Имеет ли право учитель задавать домашнее задание больше, чем другим?

Запретила задавать домашку на Новый год школьникам министр просвещения

Имеет ли право учитель задавать домашнее задание больше, чем другим?

Ольга Васильева

Стоит ли задавать школьникам домашнее задание на Новый год? Как изменится экспертиза учебников? Зачем учителям нужны новые должности? Об этом на «Деловом завтраке» в «Российской газете» рассказала министр просвещения РФ Ольга Васильева.

Ольга Юрьевна, накануне Нового года и Рождества многие школьники в придачу к подаркам получают полный портфель домашних заданий. На ваш взгляд, стоит ли давать детям дополнительную работу на праздники?

Ольга Васильева: Лично я считаю, что этого делать не нужно: мы и так достаточно нагружены. С одной стороны, и у детей, и у взрослых должно быть время на то, чтобы вздохнуть, отвлечься от работы, провести время с семьей. Тем более в праздник, тем более в Новый год.

С другой стороны, каждый родитель знает, в чем ребенку нужно приложить больше усердия, нужна ли ему помощь. И после нескольких дней каникул, после хорошей передышки вполне возможно в мягкой и ненавязчивой форме обратиться и к «школьным» вопросам.

Можно вместе с ребенком что-то прочитать, обсудить, повторить, не слишком при этом усердствуя. Но в целом я за то, чтобы дети в праздники больше отдыхали.

Российские школьники тратят на «домашку» по десять часов в неделю и больше. Не велика ли нагрузка?

Ольга Васильева: Школы во многом автономны. Вопрос содержания домашних заданий, их объема — это ответственность конкретной образовательной организации и конкретного педагога.

Однако предельная нагрузка на ребенка строго регламентирована: в первом классе домашнее задание не задают, во 2-3-х классах школьник не должен тратить на него больше полутора часов, в 4-5-х классах допускается максимум два часа, в 6-8-х — 2,5 часа, в 9-11-х — до 3,5 часов.

Учителя эти нормы прекрасно знают и должны на них ориентироваться. Но проблема еще и в том, что современные школьники плохо владеют функциональным чтением. Им трудно работать с текстом: понимать содержание, запоминать его, анализировать.

Как следствие — могут возникнуть проблемы по остальным школьным предметам, дети начинают проводить за уроками весь вечер… Что может сделать учитель в ситуации, если дома с ребенком никогда не читали, не вели долгих бесед, не прививали вкуса к литературе и чтению? Выход я вижу только один: родителям, молодым мамам и папам нужно снова начать читать детям книжки, а не бездумно выдавать малышам в руки гаджеты. Это непросто, но постепенно нам нужно восстанавливать то лучшее, чем отличалась советская система образования. Наглядный пример: в 1986 году Россия была на первом месте в мире по читательской грамотности среди подростков. Сегодня — только на 36-м.

Давать детям дополнительные задания на праздники не нужно, мы и так достаточно нагружены
Тогда на чем нам нужно сосредоточить усилия, чтобы войти в десятку стран с лучшим школьным образованием?

Ольга Васильева: Должна быть решена триединая задача: это развитие материально-технической базы, развитие содержания образования и профессиональное развитие педагогов, которые работают с нашими детьми.

В рамках национального проекта «Образование» в течение шести лет будет выделено более 750 миллиардов рублей. 10 федеральных проектов, подчиненных единой задаче. В основном это федеральные средства, значительная часть которых министерство направит в регионы в форме субсидий.

На что пойдут деньги? На создание новых мест в сельских школах, на межрегиональные центры компетенций и повышения профессионального мастерства учителей, на детские технопарки и мобильные технопарки «Кванториум», на IT-кубы, на вовлечение детей в естественно-научное и техническое творчество, на их раннюю профориентацию.

В России сегодня примерно 42 тысячи школ. И в регионах очень разная ситуация. Есть традиционные лидеры по всем показателям: это Москва, Санкт-Петербург, Татарстан.

Ольга Васильева: Есть региональные центры, которые готовят победителей международных олимпиад по математике, физике, информатике, другим предметам. Это Новосибирск, Екатеринбург, Челябинск, Пермь.

И в то же время у нас сейчас пять тысяч школ, в основном сельских, которые не имеют химических лабораторий.

Мы же хотим использовать все возможности, чтобы выровнять ситуацию по регионам, чтобы дети могли получить качественную образовательную базу и в столичной, и в небольшой сельской школе.

В этом случае хорошим «помощником» для педагогов может стать «Российская электронная школа», где будут виртуальные театры, музеи, библиотеки, уроки. И в том числе виртуальные лаборатории, где можно будет проводить вместе с детьми химические, физические эксперименты.

Для педагогов также вводятся две новые должности — старший и ведущий учитель. Кто они?

Ольга Васильева: В России по поручению президента создается Национальная система учительского роста. Она предполагает, что карьера учителя пойдет не только по горизонтали, но и по вертикали. При этом мы нисколько не умаляем прежние заслуги наших педагогов. То есть останется и первая, и высшая категория, и заслуженные наши учителя.

А новые должности — это именно должности: за ними стоят реальные обязанности, которые необходимо выполнять. Например, «старший учитель» будет координировать работу других педагогов, методически ее сопровождать и разрабатывать индивидуальные образовательные траектории с учетом особенностей учеников.

«Старшим учителем» можно будет стать, только проработав в школе пять лет и получив предварительно первую или высшую квалификационную категорию.

«Ведущий учитель» — это наставник для молодых педагогов. Поэтому здесь требования еще выше — 10 лет стажа плюс высшая квалификационная категория. «Ведущий учитель» будет помогать другим педагогам «войти» в профессию. Причем не только учителям-предметникам, но и педагогам-психологам, дефектологам, социальным педагогам, интегрировать все это в образовательный процесс.

Мы очень хотим, чтобы у него была возможность для творческого подхода к воспитанию молодых педагогов, для вдумчивых бесед, для передачи опыта. Ведь в нашей работе очень много тонкостей, о которых с молодыми учителями действительно нужно говорить. Например, о том, как правильно войти в класс, как себя подать.

Даже один этот момент может очень сильно повлиять на всю дальнейшую работу.

Ольга Васильева: Мы очень хотим вернуть потерянное наставничество в школу
И это не ноу-хау. Нам надо возвращать методические объединения внутри школ, восстанавливать связи между старшим поколением и поколением учителей, которые сегодня приходят на смену. Поэтому мы очень хотим вернуть потерянное наставничество в школу.

Большой резонанс вызвало решение сократить федеральный перечень учебников больше чем на 30 процентов. Как изменится подход к их экспертизе?

Ольга Васильева: Мы действительно сократили базовую часть федерального перечня до 863 учебников. И все равно это очень много. У нас, например, осталось 12 линеек по биологии.

Ну куда столько? По статистике, большинство учителей пользуются только четвертью учебников из перечня. Реальные цифры — используется 20-25% учебников. В то же время перед глазами прекрасный пример — историко-культурный стандарт.

По истории у нас осталось три линейки учебников, остался реальный и обоснованный выбор.

Мы прекрасно понимаем, что учебники — это бизнес. Причем бизнес на государственные деньги. И президент в этом отношении высказался однозначно: давайте с этим прекращать. Поэтому экспертиза учебников изменится очень сильно. Не будет такого, что издательства сами заказывают, сами готовят, оплачивают экспертизу и сами же «заходят» в школы.

Мы выберем государственную организацию, ответственную за проверку учебников. Конкретные подходы к экспертизе сейчас обсуждаются. Один из возможных вариантов — это система госпошлины.

Когда издательства платят фиксированную сумму за государственную экспертизу. Но эта пошлина ни в коем случае не гарантирует того, что учебник получит «зеленый свет». Государственная экспертиза должна быть максимально объективной.

Она требует и научной, и профессиональной (методической, педагогической), и общественной оценки.

Источник: РГ

От редакции

Каникулы должны быть без домашнего задания?

Источник: //kurer-sreda.ru/2018/12/24/395981-zapretila-zadavat-domashku-na-novyj-god-shkolnikam-ministr-prosveshheniya

Ученик и учитель: У кого больше прав? Не торопитесь с ответом

Имеет ли право учитель задавать домашнее задание больше, чем другим?

Ее автор – заместитель председателя Комитета ГД по образованию и науке, доктор педагогических наук, координатор проекта ОНФ “Равные возможности – детям” Любовь Духанина. В книге простым и доступным языком даются ответы на многие вопросы, которые каждый год родители и педагоги задают юристам, депутатам, общественникам.

Любовь Духанина: Ученики, учителя и родители должны понять, что прав без обязанностей не бывает. Михаил Синицын

Целый раздел посвящен разбору конфликтных ситуаций.

Из него, например, можно узнать, чем занимается комиссия по урегулированию споров в школе, кто защитит педагога от неадекватных родителей и где искать управу на учеников, которые оскорбляют учителя.

Вот один из самых частых вопросов: “Ученик регулярно сквернословит в адрес одноклассников и учителей. Что можно сделать? Можно ли не пускать на урок или перевести на очно-заочную форму обучения?”

Корреспонденты “РГ” проверили: Ранцы школьников в 2-3 раза тяжелее нормы

К сожалению, здесь у школы связаны руки. Можно вызвать родителей, сделать выговор и замечания. А вот не пускать на урок ребенка нельзя, это будет нарушать его право на образование. Перевести на иную форму обучения – тоже невозможно. И только если обучающийся достиг 15 лет, можно поставить вопрос о его отчислении.

Проблемы современной школы, которые были подняты в книге, стали предметом острого разговора экспертов в “РГ”.

– Чего мы ожидаем для наших детей? Доступного, качественного образования. И это право закреплено в Законе “Об образовании в РФ”, – говорит Любовь Духанина. – Общероссийский народный фронт, фонд “Национальные ресурсы образования” раз в полгода проводит исследования о том, как это право реализуется на практике.

И вот, что получается: 33% ребят жалуются, что им не хватает глубоких предметных знаний; 24% испытывают на себе неуважительное, необъективное отношение со стороны учителей; 65 процентам учеников элементарно недостает времени, чтобы нормально подготовиться к урокам.

А 60 процентов детей говорят, что учебный процесс негативно влияет на их здоровье.

По словам эксперта, главное, что сегодня требуется от ребенка – учиться. В законе прописано очень много возможностей: индивидуальные образовательные траектории, элективные и факультативные курсы, семейное, дистанционное, смешанное обучение… А что в жизни?

В 10-11-м классах ученик может заниматься самостоятельно, сдавая в школе только контрольные и экзамены

По данным исследования глобальной образовательной конференции EdCrunch, около 100 тысяч российских школьников не сели за парты в новом учебном году, как раз потому, что их родители предпочли альтернативные формы образования.

– Произошел резкий скачок в сферу семейного образования, – замечает омбудсмен в сфере образования при уполномоченном по защите прав предпринимателей Амет Володарский. – Родители бегут от архаичных стандартов в пользу индивидуального подхода.

Что такое семейное обучение? Если совсем просто: родители всю программу дают детям сами. Чаще – с помощью репетиторов. Причины могут быть самыми разными.

Если ребенок с особенностями здоровья и ему тяжело учиться наравне с другими ребятами – это одна история. Если ребенок одаренный, постоянно готовится к международным олимпиадам и соревнованиям – другая.

Но столь массовый крен в сторону “школы на дому”, как считают эксперты, произошел из-за подготовки к ЕГЭ. И это очень тревожная ситуация.

Дмитрий Медведев посоветовал регионам менять старые школы на новые

– Закон гарантирует право детей на сочетание форм обучения, индивидуальный образовательный трек. Например, на то, чтобы химию и физику можно было посещать в школе, а все остальное изучать дома. Но где вы такое видели? К сожалению, инструментов для реализации этого права сегодня нет. Ребенок либо в школе, либо вне школы. Все.

А чтобы совместить разные формы – на местах не готовы, – говорит заведующий лабораторией образовательного права Института образования НИУ ВШЭ Семен Янкевич. – И здесь же другая большая проблема – компенсации родителям затрат на обучение.

Если ученик идет в школу, государство находит средства на учебники для него, на зарплаты педагогам, оборудование. Если родители занимаются с ребенком дома, они не получают практически ничего.

Сегодня только в Омской области действует достаточно справедливая система – средства передаются родителям, исходя из “полного норматива”, за исключением денег на промежуточную аттестацию. То есть почти столько же, сколько бы получала школа.

– По закону, если у ребенка есть особые потребности, он может учиться и 12, и 13 лет. А успешный школьник может закончить обучение за 10 или 9 лет. Но нормативных документов, как это организовать, нет до сих пор.

Хотя с момента принятия Закона “Об образовании в РФ” прошло уже семь лет, – рассуждает заместитель руководителя аппарата Комитета ГД по образованию и науке Алексей Майоров. – Еще один вопрос – учет достижений, полученных учеником за порогом обычной школы.

Допустим, ребенок занимается в спортивной: почему бы не поставить ему оценку за физкультуру “автоматом”? Или, засчитывать занятия в музыкальной школе на уроках музыки? Москва в последние годы начала это делать. В других регионах ничего подобного нет.

А ведь такая простая вещь разгрузит детей. Но подзаконных актов опять же нет.

Кто платит за учебник

А вот цифра, которая удивит многих: по данным мониторинга ОНФ, школьные учебники покупает каждый третий родитель. И это несмотря на то, что на их закупку регионам выделяются огромные деньги.

– В законе закреплена однозначная норма: учебники бесплатны для каждого ребенка. То есть гарантия закона распространилась пока только на две трети наших учеников, – говорит Любовь Духанина.

– Покупают дидактические материалы 75 процентов родителей, рабочие тетради – 91 процент. Фактически 50 процентов семей, где есть ученики, тратят деньги на ремонт школы, на бумагу, закупку картриджей. Словом, на обустройство.

Это говорит о том, что материально-техническую базу российских школ нам еще развивать и развивать.

Практика показывает: о многих правах школьников их родители даже не догадываются.

– Ежегодно в Рособрнадзор приходит около 15 тысяч обращений по вопросам только общего образования. Жалобы, просьбы, предложения, вопросы… На каждое обращение мы отвечаем, даем разъяснение.

Думаю, у министерства просвещения такая же “картина”, – говорит начальник Управления оценки качества образования и контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов РФ Рособрнадзора Евгений Семченко.

Дело учителей

– Учительство реально нуждается в колоссальной поддержке. Это и вопрос снижения нагрузки, это и вопрос нехватки кадров, и, конечно, уровень заработной платы. 34 процента учителей отвечают, что они имеют сложности даже с покупкой одежды, – отмечает Любовь Духанина. – 10 процентов учителей работают на две и более ставки. 61 процент – более чем на одну ставку.

Что такое одна ставка? Это 18 уроков в неделю. Но при этом есть еще подготовка к занятиям, проверка тетрадей, внеклассная работа и работа с родителями… В некоторых регионах базовая оплата за ставку педагога составляет три-четыре тысячи рублей. Все остальное – надбавки и стимулирующие выплаты, которые начисляются порой по очень сложным и запутанным схемам.

Если школа задает на каникулы 10 параграфов и 33 задачки из учебника, ее должностные лица могут “заработать” реальный штраф – от 10 до 30 тысяч рублей

Педагоги шутят: “На одну ставку есть нечего, на две – некогда”.

Пять процентов учителей признаются, что получают надбавки и стимулирующие выплаты крайне редко. Вообще не получают стимулирующие выплаты и надбавки – 13 процентов.

А 49 процентов учителей, участвующих в проведении экзаменов в 9-м и 11-м классах, признались, что не получили за это никаких доплат.

Кирилл Каллиников/РИА Новости

– Фактически все, что связано с учителем, со школой, регулируется на уровне региона или муниципалитета, – говорит Любовь Духанина. – В том числе зарплаты педагогов.

Например, в Ульяновской области депутаты приняли решение о введении новых должностей: учитель-наставник, учитель-исследователь, учитель-методист. За эти статусы закреплены размеры добавок.

Будем надеяться, что другие регионы реально возьмут пример.

Школьники-“айтишники” получат гранты более чем на 4,6 млрд рублей

По словам экспертов, также необходима и новая система оценки трудозатрат учителя. В современной школе у него появляются обязанности, которых не было раньше. Например, ведение электронного журнала. Никто не провел серьезное исследование, которое бы показало, что электронный журнал облегчил труд педагога. Наоборот, учителя утверждают, что нагрузки только прибавилось. Почему?

Электронные системы работают неустойчиво, и всю информацию приходится дублировать. Если в классе 30 человек и больше, то на заполнение всех форм и отчетов уходит половина рабочего дня. Риски профессионального выгорания – это не пустые слова. И, к сожалению, уход учителя из профессии – уже не редкость.

Подлость собирает лайки

По данным исследования ВШЭ, 70 процентов педагогов хотя бы раз подвергались насилию и травле со стороны учеников. И что особенно тревожно, учителя с тяжелым материальным положением подвергаются буллингу в два раза чаще. Работать в таких условиях никто в педагогических вузах не учит…

Рособрнадзор оценит качество образования в детских садах

Последний прогремевший случай произошел в Красноярске: школьники вставили фото учительницы в порноролик: педагог обратилась в полицию. Какое наказание могут понести учащиеся и какое наказание может применить школа?

– Организовавшие эту травлю люди опозорили прежде всего себя. Если будет доказано, что видео действительно сделали ученики, их родителей могут оштрафовать. Размер штрафа для физических лиц – от 1 до 3 тысяч рублей. Также учитель вправе подать иск на возмещение морального вреда.

А в случае доказательства вины учеников они могут быть поставлены на учет комиссии по делам несовершеннолетних, – говорит Любовь Духанина. – Абсолютно всем: ученикам, родителям, учителям необходимо понимать, что права и ответственность идут бок о бок. Если мы сможем привить это понимание, эту правовую культуру в обществе, тогда мы уйдем от большого количества возникающих конфликтов.

Тогда мы будем понимать и правильно воспитывать наших детей как в стенах школы, так и в наших домах.

Инициатива

В рамках проекта “Равные возможности – детям” Общероссийский народный фронт вместе с фондом “Национальные ресурсы образования” создает интерактивную карту льгот, которые может получить семья с ребенком. Предполагается, что родитель будет указывать регион, статус ребенка, ситуацию, в которой он находится. И ему будет показана вся информация о том, какая компенсация и за что ему полагается.

Знает ли ученик, что…?

– С 6 (!) лет он имеет право на самостоятельное совершение мелких бытовых сделок (например, покупку канцтоваров или продуктов), а также распоряжаться карманными деньгами. В этом возрасте он может пойти в школу. С 8 лет – может участвовать в детских общественных объединениях.

– С 10 лет имеет право дать согласие на изменение своего имени, отчества, фамилии, а также на усыновление или передачу в приемную семью.

– В 14 лет ребенок имеет право устроиться на работу. И распоряжаться не только своей зарплатой, но и отпуском – 31 день в году.

“Учителем года России-2019” стала Лариса Арачашвили из Волгограда

– В 10-11-м классах может самостоятельно осваивать школьную образовательную программу. То есть заниматься без учителей, родителей, репетиторов, сдавая в школе только контрольные работы и экзамены.

“Девять из десяти школьников хотят начать работать еще в период обучения, – говорит Любовь Духанина. – Они рассматривают свой первый практический опыт как возможность попробовать себя в той или иной профессии.

40 процентов из детей говорят нам о том, что хотят иметь деньги на карманные расходы. А 12 процентов детей хотят трудиться, чтобы помогать семье. Почти половина московских старшеклассников работают в каникулы.

Но они не очень довольны той работой, которую им предлагают взрослые: курьеры, разносчики пиццы, уборщики… Дети, с моей точки зрения, обоснованно считают, что они готовы к более интеллектуальному труду.

Могут чинить технику, быть системными администраторами компьютерных сетей на 3-5 компьютеров. Ребята хотят от взрослых более внимательного отношения к себе, к своим способностям”.

Знает ли родитель, что…?

– Школа не вправе не допустить ребенка до занятий, если он пришел без формы или нарушил другие установленные требования к внешнему виду. Это можно рассматривать лишь как основание для применения мер педагогического воздействия.

– Ребенок имеет право учиться в любой российской школе, а не только в ближайшей от дома. Отказать могут только, если в школе нет свободных мест, которые сначала предоставляются тем, кто живет на закрепленной за школой территории. Информацию о вакантных местах школы должны размещать в открытом доступе.

– При приеме в первый класс ребенку не могут отказать из-за того, что он не умеет читать, считать и т.д.

– Домашнее задание (в рамках основной образовательной программы) на каникулы нарушает права ребенка на отдых. Если школа задает на каникулы 10 параграфов и 33 задачки из учебника, ее должностные лица могут “заработать” реальный штраф – от 10 до 30 тысяч рублей.

Знает ли учитель, что…?

– Педагог имеет право на ежегодный удлиненный отпуск и один годичный отпуск раз в десять лет.

– Если работодатель отправляет учителя на курсы повышения квалификации, то обучение для него должно быть бесплатным, с сохранением средней зарплаты и возмещением командировочных расходов.

– Если школу присоединяют к другой, это считается реорганизацией, и уволить педагога не могут.

– Школа должна создать условия для того, чтобы учитель мог отдохнуть и пообедать – перерыв должен составлять не более двух часов и не менее 30 минут. Или же у учителя должна быть возможность обедать в течение дня, например, на переменах, вместе с обучающимися.

– В 2019 году педагоги могут выйти на досрочную пенсию при наличии педагогического стажа в учреждениях для детей не менее 26 лет, в 2020 году – 27 лет, в 2021 году – 28 лет.

Стоимость каждого издания – 297 руб. (включая НДС и пересылку), с получением в редакции (Москва, ул. Правды, д. 24, стр. 4) – 195 руб.

Реквизиты для оплаты: АО “Издательство “Российская газета”, ИНН/КПП 7714010896/771401001, ОКПО 35258640, ОГРН 1057714039228, ПАО Сбербанк, г.

Москва, БИК 044525225, к/с 30101810400000000225, р/с 40702810438000015949. Укажите ваш адрес с индексом и название: “Учителя и ученики”.

Источник: //rg.ru/2019/10/14/uchenik-i-uchitel-u-kogo-bolshe-prav-ne-toropites-s-otvetom.html

Домашние задания в школе — злоупотребление? Не пора ли нам встать на сторону детей?

Имеет ли право учитель задавать домашнее задание больше, чем другим?

Норвежский детский врач заявил, что дети должны играть, а не сидеть дома и делать уроки. Скандинавская общественность остро восприняла слова врача, и в Норвегии разгорелась жаркая дискуссия «Жизнь — это больше, чем домашние задания?». Кто прав и как себя чувствуют российские школьники — рассуждает Виктория Белова.

Вот мнение норвежского доктора С. Фредриксена: «Не злоупотребляйте! Домашнее задание — это нарушение прав человека. Домашние задания посягают на свободное время ребенка. Они уничтожают разницу между школьной жизнью и отдыхом. Они нарушают их сон детей. Это так глупо, — это даже просто больно. «Дети должны играть: Жизнь больше, чем домашние задания. Гораздо больше!»

Как отнеслись к этой точке зрения в Норвегии? Как всегда общество разделилось на два лагеря.

Одни за сохранение домашних заданий в школе, другие — против.

Все признают, что наши дети вынуждены зачастую работать дольше, чем многие взрослые. Тем не менее, взрослые принимают это как должное. Родители должны приходить с работы, а дети должны приносить работу домой, — в виде домашнего задания.

Жесткие рамки острого дефицита свободного времени создаются даже для самых маленьких. Исследования также показывают, что даже студенты получают намного меньше домашнего задания, по сравнению со школьниками. Домашние задания становятся особенно трудными для тех детей, которые не получают помощи родителей, а также не имеют дома большого количества книг и доступа к Интернету.

Обучение выполнению домашних заданий в Норвежской школе происходит под руководством учителя. Норвежская «продленка» существенно отличается от нашей. У нас в группе продленного дня объединено несколько начальных классов, и количество детей достигает 80 и более человек.

На «продленке» наши дети фактически не занимаются выполнением домашних заданий. Преподаватели группы продленного дня вне рамок стандартного урока оказываются беспомощными.

Они заявляют, что основной их задачей является сохранение безопасности детей, и периодический «пересчет их по головам». Это важно, бесспорно, — безопасность важнее всего.

Однако, приходя домой в шесть вечера, дети садятся за уроки.

Между уставшими детьми и усталыми родителями развивается конфликт.

Во второй половине дня дети хотят встретиться с друзьями, посмотреть телевизор, поиграть со своими младшими братьями или сестрами, наконец, — спокойно поужинать со всей семьей. Бремя несделанных уроков в конечном итоге превращается в проблему, которая разрушает семью.

Старшие школьники, особенно те, которые привыкли к детсадовской обстановке на «продленке» начинают откладывать выполнение домашних заданий на вечер. Приход родителей домой не означает, что родители готовы вместе со школьником сесть за уроки.

В школе в результате проверки домашнего задания, возникает конфликт с учителем. Ребенок страдает в любом случае. Если школьник не делает домашних заданий, то страдает от конфликтов со старшими. Если он старательно выполняет, то страдает от переутомления, нарушений сна и психологических проблем.

Известная шутка: отличник — это диагноз, — не лишена оснований.

Что делать? Принять решение серьезно работать в школе и избегать домашних заданий? Создать баланс в повседневной жизни ребенка, и обеспечить помощь учебе ценой отказа от карьеры одного из родителей? Зарабатывать достаточно денег, чтобы нанять гувернантку? Сдавать экзамены экстерном и учиться на дому? Кто возьмет на себя какую-либо ответственность за то, что дети действительно будут учиться? Может быть, родителям самим делать уроки вместо детей, а их отпускать играть со своими друзьями? Деловые качества и будущие способности ребенка организовать себя и свой бизнес в будущем зависят от навыков общения со сверстниками здесь и сейчас.

Как нам обеспечить детям возможность играть? Способны ли мы сами играть с ними? Что думают родители?

«Дети должны играть: Жизнь больше, чем домашние задания. Гораздо больше». С мнением норвежского доктора С.Фредриксена, — трудно не согласиться.

“,”author”:””,”date_published”:”2020-02-02T09:28:00.000Z”,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”//likt590.blogspot.com/2010/12/blog-post.html”,”domain”:”likt590.blogspot.com”,”excerpt”:”Норвежский детский врач заявил, что дети должны играть, а не сидеть дома и делать уроки. Скандинавская общественность остро восприняла слова…”,”word_count”:552,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: //likt590.blogspot.com/2010/12/blog-post.html

Домашнее задание по русскому языку в основной школе

Имеет ли право учитель задавать домашнее задание больше, чем другим?

Домашнее задание по русскому языку в основной школе

Копылова С.А., учитель русского языка и литературы

МБУ «Школа № 73» г. Тольятти

Занятие в школе может только доставить ограниченному рассудку и как бы вдолбить в него все правила, добытые чужим пониманием, но способность правильно пользоваться ими разовьет только домашний самостоятельный труд.

И. Кант

Задавая учащимся на дом задание, учитель может ставить разные цели. Это зависит от типа и вида урока, на котором задание было задано, от типа и вида урока, который следует за домашним заданием.

Это также зависит от содержания учебного материала предыдущего и последующего уроков. Кроме того, поставленные учителем цели могут быть «дальними», т. е. результат выполненного домашнего задания может лечь в основу изучения нового материала по предмету.

Можно представить следующий перечень целей домашнего задания:

• повторение и закрепление материала, изученного на уроке;

• индивидуальное повторение и закрепление учебного материала;

• создание предпосылок к изучению нового материала на уроке;

• развитие творческого потенциала учащихся;

• рост личного потенциала одаренных и высокомотивированных учащихся;

• развитие умений и навыков проектной деятельности- формирование качеств самообразования, в т. ч. проектирования, управления временем.

Домашнее задание выполняет различные функции:

1. Воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Выполнение домашних заданий является одним из видов самостоятельной деятельности, которая развитию у детей ответственности и позитивных учебных привычек, стимулирует развитие индивидуальности каждого ученика, дает ему возможность научиться решать возникающие проблемы. Учащийся, принимающий на себя ответственность за выполнение домашнего задания, сам управляет своим временем, действует независимо, учится учиться.

Если средние по уровню своих способностей ученики проводят за уроками 3-5 часов в неделю, их успехи становятся такими, как у самых способных учеников, которые не выполняют домашних заданий.

Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

2. Одной из главных является функция выравнивания знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

3. Стимулирование познавательного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме. В этом случае колоссальную, положительную роль играют дифференцированные домашние задания.

При организации домашних заданий следует выполнять следующие требования.

Домашняя учебная работа тесно связана с работой на уроке, органически вытекает из прошедшего урока, является его продолжением и готовит последующий урок Не все виды заданий одинаково ценны в качестве домашних в разных конкретных условиях. Поэтому учителю чрезвычайно важно решить вопрос о степени эффективности каждого из них в данном конкретном случае. Необходимость домашнего задания должна быть обоснована. (тщательная продуманность и логика).

Задания не достигают цели, если они чрезвычайно просты и репродуктивны (должны иметь проблемный характер, носить характер вопроса, посильного для самостоятельного решения.

Каждое задание должно иметь трудность, но быть посильным для учащихся. Эту трудность они могут преодолеть при максимальном использовании всех своих способностей и умений (установка на преодоление трудностей учения). Непосильный объем задания порождает хроническое недопонимание, а впоследствии нежелание выполнять домашнее задание.

Задание должно ориентировать учащихся на самостоятельный поиск решений, на использование полученных ранее знаний и навыков в новых условиях (развитие самостоятельности).

В задания должны вводиться вопросы для повторения основных разделов программы (установка на повторение пройденного) (связь с ранее изученным, система в повторении материала).

Задания должны включать в себя вопросы, требующие от ученика умений сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы, применять усвоенные знания в новых ситуациях – формирование универсальных учебных действий.

Разумное чередование разных заданий, тренирующих все виды памяти: зрительную (например, при выполнении упражнений на списывание), слуховую (при составлении устного рассказа), логическую (при оформлении схемы к изученному материалу), образную и эмоциональную (при устном описании предмета, явления).

Задание на дом может быть фронтальным (в интересах всего классного коллектива), дифференцированным по степени трудности (слабых и одаренных), интересам учащихся, индивидуальными (для развития индивидуальных способностей учащихся.

Задание не должно быть однообразным и однотипным. В заданиях должны встречаться нестандартные вопросы, вопросы для предварительного обдумывания, наблюдений (разнообразие заданий: репродуктивного, конструктивного и творческого характера).

Задание по предмету должно быть строго регламентировано и согласовано с заданиями по другим предметам (учет объема заданий).

Задание должно предполагать его проверку, она не обязательно проводится на следующем уроке, может быть отсроченной, рассредоточенной, но должна быть. При помощи контроля учитель воспитывает у учащихся старательность, ответственность, исполнительность в работе (установка на контроль).

Объем домашнего задания

Этот вопрос для детей и многих родителей является мучительным. Часто мы слышим жалобы: дети вместе с родителями могут просидеть весь вечер, выполняя домашнюю работу. Многие родители отмечают, что детям с трудом удается сосредоточенно выполнять задания на протяжении 30-40 минут. Многие связывают это с тем, что учителя задают слишком много или очень сложные задания.

Действительно, одной из причин перегрузки учащихся в школе является большой объем домашнего задания. Современным детям, здоровье которых оставляет желать лучшего, достается колоссальная нагрузка в школе.

Многие устают настолько, что с трудом могут выполнить домашнее задание дома самостоятельно. В некоторых случаях это приводит к тому, что дети игнорируют задания учителя или выполняют их частично.

Вследствие этого у ребёнка появляются плохие отметки, он начинает отставать от программы.

Санитарные правила устанавливают нормативные требования по времени выполнения к общему объему домашнего задания по всем предметам на следующий учебный день. Имеет ли право учитель в первом классе задать на дом: прочитать отрывок из книги, выучить стихотворение, потренироваться в прописи при написании букв или их элементов, сделать упражнение в тетради и т.д.?

Некоторые родители даже настаивают на том, чтобы учитель задавал домашнее задание первоклассникам. В соответствии с СанПиНом это является недопустимым. Учитель может порекомендовать детям выполнить упражнение, но обязать делать домашнюю работу в 1 классе не имеет права. Многие дети с удовольствием выполняют несложные задания педагога, но делать они должны это исключительно по желанию.

Объем заданий должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах):

во 2 – 3 классах – 1,5 ч.,

в 4 – 5 классах – 2 ч.,

в 6 – 8 классах – 2,5 ч.,

в 9 – 11 классах – до 3,5 ч. (п.10.30 СанПиНа).

Объем домашних заданий на устных предметах не должен превышать объема изученного материала на уроке; норма домашнего задания на письменных предметах не более 30% от объема выполняемой работы на уроке.

Следует отметить, что эти нормативы являются примерными. Очень многое зависит от психофизиологических особенностей ребенка, темпа его деятельности. Ученик одного и того же класса может выполнять одно и то же домашнее задание разное количество времени. Кроме того, дети могут отвлекаться на прием пищи, просмотр телевизора, компьютерные игры.

Несмотря на установленные нормативы, бывают случаи превышения объема домашних заданий на несколько часов. Увеличение нагрузки не проходит бесследно: у детей может отмечаться большая распространенность и выраженность нервно-психических нарушений, большая утомляемость, сопровождаемая иммунными дисфункциями, более низкая сопротивляемость болезням.

Правомерно ли задавать домашнее задание на каникулы или выходные дни?

Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник в начальных классах (Письмо Министерства общего и профессионального образования РФ от 22февраля 1999г.№220/11-12 «О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе»). Таким образом, учитель не должен задавать домашнее задание на выходные дни.

Прямого указания на запрет учителю задавать задание на время каникул нет. Но в Конвенции о правах ребенка существует указание на то, что ребенок имеет право на отдых. Каникулы – время отдыха, а не работы над домашним заданием.

Может ли домашнее задание содержать новый материал, который ребенок еще не изучал в школе? В данном случае многое зависит от тех задач, которые ставит учитель. Если педагог хочет, чтобы ребенок закрепил дома материал, который был пройден на уроке, то учитель предлагает учащемуся соответствующий материал для закрепления изученного.

С другой стороны, необходимо стимулировать творческую, исследовательскую активность ребенка. При выполнении подобного рода заданий дети могут столкнуться с новым и ещё неизученным ими материалом для самостоятельного изучения и последующего обсуждения на уроке с учителем. Технология «перевернутый класс» как раз это и предполагает.

Но стоит учитывать индивидуальные особенности учащихся: одним детям это будет посильно, другим нет.

Этап выдачи домашнего задания

Этот этап – составная часть урока, направленная на повышение качества и эффективности полученных знаний.

Лишь при единстве урочной и самостоятельной домашней работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели.

Непременным условием успешного усвоения учащимися программного материала является тщательная подготовка школьников к выполнению домашней работы, руководство ею со стороны учителя.

Домашнее задание разъясняется и задаётся до звонка с урока и должно быть предельно понятно ученикам. Еще на уроке учитель должен быть уверен, что учащиеся знают, что, зачем и как делать дома (ясность задания).

Задания не достигают цели, если к ним не дан соответствующий инструктаж, во 2-7 классах рекомендуется давать образец выполнения отдельных заданий.

В помощь учащимся учитель должен предлагать памятки по выполнению определенных видов домашней работы (как правильно решать задачу; как учить наизусть стихотворение; как подготовить план пересказа; как выполнять работу над ошибками и др.).

Задание, направленное на усвоение материала урока, лучше давать в конце урока. Задание, нацеленное на закрепление какого-либо навыка, лучше давать сразу после упражнений, вырабатывающих этот навык (сделать по образцу). Задание, контролирующее знания учащихся, полезнее давать в начале урока.

Недопустимо, когда домашнее задание дается вскользь, на бегу, после звонка.

Недопустимо, когда плохо подготовленный урок заканчивается выдачей домашнего задания, включающего проработку незаконченного на уроке материала и упражнений к нему (учитель задает дополнительно к запланированному домашнему заданию и то, с чем на уроке не успели познакомиться и отработать).

  • Своевременность фиксации домашнего задания учащимися в дневниках.

  • Своевременность фиксации домашнего задания учителем в электронном журнале.

В классном, электронном журнале в графе «Домашнее задание» учителем записываются содержание задания и характер его выполнения (чтение, пересказ, заучивание наизусть, наблюдение), страницы, номера задач и упражнений.

Записи домашних заданий в дневниках должны быть полными, четкими и безошибочными. Сокращение слов при написании в дневниках должно соответствовать программным требованиям.

Проверка домашнего задания

Проверить выполнение домашнего задания – значит установить факт его выполнения, правильность выполнения, качество (как по содержанию, так и по форме), выявить самостоятельность выполнения, определить приёмы, использованные учащимися при самостоятельной работе дома, в конечном счете определить подготовленность учащихся к усвоению нового материала.

Домашние задания теряют смысл, если их не проверять регулярно.

В зависимости от содержания и задач урока, проверка домашнего задания может осуществляться как в начале (если тема урока является продолжением предыдущей), так и в середине или конце урока.

Её формы необходимо разнообразить. Выбор формы зависит от степени связи домашнего задания, его вида и цели с содержанием урока. Возможные формы проверки:

• фронтальная проверка выполнения упражнения;

• выборочная проверка письменного задания;

• фронтальный опрос по заданию;

• выполнение аналогичного упражнения;

• самопроверка и взаимопроверка выполнения письменного задания;

• опрос по индивидуальным карточкам;

• опрос с вызовом к доске

– проверка с помощью сильных учеников еще до начала урока.

Таким образом, проверка домашнего задания может быть фронтальной и индивидуальной. Нельзя допускать универсализации способов проверки, используя изо дня в день одни и те же. Выход в рациональном использовании всех выше перечисленных способов. Важно не затягивать проверку домашнего задания, что приведет к непродуктивным потерям учебного времени.

Источник: //infourok.ru/domashnee-zadanie-po-russkomu-yaziku-v-osnovnoy-shkole-3172944.html

Криминальный мир
Добавить комментарий