен производиться по нормам Семейного кодекса РФ (ст. 38, 39).

Доли супругов в праве общей собственности на имущество по нормам семейного законодательства признаются равными.

Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению (п.4 ст.10 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»).

Если жилое помещение оформлено не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) или не осуществлена государственная регистрация права собственности на жилое помещение, лицо, получившее сертификат, оформляет засвидетельствованное в установленном законодательством Российской Федерации порядке письменное обязательство оформить жилое помещение в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению (п. 8 Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.12.2007 № 862).

Таким образом, при разделе такого жилого помещения следует руководствоваться как семейным законодательством, так и положениями закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

В настоящее время нет жестких требований, предъявляемых к размеру долей членов семьи, приобретающей жилье за счет средств маткапитала. Размер долей определяется супругами самостоятельно.

Доли родителей могут превышать доли детей, так как зачастую «львиная доля» стоимости квартиры или иного жилого помещения оплачивается одним супругом или совместными средствами супругов.

При определении размера нужно учитывать минимальные нормы жилья, устанавливаемые субъектами РФ, а также исходить из вклада маткапитала, затраченного на приобретение жилья, относительно его общей стоимости.

Важно! Все виды договоров (соглашений) об отчуждении долей в недвижимом имуществе с 2016 года подлежат нотариальному удостоверению, за исключением земельных долей и долей имущества паевого инвестиционного

фонда (Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» (от 13.07.2015 № 218-ФЗ).

Если нотариальное удостоверение сделки является обязательным в соответствие с п. 2 ст. 163 Гражданского кодекса РФ, несоблюдение нотариальной формы сделки влечет ее ничтожность.

Для оформления соглашения о выделении долей собственникам недвижимости необходимо обратиться к нотариусу со следующими документами: паспорт, правоустанавливающие документы на недвижимость (договор купли-продажи и т.п.

), правоподтверждающие документы (свидетельства о госрегистрации права собственности на жилое помещение без обременения или выписка из ЕГРН), свидетельство о браке, свидетельства о рождении детей, копию нотариального обязательства собственника жилья о выделении долей детям (супругу).

Источник: http://barda-rayon.ru/Novosti/upravlenije_rosrejestra_po_permskomu_kraju/2019/05/31/211240/

Нужен ли нотариус для выдела долей детям?

Как определяются размеры долей в жилье по соглашению?

Этот вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд.

Ответ на него зависит от толкования термина «выделение долей», который используется в нормативных актах, регулирующих использование материнского капитала.

Действующее законодательство содержит требование об обязательном нотариальном удостоверении сделок по отчуждению долей в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество.

При этом юристы не могут прийти к единому мнению, является ли «выделение долей» детям отчуждением этих самых долей или же иным видом распоряжения недвижимым имуществом.

Какие риски связаны с покупкой квартиры, купленной за маткапитал?

Когда оформлять доли на детей, покупая квартиру в ипотеку с маткапиталом?

Росреестр в настоящее время считает, что сделка по «выделению долей» в жилом помещении, приобретенном с использованием средств материнского капитала, является сделкой по отчуждению долей в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество. Соответственно, по мнению Росреестра, такую сделку обязательно должен удостоверить нотариус.

В противном случае, скорее всего, Росреестр откажет в регистрации права собственности на основании этой сделки.

Таким образом, несмотря на отсутствие, с теоретической точки зрения, однозначного ответа на Ваш вопрос, с практической точки зрения, при выделении долей детям в жилом помещении, приобретенном с использованием средств материнского капитала, без нотариуса не обойтись.

Отвечает генеральный директор агентства недвижимости ЦДН Анатолий Пысин:

Вопрос поставлен так, что вариантов ответа может быть несколько. За время выплаты ипотечного кредита дети могли вырасти. Если они стали совершеннолетними, то обращаться к нотариусу не надо. Если же хотя бы один из них несовершеннолетний, то, в соответствии с действующим на сегодняшний день законодательством, придется воспользоваться его услугами. 

Ответ лаконичный, но мне хотелось бы остановиться на некоторых нюансах этого вопроса. Не обязательно выделять детям по ¼, можно выделить доли в соответствии с затратами материнского капитала относительно всей стоимости недвижимости.

Материнский (он же семейный) капитал выдается на всех членов семьи и может распределяться поровну. Например, если квартира покупалась за 10 млн, а маткапитал (округленно) составлял 500 тысяч, то это – 1/20 часть. Таким образом, на каждого члена семьи из четырех человек, в том числе и детей, приходится доля размером 1/80.

Обычно их делают чуть больше, и зависит это от Ваших дальнейших планов, связанных с данной квартирой.

Если Вы собираетесь ее продавать, то органы опеки и попечительства тем охотнее одобрят сделку, чем больше будет доля ребенка в приобретаемой квартире. Можно сказать, здесь проявится «эффект низкой базы». Если же Вы планируете делать это в течение трех лет после передачи долей детям, то столкнетесь с тем, что их доли будут облагаться налогом.

Можно ли наделить детей деньгами, а не жильем при покупке за маткапитал?

Купив жилье за маткапитал, можно дать детям доли в другой квартире?

Отвечает юрисконсульт офиса «Сокол» департамента вторичного рынка «ИНКОМ-недвижимость» Елена Терехова:

Согласно Закону РФ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», жилое помещение, приобретенное с использованием средств материнского капитала, оформляется в общую собственность родителей и детей с определением размера долей по соглашению между ними. 

Поскольку законодательство четко не регламентирует вид сделки, посредством которой дети должны быть наделены долями в жилом помещении, приобретенном с использованием средств материнского капитала, то на практике встречаются и нотариально удостоверенные договоры дарения долей, и соглашения о наделении детей долями, заключенные в простой письменной форме.

Отвечает генеральный директор юридической компании «Центр гражданского права» Александра Бродельщикова:

Закон о материнском капитале не обязывает удостоверять у нотариуса соглашение об определении долей. Однако этого требует статья 42 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.07.2015 N 218-ФЗ. Поэтому одной простой письменной формы в Вашем случае недостаточно. В случае совершения сделки без участия нотариуса она будет признана в дальнейшем недействительной.

Отвечает юрист Олег Царев:

Источник: https://www.domofond.ru/statya/nuzhen_li_notarius_dlya_vydela_doley_detyam/100382

Распределение долей по материнскому капиталу

Как определяются размеры долей в жилье по соглашению?

Воспользоваться средствами материнского капитала на покупку квартиры или другого жилья можно по достижению ребенку 3-летнего возраста (в связи с рождением которого появилось право на получение сертификата). Исключение — случаи, когда у семьи имеется жилье, приобретенное по договору ипотеки или займа. В таком случае средства могут быть направлены выплату долга кредиторам.

Пенсионный фонд (ПФР) позволяет воспользоваться средствами на приобретение жилья под условием его оформления в общую собственность всех членов семьи. Однако в основном материнским капиталом оплачивается только часть стоимости, а распорядиться недвижимостью можно только после внесения всех платежей и снятия обременения.

Для подобных случаев ПФР позволяет досрочно воспользоваться правом на средства сертификата, но после предоставления обязательства, по условиям которого покупатель наделит долями всех членов семьи после оформления недвижимости в полноправную собственность. Сделка по выделению долей оформляется в Росреестре на основании соглашения о выделении долей или договора дарения.

Распределение долей в квартире при использовании мат капитала

При использовании средств материнского капитала на покупку жилья, согласно ч. 4 ст. 10 ФЗ № 256 от 29.12.2006 г., такое имущество должно быть оформлено в собственность всех членов семьи, а именно:

  • детей — с которыми у владельца сертификата имеется кровная связь, а также усыновленных;
  • супругов — матери и отца детей, в том числе усыновителей. При этом отчим или мачеха не входят в число указанных лиц.

Наделить долями всех членов семьи должен покупатель жилья, приобретаемого с использованием средств материнского капитала.

  • Если имущество оформлено на одного из родителей, то он впоследствии должен выделить доли детям и своему супругу. При этом между супругами возникает право совместной собственности, так как приобретенное имущество является совместно нажитым.
  • Если оба родителя являются покупателями квартиры, то между ними возникает право долевой собственности, тогда последующее наделение детей долями может осуществляться обоими супругами или одним из них. Однако в случае отказа одного из родителей выделить детям часть от своей доли, заинтересованные лица вправе обратиться в суд и сделать это принудительно.

Выделять доли необходимо всем детям, в том числе совершеннолетним или рожденным после получения средств и приобретения жилья.

При этом, если правом собственности были наделены все члены семьи, но впоследствии родился еще один ребенок, то выделение долей должно происходить из собственности родителей.

Поскольку отчуждение имущества несовершеннолетних может происходить с разрешения органов опеки и попечительства и только с целью увеличения жилой площади.

Как выделить доли детям в квартире, купленной на материнский капитал

Выделение долей при покупке квартиры на средства материнского капитала может происходить несколькими способами, в зависимости от способа покупки жилья.

При приобретении готовой недвижимости по договору купли-продажи можно выделить доли сразу при подписании договора и регистрации права собственности.

После этого необходимо предоставить в Пенсионный фонд выписку из ЕГРН, подтверждающую оформление перехода права, а также наличие залога на жилье.

После перевода средств материнского капитала на счет продавца и полной оплаты договора обременение прекращается.

Выделение средств на основании обязательства осуществляется при следующих обстоятельствах:

  • участии в долевом строительстве — выделить доли можно только после сдачи дома и оформления права собственности;
  • использовании капитала на строительство или реконструкцию дома — право собственности возникает после окончания строительства и постановки здания на кадастровый учет;
  • оформлении ипотечного кредита — выделение долей возможно с разрешения банка или после оплаты кредита;
  • участии в жилищном кооперативе — распоряжение недвижимостью возможно после оплаты всех паевых взносов;

В течение 6 месяцев после появления возможности распоряжаться имуществом собственник должен наделить долями членов семьи. Сделать это можно на основании договора дарения или соглашения об определении долей.

Выделение долей детям после погашения ипотеки материнским капиталом

Средства материнского капитала могут быть направлены на внесение первоначального взноса по ипотеке, а также погашение основного долга или процентов.

При таком способе использования средств оформить недвижимость в общую собственность всех членов семьи можно только после полной оплаты суммы кредита.

До этого момента имущество находится в залоге у банка и распоряжаться им можно только после предоставления в Росреестр документов, подтверждающих внесение платежей.

В большинстве случаев банк позволяет оформить ипотеку только на одного из супругов, который и будет являться собственником квартиры. Второй родитель при этом выступает в роли созаемщика.

Поскольку имущество будет находиться в собственности нескольких граждан, то реализовать его часть будет гораздо сложнее.

Таким образом банк подстраховывается на случай, если основной заемщик не сможет исполнить обязательство и оплатить сумму кредита.

Соответственно, оформить в собственность ипотечную квартиру на детей не представится возможным до полного погашения суммы кредита. Однако указанные обстоятельства решаются на усмотрение кредитора и в случае использования материнского капитала для оплаты ипотеки банк может позволить оформить жилье в общую собственность всех членов семьи.

Какие документы нужны для выделения долей детям

После снятия обременения с жилья, участники сделки должны обратиться в Росреестр и оформить право общей собственности на всех членов семьи. Сделать это можно также через многофункциональный центр (МФЦ).

Для регистрации перехода права необходимо предоставить следующие документы:

  1. Заявление о регистрации.
  2. Правоустанавливающий документ — договор дарения или соглашение о выделении долей.
  3. Документы, удостоверяющие личности сторон — паспорта, свидетельства о рождении.
  4. Выписку из ЕГРН о праве собственности на имущество.
  5. Договор купли-продажи жилья.
  6. Квитанцию об оплате госпошлины в размере 2000 рублей.

Выделение долей в квартире: стоимость у нотариуса

Если выделение долей возможно только на основании составленного ранее обязательства, то указанный документ необходимо заверить нотариально. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 333.24 НК РФ, стоимость такого удостоверения составляет 500 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 42 ФЗ № 218 от 13.07.2015, сделки по отчуждению долей подлежат нотариальному удостоверению. Соответственно, при наделении долями детей из права долевой собственности необходимо уплатить государственную пошлину, стоимость которой составляет 0,5% от цены жилья, но не более 20000 рублей.

Читайте так же:  Поддержка государства в реструктуризации ипотеки

Источник: https://yotours.ru/raspredelenie-dolej-po-materinskomu-kapitalu/

Право собственности на жилое помещение при направлении средств материнского капитала на улучшение жилищных условий

Как определяются размеры долей в жилье по соглашению?

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 29.12.

2006 № 256-ФЗ “О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей” (далее – “Закон о поддержке семей”), средства материнского (семейного) капитала (далее – “МСК”) могут направляться на улучшение жилищных условий семьи, в том числе на приобретение, строительство жилого помещения, объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе как непосредственно тем, кто продаёт (или строит) жильё, так и на погашение кредита банка, выданного для приобретения жилья. Закон о поддержке семей в п. 4 ст. 10 требует, чтобы в определённый срок после выделения средств МСК жильё было оформлено “в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению” (далее – “члены семьи”). 

Не буду вдаваться во все детали использования средств МСК на эти цели, поскольку предметом этой статьи является только одна проблема: момент возникновения права собственности на жилое помещение у всех членов семьи в случае, если при первоначальном приобретении помещения ещё до выделения средств МСК на улучшение жилищных условий право собственности было зарегистрировано не на всех указанных лиц.

Долгое время практика исходила из того, что право собственности в данном случае возникает с момента государственной регистрации, а до того у собственника (собственников) жилого помещения имеется только обязанность оформить помещение на всех членов семьи. У членов семьи есть только обязательственное право требования к собственникам, но не вещное на само помещения.

Если, например, Иванов купил на своё имя квартиру, а затем его жена, получившая государственный сертификат на средства МСК, использовала эти средства полностью или частично на погашение ипотечного кредита на приобретение этой квартиры банку, то право общей совместной собственности на квартиру считалось принадлежащим супругам (как на имущество, нажитое в браке), и оформление её в долевую собственность производилось путём той или иной формы передачи долей от нынешних собственников (супругов) к детям, чаще всего после определения долей в праве общей собственности самих супругов. Эта практика успешно процветала на уровне нотариата, органов регистрации прав на недвижимость, судов районного и субъектового уровней.

При этом если жильё было заложено, срок для оформления его в собственность всех членов семьи отсчитывался, как правило, с момента снятия обременения его ипотекой.

Суды при этом закрывали глаза на не всегда корректные названия договоров (в некоторых регионах, например, Ульяновской области, в силу позиций местного управления Росреестра, доминировало даже использование договора дарения для оформления прав на доли детям – по существу, конечно, хотя в нашем случае передача и безвозмездна, она ни в коем случае не дарение). Главное, чтобы по существу обязанность первоначального собственника жилья по наделению всех членов семьи правом собственности была выполнена.

Однако 22 июня 2016 года Президиум Верховного Суда Российской Федерации утверждает “Обзор судебной практики по делам, связанным с реализацией права на материнский (семейный) капитал”.

В разделе “Споры, связанные с определением долей в праве собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное)
с использованием средств материнского (семейного) капитала” в примерах 11-ом и 12-ом имелись указания на то, что право собственности ещё до определения долей членов семьи уже имеется у всех них.

Например, в примере 11 применительно к вопросу о возможности определения долей всех членов семьи до погашения ипотеки сказано:

“Между тем в указанном случае имеет место определение долей супругов и их детей в праве собственности на квартиру, что не требует согласия залогодержателя и не влияет на установленные договором ипотеки правоотношения, поскольку заложенное имущество (квартира) находится в общей собственности указанных лиц.”

Таким образом, Верховный Суд посчитал, что помещение, оформленное на одного из супругов, являющееся совместным имуществом супругов, и при этом приобретённое с использованием средств МСК, не просто можно разделить на доли всех членов семьи, но что оно уже находится в их собственности (невзирая на зарегистрированные в ЕГРП права) – надо только определить размер их долей.

https://www.youtube.com/watch?v=Zw8JvuM4A8I

В примере 12 наиболее радикальным является собственно заголовок: 

“Объект недвижимости, приобретенный (построенный, реконструированный) с использованием средств материнского (семейного) капитала, находится в общей долевой собственности супругов и детей.”

В самом тексте судебных актов и примера 12 ничего такого далее не говорится, но заголовок и сам по себе достаточно однозначный.

Таким образом, по мнению Верховного Суда РФ, в данном случае имеется исключение из т.н. “принципа внесения”, то есть возникновения прав на недвижимое имущество только с момента государственной регистрации (п. 2 ст. 8.1 ГК РФ).

Пункт 2 статьи 8.1 ГК РФ гласит: “Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.”.

Право общей долевой собственности на недвижимость подлежит государственной регистрации, таким образом, для ратификации позиции Верховного Суда РФ нам следует найти федеральный закон, который устанавливает иной момент возникновения права.

К сожалению, именно тут у нас возникнет серьёзная проблема. Такого закона не существует. Ни прямо, ни косвенно этот вопрос не затрагивается ни одним законом.

Собственно, единственный федеральный закон, который вообще упоминает о самом возникновении права членов семьи на жильё, приобретённое или построенное, реконструированное с использованием средств МСК, это наш рассмотренный Закон о поддержке семей. И в этом законе есть лишь туманная норма п. 4 ст.

10 и аналогичные ей формулировки в той же статье, где говорится об обязательствах по оформлению жилья в общую собственность членов семьи.

Приведём полный текст пункта 4 статьи 10 Закона о поддержке семей, чтобы проанализировать его как можно тщательнее:

“4. Жилое помещение, приобретенное (построенное, реконструированное) с использованием средств (части средств) материнского (семейного) капитала, оформляется в общую собственность родителей, детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) с определением размера долей по соглашению.”

Уважаемые коллеги, найдите здесь хоть одно указание, которое может трактоваться как указание на момент возникновения права!

Неужели здесь дело в том, что слово “оформляется” трактуется как “немедленно оформляется”? Но “не выходит каменный цветок”! В других частях той же статьи сказано, например, такое:

оформить указанный объект в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей) в течение шести месяцев после перечисления Пенсионным фондом Российской Федерации средств материнского (семейного) капитала – в случае, если объект индивидуального жилищного строительства оформлен не в общую собственность лица, получившего сертификат, его супруга (супруги), детей (в том числе первого, второго, третьего ребенка и последующих детей).”

Да тут прямым текстом сказано, что оформить не в момент перечисления, а в течение шести месяцев после него! И попытка притянуть за уши формулировку “оформляется в общую собственность” с учётом того, что в других местах тот же закон прямо говорит о том, что это может быть сделано не сразу, мягко говоря, слаба.

Никаких других упоминаний об оформлении прав на жильё, приобретённое с использованием средств МСК, в федеральном законе нет.

Бледно выглядит и попытка притянуть за уши термин “определение долей по соглашению” как обоснование того, что право возникло ранее. Действительно, определение долей возможно только в праве общей собственности – то есть, право должно быть.

Но в статье 10 Закона о поддержке семей и не говорится так, прямо: “обязан определить доли в праве”, с намёком на существование права ранее определения долей. Там говорится “обязан оформить в собственность с определением долей”. То есть производится одновременно оформление права и определение долей.

Ничего личного, но как можно иначе прочесть этот закон, мне просто непонятно!

Теперь вопрос, какая, собственно разница, с какого момента возникает право. Увы, огромная. Дело в том, что по сложившейся судебной практике и разъяснениям КС РФ, при определении долей по соглашению учитываются все дети, включая тех, что были рождены после использования средств МСК.

А вот бывшие супруги не учитываются, зато учитывается новый супруг, если имеется хотя бы один общий ребёнок.

Исходя из этого, если придерживаться волшебной позиции Верховного Суда, право собственности на несчастное жильё с использованием МСК представляет собой какую-то амёбу, в которой чуть ли не произвольно меняется состав собственников и их доли в зависимости от различного рода социальных обстоятельств. И если с обязательственными правами это в общем нормальная ситуация, то с правом собственности – мягко говоря, сомнительная, противоречащая, вообще говоря, даже Конституции РФ.

Хуже того, проблема оформления наследства на жильё с использованием МСК ещё острее.

Умирает собственник, долю супруга в силу норм СК РФ и Основ законодательства РФ о нотариате можно выделить по закону до оформления наследства – поскольку право собственности уже есть! Доли же других членов семьи закон выделять до оформления наследства никак не позволяет, поскольку их ещё нет.

Понятно, что в их интересах было бы как-то защитить их от возможных нарушений. Но единственный корректный способ защиты здесь – обязать при использовании средств МСК незамедлительно регистрировать их права. И сделать исключение из всех других законов, которые этому препятствуют (включая ипотеку и др.).

В настоящее же время, к сожалению, нотариусы, оформляющие наследственные права, вынуждены отправлять людей в суд, если в наследственном имуществе обнаруживается жильё, приобретённое с использованием средств МСК. Ведь строго соблюдая закон, ты рискуешь попасть под удар судебного органа в случае оспаривания твоих действий.

Ну, а пытаясь угодить Верховному Суду с его позицией, придётся нарушить закон, создавая какие-то немыслимые соглашения между наследниками и членами семьи (включая и не являющихся наследниками), а затем выдавая свидетельство о праве на наследство лишь на долю жилой недвижимости, как если бы оформление в собственность членов семьи было сделано при жизни…

Такая ситуация не является нормальной. Своё веское слово должен сказать законодатель, определив однозначно, в какой момент возникает право собственности; какой точно круг лиц должен быть в числе его обладателей; да и более определённо установить возможный размер их долей было бы неплохо.

Источник: https://zakon.ru/blog/2019/12/04/pravo_sobstvennosti_na_zhiloe_pomeschenie_pri_napravlenii_sredstv_materinskogo_kapitala_na_uluchshen

Криминальный мир
Добавить комментарий