Как мне законно отстоять свою территорию общего пользования?

Лето близко

Как мне законно отстоять свою территорию общего пользования?

Можно ли избавиться от пчел на соседнем участке, нужно ли разрешение на строительство бани и другие вопросы, важные для владельцев загородного жилья

ТАСС/ Валерий Бушухин

Дачные споры существуют столько же, сколько сами дачи. Владельцы загородных домов и земельных участков часто не могут договориться с соседями по важным вопросам — от оплаты охранников до отношения к пчеловодам-любителям, которые превращают свою территорию в пасеку.

В преддверии лета «РБК-Недвижимость» задала юристам пять неочевидных вопросов о дачном хозяйстве. Знание законов и правоприменительной практики может помочь собственникам недвижимости лучше понять свои права и обязанности в отношении загородных участков.

1. Нужно ли получать разрешение на строительство или какие-либо другие документы, если я хочу построить баню на своем участке? А если это будет не баня, а летний душ?

Владимир Старинский, управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры»:

— Нет. Согласно Градостроительному кодексу РФ, разрешение требуется на строительство тех объектов, которые обладают признаками капитальных зданий. К ним, в частности, относятся жилые дома, промышленные конструкции и инженерные комплексы.

Гражданский кодекс также предусматривает случаи, когда такого разрешения не требуется. К ним относится возведение на земельном участке сооружений, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других), а также строений вспомогательного использования.

И баня, и летний душ — именно такой тип построек.

2. Я официально зарегистрирован в дачном домике, который находится в аварийном состоянии. Обязаны ли власти переселить меня в новое жилье?

Сергей Тарасов, юрист:

— В теории — да. Многое зависит от статуса земель, однако если человек зарегистрирован, то, скорее всего, речь идет о признании дома пригодным для всесезонного проживания на земле под ИЖС (индивидуальное жилищное строительство).

В этом случае может возникнуть удивительная ситуация, в которой закон вступает в противоречие с логикой.

Такой эффект дает пункт 8 «Положения о признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» от 28 января 2006 года.

Этот нормативный акт уравнивает жителей многоквартирных и частных домов в том случае, если органы местного самоуправления признали частный дом непригодным для проживания.

Получается, что человек, который допустил разруху своего дома, может претендовать на то, чтобы государство предоставило ему жилое помещение по договору социального найма на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса России.

Однако практика показывает, что шансы получить новое жилье только из-за того, что дача пришла в аварийное состояние, стремятся к нулю.

3. Что делать, если не хочешь платить за охрану, а кооператив заставляет? Существует ли законный способ избежать платежей, которые навязывают мне другие члены кооператива?

Михаил Кюрджев, партнер юридической фирмы А2:

— Нет. Если услуги охраны действительно оказываются и есть соответствующий договор с охранным предприятием, а также имеется решение общего собрания членов кооператива, в котором определен размер платы для собственников домовладений, то, к сожалению, законного способа отказаться от оплаты нет.

Как разъяснил Верховный Суд России, отсутствие договора о порядке пользования объектами инфраструктуры между собственником земельного участка и садоводческим объединением, равно как и неиспользование самого участка не освобождает собственника от внесения платы за содержание имущества общего пользования некоммерческого объединения.

Получается, даже если собственник участка не является членом СНТ, он освобождается только от членских взносов, тогда как платежи, связанные, например, с уборкой общей территории, ремонтом дорог, охраной и вывозом мусора должен платить по договору, заключенному с товариществом. В противном случае товарищество может запретить такому дачнику использовать общие для всех блага.

Есть несколько решений судов по аналогичным ситуациям, но в каждой конкретной существуют свои нюансы, от которых зависит исход спора с товариществом. Например, могут отсутствовать документы об оказании услуг охраны — то есть эти услуги оказываются частным лицом или группой лиц без заключения договора.

В этом случае размер платы за оказываемые услуги никоим образом не закреплен и может быть даже не определен собранием членов кооператива.

Или же услуги охраны фактически не оказываются собственнику участка: такое может быть, если территориально участок расположен в пределах СНТ, но владелец обустроил отдельный подъезд и не пользуется общим КПП.

В приведенных случаях у собственника появляется возможность отказаться от уплаты обязательных взносов и не заключать с товариществом договор, а в случае возникновения конфликтной ситуации отстоять собственные интересы в суде. При наличии указанных обстоятельств суд с высокой степенью вероятности займет сторону собственника земельного участка.

4. Мой сосед по даче устроил на своем участке пасеку — и мне это не нравится. Существуют ли законные способы заставить его избавиться от пчеловодческого хозяйства?

Марина Клепко, партнер юридической компании «Неделько и партнеры»:

— Все зависит от размеров участка и характеристик конкретной пасеки. Дело в том, что правовое регулирование пчеловодства на федеральном уровне отсутствует.

Порядок содержания пчел и требования к организации пасек скудно регулируются нормативами Минсельхоза, а также на уровне субъектов России.

Как правило, региональными нормативами градостроительного проектирования предъявляются следующие требования к размещению ульев:

«Ульи с пчелиными семьями размещаются на земельном участке на расстоянии не ближе 10 м от границы земельного участка и отделены от соседнего участка зданием, строением, сооружением, сплошным забором или густым кустарником высотой не менее 2 м.

Пасеки должны быть огорожены плотными живыми изгородями из древесных и кустарниковых культур или сплошным забором высотой не менее 2 м.

Пасеки (ульи) рекомендуется размещать на расстоянии, обеспечивающем безопасность населения и животных, но не менее 10 м от границ соседнего земельного участка; 50 м от жилых помещений; 250 м от учреждений здравоохранения, образования, детских учреждений, учреждений культуры, других общественных мест, дорог и скотопрогонов».

Если ульи находятся на надлежащем расстоянии, а также соблюдаются иные требования по ведению пчеловодства, то управу на пчеловода найти невозможно.

Если же пасека на смежном участке не соответствует требованиям организации пчеловодства, а людям вокруг причиняется вред (укусы насекомых, аллергические реакции, подтвержденные медицинскими документами), то можно обратиться в суд с иском к соседу.

Также можно потребовать от местной администрации, чтобы они обязали пчеловода вывезти ульи с пчелами с земельного участка.

5. Имеет ли дачник преимущественное право на приобретение соседнего земельного участка, если тот заброшен? Если да, то как это сделать?

Србуи Иващенко, ведущий юрист Европейской Юридической Службы:

— Нет, не имеет. Для того чтобы рассчитывать на заброшенный земельный участок, необходимо узнать, кому он принадлежит и на каком праве. Для этого необходимо обратиться в Росреестр или в многофункциональный центр для получения выписки из ЕГРН, где будут указаны интересующие сведения. Эта информация является общедоступной, заказать выписку может любой.

Земельный участок может быть изъят у собственника, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства, но не используется для этих целей в течение трех лет. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий.

Также земельный участок можно изъять, если он используется с нарушением требований законодательства, в частности — не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде. При этом специальных норм, которые устанавливают преимущественное право на приобретение соседнего земельного участка, если тот заброшен, не существует. В соответствии со ст. 35 Конституции России никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. 

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5926f3669a79475a3aeda5fd

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Как мне законно отстоять свою территорию общего пользования?

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010.

Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 209. права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Статья 210. Бремя содержания имущества

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 211. Риск случайной гибели имущества

Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2.

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

2.

Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.

3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

4. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации.

В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками

1. Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:

право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265);

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268);

сервитуты (статьи 274, 277);

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

2.

Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.

3. Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество.

4. Вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего Кодекса.

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Глава 14. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Статья 218. Основания приобретения права собственности

1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

2.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

4. Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Статья 219. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Статья 220. Переработка

1. Если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов.

Однако если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку для себя.

2.

Если иное не предусмотрено договором, собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость переработки осуществившему ее лицу, а в случае приобретения права собственности на новую вещь этим лицом последнее обязано возместить собственнику материалов их стоимость.

3. Собственник материалов, утративший их в результате недобросовестных действий лица, осуществившего переработку, вправе требовать передачи новой вещи в его собственность и возмещения причиненных ему убытков.

Статья 221. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей

В случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.

Источник: http://cikrf.ru/law/federal_law/zakon_94_51fz/razdel2.php

Как отстоять свое машиноместо на придомовой территории?

Как мне законно отстоять свою территорию общего пользования?

Двор многоквартирного дома уже давно стал полем битвы между владельцами автомобилей. Конфликты появляются из-за недостаточного количества мест, кроме того, припарковать свои машины пытаются и не проживающие в конкретном дворе автолюбители. Сводки «с передовой» приходят каждый день. Свежий пример опубликовало издание 1line.

info: в Красноярске парковочные места не поделили мужчина и женщина. По ходу ссоры женщина ударила несколько раз машину ногой и разбила бампер и фару.  В итоге полицейские задержали 37-летнюю правонарушительницу. И это еще история без тяжких увечий и жертв.

Часто спорящие для обоснования своих позиций достают травматические пистолеты и бейсбольные биты.

Сильнее всего проблемы с парковкой ощущаются в старых микрорайонах, ведь в Советском Союзе не было предусмотрено большого количества машиномест для каждого дома. Рядом с новостройками таких проблем обычно не возникает: там гораздо больше мест для автомобилей, а во многих современных домах предусмотрены крытые паркинги.  

Часто причиной конфликтов может быть незнание горожанами прав, которыми они обладают, на участок вокруг своего многоквартирного дома, на котором жильцы размещают свои автомобили. Зная, что можно делать, а чего нельзя, автолюбителям будет проще улаживать ссоры из-за машиномест и уходить от конфликтов на этой почве.

Могут ли жильцы многоквартирного дома закреплять за собой места для машин на прилегающей территории?

Могут, но только если данная территория уже оформлена в коллективную собственность, а на общем собрании собственников дома приняли решение о распределении долей между жильцами (собственниками помещений).

Кто является собственником территории рядом с многоквартирным домом?

По Жилищному кодексу РФ, земельный участок, находящийся рядом (примыкающий) с многоквартирным  домом – это общая долевая собственность, на нее имеют право владельцы всех (не только жилых) помещений в многоэтажке.

После проведения кадастрового учета данной территории она переходит во владение собственников помещений в доме.

Завершив необходимые процедуры, уже по закону можно распоряжаться двором, ограничивать туда въезд, ставить шлагбаум, перекрывать периметр забором.  

У нас участок не поставлен на кадастровый учет, все жильцы дома хотят его приватизировать. Что нам делать?

Чтобы оформить право собственности на придомовую территорию, надо сделать следующее. Сначала провести собрание собственников помещений многоквартирного дома. Для этого нужно инициировать собрание собственников: это может сделать любой человек, владеющий в доме помещением, группа собственников, а также управляющая компания.

Если инициатором выступает один человек, ему нужно направить заказным письмом с уведомлением приглашение на собрание каждому жильцу (либо вручить лично в руки под подпись).

Это должно произойти не позднее десяти дней до проведения самого собрания.

В случае если собрание готовит группа собственников (владеющая не менее чем 10% площади многоквартирного дома), можно обратиться в управляющую компанию (или иной орган самоуправления дома) для инициирования общего собрания собственников.

На общем собрании собственников домовых помещений нужно принять решение о формировании земельного участка (по Жилищному кодексу РФ, это один из способов образования земельных участков) и его постановке на кадастровый учет.

Для этого нужно провести ание и большинством принять данное решение.

Всем собравшимся (в случае принятия положительного решения) также необходимо выбрать человека, занимающегося оформлением всех документов, он будет уполномоченным лицом.

Следующим шагом будет подача документов в московский Департамент городского имущества. Этим и займется выбранный на общем собрании представитель собственников. Он должен отправиться к чиновникам с заявлением.

Чиновники уже на основании этой бумаги выпускают постановление об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, для того чтобы в дальнейшем поставить земельный участок на государственный кадастровый учет.

После этого необходимо обратиться с заявлением для подготовки межевого плана к кадастровому инженеру.

Дальше Росреестр. Он нужен для госрегистрации прав собственности на земельный участок у дома и кадастрового учета. Готовьтесь направить туда заявление. К нему нужно приложить пакет документов.

Вот, что туда входит: решение Департамента городского имущества города Москвы о формировании участка и постановке его на кадастровый учет; квитанция об уплате государственной пошлины; протокол того самого собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросу о формировании земельного участка; также протокол общего собрания собственников помещений об определении долей в праве общей долевой собственности на общее имущество в доме (даже читать это сложно, но что поделать!); правоустанавливающие документы на права собственников на их помещения, они нужны в том случае, если на время представления документов в Росреестр записи о правах таких собственников отсутствуют. Также необходимо представить результат работы того самого кадастрового инженера, то есть межевой план придомового участка.

Все оформлено, что дальше?

Теперь все жильцы (либо собственники помещений в доме) являются собственниками территории у дома (придомовой территории). Можно ставить шлагбаум во двор, но и не забывать об уплате налога на землю.

Кстати, для того чтобы поставит шлагбаум, необходимо также получить ряд согласований. Нужно будет получить «ок» у районной администрации, ГИБДД, Департамента ЖКХ и МЧС. Въезд на перекрытую территорию необходим для пожарников, скорой помощи, аварийщикам, МЧС круглосуточно и беспрепятственно. 

Отлично! Готовлю столбики, иду покупать цепь и замок, чтобы чужие не лезли на место для авто!

Сделать это можно, но без согласия трех четвертей всех владельцев по данному вопросу и положительного решения могут возникнуть проблемы. Другие жильцы могут написать заявление в жилищно-эксплуатационное управление, после чего все, что вы установили, просто снесут.

Но и это еще не все. Для решения подобной проблемы можно подключить участкового. Он будет фиксировать данные действия (сфоткает на телефон), все незаконно установленные ограждения и номера машин, стоящих за ними.

После этого он отправит доказательства самоуправства в полицию для разбирательства.

Соседи из дома рядом, кажется, не согласны с новым делением территории. Неужели с этим нужно мириться?

Если вы нарушаете права жильцов соседних домов своими действиями (проход к домам, препятствие для прокладки инженерных коммуникаций), они могут отправиться в суд.

Не стоит забывать, что границы придомовых территорий регулируют земельное законодательство и градостроительные нормы.

 Если вы не правы, по решению суда нужно будет предоставить соседям право свободно пользоваться данной территорией. Это называется сервитут.

Источник: https://www.cian.ru/stati-kak-otstojat-svoe-mashinomesto-na-pridomovoj-territorii-273933/

Оформление прирезок к земельным участкам: новые возможности

Как мне законно отстоять свою территорию общего пользования?

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления “прирезок” (Федеральный закон от 23 июня 2014 г.

№ 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”).

Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

“Прирезка”: что это такое и с чем ее едят

“Прирезкой” называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории.

Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные “прирезки”, а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась глава V.

4, регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными.

Земля, за счет которой осуществляется “прирезка”, не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы “красных линий” – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне.

Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением “прирезки” может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах.

Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Цена вопроса

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет “добавить” к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ).

“Для расчета итоговой цены “прирезаемого” земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за “прирезку”, который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости”, – объясняет заместитель генерального директора юридической компании “Прайм Лекс” Александр Агафонов.

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел “Сервисы” (подраздел “Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online”) и поискать кадастровую стоимость там.

Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости).

Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб.

(платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

“Цена “прирезок”, вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены”, – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев. Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1308).

Порядок оформления “прирезок”

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями.

В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ).

Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ).

В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании “ИнвестКонсалт Системс”, к. ю. н.

Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории.

Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Например, гражданин не сможет “прирезать” землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион.

“Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления “прирезки” к нему потребуется разрешение банка”, – разъясняет Александр Агафонов.

Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка.

“Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в Земельном кодексе РФ нет норм, по которым возможно разрешить данный спор”, – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы “ФинЭкспертиза” Виктор Демидов.

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.

РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения.

“Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб.

Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях”, – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания.

Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения.

Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления “прирезок”

Оформление “прирезок” выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте.

“А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости”, – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании “Генезис” Артур Стариков.

Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности.

А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

***

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу Земельного кодекса РФ о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления “прирезок” у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

Источник: http://www.garant.ru/article/617655/

В петербурге хотят ввести «дворовый» сервитут

Как мне законно отстоять свою территорию общего пользования?

Проходные дворы, дворы-колодцы, внутриквартальные скверы, вход в которые закрыт для посторонних, снова могут стать доступными. Петербургские парламентарии собираются разработать соответствующий закон.

Процедуры нет

Первым идеей распечатать перекрытые проходы и проезды озаботился депутат Павел Зеленков. Он, увы, скончался 11 июня, и теперь его коллеги твёрдо намерены довести работу до конца.

Сколько в Петербурге закрытых дворов — не сосчитать. О масштабе проблемы можно судить лишь по одной цифре: свыше восьми тысяч многоквартирных домов имеют обременение в виде «зон для прохода и проезда» — ими городские власти пытаются хоть как-то обеспечить свободный доступ во дворы.

«Это такой эрзац сервитута, то есть права общего пользования территорией, принадлежащей кому-то, — рассказал глава экспертной группы комиссии Заксобрания по городскому хозяйству Александр Карпов. — Но для сервитута нужно разработать порядок, определить плату, которую получает владелец земельного участка. Вместо этого чиновники просто придумали «зону для прохода и проезда».

Кстати Самовольно перекрытые дворы могут обойтись управляющей компании штрафом по статье 7.1 КоАП: должностные лица заплатят от 1 до 2 тысяч рублей, юридические — от 10 до 20 тысяч. А ограждения снесут.

https://www.youtube.com/watch?v=Y7ohL6ae4DA

Идея оказалась шаткой: если жильцы не ленились обратиться в суд, он снимал обременение как незаконное.

В отличие от «зон для прохода и проезда» сервитут — конструкция более надёжная, она предусмотрена статьёй 23 Земельного кодекса. Но если процедура установления сервитута понятна, когда надо по чьему-то участку протянуть коммуникации к соседнему зданию, то с доступом во дворы такой ясности нет.

«Но ведь и к внутриквартальному скверу нужен общий доступ, — напомнил Карпов. — А если речь об объекте культурного наследия — тем более».

Хотя бы днём

Проблема перекрытых дворов не только питерская. В Москве заборы вообще стоят где только можно. А недавно разгорелся скандал в Екатеринбурге — там жители нового дома перегородили свой двор, обрезав жильцам соседних домов привычный короткий маршрут к автобусной остановке.

За редким исключением, дворы — это общегородская территория: жильцам принадлежит лишь земля непосредственно под домом. Но и их перегораживают. Формально это административное правонарушение — самовольное занятие земельного участка, и власти должны были бы оштрафовать самоуправцев и убрать заборы и шлагбаумы. Но руки не доходят.

«Каких только ситуаций не бывает, — вздохнул Карпов. — Представьте: двор — территория общего пользования, но войти в него можно только через арку. А арка — это территория дома, и поставить ворота в ней вроде как законно».

По идее, сервитут заставит держать такие ворота открытыми.

Будущий закон определит понятный порядок его установления и снятия, а также размер платы за него — Земельный кодекс предусматривает возможность владельцам участка получать компенсацию.

Кроме того, петербургские депутаты не против ограниченного сервитута, когда свободный вход во дворы разрешён только днём, скажем, с 7 до 23 часов. А ночью ворота пусть будут закрыты.

Читайте по теме Разработчики признались, что пока они в начале пути и будут рады, если коллеги из других регионов, которые уже думали на эту тему, поделятся идеями.

Во имя безопасности

В центре Петербурга перекрытых дворов вообще не может быть: это объект культурного наследия, свободный доступ к которому гарантирован законом. Но запертые ворота повсюду. Горожане уже забыли, как ходили по проходным дворам, сильно сокращая путь.

О былых временах напоминают разве что дворы Капеллы, которые ведут от набережной Мойки к Большой Конюшенной улице, — они, к счастью, открыты для прохода. Зато знаменитый двор Толстовского дома, тянущийся от Фонтанки до улицы Рубинштейна, перекрыт.

Из шести тысяч петербургских гидов регулярные экскурсии по дворам водит лишь пара сотен — хлопотно. «Разработаешь маршрут, подготовишь материал, а однажды упираешься в запертые ворота — и вся работа коту под хвост, начинай заново, перекраивай маршрут», — объяснил сложность гид-экскурсовод Вадим Дроздов.

«Закрытие дворов производится для безопасности жильцов, — сказал управляющий ТСЖ Толстовского дома Евгений Самсыгин. — Есть постановление Правительства о требованиях к антитеррористической защищённости многоквартирных домов, там всё написано. Мы всячески поддерживаем этот документ».

Идею открыть свободный доступ хотя бы в дневное время он счёл лишней: «Через калитки много людей проходит, можно за ними пристроиться. Ну, подождёте немного, это ведь не проблема».

Опыт Жильцы дома 57 по Гороховой улице, где находится знаменитая Ротонда, решили проблему доступа по-своему. На подъезде, скрывающем достопримечательность, висит объявление с номером телефона. По звонку через пару минут приходит местный экскурсовод, который за символическую плату всё показывает и рассказывает. Туристы довольны и жильцам заработок.

Тем не менее петербургские гиды уверяют, что во двор Толстовского дома попасть трудно, а если они с группой просочатся — прогоняет охрана. «Конфликты там случаются, — вздохнула известный экскурсовод Людмила Бушмакина.

— Но в других дворах ещё хуже: туда вообще никак не войти. На Литейном проспекте, улице Чайковского есть удивительные дворы. А на Стремянной есть парадные с мозаиками на стенах и волшебной акустикой. Теперь всё это недоступно».

Так что гиды поголовно за открытие дворов, хотя бы имеющих архитектурно-художественную ценность. «На каждом подъезде всё равно есть домофон, туда посторонний не пройдёт, так что же не открыть двор для людей?» — привела аргумент Бушмакина.

Петербургские депутаты надеются, что проблему «дворового» сервитута они решат, пусть и не завтра. На разработку законопроекта они пока отвели себе год, хотя подозревают, что времени уйдёт больше.

Не исключают они и того, что городским законом обойтись не удастся и придётся вносить федеральные инициативы. Но открыть дворы для публики они настроены твёрдо.

А там уж пример Петербурга подхватят и другие города.

Источник: https://www.pnp.ru/social/v-peterburge-khotyat-vvesti-dvorovyy-servitut.html

Криминальный мир
Добавить комментарий