Имеет ли право учитель задавать домашнее задание больше, чем другим?

Домашнее задание по русскому языку в основной школе

Имеет ли право учитель задавать домашнее задание больше, чем другим?

Домашнее задание по русскому языку в основной школе

Копылова С.А., учитель русского языка и литературы

МБУ «Школа № 73» г. Тольятти

Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.

И. Кант

Задавая учащимся на дом задание, учитель может ставить разные цели. Это зависит от типа и вида урока, на котором задание было задано, от типа и вида урока, который следует за домашним заданием.

Это также зависит от содержания учебного материала предыдущего и последующего уроков. Кроме того, поставленные учителем цели могут быть «дальними», т. е. результат выполненного домашнего задания может лечь в основу изучения нового материала по предмету.

Можно представить следующий перечень целей домашнего задания:

• повторение и закрепление материала, изученного на уроке;

• индивидуальное повторение и закрепление учебного материала;

• создание предпосылок к изучению нового материала на уроке;

• развитие творческого потенциала учащихся;

• рост личного потенциала одаренных и высокомотивированных учащихся;

• развитие умений и навыков проектной деятельности- формирование качеств самообразования, в т. ч. проектирования, управления временем.

Домашнее задание выполняет различные функции:

1. Воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Выполнение домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая развитию у детей ответственности и позитивных учебных привычек, стимулирует развитие индивидуальности каждого ученика, дает ему возможность научиться решать возникающие проблемы. Учащийся, принимающий на себя ответственность за выполнение домашнего задания, сам управляет своим временем, действует независимо, учится учиться.

Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

2. Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

3. Стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования.

Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из прошедшего урока, является его продолжением и готовит последующий урок Не все виды заданий одинаково ценны в качестве домашних в разных конкретных условиях. Поэтому учителю чрезвычайно важно решить вопрос о степени эффективности каждого из них в данном конкретном случае. Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. (тщательная продуманность и логика).

Задания не достигают цели, если они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный характер, носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения.

Каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения). Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание, а впоследствии нежелание выполнять домашнее задание.

Задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности).

В задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного) (связь с ранее изученным, система в повторении материала).

Задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях – формирование универсальных учебных действий.

Разумное чередование разных заданий, тренирующих все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления).

Задание на дом может быть фронтальным (в интересах всего классного коллектива), дифференцированным по степени трудности (слабых и одаренных), интересам учащихся, индивидуальными (для развития индивидуальных способностей учащихся.

Задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий: репродуктивного, конструктивного и творческого характера).

Задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий).

Задание должно предполагать его проверку, она не обязательно проводится на следующем уроке, может быть отсроченной, рассредоточенной, но должна быть. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, ответственность, исполнительность в работе (установка на контроль).

Объем домашнего задания

Этот вопрос для детей и многих родителей является мучительным. Часто мы слышим жалобы: дети вместе с родителями могут просидеть весь вечер, выполняя домашнюю работу. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Многие связывают это с тем, что учителя задают слишком много или очень сложные задания.

Действительно, одной из причин перегрузки учащихся в школе является большой объем домашнего задания. Современным детям, здоровье которых оставляет желать лучшего, достается колоссальная нагрузка в школе.

Многие устают настолько, что с трудом могут выполнить домашнее задание дома самостоятельно. В некоторых случаях это приводит к тому, что дети игнорируют задания учителя или выполняют их частично.

Вследствие этого у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать от программы.

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?

Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам. В соответствии с СанПиНом это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 – 3 классах – 1,5 ч.,

в 4 – 5 классах – 2 ч.,

в 6 – 8 классах – 2,5 ч.,

в 9 – 11 классах – до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

Объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке; норма домашнего задания на письменных предметах не более 30% от объема выполняемой работы на уроке.

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Ученик одного и того же класса может выполнять одно и то же домашнее задание разное количество времени. Кроме того, дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры.

Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.

Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник в начальных классах (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.

Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Но в Конвенции о правах ребенка существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых. Каникулы – время отдыха, а не работы над домашним заданием.

Может ли домашнее задание содержать новый материал, который ребенок еще не изучал в школе? В данном случае многое зависит от тех задач, которые ставит учитель. Если педагог хочет, чтобы ребенок закрепил дома материал, который был пройден на уроке, то учитель предлагает учащемуся соответствующий материал для закрепления изученного.

С другой стороны, необходимо стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка. При выполнении подобного рода заданий дети могут столкнуться с новым и ещё неизученным ими материалом для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке с учителем. Технология «перевернутый класс» как раз это и предполагает.

Но стоит учитывать индивидуальные особенности учащихся: одним детям это будет посильно, другим нет.

Этап выдачи домашнего задания

Этот этап – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний.

Лишь при единстве урочной и самостоятельной домашней работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.

Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является тщательная подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и должно быть предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как делать дома (ясность задания).

Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж, во 2-7 классах рекомендуется давать образец выполнения отдельных заданий.

В помощь учащимся учитель должен предлагать памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык (сделать по образцу). Задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.

Недопустимо, когда домашнее задание дается вскользь, на бегу, после звонка.

Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается выдачей домашнего задания, включающего проработку незаконченного на уроке материала и упражнений к нему (учитель задает дополнительно к запланированному домашнему заданию и то, с чем на уроке не успели познакомиться и отработать).

  • Своевременность фиксации домашнего задания учащимися в дневниках.
  • Своевременность фиксации домашнего задания учителем в электронном журнале.

В классном, электронном журнале в графе «Домашнее задание» учителем записываются содержание задания и характер его выполнения (чтение, пересказ, заучивание наизусть, наблюдение), страницы, номера задач и упражнений.

Записи домашних заданий в дневниках должны быть полными, четкими и безошибочными. Сокращение слов при написании в дневниках должно соответствовать программным требованиям.

Проверка домашнего задания

Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала.

Домашние задания теряют смысл, если их не проверять регулярно.

В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

Её формы необходимо разнообразить. Выбор формы зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока. Возможные формы проверки:

• фронтальная проверка выполнения упражнения;

• выборочная проверка письменного задания;

• фронтальный опрос по заданию;

• выполнение аналогичного упражнения;

• самопроверка и взаимопроверка выполнения письменного задания;

• опрос по индивидуальным карточкам;

• опрос с вызовом к доске

– проверка с помощью сильных учеников еще до начала урока.

Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же. Выход в рациональном использовании всех выше перечисленных способов. Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени.

Источник: https://infourok.ru/domashnee-zadanie-po-russkomu-yaziku-v-osnovnoy-shkole-3172944.html

Ученик и учитель: У кого больше прав? Не торопитесь с ответом

Имеет ли право учитель задавать домашнее задание больше, чем другим?

Ее автор – заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке, доктор педагогических наук, координатор проекта ОНФ “Равные возможности – детям” Любовь Духанина. В книге простым и доступным языком даются ответы на многие вопросы, которые каждый год родители и педагоги задают юристам, депутатам, общественникам.

Любовь Духанина: Ученики, учителя и родители должны понять, что прав без обязанностей не бывает. Михаил Синицын

Целый раздел посвящен разбору конфликтных ситуаций.

Из него, например, можно узнать, чем занимается комиссия по урегулированию споров в школе, кто защитит педагога от неадекватных родителей и где искать управу на учеников, которые оскорбляют учителя.

Вот один из самых частых вопросов: “Ученик регулярно сквернословит в адрес одноклассников и учителей. Что можно сделать? Можно ли не пускать на урок или перевести на очно-заочную форму обучения?”

Корреспонденты “РГ” проверили: Ранцы школьников в 2-3 раза тяжелее нормы

К сожалению, здесь у школы связаны руки. Можно вызвать родителей, сделать выговор и замечания. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения – тоже невозможно. И только если обучающийся достиг 15 лет, можно поставить вопрос о его отчислении.

Проблемы современной школы, которые были подняты в книге, стали предметом острого разговора экспертов в “РГ”.

– Чего мы ожидаем для наших детей? Доступного, качественного образования. И это право закреплено в Законе “Об образовании в РФ”, – говорит Любовь Духанина. – Общероссийский народный фронт, фонд “Национальные ресурсы образования” раз в полгода проводит исследования о том, как это право реализуется на практике.

И вот, что получается: 33% ребят жалуются, что им не хватает глубоких предметных знаний; 24% испытывают на себе неуважительное, необъективное отношение со стороны учителей; 65 процентам учеников элементарно недостает времени, чтобы нормально подготовиться к урокам.

А 60 процентов детей говорят, что учебный процесс негативно влияет на их здоровье.

По словам эксперта, главное, что сегодня требуется от ребенка – учиться. В законе прописано очень много возможностей: индивидуальные образовательные траектории, элективные и факультативные курсы, семейное, дистанционное, смешанное обучение… А что в жизни?

В 10-11-м классах ученик может заниматься самостоятельно, сдавая в школе только контрольные и экзамены

По данным исследования глобальной образовательной конференции EdCrunch, около 100 тысяч российских школьников не сели за парты в новом учебном году, как раз потому, что их родители предпочли альтернативные формы образования.

– Произошел резкий скачок в сферу семейного образования, – замечает омбудсмен в сфере образования при уполномоченном по защите прав предпринимателей Амет Володарский. – Родители бегут от архаичных стандартов в пользу индивидуального подхода.

Что такое семейное обучение? Если совсем просто: родители всю программу дают детям сами. Чаще – с помощью репетиторов. Причины могут быть самыми разными.

Если ребенок с особенностями здоровья и ему тяжело учиться наравне с другими ребятами – это одна история. Если ребенок одаренный, постоянно готовится к международным олимпиадам и соревнованиям – другая.

Но столь массовый крен в сторону “школы на дому”, как считают эксперты, произошел из-за подготовки к ЕГЭ. И это очень тревожная ситуация.

Дмитрий Медведев посоветовал регионам менять старые школы на новые

– Закон гарантирует право детей на сочетание форм обучения, индивидуальный образовательный трек. Например, на то, чтобы химию и физику можно было посещать в школе, а все остальное изучать дома. Но где вы такое видели? К сожалению, инструментов для реализации этого права сегодня нет. Ребенок либо в школе, либо вне школы. Все.

А чтобы совместить разные формы – на местах не готовы, – говорит заведующий лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Семен Янкевич. – И здесь же другая большая проблема – компенсации родителям затрат на обучение.

Если ученик идет в школу, государство находит средства на учебники для него, на зарплаты педагогам, оборудование. Если родители занимаются с ребенком дома, они не получают практически ничего.

Сегодня только в Омской области действует достаточно справедливая система – средства передаются родителям, исходя из “полного норматива”, за исключением денег на промежуточную аттестацию. То есть почти столько же, сколько бы получала школа.

– По закону, если у ребенка есть особые потребности, он может учиться и 12, и 13 лет. А успешный школьник может закончить обучение за 10 или 9 лет. Но нормативных документов, как это организовать, нет до сих пор.

Хотя с момента принятия Закона “Об образовании в РФ” прошло уже семь лет, – рассуждает заместитель руководителя аппарата Комитета ГД по образованию и науке Алексей Майоров. – Еще один вопрос – учет достижений, полученных учеником за порогом обычной школы.

Допустим, ребенок занимается в спортивной: почему бы не поставить ему оценку за физкультуру “автоматом”? Или, засчитывать занятия в музыкальной школе на уроках музыки? Москва в последние годы начала это делать. В других регионах ничего подобного нет.

А ведь такая простая вещь разгрузит детей. Но подзаконных актов опять же нет.

Кто платит за учебник

А вот цифра, которая удивит многих: по данным мониторинга ОНФ, школьные учебники покупает каждый третий родитель. И это несмотря на то, что на их закупку регионам выделяются огромные деньги.

– В законе закреплена однозначная норма: учебники бесплатны для каждого ребенка. То есть гарантия закона распространилась пока только на две трети наших учеников, – говорит Любовь Духанина.

– Покупают дидактические материалы 75 процентов родителей, рабочие тетради – 91 процент. Фактически 50 процентов семей, где есть ученики, тратят деньги на ремонт школы, на бумагу, закупку картриджей. Словом, на обустройство.

Это говорит о том, что материально-техническую базу российских школ нам еще развивать и развивать.

Практика показывает: о многих правах школьников их родители даже не догадываются.

– Ежегодно в Рособрнадзор приходит около 15 тысяч обращений по вопросам только общего образования. Жалобы, просьбы, предложения, вопросы… На каждое обращение мы отвечаем, даем разъяснение.

Думаю, у министерства просвещения такая же “картина”, – говорит начальник Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко.

Дело учителей

– Учительство реально нуждается в колоссальной поддержке. Это и вопрос снижения нагрузки, это и вопрос нехватки кадров, и, конечно, уровень заработной платы. 34 процента учителей отвечают, что они имеют сложности даже с покупкой одежды, – отмечает Любовь Духанина. – 10 процентов учителей работают на две и более ставки. 61 процент – более чем на одну ставку.

Что такое одна ставка? Это 18 уроков в неделю. Но при этом есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, внеклассная работа и работа с родителями… В некоторых регионах базовая оплата за ставку педагога составляет три-четыре тысячи рублей. Все остальное – надбавки и стимулирующие выплаты, которые начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам.

Если школа задает на каникулы 10 параграфов и 33 задачки из учебника, ее должностные лица могут “заработать” реальный штраф – от 10 до 30 тысяч рублей

Педагоги шутят: “На одну ставку есть нечего, на две – некогда”.

Пять процентов учителей признаются, что получают надбавки и стимулирующие выплаты крайне редко. Вообще не получают стимулирующие выплаты и надбавки – 13 процентов.

А 49 процентов учителей, участвующих в проведении экзаменов в 9-м и 11-м классах, признались, что не получили за это никаких доплат.

Кирилл Каллиников/РИА Новости

– Фактически все, что связано с учителем, со школой, регулируется на уровне региона или муниципалитета, – говорит Любовь Духанина. – В том числе зарплаты педагогов.

Например, в Ульяновской области депутаты приняли решение о введении новых должностей: учитель-наставник, учитель-исследователь, учитель-методист. За эти статусы закреплены размеры добавок.

Будем надеяться, что другие регионы реально возьмут пример.

Школьники-“айтишники” получат гранты более чем на 4,6 млрд рублей

По словам экспертов, также необходима и новая система оценки трудозатрат учителя. В современной школе у него появляются обязанности, которых не было раньше. Например, ведение электронного журнала. Никто не провел серьезное исследование, которое бы показало, что электронный журнал облегчил труд педагога. Наоборот, учителя утверждают, что нагрузки только прибавилось. Почему?

Электронные системы работают неустойчиво, и всю информацию приходится дублировать. Если в классе 30 человек и больше, то на заполнение всех форм и отчетов уходит половина рабочего дня. Риски профессионального выгорания – это не пустые слова. И, к сожалению, уход учителя из профессии – уже не редкость.

Подлость собирает лайки

По данным исследования ВШЭ, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. И что особенно тревожно, учителя с тяжелым материальным положением подвергаются буллингу в два раза чаще. Работать в таких условиях никто в педагогических вузах не учит…

Рособрнадзор оценит качество образования в детских садах

Последний прогремевший случай произошел в Красноярске: школьники вставили фото учительницы в порноролик: педагог обратилась в полицию. Какое наказание могут понести учащиеся и какое наказание может применить школа?

– Организовавшие эту травлю люди опозорили прежде всего себя. Если будет доказано, что видео действительно сделали ученики, их родителей могут оштрафовать. Размер штрафа для физических лиц – от 1 до 3 тысяч рублей. Также учитель вправе подать иск на возмещение морального вреда.

А в случае доказательства вины учеников они могут быть поставлены на учет комиссии по делам несовершеннолетних, – говорит Любовь Духанина. – Абсолютно всем: ученикам, родителям, учителям необходимо понимать, что права и ответственность идут бок о бок. Если мы сможем привить это понимание, эту правовую культуру в обществе, тогда мы уйдем от большого количества возникающих конфликтов.

Тогда мы будем понимать и правильно воспитывать наших детей как в стенах школы, так и в наших домах.

Инициатива

В рамках проекта “Равные возможности – детям” Общероссийский народный фронт вместе с фондом “Национальные ресурсы образования” создает интерактивную карту льгот, которые может получить семья с ребенком. Предполагается, что родитель будет указывать регион, статус ребенка, ситуацию, в которой он находится. И ему будет показана вся информация о том, какая компенсация и за что ему полагается.

Знает ли ученик, что…?

– С 6 (!) лет он имеет право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок (например, покупку канцтоваров или продуктов), а также распоряжаться карманными деньгами. В этом возрасте он может пойти в школу. С 8 лет – может участвовать в детских общественных объединениях.

– С 10 лет имеет право дать согласие на изменение своего имени, отчества, фамилии, а также на усыновление или передачу в приемную семью.

– В 14 лет ребенок имеет право устроиться на работу. И распоряжаться не только своей зарплатой, но и отпуском – 31 день в году.

“Учителем года России-2019” стала Лариса Арачашвили из Волгограда

– В 10-11-м классах может самостоятельно осваивать школьную образовательную программу. То есть заниматься без учителей, родителей, репетиторов, сдавая в школе только контрольные работы и экзамены.

“Девять из десяти школьников хотят начать работать еще в период обучения, – говорит Любовь Духанина. – Они рассматривают свой первый практический опыт как возможность попробовать себя в той или иной профессии.

40 процентов из детей говорят нам о том, что хотят иметь деньги на карманные расходы. А 12 процентов детей хотят трудиться, чтобы помогать семье. Почти половина московских старшеклассников работают в каникулы.

Но они не очень довольны той работой, которую им предлагают взрослые: курьеры, разносчики пиццы, уборщики… Дети, с моей точки зрения, обоснованно считают, что они готовы к более интеллектуальному труду.

Могут чинить технику, быть системными администраторами компьютерных сетей на 3-5 компьютеров. Ребята хотят от взрослых более внимательного отношения к себе, к своим способностям”.

Знает ли родитель, что…?

– Школа не вправе не допустить ребенка до занятий, если он пришел без формы или нарушил другие установленные требования к внешнему виду. Это можно рассматривать лишь как основание для применения мер педагогического воздействия.

– Ребенок имеет право учиться в любой российской школе, а не только в ближайшей от дома. Отказать могут только, если в школе нет свободных мест, которые сначала предоставляются тем, кто живет на закрепленной за школой территории. Информацию о вакантных местах школы должны размещать в открытом доступе.

– При приеме в первый класс ребенку не могут отказать из-за того, что он не умеет читать, считать и т.д.

– Домашнее задание (в рамках основной образовательной программы) на каникулы нарушает права ребенка на отдых. Если школа задает на каникулы 10 параграфов и 33 задачки из учебника, ее должностные лица могут “заработать” реальный штраф – от 10 до 30 тысяч рублей.

Знает ли учитель, что…?

– Педагог имеет право на ежегодный удлиненный отпуск и один годичный отпуск раз в десять лет.

– Если работодатель отправляет учителя на курсы повышения квалификации, то обучение для него должно быть бесплатным, с сохранением средней зарплаты и возмещением командировочных расходов.

– Если школу присоединяют к другой, это считается реорганизацией, и уволить педагога не могут.

– Школа должна создать условия для того, чтобы учитель мог отдохнуть и пообедать – перерыв должен составлять не более двух часов и не менее 30 минут. Или же у учителя должна быть возможность обедать в течение дня, например, на переменах, вместе с обучающимися.

– В 2019 году педагоги могут выйти на досрочную пенсию при наличии педагогического стажа в учреждениях для детей не менее 26 лет, в 2020 году – 27 лет, в 2021 году – 28 лет.

Стоимость каждого издания – 297 руб. (включая НДС и пересылку), с получением в редакции (Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 4) – 195 руб.

Реквизиты для оплаты: АО “Издательство “Российская газета”, ИНН/КПП 7714010896/771401001, ОКПО 35258640, ОГРН 1057714039228, ПАО Сбербанк, г.

Москва, БИК 044525225, к/с 30101810400000000225, р/с 40702810438000015949. Укажите ваш адрес с индексом и название: “Учителя и ученики”.

Источник: https://rg.ru/2019/10/14/uchenik-i-uchitel-u-kogo-bolshe-prav-ne-toropites-s-otvetom.html

Двойка учителю. Почему отмена домашних заданий не сделает нашу школу лучше

Имеет ли право учитель задавать домашнее задание больше, чем другим?

Пятница, 29 Сентября 2017, 10:00

Учитель не несет никакой ответственности за результаты своей работы и даже за отсутствие оных. В системе двойной морали нашей школы все прекрасно понимают, кто на самом деле заинтересован в результате, – ученик и его родители

Президент Петр Порошенко подписал свежий Закон “Об образовании”. С этим законом связывают надежды на реформу школы и появление Новой украинской школы.

Подписание закона вызывало сомнения – хоть и небольшие. Но все же оно состоялось. Оптимисты утверждают, что “старт реформам дан”.

Пессимисты качают головами: реформы – сомнительны, исполнители – тоже сомнительны и успех, соответственно, под сомнением.

Симптоматично, что именно под подписание в соцсетях разразился несколько неожиданный холивар вокруг домашних заданий.

Все началось с поста мамы школьника о том, что домашние задания мешают нормально жить не только ребенку, но и всей семье, и хорошо бы их отменить.

Эмоциональный пост всегда имеет шанс на повышенное внимание со стороны обитателей соцсетей, но этот вызвал настоящий взрыв. Что заставляет заподозрить за проблемой домашнего задания что-то большее и весьма болезненное.

Скажу сразу, не относя выводы, по традиции, в конец текста: вопрос домашних заданий для нашей школы сущностный: в нем, не как в капле воды, а как в поверхности Мирового океана, отражаются все звезды и черные дыры школьного бытия. Вопрос “задавать или не задавать” – предельное упрощение. Которое имеет право быть – просто потому, что ситуация запущена до крайности.

Итак, на просторах соцсетей схлестнулись сторонники и противники домашних заданий.

Противники преимущественно напирают на то, что домашние задания отнимают слишком много времени и сил, причем не только у ребенка, но и у родителей, что ребенок не только лишен возможности полноценно отдыхать, но и вынужден жертвовать внешкольными занятиями.

Сторонники домашних заданий уверены, что без них никак – ребенок должен приучаться к мысли, что без труда не вытащишь и лотерейный билет из кармана соседа.

Робкие голоса с галерки напоминают, что вопрос этим не исчерпывается, что домашние задания бывают разными – творческие, например, пускай будут, а зубрежку – в топку, что некоторые домашние задания не имеют права на существование, а некоторые – полезны, интересны и ничему помешать не могут. Но поскольку это холивар, голоса с галерки тонут в мощном гамлетовском контрапункте – быть или не быть. Обстоятельства не играют роли.

Сразу скажу, что большинство работников сферы просвещения, принявшие участие в битве, – за домашние задания.

Их поддерживают люди преимущественно среднего и старшего поколения  – те, кто помнит свою школу, в которой домашние задания были, конечно, но особо не мешали жить. Да, пройденное в школе нуждается в закреплении.

Вот сделаешь упражнение-другое, решишь пару задач – и закрепил. Или понял, что ничего не понял.

Интереснее всего, как обычно, аргументация спорщиков. Например, сторонники домашних заданий уверены, что школа – это главное, и если что-то мешает школьным занятиям, оно должно быть устранено, отменено и вымарано.

По такой логике, если ребенок не успевает из-за домашних заданий играть на скрипке, то приоритет, несомненно, у домашних заданий, а не у скрипки. Отказаться от музыки, спортивных занятий, кружков, танцев или даже чтения – если именно из-за него вы не успеваете – и сосредоточиться на главном.

Нам с вами с детства известно – вернее, с детства внушали, что школа – это рабочее место для школьника. Как для мамы с папой – завод или НИИ.

Возникает сразу три вопроса. Первый: кто сказал и кто решил, что именно – главное? Второй: может, это действительно ненормально, если школа и ее дела занимают все время и пространство в жизни ребенка? И третий: может, идея о том, что школа – это рабочее место, порочна в своей сути?

Первый вопрос многим покажется еретическим. Но действительно, почему и кто решил, что именно школа – главное” Я имею в виду нашу реальную, а не некую идеальную школу.

Что эти пять-шесть-семь часов, которые дети проводят на уроках, дают больше для их развития, чем внешкольные занятия по наклонностям и общение в интересном для них коллективе? В идеале – снова в идеале! – главное для нас – это развитие ребенка.

И тогда школа и внешкольные занятия дополняют друг друга, а перетягивание одеяла тут вовсе неуместно. Но так вопрос почему-то даже не ставится. Все и так знают, что “школа – это главное”.

Из этого тезиса вытекает и суждение о рабочем месте и вообще работе. Я понимаю, что такой взгляд на школу соответствует ее индустриальному происхождению и укладу. Но если школа – это работа, возникает совсем уж нехороший вопрос о гигиене труда. Если для взрослого человека определена восьмичасовая норма рабочего времени, то дети явно перерабатывают.

У семиклассника в среднем по шесть-семь академических часов в школе плюс еще часа на два-три домашних заданий. В лучшем случае он вписывается во взрослую норму – но он же не взрослый. Для детей нормы рабочего времени гораздо меньше. Да что там, для детей до 14 лет вообще нет никаких норм рабочего времени.

Очевидно, аналогия между школой и работой хромает на обе ноги.

Но может быть, выход – в ограничении домашних заданий? МОН то и дело устанавливает рекомендованные нормы: для первых-вторых классов – вообще никаких домашних заданий, для средней школы – до полутора часов в день, для старшей – до трех… Но это, простите, пустая нумерология.

Учителя в начальных классах все равно задают домашние задания – потому что у них есть программы, которые нужно выполнять, и стандарты, которым следует соответствовать. Дети, в свою очередь, разные и даже один и тот же ребенок в разные дни – разный.

Вчера он сделал всю “домашку” на переменке, сегодня у него уходит на трудное задание не больше часа, а завтра он устал, или обижен, или просто рассеян – и сидит над несложным заданием два битых часа. Время на уроки – категория настолько субъективная, что нормы тут не сильно помогут. Даже если их кто-то будет придерживаться.

Но придерживаться не будут, потому что учителя обычно задают домашние задания по своим предметам, не слишком интересуясь тем, сколько заданий дали их коллеги по другим предметам.

Второй вопрос кажется риторическим – но только кажется. Школа действительно претендует на слишком большое место в жизни ребенка. И не только ребенка, но и всей его семьи.

Но если приходится так много работать дома, не означает ли это, что школа недорабатывает? Может, домашних заданий могло бы стать меньше, а в начальных классах – не быть вообще, если работа в школе будет организована более рационально? И более рационально будут распределены требования, программы, стандарты и, соответственно, нагрузки?

Вот эти вопросы — действительно риторические. Потому что – зачем? Зачем что-то менять, если “работает”? В смысле, если мы все равно сделаем то, что нам сказали?

Тут мы, наконец, добираемся до сути родительского протеста против домашних заданий. Мы не то чтобы против домашних заданий. Мы просто не хотим делать чужую работу. Домашние задания – это еще одна рабочая смена для работающих родителей. В то свободное от работы время, которое мы, по идее, должны посвящать приятным, интересным или нужным делам.

Вместо этого мы работаем на негласном “хоумскулинге”. Мы объясняем нашим чадам то, чего им не объяснили в школе, и учим тому, чему там не научили.

Это ответ всем тем, кто по старинке рассуждает о том, что “полученные в школе знания нужно закрепить – и в этом суть домашних заданий”. Против домашних заданий с такой сутью большинство родителей никогда не возражало.

Родители возражают против того, что их заставляют переносить школу домой, при этом поддерживая миф о том, что “школа – это главное”.

Собственно, с этого и начался холивар – мама пожаловалась на то, что домашние задания губительно сказываются на отношениях в семье. Попросту говоря, они оборачиваются скандалом, руганью, воплем “ты идиот!”.

При этом орущий прекрасно понимает, что идиот не ребенок, а автор учебника – но от этого не легче, поскольку учить-то приходится именно по учебнику. В общем, мы хотим так мало: чтобы работа была на работе, школа – в школе, а дома был дом и семья.

И точно так же, как мы не тащим свои семейные проблемы на работу, а с работы не берем домой халтурку, мы не хотим, чтобы школа взрывала наши семейные вечера.

Но что поделать, если ваш ребенок не знает, как вычислять проценты и брать пропорции, а задачи как-то надо решить и к контрольной подготовиться? Что делать, если ваше чадо не знает слово “сенкан” (вы, кстати, тоже в первый раз его слышите), но по географии задали написать это оригинальное стихотворное произведение уже на завтра – о литосферных плитах.

Это случай из нашей школьной жизни, а не стеб, чтобы вы не сомневались. И это, кстати, ответ всем тем “голосам с галерки”, которые уверяли, что домашние задания должны быть творческими. Вот вам вполне творческое задание – написать стихи о литосферных плитах. Можно еще станцевать третий закон Ньютона – будет еще креативнее.

Но учтите, что постановщиком танца придется быть вам.

Если родителям приходится тратить львиную долю своего свободного времени на домашние задания своих детей, поясняя им, как решать квадратные уравнения, что такое многочлен, каков порядок слов в английских предложениях, то у них (у нас) поневоле возникает предательская мыслишка о том, что школа – это не просто “не главное”. Что это бессмысленная трата времени и сил.

Не только для нас, но и для ребенка. Потраченные там лучшие утренние часы дитя могло бы употребить со значительно большей пользой.

Да, я знаю и всегда сама повторяла, что нужно приучать ребенка к работе и мысли о том, что без труда не вытащишь и т. д. Что в западных школах (у нас ведь принято ссылаться на Запад) домашние задания тоже есть. Но все это разбивается о реалии нашей не-западной школы. Если ребенок вынужден во внешкольное время разбирать школьный предмет, это значит, что в школе он не работает.

Что он там учится только одному – отбывать рабочее время без смысла и результата. Что, согласитесь, довольно скверно. И домашние задания, конечно, есть и в английских школах, и в немецких, и в американских – но родители не просто не принимают участия в их выполнении, им это строго воспрещено.

Потому что домашнее задание – это маркер, по которому учитель определяет, насколько хорошо ученик усвоил материал.

Почему такое отношение к домашнему заданию невозможно у нас? Причин – целый букет. Первую я уже назвала – потому что материал ребенок зачастую усваивает не в школе, и к этому все привыкли и научились относиться к этому как к данности. Еще одна причина состоит в том, что дети и родители ориентируются на оценку, а не на усвоение материала.

Которые вовсе не находятся в той прямой и безоговорочной взаимозависимости, какой мы вправе от них ждать. Повышенный интерес к сборникам ГДЗ – тому подтверждение.

Дети не так глупы – они прекрасно видят, что аккуратно переписанные из ГДЗ решения оцениваются выше, чем решения, до которых ученик додумался и записал (с кучей исправлений и вычеркиваний) сам, по собственному разумению. Так зачем напрягаться?

Если бы ситуация не была так сложна, можно было бы предложить не ставить оценок за домашнее задание. Кроме двоек за его отсутствие, возможно. Если домашнее задание – это маркер усвоения материала, то оценка должна делиться пополам между учителем, который подавал материал, и учеником, который внимал или не внимал.

Но тут мы, наконец, достигаем корня проблемы: учитель, в отличие от ученика, оценок не получает. Ни за что и никаких.

Переводя со школьного на общепонятный – учитель не несет ответственности за то, что усвоил или не усвоил ученик, какие у него успехи по предмету и вообще есть ли у него хоть какое-то о нем представление. Учитель не несет никакой ответственности за результаты своей работы и даже за отсутствие оных.

В такой ситуации все зависит исключительно от “партийной совести” педагога – будет он “напрягаться” или нет.

И как часто случается в таких ситуациях, те учителя, которые работают на совесть и на результат, в сложившейся школьной системе имитаций оказываются в наихудшем положении: самоотдача колоссальная, видимые результаты ниже (хороший учитель не станет сознательно завышать оценки), а зарплата и прочие удовольствия – такие же (в лучшем случае), как и у тех, кто просто ходит на работу, переложив основную часть забот на плечи родителей.

В системе двойной морали нашей школы все прекрасно понимают, кто на самом деле заинтересован в результате, – ученик и его родители. А значит, они будут работать – никуда не денутся. Работать сами или платить репетиторам. Это им нужны хорошие оценки, высокие баллы на ВНО, поступление в университет. Учителя же никак не зависят ни от провалов своих учеников, ни от их успехов.

Домашнее задание и протест против него – это квинтэссенция нашей школы и ее проблем. Которые превращают нашу жизнь в хоумскулинг с обязательным посещением школы. Я хотела бы присоединиться к оптимистам, которые ждут от нового закона старта реформ, а от реформ – новой школы.

Но я понимаю, в чем резон пессимистов: я тоже не вижу у нашей власти политической воли к тому, чтобы поменять школу в корне – так, как это было сделано в свое время с новой полицией.

Так, чтобы школа перестала быть рабочим местом для учителей и стала местом для детей – местом, где дети развиваются, приобретают знания или, если угодно, компетенции, а не просто отбывают время. Ведь это время – это лучшие часы их жизни.

Источник: https://www.dsnews.ua/society/dvoyka-uchitelyu-pochemu-otmena-domashnih-zadaniy-ne-sdelaet-28092017220000

Домашние задания в школе — злоупотребление? Не пора ли нам встать на сторону детей?

Имеет ли право учитель задавать домашнее задание больше, чем другим?

Норвежский детский врач заявил, что дети должны играть, а не сидеть дома и делать уроки. Скандинавская общественность остро восприняла слова врача, и в Норвегии разгорелась жаркая дискуссия «Жизнь — это больше, чем домашние задания?». Кто прав и как себя чувствуют российские школьники — рассуждает Виктория Белова.

Вот мнение норвежского доктора С. Фредриксена: «Не злоупотребляйте! Домашнее задание — это нарушение прав человека. Домашние задания посягают на свободное время ребенка. Они уничтожают разницу между школьной жизнью и отдыхом. Они нарушают их сон детей. Это так глупо, — это даже просто больно. «Дети должны играть: Жизнь больше, чем домашние задания. Гораздо больше!»

Как отнеслись к этой точке зрения в Норвегии? Как всегда общество разделилось на два лагеря.

Одни за сохранение домашних заданий в школе, другие — против.

Все признают, что наши дети вынуждены зачастую работать дольше, чем многие взрослые. Тем не менее, взрослые принимают это как должное. Родители должны приходить с работы, а дети должны приносить работу домой, — в виде домашнего задания.

Жесткие рамки острого дефицита свободного времени создаются даже для самых маленьких. Исследования также показывают, что даже студенты получают намного меньше домашнего задания, по сравнению со школьниками. Домашние задания становятся особенно трудными для тех детей, которые не получают помощи родителей, а также не имеют дома большого количества книг и доступа к Интернету.

Обучение выполнению домашних заданий в Норвежской школе происходит под руководством учителя. Норвежская «продленка» существенно отличается от нашей. У нас в группе продленного дня объединено несколько начальных классов, и количество детей достигает 80 и более человек.

На «продленке» наши дети фактически не занимаются выполнением домашних заданий. Преподаватели группы продленного дня вне рамок стандартного урока оказываются беспомощными.

Они заявляют, что основной их задачей является сохранение безопасности детей, и периодический «пересчет их по головам». Это важно, бесспорно, — безопасность важнее всего.

Однако, приходя домой в шесть вечера, дети садятся за уроки.

Между уставшими детьми и усталыми родителями развивается конфликт.

Во второй половине дня дети хотят встретиться с друзьями, посмотреть телевизор, поиграть со своими младшими братьями или сестрами, наконец, — спокойно поужинать со всей семьей. Бремя несделанных уроков в конечном итоге превращается в проблему, которая разрушает семью.

Старшие школьники, особенно те, которые привыкли к детсадовской обстановке на «продленке» начинают откладывать выполнение домашних заданий на вечер. Приход родителей домой не означает, что родители готовы вместе со школьником сесть за уроки.

В школе в результате проверки домашнего задания, возникает конфликт с учителем. Ребенок страдает в любом случае. Если школьник не делает домашних заданий, то страдает от конфликтов со старшими. Если он старательно выполняет, то страдает от переутомления, нарушений сна и психологических проблем.

Известная шутка: отличник — это диагноз, — не лишена оснований.

Что делать? Принять решение серьезно работать в школе и избегать домашних заданий? Создать баланс в повседневной жизни ребенка, и обеспечить помощь учебе ценой отказа от карьеры одного из родителей? Зарабатывать достаточно денег, чтобы нанять гувернантку? Сдавать экзамены экстерном и учиться на дому? Кто возьмет на себя какую-либо ответственность за то, что дети действительно будут учиться? Может быть, родителям самим делать уроки вместо детей, а их отпускать играть со своими друзьями? Деловые качества и будущие способности ребенка организовать себя и свой бизнес в будущем зависят от навыков общения со сверстниками здесь и сейчас.

Как нам обеспечить детям возможность играть? Способны ли мы сами играть с ними? Что думают родители?

«Дети должны играть: Жизнь больше, чем домашние задания. Гораздо больше». С мнением норвежского доктора С.Фредриксена, — трудно не согласиться.

“,”author”:””,”date_published”:”2020-01-31T09:28:00.000Z”,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”http://likt590.blogspot.com/2010/12/blog-post.html”,”domain”:”likt590.blogspot.com”,”excerpt”:”Норвежский детский врач заявил, что дети должны играть, а не сидеть дома и делать уроки. Скандинавская общественность остро восприняла слова…”,”word_count”:552,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: http://likt590.blogspot.com/2010/12/blog-post.html

Криминальный мир
Добавить комментарий