Как быть с обеспечением жильем в данной ситуации?

Медведев: ситуация с обеспечением жильем детей-сирот далека от идеальной

Как быть с обеспечением жильем в данной ситуации?

ГОРКИ, 17 декабря. /ТАСС/. Премьер-министр России Дмитрий Медведев недоволен тем, как многие регионы выполняют свои обязательства по обеспечению жильем детей-сирот.

На совещании по вопросу обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, председатель правительства не исключил, что распределение субсидий из федерального бюджета на эти цели может быть скорректировано.

“Ситуация [с обеспечением жильем детей-сирот] далека от идеальной”, – констатировал глава кабинета министров. Он напомнил, что “предоставление жилья сиротам – это прежде всего обязательства регионов”.

“Но многие регионы просто не справляются”, – указал Медведев.

По его словам, с 2007 года федеральный бюджет софинансирует эти расходы: на 2019 год было выделено примерно 7,4 млрд рублей, на последующие годы планируется выделять примерно 7,7 млрд рублей ежегодно.

Тем не менее, премьер-министр считает, что этих денег “очевидно не хватит”. “В 2018 году было обеспечено жильем около 25 тыс. детей-сирот, по итогам этого года, цифра вырастет на 1,5 тыс. – приблизительно до 26,5 тыс.”, – отметил председатель правительства.

Необходимые меры для решения проблем с жильем для детей-сирот

По его мнению, чтобы решить жилищную проблему детей-сирот, следует принять ряд мер. В частности, необходимо решить вопрос с “неэффективным использованием регионами субсидий из федерального бюджета”.

“Если брать этот год, то использовано приблизительно две трети федеральной субсидии, одни и те же регионы три года подряд не полностью используют предоставленные деньги.

Нужно разобраться, почему это так происходит и, может быть, скорректировать эти обязательства при распределении субсидий, чтобы деньги не простаивали, а пошли на эти цели [обеспечение жильем детей-сирот]”, – указал глава кабинета министров.

Он добавил, что также “регионы могли бы и свои остатки как-то иначе использовать”. “Давайте проработаем этот вариант, обсудим, насколько это возможно и целесообразно”, – предложил председатель правительства.

Медведев также обратил внимание на то, что качество выделяемого жилья должно быть надлежащим.

Премьер-министр обеспокоен длинными очередями на предоставление жилья для детей-сирот.

“По правилам, ребенок должен получить жилье сразу же, как ему исполнится 18 лет, но, тем не менее, очередь есть, в разных регионах она разная, в некоторых регионах – до 10 лет”, – отметил глава кабинета министров. “Конечно, это неправильно”, – уверен Медведев.

По его данным, “в ближайшие годы предстоит обеспечить жильем около 280 тыс. детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей”. Медведев напомнил, что в очередь на жилье “попадает ребенок, которому исполнилось 14 лет”.

Премьер-министр отметил, что обязательство государства обеспечивать жильем детей-сирот возникло еще в советские времена. “Надо посмотреть, может быть, каким образом его модифицировать так, чтобы оно было более современным, не просто превращало решение в необходимость государству приобрести жилье”, – полагает Медведев.

По его мнению, для удовлетворения потребности детей-сирот могут использоваться “разные правовые механизмы, а не только договор социального найма, который очень часто трансформируется потом в приватизацию и последующую продажу жилья, очень часто, к сожалению, с последующей необходимостью какое-то другое жилье искать”.

“Это уж точно является неправильным и, исходя из государственных интересов, и интересов конкретного гражданина”, – убежден председатель правительства.

Премьер-министр также перечислил несколько принятых в последнее время мер, так, по его словам, “несколько была усовершенствована работа, теперь региональные власти должны следить за сохранностью квартир и домов, которые закреплены за детьми-сиротами, если речь идет о жилых помещениях, где ребенок жил до того момента, как попал в детский дом, с ними ничего не должно случиться до момента, когда ребенок сможет распоряжаться таким имуществом”. “Мы также вносили изменения в законодательство, чтобы упростить процедуру закупки квартир для детей, которые остались без попечения родителей, с этого года жилое помещение можно купить у физического лица, что актуально для регионов, где темпы стройки не очень высокие”, – отметил Медведев. Он добавил, что “существует также специальная информационная система, с помощью которой можно прогнозировать потребность в таких квартирах и планировать расходы”.

Источник: https://tass.ru/nedvizhimost/7362779

Учет граждан для обеспечения жильем из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату

Как быть с обеспечением жильем в данной ситуации?

Максим Астапов

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В предыдущих публикациях мною были рассмотрены общие основания получения жилья из государственных или муниципальных жилых фондов бесплатно или за доступную плату и порядок признания граждан малоимущими.

В данной публикации рассмотрим вопросы принятия граждан на жилищный учет.

Факт принятия гражданина на соответствующий жилищный учет органом местного самоуправления является важным и обязательным условием для того, чтобы гражданин мог получить жилье от государства или органа местного самоуправления (п. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Для предоставления жилого помещения на учет должны быть приняты нуждающиеся в жилых помещениях граждане, как признанные малоимущими, так и имеющие право в соответствии с законодательством получить жилье государственного или муниципального жилищного фонда независимо от имущественного положения.

При этом если гражданин имеет право на получение жилья по разным основаниям, он может быть принят на учет по любому из оснований по своему выбору или по всем основаниям одновременно (п. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ).

Следует объяснить, что принятие гражданина на жилищный учет по нескольким основаниям одновременно не означает, что гражданину могут быть предоставлены несколько жилых помещений по всем основаниям.

Это следует понимать так, что гражданин, будучи принятым на учет по разным основаниям, может получить жилое помещение за счет государственного или муниципального жилищного фонда по одному основанию, по которому жилое помещение предоставляется раньше или исходя из иных соображений на усмотрение самого гражданина.

Граждане, претендующие на получение жилья, для постановки их на жилищный учет с заявлением о принятии на учет должны представить необходимые для этого документы.

В связи с введением в действие внутриведомственных систем учета некоторые из документов, необходимые для принятия граждан на жилищный учет, могут быть получены по запросу самим органом, ведущим жилищный учет, по системе межведомственного взаимодействия (п. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ).

Как и в случае признания граждан малоимущими порядок ведения жилищного учета граждан в целях дальнейшего обеспечения жильем определяется законом субъекта Российской Федерации (п. 7 ст. 52 Жилищного Кодекса РФ). Ведут жилищный учет органы местного самоуправления.

На жилищном учете граждане состоят вплоть до получения жилого помещения или снятия их с учета без предоставления жилья, когда выявлены такие основания (ст. 55 Жилищного кодекса РФ).

В том случае, если граждане, обратившиеся с заявлением о принятии их на жилищный учет, в течение пяти предшествующих пяти лет до дня обращения намеренно ухудшили свои жилищные условия таким образом, что стали нуждающимися в жилых помещениях, право на обращение с заявлением о принятии их на учет они могут подать лишь по истечении пяти лет (ст. 53 Жилищного кодекса РФ).

Применение правил ст. 53 Жилищного кодекса РФ всегда носило особо острый, спорный характер. Жилищный кодекс РФ четких критериев для отнесения различных действий и сделок с жильем к намеренному ухудшению жилищных условий не содержит.

Правильному пониманию применения ст. 53 Жилищного кодекса РФ поможет позиция Конституционного Суда Российской Федерации, изложенная в Определении от 19 апреля 2007 г. № 258-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кузнецова Александра Владимировича на нарушение его конституционных прав статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации”.

Суд разъяснил, что по смыслу ст.

53 Жилищного кодекса РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.

При этом применение ст. 53 Жилищного кодекса РФ и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с п. 3 ст.

10 Гражданского кодекса РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

В этой ситуации, по мнению Конституционного Суда, решение вопроса о том, можно ли рассматривать в конкретном частном случае предъявление иска о разделе жилой площади в отношении заявителя и иные действия, совершенные самим заявителем, умышленными и недобросовестными и является ли это препятствием для его признания нуждающимся в жилом помещении, как проживающего в условиях, не пригодных, по его мнению, для проживания, требует оценки фактических обстоятельств конкретного дела судом общей юрисдикции.

Перечень оснований, когда гражданину может быть отказано в принятии на жилищный учет содержится в ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ:

  • не представлены предусмотренные ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя;
  • ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с ч. 4 ст. 52 Жилищного кодекса РФ настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях;
  • не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок.

Снятие граждан с жилищного учета регламентировано ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Для снятия с учета установлены следующие основания:

  • подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
  • утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
  • их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
  • получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  • предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  • выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет”.

При применении п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ в отношении граждан, принятых на жилищный учет до 1 марта 2005 года, следует учитывать положения п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации”.

Указанным Законом устанавливается правило о том, что граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года, то есть до введения в действие нового Жилищного кодекса РФ, не могут быть сняты с учета по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56.

Для снятия граждан с учета в этих случаях применяются правила, которые были предусмотрены до введения нового кодекса, то есть ст. 32 Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 г.

Это, например, означает, что если доходы гражданина, принятого на учет до 1 марта 2005 года, не позволят признать гражданина малоимущим, то есть превышают установленный для малоимущих минимум, снять такого гражданина с жилищного учета по основаниям, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса РФ, нельзя, поскольку законодательство, действовавшее до 1 марта 2005 года, такого основания для снятия с жилищного учета не содержало.

Ст. 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ “О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации” предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст.

52 Жилищного кодекса РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации (см. об этом также п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 г.

№ 14 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации”).

О праве лиц, претендующих на получение жилья без учета их имущественного положения и сохраняющих это право после принятия нового Жилищного кодекса Российской Федерации, высказывался Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12 апреля 2011 г.

№ 551-О-О “По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”.

Решение о снятии граждан с учета должно быть мотивированным, выносится оно в срок не более 30 дней со дня, когда основание для снятия граждан с учета выявлено уполномоченным органом и направляется гражданам, в отношении которых оно принято в течение 3 дней со дня его принятия (ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ).

Отсутствие в решении о снятии гражданина с учета мотивированных оснований может повлечь признание такого решения незаконным (п.

1 Обзора практики рассмотрения судами в 2013-2014 годах дел по спорам, связанным с обеспечением права малоимущих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 23 декабря 2015 г.).

Однако, из абз. 4 того же п.

1 Обзора следует, что суд, рассматривая доводы заинтересованных граждан, оспаривающих такие решения по причинам их недостаточной мотивировки, устанавливает фактические обстоятельства, послужившие для принятия решения.

Если орган, осуществляющий жилищный учет, не сможет обосновать принятое решение надлежащими доказательствами, суд признает решение незаконным со ссылкой на ч. 2 ст. 56 Жилищного кодекса РФ.

В следующей публикации будут рассмотрены правовые аспекты предоставления жилья нуждающимся гражданам на условиях договора социального найма. 

Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/author/astapov/uchet-grazhdan/

Об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Как быть с обеспечением жильем в данной ситуации?

17 декабря 2019 13:50

Совещание.

Вступительное слово Дмитрия Медведева

Брифинг Татьяны Голиковой по завершении совещания

Вступительное слово Дмитрия Медведева: 

Совещание об обеспечении жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Мы договаривались обсудить вопрособеспечения жильём детей-сирот. Эту тему мы обсуждали и в Правительстве, и с Алексеем ЛеонидовичемКудриным я тоже это обсуждал.

Проблема носит застарелый характер. Такие дети по разнымпричинам остались без родителей, и очень часто, кроме как на государство, им рассчитывать не накого. Поэтому решения здесь нужно принимать. Вопрос в том, какие и за счётчего.

Нам предстоит в ближайшие годы обеспечитьжильём около 280 тысяч детей-сирот и детей, которые остались без попеченияродителей. Их число, конечно, не является жёстко фиксированным, оно меняется. Втакую очередь на жильё попадает ребёнок, которому исполнилось 14 лет.И по понятным причинам решается эта проблема в разных местах по-разному.

Ситуация далека, мягко говоря, от идеальной. Впоследние годы несколько усовершенствована была работа по этому направлению.

Теперь региональные власти должны следить за сохранностью квартир и домов,которые закреплены за детьми-сиротами, в случае если речь идёт о жилыхпомещениях, где ребёнок, например, жил до того, как попал в детский дом.

C ними ничего не должно случиться до момента, когда он сможет распоряжатьсятаким имуществом, то есть до совершеннолетия. Но, к сожалению, ситуации бываютразные.

Мы также вносили изменения в законодательство, чтобыупростить процедуру закупки квартир для детей, которые остались без попеченияродителей. С этого года жилое помещение можно купить у физического лица, в томчисле у собственника квартиры или дома, что актуально для территорий, где темпыстройки не очень высокие.

И есть специальная информационная система, в которойможно прогнозировать потребность в таких новыхквартирах и планировать расходы.

Предоставление жилья сиротам –это прежде всего обязательство регионов. Но с этимобязательством многие регионы не справляются. Поэтому с 2007 года федеральныйцентр софинансирует эти расходы из федерального бюджета.

На 2019 год этоприблизительно 7,4 млрд рублей. На последующие годы эта цифра увеличивается до7,7 млрд рублей. Но очевидно, что этого не хватит. В 2018 году было обеспечено жильёмоколо 25 тысяч детей-сирот.

По итогам этого года цифра вырастет приблизительнона полторы тысячи – до 26,5.

Есть несколькомоментов, на которые надо обратить внимание.

Во-первых, этонеэффективное использование регионами субсидий из федерального бюджета. Еслибрать этот год, хотя он ещё не закончился, то использовано приблизительно дветрети федеральной субсидии.

Одни и те же регионы три года подряд не полностьюиспользуют предоставленные деньги.

Надо разобраться, почему так происходит, и,может быть, скорректировать эти обязательства при распределении субсидий, чтобыденьги не простаивали, а пошли на эти цели.

Кроме того, регионымогли бы и свои остатки как-то иначе использовать. Давайте проработаем этотвариант, обсудим, насколько это возможно и целесообразно.

Во-вторых, качествожилья, которое выделяется, должно быть надлежащим.

В-третьих, длительныеочереди. По правилам ребёнок должен получить жильё сразу, как ему исполнится 18 лет. Тем неменее очередь есть. В разных регионах она разная, в некоторых регионах – до 10лет. Людям приходится идти в суд. Конечно, это неправильно. Не скрою, ко мнетоже неоднократно обращались те, кто имеет право на эту льготу.

Наконец, есть и такаяпроблема. Это обязательство перед детьми-сиротами в таком классическом вариантевозникло ещё в советские времена.

Надо посмотреть, каким образом егомодифицировать, чтобы оно было более современным и не просто превращало такогорода решения в обязанность государства приобрести это жильё. Ситуации бываютразные.

Напомню, что для того, чтобы ребёнка, который был сиротой или осталсябез попечения родителей, обеспечить жильём, могут использоваться различные правовыемеханизмы, не только договор социального найма, который очень часто трансформируетсяпотом в приватизацию и последующую продажу этого жилья. В таких случаях, ксожалению, очень часто возникает необходимость искать какое-то другое жильё.Это уж точно является неправильным с точки зрения государственных интересов иинтересов конкретного гражданина.

Давайте послушаемпредложения на эту тему.

Изстенограммы:

Вопрос:Сколько,по данным на 1 декабря, детей-сирот старше 18 лет в очереди на жильё?

Т.Голикова:280 тысяч – всего в очереди, из них 191 тысяча – это те, кто уже имеет право,то есть им 18 лет и более.

Вопрос:Какова динамика этого показателя за последний год? И ещё один вопрос. Премьерговорил о модификации механизма предоставления жилья детям-сиротам. Какие ещёвозможные механизмы здесь могут использоваться?

Т.Голикова:С учётом средств, которые мы выделяем, ежегодно на проблему обеспечения жильёмдетей-сирот направляется порядка 35 млрд рублей. Два источника: Российская Федерацияи субъекты Российской Федерации. Ежегодно обеспечивается порядка 25 тысяч, вэтом году мы ожидаем 26,5 тысячи нуждающихся. В то же время и очередьприрастает – 11,5–12,5 тысячи человек ежегодно.

С учётом этойнакопленной задолженности сейчас Премьер-министром принято решение, что мысовместно с регионами должны принять шестилетнюю программу ликвидации полнойзадолженности – вне зависимости от того, сколько на это потребуется финансовыхресурсов. Источников также будет два.

Это дополнительные средства федеральногобюджета – ещё до совещания мы согласовали, что к 7,7 млрд рублей, которыесейчас есть в бюджете на 2020 год, в рамках поправок будущего года будетдобавлено 2,3 млрд рублей, плюс в рамках подготовки этой шестилетней программынаверняка сумма ещё будет дополнительно увеличена.

С другой стороны, мысовместно с Минфином отработаем вариант привлечения свободных остатковсредств бюджетов субъектов Российской Федерации. На сегодняшний день именносвободных остатков скопилось в объёме 2,6–2,7 трлн рублей.

Понятно, что почти50% приходится на Москву, которая успешно решает эту проблему, но и в рядедругих субъектов, в которых имеется существенная задолженность, есть свободныеостатки, часть из которых могла бы быть направлена на решение этой проблемы.

Следующий момент в рамках этой шестилетней программы – это,конечно, повышение ответственности регионов за исполнение их собственныхполномочий. Потому что полномочия по обеспечению жильём детей-сирот – это ихсфера компетенции.

Дмитрий Анатольевич дал поручение Счётной палате и иныморганам, которые занимаются контролем за исполнением законодательства, ещё развнимательнейшим образом посмотреть на то, как регионы страны планируют иисполняют обязательства в отношении детей-сирот.

Что касается возможной модификации законодательства в этомнаправлении, на совещании шла речь, и, собственно, это зафиксировано врешениях, чтобы федеральные органы власти проработали вопросы, которые касаютсяне только обеспечения жильём в рамках социального найма, но и возможностипредоставления государственных жилищных сертификатов, ипотеки и иныхкомпенсационных форм. Кроме того, принято решение, что шестилетняя программа ипоследующая реализация обязательств перед детьми-сиротами будут зафиксированы впрограмме «Жилище» с установкой соответствующих показателей для субъектовРоссийской Федерации.

Источник: http://government.ru/news/38620/

Какую господдержку можно получить, не имея жилья в собственности?

Как быть с обеспечением жильем в данной ситуации?

Все государственные программы предоставляются в отделе социальной защиты. В случае отсутствия собственного жилья следует обратиться в соцзащиту, которая направит Вас в департамент городского имущества. Вам будут предложены варианты, например программа «Обеспечение жильем молодых семей».

Что такое социальное жилье и для кого оно?

Как получить субсидию на покупку жилья?

Отвечает директор юридической службы «Единый центр защиты» (edin.center) Константин Бобров:

В данной ситуации можно вступить в программу «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ», которая утверждена Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 N 1710.

Суть данной программы состоит в том, что молодой семье, имеющей одного ребенка, предоставляется выплата в размере не менее 35% от средней стоимости жилья (остальная часть стоимости жилья финансируется самими членами семьи).

Для вступления в программу семья должна соответствовать следующим условиям:

  1. Возраст каждого из супругов не превышает 35 лет.
  2. Семья получает доходы, которые позволяют получить кредит, либо другие денежные средства, достаточные для финансирования стоимости жилого помещения в части, превышающей размер предоставляемой по программе социальной выплаты.
  3. Молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении (чтобы семью признали нуждающейся в жилом помещении, необходимо обратиться с соответствующим заявлением в орган местного самоуправления по месту жительства).

Данная льгота предоставляется семье только один раз. Заявление о вступлении в программу члены молодой семьи должны подать в орган местного самоуправления по месту жительства.

Кто и как может получить ипотеку для молодых?

Как воспользоваться программой государственной реструктуризации ипотеки?

Отвечает адвокат, управляющий партнер компании Sdelky.ru Денис Вольнов:

У вас, как у молодой семьи, есть право обратиться за социальной выплатой на приобретение жилого помещения или постройку дома в случае, если ваша семья отвечает следующим условиям:

  • хотя бы один из членов вашей семьи проживает в городе Москве 10 и более лет;
  • если супруги не старше 35 лет;
  • вы признаны нуждающимися в жилом помещении;
  • ваш уровень доходов достаточен, чтобы взять кредит на приобретение жилья в части, не покрываемой социальной выплатой.

Нуждающимися в жилых помещениях являются те, кто встал на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Для того чтобы встать на учет, нужно также отвечать ряду требований:

  • не снимаете жилое помещение по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
  • не являетесь членом семьи лица, снимающего жилое помещение по договору социального найма или договору найма жилых помещений жилищного фонда социального использования;
  • у вас и у членов вашей семьи нет в собственности жилого помещения;
  • снимаете жилое помещение по вышеназванным договорам, но площадь на всех членов семьи, проживающих в данном жилом помещении, менее учетной нормы;
  • проживаете в жилом помещении, не пригодном для проживания, аварийном и подлежащим сносу или реконструкции;
  • если квартира, в которой вы проживаете, занята несколькими семьями, и в составе семьи есть больной тяжелым хроническим заболеванием, то есть проживание с ним совместно невозможно, а отселиться некуда (для определения болезни в таком случае необходимо обратиться к перечню тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире; перечень установлен Постановлением Правительства).

Обращаться необходимо в Управление департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административном округе вашего проживания.

Другая возможность — социальная ипотека. Для ее получения нужно стать на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Кроме того, нужно получить положительное решение банка о выдаче кредита. Со всеми документами нужно будет обратиться в Департамент городского имущества города Москвы.

Что лучше – копить или брать ипотеку?

Мне 26, могу ли я претендовать на помощь государства?

Отвечает руководитель департамента городской недвижимости «НДВ — супермаркет недвижимости» Оксана Иванова:

В России действуют жилищные программы для молодых семей, для участия в программе каждый из супругов должен быть не старше 30 лет, то есть ею вы воспользоваться уже не сможете. Есть программы господдержки для семей с двумя детьми: материнский капитал и субсидированная ставка по ипотеке 6% годовых. Эта программа еще подходит, но нужен второй ребенок.

Если доходы семьи на каждого члена меньше прожиточного минимума, можно встать в очередь на получение жилья от государства как малоимущей семье.

Практика показывает, что если сделать это в 30 лет, то въехать в новую квартиру получится уже на пенсии.

Очень часто задолго до получения жилья в семьях очередников появляется второй и последующие дети, в связи с чем жилищный вопрос решается уже без помощи государства.

Для постановки в очередь на выделение жилья достаточно не иметь в собственности ни одного квадратного метра, но регистрироваться нужно только в муниципальной квартире, неприватизированной.

Если квартира в собственности у сестры мужа, придется искать другой адрес для регистрации.

Если есть возможность «прописаться» всей семьей в муниципальное жилье, можно рассчитывать на очередь на расселение.

Текст подготовила Мария Гуреева

Не пропустите:

Все материалы рубрики «Хороший вопрос»

Могу ли я получить субсидию на жилье как молодой специалист?

Льготы на оплату ЖКУ. Когда, кому, сколько?

Дети и недвижимость: 15 полезных статей

Статьи не являются юридической консультацией. Любые рекомендации являются частным мнением авторов и приглашенных экспертов.

Источник: https://www.domofond.ru/statya/kakuyu_gospodderzhku_mozhno_poluchit_ne_imeya_zhilya_v_sobstvennosti/7593

Квартиры для детей-сирот: только через суд?

Как быть с обеспечением жильем в данной ситуации?

Недавно Счетная палата обнародовала данные последней проверки, касающейся обеспечения квартирами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Цифры, что называется, кричат. В 2017-м году более 80% детей-сирот не получили жилье, полагающееся им по закону.

А длительность ожидания в очереди в некоторых регионах доходит до 10 лет.

Среди замеченных Счетной палатой проблем – нарушение сроков предоставления и низкое качество жилья, несоблюдение прав сирот на переданное им имущество, низкая социализациядетей-сирот, сложности с их трудоустройством.

Выделяется – 33 млрд, а нужно – в пять раз больше

Программа по обеспечению жильем детей-сирот имеет статус нацпроекта. Кажется, это почти уникальная ситуация, когда нацпроект не выполнен более, чем на две трети!

– Сегодня 275 тысяч детей-сирот ждут жилья, – рассказала аудитор счетной палаты Светлана Орлова. – А ведь субсидии на покупку квартир для детей-сирот, казалось бы, выделяются немаленькие – 33 млрд. рублей.

Но даже если жилье выделяется, в нем зачастую невозможно жить – это или старый, или вообще аварийный фонд: крыша течет, окна выбиты, штукатурка свисает клочьями.

Счетная палата провела экстренные совещания в 13-ти наиболее проблемных регионах страны – выяснилось, что где-то на рынке вообще нет нового жилья (оно не строится). Где-то – не сформированы фонды на его покупку.

Где-то отсутствует реестр – нуждающиеся дети никак не учтены.

В последнее время нередкой стала практика обращения детей-сирот в суды – ведь ребенок-сирота, по закону, имеет полное право на выделение ему собственных квадратных метров. Суды часто удовлетворяют такие судебные иски.

Но решение проблемы таким образом  тоже не есть хорошо, потому что ребенок с положительным судебным решением на руках сразу же «продвигается» в жилищной очереди на первые позиции, в ущерб другим детям-сиротам.

Получается, что очередь все время сдвигается, корректируется, а те, кто поскромнее, ждут свою квартиру десятилетиями.

В Счетной палате попытались разобраться, как же можно разрешить проблему с очередью. Субсидии на жилье для детей- сирот поступают в муниципалитеты, но у муниципалитетов зачастую просто нет готовой недвижимости, которую они могли бы предложить.

Может быть, сосредоточиться на выдаче  жилищных сертификатов, которые ребенок-сирота будет получать на руки? Как рассказала директор дома-интерната для слепоглухих и молодых инвалидов в Сергиевом Посаде Галина Епифанова, у многих подопечных за годы пребывания в интернате скапливается определенная сумма. Ее можно приплюсовать к выделяемым деньгам и приобрести вполне приличную квартиру.

Правда, тут есть одна закавыка: государство пока боится доверять крупную сумму напрямую – найдется немало желающих обмануть плохо социализированного ребенка-сироту. Здесь тоже надо найти какую-то приемлемую форму.

По словам Светланы Орловой, Счетная палата планирует совершить несколько экспертных поездок по стране – в Иркутск, Кемерово, на Камчатку – чтобы разобраться на месте, каково реальное положение дел в регионах. Кстати, было подсчитано: чтобы полностью обеспечивать встающих на очередь выпускников детских домов, нужно 168 млрд. Сегодняшний объем субсидий – в пять раз меньше. 

«Мы детей социализировали, и отправляем их в никуда…»

У детей-инвалидов проблема еще усугубляется. Особенно остро она стоит, если жилье за ребенком закреплено, но жить в нем невозможно (в квартире проживают родители, пьют, ведут асоциальный образ жизни).

– Порой приезжаешь посмотреть такое жилье, а там и дома-то этого нет – он «сложился», – рассказывает Галина Епифанова. – Тем не менее, считается, что жилье у ребенка есть, и он уже не может претендовать на государственную субсидию.

– Очень обидно порой, – продолжает наша собеседница, – мы социализировали наших деток, научили их всему, а они потом уезжают к себе на родину, в незнакомый город, зачастую не имеющий возможности предоставить нормальные условия проживания. Что их там ждет?

Галина Епифанова, директор детского дома с большим стажем, кстати, твердо выступает за жилищные сертификаты.

Правда, не так давно в законодательство внесены поправки, позволяющие как-то регулировать вопрос с «проблемной» недвижимостью. Сегодня, по судебному решению, можно принудительно выселить нерадивых родственников (пьют, дебоширят, нигде не работают) с излишков квадратных метров или произвести обмен жилплощади. 

100-процентно обеспечить сирот получилось только у Московской области

Самая тревожная ситуация с жильем для сирот в Приморье и Забайкалье, – озвучила данные проверки Светлана Орлова, – В Тверской обасти 1000 человек ждут жилья.

Более или менее неплохо обстоят дела в Московской области. Здесь добились того, что ежегодно 100% детей, вставших на очередь, обеспечиваются жильем. За последние 5 лет квартиры получили 3 603 человека. На приобретение недвижимости для льготников затрачено 9,5 млрд рублей.

– У нас под каждую квартиру составляется «дорожная карта», – рассказывает Министр образования Московской области Ольга Забралова. – В этой карте отмечается местоположение дома,  характеристики жилья,  его качество. Мы контролируем процесс практически до момента вручения ключей ребенку-сироте.

Уже в этом году очередь пополнилась на 734 человека, и на них в региональном бюджете уже заложены средства. С момента оформления и до момента въезда в новую квартиру, по свидетельству Ольги Забраловой, уходит всего чуть более 90 дней.

– Если бы не было сложного аукциона, который включает 11 операций, мы бы управлялись еще быстрее, – признается чиновница.

Работа по обеспечению жильем детей-сирот захватывает и такое неожиданное направление, как предотвращение незаконных сделок с недвижимостью – такая практика в регионах, увы, существует.

Как заметил  директор Департамента Государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства просвещения РФ Евгений Сильянов, в 2016-м году было предотвращено 500 незаконных сделок с жильем, а в 2017-м – 129. Создаются региональные центры по постинтернатному сопровождению, ими сейчас охвачено 37 тысяч детей-сирот.

Кроме того, создана и все время пополняется система  ЕГИССО (Единая государственная информационная система социального обеспечения), которая сделает прозрачным портрет ребенка-сироты. 

А чем может помочь Минстрой?

У заместителя Министра строительства и ЖКХ РФ Максима Егорова «комплексный» ответ:

– Конечно, надо строить жилье для сирот. Но при этом не следует забывать об инфраструктуре. Толку от нового дома, построенного в чистом поле, не будет.

Где там выпускнику интерната учиться, работать? Нужно предусмотреть все необходимые элементы благоустройства и социального наполнения. Иначе мы, вместо полноценных членов общества получим асоциальные элементы.

Выпускник детского дома должен получить жилье там, где есть места потенциального трудоустройства, имеются детский сад, школа (сироты ведь также создают семьи, и все это им понадобится).

Максим Егоров считает, что целесообразно совместить нацпроект обеспечения сирот жильем и программу «Комфортная городская среда».

– Не секрет, что в некоторых регионах социальное жилье просто не строится! Мы рассчитываем, что Министерство строительства по-иному посмотрит на проблему и возьмет на себя соответствующие социальные обязательства, – выразила надежду  первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Окунева.

Возможно, так и произойдет. Мы будем следить за ситуацией.

Елена МАЦЕЙКО

Наша справка:

В  2019 году жильем будут обеспечивать молодых людей, подпадающих под следующие критерии:

– имеет статус сироты или дитя, лишенного родительской опеки;

– возраст гражданина должен находиться в промежутке от 18 до 23 лет;

– этот человек заявил официально о том, что нуждается в господдержке по решению жилищной проблемы.

Каждый из критериев одинаково важен. Если не соблюсти хоть один, то государство снимет с себя ответственность за то, где будет сирота жить. Причем это окажется вполне законным актом.

Важно: стоящий в очереди на квартиру сирота остается там до полной реализации его права на господдержку. Даже после того, как отпразднует 23-летие. Убрать его из очереди могут только после предоставления:

– квартиры

– дома

– сертификата на их покупку.

 Источник: http://lgoty-vsem.ru/subsidii/predostavlenie-zhilya-detyam-sirotam.html

Жилищный вопрос граждан данной категории начинают решать при условии:

– достижения ими 18-летия;

– в любой момент после совершеннолетия, но до того как сироте исполнилось 23 года;

– признание в законодательно порядке полностью дееспособными ранее совершеннолетия (редкий случай).

Внимание: строго запрещено выдавать гражданам данной категории комнату в коммуналке. Жилье должно быть отдельным.

Порядок передачи жилья усовершенствовали с тем, чтобы его невозможно было передать в иные руки (в том числе мошенникам). Теперь процесс выглядит так:

– Согласно внесенным изменениям, подпадающий под все критерии, молодой гражданин обеспечивается квартирой (домом) по договору найма.

– Данный документ имеет ограниченный срок действия: ровно пять лет.

По истечении указанного срока жилье поступает в бессрочное пользование владельца.

Важно: нельзя пропускать период постановки на учет. Если сирота не использует свое право до 23-летнего возраста, то он его потеряет.

 Источник: http://lgoty-vsem.ru/subsidii/predostavlenie-zhilya-detyam-sirotam.html

Источник: https://rcmm.ru/vlast-i-samoregulirovanie/46609-kvartiry-dlja-detej-sirot-tolko-cherez-sud.html

Криминальный мир
Добавить комментарий