Анализ конфликтной ситуации на примере сказки морозко

Смысл сказки Морозко

Анализ конфликтной ситуации на примере сказки морозко

Мы воспринимаем сюжеты сказок буквально — поэтому считаем их детским жанром. Смысл же сказок — и смысл сказки «Морозко» в том числе — куда более глубокий. Зачастую мы даже представить не можем, что сюжеты, герои и предметы подавляющего большинства всеми нами известных сказок выросли практически из первобытных времен.

Сейчас психологи начали использовать сказкотерапию для лечения. Один из методов — выяснить у клиента, какое произведение ему нравится больше всего и на основании этого разбирать личностные проблемы.

Так что в сказке «Морозко» психология такова — если это одна из ваших любимых сказок, то вам вполне могут сказать про проблемы с матерью, болезненную ревность к братьям-сестрам, раннее замужество, чтобы поскорее уйти из родительской семьи и т.д. Это все очень интересно, и в этом определенно что-то есть. Да, но! — не спешите ставить себе диагнозы.

«Иногда банан, это просто банан». Например, лично мне очень нравится эта сказка, при том, что я не имею ни одной из вышеперечисленных проблем — просто потому что она ассоциируется с Новым Годом. По этой же причине я люблю «Двенадцать месяцев».

Кратко напомню сюжет. Жили-были старик со старухой и двумя дочерьми — дочерью старика Настенькой и дочерью старухи Марфушкой.

Мачеха, как водится, постоянно притесняет добрую и работящую падчерицу, а конце концов когда она становится соперницей Марфушки за красавца Ивана, заставляет старика отвезти ее зимой в лес и там оставить.

Когда Настенька почти замерзла, появляется Морозко, который приветливо с ней разговаривает, но одновременно подвергает испытаниям — морозит ее еще сильнее и спрашивает «Тепло ли тебе, девица?» Вежливая Настенька отвечает «Тепло, Мороз-батюшка».

Тронутый Морозко одаривает Настеньку богатым приданным, надевает свою шубу и возвращает домой. Марфушка тоже хочет подарков и отправляется в лес, но грубит Морозко, за что он ее наказывает и с позором отправляет восвояси.

Сюжет сказки морозко

Задумайтесь! Сказочные сюжеты едины для всего мира! Мы встречам одних и тех же персонажей (просто с другими именами) в России, Европе, Америке, Африке, в Китае, Индонезии, Египте, среди эскимосов, на островах Тихого океана и т.д.

В любой точке земного шара люди из поколения в поколение пересказывают друг другу одно и то же. Это значит, что происхождение сказок случилось в настолько древние времена, когда само человечество еще было единым.

Сюжет сказки «Морозко» не исключение — ведь ее смысл не в рассказе о волшебнике из зимнего леса, а о сверхестественном существе, которое подвергает героев испытанию. У Братьев Гримм есть аналог в виде Госпожи Метелицы, у Андерсена — Снежная Королева.

Если мы изучим фольклор других континентов — в нем будут похожие герои. Только с другими именами и в других условиях. Но те же волшебники будут испытывать похожих героев в схожих ситуациях.

«…И на этом построены комиксы, сериалы, культуры пласты,Наркотрипы и антиутопии, сказки, басни, скульптуры и сны.И настолько, что если сравнить египетские мифы и «Бандитский Петербург»

Вы увидите путь одного героя под личинами этих двух».

(Oxxxymiron «Тысячеликий герой»)

МОРОЗКО, ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Сказки делятся на волшебные и бытовые. «Морозко » — волшебная сказка. Этот вид сказок более древний. Хотя их герои не кажутся такими уже далекими — Иван-царевич, царь, царица, Серый Волк, Василиса Премудрая и т.д.

обычно ассоциируются с относительно недавним славянским прошлым — на самом деле они зародились одновременно с возникновением Homo Sapiens, то есть где-то 70 000 лет назад. А, может быть, с появлением человечества вообще (2 млн лет назад).

 Конечно, тогда это были не царевичи и Бабы Яги — только их далекие прообразы. В этом и заключается символизм сказок. В.Я.

Пропп, крупнейший филолог-фольклорист, считал, что в основе волшебной сказки лежат табу (запреты) Древнего Мира — нельзя пробовать неизвестную еду и питье, оставлять дверь открытой, ходить одному в лес, контактировать с опасными животными, противостоять природным стихиям и т.д.

Если человек нарушает запрет — его карают сверхестественные силы. Вернуть прежнее благополучие он может тоже только с помощью других сверхестестественных сил или волшебных предметов. Кощей Бессмертный, Баба Яга, Леший и другие — упрощенные и осовремененные формы древних языческих божеств, к которым человек либо обращался за помощью, либо противостоял.

Другие исследователи считают, что помимо табу в основе сказок лежит инициация. Герой должен измениться — повзрослеть, обрести мудрость — через испытания. Само по себе это невозможно.

Славянский бог морозко

На инициации остановимся подробнее. Есть версия, что Морозко — который в фильме выглядит один в один как добродушный Дед Мороз — вышел из образа славянского бога Морозко. Который в свою очередь ранее частично выполнял роль древнего бога смерти.

Он — повелитель зимы, а зима — время смерти для всего живого. Сводные сестры Настенька и Марфушка — девушки, недавно вышедшие из детского возраста.

Как и любые подростки, они находятся на распутье, когда детство позади, взрослая жизнь впереди, а сами они в некоем безвременьи, когда нужно взрослеть, умнеть, находить смысл жизни, но нет ни опыта, ни средств, ни вообще малейшего понятия, как и что делать.

У древних людей для этого и существовал обряд инициации — символической смерти — после которой прежний человек (ребенок) умирал и рождался взрослый. В сказке Морозко играет роль того, кто проводит этот обряд. Настенька смогла его пройти, Марфушка нет.

Поэтому Настенька — символ взрослой самодостаточной и самостоятельной женщины, ответственной за свои поступки. А Марфушка — инфантил, живущий с родителями и надеющийся, что они всегда его прикроют. Так что задумайтесь — может, если вы любите эту сказку, то невольно находитесь в положении Марфуши?)

Главные герои сказки «морозко»

Главных героев сказки «Морозко» шесть — дед, бабка, дочь деда Настенька, дочь бабки Марфушка, Иван и сам Морозко. За всеми стоит множество символов. Первое, что бросает в глаза — большая разница в возрасте между родителями и детьми.

Настенька и Марфуша — девушки на выданье, значит совсем юные, потому что раньше супружеская жизнь разрешалась с момента появления месячных, то есть с 13-14 лет. Обычно так и женились. До 20 «в девках» не сидели. Поэтому их родители тоже должны быть очень молодыми — то есть около 35 лет, а то и меньше.

Но они изображаются, как старик и старуха. Неспроста, конечно.

Из предыдущих статей про символизм сказок вы можете помнить, что Мужчина — это символ логики, разума, интеллекта. Женщина — символ эмоциональной сферы, души. Поэтому Царь — апофеоз мужского начала, Царица — женского.

Обычно в сказках 2 поколения — Царь и Царевич, Царица и Царевна. Они обозначают необходимость смены старого закостенелого сознания новым.

Конфлик Старухи с падчерицей — это аллюзия на вечный конфликт поколений, когда старое «упертое» мышление не желает знать о новых веяниях.

В «Морозко» Старик — символ старого, ограниченного сознания, находящегося в полном подчинении Старухи — такого же отжившего, неуправляемого эмоционального начала. Поэтому ему и в голову не приходит защитить дочь перед мачехой — он слишком инертен, зашорен.

На смену Старику и Старухе давно должны были прийти сын и дочь в виде нового мышления и новой эмоциональной сферы. Поэтому в сказке также есть Иван — жених Настеньки, сама Настенька и Марфуша. Иван и Настя сменят стариков, Марфушка станет копией Старухи.

Ну а Морозко — это та самая сверхестественная сила, которая проведет обряд инициации через символическую смерть в лесу. В более древней версии сказки дочь Старухи погибает.

По мере развития общества, одной из движущих сил которого является развитие идеи гуманности и сострадания, Марфушка просто возвращается домой с позором, в санях, запряженных поросятами, и с сундуками, в которых вместо приданного вороны.

Настеньку же Морозко богато одаривает. Он дает ей шубы, расшитые золотом и серебром. Шуба — символ защиты от зимы, то есть от смерти. Золотое шитье, золото — символ истины, мудрости, мужского начала. Серебро — символ отраженной мудрости, тайных знаний, духовной сферы, женского начала. Все это приобретает Настенька, успешно прошедшая обряд инициации и испытания Морозко.

Хотя в современной сказке очень трудно узнать древние символы, сложно представить, что речь о жизни, смерти, посвящении и пр., но обратите внимание на скрытые подсказки. Одна из основных — птичка, прикоснувшаяся к посоху Морозко и превратившаяся в льдинку. Это и есть намек на то, что Морозко несет смерть и каждый должен пройти испытание ею, чтобы перейти на новый этап своего существования.

Источник: https://witchykitchen.ru/smysl-skazki-morozko/

Сравнительный анализ сказок «Мороз Иванович» и «Морозко»

Анализ конфликтной ситуации на примере сказки морозко

Для того, чтобы осуществлять квалифицированную читательскую деятельность, необходимо обладать умением вести сопоставительный анализ текстов, выявляя общие черты художественных произведений и их индивидуальные особенности. Как методически грамотно провести сравнительный анализ хрестоматийных текстов в начальной школе?

Такую работу целесообразнее вести на материале классических произведений, которые хорошо знакомы и интересны учащимся, вошли в золотой фонд литературы для детей.

Они дают богатейший материал для анализа, способствуют формированию эстетических и нравственных представлений учащихся, развивает их интерес к чтению, литературный кругозор, культуру аналитической работы с художественным текстом.

Можно порекомендовать в первую очередь обратиться к сопоставительному анализу русских литературных сказок, выявляя фольклорные традиции, которые использовали писатели-классики в своих произведениях.

Работа со сказками В.Ф. Одоевского, которого В.Г. Белинский в своих статьях назвал «детским праздником», дает читателю возможность углубить представления о народных корнях литературной сказки: о фольклорных сюжетных мотивах; о традиционных образах-персонажах; о народных средствах поэтической речи. Обращение к фольклорным истокам позволяет яснее увидеть и специфику литературной сказки. 

Так, в сказке Одоевского «Мороз Иванович» в отличие от народной сказки «Морозко»:

  • сильнее выражена изобразительность
  • образы-персонажи представляют собой неповторимые индивидуальные характеры
  • ярко выражена авторская позиция
  • в сравнительно-сопоставительном анализе наиболее очевидным предстает такая специфическая черта сказок русского писателя-просветителя как познавательная направленность.

Рассмотрим подробнее, как можно организовать такую работу на уроках в начальной школе при изучении сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович».

Задачи урока:

  1. Раскрыть особенности литературной сказки В. Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко».
  2. Развивать читательское умение сравнивать произведения, близкие по жанру, теме.
  3. Совершенствовать умение выборочно читать и выборочно пересказывать текст для доказательства своих мыслей.

Ход работы

Обязательным условием при организации такого вида анализа является наличие на уроке текстов обоих произведений, знание их детьми.

Народная сказка «Морозко»В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

В начале урока дети делятся впечатлениями о народной сказке. После этого учитель может провести викторину по русским народным сказкам с целью актуализировать представления учащихся о разновидностях народной сказки.

Педагог зачитывает фрагменты известных сказок или описания их героев, а учащиеся должны вспомнить название сказки. Учитель записывает названия сказок на доске или прикрепляет к ней заранее подготовленные аншлаги с названиями сказок в три столбика.

После викторины учитель спрашивает: Почему названия сказок  размещены в три колонки? Учащиеся должны вспомнить три основных вида народных сказок. После этого учитель вывешивает на доску аншлаги с названиями видов народной сказки.

План доски может быть следующим.

Сказки о животныхВолшебные сказкиБытовые сказки
«Лиса и тетерев»«Теремок»«Сивка-бурка»«Иван-царевич и серый волк»«Хаврошечка»«Как мужик гусей делил»«Каша из топора»

Далее педагог задает вопрос, обобщающий представления учащихся о признаках народной волшебной сказки: Какие приметы волшебной сказки вы знаете? Дети называют следующие признаки (при необходимости учитель подсказывает им):

  • волшебные герои (баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Серый волк, Сивка-бурка и др.)
  • волшебное место действия («В тридевятом царстве..», вподводном царстве, в дремучем лесу и т. д.)
  • волшебные превращения (Василиса Прекрасная может обернуться голубкой или бросить через плечо полотенце, и потечет река; Иван-царевич может быть оживлен живой и мертвой водой и т. д.)
  • волшебные предметы (скатерть-самобранка, ковер-самолет, избушка на курьих ножках, ступа и др.).

После этого обсуждается сказка «Морозко» по следующим вопросам.

К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»? Учащиеся называют признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота.

Как заканчивается сказка «Морозко»? Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает.

Почему так трагически заканчивается народная сказка? Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица.

Перед чтением сказки «Мороз Иванович» учитель дает задание: «Послушайте, как называется сказка Владимира Федоровича Одоевского, и подумайте, о чем она может быть» (прием антиципации). Предварительное обсуждение этого вопроса.

Далее следует комбинированное чтение сказки учителем и хорошо читающими детьми. После чтения – проверка первичного восприятия.

Постановка учебной задачи: Писатель Одоевский пересказал народную сказку или сочинил авторскую сказку?

Вторичное перечитывание текста с целью найти признаки народной волшебной сказки. Дети читают «про себя» и подчеркивают карандашом следующие признаки:

  • чудесные предметы: пирожок и яблочки. При проверке нужно вспомнить, из какой народной сказки «перекочевали» эти предметы («Гуси-лебеди»)
  • сказочный персонаж: Мороз Иванович, говорящий петух
  • волшебное место действия: дом Мороза Ивановича.

Каждый указанный признак подтверждается выборочным чтением вслух с устными доказательствами.

После этого учитель предлагает учащимся ответить на сложный аналитический вопрос: Что общего между двумя волшебными сказками: «Морозко» и «Мороз Иванович»? В ходе его обсуждения ведется работа на доске. После коллективного обсуждения учащиеся приходят к выводу, что в сказках много общего, а на доске появляется следующая запись:

  • волшебный персонаж – Морозко и Мороз Иванович
  • героини – резко противопоставляются по характеру
  • финал – одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.

«Мороз Иванович» с илл. В.М. Конашевича

В продолжение аналитической работы учитель предлагает вопрос: Чем различаются эти сказки?

Работа с таблицей. Над первыми 2-3 пунктами идет коллективная работа, над следующими – самостоятельная работа или работа в парах (в зависимости от уровня подготовленности класса). Каждый ответ подтверждается кратким пересказом или выборочным перечитыванием текста обеих сказок, поэтому на партах обязательно должны быть их тексты.

Таблица в результате обсуждения может выглядеть следующим образом.

«Морозко»«Мороз Иванович»
 1. Падчерица и родная дочь. 1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери  (мачехи), а есть нянюшка Прасковья.
 2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее. 2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама.
 3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу. 3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность.
 4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо. 4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознатель-ность.
 5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо. 5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость.
 6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает. 6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана.

В результате анализа сказки учащиеся приходят к выводу: писатель Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:

  1. Сюжетом (писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича).
  2. Местом действия (в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича).
  3. Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
  4. Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
  5. Концовкой, гуманной и нравоучительной.

А чем еще сказка Одоевского отличается от народной? Для того чтобы ответить на этот вопрос, учитель может предложить детям игровое задание: ответить на вопросы викторины «Проверь свою внимательность!» Педагог или заранее подготовленный ученик задает вопросы по содержанию сказки, а учащиеся должны дать ответ, а затем подтвердить его словами из текста.

Вопросы викторины:

  • «Зачем Мороз Иванович держит под снежной периной зеленую травку?»
  • «Почему вода в колодце и летом студеная?»
  • «Что будет, если печку истопить, а трубу вовремя не закрыть?»
  • «Как Мороз Иванович напоминает о бедных людях?»

После работы с викториной учащиеся приходят ко второму выводу: сказка Одоевского в отличие от народной еще и познавательная.

На этапе обобщения учитель может рассказать детям об истории создания сказки, в частности: В. Ф.

Одоевский писал свою сказку в начале ХIХ века для дворянских детей, поэтому он ввел в нее познавательные сведения (хорошо известные крестьянскому слушателю, но мало знакомые дворянским отпрыскам, далеким от народного быта), смягчил концовку, сделал сказку нравоучительной (учитель может напомнить эпиграф и концовку сказки). 

Вернуться в раздел «Статьи»

Нажмите на кнопку вашей социальной сети и поделитесь информацией с вашими коллегами.

Источник: http://www.lit-studia.ru/articles/13.html

Сказка с разрешением конфликтов

Анализ конфликтной ситуации на примере сказки морозко

  • результаты анкетирования (приложение 1, приложение 2)
  • таблички конфликт”, “юмор”, “уступка”, “компромисс”, “сотрудничество” (приложение 6);
  • ситуации для обсуждения на столе у каждого ученика;
  • маски для сценки, сценка (приложение 3);
  • 2 сладких приза для игры “Армрестлинг”;
  • запись м/ф “Гадкий утёнок”;
  • рисунки осликов у каждого ученика (приложение 4);
  • рисунки учащихся на доске;
  • 4 альбомных листа для игры “Горящая река и лодочки”;
  • правила Карнеги для учащихся (приложение 5);
  • запись песни “Дружба крепкая”;
  • результаты самостоятельной работы учащихся.
  • Задания для самостоятельной подготовки учащихся:

    1. Совместно со взрослыми и сверстниками обсуди, что люди делают, когда между ними возникают разногласия. Узнай у родителей, друзей, сверстников, спроси у учителя, узнай в библиотеке, что такое конфликт? Как люди примиряются, приходят к согласию? Для чего людям нужно согласие?
    2. Взгляни на себя со стороны. Какие качества характера (положительные и отрицательные) присущи именно тебе? Чем ты отличаешься от других? Напиши.
    3. Придумайте вместе со взрослыми правила, пользуясь которыми люди могут разрешать разногласия. Запиши эти правила (оформи на отдельном листе)
    4. Нарисуй рисунок, где бы ты показал, как можно разрешить разногласие или конфликт (например, как это делаешь ты). Рисунок передай учителю.

    Ход занятия

    Эпиграф на доске:

    Самый лучший день — сегодня. Самый лучший отдых – работа. Самая большая потребность — общение. Самое большое богатство — здоровье.

    Самый большой дар — любовь.

    — Тема нашего занятия “Конфликт и пути его решения”. Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Наша цель – показать возможные пути выхода из конфликтных ситуаций. Сегодня мы рассмотрим понятия “конфликт”, “компромисс”, причины возникновения конфликта, а так же основные модели поведения человека в конфликтных ситуациях.

    — Проблема межличностных взаимоотношений является актуальной и для многих учащихся нашей школы, в том числе и для вас. Мы провели социологический опрос. Были опрошены учащиеся 4-х классов нашей школы. Результаты анкетирования:

    58% четвероклассников считают, что без конфликтов прожить невозможно, т.к. иногда нужно уметь защитить себя.

    — Что такое конфликт? 36 % учеников 4 классов ответили, что конфликт — это непонимание друг, друга, ссора.

    — В чем сходство и различие понятий спор и конфликт?

    — Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?

    — С какими людьми вы чаще всего конфликтуете?

    — Что чаще всего для вас является причиной конфликта? (недоразумения, недоверие, недостаток общения часто становятся источником ссор и конфликтов) 39 % учащихся считают, что причиной конфликта является поведение людей, неумение общаться.

    — Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте? 73 % четвероклассников ответили, что конфликт можно разрешить мирным путём.

    — Как видите, путей выхода из конфликта множество.

    xn--i1abbnckbmcl9.xn--p1ai

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Анализ конфликта на примере «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина

    I. Краткое изложение конфликтной ситуации

    конфликт конструктивный деструктивный

    II. Анализ конфликтной ситуации

    1. Тип конфликта:

    в) по коммуникативной направленности конфликт носит «горизонтальный» характер (жена-муж), но по мере развития конфликтной ситуации, начиная с 3 фазы приобретает «вертикальный» характер (дворянка/царица — рыбак).

    2. Структура конфликта:

    б) объект конфликта: расхождение во мнениях у Старика и Старухи об оптимальном использовании ресурса «Золотая Рыбка»;

    Для Старухи — Старик («дурачина, простофиля») не способен адекватно распорядиться и использовать открывшиеся возможности исполнения Золотой Рыбкой желаний.

    -А- Старику удаётся убедить Старуху довольствоваться достигнутым. Старуха удовлетворяется полученным на 2-4 фазе развития конфликта (см. Динамика конфликта).

    -Б- Старику не удаётся убедить Старуху довольствоваться достигнутым. Старуха не удовлетворяется полученным, «революция притязаний» становится преодолимой только вмешательством извне.

    3. Динамика конфликта:

    а) возникновение конфликтной ситуации: Старуха выражает неудовольствие поступком Старика, безвозмездно отпустившего Золотую Рыбку;

    б) развитие конфликта происходит через постоянное наращивание требований Старухи к Старику по поводу исполнения желаний по следующим этапам:

    1 фаза развития конфликта: Старуха требует новое корыто;

    2 фаза развития конфликта: Старуха требует новую избу;

    3 фаза развития конфликта: Старуха требует повышения социального статуса с «чёрной крестьянки» до «столбовой дворянки»;

    4 фаза развития конфликта: Старуха требует повышения социального статуса со «столбовой дворянки» до «вольной царицы»;

    5 фаза развития конфликта: добившаяся статуса «вольной царицы» Старуха требует повышения статуса до «владычицы морской». Пик конфликта.

    г) особенности поведения сторон конфликта:

    4. Функции конфликта:

    а) конструктивные: разрешение конфликта при помощи «третьей стороны» имело воспитательные функции;

    б) деструктивные: развитие конфликта между Стариком и Старухой не способствовало решению возникшего противоречия, в результате Старуха лишилась всех полученных материально-статусных приобретений.

    5. Возможности предотвращения конфликта:

    В силу неадекватно растущих притязаний Старухи и конформистского поведения Старика урегулирование конфликта стало затруднено, разрешение конфликта стало возможно лишь при вмешательстве «третьей силы».

    СКАЗКА О РЫБАКЕ И РЫБКЕ

    Жил старик со своею старухой

    У самого синего моря;

    Они жили в ветхой землянке

    Ровно тридцать лет и три года.

    Старик ловил неводом рыбу,

    Старуха пряла свою пряжу.

    Раз он в море закинул невод, —

    Пришел невод с одною тиной.

    Он в другой раз закинул невод,

    Пришел невод с травой морскою.

    В третий раз закинул он невод, —

    Пришел невод с одною рыбкой,

    С непростою рыбкой, — золотою.

    Как взмолится золотая рыбка!

    Голосом молвит человечьим:

    «Отпусти ты, старче, меня в море,

    Дорогой за себя дам откуп:

    Откуплюсь чем только пожелаешь.»

    Удивился старик, испугался:

    Он рыбачил тридцать лет и три года

    И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

    Отпустил он рыбку золотую

    И сказал ей ласковое слово:

    «Бог с тобою, золотая рыбка!

    Твоего мне откупа не надо;

    Ступай себе в синее море,

    Гуляй там себе на просторе».

    Рассказал ей великое чудо.

    «Я сегодня поймал было рыбку,

    Золотую рыбку, не простую;

    По-нашему говорила рыбка,

    Домой в море синее просилась,

    Дорогою ценою откупалась:

    Откупалась, чем только пожелаю.

    Не посмел я взять с нее выкуп;

    Так пустил ее в синее море».

    Старика старуха забранила:

    «Дурачина ты, простофиля!

    Не умел ты взять выкупа с рыбки!

    Хоть бы взял ты с нее корыто,

    Наше-то совсем раскололось».

    Вот пошел он к синему морю;

    Видит, — море слегка разыгралось.

    Стал он кликать золотую рыбку,

    Приплыла к нему рыбка и спросила:

    «Смилуйся, государыня рыбка,

    Разбранила меня моя старуха,

    Надобно ей новое корыто;

    Будет вам новое корыто».

    Воротился старик ко старухе,

    У старухи новое корыто.

    Еще пуще старуха бранится:

    Выпросил, дурачина, корыто!

    В корыте много ль корысти?

    Воротись, дурачина, ты к рыбке;

    Поклонись ей, выпроси уж избу».

    Вот пошел он к синему морю,

    (Помутилося синее море.)

    Приплыла к нему рыбка, спросила:

    Ей старик с поклоном отвечает:

    Еще пуще старуха бранится,

    Не дает старику мне покою:

    Избу просит сварливая баба».

    «Не печалься, ступай себе с богом,

    Так и быть: изба вам уж будет».

    Пошел он ко своей землянке,

    А землянки нет уж и следа;

    Перед ним изба со светелкой,

    С кирпичною, беленою трубою,

    С дубовыми, тесовыми вороты.

    Старуха сидит под окошком,

    На чем свет стоит мужа ругает.

    «Дурачина ты, прямой простофиля!

    Выпросил, простофиля, избу!

    Воротись, поклонися рыбке:

    Не хочу быть черной крестьянкой,

    Хочу быть столбовою дворянкой».

    Пошел старик к синему морю;

    (Не спокойно синее море.)

    Пуще прежнего старуха вздурилась,

    Уж не хочет быть она крестьянкой,

    Хочет быть столбовою дворянкой».

    Отвечает золотая рыбка:

    «Не печалься, ступай себе с богом».

    Воротился старик ко старухе.

    Что ж он видит? Высокий терем.

    На крыльце стоит его старуха

    В дорогой собольей душегрейке,

    Парчовая на маковке кичка,

    Жемчуги огрузили шею,

    На руках золотые перстни,

    На ногах красные сапожки.

    Перед нею усердные слуги;

    Она бьет их, за чупрун таскает.

    Говорит старик своей старухе:

    «Здравствуй, барыня сударыня дворянка!

    Чай, теперь твоя душенька довольна».

    На него прикрикнула старуха,

    На конюшне служить его послала.

    Вот неделя, другая проходит,

    Еще пуще старуха вздурилась:

    Опять к рыбке старика посылает.

    «Воротись, поклонися рыбке:

    Не хочу быть столбовою дворянкой,

    А хочу быть вольною царицей».

    Испугался старик, взмолился:

    «Что ты, баба, белены объелась?

    Ни ступить, ни молвить не умеешь,

    Насмешишь ты целое царство».

    Осердилася пуще старуха,

    По щеке ударила мужа.

    «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,

    Со мною, дворянкой столбовою? —

    Ступай к морю, говорят тебе честью,

    Не пойдешь, поведут поневоле».

    Старичок отправился к морю,

    (Почернело синее море.)

    Ей с поклоном старик отвечает:

    Опять моя старуха бунтует:

    Уж не хочет быть она дворянкой,

    Хочет быть вольною царицей».

    «Не печалься, ступай себе с богом!

    Добро! будет старуха царицей!»

    Старичок к старухе воротился.

    Что ж? пред ним царские палаты.

    В палатах видит свою старуху,

    За столом сидит она царицей,

    Служат ей бояре да дворяне,

    Наливают ей заморские вины;

    Заедает она пряником печатным;

    Вкруг ее стоит грозная стража,

    На плечах топорики держат.

    Как увидел старик, — испугался!

    В ноги он старухе поклонился,

    Молвил: «Здравствуй, грозная царица!

    Ну, теперь твоя душенька довольна».

    На него старуха не взглянула,

    Лишь с очей прогнать его велела.

    Подбежали бояре и дворяне,

    Старика взашеи затолкали.

    А в дверях-то стража подбежала,

    Топорами чуть не изрубила.

    А народ-то над ним насмеялся:

    «Поделом тебе, старый невежа!

    Впредь тебе, невежа, наука:

    Не садися не в свои сани!»

    Царедворцев за мужем посылает,

    Отыскали старика, привели к ней.

    Говорит старику старуха:

    «Воротись, поклонися рыбке.

    Не хочу быть вольною царицей,

    Хочу быть владычицей морскою,

    Чтобы жить мне в Окияне-море,

    Чтоб служила мне рыбка золотая

    И была б у меня на посылках».

    Старик не осмелился перечить,

    Не дерзнул поперек слова молвить.

    Вот идет он к синему морю,

    Видит, на море черная буря:

    Так и вздулись сердитые волны,

    Так и ходят, так воем и воют.

    Стал он кликать золотую рыбку.

    «Чего тебе надобно, старче?»

    «Смилуйся, государыня рыбка!

    Что мне делать с проклятою бабой?

    Уж не хочет быть она царицей,

    Хочет быть владычицей морскою;

    Чтобы жить ей в Окияне-море,

    Чтобы ты сама ей служила

    И была бы у ней на посылках».

    Ничего не сказала рыбка,

    Лишь хвостом по воде плеснула

    И ушла в глубокое море.

    Долго у моря ждал он ответа,

    Не дождался, к старухе воротился —

    Глядь: опять перед ним землянка;

    На пороге сидит его старуха,

    А пред нею разбитое корыто.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

    Понятие и функции конфликта. Типичные стили поведения в нем. Характеристика основных типов конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой и конфликт между личностью и группой. Их основные особенности. Дисфункциональные последствия конфликта.

    реферат [32,4 K], добавлен 13.10.2013

    Типы конфликтов: конструктивные, стабилизирующие, деструктивные. Виды тактик: жесткие, нейтральные, мягкие. Анализ деятельности военного руководителя по урегулированию конфликта между подчиненными. Причины межличностных конфликтов воинских коллективов.

Источник: https://sokolieds.ru/blog/skazka-s-razresheniem-konfliktov/

Криминальный мир
Добавить комментарий