К кому обращаться по поводу ремонта и/или сноса аварийной постройки?

Типовые ответы на обращения граждан

К кому обращаться по поводу ремонта и/или сноса аварийной постройки?

Вопрос: Что входит в состав общедомового имущества, кто несет бремя содержания общедомового имущества?

Ответ: Согласно Постановлению Правительства РФ от 13.08.2006г. №491 в состав общего имущества включаются:

а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее – помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);

б) крыши;

в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);

г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);

д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенное для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов в помещения многоквартирного дома (далее – оборудование для инвалидов и иных маломобильных групп населения), находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);

е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;

е(1)) автоматизированные информационно-измерительные системы учета потребления коммунальных ресурсов и услуг, в том числе совокупность измерительных комплексов (приборов учета, устройств сбора и передачи данных, программных продуктов для сбора, хранения и передачи данных учета), в случаях, если установлены за счет собственников помещений в многоквартирном доме;

ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорной арматуры (крана) включительно, расположенной на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением бытового газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.

8.

Внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

9. Внешней границей сетей газоснабжения, входящих в состав общего имущества, является место соединения первого запорного устройства с внешней газораспределительной сетью.

Кроме того, перечень общего имущества, переданного управляющей организации в управление, может быть определен приложением к договору управления.

В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ «собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника».

Источник: http://gji.tatarstan.ru/rus/obrasheniya.htm

Услуги для тех, чье жилье сносят. На что могут рассчитывать собственники жилья при сносе их домов

К кому обращаться по поводу ремонта и/или сноса аварийной постройки?
01.03.2018 В практике снос бывает двух типов — по решению муниципалитета или при освоении территории частным застройщиком. Соответственно, в процессе есть отличия. Рассмотрим их подробнее.
Снос для муниципальных и государственных нужд.


Действующее законодательство разрешает государственным и местным органам изымать принадлежащие гражданам на праве собственности жилые помещения с целью последующего сноса строений и освобождения земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Но при этом закон обязывает компенсировать такое изъятие жилой площади у граждан.

Законодатель предусмотрел способы (виды) компенсации, процедуру изъятия жилья и предоставления взамен его равноценного обеспечения.   Закон, в частности, указывает на такое основание освобождения собственниками своих жилых помещений, как новое строительство на данной территории, развитие территорий в соответствии с генеральным планом города и реализацией других программ города.

Органы, принявшие решения об изъятии жилых помещений у их собственников, должны иметь в виду, что такое изъятие допустимо, если невозможно дальнейшее использование земельного участка для новых целей. Например, нельзя построить новую трассу без сноса ряда домов, стоящих вдоль ее прокладки.

Обязанность доказывания этого обстоятельства возлагается на соответствующий орган, принявший решение о сносе строений. Правда, мало кто вникает в этот пункт и пытается его оспорить.   Далее, чтобы изъятие жилых помещений у их собственников было признано законным, соответствующие органы, производящие такое изъятие, должны:   – зарегистрировать свое решение в ЕГРП (ч. 3 ст.

32 ЖК РФ); – письменно уведомить собственников подлежащих изъятию жилых помещений не менее чем за год о предстоящем освобождении ими своих помещений. При этом, исходя из правила ч. 4 ст. 32 ЖК РФ, юридически значимым обстоятельством является факт получения данного уведомления собственниками жилых помещений.

  До изъятия жилых помещений их собственникам должно быть предложено взамен другое благоустроенное жилое помещение, куда граждане могут въехать сразу без предварительного проведения необходимых ремонтных работ. То есть предлагаемое жилье должно отвечать всем требованиям, необходимым для проживания.

Однако, если собственник не согласен принять предложение о предоставлении ему другого жилого помещения, компенсация изымаемого жилья производится путем выкупа, то есть выплатой денежной суммы. Выкупная цена в этом случае включает рыночную стоимость выкупаемого помещения и убытки, причиненные собственнику от изъятия у него жилья, в том числе и упущенную выгоду. Теоретически.

Вместе с тем в выкупную цену жилого помещения не могут входить затраты, произведенные собственником после вручения ему уведомления об изъятии жилого помещения, значительно удорожающие рыночную стоимость жилья и не являющиеся необходимыми для нормального проживания в них граждан.

Иными словами, на практике эта цена не учитывает никаких убытков, стоимости вашего ремонта, минимальна и оспаривать ее сложно Денежная компенсация собственнику жилья выплачивается в случае, если он вообще отказался принять предложение о предоставлении ему другого жилого помещения взамен изымаемого жилья.

В практике бывают случаи, когда собственники отказываются принимать конкретно предложенные им квартиры, ссылаясь на брак в строительных работах или неудобное для них месторасположения нового жилья, хотя в принципе они и согласны поменять сдаваемую ими жилую площадь на новое благоустроенное жилье.

В таком случае орган, сделавший предложение собственнику о предоставлении нового жилья, может в судебном порядке заставить собственника освободить свое жилье и переселиться в новое. Но если собственник не согласен поменять свою жилую площадь на новую, ему должна быть выплачена денежная компенсация в размере рыночной стоимости изымаемой жилой площади.

Практика показывает, что если снос производит муниципалитет, по судом вопросы выселения решаются быстро. Поэтому стоит внимательно рассматривать предлагаемые варианты. При замене жилой площади, когда собственник согласился принять новое жилье, также определяется рыночная стоимость изымаемого и вновь предоставляемого жилья.

Это делается для решения вопроса, кто и кому должен производить доплату. Пленум ВС РФ указал, что, если стоимость вновь предоставляемого жилого помещения ниже рыночной стоимости изымаемого жилья, собственнику выплачивается разница между стоимостью прежнего и нового жилого помещения.

Когда стоимость предоставляемого жилого помещения выше рыночной стоимости прежнего жилья, по соглашению сторон обязанность по выплате разницы возлагается на собственника. Таково разъяснение Верховного Суда. Теперь давайте посмотрим, насколько оно выполнимо реально.

Известно, что стоимость квартиры в так называемом хрущевском доме, подлежащем сносу, гораздо меньше стоимости такой же по площади квартиры, но уже в новом доме. Представим себе, у собственника нет средств для доплаты разницы нового жилья.

Значит, либо он должен отказаться от сделанного ему предложения по переезду на новое жилье, либо принять новое жилье по стоимости, равной или даже меньше изымаемого у него жилья. Но в последнем случае нетрудно представить: это будет такое же или даже хуже существующего жилье. На практике — это предоставленная взамен квартиры комната, или несколько комнат в многокомнатной квартире.

Правда, есть третий вариант, когда собственник принимает денежную компенсацию за свою жилую площадь. А где тогда ему проживать? Вот так и появляются лица без определенного места жительства. На те деньги, которые получит собственник в обмен на сданное жилье, он может приобрести только часть квартиры в новостройке. Либо, если это снос ветхого домишки с низкой стоимостью, на эти деньги вообще ничего не купить.
Это не совсем справедливо. Ведь выселение собственников делается все-таки не по их воле. Но таков закон. Собственнику сносимого жилого помещения новое жилье может быть предоставлено в собственность. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия нового жилого помещения на других условиях, например по договору социального найма или на иных условиях.  Конституционный Суд РФ признал ст. 32 ЖК РФ соответствующей Конституции РФ и не нарушающей права граждан и собственников жилых помещений на обеспечение их жильем.

Инвесторы и строительные компании, которые по контракту с городскими властями занимаются обновлением жилищного фонда, должны начать расселение жильцов за полгода до сноса зданий.

Жильцы домов, подлежащих сносу, имеют также право на получение материальной компенсации взамен предоставления новых квартир. Такая компенсация может выдаваться при возникающих спорах, когда жильцы не желают переезжать в другой район города и хотят сами купить себе жилье взамен сносимого, если им удобно оставаться жить в данном районе из-за близости работы, больниц, школ и т.д. Если старое жилье сносит частный застройщик, то ситуация для граждан проще. Особенно, если они собственники земельных участков, на которых расположены их дома. Тогда застройщик должен добиться согласия переселенца. Не секрет, что часто граждане предъявляют в таких случаях завышенные запросы, требуя вместо одного ветхого домишки несколько квартир и т.д. Но практика показывает также и случаи таинственных пожаров в сносимых районах.

О правах собственников и нанимателей

Собственники, которые приобрели квартиру, подлежащую расселению, путем наследования, дарения, купли-продажи, обмена могут по соглашению сторон обменять ее на новую равной стоимости. Если владелец квартиры не согласен с результатом оценки, он может потребовать привлечения специалистов независимой оценки.

При оценке жилья учитывают район, место расположения дома, внутреннее благоустройство. Новая квартира может быть меньше, но в более престижном районе, или больше, но на окраине. Так как она является собственностью, урезать “лишние”, “ненормированные” метры никто не в праве.

По желанию владельца ему могут выплатить стоимость квартиры без предоставления другого помещения.

Для нанимателей жилья порядок немного иной. Если у вас обнаружат излишек площади, – можете с ним распрощаться, ведь нанимателю предоставляется бесплатно лишь определенная норма.

Но во всех случаях можно и даже нужно отстаивать свои права собственника и “торговаться”. Если переселение ведет государственная организация – будет сложнее, вас просто выселят судом, а вот инвестор, который заинтересован в быстром расселении дома, как правило, готов пойти на уступки.

В каком случае принимается решение о сносе жилых домов?

Все мы на протяжении последних лет являемся свидетелями реализации государственной программы по обновлению жилищного фонда страны. В некоторых городах начинается снос старых хрущевок. Граждане обеспокоены вопросами, связанными с расселением сносимых домов и целых микрорайонов в рамках данной программы.

Даже когда принято решение о сносе дома, его жильцы имеют право пройти процедуру приватизации жилой площади. Это допускается законодательством РФ согласно договору по социальному найму. Однако прописаться в дома, подлежащие сносу, довольно трудно, даже если речь идет о ближайших родственниках жильцов.

Ограничения на прописку снимаются лишь с несовершеннолетних детей, а взрослые граждане могут быть прописаны на спорную территорию по индивидуальному рассмотрению заявлений представителями городской власти.

«Добро» на прописку дается с учетом всех требований норм жилья (квадратных метров).

Покинуть свои дома и переехать по новому месту жительства на предоставленные жилые площади гражданам предлагается в случаях:

  • Если комиссий принято решение, что жилой дом находится в аварийном состоянии, непригоден для нормальной жизни и норм бытового проживания, зданию грозит обвал стен или несущих конструкций. Дом не подлежит восстановлению, капитальному ремонту или реконструкции.
  • Если снос жилых домов предусмотрен программой реконструкции районов города.
  • Дом подлежит сносу, потому что стоит на территории, которая необходима городу по каким-либо муниципальным нуждам. Например, это может быть связано с благоустройством города, когда на месте старого жилого дома будет разбит городской парк или в этом месте планом предусмотрена укладка новой скоростной трассы.

Когда снос жилых домов происходит из-за внешних факторов?

  1. Жилое здание может быть признано комиссией аварийным, если оно расположено на месте возможных оползней, грязевых (селевых) потоков, лавин снега и других природных катаклизм.
  2. Если после осмотра специалистами выявлены дефекты несущих конструкций или фундамента здания.

    Такие дефекты могут возникнуть не только из-за старости жилого строения, но и вследствие пожаров, взрывов, просадки грунтов, землетрясений и других аварий.

  3. Снос жилых домов также предусмотрен в случае зарегистрированных факторов и жалоб жильцов, если рядом с домом находятся производственные или другие объекты, деятельность которых связана с постоянными шумами, мешающими нормальной жизни жильцов.

    Согласно нормам допустимого уровня шума в жилых районах, показатели не должны превышать 45 дБ (ночью) и 55 дБ (в дневное время). Но по этому пункту в мегаполисах добиться чего-то весьма сложно.

Итак, подведем итог. Если Ваш дом подлежит сносу, Вам обязаны предоставить равнозначное по площади и качеству благоустроенное помещение в черте города. И никакие отписки, типа «квартир в городе нет, можем предоставить за пределами…» не пройдут. Другое же дело – если Вы дадите на то свое добровольное согласие. То же касается и метража. Никто не может Вас ущемить в Ваших законных метрах и дать маленькую избушку на курьих ножках

А самое главное – знать свои права и иметь желание бороться за своё благополучие.

Последний же вопрос, а что делать, если сносить вас должны, но пока непонятно когда, и эти сроки затягиваются. Многие ждут сноса годами, в то время как планы властей и строителей меняются. Но даже это время можно использовать себе на пользу.

А именно.

Узаконить ранее построенные, но неузаконенные пристрои. Оформить в собственность земельный участок, или собрать все документы для надлежащего оформления аренды земли. Так как права собственника при переселении и расселении закон защищает лучше, чем права арендатора, в том числе по социальному найму

Если это квартира, которая может быть в малоэтажном старом доме — вам надо успеть ее приватизировать. Так как сроки бесплатной приватизации заканчиваются совсем скоро – в марте этого года.

Поскольку такие действия занимают время, не стоит думать и упускать будущие возможности. Вспомните, может быть какое-то ваше имущество пока еще не оформлено соответствующим образом? Тогда надо это сделать, так как после получения уведомления о сносе вы либо не успеете, либо некоторые действия уже будут невозможны.

Мы предлагаем вам услуги:

  • приватизация квартир
  • узаконение жилых домов, построек и пристроев
  • оформление в собственность земельных участков, надлежащее оформление аренды земли
  • представление интересов переселенцев в судах, составление исковых заявлений
  • сбор необходимых документов и составление договоров.

Обращайтесь:

Корпоративный юрист Сети Агентств Недвижимости ЭКСПЕРТ. Работаю с юридическими и физическими лицами, предприятиями и частными клиентами.

Если вы сомневаетесь в необходимости каких-то действий, мы готовы проконсультировать вас по телефону.

 

Евгения Огурцова  Тел. (347)298-58-13, 8-963-136-58-13

Уфа, ул. Кирова, 31

Отвечу, помогу, пойму и решу вашу проблему!

При написании статьи использованы материалы открытых источников интернет.

Источник: http://www.expert-russia.ru/m/services/yuridicheskie-uslugi/uslugi-dlya-tekh-che-zhile-snosyat-na-chto-mogut-rasschityvat-sobstvenniki-zhilya-pri-snose-ikh-domo/

Как переехать из аварийного жилья?

К кому обращаться по поводу ремонта и/или сноса аварийной постройки?

Агентство Москва / Иванко Игорь

До конца июня на рассмотрение Госдумы может быть внесён законопроект, разработанный Минстроем и предусматривающий новые правила расселения из аварийных домов. При этом предлагается законодательно определить степень ветхости домов, не представляющих угрозу жильцам с их последующим «усиленным» ремонтом, чтобы строения не разрушались раньше срока.

Какие дома признают аварийными?

В каждом регионе существуют свои программы переселения граждан из помещений, не отвечающих нормам. В субъекте Федерации формируют перечень аварийного и ветхого жилья, затем принимается решение о его полном сносе или реконструкции.

Аварийными считаются дома, которые создают угрозу жизни и здоровью граждан и требуют обязательного переселения жильцов. Ветхие дома — это здания с изношенными коммуникациями, но в которых ещё можно жить.

Согласно законодательству, людей нужно выселять, если в доме имеются деформации конструкций, если он расположен в опасной зоне или в нём не соблюдаются санитарные требования, например, не работают системы водоснабжения или канализации.

Читайте по теме Основания для признания жилья аварийным приведены в Постановлении Правительства РФ №47. Это:

  1. Расположение объекта на территории с предрасположенностью к оползням, снежным лавинам, селевым потокам и паводкам.
  2. Нахождение здания в местности, где высока вероятность разрушения при техногенных авариях.
  3. Размещение дома в чрезмерной близости к линиям электропередач переменного тока.
  4. Повреждение строения в результате геологических явлений с невозможностью восстановления объекта.
  5. Размещение здания вблизи магистрали, когда шумовые показатели превышают дозволенные нормативы (не больше 55 децибел).
  6. Нарушение гигиенических требований и санитарно-эпидемиологических норм.
  7. Физический износ здания, основательная деформация фундамента или несущих элементов конструкции.

Куда обращаться?

Если снос инициируют сами жители, то они должны обратиться в межведомственную комиссию по признанию дома аварийным. Техническую экспертизу жилья в Москве проводит ГУП «МОСЖИЛНИИПРОЕКТ». В регионах также есть аналогичные госпредприятия.

Собственникам нужно написать заявление с просьбой признать дом аварийным и приложить пакет документов:

  1. Техпаспорт жилья, полученный в БТИ, где должны быть указаны такие данные, как технический износ здания и его конструкций.
  2. Заключение или акт осмотра Роспотребнадзора, санэпидемстанции, противопожарной службы.
  3. Планировку здания и помещения, выданную в БТИ.
  4. Заключение специализированной организации о техническом состоянии дома, строительных конструкций и помещений с указанием категории непригодности здания.
  5. Акты осмотра дома инспекцией, отчёты и акты обо всех проведённых ремонтных работах.
  6. Заключение городской жилищной инспекции о соблюдении жилищного законодательства.

Если комиссия не признала дом аварийным, это решение можно оспорить в течение трёх месяцев через суд.

Жители аварийных домов, подлежащих сносу, не платят взносы за капремонт. В случае, если здание будут сносить, власти ищут равноценную жилплощадь. Вместо нового жилья собственнику по его желанию могут выплатить компенсацию.

Как правило, квартиру подбирают там же, где ранее проживали граждане, и той же площади, что и и у прежнего помещения. Но по желанию граждан, на основании полученного от них заявления, может быть принято решение о переселении в другое место жительства.

Если же человек хочет улучшить жилищные условия, придётся доплатить из своего кармана.

Читайте по теме С 2019 года переселение из аварийного жилья выполняется в рамках нацпроекта «Жильё и городская среда». В соответствии с паспортом проекта, к 2024 году предстоит расселить 9,54 миллиона квадратных метров квартир, из которых переедут около 531 тысячи человек.

Ветхому жилью уделят особое внимание

Законопроект Минстроя предлагает закрепить в законодательстве понятие «ветхое жильё». Это дома, которые ещё не стали аварийными по своим эксплуатационным параметрам. Они не создают угроз для жизни и после ремонта могут эксплуатироваться.

По словам зампреда Комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Павла Качкаева, законопроект разработан в соответствии с поручением Президента РФ, которое было дано ещё год назад.

«Сегодня в законодательстве нет понятия «ветхое жильё», поэтому им никто не занимается и должным образом не ремонтирует, — сказал депутат «Парламентской газете».

— Там надо делать усиленный капитальный ремонт, чтобы конструктивные элементы доводить до кондиции».

Обычного капремонта для ветхого дома недостаточно, поэтому нужно прописать, как с таким жильём обращаться, какие элементы прежде всего ремонтировать, чтобы оно как можно позже перешло в разряд аварийных домов или вообще не переходило в эту категорию, подчеркнул депутат.

В проекте закона также предусмотрены меры господдержки для инвесторов и для жителей аварийных домов, которые при расселении хотят переехать в квартиры большей площади.

С 2018 года граждане получили право при переселении доплатить из собственных средств за улучшение жилищных условий.

Нынешний законопроект даёт возможность воспользоваться для этих целей государственной субсидией, например для снижения ставки по ипотеке.

Что касается инвесторов, они могут получить компенсацию 25 процентов своих затрат на расселение жителей аварийных домов. Также предлагается расширить перечень земельных участков, на которых инвесторы смогут строить новые дома.

Сегодня в законодательстве нет понятия «ветхое жильё», поэтому им никто не занимается и должным образом не ремонтирует.

По словам министра строительства и ЖКХ Владимира Якушева, законопроект позволит закрыть лазейки для злоупотреблений со стороны местных администраций и застройщиков, которые планируют использовать землю в коммерческих целях.

Сейчас нередки ситуации, когда только несколько домов на участке реально являются аварийными, а сносят все строения. Так происходит, потому что часть средств от реализации участка для коммерческого использования идёт в местный бюджет.

«Мы прописываем в законе, что в случае изъятия такого земельного участка для использования в коммерческих целях все деньги от его реализации должны вернуться в программу сноса аварийного жилья», — пояснил Владимир Якушев.

Сейчас эта законодательная инициатива находится на рассмотрении в Правительстве, и к концу июня она может быть внесена в Госдуму.

Источник: https://www.pnp.ru/top/site/kak-pereekhat-iz-avariynogo-zhilya.html

Аварийный, ни на что не годный – Правительство Республики Карелия

К кому обращаться по поводу ремонта и/или сноса аварийной постройки?

В редакцию “ТВР-Панорамы” постоянно приходят письма, в которых так или иначе затрагиваются вопросы, касающиеся аварийного и ветхого жилья; читатели спрашивают о порядке признания жилья таковым, очередности сноса аварийных домов, перспективах получения новых квартир и т.д. Редакция адресовала все эта вопросы председателю государственного комитета Республики Карелия по строительству, стройиндустрии и архитектуре Александру Валерьевичу ЕФИМОВУ.

– Александр Валерьевич, прежде всего расскажите, кто и на основании чего определяет степень изношенности жилья. И чем ветхое жилье отличается от аварийного?

– По большому счету и ветхий, и аварийный жилищные фонды непригодны для проживания. Но если ветхий фонд после соответствующего ремонта можно привести в порядок и продолжать его эксплуатировать, то аварийный уже нет смысла ремонтировать, его надо сносить. Эти дома построены еще в 30-60-е годы, среди них есть здания, выполненные из деревянных щитов, каркасно-засыпные.

Что касается порядка определения степени изношенности жилья, то есть специальное положение, утвержденное приказом № 529 Минжилкомхоза РСФСР от 5 ноября 1985 года.

Оно называется “Положение по оценке непригодности хилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания”.

Кроме того, есть Закон РК “О государственном и муниципальном жилищных фондах и их использовании”.

Собственники жилья или наниматели жилого здания обращаются в местную администрацию с заявлением, а она формирует межведомственную комиссию, в которую должны войти:

а) представители собственников жилья; б) представители органов, занимающихся эксплуатацией жилищного фонда, как правило, это ЖЭУ; в) районный или городской архитектор; г) работники санитарного надзора; бюро технической инвентаризации; управления пожарного и газового надзора. В случае необходимости к работе в комиссии привлекают технических экспертов.

– В последние дни было много разговоров по поводу того, что депутаты Законодательного собрания вашей республики, приводя наше карельское законодательство в соответствии с российским, вынуждены быт изменить некоторые процентные показатели. Теперь жилой дом может признаваться аварийным, если он имеет до 60 процентов износа. Раньше достаточно было 61 процента.

– На мой взгляд, сегодня это не имеет принципиального значения. Потому что, к сожалению, дома, которые имеют 61 и 66 процентов износа, стоят сегодня последними в очереди на снос или реконструкцию. Когда до них дойдут руки, они и будут иметь уже все 80 процентов износа.

– Очередь так велика или просто дело медленно движется?

– Про дело можно поговорить подробнее, а что касается очереди, то у нас нет единой республиканской. Жилье признают непригодным для жилья комиссии, которые создают местные администрации. Они и ставят его на свой учет, в свою очередь.

Сегодня в республике только в Костомукше и Вепсской национальной волости нет аварийного жилья. Здесь же наименьшее количество ветхих помещений.

В то же время очень много семей Пудожского, Сегежского, Кондопожского, Беломорского, Медвежьегорского районов и города Петрозаводска имеют непригодные для проживания квартиры.

Общая площадь аварийного жилья в республике сегодня составляет около 100 тысяч квадратных метров, здесь проживают 2320 семей. Количество жилья, признанного ветхим, достигло 600 тысяч квадратных метров, улучшения жилищных условий 'ждут 14 280 семей.

При этом, наверно, ни для кого не секрет, что местные администрации очень неохотно признают жилой фонд аварийным, так как возрастает их ответственность перед жильцами.

Но у такой политики есть другая, не очень приятная сторона. Федеральный бюджет будет выделять деньги для разрешения этой проблемы, опираясь на официальную статистику.

Если у нас по статистике непригодного жилья мало, значит, и денег дадут немного.

– Но все-таки дадут?

– Существует Федеральная целевая программа “Жилище” на 2002-2010 годы, и в ней есть подпрограмма “Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда”. В этом году впервые согласно этой программе из федерального бюджета выделено 1,5 миллиарда рублей на приобретение жилья для семей, проживающих в аварийном фонде. Карелии из этой суммы дали 8 миллионов рублей.

– На эти деньги можно что-нибудь построить?

– Дело в том, что практически все федеральные программы финансируются из трех бюджетов – федерального, республиканских (областных) и местных. При этом из федерального бюджета выделяется только 30 процентов средств, остальные должны внести республиканский и местные бюджеты.

Вот и эти 8 миллионов нам были даны только на том условии,' что Карелия сумеет к ним прибавить свои 70 процентов, то есть еще около 18 миллионов рублей.

Так как таких денег в бюджете 2003 года у нас не заложено, то было разрешено предъявить их в виде незавершенного объекта. Но при этом надо соблюсти еще одно условие.

Надо было найти такой объект, на завершение которого хватило бы восьми миллионов рублей, так как дом обязательно должен быть сдан в эксплуатацию в этом году и в нем должны получить квартиры жители аварийных зданий. Такой объект нашелся в Беломорске.

И строители Беломорской ПМК, не дожидаясь окончательного решения вопроса, сразу приступили к делу. Это хорошо, так как нам дали понять, что если мы справимся с задачей, то уже в этом году нам могут выделить дополнительные средства.

– И опять будут идти поиски “незавершенки”?

– Незавершенные стройки будут рассматривать в первую очередь. В Петрозаводске их нет, а вот в Сегеже, Лахденпохье, Медгоре, Вяртсиля, Матросах законсервированные коробки стоят. Хотя которой из них повезет больше – еще вопрос.

– Но насколько известно, у вас в республике тоже существует Программа переселения граждан из жилья, непригодного для проживания…

– Республиканская программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда у нас была принята и утверждена в 2000 году. Время показало, что мы поставили перед собой слишком амбициозные задачи.

Поэтому сейчас эта программа корректируется, чтобы стать более реальной.

Эта откорректированная программа в составе общей программы “Жилище” будет представлена на рассмотрение депутатов Законодательного собрания, и если они ее утвердят, то, начиная с 2004 года, в бюджете республики будут предусматриваться средства на переселение граждан из непригодного жилья.

– Что предусматривает откорректированная программа?

– Откорректированная программа предусматривает пока только решение проблемы аварийного жилья.

К 2010 году должны переселить в нормальное (не обязательно новое) жилье 70 процентов семей, живущих в аварийных домах, а к 2015 году все аварийные дома, признанные на сегодняшний день таковыми, должны быть расселены и снесены.

Эту задачу можно будет выполнить при условии, что не только в бюджете республики будут предусмотрены деньга на эти цели, но и в бюджетах муниципальных образований тоже.

И поступать мы должны так же, как поступает Россия: если мы можем прибавить к ее деньгам наши деньги, мы их получаем, не можем – не получаем. А мы российские деньги и прибавленные к ним республиканские выделим только тем районам, которые предусмотрят в своих бюджетах расходы на расселение аварийного жилья. Необходимо активно привлекать и внебюджетные средства.

– Что означает Ваше примечание “не обязательно новое”?

– Взамен аварийного жилья гражданин должен получить нормальное жилье. Но это совсем не значит, что он получит квартиру в новостройке. К примеру, в Петрозаводске и новое, и вторичное жилье почти одинаково дороги.

А вот в некоторых районах цена вторичного жилья не так высока. И, вероятно, местным администрациям этих районов выгоднее будет решать задачу переселения граждан за счет приобретения для них жилья на вторичном рынке.

– Тех, кто уже и сегодня живет в нечеловеческих условиях, мало обрадует перспектива получить что-то лучшее к 2015 году. Но зная, как трудно формируются сегодня местные и республиканский бюджеты, наверно, на другое и надеяться нечего. Но нельзя ли ускорить процесс переселения, например, за счет более активного привлечения внебюджетных средств?

– Дело в том, что здесь тоже есть свои проблемы. Что такое внебюджетные источники средств для строительства жилья для переселенцев? Например, аварийный дом стоит в хорошем месте, почти в центре города.

Если местная власть сумеет найти подрядчика, который купит для живущих в нем квартиры, а потом построит на этом месте дам, продав новую жилую площадь по более высокой иене, то от этой операции выгадают все. Переселенцы получат квартиры за счет подрядчика и более богатых покупателей жилья, а не бюджета.

Однако вряд ли найдутся такие подрядчики в районных центрах. Чтобы найти их в Петрозаводске, тоже надо приложить усилия. Но примеры уже есть. Допустим, Первомайский проспект, 37. Здесь стоит полуразрушенное общежитие железнодорожников.

Был объявлен конкурс: кто даст городу наибольшее количество квартир за этот объект. Победитель уже определился. Мы сможем рассчитывать на 380 квадратных метров жилья.

В очень красивом месте, в пойме реки Лососинки стоят два старых деревянных дома. Поставить бы на их месте новые благоустроенные, но сюда не подведены никакие инженерные сети. Если стоимость их прокладки включить в стоимость будущего жилья, то вряд ли найдутся покупатели таких дорогих квартир.

В идеале коммунальные службы муниципальных образований должны не только ремонтировать уже имеющиеся сет, но и, согласно генеральному плану города, прокладывать новые. И, конечно, предусматривать на это деньги в бюджете. Как это выглядит на практике, вы знаете.

– К 2015 году вы планируете ликвидировать все аварийное жилье. Но к этому времени даже относительно хорошее благоустроенное жилье станет ветхим. Некоторые “хрущевки” уже сегодня в плачевном состоянии.

– Москва и другие города страны уже накопили неплохой опыт реконструкции домов первых массовых серий.

Они отдают здание подрядчику, который надстраивает к нему еще один этаж и одновременно проводит полную реконструкцию дома: меняет оконные блоки, канализационные и водопроводные трубы, систему теплоснабжения, утепляет фасад и т.д.

Дополнительный этаж будет платой за реконструкцию, жильцы никаких трат не несут, хотя, конечно, испытывают временные неудобства. Сейчас и в Петрозаводске такой проект прорабатывается. Идет он со скрипом, однако все-таки можно сказать, что лед тронулся.

У нас появилась фирма – инвестор “Жилье-ХХI век”, которая разработала проект республиканской программы реставрации проблемных домов. Они хотят опробовать эту программу на практике, на примере одного из петрозаводских зданий. Фирма представила свои предложения петрозаводской городской администрации, и там сейчас их рассматривал ют.

Правда, “рассматривание” уже несколько затянулось. И хотя вопрос, действительно, не такой простой, как может кому-то показаться (ведь его надо согласовать не только в различных инстанциях, но и со всеми жильцами пилотного дома), хотелось бы дать этой инициативе “зеленый свет”.

Это реальный путь значительного улучшения жилищных условий граждан нашей республики.

Беседу вела Анна КУЗНЕЦОВА

Источник: http://old.gov.karelia.ru/gov/Power/Committee/Build/0414.html

Криминальный мир
Добавить комментарий