Чему можно научиться
- Права и обязанности школьника (правила поведения учащихся в школе)
- Права и обязанности школьника
- Как приучить детей соблюдать правила школы (советы учителю)
- 25 гениальных идей для каждого учебного заведения
- Обзор интернет-профессий, которым можно обучиться в интернете и зарабатывать удаленно
- Творческие навыки
- Спорт, перфоманс и игры
- Коммуникативные и интеллектуальные навыки
- Другие навыки, которым можно научиться за 3 месяца лета
- Чему научиться: 10 навыков, которые может освоить каждый
Во время обучения дисциплина и порядок имеют большое значение для наиболее эффективного усвоения новых знаний. Когда этим фактом пренебрегают, занятия превращаются в балаган, и учитель тратит драгоценное время не на объяснение нового материала, а на попытки успокоить учеников. Поэтому так важно, чтобы правила поведения в школе соблюдались всеми без исключения.
Права и обязанности школьника
- Права школьника
- Школьные правила поведения в раздевалке
- Правила поведения на уроке
- Как вести себя на перемене
- Правила поведения школьников в столовой
- Как должен вести себя ученик в школьной библиотеке
- Поведение учащихся на школьном дворе
Как приучить детей соблюдать правила школы (советы учителю)
- Установите «Правила ученика» в первый же учебный день
- Постарайтесь не читать нотаций нарушителям дисциплины
- Сами выполняйте установленные в школе правила
- Не отступайте, если ребенок продолжает нарушать школьные правила
- Найдите способы мотивировать на хорошее поведение учащихся в школе
Некоторые родители считают, что воспитание детей полностью должно лежать на плечах учителей. Однако это неверная точка зрения, так как воспитание в первую очередь начинается дома. Еще будучи дошкольниками и готовясь пойти в первый класс, дети должны быть знакомы по крайней мере с элементарными правилами этикета, например, что нужно здороваться со взрослыми (конкретно в школе – с учителями).
Начиная с первого дня в школе, дети будут ежедневно сталкиваться с определенными требованиями, и, по мере привыкания к учебному процессу, правила поведения учащихся в школе будут лишь ужесточаться. Чтобы школьникам было легче запомнить, как вести себя в школе, и придерживаться правил, им нужно рассказывать не только об их обязанностях, но и об их правах.
Права школьника
Когда человеку известны его права, он охотнее выполняет свои обязанности. То же самое касается и детей. Поэтому прежде чем обязывать ребенка соблюдать правила школы, ему следует рассказать, какими правами он обладает.
Права ребенка в школе:
- В первую очередь, все дети имеют право на бесплатное образование. Чтобы донести до детей важность этого права, можно рассказать им об эпохе Средневековья, когда образование было уделом знати. Теперь же у каждого есть возможность получить качественное образование и развить свой потенциал.
- Из предыдущего права ученика вытекает следующее: школьники вправе посещать занятия даже в том случае, если они не подготовлены к уроку или явились с опозданием. Учитель может лишь сделать школьнику замечание, но выгонять его с урока запрещено, ведь так учитель отнимает у ребенка право получать знания. Если же такое произошло, ученик может пожаловаться директору школы.
- Кроме того, каждый школьник имеет право на дополнительную помощь учителя. Бывает, что новый материал оказался для ученика слишком сложным, или же ученик пропустил несколько уроков по болезни. В таких случаях любой школьник может обратиться к учителю за помощью.
- Также ученики имеют право получать оценки исключительно за свои знания и умения. Если учитель нарушает это право, ученик со своими родителями может пожаловаться директору школы.
- Школьники могут не ходить на факультативные занятия. Они не входят в обязательную программу министерства образования, а вводятся внутри школы, поэтому учащиеся могут посещать их по своему желанию.
- Также школьникам не обязательно сдавать деньги на различные нужды школы, если они учатся в государственном учреждении. Классный руководитель вправе посоветовать родителям сдать деньги, но заставлять их он не может.
- Наконец, ученики могут не принимать участие во всякого рода субботниках, так как принудительный труд несовершеннолетних запрещен законом. Поэтому учеников могут попросить поучаствовать в подобных школьных мероприятиях, но не превращать это в вынужденный труд.
Источник: https://radostivsem.ru/chemu-mozhno-nauchitsya/
Учитель следит за тобой
К обязанностям классного руководителя добавилась еще одна — слежка за учениками. Редакция «Таких Дел» получила вчера копию приказа об этом
В московской школе № 2120 учителей обязали следить за своими учениками в социальных сетях. Объяснение крайне размытое: «профилактика негативных явлений». Наш корреспондент поговорил с преподавателями из этой школы и выяснил, как они относятся к новой инициативе властей, зачем и кому необходимы такие меры, а также чем они вредны.
«ПРИКАЗЫВАЮ:
1.1 считать, что предупреждение вовлечения несовершеннолетних в неформальные объединения — приоритетная задача профилактики негативных проявлений. В рамках данной профилактической работы руководствоваться Алгоритмом проведения мониторинга социальных сетей по выявлению фактов вовлечения несовершеннолетних в деятельность асоциальных сообществ».
В переводе с чиновничьего языка на человеческий это означает, что в столичной школе № 2120 классные руководители отныне обязаны следить за своими учениками в социальных сетях.
Приказ под красивым номером 100-О (его копия есть в распоряжении редакции «ТД»), который это регламентирует, вышел 17 октября этого года.
А его напечатанная версия, которую должны прочитать и подписать учителя, появилась лишь вчера — 23 октября.
Корреспондент «Таких Дел» поговорил с двумя классными руководителями из школы № 2120 – Анной и Ириной (имена изменены по их просьбе). Они рассказали, что впервые об этом приказе стало известно еще в начале месяца, 2 октября, когда состоялась встреча с юристом (не школьным, вероятно из Департамента образования. — Прим. «ТД»).
Пока неизвестно, распространяется ли эта практика на остальные школы и иные учебные заведения Москвы и другие субъекты страны. Но проект постановления «Об антитеррористической защищенности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» был опубликован еще в апреле 2014 года.
Уже три года назад Министерство образования и науки РФ предложило образовательным учреждениям следить за интернет-активностью преподавателей и учеников и анализировать их персональные сайты и страницы в сети. Тогда это преподносилось как защита от террористической угрозы, сейчас — как профилактика асоциальной деятельности.
Формулировки разные, метод один — слежка.
Загадочный «Алгоритм»
По словам Анны и Ирины, руководство школы сообщило преподавателям, что теперь их обязанностью, которую обещали прописать даже в рабочем договоре, будет ведение «профилактического мониторинга» активности их учеников во всех популярных социальных сетях: «ВКонтакте», , Instagram, «».
Классные руководители будут отслеживать: в какие группы вступают учащиеся, что они вывешивают на своих стенах, кого добавляют в друзья. Что должны делать учителя, если ученик, например, вступил в закрытую группу или секретный чат, неизвестно. Вдобавок с «Алгоритмом проведения мониторинга» их пока никто не ознакомил.
Вообще сейчас вопросов существенно больше, чем ответов.
«Их не волнует, как мы будем это делать. Приказ разрабатывали люди, которые не в курсе, как все происходит, — говорит Анна. — Ведь те же группы могут носить одно название, а суть иметь другую.
Допустим, вступил ребенок в группу, где фанатеют и практикуют удушения, а она называется «Ромашка». Учитель и не знает, что в ней происходит.
Если ребенок случайно задушит себя, то виноват в конечном счете будет классный руководитель, потому что должен был проконтролировать».
«Подразумевается, что ежедневно какое-то количество времени мы должны это делать, — размышляет Ирина. — Может быть, с помощью какой-то программы.
Если что-то показалось подозрительным, то, наверное, нужно в первую очередь сообщать родителям, потом соцпедагогам.
Может быть, под подпись, что родитель предупрежден, то есть переложить информацию и ответственность на плечи родителей. Но это мое личное мнение».
Из учителей сделать стрелочников
Анна рассказывает, что пока преподаватели к нововведениям относятся негативно, думают о последствиях, в том числе возмущаются, что будут тратить свое время.
«На мой взгляд, власть просто хочет найти стрелочника, — продолжает преподаватель.
— Она не может обеспечить нормальный уровень жизни, нормальную занятость молодежи, нормальную детскую среду, видит в интернете угрозу и не хочет нести ответственность за любые последствия — нужно просто свалить на кого-то вину. И почему мы должны вторгаться в частную жизнь школьников? У них должно быть где-то свободное место».
Анна ничего ранее не слышала о подобной практике в школах, но полагает, что этот приказ может быть во всех российских школах, и связывает это с громкими историями «групп смерти» и «синих китов».
Так как в приказе нет указаний, с какого возраста учащихся нужно начинать следить за ними, то можно предположить, что классных руководителей всех возрастов заставят стать коллективным «Большим Братом».
Слежка — не дело учителя
Источник: https://takiedela.ru/2017/10/shkolnaya-slezhka/
Что делать если тебя обидела одноклассница. Ребенка обижают в школе одноклассники, что делать родителям
Школьная пора – довольно сложный период в жизни ребенка. Он получает большой объем информации, учится не только правильно писать и быстро считать, но и строить отношения со сверстниками и взаимодействовать в детском коллективе. Конфликтов в учебном заведении избежать практически невозможно.
Если в школе обижают ребенка, что делать его родителям, чтобы не усугубить ситуацию, а помочь чаду справиться с маленькими агрессорами? Кто виноват в том, что неуверенные в себе мальчики и девочки превращаются в жертв одноклассников или учеников старших классов? Куда жаловаться, если ребенка обижают в школе?
Какие дети становятся изгоями
Взаимоотношения ровесников друг с другом не всегда бывают дружескими. В детском коллективе довольно часто находится малыш, который становится объектом насмешек, оскорблений и травли.
Многие считают, что объектом травли может стать человек с физическими или социальными отличиями от общей массы. Это мнение ошибочно.
Насмехаться, дразнить и унижать могут любого мальчика или девочку, узнав о его жизни подробности, подрывающие репутацию.
Обижают ребенка в школе по следующим причинам:
- видят нерешительность и слабость. Апатичные и сомневающиеся дети, чья самооценка чрезмерно занижена, подвергаются нападкам чаще остальных.
- Происхождение из неблагополучной семьи. Дети в школе часто высмеивают неопрятность, неаккуратность, плохую одежду ровесников.
- Слабая успеваемость. Двоечники редко пользуются авторитетом, над ними смеются и дети, и учителя.
- Внешние недостатки. Полные мальчики, слишком высокие девочки, малыши с физическими патологиями развития или банальными веснушки часто слышат неприятные шутки в свой адрес.
Что творят в школе? Изгоя могут избить, унизить вербально, постоянно дразнить его недостатками, высмеивать в больших компаниях и не принимать в массовые игры.
Для маленькой жертвы школьные обиды могут иметь печальные последствия во взрослой жизни, поэтому нуждаются в незамедлительном решении.
Если ребенка обижают в школе, что делать родителям? Необходимо разобраться в конфликтной ситуации и причинах ее возникновения, подключив классного руководителя и родственников обидчика.
Как понять, что сына или дочь обижают в учебном заведении
Не у всех детей складываются доверительные взаимоотношения с отцом и матерью. Школьники не могут откровенно рассказать о проблемных ситуациях, с которыми столкнулись в классе, и надеяться на понимание взрослых.
Повествование будет слишком унизительным и снова переживать неприятные эмоции просто не хочется.
Внимательные родители сразу поймут, что дети в школе недоброжелательно относятся и обижают их дочь или сына, понаблюдав за поведением отпрыска.
Явными признаками травли являются:
- нежелание школьника посещать учебное заведение;
- поиск причин, которые позволят остаться дома, в том числе жалобы на плохое самочувствие;
- снижение успеваемости;
- малыш приходит из школы в подавленном настроении, он часто расстроен по будням, но весел в выходные дни;
- возвращается домой без канцелярских принадлежностей или с испорченными тетрадями;
- на обуви или рюкзаке видны следы грязи, одежда порвана.
На вопросы взрослых ребенок дает односложные ответы, закрывается, отказывается разговаривать или устраивает бурные истерики. На этом этапе важно поговорить с чадом откровенно, в спокойном тоне и без эмоций, пытаясь выяснить причины конфликта.
Не стоит сразу же поднимать все школьное руководство «на уши» и устраивать масштабное разбирательство – это не решит проблему, а лишь больше снизит авторитет школьника-жертвы.
Что делать, если в школе обижают одноклассники, чтобы не травмировать своего ребенка? Необходимо воспитать в крохе внутренний стержень, чувство собственного достоинства и уверенность в своих силах. Необходимо доходчиво объяснить, что делать, если тебя унижают в классе.
Если он сможет противостоять обидчикам самостоятельно, то во взрослой жизни не будет пасовать перед трудностями.
Для мам и пап родной ребенок всегда остается самым лучшим. Однако чтобы помочь ему действительно эффективно, необходимо адекватно оценивать его достоинства и недостатки, и попытаться превратить слабые стороны в сильные. Когда самостоятельно понять, что предпринимать,если ребенка обижают в школе не получается, советы психолога помогут разобраться и принять правильное решение.
- Поговорите по душам. Не акцентируйте внимание на оценках и учебе, расспросите о чувствах, которые испытывает маленькая личность. Зачастую, корень проблем в общении со сверстниками кроется в семейных взаимоотношениях. Если ребенок, даже имея дефекты речи или внешности, будет уверен, что его любят и всегда поддержат, он не будет поддаваться на агрессию ровесников. Те дети, которые в семье также подвергаются насилию и насмешкам, в обществе не смогут противостоять обидчикам.
- Гнобят в школе за внешний вид? С раннего возраста приучайте малыша соблюдать личную гигиену, следить за опрятностью вещей и беречь их. Выделите деньги из семейного бюджета на поход в парикмахерскую и покупку модной одежды или кроссовок, при этом объясните отпрыску, что не наряды украшают человека, а его поступки.
- Что делать, если ребенка в школе обзывают? Поговорите с классным руководителем – человеком, который видит ситуацию изнутри. Узнайте, кто и почему обзывает вашего сына или дочку, возможно, они сами провоцируют конфликт, подначивая одноклассников. Иногда ребенка не принимают в компанию, если у него нет модной игрушки, которой играют все дети вокруг, поэтому его авторитет очень низок.
- Бьют ребенка в школе, что делать? Самолично устраивать расправу не стоит. Попросите педагога организовать встречу родителей виновного и пострадавшего, чтобы совместно разобраться в конфликте, обговорить его последствия и дальнейшие действия.
- Запишите ребенка в спортивную секцию. Грамотные тренера научат бороться с обидчиками, не прибегая к физической силе, воспитают в мальчиках и девочках лидерские качества и уверенность в своих возможностях.
Что делать, если издеваются одноклассники, а отпрыск молчит? Некоторое время понаблюдайте за развитием ситуации со стороны. Возможно, школьник хочет самостоятельно дать отпор обидчикам, без помощи взрослых. Дайте ему шанс разобраться в своих возможностях и поверить в собственные силы. Только так он приобретет авторитет среди сверстников, а не позорную славу ябеды.
Где искать помощь в сложных случаях
Бывает, что конфликт между детьми приобретает очень серьезный характер. Если ребенка избили в школе, куда обратиться за помощью? Когда речь идет о чрезмерной детской жестокости, которая не несет физический вред, но предусматривает постоянное преследование и унижение, проблему следует решать на уровне директора учебного заведения.
Куда обратиться, если ребенка обижают в школе и пустые насмешки перешли в угрозы или применение физической силы? Административными школьными мерами в таком случае не обойтись. Следует отправляться в полицию, чтобы не допустить развития безнаказанности, которая плавно перетечет во вседозволенность. После привлечения людей в погонах, надругательства моментально прекращаются.
Вам может быть интересно:
Издевательства в школе — драматичное и неприятное осложнение школьной жизни, оставляющее душевные шрамы. Как узнать, что ребенка обижают в школе и что делать в этом случае?
Источник: https://nashlider.ru/chto-delat-esli-tebya-obidela-odnoklassnica-rebenka-obizhayut-v.html
Учитель и соцсети: правила выживания
На днях журналистка и мать троих детей напомнила родителям, что учитель — тоже человек и имеет право на личное пространство без сообщений из школьных чатов. Еще сложнее — с социальными сетями. Казалось бы, и тут на учителя распространяются те же правила и законы, что на остальных.
Однако почему-то именно учителям постоянно приходится оправдываться перед начальством и родителями школьников за контент, выложенный на личных страницах. Попробуем разобраться: чего учителю действительно лучше не публиковать в интернете, а какие требования окружающих можно игнорировать.
И можно ли, вообще, жить в интернет-пространстве без лишних неприятностей.
Интернет как поле битвы
Согласно прошлогоднему исследованию Академии Касперского, 90 % педагогов используют социальные сети в личных целях, 73 % из них добавляют своих учеников в «друзья». Школьники, как правило, не против онлайн-общения с педагогом.
Им приятно видеть в вас не только человека с мелом у доски, но и личность с интересными, а порой и необычными увлечениями. Проблемы возникают в основном с администрациями школ и родителями. Недовольство контентом, который выкладывает учитель, порой становится причиной публичных конфликтов.
Да и само обсуждение рабочих вопросов в онлайн-режиме превращается в обмен колкостями. Иногда доходит до абсурда. Минувшей зимой, например, директор одной из школ Хабаровска запретил учителям-предметникам и классным руководителям «участвовать в контакте социальных сетей с родителями и учениками».
Директор объяснил своё решение необходимостью уйти от многочисленных конфликтов, которые то и дело вспыхивают в соцсетях. Приказ, правда, вскоре пришлось отменить.
Ничто не мешает учителю использовать соцсети только в личных целях и закрыть доступ к своей странице всем, кроме мужа и лучшей подруги. Однако таких людей, вероятно, меньшинство.
Если смотреть на вещи объективно, то общение с учениками в соцсетях тоже может стать дополнительным инструментом воспитания в образовательном процессе. По такому пути пошла, например, учитель истории и обществознания из Новосибирска Елена Вервейн.
Она решила стимулировать интерес школьников к истории с помощью викторин в Instagram.
Поэтому, отключив лишние эмоции, попробуем разобраться, как выжить в онлайн-пространстве с наименьшими репутационными рисками.
В рамках закона
Правила поведения в социальных сетях построены по тому же принципу, что и в оффлайне: нельзя делать то, что запрещено законом.
Основные требования к наполнению любого сайта, в том числе страницы в соцсети, содержатся в федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», а также в законах «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», «О противодействии экстремистской деятельности». Противоправный контент — это пропаганда преступлений, экстремизма, наркотиков, детская порнография, любые формы интернет-мошенничества, а также программно-технические угрозы и публикация персональных данных, полученных незаконным путем. Иными словами — все то, чего мы, скорее всего, и не найдем на личных страницах учителей. Но есть законы, на которых стоит остановиться подробнее.
Согласно российскому законодательству, контент, не имеющий аналогов, защищен авторским правом. Правообладатель может обратиться в суд, если считает, что понес ущерб от использования кем-то его произведения. И пусть маловероятно, что именно публикация на вашей личной странице вызовет недовольство, лучше всегда давать ссылки на источник публикуемого контента хотя бы из вежливости.
Конституция и Гражданский кодекс РФ запрещают распространение информации о частной жизни человека, в том числе фотографий, без его согласия.
Если речь идет о фотографиях детей, то перед публикацией нужно получить письменное согласие родителей.
Такое согласие не требуется, если фотография используется в государственных или общественных интересах, если съемка проходила на публичных мероприятиях (например, во время школьного концерта) и ребенок не является главным объектом на фото.
Правила выживания
Как показывает практика, одно только соблюдение законов не гарантирует спокойной жизни в соцсетях. Чтобы обезопасить себя от конфликтов и нападок в сети, а также сделать свою страницу интереснее, можно следовать простым советам.
- Установите правила. Напишите «верхний пост» о том, что можно, а чего нельзя делать на вашей странице. Например, недопустимы личные оскорбления, троллинг, использование бранных слов и выражений. Так вы во-первых обозначите рамки культурного общения, а во-вторых продемонстрируете окружающим, что строго следите за контентом.
- Ограничьте персональную информацию и доступ к постам с личным содержанием. Персональные данные можно закрыть для всеобщего доступа и разрешить их просмотр только тем, кого вы выберете сами. Нет ничего страшного в том, что вы скроете ото всех свое хобби, фотографии с прошлого отпуска и семейное положение. Это исключительно ваша личная жизнь.
- Не отмечайтесь на всех фото, выложенных друзьями. Лучше не спеша просмотреть снимки и выбрать те, где отсутствует потенциальный компромат. Остальные попросите удалить.
- Не пытайтесь решать реальные проблемы с помощью соцсетей. Если возник конфликт или недопонимание, лучше позвонить человеку или встретиться с ним, чем устраивать троллинг в соцсетях. Именно попытки разобраться во всем, сидя у компьютера, приводят к многочисленным конфликтам в интернете.
- Не выходите в онлайн в плохом настроении. Человек так устроен, что ему проще выплеснуть в соцсеть негативные эмоции, чем позитивные. Поэтому лучше подождать, когда эмоции улягутся.
- Публикуйте информацию об ошибках своих учеников только с их согласия. Если ученик сделал в задаче или диктанте забавную ошибку, о которой хочется рассказать в соцсетях, спросите школьника, можно ли это сделать, чтобы случайно не поставить его в неловкое положение. Здесь действуют уже не юридические нормы, а обычная вежливость и уважение.
- Размещайте полезную информацию. Это могут быть ссылки на всевозможные школьные паблики, статьи по детской психологии, примеры заданий для ЕГЭ. Словом, все то, что может помочь вашим ученикам и их родителям.
- Старайтесь писать позитивные посты в соцсетях. Это, во-первых, поднимет настроение вашим подписчикам, а во-вторых, привлечет новых читателей.
Все это хорошо, но что делать, когда вы увлеклись аргентинским танго, а администрация школы настоятельно рекомендует «не выходить за рамки» и писать исключительно о подготовке к ЕГЭ? Если к тому же ваши хореографические пристрастия вдруг не разделяют бдительные родители, ситуация действительно может выйти из-под контроля. Чтобы этого не допустить, можно разделить личный и рабочий контент и завести второй аккаунт в соцсети. На одной странице вы сможете делиться с близкими друзьями и родственниками своими хобби, постить фотографии в шортах и писать о личном. Второй аккаунт можно полностью посвятить ЕГЭ, ФГОСам и общению с учениками.
Единого верного для всех ответа на вопрос «Как выжить в соцсети?» еще, к сожалению, не придумали. Но сократить количество негатива в онлайне в наших силах. И помогут нам в этом общие для всех правовые и этические нормы.
Источник: https://pedsovet.org/beta/article/ucitel-i-socseti-pravila-vyzivania
Какие права у родителей школьников?
На вопросы родителей ответила заместитель начальника управления общего среднего образования Министерства образования Республики Беларусь Валентина МАЕВСКАЯ.
- – Могут ли моего сына за прогулы оставить на второй год? На каком вообще основании ученика могут оставлять на второй год? В. Пыркова, Брест
– Еженедельно классный руководитель обязан отмечать в дневнике учащегося пропуски уроков, тем самым своевременно информируя родителей о посещении их детьми школы.
Учащиеся, пропустившие более 45 учебных дней, могут быть оставлены на повторный год обучения. Такое решение принимает педагогический совет общеобразовательного учреждения.
Данная норма закреплена в Правилах проведения аттестации учащихся общеобразовательных учреждений.
- – Моему ребенку постоянно ставят плохие отметки за ведение дневника, как он ни старается вести все записи аккуратно. Правильно ли поступает классный руководитель? Рита, Минск
– Порядок ведения дневников учащихся определен Инструкцией о порядке формирования культуры устной и письменной речи. В данном документе сказано, что дневники должны вестись аккуратно, разборчивым почерком. Домашние задания записываются по тем предметам, по которым они задаются. Отметки за ведение дневника не выставляются.
Учитель обязан, выставляя отметку в классный журнал, одновременно выставить ее в дневник учащегося и заверить подписью. Классный руководитель должен следить за правильностью записей в дневнике, в конце каждой недели отмечать количество пропущенных уроков, при необходимости записывать замечания на соответствующей странице дневника.
- – Может ли класс учиться во вторую смену второй год подряд? Л. Кириленко, Полоцк
– Санитарными правилами и нормами определен перечень классов, которые могут обучаться во вторую смену: это 3-4-е, 6-8-е классы. Оптимизация сети общеобразовательных учреждений, организация подвоза учащихся к месту их учебы позволяют организовать образовательный процесс преимущественно в одну смену. В две смены работают 22,9 % учреждений (в прошлом учебном году этот процент составлял 24,3%).
Деньги в руки не давать!
- – Попечительский совет школы принял решение, что родители учеников должны ежемесячно вносить на нужды школы определенную сумму денег. Правомерно ли это? Как создать попечительский совет и каким образом он осуществляет финансовую деятельность? Регина, Минск
– Финансовые средства попечительского совета формируются из добровольных пожертвований юридических и физических лиц на спецсчет учреждения образования.
Еще раз подчеркну: средства должны быть добровольными. Ни в коем случае попечительский совет не может устанавливать какую-то сумму для пополнения счета.
Решение о создании попечительского совета принимается советом (педагогическим советом) учреждения образования. Попечительский совет организует свою работу на основании устава учреждения образования и Положения о попечительском совете учреждения образования.
Основной целью деятельности попечительского совета является содействие учреждению образования в осуществлении его уставных функций, объединение усилий государственных и общественных организаций, трудовых коллективов, отдельных граждан, направленных на укрепление учебно-материальной базы, охрану здоровья, развитие способностей и талантов воспитываемых и обучающихся в учреждении образования, создание благоприятных условий для воспитания, учебы, труда и отдыха детей, учащихся, преподавательского состава и других работников.
В состав попечительского совета могут входить представители государственных органов, органов местного самоуправления, организаций различных форм собственности, предпринимательских и научных кругов, средств массовой информации, общественных объединений и ассоциаций, в том числе и зарубежных, педагогические работники, обучающиеся и воспитанники, их родители, иные лица, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии учреждения образования.
Членами попечительского совета могут быть юридические лица, которые действуют через своих представителей.
Представители юридического лица принимают участие в работе попечительского совета на основании своих служебных полномочий или доверенности.
Решение о приеме в члены попечительского совета принимается большинством его членов и утверждается решением совета (педагогического) учреждения образования.
- – Какими нормативными документами регулируется оказание дополнительных образовательных услуг? Может ли школа оказывать платные услуги? Елена, Молодечно
– Конечно. Платные образовательные услуги оказываются в соответствии с постановлением Совмина № 1376, которым утвержден перечень образовательных услуг, которые может оказывать школа. Заключается договор между руководителем учреждения и родителем, в котором прописываются права и обязанности сторон.
Платные образовательные услуги оказываются за рамками часов учебного времени. И в перечне платных образовательных услуг есть такой пункт как «репетиторство». А вот факультативы должны быть все бесплатными. Например, для учащихся 10-11-х классах предусмотрено 11 часов факультативных занятий.
- – Имеет ли школа право собирать с родителей деньги на ремонт класса? Светлана Геннадьевна
– Не имеет. Все средства, которые поступают от родителей, должны отправляться на спецсчет общеобразовательного учреждения абсолютно добровольно. Каждый родитель перечисляет столько, сколько считает нужным.
Психология отношений
- – Кто разрешает конфликты между учителями и учениками? Моя дочь говорит, что ее оскорбил учитель, но педагог все отрицает. А. Федорова, Минск
– В штате общеобразовательного учреждения есть педагог-психолог, и все вопросы, касающиеся взаимоотношений ученика и учителя, учеников между собой, должен регулировать именно этот специалист. Он может проводить коррекционную работу по сплочению класса, разъяснять учителю какие-то особенности того или иного ученика.
Педагог-психолог призван не допускать создания подобных ситуаций в школе. За все, что происходит в учреждении образования, ответственность несет руководитель, и вы можете обратиться к нему за разрешением вопроса.
- – Могут ли родители учеников класса требовать отстранения педагога от классного руководства? Т. Корзун, Лида
– Нет. Родители могут обратиться к руководителю учреждения и выразить ему какие-то претензии к классному руководителю, но окончательное решение о назначении или освобождении его от этих обязанностей все равно останется за директором.
- – Хочу перевести своего сына на семейное обучение с середины учебного года по семейным обстоятельствам. Как это сделать? Леонид, Минск
– Вы, скорее всего, имеете в виду обучение по индивидуальному учебному плану. В положении о школе сказано, что по индивидуальному учебному плану могут обучаться учащиеся как по всем учебным предметам, так и по отдельным. Решение принимают родители.
Как правило, заявление на обучение по индивидуальному учебному плану подается до 31 августа текущего года. В отдельных случаях перевод на индивидуальное обучение может осуществляться и в течение учебного года.
Решением педагогического совета утверждается учебный план индивидуального обучения, который соответствует плану школы, и определяются сроки и форма проведения аттестации.
Вопросы питания
- – Является ли обязательным для всех учащихся питание, организованное в школьной столовой? Какое питание платное, а какое бесплатное? А. Лынько, Новогрудок
– В целях сохранения здоровья учащихся Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами установлено, что учащиеся должны получать пищу через 3,5 – 4 часа.
В этой связи родители и педагоги должны быть заинтересованы в том, чтобы в общеобразовательных учреждениях дети получали горячий завтрак или обед, а учащиеся, посещающие группы продленного дня, – двух- (трех-) разовое питание в зависимости от длительности пребывания.
Вместе с тем родители имеют право отказаться от горячего питания для своего ребенка, написав заявление на имя директора школы с указанием причины отказа и возможности обеспечения полноценным питанием (приобретение продукции, реализуемой в школьных буфетах и кафе, прием пищи дома во время больших перемен и другое). Учащиеся, для которых не предусмотрено питание за счет средств бюджета, обеспечиваются питанием за наличный расчет по меню свободного выбора.
- – Насколько обоснованы цены на школьные обеды в Минске (23 тысячи рублей в неделю) и в Витебске (10 тысяч рублей в неделю), если набор блюд один и тот же, а иногда даже более выигрышный? Анна Зайцева, Витебск
– В целях упорядочения вопросов ценообразования на школьное питание постановлением Министерства экономики и Министерства образования от 6 января 2005 г.
№ 2/1 утверждена Инструкция об особенностях формирования цен на продукцию питания, производимую и реализуемую в столовых учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.
Стоимость питания в столовых общеобразовательных учреждений определяется с учетом утвержденных рационов питания и рассчитанных в соответствии с вышеназванной Инструкцией розничных (продажных) цен на конкретные блюда и виды продукции.
- – Мы недавно стали многодетной семьей и получили бесплатное питание. Почему «бесплатников» кормят отдельно от остальных детей? А. Хотина, Минск
– Все дети должны питаться вместе со своим классом, и, конечно, выделять эту категорию нецелесообразно, потому что прием пищи у разных классов проходит в разное время.
Экзамены и переходы
- – Планируется ли усовершенствовать процесс проведения переводных экзаменов из 4-го класса в 5-й в гимназиях? Может, планируется его как-то смягчить? Ведь для ребенка это большой стресс. У меня ребенок сейчас учится в 3-м классе гимназии и уже боится, что может «не сдать», а значит, стать хуже остальных детей. И еще вопрос: вступительные экзамены едины для всех гимназий? Инна, Гродно
– Начальная школа – это не гимназия. Гимназия функционирует с 5-го по 11-й классы. Для учащихся 4-х классов, желающих продолжить обучение в гимназии, проводятся не переводные экзамены, а вступительные испытания.
В гимназию могут поступать дети, обучающиеся как в данном учебном учреждении, так и из других учреждений образования. Сегодня вступительные испытания проходят в привычной для учащихся форме: диктант и контрольная работа. Поэтому стрессовых ситуаций не должно быть. Все зависит от того, как родители и школа настроят ребенка.
Необходимо создать благоприятные условия при проведении вступительных испытаний в гимназию, чтобы ребенок чувствовал себя комфортно.
Создана межведомственная комиссия под руководством Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, академика Анатолия Рубинова, которой поручено изучить вопросы деятельности гимназий, в том числе необходимость приема в 5-е классы на основе проведения вступительных испытаний. По результатам работы комиссии будут приняты соответствующие решения.
Задания для вступительных испытаний готовятся единые на уровне каждой области и Минска. В каждом регионе эти задания свои, но они соответствуют программе 4-го класса.
- – Как регулируется вопрос занятий физкультурой детей в специальной и подготовительной группах здоровья? Петр, Минск
– Ежегодно до 1 сентября на основании медицинских справок о состоянии здоровья должно проводиться распределение учащихся на группы для проведения уроков физической культуры: основная, подготовительная, специальная, лечебной физкультуры.
Уроки с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к подготовительной группе, проводятся вместе с основной группой согласно рекомендации врача.
Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к специальной группе, должны проводиться отдельно от уроков физической культуры учителями, прошедшими специальную подготовку. Наполняемость специальной группы не должна превышать 8-12 человек в каждой группе. Если школа может организовать одновременно проведение занятий для учащихся основной и спецмедгруппы, то это тоже разрешается.
Занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к группе лечебной физкультуры, должны проводиться медицинским работником, прошедшим подготовку по лечебной физической культуре, в оборудованных для этих целей помещениях организаций здравоохранения или общеобразовательных учреждений.
Регламентируется это санитарными правилами и нормами, утвержденными Министерством здравоохранения в 2010 году.
- – Хотим перевести дочь в школу другого района Минска. Нам могут отказать в этом? М. Станкевич
– Прием в порядке перевода учащихся с одного общеобразовательного учреждения в другое для обучения в соответствующем классе на ступенях общего среднего образования осуществляется на основании заявления его законных представителей при наличии свободных ученических мест.
Общеобразовательное учреждение, где обучался учащийся, не должно препятствовать переводу ученика в другое общеобразовательное учреждение.
- – За счет каких часов осуществляется деление классов на группы при изучении иностранного языка? Дмитрий, Брест
– Деление на 3 группы осуществляется за счет дополнительных часов.
Например, в школе по типовому учебному плану 3 учебных часа на иностранный язык и плюс еще на деление необходимо предусмотреть 6 учебных часов (3+3).
Итого на один класс на изучение иностранного языка выделяется 9 учебных часов. Таков принцип расчета часов на изучение иностранного языка во всех типах общеобразовательных учреждений.
В случае, когда в классе невозможно сформировать группы для изучения иностранного языка так, чтобы в каждой было не менее 6 учащихся, деление может осуществляться за счет часов факультативных занятий.
Например, в классе 10 или 11 учащихся Это одна группа для изучения иностранного языка, но общеобразовательное учреждение может принять решение о делении на 2 группы за счет часов, предусмотренных на проведение факультативных занятий.
Источник: http://www.aif.by/press-centr/articlpress/kakie_prava_u_roditeley_shkolnikov_
Права школьника: защитите своего ребенка!
О том, как вести себя родителям, если в школе возникла конфликтная ситуация, рассказывает адвокат Юлия Никифорова.
Закон «Об образовании» в 41 статье, пункте 1 очень четко прописывает, что именно на школу ложится ответственность по оказанию первичной медико-санитарной помощи. И если ребенку стало плохо, то учитель обязан незамедлительно вызвать медсестру или проводить ученика в процедурный кабинет.
Ребенку могут дать воды, обработать рану йодом или зеленкой, дать понюхать нашатырный спирт. Медсестра без врачебного осмотра не имеет права давать ребенку какие-то серьезные медикаменты. И если школьнику не становится лучше, преподаватель обязан немедленно вызвать скорую помощь и проконтролировать, что учащийся будет доставлен в медицинское учреждение.
При этом необходимо, чтобы кто-либо из представителей школы сопровождал ребенка.
На учителя также ложится обязанность выяснить, почему ребенку стало плохо или определить виновного. И, конечно же, в срочном порядке оповестить родителей о произошедшем телефонным звонком.
В такой ситуации не существует отговорок вроде «мы не дозвонились», «как же отправлять ребенка в больницу без ведома родителей», ведь в случае ухудшения состоянии ребенка или летального исхода вся ответственность (вплоть до уголовной) ляжет на директора школы.
Учитель обязан быть внимателен к жалобам учащихся на здоровье, не отпускать ребенка из школы, если ему стало плохо: может быть внутренняя травма, ушиб, перелом, растяжение. Осложнение может возникнуть потом, а виновен будет преподаватель, проигнорировавший жалобу учащегося.
ТРАВМА В ШКОЛЕ
Чаще всего травмы случаются из-за драк или на уроках физкультуры. В последнем случае отвечать придется даже не учителю, а школе: статья 1068 Гражданского кодекса РФ гласит, что вред, причиненный работником при исполнении трудовых обязанностей, возмещает работодатель.
Поэтому в данном случае именно школа должна возместить родителям расходы на лечение ребенка. Если травма случилась в результате драки или агрессивного поведения одного из детей, то опять же виновен будет учитель, поскольку он, как представитель школы, обязан предпринять все меры и не допустить причинение даже самого незначительного вреда здоровью учащихся.
Согласно ст. 1068 ГК РФ, родители должны предъявлять претензии не учителю, а школе.
https://www.youtube.com/watch?v=2z8G3ylskDg
Любая неприятность, случившаяся в школе в часы учебного процесса, ложится на плечи руководства. И даже если ребята отпросились с уроков и на территории школы устроили потасовку, виноваты будут преподаватель и директор, а материально — школа.
Если причинен вред здоровью ребенка или моральный ущерб, родители могут предъявить иск к администрации школы о возмещении физического и морального вреда.
Но в этом случае они должны будут доказать, что в действиях их ребенка не содержится прямой вины. Конкретные виновники найдены — требуйте возмещения вреда.
Схема простая: необходимо обратиться в школу и отдел образования. В Москве телефон Горячей линии
Минобрнауки 8 (499) 553−0963. Если же мирным путем вопрос не решается, то необходимо обратиться в суд. У вас есть все факты причиненного вреда, есть расходы, вызванные повреждением здоровья ребенка.
Пункт 1 статьи 1085 ГК РФ относит к расходам, вызванным повреждением здоровья: расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, если установлено, что потерпевший нуждается в этих видах помощи и ухода и не имеет права на их бесплатное получение.
ВАЖНО! В некоторых школах есть практика использования магнитных карточек, с помощью которых учащиеся входят в школу или покидают ее. И если, предположим, драка между учащимися произошла даже рядом со школьным крыльцом, но ребенок уже покинул школу (о чем свидетельствует магнитный пропуск), учителя ответственности не несут. Внимательно читайте Устав учебного заведения!
РЕБЕНКА В ШКОЛЕ ТРАВЯТ ДЕТИ
Ответственность за то, что происходит в стенах школы, лежит на директоре школы и педагоге. Все словесные оскорбления, травля ребенка другими учащимися, порча его вещей и тому подобное нарушение прав школьника — это зона ответственности школы.
Однако в последнее время все чаще приходится слышать жалобы на оскорбления в соцсетях, а это уже — ответственность родителей.
К сожалению, в российском законодательстве больше не существует статьи 130 Уголовного кодекса «Оскорбление личности», к которой можно было прибегать, если ребенка оскорбляют в соцсетях или фотографируют в нелицеприятных ситуациях и отправляют фото общим знакомым. Но никто не отменял мер воздействия с помощью школы или через родителей.
Обязательно объясните ситуацию классному руководителю и попросите принять меры. Нелишне будет пообщаться и с родителями таких детей и объяснить, что вы готовы написать заявление в полицию, и ребят (даже девочек) поставят на учет, а это отметка в характеристике при дальнейшей учебе и поступлении. Убеждения не помогают — пишите заявление в полицию.
В какое ведомство обращаться по поводу нарушения прав детей, детально прописано в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
В случаях, когда дети, например, при помощи фотошопа прилепляют голову девочки к телу порноактрисы и вывешивают свое «творчество» в соцсетях, чем могут довести ребенка до нервного срыва или самоубийства, помните, что существует статья 128.1. УК РФ «Клевета».
И здесь закон очень суров финансово. Родителям следует обязательно обратиться к нотариусу и сделать скриншоты этих «произведений», заверяя через нотариуса этот публичный источник. Затем обратиться в полицию и через суд требовать уголовного преследования.
РЕБЕНКА ОСКОРБЛЯЕТ ПЕДАГОГ
Учитель не имеет права оскорблять ребенка. Ни словесно, ни тем более действием, например, не пустив его на праздник или дойдя до рукоприкладства — это указано в ФЗ «Об образовании».
В таких ситуациях сразу же обращайтесь к директору школы и на Горячую линию Минобрнауки, в том числе, оставьте и письменное заявление на сайте Минобрнауки (минобрнауки.рф/обратная-связь/ форма). Соберите от других родителей заявления о недопустимом поведении учителя и требуйте замены преподавателя.
До тех пор, пока родители не вмешались в ситуацию, ребенок имеет полное право не выслушивать оскорбления в свой адрес, а в вежливой форме попросить разрешения покинуть класс и обратиться к директору с жалобой. Неплохо, если ребенок запишет оскорбления на диктофон.
Во‑ первых, родители поверят ребенку, что оскорбления имели место быть, а во-вторых, эта запись будет существенным аргументом в общении с директором школы.
Запись не надо показывать педагогу, угрожая расправой, но следует обязательно обратиться к директору и требовать или выговор для такого педагога, или же его отстранения и замены. Имейте в виду, что ни видео-, ни аудиозапись не может быть доказательством в гражданском суде — потребуется ая экспертиза.
Объясните ребенку его права в школе, но также укажите, что на оскорбления педагога нельзя отвечать тем же, всегда надо быть вежливым и корректным.
ПРОИЗОШЛА КРАЖА
Если в школе случилась кража, учитель не имеет права досматривать школьника, которого он может подозревать. Это прерогатива только сотрудников полиции. Именно их незамедлительно и следует вызвать для проведения досмотра и оперативно-розыскных мероприятий.
Учитель может только попросить добровольно продемонстрировать содержимое сумки или портфеля, или же вызвать родителей и попросить это сделать в их присутствии, но ученик вправе проигнорировать эту просьбу.
Ведь может быть так, что украденную вещь ребенку подбросили в сумку, поэтому досмотров без полиции и родителей несовершеннолетнего быть не должно.
Желая избежать подобных ситуаций, педагоги обычно дают родителям совет, к которому стоит прислушаться: давайте ребенку вещи попроще, покупайте недорогие телефоны и, тем более, у ребенка в школе не должно быть драгоценностей. Это важно для защиты прав школьника. fotoimedia.
Источник: https://www.goodhouse.ru/family_and_children/education/prava-shkolnika-zashchitite-svoego-rebenka/