Имею ли я право на получение отдельного соц жилья?

Арендное жилье будут предоставлять на иных условиях

Имею ли я право на получение отдельного соц жилья?

Новая редакция Жилищного кодекса, которая вступит в силу с 1 января 2020 года, определяет новые подходы по предоставлению арендного жилья, его переводу в социальное, льготах и гарантиях в жилищной сфере, сообщает Национальный правовой портал.

О новшествах рассказала заместитель начальника отдела юридической работы и кадров министерства жилищно-коммунального хозяйства Ольга Герман.

Предоставление арендного жилья

На долю арендного жилья приходится свыше 50 % от всего государственного жилищного фонда. Жилищный кодекс закрепляет порядок предоставления арендного жилья, тем самым обеспечивая более эффективное его заселение с соблюдением интересов граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий

Таким гражданам предоставляется около 60 % предлагаемого арендного жилья госжилфонда. При отсутствии претендентов из числа очередников заселиться могут и другие категории граждан.

Для тех, кто имеет первоочередное право на получение арендного жилья, предназначено примерно 30% арендного жилфонда. В их число входят молодые специалисты, которые получили образование за счет республиканского или местного бюджетов, работники при назначении на должность в случае переезда из другого населенного пункта.

Около 10% арендных квартир выделяется военнослужащим и приравненным к ним лицам.

При этом арендное жилье остается очень востребованным, например, в Минске на одну квартиру поступает 50–200 заявок.

По данным на 1 апреля, арендный жилищный фонд в Беларуси насчитывает 142 410 квартир, из них 121 тыс. ранее относились к служебным жилым помещениям, предоставлялись по договорам найма. В 2019 году запланировано возведение 135 тыс. кв.

 м арендного жилья, больше всего строить будут в Гродненской (33,25 тыс. кв. м), Гомельской (28,35 тыс. кв. м) и Брестской (26,25 тыс. кв. м) областях. В Минской и Витебской областях планируется построить по 10,5 тыс. кв. м, в Минске – 11,4 тыс.

кв. м.

По законодательству арендное жилье предоставляется на срок до пяти лет. Если жильцы своевременно исполняют обязательства по оплате коммунальных услуг и аренды, договор найма с ними может продлеваться практически бесконечно.

Иная ситуация с арендным жильем, которое до 1 апреля 2014 года относилось к категории служебного. Такие жилые помещения предоставляются на период трудовых отношений.

В новой редакции Жилищного кодекса присутствует преемственность подходов и нормы, по которым право дальнейшего проживания в квартире остается у тех нанимателей, кто отработал на предприятии свыше 10 лет и кому жилье предоставлено в качестве служебного до 8 апреля 2006 года. Подобные условия действуют и для тех, кто не имеет другого жилья в собственности, инвалидов.

Получив арендную квартиру, остаться на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий могут граждане, которые получили в аренду жилое помещение ведомственного жилфонда – на период трудовых и служебных отношений, семьи, для которых в арендном жилье не выполняется норматив обеспеченности общей площадью на человека. Например, семья с ребенком в однокомнатной квартире. Если же супруги получают трехкомнатную квартиру, то по этому нормативу они не имеют оснований на улучшение жилищных условий.

Оплата и тарифы

Размер платы за пользование жилыми помещениями коммерческого использования определяется исходя из установленной правительством базовой ставки с учетом понижающих или повышающих коэффициентов в зависимости от месторасположения.

Базовая ставка составляет 0,2 базовой величины за 1 кв. м. Размер оплаты облисполкомы и Минский горисполком устанавливают исходя из принятых ими коэффициентов, которые выше в столице и в центре города и ниже на окраинах.

Например, для центра столицы установлен коэффициент 1,5, в спальных районах (Кунцевщина, Лошица, Сухарево) он ниже – 1,0. В среднем однокомнатная квартира общей площадью 32 кв.

 м из госжилфонда обходится жителям этих микрорайонов примерно в 163 рубля в месяц, тогда как на рынке собственники просят не менее 200 долларов в эквиваленте (350–400 рублей).

В Гродно и Витебске арендная плата на однокомнатную квартиру из госжилфонда в среднем составляет 97 рублей, двухкомнатную –146 рублей, трехкомнатную площадью 69 кв. м – 211 рублей. В райцентрах с коэффициентом 0,3 (Лида, Волковыск, Сморгонь, Слоним, Новогрудок) стоимость арендного жилья 50, 73 и 105 рублей соответственно.

Новшеством Жилищного кодекса является устранение пробела в законодательстве: указаны понижающие коэффициенты для отдельных категорий граждан в отношении жилфонда как коммунальной формы собственности, так и республиканской. Право на пониженную арендную плату за пользование арендным жильем имеют молодые специалисты, преподаватели вузов, работники сферу культуры и др.

Перевод арендного жилья в социальное

В новой редакции учтен наработанный практический опыт применения законодательства в жилищной сфере. Закрепляется норма, в силу которой социально незащищенные категории лиц, проживающие в арендном жилье и имеющие право на социальное жилье, могут переводить занимаемое арендное жилье в социальное. Таким образом, они освобождаются от арендной платы.

Гарантии для граждан в вопросах предоставления арендного и социального жилья сохранятся после вступления в силу новой редакции Жилищного кодекса.

На получение жилых помещений социального пользования вправе претендовать 17 категорий граждан, куда входят многодетные семьи, инвалиды I и II группы, одинокие неработающие пенсионеры, семьи с детьми-инвалидами и другие социально незащищенные граждане.

Также закрепляется право на перевод в категорию социального жилья квартир, нанимателями которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей по заявлению их законных представителей. Сейчас это право предоставлено только лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после достижения ими 23-летнего возраста.

При этом по действующему законодательству местные распорядительные и исполнительные органы власти вправе предложить гражданам в качестве социального жилья комнату с общей кухней. После вступления в силу новой редакции Жилищного кодекса должна предоставляться как минимум однокомнатная квартира.

Еще одно новшество: на законодательном уровне прописывается обязанность исполкомов предоставлять жилые помещения с безбарьерной средой людям с инвалидностью, которые пользуются госжилфондом. По заявлению наниматели должны быть найдены варианты благоустроенного жилья, которые будут обеспечены необходимой инфраструктурой, располагаться на первом-втором этажах.

Источник: https://interfax.by/news/nedvizhimost/konsultant/1260142/

Кто имеет право на бесплатное жилье?

Имею ли я право на получение отдельного соц жилья?

Максим Астапов

Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы)

специально для ГАРАНТ.РУ

В этой колонке рассмотрю общие основания, по которым россияне могут бесплатно получить жилое помещение из государственного и муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.
 

Конституция РФ о праве на бесплатное обеспечение жильем

Правовые нормы Конституции и положения федерального законодательства позволяют реализовать право граждан на жилище различными способами.

Жилые помещения могут предоставляться по договору социального найма в домах государственного или муниципального жилищного фонда отдельным категориям граждан.

Жилые помещения могут предоставляться по договору коммерческого найма широкому кругу лиц. Граждане могут приобретать жилые помещения в частную собственность в домах различных жилищных фондов за собственные средства.

Жилые помещения могут возводиться за счет собственных средств граждан.

Правила о бесплатном обеспечении граждан жильем за счет государственных и муниципальных жилищных фондов закреплены Конституцией РФ, более детально эти правила разработаны в Жилищном кодексе. Часть 3 ст.

40 Конституции РФ гласит: “Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами”.

Из текста Основного Закона следует, что государство бесплатно или за доступную плату обеспечивает жильем граждан, отвечающим двум главным критериям.

Во-первых, это те, кто нуждается в жилье, то есть не имеет жилого помещения, или имеет его в недостаточном размере, и признан нуждающимся в жилом помещении в соответствии с действующим законодательством. Это главный критерий общий для всех категорий граждан, которые могут обеспечиваться жилыми помещениями за счет государства или муниципалитетов, без исключения.

Второй важный критерий – имущественный. Жильем могут быть обеспечены малоимущие граждане, признанные таковыми в установленном законодательством порядке. Из этого критерия есть исключение.

Таким исключением является включение отдельных социальных групп граждан в какой-то конкретный закон в качестве лиц, которые могут обеспечиваться жильем за счет государства и без учета их имущественного положения.

Чтобы претендовать на получение жилья за счет государственных или муниципальных жилищных фондов нужно отвечать одновременно сразу двум критериям: обязательно первому – обеспеченность жильем менее установленных норм, и одному признаку на выбор из второго критерия – быть малоимущим или подпадать под действие одного из законов, наделяющих граждан таким правом независимо от их имущественного положения (перечень таких нормативных актов, дающих право, на получение жилья независимо от имущественного положения будет приведён в последующих публикациях на эту тему).
 

Признание граждан нуждающимися в жилых помещениях

Как указывалось выше, главным критерием необходимым для получения жилья является определение уровня обеспеченности жилым помещением. Обеспеченность жилыми помещениями оценивается исходя из соответствия площади имеющегося у претендующих на получение жилья граждан жилого помещения учетной норме жилого помещения, а также условиям, установленным в ст. 51 Жилищного кодекса РФ.

Согласно п. 4 ст. 50 Жилищного кодекса РФ учетной нормой площади жилого помещения (далее – учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Учетную норму для каждого населенного пункта определяет орган местного самоуправления (п. 5 ст. 50 Жилищного кодекса).

Например, для Москвы учетная норма устанавливается в размере 10 кв. м площади жилого помещения для отдельных квартир и в размере 15 кв.

м площади жилого помещения для квартир, жилые помещения в которых предоставлены по решениям уполномоченных органов исполнительной власти города Москвы разным семьям (п. 3-4 ст. 9 Закона г.

Москвы от 14 июня 2006 г. № 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”).

В Перми учетная норма установлена в размере 12 кв. м площади жилого помещения на одного человека (Решение Пермской городской Думы от 30 мая 2006 г. № 103 “Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма”).

Согласно п. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях):

  • не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
  • проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;
  • являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (Постановление Правительства РФ от 16 июня 2006 г. № 378 “Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире”).

Следует также остановиться на так называемом обязательном сроке проживания, устанавливаемом некоторыми субъектами Российской Федерации в качестве обязательных условий для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда.

В Москве, например, обязательным условием для признания гражданина нуждающимся в жилых помещениях, наряду с условиями, перечисленными в ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса и в Законе города Москвы от 14 июня 2006 г.

№ 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”, является срок проживания в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет. В связи с этим п. 3 ст. 7, ч. 6 ст. 11 , ч. 2 ст. 38 закона города Москвы от 14 июня 2006 г.

№ 29 “Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения”, устанавливающего такие сроки проживания, стали предметом рассмотрения Судебной коллеги по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации.

Рассмотрев жалобы граждан на вышеуказанные положения закона города Москвы, сопоставив нормы закона с федеральным законодательством, судебная коллегия пришла к выводу о том, что вопрос о конкретном сроке постоянного проживания как обязательном условии признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, Жилищным кодексом РФ не решен.

Вместе с тем, по мнению Судебной коллегии, Москва как субъект Российской Федерации вправе был своим законом в опережающем порядке в силу п. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 октября 1999 г.

№ 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” урегулировать этот вопрос. (Определение Верховного Суда РФ от 11 июля 2007 г.

№ 5-Г07-56 “Об оставлении без изменения решения Московского городского суда от 13 марта 2007 года”).

При определении уровня обеспеченности жилыми помещениями учитывается суммарная площадь всех принадлежащих гражданину и членам его семьи жилых помещений (п. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ).

В следующих частях мы рассмотрим вопросы признания граждан малоимущими для целей обеспечения жильем, учет граждан для целей обеспечения жильем, порядок предоставление жилых помещений на условиях договора социального найма.

Источник: https://www.garant.ru/ia/opinion/author/astapov/1114799/

Предоставление жилья детям-сиротам: условия, процедура, оформление | Правоведус

Имею ли я право на получение отдельного соц жилья?

Как происходит предоставление жилья детям-сиротам – на каких условиях и в какие сроки, какие необходимы документы для получения льготы и как ей воспользоваться в полной мере, на эти и другие вопросы Вы найдете ответы в данном материале.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Согласно российскому законодательству дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории граждан, которые имеют право на государственную помощь и поддержку, в том числе на предоставление жилья при его отсутствии.

Важно, что на бесплатное жилье имеют право не только дети, которые остались без родителей, но и взрослые люди, не достигшие возраста 23 лет, оставшиеся одни и без жилья. Основным законодательным документом, регулирующим права детей-сирот, является Федеральный закон РФ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Нормативный акт устанавливает право детей-сирот на получение благоустроенного жилого помещения, которое выделяется государством из жилищного фонда по договору найма.

Условия предоставления жилья детям-сиротам

Жилплощадь детям-сиротам предоставляется по тем же нормам, что и в любых других ситуациях относительно договоров найма социального жилья.

Стоит отметить, что в каждом регионе установлена своя учетная норма, которая определяется законом субъекта РФ, в Москве и Московской области это Закон «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Закон устанавливает обязательные условия для получения социального жилья:

  1. отсутствие у соискателя социального жилья, полученного по договору найма, а также у его родственников и членов семьи;
  2. соискатель не должен являться собственником социального жилья, полученного по договору найма;
  3. условия проживания в помещениях, где дети-сироты проживают в настоящее время, должны быть признаны неприемлемыми.

Среди прочих условий, необходимых для реализации ребенком своего права на предоставление социального жилья, присутствует такое понятие, как «невозможность проживания на нынешнем месте». При этом, невозможным проживание признается тогда, когда оно противоречит интересам ребенка, а именно:

  • на одной жилплощади с ребенком проживают лица, страдающие заболеваниями в тяжелой хронической форме;
  • на одной жилплощади с ребенком проживают лица, лишенные родительских прав в отношении этого ребенка;
  • жилое помещение признано непригодным для проживания;
  • жилое помещение не соответствует санитарным нормам;
  • ребенок обеспечен помещением, площадь которого меньше необходимой учтенной нормы, установленной законодательством.

Как происходит предоставление жилья детям-сиротам

Жилье детям-сиротам предоставляется в момент достижения совершеннолетия либо полной дееспособности, а также в возрасте до 23 лет, в том числе, в момент окончания ими образовательных учреждений, либо срока пребывания в медицинских или исправительных учреждений, окончания военной службы и другое.

С 2013 г. порядок предоставления жилых помещений детей-сирот имеет определенные правила – выдача жилых помещений осуществляется по договору найма, срок действия которого составляет не менее пяти лет. Жилье детям-сиротам предоставляется государством только в порядке очереди, внеочередная выдача отсутствует.

Важно! По истечении пятилетнего срока действия договора найма жилое помещение на условиях социального найма полностью переходит в бессрочное пользование его владельца.

Новый порядок получения социального жилья детьми сиротами полностью исключает возможность махинаций, поскольку такую квартиру нельзя приватизировать, продать, подарить или передать в пользование другому владельцу иным способом. Кроме того, стоит отметить, что квартиры, выдаваемые детям-сиротам, не должны носить статус коммунальных, то есть этой категории граждан положена выдача полноценных благоустроенных жилых помещений.

Жилье ребенку сироте могут предоставить, как в виде квартиры, так и в виде компенсации, в виде средств для безналичного расчета, на которые и будет приобретено жилое помещение.

Как воспользоваться льготой: порядок действий

Для того, чтобы получить бесплатное социальное жилье, соискателю необходимо подготовить перечень документов и обратиться в органы опеки и попечительства. Напомним, что на момент обращения лицу, претендующему на жилье, не должно быть более 23 лет.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Важно! При наступлении возраста 23 года гражданин теряет право на получение бесплатного жилья автоматически.

Документы, необходимые для получения жилья:

  • паспорт с регистрацией;
  • справка, подтверждающая статус сироты;
  • справка о составе семьи;
  • документ, который подтверждает отсутствие собственной жилплощади;
  • справка с места работы или учебы;
  • свидетельство о заключении брака и о рождении детей при наличии;
  • заявление в органы опеки и попечительства;
  • заявление в районную администрацию;
  • в зависимости от региона могут потребоваться иные документы.

Заявление в органы опеки и попечительства, равно как и в администрацию, пишется в свободной форме, в нем нужно сообщить о своем желании воспользоваться льготой. К заявлениям прилагаются не только оригиналы, но и копии документов.

Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/family/predostavlenie-zhilya-detyam-sirotam/

Кому положено социальное жилье и какие права имеют его наниматели?

Имею ли я право на получение отдельного соц жилья?

“Вот уже десять лет живем в Минске, — говорит мама четверых детей Александра. — Своей квартиры нет, прописались в городе у родственников, чтобы стать в очередь на квартиру. А пока “мотаемся” по съемным домам.

Сейчас хозяева попросили нас съехать… Куда идти с детьми, непонятно. Надеемся, что хоть на какое-то время социальную квартиру дадут”. История Александры — совсем не редкость.

Корреспондент “НГ” узнала, кому положено социальное жилье и какими правами обладают его наниматели.
 

История развития социального жилья насчитывает не одно десятилетие. Программы по обеспечению граждан жильем по низким ценам или и вовсе бесплатным реализовывались во многих государствах: СССР, Китае, Канаде и других странах. В каждом из них появление социального жилья было обусловлено своими причинами.

К примеру, в китайском Гонконге такую программу строительства жилых помещений приняли в середине прошлого века из-за необходимости восстановления северо-западного района после пожара, который оставил без крыши над головой 53 тысячи человек.

Там было решено снести большую часть зданий, “выживших” при пожаре, и построить на их месте недорогие пожаробезопасные многоэтажки.
 

В Беларуси социальное жилье возникло относительно недавно, тем не менее государство уже обеспечило муниципальными квартирами тысячи жителей.
 

— По состоянию на первое января текущего года, в Беларуси по договорам найма жилого помещения социального пользования государственного фонда предоставлено около 14 800 жилых помещений социального пользования, — рассказывает начальник отдела юридической работы и кадров Минжилкомхоза Наталья Кухарчик. — Из них 1828 было предоставлено в прошлом году. При этом право на получение социального жилья имеют 19,8 тысячи граждан.
 

Согласно Конституции Республики Беларусь, гражданам, нуждающимся в социальной защите, жилище предоставляется государством и местным самоуправлением бесплатно или по доступной для них плате в соответствии с законодательством.
 

Кто же имеет право на получение “бесплатного” жилья?
 

— Порядок предоставления жилых помещений социального пользования определен нормами Жилищного кодекса Беларуси, — поясняет Наталья Кухарчик. — Право на получение жилого помещения социального пользования предоставлено отдельным категориям граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
 

В частности, к ним относятся граждане, жилые помещения которых стали непригодными для проживания из-за чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, боевых действий и террористических акций; граждане или их дети, имеющие заболевания, при которых совместное проживание с ними в одной комнате или однокомнатной квартире невозможно. Могут рассчитывать на получение социального жилья дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, Герои Беларуси, Советского Союза и Социалистического Труда, полные кавалеры орденов Славы и Трудовой Славы, ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий на территории других государств. Граждане, уволенные в запас из числа военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава Следственного комитета, органов внутренних дел, департамента финансовых расследований Комитета госконтроля, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, получивших ранения, контузии, увечья и заболевания при исполнении служебных обязанностей.
 

Кроме того, на получение социального жилья могут претендовать инвалиды с детства вследствие ранения и других увечий, полученных во время боевых действий, граждане, заболевшие и перенесшие лучевую болезнь после катастрофы на Чернобыльской АЭС или других радиационных аварий.

“Бесплатное” жилье могут получить неработающие одинокие инвалиды I и II группы, неработающие одинокие пенсионеры, граждане, в семьях которых есть дети-инвалиды, а также отдельные категории граждан, чей среднемесячный совокупный доход на каждого члена семьи не превышает утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, исчисленного за 12 месяцев, предшествующих постановке на учет нуждающихся. Например, на социальное жилье с учетом доходов имеют право граждане, проживающие в домах-интернатах для престарелых и инвалидов, которым установлена III группа инвалидности или которые признаны дееспособными, многодетные семьи и матери, получившие звание “Мать-героиня” или награжденные орденом Матери, Материнской славы, медалью Материнства, граждане, взявшие на воспитание троих и более детей-сирот.
 

— Социальное жилье предоставляется этим категориям граждан на неограниченный срок, при этом плата за него не взимается, — добавляет Наталья Анатольевна. — Граждане имеют только право на владение и пользование жилым помещением, то есть его нельзя приватизировать, обменять, разделить или сдать в поднайм.
 

Однако не всегда жилые помещения социального пользования радуют своих новых обитателей. В редакцию обратилась минчанка Татьяна Сорокина. Ее племяннику, инвалиду II группы Виталию Шлойдо выделили социальную квартиру в доме 1959 года постройки. За 44 года в многоквартирном доме капитальный ремонт не проводился.
 

— Нас заверили, что жилое помещение будет приведено в порядок, — пишет Татьяна. — Мы просили поменять входную дверь, перекрасить ванну (она покрашена в синий цвет), заменить ржавый унитаз и мойку на кухне. Посуду на кухне мыть невозможно: когда открываешь кран, вода льется на пол. Также попросили поставить новую газовую плиту. Обои на кухне отклеились, а в коридоре из стены торчит какая-то проволока. Из всего перечисленного нам только заменили плиту. Что делать нам, старым и больным? Поменяли бы нам хотя бы мойку и унитаз — с остальными недостатками можно жить….
 

Наталья Анатольевна поясняет: предоставляемое жилое помещение должно соответствовать санитарным и техническим требованиям, предъявляемым к жилым помещениям. При получении социального жилья его новые обитатели подписывают акт приема-передачи жилого помещения.

Если жилое помещение не соответствует требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, оно должно быть приведено в порядок в соответствии с такими требованиями. После этого благоустройством своих жилых помещений должны заниматься сами жильцы.

В дальнейшем замена и ремонт вышедшего из строя электрического, газового, санитарно-технического и другого оборудования будет производиться за счет наймодателя только при проведении капитального ремонта.

Если предоставленное социальное жилье не устраивает жильцов, они могут написать отказ от него.
 

Источник: https://news.tut.by/society/361643.html

Кому положено бесплатное жильё?

Имею ли я право на получение отдельного соц жилья?

00:00, 25 августа 2005

В советские времена каждая семья имела право получить бесплатно квартиру и люди годами, а порой и десятилетиями стояли в очереди на жильё. Кто-то получил, а кто-то так и остался в очереди на улучшение жилищных условий.

Теперь в стране иные порядки, бесплатно жильё предоставляется крайне редко, да и называется по-другому, зато теперь можно запросто купить любую жилплощадь, если есть деньги, конечно.

А если таковых нет? Значит, у вас есть возможность получить так называемое социальное жильё.

О том, кто имеет право на его получение, какие документы необходимо собрать и на какие метры рассчитывать, мы беседуем с юристами областного министерства строительства, ЖКХ и дорожного хозяйства Альбертом ГЛАЗУНОВЫМ и Юрием КУЗЬМИНОВЫМ, задавая им распространённые вопросы о возможности получения квартиры от государства.

А. Г.

: – Прежде всего необходимо отметить, что в Жилищном кодексе чётко оговорено, что если раньше документом, позволяющим гражданину вселиться в квартиру, был ордер, то теперь этим основанием является договор социального найма, который заключается на основании решения о предоставлении жилого помещения. Правительство РФ в мае этого года утвердило типовой договор социального найма жилого помещения. При этом оговаривается, что договоры социального найма жилого помещения, заключенные до этого времени, переоформлению не подлежат.

– Для начала скажите, кто и на каком основании имеет право получить жилое помещение по договору социального найма?

Ю. К.: – По договору социального найма жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда могут получить граждане, нуждающиеся в жилых помещениях и признанные органами местного самоуправления в установленном порядке малоимущими.

Отметим также, что при признании граждан малоимущими учитывается доход, приходящийся на каждого члена семьи, стоимость имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Не получат жилое помещение по договору социального найма согласно Жилищному кодексу только иностранные граждане, лица без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. Новый ЖК коренным образом изменил порядок, по которому гражданин имел право получить бесплатную квартиру от государства.

Раньше встать в очередь могли те, кто имел жилплощадь меньше установленного уровня. Теперь это необходимое, но недостаточное условие. Нужно ещё, чтобы человек или семья были признаны малоимущими и подтвердили этот статус на момент получения квартиры. Говоря о социальном жилье, нельзя обойтись без понятий нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения.

Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. То есть это необходимая минимальная норма жилой площади, которую занимает гражданин, проживая в настоящий момент в своём жилом помещении. Исходя из этой нормы он может быть принят на учёт для предоставления жилья по договору социального найма.

– Эти нормы одинаковы для всей страны?

А. Г.

: – Нет, потому что эти нормы обязаны установить органы местного самоуправления. И в нашей области они уже установлены в ряде муниципальных образований. Например, в г. Обнинске городским Собранием норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере от 14 до 18 кв. метров на одного члена семьи. Учётная норма площади жилого помещения – в размере 11 и менее квадратных метров на одного члена семьи. В МО «Людиново и Людиновский район» норма предоставления площади жилого помещения установлена в размере 14 кв. метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Учётная норма площади жилого помещения для принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма – в размере не более 10 кв. метров общей площади на одного члена семьи. В Калуге норма предоставления площади жилого помещения установлена в размере 14 кв.

метров общей площади жилого помещения на одного человека. Учётная норма площади жилого помещения – в размере 11 кв. метров общей площади на одного человека. МО «Хвастовичский район» установило норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере 18 кв. метров общей площади на одного человека.

Учётная норма площади жилого помещения – в размере 10 кв. метров общей площади для отдельных квартир. МО «Медынский район» установило норму предоставления в размере 9 кв. м на одного человека, учётную норму – в размере не более 7 кв. м на одного человека.

Как видим, нормы везде разные и зависят во многом от степени экономического развития муниципального образования, степени обеспеченности жильем в данном МО, количества нуждающихся в жилье и многих других причин.

– На каком основании гражданина признают нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма?

Ю.К.

: – Таковыми признаются граждане, 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (если гражданин не проживает по договору социального найма либо не имеет в собственности жилого помещения); 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (если гражданин проживает в определённом жилом помещении, но обеспечен жилой площадью на одного человека менее учётной нормы); 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжёлой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. (Перечень соответствующих заболеваний устанавливается правительством Российской Федерации).

– Как нуждающимся в жилых помещениях встать на учёт? И что может стать причиной снятия с учёта?

А.Г.: – Принятие на учёт осуществляется на основании заявлений, поданных в органы местного самоуправления по месту жительства. С заявлениями о принятии на учёт должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Гражданину, подавшему заявление о принятии на учёт, выдаётся расписка в получении этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет.

Решение о принятии на учёт или об отказе должно быть принято по результатам рассмотрения заявления гражданина органом, осуществляющим принятие на учёт, не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган. Об этом решении не позднее чем через три рабочих дня сообщается заявителю.

Право состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований снятия их с учета.

Такое может произойти: 1) если гражданин подал по месту учета заявление о снятии с учета; 2) утратил основания, дающие право на получение жилого помещения по договору социального найма (о них мы говорили выше); 3) поменял место жительства, то есть постоянно проживает уже в другом муниципальном образовании; 4) получил в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельный участок для строительства жилого дома или бюджетные средства на приобретение или строительство жилого помещения. Кроме того, снять с учёта могут и при выявлении представленных в документах сведений, повлиявших на принятие на учёт, однако не соответствующих действительности. Уже стоящие в очереди сохраняют право состоять на учёте до получения ими жилья по договору социального найма.

Предоставляются жилые помещения гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании решений органа местного самоуправления, в порядке очерёдности, исходя из времени принятия таких граждан на учёт. Об этом решении граждан должны проинформировать не позднее чем через три рабочих дня со дня их принятия.

– То есть и на социальное жильё есть очередь, так привычная нам с незапамятных времён. А вне очереди можно получить жильё по договору социального найма?

Ю.К.

: – Да, получить его могут граждане, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Предоставляется жилое помещение по договору социального найма по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. (Напомню, что, например, в Калуге это 14 кв. м на человека). Общая площадь жилого помещения может превышать норму предоставления жилого помещения на одного человека по договору социального найма, но не более чем в два раза. И при условии, что такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний. Также надо учесть, что при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма заселение одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов, допускается только с их согласия.

Нельзя не остановиться и на предоставлении жилых помещений в «коммуналке». Если в коммунальной квартире освободилось жильё, то в первую очередь оно предоставляется по договору социального найма проживающим в этой квартире нанимателям и (или) собственникам. То есть жильё предлагается занять соседям. Если кто-то из них уже признан малоимущим и стоит в очереди, то он и получит комнату по договору социального найма. В случае отсутствия таковых нанимателей освободившееся жилое помещение может быть предоставлено по договору купли-продажи. И только в том случае, если никто из соседей не захочет её купить, она заселяется в общем порядке на основании договора социального найма, то есть по очереди.

– И напоследок всё-таки назовите то обязательное условие, без которого семье получить жилое помещение будет невозможно. Кого и на каком основании могут «записать» в малоимущие, поставить на учёт и предоставить социальное жильё?

А.Г.: – В настоящее время в нашем министерстве на основе рекомендаций Министерства регионального развития Российской Федерации для субъектов РФ разработан проект закона «О реализации прав граждан на предоставление жилых помещений по договорам социального найма». Подробно ответить на данный вопрос я смогу только после принятия этого законопроекта.

Подготовила Наталья ТИМАШОВА

Источник: http://www.vest-news.ru/article/1300

Криминальный мир
Добавить комментарий