Что грозит моей карьере, если выхожу замуж за человека с судимостью?

Судимость: клеймо на всю жизнь?

Что грозит моей карьере, если выхожу замуж за человека с судимостью?

Мы довольно часто можем слышать такие фразы, как «работать-то негде!» или «думаешь, так просто найти нормальную работу?». Многие остаются сидеть дома или от отчаяния трудоустраиваются хоть куда-то, лишь бы платили.

Конкуренция растет постоянно, хотя бы из-за тех же мигрантов и приезжих из близлежащих поселков и городов.

В общем, бывает, что и законопослушным гражданам тяжело приходится, а что же тогда говорить о судьбах бывших заключенных?

Все мы люди, и все порой ошибаемся. Однако кто-то переходит допустимые границы, обеспечивая себе не самое прекрасное будущее, которое отражается как на личной жизни, так и на карьере.

Люди, привлекавшиеся к уголовной ответственности и побывавшие в местах не столь отдаленных, приобретают предвзятое отношение к себе на всю жизнь.

Как же быть человеку, переступившему закон, но желающему вернуться к нормальной жизни? Ему ведь тоже надо на что-то жить. Или опять идти воровать и убивать?

Устраиваясь на работу, конечно, можно просто скрыть неприятные факты биографии, тем более что в паспорт не ставят никаких отметок о судимости. Но в наше время работадателю не так уж и сложно узнать необходимую информацию о подчиненном. С 2007 года МВД России создало единые базы данных, в которые включены фамилии всех судимых страны.

Согласно закону Российской Федерации, человек с погашенной судимостью формально перед законом чист и имеет право претендовать на любую работу наравне со всеми остальными гражданами.

Вот только руководители организаций и предприятий не спешат помочь в реализации данного права.

Кстати, последние имеют основания таким соискателям отказать исходя из внутренних инструкций и личных опасений.

Естественно, работодатель не озвучит судимость в качестве причины отказа или увольнения, так как за это, согласно Трудовому кодексу РФ, на него можно будет подать в суд и восстановиться на работе либо получить денежное возмещение за моральный ущерб.

Но отказать соискателю можно в том случае, если работодатель прописал в официальных правилах компании не нанимать ранее судимых граждан.

Либо в том случае, если данная должность для бывшего осужденного под запретом навсегда или же должно пройти некоторое время после снятия его судимости.

Как показывает практика, большинство работадателей не будет нанимать ранее судимых людей (кстати, многое зависит еще и от тяжести совершенного преступления) и не захочет возиться с ними, так как, безусловно, это риск. Но все же много и тех, кто дает шанс и приглядывает за такими необычными работниками на испытательном сроке.

Валентина Федерягина, начальник отдела центра занятости по работе с гражданами, особо нуждающимися в социальной защите и испытывающими трудности в поиске работы:
— Проблема по трудоустройству бывших осужденных, конечно, существует. Но здесь все в первую очередь зависит от желания самого человека. Все условия труда есть, согласно закону.

Ранее судимые имеют возможность получить образование, выучиться на определенную специальность, повысить квалификацию. Сейчас уровень безработицы в Иркутске не высок, существует достаточно много различных вакансий, есть из чего выбирать. В первую очередь, конечно, это рабочие вакансии, которыми многие осужденные граждане овладевают еще будучи не на свободе.

Мы со своей стороны проводим необходимые мероприятия: ездим в колонии, предоставляем осужденным банк вакансий, где они имеют возможность посмотреть информацию о том, куда могут обратиться, о специальностях, вакансиях, необходимых документах и так далее. У нас там есть даже свои информационные киоски.

Поэтому, когда человек выходит из тюрьмы, он уже имеет представление, куда ему обращаться.

https://www.youtube.com/watch?v=ETyQj0kdRaM

Если с судимостью, порой, не просто получить работу по причине многих правовых ограничений, то даже после ее снятия человек получает ряд последствий. Такого гражданина, согласно Трудовому кодексу РФ, уже не возьмут на работу медицинские и образовательные учреждения, в прокуратуру, полицию и в некоторые другие структуры. Ему будет сложно получить кредит или загранпаспорт.

Предубеждения по поводу людей, имевших судимость, есть практически у всех людей. Почему-то общество не дает право на ошибку, считает, что человек не может измениться. А так ли это?

Наверняка многие смотрели прекрасный фильм «Побег из Шоушенка», где все действо разворачивается в тюрьме. Вспоминается эпизод, когда один из заключенных «отмотал» свой срок и вышел на свободу.

Теперь он порядочный человек, аккуратно одевается, снимает себе скромную квартирку и, наконец, пытается найти работу. Максимум, что ему удается, так это устроиться помощником на кассе в одном из супермаркетов.

Но в итоге хватает его ненадолго, и он пытается свести счеты с жизнью.

Конечно, просидев в тюрьме много лет, уже тяжело вернуться к устоям нормальной жизни. Так может и надо помогать таким людям? Иначе можно ожидать того, что они вновь пойдут на преступление, получат срок и, в конце концов, станут частью тюремной системы.

Эльвира Ширяева, психолог:
— Ко мне обращаются люди, которые имели или имеют судимость, но чаще всего по каким-то своим личным моментам, а не по рабочим. Они достаточно быстро адаптируются, социализируются. Очень многие из них трудоустроены.

По опыту своей практики я вижу, что люди, даже отбывшие наказание, могут быть адекватными и запросто вести нормальную жизнь. Здесь все зависит от нравственности человека. Если он действительно хочет, он исправится.

Выросшие же в криминальной среде, конечно, в редких случаях встают на путь исправления, но есть и такие. Вообще, наше общество не толерантно к таким людям, также как и к некоторым национальностям или людям с ограниченными возможностями.

На них косо смотрят, их обсуждают, критикуют. Таким образом, общество изолирует их в некую группу.

Если все же ранее судимый человек, несмотря на тяжесть его преступления, хочет вернуться к нормальной жизни, то для начала ему стоит устраиваться на работу в небольшие компании и на рядовые должности.

В дальнейшем же можно подняться по карьерной лестнице и искать работу в более крупных фирмах, а может даже открыть собственное дело, зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель.

В статусе ИП будет проще сотрудничать с другими учреждениями.

Если бывшему осужденному все-таки не удается найти работу, то он может обратиться в службу занятости. Если и там не помогут, то он имеет полное право получать пособие по безработице.

Но на самом же деле, даже при наличии судимости можно найти работу. Кто ищет, тот всегда найдет.

Фото с сайтов: pravo.ru, news.bbcimg.co.uk, www.anaparegion.ru, vmurmanske.ru

Источник: https://www.irk.ru/news/articles/20121116/conviction/

Трудовой кодекс – глава 11. заключение трудового договора

Что грозит моей карьере, если выхожу замуж за человека с судимостью?

– Глава 11. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА

Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

В случаях получения общего образования, либо продолжения освоения основной общеобразовательной программы общего образования по иной, чем очная, форме обучения, либо оставления в соответствии с федеральным законом общеобразовательного учреждения трудовой договор могут заключать лица, достигшие возраста пятнадцати лет для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью.С согласия одного из родителей и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с учащимся, достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и не нарушающего процесса обучения.В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Статья 64. Гарантии при заключении трудового договора

Запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, возраста, места жительства (в том числе наличия или отсутствия регистрации по месту жительства или пребывания), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.Запрещается отказывать в заключении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.Запрещается отказывать в заключении трудового договора работникам, приглашенным в письменной форме на работу в порядке перевода от другого работодателя, в течение одного месяца со дня увольнения с прежнего места работы.По требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме.Отказ в заключении трудового договора может быть обжалован в суд.

Статья 64.1. Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими

Граждане, замещавшие должности, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, после увольнения с государственной или муниципальной службы в течение двух лет обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Статья 65. Документы, предъявляемые при заключении трудового договора

При заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю:паспорт или иной документ, удостоверяющий личность;трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор заключается впервые или работник поступает на работу на условиях совместительства;страховое свидетельство государственного пенсионного страхования;документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу;документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки.В отдельных случаях с учетом специфики работы настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации может предусматриваться необходимость предъявления при заключении трудового договора дополнительных документов.Запрещается требовать от лица, поступающего на работу, документы помимо предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.При заключении трудового договора впервые трудовая книжка и страховое свидетельство государственного пенсионного страхования оформляются работодателем.В случае отсутствия у лица, поступающего на работу, трудовой книжки в связи с ее утратой, повреждением или по иной причине работодатель обязан по письменному заявлению этого лица (с указанием причины отсутствия трудовой книжки) оформить новую трудовую книжку.(часть пятая введена Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 66. Трудовая книжка

Трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Работодатель (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.(часть третья в ред. Федерального закона от 30.06.

2006 N 90-ФЗ) В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Сведения о взысканиях в трудовую книжку не вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является увольнение.По желанию работника сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.Часть шестая утратила силу. – Федеральный закон от 30.06.2006 N 90-ФЗ.

Статья 67. Форма трудового договора

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр трудового договора передается работнику, другой хранится у работодателя.

Получение работником экземпляра трудового договора должно подтверждаться подписью работника на экземпляре трудового договора, хранящемся у работодателя.

Трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя.

При фактическом допущении работника к работе работодатель обязан оформить с ним трудовой договор в письменной форме не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения работника к работе.

При заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.

Статья 68. Оформление приема на работу

Прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора. приказа (распоряжения) работодателя должно соответствовать условиям заключенного трудового договора.

Приказ (распоряжение) работодателя о приеме на работу объявляется работнику под роспись в трехдневный срок со дня фактического начала работы. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежаще заверенную копию указанного приказа (распоряжения).

При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными нормативными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника, коллективным договором.(часть третья в ред.

Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 69. Медицинский осмотр (обследование) при заключении трудового договора

Обязательному предварительному медицинскому осмотру (обследованию) при заключении трудового договора подлежат лица, не достигшие возраста восемнадцати лет, а также иные лица в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Статья 70. Испытание при приеме на работу

При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе.Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания.

В случае когда работник фактически допущен к работе без оформления трудового договора (часть вторая статьи 67 настоящего Кодекса), условие об испытании может быть включено в трудовой договор, только если стороны оформили его в виде отдельного соглашения до начала работы.

В период испытания на работника распространяются положения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашений, локальных нормативных актов.

Испытание при приеме на работу не устанавливается для:лиц, избранных по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до полутора лет;лиц, не достигших возраста восемнадцати лет;лиц, окончивших имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования и впервые поступающих на работу по полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения;лиц, избранных на выборную должность на оплачиваемую работу;лиц, приглашенных на работу в порядке перевода от другого работодателя по согласованию между работодателями;лиц, заключающих трудовой договор на срок до двух месяцев;иных лиц в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором.Срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций – шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.При заключении трудового договора на срок от двух до шести месяцев испытание не может превышать двух недель.В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности работника и другие периоды, когда он фактически отсутствовал на работе.

Статья 71. Результат испытания при приеме на работу

При неудовлетворительном результате испытания работодатель имеет право до истечения срока испытания расторгнуть трудовой договор с работником, предупредив его об этом в письменной форме не позднее чем за три дня с указанием причин, послуживших основанием для признания этого работника не выдержавшим испытание.

Решение работодателя работник имеет право обжаловать в суд.При неудовлетворительном результате испытания расторжение трудового договора производится без учета мнения соответствующего профсоюзного органа и без выплаты выходного пособия.

Если срок испытания истек, а работник продолжает работу, то он считается выдержавшим испытание и последующее расторжение трудового договора допускается только на общих основаниях.

Если в период испытания работник придет к выводу, что предложенная ему работа не является для него подходящей, то он имеет право расторгнуть трудовой договор по собственному желанию, предупредив об этом работодателя в письменной форме за три дня. trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_glava_11.html

16.08.2019 – Лариса Григорьева

Источник: https://trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_glava_11.html

Я замужем за заключенным и не жалею об этом: история жены зека

Что грозит моей карьере, если выхожу замуж за человека с судимостью?

«Вокруг столько нормальных мужчин, а ты выбрала его», — говорили мне подруги, когда узнавали, что мой муж — заключенный. Я ждала его из тюрьмы 2 года, в том числе будучи беременной первым ребенком.

Он каждый день звонил оттуда, спрашивал, как я, чем питаюсь. Но никто не верил в нашу с ним любовь.

Все думали, что он бросит меня, как только выйдет или снова «загремит на нары», — рассказывает Алина, которая в свое время вышла замуж за заключенного.

О том, как познакомилась со своим мужем-заключенным и какие трудности пережила, в интервью K-News рассказала бишкекчанка Алина (имя изменено — Прим.ред.).

Илья и Алина познакомились почти 7 лет назад. Он сидел в тюрьме за разбойное ограбление, а Алина только закончила школу.

«В 2011 году знакомились через СМС-чаты, их еще крутили по телеканалам. Ну, помните, да? По НБТ или MTV. Я сидела дома и решила написать по одному объявлению. Просто случайно выбрала первый попавшийся номер. Написала «Привет! Я Алина. Давайте дружить?» В ту же секунду мне перезвонили.

На том конце провода я услышала приятный голос, который внушал спокойствие и доверие. Мне казалось, этот мужчина должен работать на радио или телевидении. Сразу разговорились и решили созваниваться каждый день. Я, наверное, две недели ждала, когда же он позовет меня на свидание. Но от него не было никакой инициативы.

Когда я сама не вытерпела и предложила встретиться, только тогда он признался, что сидит в тюрьме. Я была в шоке. Меня как-будто молнией ударило. Я очень долго «переваривала» его слова и не могла ни звука произнести. Он тоже молчал… Я не верила своим ушам, подумала — шутка. В итоге он сказал «Я понял тебя. Больше не буду звонить» и повесил трубку.

За две недели нашего с ним общения я так привыкла к его звонкам. Мне было приятно с ним разговаривать, у нас было много общего. Буквально через два дня я перезвонила ему. Поговорили с ним вроде как прежде, но все равно было напряжение в нашем разговоре.

Он спросил «Неужели тебе не важно, что я в тюрьме?» На тот момент я не задумывалась, во что может перерасти наше общение. Я ответила, что мы же просто общаемся. Честно, я думала, что мы ограничимся только разговорами по телефону», — вспоминает Алина.

Илья пригласил Алину на свидание в тюрьму через полгода общения.

«Мы полгода просто болтали по телефону. Я узнала о нем все – то, что он живет только с сестрой, поскольку отец умер еще в детстве, а мама скончалась от инфаркта, когда посадили Илью. Мы видели друг друга только на фотографиях. Я подругам рассказала, что у меня появился тюремный друг.

Они предостерегали меня, пугали, что зеки могут «выкачивать» деньги, прикрываясь отношениями, что они хорошие психологи и могут управлять мной. А мне просто нравилось с ним общаться. Да и он сам тоже мне нравился. В конце лета он предложил увидеться, и я согласилась. Когда приехала в колонию, мне было страшно.

Везде люди в форме, собаки, другие ожидающие свидание лица. Меня завели в комнату для свиданий, а потом привели его… Я даже не помню, как все прошло, но поняла, что влюбилась в него. С этого момента я часто ездила к нему. Через год он предложил пожениться. Конечно, это безумие, но я согласилась.

Я ведь его любила сильно. На радостях я все рассказала подругам. Они, конечно, не поддержали меня тогда. Да и родители были не в курсе о том, что я скоро выхожу замуж. На церемонии бракосочетания присутствовали только я, он, сотрудница ЗАГСа и конвой. До освобождения ему оставалось 2 года.

Как жене, мне давали длительные свидания», — рассказала она.

Через год после свадьбы Алина забеременела. Тогда ей пришлось рассказать родителям всю правду.

«Конечно, родители отругали и даже избили меня. Сказали, чтобы я сделала аборт и развелась с мужем. Мне тогда ничего не оставалось, кроме как сбежать из дома. Родственники Ильи знали о нас и поддерживали, поэтому его сестра мне с  удовольствием разрешила жить у нее. Отец искал меня по всему городу, звонил всем моим друзьям и знакомым.

Примерно через неделю он написал СМС, что они готовы принять меня с моим ребенком, лишь бы я вернулась домой. Я вернулась, но упрекать за то, что вышла замуж за заключенного, близкие не прекратили. Родители были уверены, что Илья бросит меня с ребенком или снова «загремит» в тюрьму. Я пыталась им объяснить, что это не так.

Ведь он каждый день звонил, беспокоился за меня, следил за моим питанием и режимом. В январе 2013 года у нас родилась прекрасная дочь, через 4 месяца освободили моего мужа. Я познакомила его с родителями. Они уже к этому времени смирились с той мыслью, что я замужем за заключенным, и приняли Илью.

Мы переехали к мужу и начали жить полноценной жизнью», — говорит Алина.

Однако у молодой семьи начались другие проблемы. Илья не мог устроиться на работу из-за судимости, они жили на зарплату сестры.

«Денег не хватало ни на что. Мы буквально голодали, чтобы прокормить ребенка. Как только узнавали, что у Ильи судимость за ограбление, даже грузчиком не брали. В итоге мы взяли кредит, заложили дом и открыли маленькую СТО. Первое время в месяц он приносил домой всего 3-4 тыс. сомов. Позже я устроилась продавщицей в магазин, и нам, конечно, стало легче.

Не скажу, что сейчас все идет гладко, но жить можно. У мужа стабильный доход, но большинство денег он отдает за кредит. Возможно, мне повезло с ним. Я много читала про таких, как я, которые вышли замуж за заключенного. У кого-то муж «мотает» по 2-3 срока, кого-то бросили. Конечно, были сомнения, но получилось как получилось.

Я ни о чем не жалею», — заключила Алина.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Архив новостей Выберите месяц Февраль 2020 Январь 2020 Декабрь 2019 Ноябрь 2019 Октябрь 2019 Сентябрь 2019 Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Апрель 2014 Март 2014 Февраль 2014 Январь 2014 Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012 Июнь 2012 Май 2012 Апрель 2012 Март 2012 Февраль 2012 Январь 2012 Декабрь 2011 Ноябрь 2011 Октябрь 2011 Сентябрь 2011 Август 2011 Июль 2011 Июнь 2011

Источник: https://knews.kg/2017/10/24/ya-zamuzhem-za-zaklyuchennym-i-ne-zhaleyu-ob-etom-istoriya-zheny-zeka/

Пресса | МТЮЗ / Московский Театр Юного Зрителя | Страница 2

Что грозит моей карьере, если выхожу замуж за человека с судимостью?

Шутка «куда девалось солнышко? оно, конечно, умерло!» может и не имеет прямого отношения к детскому спектаклю, выпущенному Гинкасом по сказке собственного сочинения минувшей осенью в пространстве «флигеля» (тем более что я туда так до сих пор и не дошел, судить не берусь), но его творчество в целом она характеризует, пусть и в иронической формулировке, довольно точно. Кажется, после «Дамы с собачкой» — то есть за полтора десятка лет — у Гинкаса не было спектаклей без «летального исхода», за исключением «Кто боится Вирджинии Вулф?», где никто не умирал, если не считать, правда, гибели сына героев (но воображаемого, придуманного) и родителей Джорджа (что опять-таки было давно и неправда). Некую «незавершенность» сюжета восполняет новая постановка Гинкаса по Олби, которую легко воспринять как своего рода «сиквел», хотя сюжетно пьесы «Кто боится Вирджинии Вулф?» (1961-62) и «Все кончено» (1971) не связаны никак.

«Все кончено» когда-то шла в советском МХАТе 1970-х с участием «легендарных стариков», есть запись 1980 года, где персонажами Олби можно видеть Марка Исааковича Прудкина, Ангелину Иосифовну Степанову, Марию Ивановну Бабанову, Михаила Пантелеймоновича Болдумана и др.

Но про Степановну с Бабановной в связи с премьерой Гинкаса спокойнее, ей-богу, не вспоминать, а вот от ассоциаций с «Вирджинией Вулф» не уйти.

Премьера «Кто боится Вирджинии Вулф?» состоялась больше двух лет назад, но я пересматривал спектакль — в четвертый раз уже — сравнительно недавно, в начале осени, и аккурат накануне умер автор пьесы:

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3427458.html

У героев «Кто боится Вирджинии Вулф?» не было — и «не могло быть» (уж почему, о том можно толковать отдельно) детей. У героя «Все кончено, который умирает, есть сын и дочь, а помимо жены еще и любовница.

При этом роль жены опять досталась Ольге Демидовой, а вот ее партнер по «Вирджинии Вулф» Игорь Гордин в спектакле не занят вовсе, и учитывая статус Гордина в программных постановках Гинкаса, отсутствие актера — факт почти столь же знаковый, как и его присутствие.

Не говоря уже о том, что «Все кончено» вписался в ровно то же пространство, что и «Вирджиния Вулф» — буквально: то же фойе, те же розовые стены и зеленые портьеры, те же кожаные кресла и диваны, чуть иначе расставленные, и даже черно-белая абстракция на правой — от лестницы — стене обнаруживается на прежнем, привычном месте, под лампой-подсветкой.

Разве что пьют здесь не виски со льдом, а кофе из термоса, поэтому барная стойка отсутствует, зато в центре пространства размещается большой квадратный стол, больше похожий, впрочем, на музейную витрину за счет углубления в столешнице, покрытой оргстеклом. Музыкальное сопровождение снова сведено к минимуму, несколько раз включается фонограмма 18-й сонаты Шуберта — и все.

Доходящий до аскетизма минимализм проявляется не только в оформлении, но и в способе актерского существования, и в этом направлении мэтр Гинкас с его классической школой режиссуры и полувековым опытом где-то парадоксально сближается стилистически с самыми радикальными новейшими формами т.н. «пост-драматического» театра. А за счет еще и тождественности проблематики, и и даже внешних сюжетных параллелей «Все кончено» Гинкаса обнаруживает сходство, к примеру, с «Юбилеем ювелира» Богомолова —

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3040183.html
http://users.livejournal.com/-arlekin-/3040493.html

— вплоть до того, что там и тут непременно какая-нибудь глухая старая свинья, улучив наиболее проникновенный, тишайший момент, зашипит из пятого ряда: «Я не слышу ничего!» И пускай Кама Миронович сколько угодно думает, что Богомолов — это не театр, общего между ними — именно между этими двумя — гораздо больше, чем оба, вероятно, полагают.

Только у Гинкаса внешняя отточенная, почти до «стерильности» форма все-таки наполняется, помимо рационального, концептуального, патологоанатомического понимания природы человека, еще и эмоциональным, психологическим содержанием, не ограничиваясь постановкой вопроса, обозначением темы, решением ее через внешние, знаковые детали.

И все-таки вопросы — одни и те же, универсальные.

Человек смертен, и смерть рядом, она рядом всегда, вне связи с возрастом и здоровьем — это ведь не секрет, а общеизвестная истина, не так ли? Почему же невозможно к смерти подготовиться, как получается, что она оказывается неожиданной? Рядом с умирающим в пьесе Олби собрались близкие — жена, давно оставленная нынешним без пяти минут покойником ради любовницы, эта самая любовница, взрослые сын и дочь, друг-адвокат, он же любовник брошенной жены, семейный врач, пользовавший еще родителей умирающего… Долго-долго они ждут смерти того, кто находится за стенкой, пугаются при вестях о временной остановки сердца, как будто и надеются на лучший исход, попутно выясняя отношения друг с другом в настоящем и в прошлом, а объявит врач «все кончено» — и пьеса даже не завершается, но обрывается внезапно.

Дочь в панике от того, что у отцовского смертного одра помимо ее матери присутствует женщина, которая его от нее увела — но «она нам своя», объясняет жена. Ее любовник-адвокат тоже на месте и при деле — ради этой связи он бросил свою жену, та спилась и сошла с ума.

Любовница похоронила двух собственных мужей… — вообще смертей в пьесе много, начиная с того, что сиделка — а она тут самая посторонняя, и та чувствует себя как дома — вспоминает аж про «Титаник».

Ну положим «Титаник» — образ хрестоматийный, считай мифологический; но в пьесе Олби, и как раз в тексте роли Сиделки, встречаются еще реалии, привязывающие действие к конкретному историческому периоду — упоминаются, например, Кеннеди, хотя и фамилия Кеннеди каждому да что-то говорит нынче, вот с Мартином Лютером Кингом уже сложнее, с папой Иоанном Двадцать Третьим и подавно — однако Гинкас, сделавший порядочно купюр в «Кто боится Вирджинии Вулф?», касающихся сходной конкретики (культурной, географической, исторической), в тексте «Все кончено» такого рода детали не трогает, оставляет. Пьеса и с ними слишком схематична, она в чем-то схожа с символистскими драмами начала 20-го века (упоминание Метерлинка в первых строках дает подсказку), в чем-то с французским абсурдом середины века — Гинкасу абсурд ближе символизма, и беспросветно-мрачное, в чтении попросту муторное сочинение Олби у него местами больше смахивает на комедию, как и «Вирджиния Вулф»).

То есть схематизм образов, ущербность драматургии режиссер эксплуатирует как осмысленный стилистический прием (я не считаю, что такой подход предполагался автором). Другое дело, что не всем актерам с легкостью удается удерживать свою энергию в жестком графичном рисунке, предложенном режиссером.

Сложнее остальных — исполнителям мужских возрастных персонажей, Игорю Ясуловичу-Врачу и особенно Валерию Баринову-Другу, Баринову так и вовсе негде развернутся, и его многоцветная палитра постоянно просвечивает через режиссерский черно-белый фильтр.

Молодым проще в том плане, что их персонажи и по сюжету пьесы, и по замыслу постановщика явно меньше скованы, так что нервный сын «хипстерского», как сказали бы сегодня, типажа (Илья Смирнов, в альтернативном составе — Арсений Кудряшов) и склонная к эскападам дочка (Анна Ежова, в очередь — София Сливина) в естественном проявлении эмоций не стесняются. А когда дочь в финале первого акта впустит скопившихся у дома фоторепортеров («покойник» — человек богатый, знаменитый, даром что и безымянный, как все действующие лица пьесы), относительная монотонность интонаций и статика мизансцен вдруг взорвутся, само пространство разомкнется, трансформируется — придут в движение боковые зрительские трибуны (где я обычно сижу на «Вирджинии Вулф», но на премьере «Все кончено» мое место оказалось по центру «стационарного» первого ряда), поедут вместе с сидящими на них, ворвутся, как черти, репортеры-массовка с аппаратами — однако спустя четвертьчасовой перерыв к началу второго акта снова и предметы на месте, и персонажи, и течение времени ожидания конца восстановлено.

, а с годами может быть и единственная актуальная для Гинкаса тема — предел, поставленный человеку, наложенный на него обществом, природой, Богом, собственными комплексами. Гинкас говорил, отталкиваясь от воспоминаний детства в Вильнюсском гетто, что пределы он осознал очень рано — и очень жесткие: «Геке не разрешает» (Геке — начальник гетто):

http://users.livejournal.com/-arlekin-/3305848.html

А экзистенциальное назначение человека — пределы преодолевать. Но смерть — единственный предел, с которым человек ничего не может поделать, и до сих пор.

Даже пол современные технологии помогают менять, даже возраст если уж не уменьшать, то внешне скрадывать; можно отказаться от семьи, сменить гражданство и место жительства, отречься от нации — сколько мы видим, к примеру, перешедших из комсомольцев в православие евреев, воцерковляющихся, записывающихся в казаки, причем, как водится, сразу в есаулы, и поучающих всех вокруг, сколь велика Россия, до чего же прекрасно быть русским и что никак нельзя было бы выжить без Сталина?! Однако умирать придется и им — они словно забыли про это, но Геке про них не забыл. И вот в спектакле «Все кончено» около трех часов кряду ведутся беседы о смерти в ближайшем присутствии потенциального мертвеца — а единственным вопросом, имеющим практическое значение, остается «черви или огонь?» — похороны или кремация? Остальное — лишь слова, на несколько часов оттягивающие секунду, когда врач выйдет и скажет: «все. кончено.»

Я для себя отметил сходство на уровне ряда внешних признаков спектаклей Гинкаса (не всех, но этого в частности, если не в первую очередь, наряду с «Вирджинией Вулф») с принципами т.н. «постдраматического театра», но внешние совпадения можно оставить в стороне, а есть смысл, по-моему, зацепиться за само понятие, какое значение в него не вкладывай.

Применительно к драме любят говорить о «жизни человеческого духа» на сцене, но Гинкас в своих спектаклях чаще являет «смерть человеческого духа», когда все конечно давно, прежде, чем началось — да и было ли? Его театр не просто «постдраматический», а какой-то «пост-трагический», трагедия у него нередко травестируется, подменяется или по меньшей мере сопровождается, на контрапункте, фарсом (впрочем, это еще от Шекспира повелось, и неслучайно же одним из важнейших, выношенных замыслов Гинкаса последних лет был спектакль «Шуты Шекспировы», увы, мало кем оцененный и быстро сошедший с репертуара). Но спустившийся с котурнов трагический герой все же обыкновенно представлен на сцене во плоти, будь то Медея, обе К.И. (достоевская и лесковская), декабристы, Роберто Зукко и т.д. Исключение до сих пор составлял Пушкин, в композиции «Пушкин. Дуэль. Смерть» как персонаж отсутствующий, существующий в разговорах близких (куда девалось солнышко русской поэзии?), так и в нынешней премьере по Олби настоящий «главный герой» умирает за стенкой, невидимый не только публикой, но и родней, которую к нему не допускают врач с сиделкой. И в сущности, при всем, казалось бы, трагическом напряжении ситуация довольно-таки нелепая — этому абсурду (жена тем временем задушевно откровенничает с любовницей, дочка впускает в дом к умирающему отцу фотографов с улицы) Гинкас не старается добавить бытовой достоверности, наоборот, заостряет его, подчеркивает условность, комический оттенок многих диалогов за счет резкой, сухой, отстраненной игры актеров (это тоже идет от «Вирджинии Вулф»).

Наиболее отчетливо и последовательно задача, стоящая перед актерами, воплощается в двух главных женских ролях.

Вернее, стоит сказать — в трех, потому что образ сиделки не менее важен — Виктория Верберг, особенно когда появляется с сигареткой (это в доме умирающего — кроме нее никто себе не позволяет, а она заодно намекает, что и выпить не грех), служит для всего актерского ансамбля своеобразным камертоном цинизма, бесстрастности, принятия как свершившегося факта пока еще только ожидаемой смерти (причем в советском мхатовском спектакле присутствовал социальный оттенок — мол, буржуи порочны и бесчувственны, но лицемерны и сентиментальны, а женщина из народа — она ж настоящая… У Гинкаса она тоже «настоящая», но совсем в ином, противоположном качестве — в ней общечеловеческое бесчувствие за счет того, что умирающий пациент ей чужой, посторонний, доходит до проявлений абсолютных, а «родственники» как бы где-то что-то еще переживают болезненно). И все-таки не будет большим преувеличением сказать, что «партитура» спектакля в первую очередь выстраивается вокруг дуэта Ольги Демидовой-Жены и Оксаны Лагутиной-Любовницы.

Ревность, обида — последнее, чем определяются их отношения: героиня Ольги Демидовой скорее ревнует мужа к детям, чем к любовнице. Смерть одного мужчины двух женщин еще больше объединяет.

И оглядываясь на «Кто боится Вирджинии Вулф?», возникает подозрение — а не осознала ли запоздало жена, что теряет безвозвратно, лишь когда потеря — уже считай свершившийся факт? Если Ольга Демидова значительными ролями не обделена, то для Оксаны Лагутиной роль Любовницы — первая за почти двадцать лет работа такого масштаба, глубины и сложности после Счастливого Принца.

Первый развернутый монолог, после короткого обмена репликами (а у Гинкаса еще и после долгого бессловесного, пантомимического пролога) в пьесе произносит Любовница, отталкиваясь от вопроса Жены, открывающего действие — «Он не дышит?»:

«Конечно, я вас понимаю. Жена имеет право спрашивать, ведь это не потому, что вам не терпится. Я просто возражаю против этой формулировки. Помнится, мы как-то говорили с ним об этом, хотя почему — не знаю.

Впрочем, постойте, дайте вспомнить… Мы обедали у меня, и он вдруг положил вилку… О чем же мы говорили? Кажется, о Метерлинке и об этой истории с плагиатом. Мы все это обсудили и как раз принялись за салат, и вдруг он мне сказал: «Не понимаю, как можно про человека говорить: «Он больше не дышал».

Я спросила почему, в основном мне хотелось знать, что его навело на такую мысль. А он мне ответил, что глагол здесь не подходит… не соответствует, как ему кажется, идее… НЕБЫТИЯ. Ведь если человек не дышит… он уже… не человек.

Он сказал, что, конечно, его возражения — пустая придирка: лингвисты подняли бы его на смех, но что ЧЕЛОВЕК может УМИРАТЬ или УМЕРЕТЬ… но не может… не… ДЫШАТЬ».

В 1999-м «Счастливый принц», которого я тоже за прошлый год дважды пересматривал, вышел с жанровым подзаголовком «притча о любви»: Принц и Ласточка погибают, их конец не замечен праздной толпой, но силой любви им все-таки за краем удается преодолеть смерть и волей режиссера даже соединиться, воспарив над землей и ползающими по ней уродцами — правда, второго подобного случая я у Гинкаса не встречал. Вот и здесь — как обычно:— Кто-нибудь меня любит?— А ты кого-нибудь любишь?Никто.Никого.

Во всяком случае не в той достаточной, необходимой степени, которую можно было бы противопоставить смерти… Каждый раз после спектакля Гинкаса надо заново учиться дышать.

Источник: https://moscowtyz.ru/category/press/page/2

Криминальный мир
Добавить комментарий