Целевое обучение и увольнение ранее установленного срока окончания отработки

Как получить целевое направление в вуз и каков последующий срок отработки

Целевое обучение и увольнение ранее установленного срока окончания отработки

Обучение в ВУЗах не всегда по силам гражданам – зачастую не хватает денежных средств. Но наличие четкого склада ума и желание к обучению приводят к тому, что выходы для поступления находятся – прибегают к целевому направлению в ВУЗ.

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Далее подробно будут рассмотрены особенности в поступлении через предварительное получение целевого направления.

Что это такое?

Для начала следует определить, что значит целевое направление, и как им пользоваться на деле.

Целевое направление можно получить от руководителя предприятия или госучреждения новым сотрудникам или потенциальным работникам.

Для обучения в образовательном учреждении руководство специально выделяет несколько бюджетных мест, на которые будут зачисляться только граждане с наличием соответствующих документов.

В результате получается, что представленные возможности решают сразу две задачи:

[2]
  • Руководитель получает знания нового сотрудника, который обучается за счет предприятия. Вследствие оплаченного обучения, сотрудника нанимают на работу – он должен «отработать» полученное материальное обеспечение, но это не сказывается на заработной плате.
  • Абитуриенту обеспечивается поступление в ВУЗ, знания и диплом которого он может применить в дальнейшем и после отработанного периода. Эти преимущества скажутся на последующей карьере.

Основные положения о целевом направлении в ВУЗ прописаны в следующих документах:

Плюсы и минусы

Целевое направление в ВУЗы имеет свои преимущества и недостатки, которые следует рассмотреть для точного принятия решения.

Представленная процедура имеет следующие преимущества:

  • Обеспечивается поступление в ВУЗ с учетом 1,5-2 человека на место курса – это дает высокие шансы.
  • Все поступление основывается на сдаче результатов ЕГЭ и их последующего конкурсного отбора.
  • Если и проводятся дополнительные вступительные испытания, то в большинстве случаев – это целевые назначения с претендентами до 2 человек на место.
  • Целевое направление в ВУЗы – это только бесплатное обучение. В зависимости от руководителя предприятия, который обеспечивает студента возможностями обучения, могут быть предоставлены стипендии и жилье, если абитуриент иногородний.
  • Сразу после окончания обучения выпускник снабжен работой – ему не придется длительное время искать работу по специальности, что сложно без наличия опыта. Во время «отработки» на предприятии, можно получить опыт в практикующей деятельности и в дальнейшем найти себе работу с более высокой оплатой.

Несмотря на многочисленные преимущества, здесь можно выделить и недостатки:

  • Основным выделяют отказ выпускников от дальнейшего трудоустройства на предприятии, поскольку зачастую это непрезентабельные места и с низкой заработной платой.
  • Более того, новых специалистов зачастую отправляют в сельскую местность, что происходит посредством участия в федеральной программе обучения новых специалистов.

Кто оплачивает и к чему обязывает?

Целевое направление выдает либо государство, либо предприятие. Государство предоставляет только бюджетные места, в то время как предприятия оплачивают платные. Для поступления необходимо получить при сдаче ЕГЭ нужное количество баллов, после чего уже действующего студента «берут под крыло» выше стоящие инстанции.

По факту целевого обучения и возможной оплаты происходит составление договора между сторонами – студентами, при их несовершеннолетии — их родителями и стороной, предоставившей место в ВУЗе.

В договоре прописываются все права и обязательства. Договор могут оформить с обязательной отработкой в течение определенного времени на предприятии, которое поручилось за абитуриента.

Как оформить налоговый вычет на ребенка? Узнайте тут.

Где взять и как получить целевое направление в ВУЗ в 2019 году?

Большинство желающих получить бесплатное образование и возможное последующее трудоустройство задается вопросом, как получить целевое направление в ВУЗ. В данном случае все зависит от формы направления и последующей специальности.

Кто дает и как найти работодателя?

Для начала следует рассмотреть вопрос, кто выдает целевые направления в зависимости от профиля ВУЗа.

В медицинский

Целевые направления в медицинские ВУЗы можно оформить двумя способами – у работодателя или в отделе Министерства здравоохранения:

  • В первом случае у абитуриента должно быть среднее медицинское образование и целевое направление будет выдаваться для повышения квалификации.
  • Во втором случае выпускники школ должны выяснить, какие программы в наступившем году действуют от Министерства здравоохранения.

Зачастую бюджетные места зависят от выбранной формы направления – определенной области медицины. Также важно уточнить, в каких учебных заведениях предлагают возможное бесплатное обучение.

В вуз гражданской авиации

Для того чтобы попасть в такой ВУЗ, необходимо обратиться в какую-либо организацию гражданской авиации, которая может быть заинтересована в обучении потенциальных новых кадров.

При детальном рассмотрении заявителя (его личного дела и уровня образования) его могут отправить вместе с остальными желающими поступать в ВУЗ, в котором выделены места для студентов с целевым назначением.

Целевое направление в ВУЗы МВД могут получить только выпускники Суворовского училища, а также выпускники средних образовательных учреждений с профильной базой МВД России.

Нередко направления выдают руководители отделов своим сотрудникам для повышения их квалификации.

В педагогический

Целевыми направлениями педагогического профиля занимается отдел образования. Также в профильных ВУЗах выделяются места для поступающих на определенных условиях – с последующей отработкой в общеобразовательных учреждений, возможно находящихся в сельской местности.

В экономический

Здесь также можно обратиться к руководителю предприятия для получения целевого назначения с целью повысить квалификацию и уровень знаний, если ранее было получено образование в техникуме или колледже.

Как правило, еще при подаче документов абитуриентов сразу предупреждают об обязательствах – отработке на РЖД в течение определенного периода.

В юридический

Целевое направление в юридический ВУЗ могут получить выпускники колледжа или техникума соответствующего профиля. В данном случае необходимо обратиться как к своему руководителю по факту имеющегося трудоустройства.

Читайте так же:  Какой будет календарь выходных праздничных дней в россии

Также поиском новых кадров занимается прокуратура или местная администрация.

В москве и спб

Чтобы получить целевое направление, к примеру, через местную администрацию, необходимо подготовить:

  • заявление с просьбой предоставить место заявителю в ВУЗе – важно указать профиль и желаемый для обучения ВУЗ;
  • характеристику с места учебы – школы;
  • ходатайство – просьба учителей и вышестоящих инстанций, заинтересованных в получении выпускником целевого направления, выделить место для обучения в ВУЗе.

Это только основные документы, которые требуются в обязательном порядке. Для доказательства серьезных намерений ученика и его умственных возможностях можно приложить различные грамоты и похвальные листы, полученные за отличие в определенных сферах.

Заявление подается от будущего абитуриента и пишется на имя руководителя местной администрации в свободной форме. В тексте указываются точные личные данные и информацию о проходящем на данный момент обучении.

Характеристика

Характеристику дают те граждане, которые являются учителями или руководителями предприятия, где трудоустроен заявитель. В тексте необходимо указать все положительные качества и заслуги.

К чему обязывает временная регистрация? Узнайте тут.

Сколько действительна справка с места жительства? Об этом — здесь.

Ходатайство

Ходатайство может быть представлено в качестве второго заявления от руководителя предприятия или учителей.

Далее представляется образец, в котором о предоставлении места для обучения по целевому направлению просит местная администрация:

Важные нюансы

В получении целевого направления имеются свои особенности и важные нюансы:

  • целевые наборы в большей степени проводятся в отраслевые ВУЗы – энергетические, нефтегазовые или профили легкой промышленности;
  • абитуриенты, поступающие по целевому направлению, узнают о результатах в первую очередь, чтобы в случае неудачи они могли подать заявление на поступление еще раз уже на общих основаниях;
  • ежегодно количество целевых направлений для поступления в ВУЗ одного профиля увеличивается, а для другого уменьшается, что связано с необходимостью пополнения кадров определенной отрасли;
  • ВУЗы самостоятельно определяют, сколько мест они готовы предоставить для абитуриентов по целевому поступлению.

Задумываться о подобной форме поступления следует еще на этапе обучения в школе или за год до экзаменов в случае имеющегося трудоустройства.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область — +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область — +7 (812) 317-50-97
    • Регионы — 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

[1]

Когда нужно брать целевое направление для поступления в ВУЗ?

Если есть целевое направление, то сдавать ЕГЭ не надо

Мы с сыном прошли ситуацию с целевым направлением на своем опыте. Правда, в результате им не воспользовались. Но поделюсь опытом, как это было в нашем случае.

Целевое направление нам было предложено одним крупным заводом — государственным предприятием производящим продукцию для армии в том числе. Это направление мы оформляли после результатов ЕГЭ.

Потому что его дают тем, чьи результаты учебы все же удовлетворяют требованиям специальности. Договор был подписан после результатов ЕГЭ и получения аттестата. Нам было предложено на выбор два ВУЗа Москвы, два ВУЗа Питера и еще 4 учебных заведения по стране.

ВУЗы Москвы и Питера — в 10 лучших в пределах этих городов, технические.

Обязательно должен существовать договор между предприятием и ВУЗом о целевом сотрудничестве. Это надо уточнить в ВУЗе в приемной комиссии, причем договоры эти подписываются в мае месяце.

И очень важно понимать: предприятие НЕ оплачивает место! Это бюджетное место! По нашему договору нам предприятие не предлагало дополнительных стипендий (а может быть и такое) и подать документы надо было строго на определенную специальность.

Хотя бывает, что предприятие оплачивает коммерческое место студенту, но по договору тогда есть определенные финансовые обязательства и у студента в случае расторжения договора.

Баллы по ЕГЭ должны быть не ниже минимальных для поступления в ВУЗ. В наш год это было 90 баллов по каждому предмету — минимум. Но в общем конкурсе целевики не участвуют. Допустим предусмотрено 2 бюджетных целевых места. Кто первый подал на них документы — тот и учится. Зачисление гарантировано. А третий подавший — не у дел.

Какие ВУЗы принимают целевиков? Да, не все. В Питере это ПГУПС, ИТМО, медицинские ВУЗы и т.д. И отработка 2-3 года по специальности — это гарантированное трудоустройство и опыт работы. Тем более целевиков хотят серьезные и уважаемые предприятия. Так что будущие абитуриенты должны знать о таких возможностях заранее и пользоваться ими.

Краткое содержание

  • Можно ли взять целевое направление от больницы в медицинском колледже?
  • Могу ли я получить целевое направления от больницы при поступлении в колледж?
  • Я учусь в медицинском университете, могу ли я взять целевое направление от больницы?
  • Можно ли подать на целевое направление в один медицинский институт от разных больниц?
  • Отказ от целевого направления
  • Целевое направление от организации в вуз
  • Направление в больницу от военкомата

1. Можно ли взять целевое направление от больницы в медицинском колледже?

1.1. Закон — не против. Против — может быть собственник такого учреждения, тогда у больницы — нельзя будет.

Источник: https://sqit.ru/kak-poluchit-tselevoe-napravlenie-v-vuz-i-kakov-posleduyushhij-srok-otrabotki/

Студентов-целевиков обяжут не менее трёх лет отработать по договору

Целевое обучение и увольнение ранее установленного срока окончания отработки

Учащийся Новосибирского промышленно-энергетического колледжа в лаборатории электроизмерений и метрологии. Евгений Курсков/ТАСС

Абитуриентов, поступающих в институты по целевому набору, лишили сразу двух лазеек: возможности поступить в престижный вуз с низкими баллами по ЕГЭ, а потом увильнуть от обязательной отработки на предприятии, которое пять лет оплачивало обучение.

И то и другое теперь будет караться серьёзными штрафами.

Целевое обучение, согласно закону, подписанному Владимиром Путиным 4 августа, станет регулироваться трёхсторонним договором между абитуриентом, заказчиком обучения и администрацией образовательного учреждения.

Государство тратит деньги, а специалистов нет

Принятые в весеннюю сессию парламентом поправки в Закон «Об образовании» существенно ужесточают механизм целевого обучения. Решение подготовить изменения в кабмине приняли ещё два года назад, по итогам совещания с участием премьер-министра Дмитрия Медведева в Чувашии.

Существующую систему целевого обучения председатель Правительства назвал профанацией: бюджет тратит огромные средства на подготовку студентов, государственные структуры, направляющие целевиков, их не востребуют, а больницы и школы не получают молодых специалистов.

Читайте по теме

Действительно условия целевого приёма позволяли абитуриентам со слабыми знаниями обойти более сильных конкурентов. Для этого выпускнику школы достаточно было заключить договор с «направляющей» организацией, после чего он мог поступать в вуз по специальному конкурсу.

Если, к примеру, проходной балл на престижную специальность — 240 баллов, то абитуриент, у которого на один балл меньше, уже не поступит, а вот «целевика» с 130 баллами зачислят. После защиты диплома выпускник вуза был обязан явиться в организацию, которая направила их на обучение, и заключить трудовой контракт.

На деле возвращались лишь единицы, и никаких санкций для тех, кто уклонился от обязательной отработки, предусмотрено не было.

«Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной», — подчеркнула глава Комитета Совета Федерации по образованию, науке и культуре Зинаида Драгункина.

Нужные профессии определит Правительство

С вступлением закона в силу определять список профессий для целевого обучения будет Правительство в соответствии с потребностями экономики. Поэтому выучиться за счёт предприятия-спонсора на экономиста и юриста вряд ли получится — таких специалистов в стране переизбыток, в то время как врачей, учителей, инженеров по-прежнему не хватает.

Новый закон полностью меняет эту систему и делает её доступной, понятной и прозрачной.

Выбить целевое направление на факультет международных отношений школьнику из маленького городка тоже не удастся. Ведь главный принцип целевого обучения — обеспечить регионы необходимыми специалистами.

Именно поэтому разработанный Минобрнауки документ расширяет список заказчиков целевого обучения.

Теперь готовить рабочие кадры за свой счёт могут предприятия оборонно-промышленного комплекса и дочерние компании госкорпораций. 

«Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности.

Таким образом, национальная экономика получит дополнительные возможности», — считает первый заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Владимир Гутенёв. Читайте по теме

Кроме того, участниками договора о целевом обучении станут не две стороны (абитуриент — будущий работодатель), как раньше, а три. Ей станет вуз, в чьи обязанности входит проверка договора, организация конкурса в пределах квоты целевого приёма и создание условий для успешной подготовки молодого специалиста.

За отчисление штраф, за отказ работать по договору — неустойка

Студентам, обучающимся по договору целевого обучения, новый закон даёт возможность учиться за счёт бюджета и вместе с тем получать социальную поддержку от будущего работодателя. Однако при неисполнении условий контракта платить ему также придётся «по двум счетам».

Вот как эта норма будет реализована на практике. По закону, «целевик» обязуется успешно осваивать образовательную программу. Как он с этим справляется, решит сам заказчик, который теперь имеет право запрашивать данные об успеваемости своего подопечного.

Так что прогул лекций и несданная сессия могут рассматриваться как нарушение контракта со всеми вытекающими отсюда последствиями. В случае отчисления из вуза студент должен будет самостоятельно восстановиться в институте и учиться там уже за свои деньги.

В противном случае ему также грозит штраф.

Расширение спектра заказчиков, которые могут участвовать в целевом наборе, позволит увеличить количество выпускников, работающих по специальности.

После окончания обучения выпускник обязан не менее трёх лет отработать в организации заказчика. В случае неисполнения этого пункта он должен в полном объёме возместить расходы, понесённые заказчиком на социальную поддержку студента.

А вот возмещать средства за получение образования придётся третьей стороне — вузу, который вернёт эти деньги в бюджет.

Дело в том, что закон предусматривает повышение ответственности всех сторон при целевом образовании, причём не только друг перед другом, но и перед бюджетом.

Читайте по теме Ответственность, как уточняет член Комитета Госдумы по образованию и науке Алёна Аршинова, в том числе предусмотрена и для работодателей, которые нередко не выполняют своих обязательств перед выпускниками.

С 2019 года заказчик не сможет отказать целевику в трудоустройстве или устроить его на более низкую, чем указано в договоре, должность. «Речь идёт о взыскании неустойки в размере затраченных на обучение студента средств, если работодатель не исполнил обязательства по трудоустройству», — поясняет Аршинова.

Причём неустойку предприятие будет платить в размере, равном трёхкратной величине среднемесячной зарплаты в субъекте, на территории которого должен быть трудоустроен гражданин.

Абитуриентов 2018 года все эти изменения не коснутся. Но уже в следующем году, как предполагают депутаты и сенаторы, целевое обучение перестанет рассматриваться исключительно как способ хорошо пристроить детей с невысокими знаниями, а в вузах наконец появится конкурс «целевиков», что позволит обеспечить страну высококвалифицированными специалистами.

Источник: https://www.pnp.ru/social/studentov-celevikov-obyazhut-ne-menee-tryokh-let-otrabotat-po-dogovoru.html

Обучение работников

Целевое обучение и увольнение ранее установленного срока окончания отработки

Как показывает редакционная почта, наиболее проблемным участком бухгалтерского и налогового учета являются расчеты с работниками.

Как оформить необходимую документацию, рассчитать заработную плату, средний заработок, оплатить больничный лист и исчислить налоги, — об этом и многом другом рассказывает книга «Заработная плата в 2007 году», выпущенная «АКДИ Экономика и жизнь».

В рамках этой темы предлагаем вашему вниманию материал, касающийся оплаты труда при обучении работников. О том, как можно приобрести книгу «Заработная плата в 2007 году», — на стр. Б12.

Обучение работников регулируется разд.IX Трудового кодекса РФ. По тексту данного раздела называются следующие формы обучения: профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации.

Раздел IX ТК РФ не определяет каких-либо особенностей каждого из этих видов профессионального обучения. Права и обязанности работников, круг предоставляемых им гарантий и компенсаций не зависят от того, какой именно вид профессионального обучения из названных выше проходит работник.

Трудовой кодекс не дает каких-либо определений названных форм обучения. Мы считаем возможным пояснить их следующим образом.

Профессиональная подготовка — это первоначальное профессиональное обучение лиц, не имеющих профессии (специальности). Обучающимся может быть как вновь поступивший, так и работающий у данного работодателя работник.

Переподготовка — это обучение работника, уже обладающего определенными профессиональными навыками, выполнению нового вида работ (в том числе на базе прежней профессии).

Повышение квалификации — это совершенствование навыков и умений по специальности работника, углубление его профессиональных знаний.

В статье 197 ТК РФ также упоминается такая форма, как «обучение новым профессиям и специальностям», но, по нашему мнению, данная форма входит в понятия «профессиональная подготовка» и «переподготовка».

Обучение работников можно также классифицировать:

1) по месту прохождения обучения (в организации и в образовательных учреждениях);

2) по характеру совмещения с работой (с отрывом от работы, с частичным отрывом от работы);

3) по характеру обучения (индивидуальное, курсовое, бригадное, иное).

Права и обязанности работодателя в отношении обучения

По общему правилу необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд работодатель определяет самостоятельно.

Обучение работников может производиться как в организации, так и в образовательных учреждениях начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования.

При выборе форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, а также при определении перечня необходимых работодателю профессий и специальностей последний обязан учесть мнение представительного органа работников.

Причем в соответствии с поправками, внесенными в ТК РФ Законом № 90-ФЗ, делать это теперь требуется в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов (ст. 196 ТК РФ).

То есть, по сути, работодателю нужно принять локальный нормативный акт (например, Положение об обучении работников).

Здесь необходимо обратить внимание на следующее.

Во-первых, ст. 372 ТК РФ регламентирует порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. А представителем работников может быть не только профсоюз, но и иной орган. Но в силу требования ст.

196 ТК РФ при принятии локального акта об обучении работников порядок, прописанный в ст.

 372 ТК РФ, нужно применять во всех случаях — и при учете мнения профсоюза, и при учете мнения иного представительного органа работников.

Во-вторых, учитывать мнение представительного органа работников работодатель должен только в том случае, если такой представительный орган у работников данного работодателя существует (ст. 8 ТК РФ). То есть если представительного органа работников нет, то специально инициировать его создание работодатель не обязан.

В локальном нормативном акте следует определить:

·         категории работников, которые обязаны проходить профессиональное обучение;

·         обстоятельства, с которыми связана обязанность прохождения профессионального обучения;

·         периодичность профессионального обучения;

·         виды профессионального обучения;

·         формы профессионального обучения;

·         гарантии и компенсации работникам, проходящим профессиональное обучение.

Такое подробное описание условий и порядка профессионального обучения необходимо для того, чтобы в случае спора работодатель смог обосновать обязательность профессионального обучения в своих интересах.

С локальным нормативным актом, который закрепляет условия и порядок профессионального обучения работников, должны быть ознакомлены все работники, к которым он относится.

Условия и порядок обучения работников также определяются в коллективных договорах, соглашениях, трудовых договорах. Кроме того, возможно заключение между работником и работодателем дополнительного (к трудовому) договора — ученического.

В отдельных случаях повышение квалификации работников является обязанностью работодателя: когда повышение квалификации является условием выполнения работниками определенных видов деятельности. Но такие случаи непременно должны быть названы в федеральном законе или в ином нормативно-правовом акте РФ.

В качестве примеров можно назвать: обязанность аудитора каждый год проходить обучение по программам повышения квалификации, утверждаемым уполномоченным федеральным органом (п. 3 ст. 15 Федерального закона от 07.08.

2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»); обязанность специалистов по таможенному оформлению проходить обучение каждые два года по программам повышения квалификации, утверждаемым федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела (ст.

 147 Таможенного кодекса РФ); обязанность специалистов, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, получивших лицензию на осуществление перевозок, не реже одного раза в пять лет проходить повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам (Приказ Минтранса России от 22.06.98 № 75).

Иногда работодатели пытаются обучать своих работников в нерабочее время — после окончания рабочего дня или в выходные дни. Подобные действия являются незаконными. Работник имеет полное право не посещать такие занятия. Согласно ст.

106 ТК РФ время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению, является временем отдыха. Работника нельзя обязать посещать занятия во время отдыха.

Оплата труда в период обучения

Если профессиональное обучение производится без отрыва от работы, то труд работника оплачивается в обычном порядке. При этом работодатель должен создать необходимые условия для совмещения работы с обучением (ч. 5 ст. 196 ТК РФ).

Если работодатель не выполнил названную обязанность, а работник по этой причине не смог выполнить нормы труда или должностные обязанности, то оплата труда работника должна производиться с учетом положений ст. 155 ТК РФ о невыполнении норм труда.

Согласно части первой ст. 155 ТК РФ при невыполнении норм труда (должностных обязанностей) по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени.

В табеле учета рабочего времени (унифицированная форма № Т-12, утвержденная Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1 о первичной учетной документации по труду) дни, приходящиеся на профессиональное обучение без отрыва от работы, отмечаются в обычном порядке как рабочие.

При прохождении работником профессионального обучения с отрывом от работы ему предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные ст. 187 ТК РФ. Отметим, что, хотя ст. 187 ТК РФ говорит о повышении квалификации, она применяется и при направлении работника для прохождения иных видов профессионального обучения.

В табеле учета рабочего времени рабочие дни, которые приходятся на время повышения квалификации с отрывом от работы, отмечаются буквенным кодом «ПК» или цифровым кодом «07».

Ученический договор

Статья 197 ТК РФ устанавливает, что право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации реализуется путем заключения дополнительного договора между работником и работодателем. Дополнительным к трудовому является, в частности, ученический договор.

Однако это совсем не означает, что при любом обучении работнику и работодателю каждый раз нужно заключать ученический договор.

Во-первых, как мы уже говорили выше, условия и порядок обучения могут определяться трудовым или коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом (ст. 196 ТК РФ).

Во-вторых, заключение ученического договора — это право, а не обязанность работодателя (ст. 198 ТК РФ).

В-третьих, ученический договор должен содержать определенные положения, которые не для каждого вида обучения подходят.

В-четвертых, работодателем может быть и физическое лицо, а ученический договор вправе заключать только организации.

Ученический договор может быть двух видов:

1) на профессиональное обучение — он заключается как с лицами, ищущими работу, так и с работниками организации;

2) на переобучение (без отрыва или с отрывом от работы) — он заключается только с работниками организации.

Отметим, что до 6 октября 2006 г. (до вступления в силу поправок в ТК РФ, внесенных Законом № 90-ФЗ) договор с лицами, ищущими работу, считался гражданско-правовым. В статьях ТК РФ, регулирующих положение учеников, законодатель не уточнял, о каком именно виде договора идет речь, а также, называя обучаемых учениками, не разъяснял, какой договор заключили эти ученики.

В результате все же было неясно, нормами какой отрасли законодательства регулируется данный вид ученического договора. Закон № 90-ФЗ устранил эту неясность, и теперь оба вида ученического договора регулируются трудовым законодательством.

ученического договора

В ученический договор в обязательном порядке должны быть включены следующие положения (ст. 199 ТК РФ):

1) наименование сторон

Работодатель указывает наименование организации, должность и фамилию, имя, отчество лица, уполномоченного на подписание договора, с указанием документа о полномочиях; ученик — фамилию, имя, отчество;

2) указание на конкретную профессию, специальность, квалификацию, приобретаемую учеником

В Трудовом кодексе РФ прямо не сказано, что наименование приобретаемой учеником профессии (специальности, квалификации) должно соответствовать действующим тарифно-квалификационным справочникам.

В этой ситуации следует применять общее правило ст. 57 ТК РФ: если с выполнением работ по определенным должностям (специальностям, профессиям) связано предоставление льгот либо наличие ограничений, то наименование этих должностей (специальностей, профессий) должно соответствовать наименованиям, указанным в тарифно-квалификационных справочниках.

Ученик в процессе практических работ может привлекаться к работе во вредных условиях труда. В таком случае у работодателя возникнет обязанность по предоставлению ученику соответствующих льгот и компенсаций.

Как видим, ученический договор подразумевает, что результатом обучения непременно должно быть получение учеником новой профессии, специальности, квалификации.

Следовательно, повышение квалификации, а также любое иное обучение, не влекущее названных последствий, не может быть предметом ученического договора;

3)обязанность работодателя обеспечить работнику возможность обучения в соответствии с ученическим договором

При определении графика ученичества в течение недели работодателю следует руководствоваться ограничениями, установленными для работников соответствующих специальностей, с учетом возраста работника и характера работ (ст. 203 ТК РФ). То есть по общему правилу время ученичества (в совокупности с рабочим временем) не должно превышать 40 часов в неделю; а если ученику меньше 18 лет — 35 часов в неделю и т.п. (см. ст. 92 ТК РФ).

Конкретный график обучения определяется по соглашению работника с работодателем. При этом ученики могут либо полностью освобождаться от основной работы, либо выполнять эту работу на условиях неполного рабочего времени (ст. 203 ТК РФ);

4) обязанность работника пройти обучение и в соответствии с полученной профессией, специальностью, квалификацией проработать по трудовому договору с работодателем в течение срока, установленного в ученическом договоре

Согласно ст. 207 ТК РФ в случае, если ученик по окончании ученичества без уважительных причин не выполняет свои обязательства по договору, в том числе не приступает к работе, он по требованию работодателя возвращает ему полученную за время ученичества стипендию, а также возмещает другие понесенные работодателем расходы в связи с ученичеством.

Обращаем внимание, что данные последствия наступают при любом неисполнении обязательств по ученическому договору (т.е. и в том случае, когда работник приступит к работе, но не отработает установленный срок).

Таким образом, в названных случаях работник несет материальную ответственность за неисполнение своих обязательств перед работодателем.

Основным условием наступления ответственности работника приведенные нормы называют отсутствие уважительных причин. Однако законодательного определения уважительных причин ни в ТК РФ, ни в других нормативных актах трудового законодательства не содержится.

Источник: https://www.eg-online.ru/article/54849/

Целевая подготовка — Отдел образования Рогачевского районного исполнительного комитета

Целевое обучение и увольнение ранее установленного срока окончания отработки

Целевое направление позволяет бесплатно получить профессионально-техническое, среднее специальное, высшее (бакалавриат и магистратура) и послевузовское образование (аспирантура, докторантура). Договор о целевой подготовке — документ, который подписывается тремя сторонами: абитуриентом, организацией-заказчиком и учреждением образования.

Организации, которым нужны определённые специалисты, могут подавать заявки в местные или республиканские органы госуправления, в подчинении которых находятся учреждения образования, где готовят таких специалистов.

Затем органы управления, куда поступают заявки на целевую подготовку, формируют цифры целевого набора с учётом планируемого приёма и сообщают эти сведения Министерству образования, организациям-заказчикам и учреждениям образования.

Подавать заявку на целевую подготовку кадров могут государственные и частные организации.

Для кого предназначено целевое направление?

Обзавестись целевым направлением может не каждый. Целевая подготовка кадров предусмотрена для региональных организаций, где есть нехватка специалистов. Так жителям областных центров и столицы обучение по целевому направлению пока не положено. Прописка не играет ключевой роли, т. е.

 брать целевое можно в организации, которая находится не в том городе, где прописан абитуриент. Главное — в какой организации абитуриент хочет взять целевое направление, есть ли у неё такая возможность.

Однако Министерство образования планирует изменить условия предоставления целевого направления.

Как получить целевое направление?

Можно пойти двумя путями. Позвони в приёмную комиссию вуза, колледжа или лицея и узнай, из каких организаций можно приносить целевое направление на интересующую специальность. Больше ориентируешься на место отработки, тогда обратись в организацию, где хотел бы работать, и спроси о возможности получить целевое направление.

Обзавестись целевым направлением можно в приёмной комиссии учреждения образования при условии, что есть вакантные места на целевую подготовку.

Гарантирует ли целевое направление 100% поступление?

Количество мест для целевиков ограничено и составляет до 60% от плана набора для сельскохозяйственных специальностей, до 50% — для специальностей профиля «Здравоохранение» и до 40% — для всех остальных.

Получив на руки долгожданное направление, расслабляться не стоит, ведь в вузе (лицее, колледже) придётся пройти по конкурсу среди целевиков. К примеру, на какую-то специальность выделено три места на целевую подготовку, а желающих пять.

Из них выберут первых трёх с наибольшим количеством баллов, оставшиеся два могут участвовать в общем конкурсе.

Если целевые места не заполнятся, их по усмотрению учреждения образования могут передать на общий конкурс или оставить вакантными. Во втором случае на свободные места, заключив договор о целевой подготовке, могут перевестись студенты этой же специальности или схожей, причём с платного отделения тоже.

Договор на целевое обучение считается действительным, когда его подписали три стороны. Поэтому можно взять целевое направление и не подавать его в приёмную комиссию (участвовать в общем конкурсе).

К слову, студент-целевик ничем не отличается от остальных бюджетников, кроме срока отработки.

Сколько отрабатывать по целевому направлению?

Получившим высшее образование — не менее пяти лет, среднее специальное — не менее трёх лет, профессионально-техническое — не менее двух.

В срок обязательной отработки по желанию выпускника может быть включён, к примеру, период прохождения военной службы по призыву или в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Беларуси, декретный отпуск (до достижения ребёнком возраста трёх лет). Учёба в магистратуре и аспирантуре на сокращение времени отработки не влияет.

Причины расторжения целевого договора

Во время обучения договор может быть расторгнут по следующим причинам:

— установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;

— установление гражданину инвалидности I или II группы;

— установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I или II группы или инвалидности ребенку гражданина;

— возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемой специальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемой квалификации;

— ликвидация организации-заказчика;

— досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.

Причины не отрабатывать по целевому направлению прописаны в Положении о распределении. Это может произойти из-за получения инвалидности, болезней, несовместимых с работой по специальности, ликвидацией учреждения, выдавшего целевое направление и т. д.

Если уж совсем не хочется работать по целевому направлению, можно вернуть средства, затраченные на обучение.

Стоит ли брать целевое направление?

Заключение такого договора подойдёт тем абитуриентам, которые планируют вернуться после учёбы в родные края или хотят заранее обеспечить себя рабочим местом.

Если же для тебя главная цель — обучение на бюджете, лучше семь раз подумать, прежде чем решиться на заключение данного договора. Никто не знает, как повернётся жизнь через несколько лет, и спасательный круг может оказаться тяжкой обузой.

Юридическая консультация не будет лишней при подписании столь серьёзного документа.

Учреждения образования для выпускников, претендующих на целевые места педагогической специальности

Для выпускников 9 классовДля выпускников 11 классов
УО «Рогачёвский государственный педагогический колледж»УО «Гомельский государственный педагогический колледж»
УО «Речицкий государственный педагогический колледж»УО «Мозырский государственный педагогический университет имени Шамякина»
УО «Гомельский государственный педагогический колледж имени Выготского»УО «Минский государственный лингвистический университе»
УО «Лоевский государственный педагогический колледж»УО «Белорусский государственный педагогический университет имени М.Танка»
УО «Белорусский государственный университет физической культуры»

ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

22 июня 2011 г. № 821

О некоторых вопросах распределения, перераспределения, направления на работу, последующего направления на работу выпускников, возмещения затраченных государством средств на их подготовку и целевой подготовки специалистов, рабочих, служащих

Изменения и дополнения:

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 2011 г. № 1617 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 136, 5/34861) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 9 декабря 2011 г. № 1663 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 142, 5/34918) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 1 июня 2012 г. № 516 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2012 г., № 65, 5/35794) ;

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 июля 2012 г. № 673 (Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь, 27.07.2012, 5/36015) ;

Источник: https://rogachevoo.by/proforientacija/

Обучение без отработки, или Когда деньги можно не возвращать – ilex

Целевое обучение и увольнение ранее установленного срока окончания отработки

Иногда выпускники-бюджетники отказываются работать по распределению либо хотят уволиться до окончания срока обязательной отработки. В таких случаях приходится возмещать государству затраты на обучение. Но есть исключения.

С кого могут потребовать возмещение

Возвращать деньги за обучение обязаны молодые специалисты (в том числе молодые рабочие (служащие)), которые не отработали по распределению (направлению) определенный срок .

Чтобы стать молодым специалистом, нужно отучиться на дневном отделении за счет бюджета и получить свидетельство о направлении на работу. И не обязательно получать бесплатное среднее специальное или высшее образование на дневном отделении все время. Достаточно и половины срока .

Обратите внимание!
Если молодой человек учился на дневном отделении платно, его тоже могут распределить (направить) на работу. Но исключительно по желанию. Если он передумает или вскоре захочет уволиться, никаких ограничений для этого не будет .

Вернуть деньги, вложенные государством в образование, в определенных случаях должны те, кто планировал пойти работать в Вооруженные Силы (другие войска и воинские формирования), ОВД, Следственный комитет, Госкомитет судебных экспертиз, органы финансовых расследований Комитета госконтроля, органы и подразделения МЧС .

Обратите внимание!
Если за учебу платил работодатель, стоит изучить договор на обучение. Он может предусматривать обязанность компенсировать затраты в случае досрочного увольнения.

Сколько надо отработать, чтобы не платить

Срок обязательной отработки указывается в свидетельстве о направлении на работу. Он начинается с даты заключения трудового договора. Для медиков — с даты заключения трудового договора по должности врача-специалиста. Интернатура в срок отработки не входит .

Обратите внимание!
По желанию молодого специалиста в срок отработки засчитают отпуск по уходу за ребенком до трех лет, службу по призыву и в резерве . Как показывает судебная практика, зачет возможен независимо от времени, когда проходила военная служба — в период обучения или после.

С кого не взыщут возмещение

Молодые специалисты, кроме учившихся по договору о целевой подготовке

Освобождаются от возмещения расходов на обучениеУсловия освобождения
1. Дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лица от 18 до 23 лет, которые потеряли последнего из родителей в период обучения.

2. Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, инвалиды I или II группы.

3. Лица, уволенные в связи с переходом на выборную должность на профессиональной основе (например, на должность депутата Парламента, члена Совета Республики, председателя профсоюза) .

4. Лица, отслужившие после распределения (направления) в армии по призыву, а также по контракту (отслужившие не менее срока отработки).

5. Лица, которые имеют льготы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС

1. Лица, уволенные по причине:

— сокращения или закрытия организации (ИП) ;

— нарушения нанимателем норм о труде ;

— состояния здоровья, препятствующего продолжению работы ;

— длительной нетрудоспособности (больше четырех месяцев, не считая больничного в связи с родами) ;

— восстановления на работе ранее выполнявшего ее работника ;

— нарушения правил приема на работу .

2. Лица, у которых один из родителей, или муж (жена) — инвалид I или II группы, или ребенок-инвалид.

3. Лица с медицинскими противопоказаниями к работе по специальности, квалификации.

4. Беременные женщины, матери (отцы), имеющие ребенка до трех лет.

5. Лица, мужья (жены) которых работают и постоянно проживают в Беларуси не по месту распределения (направления);

6. Дети военнослужащих, сотрудников ОВД, органов госбезопасности, финансовых расследований Комитета госконтроля, которые стали инвалидами, погибли при боевых действиях или выполнении служебных обязанностей

Во-первых, молодой специалист должен обратиться за перераспределением (последующим направлением).

Во-вторых, учреждение образование не должно иметь возможности перераспределить молодого специалиста (в зависимости от категории):

— на другую работу;

— на другую работу по месту жительства его, его детей; по месту жительства (работы) родителей, супруга

Молодые специалисты, которые учились по договору о целевой подготовке .

Освобождаются от возмещения средств на обучениеУсловия освобождения
1. Лица, поступившие на военную службу по контракту, которые отслужили не менее срока отработки

2. Дети-инвалиды до 18 лет, инвалиды I или II группы.

3. Лица, у которых один из родителей, или муж (жена) — инвалид I или II группы, или ребенок-инвалид.

4. Лица с медицинскими противопоказаниями к работе по специальности, квалификации.

5. Лица, уволенные по причине:

— сокращения или закрытия организации (ИП) ;

— нарушения нанимателем норм о труде ;

— состояния здоровья, препятствующего продолжению работы ;

— длительной нетрудоспособности (больше четырех месяцев, не считая больничного в связи с родами) ;

— восстановления на работе ранее выполнявшего ее работника ;

— нарушения правил приема на работу

Во-первых, молодой специалист должен обратиться за последующим направлением.

Во-вторых, учреждение образование не должно иметь возможности перераспределить молодого специалиста (в зависимости от категории):

— на другую работу;

— на другую работу по месту жительства его, его детей; по месту жительства (работы) родителей, супруга

Источник: https://ilex.by/news/obuchenie-bez-otrabotki-ili-kogda-dengi-mozhno-ne-vozvrashhat/

Криминальный мир
Добавить комментарий