Индивидуальное обучение на дому детей с ОВЗ На какие действующие документы можно опираться?

В школе не знают по какой программе учить ребенка

Индивидуальное обучение на дому детей с ОВЗ На какие действующие документы можно опираться?

Моей дочери 12 лет, ей оформлена инвалидность. Диагноз РДА поставлен, когда ей было 4 года. И почти сразу же мы стали заниматься в реабилитационном центре, где дали нам многочисленные рекомендации, благодаря которым удалось преодолеть многие трудности в воспитании дочери.

Когда ей исполнилось 7 лет, мы, пройдя медико-педагогическую комиссию, отдали ребенка в общеобразовательную школу, оформив надомное обучение (эта же форма обучения была рекомендована в индивидуальной программе реабилитации инвалида). Специальной программы обучения у наших учителей нет. Все основано на их энтузиазме.

Администрация школы сначала отнеслась к нам настороженно: кому нужен такой ребенок? В школе дочь проучилась 6 лет. Сейчас читает бегло, пишет прописью. Проблемы с математикой, а точнее ее знания на уровне 2 класса обычной школы. В этом году ее перевели в 5 класс. И тут начались проблемы, правда почему-то в конце сентября.

Администрация говорит, что они не знают, по какой программе надо обучать ребенка, есть ли она вообще, и если есть, где ее взять.

Администрация школы уверяет, что они понятия не имеют ни о каких дополнительных программах, по которым можно в начальной школе учиться больше 4 лет, предлагают нам забрать ребенка и отдать его в интернат! С администрацией школы хочется сохранить хорошие отношения, но иметь при этом твердую позицию.

Во-первых, при беседе с директором школы необходимо осознавать, что Вы как родитель не только можете, но и обязаны добиться для своего ребенка получения образования с учетом его особенностей.

Во-вторых, вывести из школы ребенка «в никуда» тоже нельзя, и директор это прекрасно понимает сам.

При отсутствии поблизости адекватной коррекционно-образовательной помощи для особого ребенка необходимо добиваться от местных властей выполнения их обязанности — создания такого учреждения, либо такого класса в составе обычной школы.

До тех пор, пока такой класс не создан, ребенок, в соответствии с законом, имеет право посещать обычный класс общеобразовательной школы.

Основное общее образование является обязательным, и это требование применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 15 лет!.

При невозможности осуществлять воспитание и обучение детей-инвалидов в общих или специальных общеобразовательных учреждениях органы управления образованием и образовательные учреждения обеспечивают с согласия родителей обучение детей-инвалидов по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому (ст. 18 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Образование в Российской Федерации осуществляется в рамках образовательных программ. Т.к. ребенок учится в общеобразовательной школе, то и программа должна быть общеобразовательная (основная и дополнительная).

Сроков освоения вспомогательной образовательной программы мы не обнаружили в законодательстве.

Ребенок сейчас находится внутри государственного образовательного пространства, и то , что истекли сроки вспомогательной программы, и педагоги не знают как работать с ребенком, не может являться причиной для исключения (вывода) в никуда.

В период между началом работы по новым образовательным и профессиональным программам и утверждением соответствующих федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, а также специальных государственных образовательных стандартов для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии действуют временные требования, утверждаемые Министерством образования Российской Федерации.

Эти временные требования, утвержденные ПРИКАЗОМ Минобразования РФ от 19.05.1998 N 1236, действуют в настоящее время и распространяются на всех обучающихся, берутся за основу при разработке программ для обучения. Директору необходимо опираться на эти требования при разработке индивидуального учебного плана для девочки с учетом ее образовательных возможностей.

В соответствии с Законом РФ № 3266-1 «Об образовании» «неусвоение» ребенком общеобразовательной программы и непрохождение им промежуточной аттестации не влечет за собой никаких «оргвыводов» по отношение к нему (примеч. при неусвоении образовательной программы ребенка могут оставить на второй год).

Непрохождение итоговой аттестации (по окончании 9 или 11 классов) не дает ему права на получение документа о получении образования в форме аттестата; в этом случае ему выдается лишь справка установленного образца.

Закрытие же для него доступа к образованию в любой выбранной родителями форме означают дискриминацию ребенка и отказ в реализации его права на обучение (Приказ Минобразования РФ от 3 декабря 1999г. № 1075).

Таким образом, если соответствующей образовательной программы у школы нет, то следует разработать ребенку индивидуальную программу для обучения на дому с учетом существующей в школе образовательной программы и образовательных возможностей ребенка (например, срок освоения образовательной программы может быть увеличен, гибкость учебного плана как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения количества часов и т.д.). Помощь в разработке такого учебного плана могут оказать педагоги, которые будут заниматься с ребенком и знать его особенности, возможно некоторые рекомендации сможет дать учительница начальных классов.

Важно объяснить директору, что интернат это учреждение социальной защиты, где дети живут, а Вы хотите решить вопрос об образовании ребенка, никакой другой альтернативы здесь просто нет.

Если директор будет и дальше продолжать сомневаться, попытайтесь «вежливо» выяснить от кого необходимо получить разрешение на то чтобы ребенок остался в школе, может следует обратиться в органы управления образования для помощи в разрешении подобной ситуации, для разработки индивидуального учебного плана и т.д.

Заверьте директора, что Вы не претендуете на получение ребенком аттестата об образовании, готовы даже написать заявление-отказ об этом. Старайтесь всячески хвалить работу педагогов этой школы. Обязательно скажите, что процессы интеграции в образовании сейчас активно развиваются повсеместно и данная школа в этом случае – образец интеграции.

При дальнейшем развитии этих процессов возможно будет дополнительное финансирование образовательных учреждений, включающих в образовательный процесс и детей с особенностями и нарушениями развития наряду с детьми не имеющими таких нарушений и особенностей.

Наши рекомендации обусловлены Вашим нежеланием ссориться с директором. Однако, и пожаловаться можно в любом случае, т.к. закон на Вашей стороне, у ребенка есть индивидуальная программа реабилитации, где есть соответствующие рекомендации по получению образования и они являются обязательными для исполнения всеми учреждениями и организациями независимо от форм собственности.

Источник: //www.osoboedetstvo.ru/advice/v-shkole-ne-znayut-po-kakoy-programme-uchit-rebenka

задать вопрос – УМЦ

Индивидуальное обучение на дому детей с ОВЗ На какие действующие документы можно опираться?
22.09.2018
Вопрос: Ребенок овз. ,5 класс,обучается по варианту 2 сипр.

какова роль классного руководителя в разработке сипр? Кто конкретно отслеживает разработку и оформление сипр?
Регион: Биробиджан
Добавил: Сидорова Ольга Ивановна, педагог

Ответ: Доброго дня! Согласно требованиям в школе должен быть разработан локальный акт, издан приказ о закреплении функционала по разработке и реализации СИПР. Ответственным за разработку СИПР среди педагогических работников может быть и классный руководитель, это то как определит сама образовательная организация.

22.09.2018
Вопрос: Здравствуйте,рабодаю в ДОУ нас заставляют писать на детей с ОВЗ АОП и ИПР. В чем разница? И если мы составляем АОП должны ли мы писать ИПР?
Регион: Подольск
Добавил: Мирошенко Ольга Викторовна, Педагог

Ответ: Доброго дня! Требования по написанию АОП, при наличии заключения ПМПК (возможно ИПРА), правомерны.

По поводу требований к АОП все ясно, они закреплены в существующей нормативной правовой базе, а что такое ИПР? Вы имеете в виду ИПРА (индивидуальную программу реабилитации, абилитации)? Если это так, то ее разрабатывает МСЭ. Уточните свой вопрос, понятия ИПР нет в современной нормативной правовой документации.

22.09.2018
Вопрос: У ребенка F73 ТМНР. Числится в школе на домашнем обучении в 6 классе. Можно ли перевести ребенка на обучение по СИПР.
Регион: Томская область
Добавил: Иванов Иван Иванович, педагог

Ответ: Доброго дня. Такая возможность у вас, как образовательной организации, имеется. В локальных актах вашей организации должно быть указано для какой категории обучающихся вы разрабатываете СИПР.

22.09.2018
Вопрос: Здравствуйте! В опекаемой семье воспитывается 3 мальчика, все учатся по АОП с ЛУО, один из ребят с нормой в развитии (проведены соответствующие диагностики, имебтся листы успеха от учитеоей), опекуны на отрез отказываются, переехали в другой населенный пункт, каждый год переезды. Как можно помочь ребенку?
Регион: Красноярский край
Добавил: Кокухина Дарья Олеговна, Педагог- психолог

Ответ: Доброго дня! Определением образовательного маршрута занимается ПМПК. Ваша образовательная организация может только способствовать данной ситуации, ведя переговоры с законными представителями о необходимости смены программы обучения.

Если законный представитель не согласен с подобной точкой зрения организации, ваша задача убеждать его! По поводу ваших выводов относительно отсутствия нарушения интеллекта, возникают вопросы, на основании каких диагностических процедур и методик сделаны были вами выводы.

Ведь при обсуждении данного вопроса обязательно присутствие психиатра.

22.09.2018
Вопрос: Кто должен обучать на дому ребенка с ОВЗ- специалисты или воспитатели(если воспитатели не прописаны в рекомендациях ПМПК)?
Регион: Красноярский край
Добавил: Суетина Ольга Анатольевна, педагог

Ответ: Добрый день! Правильно ли мы поняли, что ребенку дошкольного возраста врачебная комиссия рекомендовала обучение на дому? Если это так, и ребенок прошел ПМПК, то тогда ваша образовательная организация должна создать все необходимые специальные условия для обучения данного ребенка.

Специалисты (учитель – логопед, учитель дефектолог, педагог – психолог), если они рекомендованы ПМПК реализуют программу коррекционной работы (в том числе и на дому). Программа коррекционной работы является частью АОП/АООП. Образовательные области программы реализует воспитатель.

Стоит отметить, если ваши специалисты имеют образование соответствующе требованиям к квалификации по должности «воспитатель», то тогда они могут реализовывать и образовательное области адаптированной программы.

22.09.2018
Вопрос: Здравствуйте. Помогите, пожалуйста найти Примерную адаптированную образовательную программу для детей с сочетанием слабовидения и лёгкой степенью умственной отсталости основная школа. В рекомендациях написано: вариант 4.3. Спасибо.
Регион: Ирбейский район, Красноярский край
Добавил: Ширкина Марина Леонидовна, педагог

Ответ: Добрый день. Ссылка на примерную АООП для слабовидящих обучающихся (г. Москва). В данном документе представлены следующие варианты маршрутов: 4.1., 4.2., 4.3.

Также рекомендуем вам ознакомиться с примерными рабочими программами для 1 класса для слабовидящих обучающихся: //fgosovz24.

ru/assets/files/usloviya-realizacii/primernye-rabochie-programmy/7Примерные%20рабочие%20программы%20для%20слабовидящих%20обучающихся..pdf

22.09.2018
Вопрос: Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста,чем отличаются АООП, СИПР и ИПРА. В каких случаях нужны СИПР и ИПРА?
Регион: Борский р-н, пос. Новый Кутулук
Добавил: Королева Елена Олеговна, Самарская обл.

Ответ: Добрый день! АООП – это адаптирована основная общеобразовательная программа, разработанная на одну нозологическую группу обучающихся с ОВЗ и на уровень образования (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями на период обучения 1-9/1-12/1-13 классы). ИПРА – это индивидуальная программа реабилитации и абилитации .

Данный документ разрабатывается на основе нормативно-правовых актов медико-социальной экспертизы документ, включающий в себя комплекс оптимальных для человека с инвалидностью реабилитационных мероприятий. СИПР – это специальная индивидуальная программа развития, разработанная на основе АООП и с учетом ИПРА.

СИПР составляют на отдельного обучающегося, чаще всего на ребенка имеющего тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР) и на один год обучения.

22.09.2018
Вопрос: Здравствуйте! Ученик 2-го класса обучался по адаптированной программе вариант 7.2. По итогам года имеет неудовлетворительные оценки по русскому языку, литературному чтению, математике. Мама написала заявление о повторном обучении во 2-ом классе. Можем ли мы его оставить на второй год?
Регион: Тверская область
Добавил: Черкашина Ирина Богдановна, учитель

Ответ: Доброго дня! На ваш вопрос можно ответить так: в соответствии с ФЗ -273 “Об образовании в Российской Федерации” вы можете оставить ребенка на повторное обучение. При условии соблюдения законодательства, в частности, необходимо предоставить ребенку возможность ликвидировать академическую задолженность.

22.09.2018
Вопрос: 1. Какие виды нарушений по ФГОС у детей с ЗПР и УО? 2. Чем отличается 7.1. и 7.2? 3. СИПР – где взять? 4. ИПРА – кто составляет?
Регион: Самарская обл.
Добавил: Королева Елена Олеговна, учитель

Ответ: Доброго дня! Очень сложно понять, что вы имеете в виду спрашивая – какие виды нарушения по ФГОС у детей с ЗПР и УО? Маршруты 7.1. и 7.2.

 рекомендованы для обучающихся с задержкой психического развития, отличаются сроками обучения и содержанием программы.

По поводу СИПР рекомендуем использовать конструктор СИПР, разработанный центром лечебной педагогики г. Псков, ссылка. ИПРА – разрабатывает МСЭ.

22.09.2018
Вопрос: Здравствуйте! У нас в школе остро стоит вопрос о рекомендациях районной ПМПК. Вопрос вот в чем. У ребенка статус ОВЗ (задержка психического развития, был поставлен ранее). Ребенок обучается по адаптированной программе обучения, планово прошел районное ПМПК и ему рекомендовали повторный курс обучения, но родители не согласны оставлять ребенка на 2й год и хотят, чтобы его перевели в следующий класс, но оставили обучаться по адаптированной программе. Председатель комиссии говорит, что так нельзя сделать, либо родитель соглашается полностью с рекомендациями ПМПК, либо пишет отказ от рекомендаций и тогда ребенка переводят на основную образовательную программу, т.е. автоматически снимают с него статус ребенок с ОВЗ. Правомерно ли это и какими документами это регламентировано? Спасибо!
Регион: Ростовская область
Добавил: Небыкова Ольга Викторовна, педагог

Ответ: Доброго дня! Возможно в вашей ситуации правильнее говорить не о втором годе обучения, а о пролонгации сроков обучения.

Действия комиссии правомерны, в отношении того, что соблюдение их рекомендаций выборочно или частично невозможно.

Поэтому, если родители, законные представители отказываются от соблюдения рекомендаций ПМПК, то действительно ребенок будет обучаться по основной общеобразовательной программе, так как “статус” ребенок с ОВЗ с него будет “снят”.

22.09.2018
Вопрос: Здравствуйте, приняла класс в котором 4 ученика с разными диагнозами F71. F70. F71.18. F 71.88 первый год они обучались по 2 варианту, сейчас сказали писать СИПР на каждого, нужно ли писать СИПР или можно обучать по 2 варианте, это же класс, как СИПР реализовать в классе? Я работаю в коррекционной школе.
Регион: Башкирия
Добавил: Волкова Людмила Ивановна, учитель

Ответ: Доброго дня! Сомнения по вашему описанию вызывает следующее, почему этим обучающимся была рекомендована программа по варианту 2. Согласно ФГОС О УО (вариант 2) рекомендован для обучающихся с ТМНР, а у вас в классе есть ребенок с легкой степенью умственной отсталости.

Сомнение также вызывает, почему вы оперируете понятием “коррекционная школа”, таких по ФЗ -273 Закону “Об Образовании в Россиийской Федерации” нет. Согласно ФГОС О УО СИПР разрабатывается на каждого обучающегося.

Хотим обратить ваше внимание, что 2 вариант и СИПР это один и тот же образовательный маршрут в соответствии с ФГОС О УО.

22.09.2018
Вопрос: Здравствуйте.Первоклашке (неговорящей, д/з:интеллектуальная недостаточность, нарушение психических функций)даны рекомендации ПМПК: обучение по АООП 2 вариант, неполный день,ассистент. Возникают вопросы: 1) нужно составлять СИПР? 2) как правильно организовать неполный день. Сколько часов минимум и максимум(с коррекционными часами) И еще вопрос по неполному дню: какова его продолжительность, если АООП 1 вариант? На какие документы можно опираться?
Регион: Волгоградская область
Добавил: Елена Александровна, педагог

Ответ: Доброго дня. Отвечаем на ваш вопрос, разработка СИПР для обучающегося необходима. Рекомендации по продолжительности пребывания ребенка в школе разрабатываются вашим ПМПк по результатам диагностического обследования. Для АООП (вариант 1) требования и процедура будет та же. Важно постепенно увеличивать время пребывания ребенка в школе.

22.09.2018
Вопрос: Положена ли доплата классному руководителю за детей с овз? У меня их 2 после ПМПК?
Регион: Санталовский
Добавил: Болдина Ольга Николаевна, учитель

Ответ: Добрый день! Вам необходимо уточнить, какие виды выплат зафиксированы в коллективном договоре вашей образовательной организации, в части стимулирующих выплат. Как правило, образовательные организации работу с обучающимися с ОВЗ вносят в критерии и показателя стимулирующих выплат.

22.09.2018
Вопрос: Добрый день! Подскажите, пожалуйста В нашей школе есть дети с ОВЗ. Администрация школы рекомендовала нам пройти курсы. Я прошел курс “Адаптация рабочей программы педагога для обучающихся с ОВЗ» 16ч. получил удостоверение. Мне сказали, чтотакое количество часов не подходит. Обьясните, пожалуйста, причину? Спасибо
Регион: Ростовская обл
Добавил: Квачев Алексей Петрович, педагог

Ответ: Добрый день! В рекомендациях Минобрнауки России от 11 марта 2016 г.

ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ», говорится о том, что все специалисты, работающие с детьми с ОВЗ должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х часов).

Тематика курсов должна отражать особенности организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и (или) введение ФГОС НОО ОВЗ и (или) ФГОС обучающихся с умственной отсталостью. Рекомендуем вам пройти дополнительные курсы повышения квалификации.

22.09.2018
Вопрос: Здравствуйте! Мой сын ребенок-инвалид детства, никогда не учился, т.к был признан не обучаемым. В этом году меня просят перейти на семейное образование, потому=что не обучаемых детей нет. Ему исполнилось 14 лет. А каком обучении идет речь? Правомерно ли это?
Регион: Оренбургская область
Добавил: Асабина Евгения Ивановна, родитель

Ответ: Здравствуйте! На ваш вопрос однозначно отвечаем – правомерно! Статья 5 Федерального закона «Об образовании в РФ» № 273 от 21.12.2012г. гарантирует право каждого человека на образование. Для образования лиц с ОВЗ согласно Закону создаются необходимые условия для получения ими качественного и доступного образования без дискриминации.

Стоит отметить, что в Законе предусмотрены права, обязанности и ответственность родителей (законных представителей) в сфере образования. В статье 44 (пункт 4) говорится о том, что «..Родители (законные представители) обязаны обеспечить получение детьми общего образования…».

Правильно ли мы понимаем, что задавая вопрос “А о каком обучении идет речь?” вы сомневаетесь в возможностях обучения вашего ребенка? Если это так, то можем вас заверить, что дети даже с самыми тяжелыми множественными нарушениями развития способны показыть положительную динамику. Важно этим заниматься, в это верить.

Рекомендуем вам познакомиться с опытом работы центра лечебной педагогики в Пскове А.М. Царева. Если ваши сомнения относятся к семейной форме обучения, то по этому поводу можем сказать следующее, ваше право сменить форму обучения.

22.09.2018
Вопрос: Здравствуйте. У нас в школе во втором классе учится ребенок по АОП вид 7.2. Программу первого класс он не усвоил, часто болел, лежал на лечении в психиатрической больнице. Папа согласен оставить его на повторное обучение (пролонгировать первый класс). Как правильно это задокументировать?
Регион: Cвердловская область
Добавил: Патапова Светлана Валентиновна, педагог

Ответ: Доброго дня! Не видим никаких сложностей в вашей ситуации. На основании заключения ПМПК и приказа ребенку разрабатывается АОП с учетом пролонгации 1 класса. На основании разработанной и утвержденной АОП ребенок обучается в первом дополнительном классе.

22.09.2018
Вопрос: Может ли мой ребенок обучаться во вторую смену и еще учиться в субботу, если он овз(зпр).какими документами можно воспользоваться при организации учебы ?
Регион: кострома
Добавил: Еремина Н.А, родитель

Ответ:

Источник: //fgosovz24.ru/index/zadat-vopros.html

Обучение «необучаемых»

Индивидуальное обучение на дому детей с ОВЗ На какие действующие документы можно опираться?

Проблема обучения «необучаемых» детей возникла уже в советское время: педагоги сталкивались с тем, что есть дети, которые не усваивают материал и не осваивают учебные навыки (чтение, письмо, счёт), несмотря на титанические усилия самих детей и педагогов. Обучение не только не приводило к развитию детей, но, напротив, вызывало у таких детей устойчивое нежелание учиться, они «выпадали в осадок» школьного обучения, превращались в маргиналов или пополняли ряды асоциальных групп.

Для решения этой проблемы было принято верное решение: создать в советской педагогике целое направление: коррекционно-развивающее (не путать с коррекционными школами 1-8 вида).

Это были классы коррекционно-развивающего обучения (КРО) в обычных общеобразовательных школах, в них набирали детей со следующими проблемами: дети с дисграфией, с дислексией, с ЗПР, СДВГ, с ДЦП, с педагогической запущенностью, с особенностями восприятия, дети билингвы, левши и переученные левши, неправильно обученные дети, дети с различными физическими и нейропсихологическими, врождёнными или приобретёнными дефектами или особенностями организации поведения, речи, слуха, зрения, мелкой моторики рук и интеллекта, эмоционально неблагополучные дети и дети перенёсшие эмоциональную травму — то есть все те дети, которым была необходима дополнительная ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ помощь без выделения этих детей в специализированные учреждения. Это те дети, для которых не требовалось особых школ и главный упор делался на развитие таких детей. Были написаны замечательные программы и созданы великолепные условия обучения — 7-14 человек в классе.

НО было два упущения.

Во-первых, учителя, работающие в классах КРО, в подавляющем большинстве не прошли необходимых курсов переподготовки и обучения, а студентов учили как и прежде.

Во-вторых, не было разработано хороших общедоступных методик для работы с проблемными детьми, сами дети и их проблемы не были изучены.

В итоге, в некоторых случаях классы КРО добивались высоких результатов (показатели были на уровне обычных классов и даже выше — особенно в начальной школе при обучении навыкам чтения, письма и счёта), но в подавляющем большинстве успехи были незначительны, а порой эти классы превращались в «отстойники», там, где их так и воспринимали педагоги.

В недрах КРО параллельно с обучением детей шёл процесс создания хороших методик.

Но к тому моменту, когда методическая база обучения детей из группы КРО уже была создана, когда педагоги наладили связь с нейропсихологами, логопедами, дефектологами, когда стали создаваться центры обучения учителей, вся страна перешла на подушевое финансирование школ и коррекционно-развивающее обучение было закрыто.

Классов КРО не стало, но проблемные дети остались, их вернули в общие классы.

А педагоги, работающие с классом, как и прежде в большинстве своём не владеют необходимыми представлениями о детях из группы риска, у них нет соответствующих методик для обучения проблемных детей в составе класса, а некоторые методики, используемые по старинке, только вредят таким детям, уроки как были так и остаются рассчитанными на обучение «усреднённого ученика».

Дети из группы КРО сегодня не отнесены к детям с ОВЗ, для них не предусмотрены особые права по ИНКЛЮЗИИ, но и переводить их в коррекционные школы 1-8 видов нет смысла. И опять эти дети, выпадая из учебного процесса, пополняют ряды детей с девиантным, асоциальным поведением или превращаются в маргиналов, испытывая унижения.

Видит ли «педагогическая» власть страны (министр образования и руководители региональных департаментов образования) эту проблему? Нет, не видят — во ФГОСах её не прописали, а значит и решать не будут, даже если их собственные дети будут дисграфиками например. Вопрос решится через частную школу или репетиторов.

Видят ли эту проблему в педагогических вузах и колледжах, чтобы готовить по- новому учителей? Нет, не видят, перед ними никто такой проблемы-задачи не ставит.

Видят ли эту проблему завучи, учителя, родители? Да, видят, но опять же при существующих ФГОСах такой проблемы быть не должно, потому что по документам нет ни таких детей, ни штатных единиц и ставок, ни какого-либо методического сопровождения или хотя бы оговорок или сносок мелким шрифтом, о том, что такие дети, возможно, могут быть.

Как школы выходят из положения? Детям натягивают оценки, их переводят из класса в класс, при несформированных навыках грамотного письма, счёта и чтения, при этом делая в уме или на отдельной бумажке пометку «НЕОБУЧАЕМЫЙ». И никто не собирается эту проблему решать.

Вот типичный пример из типичной московской школы: у мальчика 6 класса дисграфия (диагноз поставлен в специализированном центре), при этом интеллектуально-речевые навыки у него прекрасно развиты, на устных предметах он блистает, но как только дело доходит до письма, то, у него будет двойка даже по словарному диктанту — ребёнок «НЕОБУЧАЕМ» при стандартно-усреднённом обучении. Да, учитель знает, что мальчик дисграфик, знает чётко прописанные рекомендации специалиста по работе с ним на уроке, знает, что ребёнку нужны особые условия на уроке (при соблюдении которых мальчик выполняет задания на реальные тройки и четвёрки, и соблюдение которых не требует от учителя больших затрат энергии), но… Но ребёнок не относится к категории ОВЗ, и учитель вместе с завучем заявляют, что ребёнку «не положены поблажки, чтобы другим не повадно было, и учитель не может нарушать общие методические требования», а если на комиссии официально ставить диагноз, то мальчика нужно переводить в коррекционную школу. Всё, вопрос закрыт: или ребёнок с ОВЗ, тогда место ему в спецшколе седьмого вида, или ребёнок без ОВЗ, тогда ему не будет «поблажек». Вопрос об инклюзии не ставится, а классов КРО, в которых ребёнку могли бы помочь, нет.

Каковы пути решения этой проблемы? Они есть.

Но хотелось бы услышать мнение коллег, а то, может быть, автор заблуждается, чего- то не видит или не понимает в решении подобных проблем.

Приглашаю к обсуждению данной темы даже тех, кто в ней проблемы не видит.

Источник: //pedsovet.org/beta/article/obucenie-neobucaemyh

Оглавление

1.1.Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1.1.2. Принципы и подходы к формированию АООП

1.1.3. Общая характеристика АООП обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1.1.4. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1.1.5. Особые образовательные потребности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) адаптированной основной общеобразовательной программы

1.2.1. Личностные результаты освоения АООП выпускником начальной школы

1.2.2. Предметные результаты освоения АООП по отдельным учебным предметам выпускником начальной школы

Русский язык

Чтение

Речевая практика

Математика

Мир природы и человека

Изобразительное искусство

Музыка

Физическая культура

Ручной труд

1.3. Система оценки достижения обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

1.3.1. Цели, задачи и принципы системы оценки достижения планируемых результатов

1.3.2. Оценка достижения личностных результатов

1.3.3. Оценка достижения предметных результатов

2.1. Программа формирования базовых учебных действий

2.1.1. Цели и задачи программы формирования базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2.1.2. Функции, состав и характеристика базовых учебных действий обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

2.1.3. Связь базовых учебных действий с содержанием учебных предметов

2.2. Программы учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области

2.2.1. Программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области

Русский язык

Чтение и развитие речи

Речевая практика

Математика

Мир природы и человека

Музыка

Изобразительное искусство

Физическая культура

Ручной труд

Логопедические занятия

Психокоррекционные занятия

Ритмика

2.3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания

2.4. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

2.5. Программа коррекционной работы

2.6. Программа внеурочной деятельности

3.1. Учебный план

3.1.1. Учебный план очная форма обучения 1-4 класс

3.1.2. Годовой  учебный график

3.2. Условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

3.2.1. Кадровые условия

3.2.2. Психолого-педагогические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы

3.2.3. Финансовые условия

3.2.4. Материально-технические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы

3.2.5. Информационно-методические условия реализации АООП

Приложение

1.Пояснительная записка

1.1.1. Цели и задачи реализации адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

  Адаптированная основная общеобразовательная программа (далее – АООП, Программа) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МОУ Верх-Хилинской СОШ (далее – Учреждение) – это общеобразовательная программа, адаптированная для этой категории обучающихся с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, и обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

  Программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения Программы.

  В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ в МОУ Верх-Хилинской СОШ создано два варианта АООП НОО обучающихся с ЗПР ― варианты 7.1 и 7.2.

Каждый вариант АООП НОО обучающихся с ЗПР содержит дифференцированные требования к структуре, результатам освоения и условиям ее реализации, обеспечивающие удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей разных групп или отдельных обучающихся с ЗПР, получение образования вне зависимости от выраженности задержки психического развития.

   АООП  НОО   для   обучающихся   с   ЗПР,   имеющих   инвалидность, дополняется индивидуальной программой реабилитации инвалида (далее — ИПР) в части создания специальных условий получения образования.

  Определение одного из вариантов АООП НОО обучающихся с ЗПР осуществляется на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее ― ПМПК), сформулированных по результатам его комплексного психолого-медико-педагогического обследования, с учетом ИПР и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

  Адаптированная основная образовательная программа является локальным нормативным документом, определяющим содержание образования детей с умственной отсталостью по коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, их социально-психологической реабилитации для создания условий последующего их образования в Учреждении и содержит три раздела: целевой, содержательный и организационный.

Переработка АООП, внесение корректив в ее содержание может производиться в связи с выходом в свет новых нормативно-правовых документов по специальному (коррекционному) образованию, изменениями Базисного учебного плана, в случае изменения наименования и Устава Учреждения.                

   АООП Учреждения разработана в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре, условиям реализации и планируемым результатам освоения АООП и на основании:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012г.;

Источник: //xn--h1aaaecbes0b2d.xn--p1ai/303-kultura/komitet-kultury

Криминальный мир
Добавить комментарий